Географическая школа

Географическая школа (Бокль, Ратцель), основные идеи

Географическая школа — направление в социологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества и государства (Г. Т. Бокль, Ратцель).

Географический детерминизм основывается на признании того, что месторасположение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и океанов и другие параметры определяют основные направления народа, его характер, поведение на международно-политической арене и т.д.

Признанным патриархом направления географического детерминизма в науке считается Фридрих Ратцель. Изучая влияние природных условий на развитие народов и культур в разных географических зонах, он разработал своеобразную географическую карту культурной жизни человечества. В своих трудах он дал общую картину расселения народов и распространения культур. По земной поверхности с различной скоростью перемещаются не только людские потоки, но и культурные изобретения, предметы, идеи, явления. Он считал, что собственное изобретение людьми не так высоко ценится, как заимствованное. Главная заслуга Ратцеля состояла в том, что он предпринял попытку связать между собой политику и географию, изучить политику того или иного государства исходя из географического положения занимаемого им пространства. Он обосновывал тезис о том, что государство представляет собой биологический организм, действующий в соответствии с биологическими законами. Ратцель видел в государстве продукт органической эволюции, укорененный в земле подобно дереву. Сущностные характеристики государства поэтому определяются его территорией и месторасположением, а его процветание зависит от того, насколько успешно оно приспосабливается к условиям среды. Одним из основных путей наращивания мощи этого организма, считал Ратцель, является территориальная экспансия или расширение жизненного пространства.

Бокль разделял представления географического детерминизма, объясняя эволюцию народов влиянием ландшафта, климата, почвы, рациона питания и даже «общего вида природы». Различал ландшафты, способствующие развитию рассудка и логической деятельности (Европа), которые предзадавали подчинение природы человеку, и ландшафты, возбуждающие воображение, которые способствовали процессу подчинения человека природе. Пищу Б. трактовал как вторичный фактор, зависящий от климата и почвы, при этом «почвой обусловливается вознаграждение, получаемое за данный итог труда, а климатом — энергия и постоянство самого труда». Главным фактором исторического развития считал умственный прогресс и накопление практических знаний и умений людей. «Умственный фактор» трактовал как «истинный двигатель» общественной эволюции, что «может быть доказано двумя различными путями: во-первых, тем, что если не нравственное начало движет цивилизацией, то остается приписать это действие одному умственному; а во-вторых, тем, что умственное начало проявляет такую способность все обхватывать, которая совершенно достаточно объясняет необыкновенные успехи, сделанные Европой в продолжении нескольких столетий». Б. признавал важную роль безграничной «энергии человека» в сравнении с ограниченностью ресурсов природы.

9 стр., 4413 слов

Опыт Германии единое государство, единый народ, единое специальное образование

... политической жизни страны. Ученые Германии, разоренной войной и раздробленной на мелкие государства, в XVIII в. находились под влиянием идей предшествующих столетий. Государственная идеология, ... и глухонемых детей. Необходимость принятия такого закона его инициаторы аргументировали интересами государства. Получив образование, аномальные дети сделаются полезными гражданами, что, с одной стороны, ...

Автор: Андрей Руднев на 14:25

Ярлыки: История социологии

6. Географическая школа в социологии. Шарль ЛуиМонтескье (1689-1755).

Пытался вывести из географических условий характер, нравы и обычаи народов, их хозяйственный и политический строй. Средством обеспечения законности он считал принцип разделения властей. К основным сочинениям относят «Персидские письма» (1721) и «О Духе законов» (1748).

Прослеживая зависимость политического устройства от особенностей государства, его размеров, населенности, климата, географической среды, от религии, исповедуемой народом, и его нравов, Монтескье привнес в науку о праве и в гуманитарное знание вообще естественно-научный метод, выступив, в частности, основателем географической школы в социологии и политологии.  Ш.-Л.Монтескье явился одним из основателей современной географической школы в социологии и политологии. Географическая школа — направление в социологии и политологии, рассматривающее географическую среду (климат, реки, почву и т. п.) как определяющий фактор развития общества и государства (Ш. Монтескье, Г. Т. Бокль, немецкий географ Ф. Ратцель, российский социолог Л. И. Мечников).

Идеи о роли географической средой в развитии государства и общества высказывали еще древние мыслители, в частности Демокрит, Геродот, Страбон, Полибий. Однако только в Х1Х веке они получили научное обобщение, во многом благодаря усилиям именно географической школы. Центральное место в ней занимало географическое положение государства. Исходным принципом в ней служил географический детерминизм.  Географический детерминизм основывается на признании того, что месторасположение страны, ее природно-климатические условия, близость или отдаленность от морей и океанов и другие параметры определяют основные направления народа, его характер, поведение на международно-политической арене и т.д. Первоначально геополитика понималась в терминах завоевания прямого (военного или политического) контроля над соответствующими территориями. Традиционные представления о международных отношениях основывались на трех главных китах — территории, суверенитете, безопасности государств — акторов международной политики.  Признанным патриархом направления географического детерминизма в науке считается немецкий географ и этнограф, зачинатель политической географииконца XIX — начала XX в. Фридрих Ратцель (1844-1904).

12 стр., 5614 слов

1.Социология г. Спенсера

... школы, Спенсер, вслед за О. Контом ввел в социологию идею изменчивости и "плавного" эволюционизма. Понятия эволюционистской социологии Спенсера - "возрастающая связанность", "переход от гомогенности к гетерогенности", "определенность", — описывающие морфологическую структуру общества, ... государством, а “страх перед мертвыми” — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество ...

Изучая влияние природных условий на развитие народов и культур в разных географических зонах, он разработал своеобразную географическую карту культурной жизни человечества. В своих трудах «Антропогеография», «Народоведение», «Земля и жизнь» он дал общую картину расселения народов и распространения культур. По земной поверхности с различной скоростью перемещаются не только людские потоки, но и культурные изобретения, предметы, идеи, явления. Сложные явления передвигаются медленнее, простые — быстрее. Хозяйственные формы, экономические институты, навыки земледелия или металлургии, традиции и ценности перенимаются народами крайне медленно и с большим трудом. Гораздо быстрее и легче заимствуются украшения, предметы быта и одежда. Причиной служит то обстоятельство, что традиции и навыки распространяются только вместе со своими носителями, а одежда и мебель этого не требуют. Он считал, что собственное изобретение людьми не так высоко ценится, как заимствованное. Вместе с тем, народ, изобретший хозяйственные приемы, может оценить их в меньшей степени, нежели другой, сумевший найти им изобретаются одним народом, но наибольшее культурное применение получают у другого  Главная заслуга Ратцеля состояла в том, что он предпринял попытку связать между собой политику и географию, изучить политику того или иного государства исходя из географического положения занимаемого им пространства. 

 УЧЕНИЕ Г. СПЕНСЕРА. НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В СОЦИОЛОГИИ

Герберт Спенсер (1820–1903) – английский социолог. Спенсер представлял общество в виде организма, где существует определенная система взаимодействия людей. Системный характер общества нельзя свести к действиям отдельного индивида поэтому Спенсер рассматривал элементы общественной системы, составляющие ее структуру. Этим элементам он отводил роли биологического организма: например, земледелие и промышленность выполняют функцию питания, институт торговли – функцию кровообращения, армия – это своеобразный кожный покров и т. д. Эти системы находятся в сложном взаимодействии между собой. По степени влияния подсистем Г. Спенсер выделяет типы обществ.

Развитие общества Спенсер видит в борьбе В процессе борьбы происходят интеграция и новая дифференциация социальных институтов, т. е. в недрах самого общества заложено стремление к развитию, эволюции социальной жизни. Спенсер ввел в категориальный аппарат социологии такие термины как «система», «структура», выделил типы обществ и охарактеризовал их, дал оценку социальным институтам.

Учение Г. Спенсера способствовало развитию натуралистических школ в социологии. Представители различных школ пытались описать общество, действующее по принципам физики, механики, биологии. Л. Гумпилович использовал принцип Ч. Дарвина, описывая социальную действительность, а Ж. Гобино пытался представить социальные действия зависимыми от «биологической наследственности». Исследование К. Хаусхофера было направлено на выявление глобальных общественных закономерностей. Главным фактором, влияющим на общественное развитие, он считал окружающую среду. Географическое расположение общества влияет на его судьбу и определяет историческую роль.

9 стр., 4315 слов

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

... - конфликта). В-пятых, социология изучает социальные изменения (развитие общества). И, наконец, предметом социологии выступает все общество в целом, общество как система. 2. Структура социологии Современная социология — сложная, внутренне дифференцированная ... ХIХ века появляется плеяда великих ученых - прежде всего это Герберт Спенсер (1820-1903), Карл Маркс (1818-1883), Эмиль Дюркгейм (1858-1917), ...

Развитие натуралистических школ окончательно отделило религию и социологию, однако отождествление социальных процессов с биологическими и физическими законами препятствовало дальнейшему развитию социологического знания.

Конец XIX века ознаменовался бурным расцветом так называемых “школ одного фактора”. Вдохновленные выдающимися достижениями в естествознании, многие ученые пытались объяснить социальный мир по аналогии с физическим миром, с биологическим миром и т.д. Упрощая понимание социального мира они пытались найти главный фактор, определяющий общественное развитие. Соответственно, появился ряд монофакторных школ в социологии.

Механистическая школа Представители этой школы пытаются найти простые законы, управляющие материей во всех ее формах, в том числе и социальной. Для них человек – молекула общества, в котором как в физическом мире действуют силы притяжения и отталкивания. Производство и потребление в обществе – простые превращения вещества, торговля – перемещение его в пространстве и т.п. Различные социальные категории (социальный порядок, государство и пр.) они переводят на язык математики и физики, пытаются вывести формулу социального прогресса. Географическая школа Для социогеографов главный фактор социальных измерений – природно-климатические условия, которые предопределяют не только темпы развития, но даже формы государственного устройства. Используя данные статистики, палеоботаники, истории, географии они стремятся обосновать связи между изменениями климата и прогрессом цивилизаций. Оказалось, что действительно есть определенные связи между климатическими и социальными изменениями. Это дало ценные наблюдения не только для социологов, но и для биологов, психологов, климатологов. Данные современной науки подтверждают глубинные связи космоса, природы и социума, их взаимное влияние друг на друга.

Социал-дарвинизм Это было одно из самых мощных направлений среди натуралистических и эволюционистских теорий. Австрийский социолог Людвиг Гумпиович ввел понимание социологии как науки о социальных группах и отношениях между ними; считал, что главная характеристика этих отношений – беспощадная борьба за выживание. Отличие естественного отбора среди людей от такового у животных видел в том, что у животных это борьба между отдельными особями, а у людей – между группами. В том, что у животных доминируют биологически инстинкты, а в основе групповых конфликтов – стремление к удовлетворению социальных потребностей и интересов. Психологическая социология В Германии М.Мацарус и Х. Штейнталь провозгласили создание “психологии народов“. С их точки зрения, главная движущая сила исторического процесса – этнос, народ, активным началом которого является “дух целого”, проявляющийся в языке, обычаях, искусстве, религии. Этот народный дух они понимали как психическое свойство индивидов, принадлежащих к определенной нации. Сознание индивидов – есть продукт этого целого. В США Л. Уорлд и Ф. Гиддингс основали психологический эволюционизм, где под социальными силами, которые управляют деятельностью человека, понимали психические силы – желания. У них и само общество выглядит как психическоя явление. Их главный вклад – в доказательстве, что в социальной эфолюции весьма значимую роль играет психология человека, его воля. Наиболее интересными и плодотворными в этом направлении представляются концепции французских исследователей Г. Лебона и Г. Тарда. Лебон первым показал фундаментальную роль эмоций в общественных делах (“Психология толпы”).

11 стр., 5101 слов

Воздействие на человека негативных факторов производственной среды

... др. Химические факторы представляют собой вредные для организма человека вещества в различных состояниях. Биологические факторы - это воздействия различных микроорганизмов, а также растений и животных. Психофизиологические факторы - это ... Безопасность труда является составной частью программы экономического и социального развития нашего общества. В нашей стране большое внимание уделяется созданию ...

Его вывод: идеи побеждают не потому, что они верны, а благодаря определенным механизмам психологического заражения, не имеющим ничего общего с разумом. Эти механизмы позволяют идее проникнуть в бессознательное, и только когда идея становится частью безсознательного, она становится эффективной для социологического действия. Каждый народ имеет свою национальную душу, разделяемые чувства, интересы, верования, способы мышления, которые создаются нерациональными механизмами внушения и наследственности. Все метафизические, религиозные, политические и социальные верования укоренены в социальной душе народа, и именно эти глубоко укоренившиеся верования управляют социальными институтами. У Тарда социология выступает как “коллективная психология”. Для него общество – мозг (продукт взаимодействия индивидов), сознание отдельного человека – клетка. Основа развития социальной психологии как науки">развития социальных процессов – межиндивидуальные отношения людей. Основная движущая сила исторического прогресса – неодолимое психологическое стремление к подражанию. Постоянно людьми в разных сферах делаются тысячи изобретений (новые знания, действия, поступки).

Какие-то из них принимаются, отбираются ипревращаются в традиции, обычаи, законы. Основа общественной жизни – согласие умов и желаний или одновременное присутствие одних и тех же понятий и стремений во всех умах и сердцах людей в одном обществе. Это согласие появляется не из-за наследственности или влияния одной и той же географической среды, а от внушения или подражания, распространяющихся от одного к другому. Поэтому важнейшим средством социального контроля в обществе являются СМИ, способствующие созданию этого согласия. Тард первым заметил и показал роль СМИ, положив начало исследованиям их влияния, теориям “массового общества”, развитию социальной психологии. Существовали и другие монофакторные школы в социологии. Каждая из них привнесла что-то интересное и полезное в понимание общества, но ни одна из них, пытаясь “упростить”, найти один главный фактор его развития не смогла решить эту задачу.