Реферат На тему: Гендерные стереотипы и семья
Выполнила: . 5 к. В.О.
Проверила:
Санкт-Петербург
2002
Содержание
TOC o «1-3» Содержание… PAGEREF _Toc6643955 h 2
Введение… PAGEREF _Toc6643956 h 3
Гендерные стереотипы… PAGEREF _Toc6643957 h 4
Традиционная семья и роль домашнего труда в ней.… PAGEREF _Toc6643958 h 10
Изменение ложных представлений о гендере… PAGEREF _Toc6643959 h 19
Заключение… PAGEREF _Toc6643960 h 22
Библиография… PAGEREF _Toc6643961 h 23
Введение
Моя работа посвященагендерным стереотипам в семье. Я постаралась описатьдостаточно подробно, что же такое гендерные стереотипы. Как они появляются внашей жизни, взаимодействуют с другими социальными установками. Я постаралась понять, почему мы подчиняемся гендерным стереотипам, прекрасно осознавая, что это всеголишь стереотип.
Далее я рассмотрела традиционнуюроссийскую семью в историческом ракурсе. Но особое внимание я уделила домашнемутруду в современной семье. Какое место он занимает в семье, и почему так многоговорят о неравенстве в распределении обязанностей домашнего труда междусупругами.
Последнюю главу япосвятила тому как можно изменить ложные представления о гендере.
Мы окруженыкультурной средой, которая провозглашает, что мужчины и женщины не похожи другна друга и должны исполнять различные социальные роли. Мы привыкли к мысли, чтомужчины и женщины – это две противоположности, и довольствуемся ею. Подобныеидеи настолько распространены в нашем обществе, что они считаются истиной впоследней инстанции и препятствуют каким бы то ни было изменениям. Я предлагаюнемного приоткрыть занавес и посмотреть действительно ли мужчины и женщины такотличны друг от друга? И, что иммешает понять друг друга? Как этоможно изменить?
Гендерные стереотипы
Социальные нормы – это основныеправила, которые определяют поведение человека в обществе. По мнению социальныхпсихологов, объяснение многих гендерных различий следует искать не в гормонах ихромосомах, а в социальных нормах, приписывающих нам различные типы поведения, аттитюды и интересы в соответствии с биологическим полом.Наборы норм, содержащие обобщенную информацию о качествах, свойственных каждомуиз полов, называются половыми или гендерными ролями.Часть этих социальных норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу,ряд других мы получаем непосредственно, например испытывая неодобрение состороны общества, когда отклоняемся от ожидаемого гендерно-ролевогоповедения.
Рассмотрим проявление гендерные стереотипов в семье
... этапах развития женщины и мужчины начинают стремиться к общению и опять же попадают во власть своих стереотипов — как следствие, им трудно понять поведение друг друга. Стили социального гендерного поведения ... разделению ролей — мужчина занимался делом, а женщина заботилась о психологическом климате. Такое разделение ролей можно часто проследить и в семьях, и в деловом мире. В привычных ...
Гендернныестереотипычасто действуют как социальные нормы. Нормативное и информационное давлениевынуждает нас подчиняться гендерным нормам. Действиенормативного давления заключается в том, что мы стараемся соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение иизбежать социального неодобрения. Об информационном давлении можно говорить,когда мы начинаем считать гендерные нормы правильными, потому что находимся подвлиянием социальной информации. Мы живем в культуре, где мужчины обычнозанимаются одними вещами, а женщины – другими, где гендерные отличия считаютсяприродными; поэтому мы принимаем гендерные роли и следуем им.
Подчинение гендернымнормам может наблюдаться в поведении, но не в системе верований (уступчивость),либо и в поведении, и в системе верований (одобрение, интернализация),либо может определятся желанием быть похожим на сверстника или ролевую модель(идентификацию).
Люди в различной степени подчиняются традиционным гендерным ролям, причем некоторые чрезвычайно поло-типизированными у тех, кто имел опыт критическогопереживания гендерной социализации, когда любоеотклонение от половой роли неизбежно влекло за собой жестокие социальныепоследствия.
Уже в 3 года дети с уверенностьюотносят себя к мужскому или женскому полу. В это время дети начинают замечать,что мужчины и женщины ведут себя по-разному, занимаются разной деятельностью иинтересуются разными вещами. Часть взрослые непреднамеренно стимулируют гендерную индетификацию,регулярно упоминая пол ребенка. К 7 годам дети достигают гендернойконстантности- понимая, что гендер постоянен и изменить его невозможно. Уребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем жеполом, что и он сам, обусловленное желанием быть самым лучшим мальчиком илидевочкой. Таким дефференциальным подражаниемобъясняется, почему женщинам, как правило, нравится ходить по магазинам изаниматься подготовкой к праздникам, а мужчины этого избегают.
Стереотипныегендерные атрибуты считаются «истинными» не только потому, что их воспринимаюткак внутренние диспозиции, но так же потому, что общество пришло к единодушномумнению об истинности этих стереотипов. Поведение, в котором присутствуют всечерты, в том числе и гендерные стереотипы, всегда производится с помощьюумозаключений. Когда факты неоднозначны, «истина» определяется путемсоциального консенсуса. Таким образом, консенсус одновременно определяет иподтверждает мнения индивидуумов.
Гендерные стереотипыприняты всеми членами общества, потому что, несмотря на то, что на уровнесознания мы от них отказываемся, мы по прежнему поступаем в соответствии с нимии видим, как другие люди делают тоже самое в повседневной жизни, в котороймужчинам и женщинам отводятся неравные роли и статус. Точно также гендерныестереотипы тиражируются в средствах массовой информации, и ложные представлениявсе же проникают в наши суждения и мнения, хотя мы этого не осознаем. Врезультате считается, что мужчины и женщины обладают стереотипными чертами.Даже когда объективные факты идут в разрез с общепринятым мнением, мыпо-прежнему считаем его правильным.
Гендерные стереотипы в руководстве организации
... Объект исследования: социальные стереотипы. Предмет исследования: гендерные стереотипы в руководстве организации. Цель: изучение гендерных стереотипов в формировании образа руководителя. Гипотеза исследования: существуют различия в стереотипах между мужчинами и женщинами. Задачи исследования: · Провести ...
Поскольку консенсусопределяет «истину», то он также трансформирует гендерные стереотипы, превращаяих из гипотетических фактов в ценности. Поскольку не существует объективногокритерия, который позволил бы определить, что такое на самом деле «истиннаяфемининная личность», то если все согласятся с тем, что женщины эмоциональны,несамостоятельны и заботливы, эмоциональность, несамостоятельность изаботливость станут признаками «истинной фемининности». В результате эти чертыстановятся нормативными и ценимыми качествами женщин, поскольку их демонстрацияодновременно определяет и подтверждает «истинную фемининность». Консенсусприобретает ценность, потому что он служит критерием истинны и валидности.Точно также общее для всех наблюдение, согласно которому должности начальниковвсегда занимали мужчины, способствует созданию нормы, предписывающей, что начальникамидолжны быть мужчины. «Наличное» становится «должным», описания превращаются впредписания.
Поскольку стереотипыстановятся если не явными, то косвенными ценностями, мужчины и женщиныстараются культивировать в себе стереотипные черты. Эти давления,подталкивающие к желательному поведению, подкрепляются еще и давлениемнеравного статуса мужчин и женщин и давлением ожиданий наблюдателей. Вдействительности люди стараются поддерживать такой образ «Я», чтобы он былсоциально желательным и в тоже время соответствовал их мнениям о самих себе.Несмотря на то, что указанные мотивы могут вступать в конфликт, они совместноспособствуют гендерно-стереотипному поведению, такимобразом, создавая еще одно доказательство «истинности» стереотипов и еще односамоисполняющееся пророчество. Поскольку стереотипы являются ценностями, то какмужчины, так и женщины ведут себя на людях более стереотипно, чем безсвидетелей. Проблема, создаваемая стереотипами и самоисполняющимисяпророчествами, состоит в том, что они заставляют нас верить в стереотипныемнения даже тогда, когда стереотипные черты на самом деле не существуют.Перцепции и действия людей обусловлены их осведомленностью о социальныхожиданиях и практиках, которые в тоже время определяются их поведением.
С социально-психологическойточки зрения гендерные представления и поведение можно понимать каквсеобъемлющее самоисполняющееся пророчество, состоящее из набора связанныхмежду собой и взаимно подкрепляющих друг друга частных самоисполняющихсяпророчеств. Гендерные стереотипы действуют как неосознаваемые ожидания илипророчества. В качестве их исполнения или подтверждения выступают результатыпроцессов восприятия, поведение или их последствия. В самом широком смыслегендерные стереотипы, действующие как неявные ожидания, искажают восприятие иприводят к предвзятому отношению к мужчинам и женщинам, а результатынеобъективного восприятия и отношения – половые различия в поведении идостижениях – затем якобы подтверждают изначальную правильность стереотипов.
Невзирая на то что,на осознаваемом уровне мы верим в равенство полов, традиционные стереотипы взакодированной форме сохраняются в информационных структурах или схемах,которые не осознаются нами и автоматически управляют восприятием,интерпретациями, суждениями, воспоминаниями и отношением к мужчинам и женщинам.Согласно стереотипам мужчины описываются компетентные и обладающие качествами,необходимыми для того, чтобы стоять у власти, а женщины – как чувствительные иотзывчивые; считается также, что представителям каждого пола недостает качеств,типичных для представителей противоположного пола. Мы склонны замечать изапоминать ту информацию и делать такие выводы, которые согласуются с нашимисхемами; мы считаем такую информацию более актуальной, ценной и заслуживающейбольшего доверия; кроме того, мы считаем, что она отражает диспозиции. Мы частоне умеем отличить суждения от реальных фактов. Результатом такой предвзятости ив пользу информации, соответствующей нашим схемам, являются самоисполняющиесяпророчества.
Особенности поведения мужчины и женщины
... поведение и пол Ш. Берн пишет, что «общепринятые стереотипы, описывающие женщин заботливыми и сочувствующими, наталкивают на мысль, что они должны больше, чем мужчины, ... юношей - вытеснение и отрицание. Поскольку реактивное образование подразумевает подмену ... Мужчины в старости переходят от активного стиля к пассивному. После того как они почти всю жизнь несли ответственность за других, содержали семью ...
Во-первых, мы«видим», будто мужчины и женщины обладают стереотипными чертами, независимо отреального положения вещей, и, таким образом, ошибочно мысленно «подтверждаем»стереотипные пророчества. Во-вторых, мы относимся к мужчинам и женщинам так,будто бы им свойственны стереотипные черты. Поскольку действователи склоннывести себя так, чтобы соответствовать ожиданиям наблюдателей, то их поведениена самом деле служит подтверждением пророчеств, и в стереотипах появляетсякрупица истинны. В-третьих, стереотипы заставляют нас предпочитать мужчин вкачестве руководителей и ожидать, что женщины будут иметь подчиненный статус. Врезультате поведение, необходимое для исполнения руководящей роли, кажетсятипично маскулинным, а поведение, необходимое в подчиненном положении, — фемининным. Традиционные гендерные стереотипы фактически являютсяхарактеристиками статуса. Поскольку мужчины и женщины до сих пор имеют неравныйстатус, все мы в наших социальных взаимодействиях поступаем в соответствии состереотипами и каждый день видим, как другие тоже следуют им. Такое поведение итакие наблюдения являются главным подтверждением стереотипных пророчеств.Стереотипы отражают различия в статусе и в тоже время способствуют ихсохранению.
Кроме того,когнитивной системе человека присущи три недостатка, из-за которых результатынаблюдений за поведением превращаются в неявные стереотипные представления.Совершая фундаментальную ошибку атрибуции, мы считаем, что мужчинам свойственноповедение, типичное для ролей высокого статуса, а подчиненное поведениесвойственно женщинам. Дифференцированные ожидания, представления, роли иявляющиеся их следствием поведение принимаются всем обществом, котороеопределяет их как правильное, и в дальнейшем придает им ценность. Вследствиеэтого, во-первых, мужчины и женщины стараются демонстрировать «желательные»качества. Во-вторых, люди, не соответствующие стереотипам, не нравятсяокружающим, что порождает дилемму, с которой сталкиваются женщины профессионалыи женщины, занимающие руководящие должности. И то и другое способствует тому,что в стереотипах появляется еще одна крупица истины и самоисполняющиесяпророчества получают подтверждение. Наконец, за счет эффекта знакомости людямбольше нравятся стереотипное мнение и поведение, а дискриминационные практикикажутся более обоснованными. Благодаря фактическому и воображаемомуподтверждению стереотипов они сохраняют активность в качестве схем, входящих вкопилку наших знаний о мире, и, таким образом, самоисполняющиеся пророчествапродолжают свое существование.
Согласно теории социальных ролей(А. Игли) многие гендерные различия являютсяпродуктами разных социальных ролей, которые поддерживают или подавляют вмужчинах и женщинах определенные варианты поведения. Ульям и Бест предположили,что стереотипы о гендерах развились как механизм дляподдержания полоролевой дифференциации. По их мнению,женщина пришла к роли домохозяйки потому, что уход за младенцем накладывалограничения на ее мобильность, а ведение домашнего хозяйства прекрасноудовлетворяло требованию оставаться дома. Обнаружив, что такое распределениеролей очень удобно, общество пытается убедить себя в том, что эти роли подходятих носителям. Для этого оно порождает верования о неких качествах мужчин иженщин, которые служат для обоснования того, что их роли подходят им как нельзялучше. Устоявшись, эти верования начинают служить нормами поведения длявзрослых и моделями для социализации детей.
Психологические особенности женщин, подвергавшихся домашнему насилию
... психологические особенности женщин, подвергавшихся домашнему насилию. Объект - насилие над женщинами в семье. Предмет - психологические особенности женщин, подвергавшихся домашнему насилию. Гипотеза: женщины, подвергавшиеся домашнему насилию, ... насилие, на патриархальной социальной структуре, благоприятствующей доминирующей роли мужчин. В психологии существует множество объяснений насилия. ...
Традиционная семья и роль домашнего труда в ней.
Корни российских семейных традиций лежат вкрестьянской семье, т.к. к концу 19 века крестьяне составляли 85 % населения. Воснове традиционного русского крестьянского общества лежал особый институт –сельская община или мир. Община управлялась собранием глав семейств, ему былиподвластны не только экономические и аграрные вопросы, внутрисемейные дела,вплоть до рекомендации невест. Неженатый мужчина до старости носил прозвище«малый» или «бобыль», а незамужняя женщина в старости звалась «девкой». Переделземли совершался в зависимости от подушного состава семьи, но пропорциональночислу женатых мужчин, холостяки и женщины в расчет не принимались. Только бракобеспечивал доступ к землепользованию, именно поэтому дореволюционная Россиябыла на первом месте в Европе по уровню брачности, в 1897 году только 4 %женщин и 3 % мужчин в возрасте от 40 до 50 лет были незамужними и холостяками.Не вступали в брак увечные, дефективные или те, кто уходил в монастырь.
Глава семьи осуществлял единоначалие. Этавласть передавалась от отца к старшему женатому сыну или брату, т. е.Наследование властных полномочий и в крестьянской, и в царской семье шло поодной и той же схеме. Цареубийцы воспринимались не только как государственныепреступники, но и вызывали ужас и ненависть как люди, покусившиеся на вековыесемейные устои, как отцеубийцы. Поэтому тоталитаризм и его разновидность –казарменный социализм с их непременным вмешательством в личную жизнь, строгойиерархической подчиненностью, коллективными хозяйствами и коммунальным жилищемимел благодатную почву и сравнительно легко (относительно западных стран)привился в России. крестьянская семья имела мало общего по своей культуре ибыту с семьей аристократической, ориентированной на запад. Водораздел проходилчерез психологический склад личностей: крестьянина отличала привязанность кобщине, семье, свей группе, к землякам, западноевропейской ментальности русскихаристократов и интеллигенции были свойственны индивидуализм ииндивидуалистический стиль мышления. В сущности они всегда оставались лишьсоотечественниками, людьми, живущими в одной стране, но воспитывающимися вразных культурах, разных традициях, даже общность религии не объединяла эти двесоциальные группы. Между тем, роль церкви для семьи и культуры была в Россииогромна, все семейные события – рождение, брак, смерть освещались церковью исовершались по ее догмам.
Семья как фактор развития ребенка
... в состоянии самостоятельно ни содержать своего ребенка, ни воспитывать его. Такие семью создаются не только молодыми девушками, но и зрелыми женщинами, которые сознательно делают такой выбор. 5. ... поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие ...
Семья в современных условияхрассматривается в трех ипостасях. На уровне общества она выступает как социальный институт, с присущими емуместом и ролью, и выполняет ряд специфических функций, в первую очередь таких,как воспитание детей. Семья – это малая социальная группа, которой свойственнысплоченность, единство членов семьи, внутрисемейные отношения, традиции и др.И, наконец, в-третьих, семья – это сфера жизнедеятельности и удовлетворенияопределенных потребностей человека. Брак – это исторически изменяющаясясоциальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которойобщество упорядочивает и санкционирует отношения между мужчиной и женщиной.
Семья – это социальная общность, основаннаяна браке и родстве, члены которой заинтересованы в совместном проживании. Этоисторически конкретная система взаимоотношений супругов, основанная на рождении и воспитании детей, общности быта,бюджета.
Задачи семьи – воспроизводство населения,накопление и передача опыта трудовой деятельности родителей детям, определенныеформы и способы удовлетворения первичных (естественных) и вторичных(социальных) потребностей, воспитание определенных нравственных норм поведения,формирование конкретных психологических отношений.
Положение семьи, уровень ее благополучиястабильности являются важнейшими социальными индикаторами, определяющими жизнестойкость нации, общества игосударства. Особенности социально-экономических преобразований последнегодесятилетия негативно повлияли на уровень населения, наложили свой отпечаток напроцессы жизнедеятельности семьи. Наряду с падением рождаемости, увеличениемчисла разводов, ростом детской беспризорности и безнадзорности растет опасностьсоциальной деградации семьи вообще, являющейся на протяжении веков одной изгосподствующих форм отношений между полами, могучим гармонизирующим регуляторомобщества.
В условиях кризиса обостряется конфликтмежду социальными ролями женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи илибезработица существенно сокращает совокупный семейный доход. В тоже времявысокая занятость женщины на производстве становится одним из основных факторовснижения рождаемости.
В наше время перед женщиной стоит проблемавыжить и сохранить семью при создавшейся ситуации. Широко распространенные патриархальные взгляды на место женщины вобществе создают дополнительные трудности. Довольно сложными являются отношениямежду супругами, между родителями и детьми. Общество не способствует воспитаниюу детей уважительного отношения к матери, профессиональной деятельностиродителей, необходимости совместными усилиями решать бытовые проблемы. Широкораспространяемая наркомания и алкоголизм приводят подчас к невозможностирациональной организации отдыха семьи, использования коллективных формвоспитания подрастающего поколения в сочетании с семейными.
Главная сфера деятельности женщины в семье– домашний труд. Домашнее хозяйство – составная часть быта, предоставляющегообласть социальной жизни, связанной с восстановлением жизненных функцийчеловека, его работоспособности и творческой деятельности. Этажизнедеятельность обеспечивается определенными формами и способами потребленияи обслуживания, организацией и производством самих предметов потребления, атакже конкретными формами социальных отношений. Основу быта и бытовых отношенийсоставляют личное, семейное и общественное производство и потреблениенеобходимых благ.
Социальная работа с семьей с онкобольными детьми
... работы с семьями онкобольных детей. Глава 1 Теоретические основы социальной адаптации семей с онкобольными детьми 1.1 Семьи с онкобольными детьми как объект социальной работы Проблемы в семьях детей с онкологическими ... возвращения в школу больше присущи детям, родители которых склонны прямо или косвенно удерживать ребенка на домашнем обучении как можно дольше. Дети, считающие себя ущербными, в ...
Домашнее хозяйство входит в сферу быта исоставляет на современном этапе существования нашего общества его важную часть.Оно является сферой человеческой деятельности, в которой кустарно, на основеиндивидуальных затрат труда и времени организуется вся система производства ипотребления. За счет него осуществляется питание, стирка, уход за одеждой,помещением, уход за детьми и др.
Домашний труд необходим для удовлетворенияматериально бытовых нужд индивида, семьи, а подсобное хозяйство какразновидность домашнего труда представляет важный источник жизненных средств крестьян и значительной части семейрабочих и служащих. В настоящее времявся тяжесть в процессе удовлетворения потребностей ложится на плечи семьи и, впервую очередь, женщины. Домашний труд обеспечивает производство предметовпотребления или их доработку: приготовление пищи, ремонт одежды, обуви, белья ит.д. кроме того, другой частью домашнего труда является оказание услуг внутрисемьи.
Обособленность домашнего хозяйства, тоесть существование в рамках семьи, сохраняет старые традиции, превращающиеженщин в придаток домашнего очага, и всячески препятствует ее стремлению кравенству и свободе. В настоящее время все больше утверждается культ вещей, «чудо-кухни»,стимулируя дух потребительства, стремясь превратить человека в обывателя,непрерывно гоняющегося за вещами, личным достатком.
Домашний труд, несмотря на егоиндивидуальную организацию, представляет общественно необходимый вид труда,поскольку обеспечивает жизнедеятельность человека или малой социальной группы.Будучи дополнением к общественному производству предметов потребления и услуг,он выполняет те функции, которые еще не в состоянии охватить общественная сфераобслуживания. Продукты создаваемые этим трудом, не входят в экономическийоборот, они присваиваются внутри семьи.
Обособленность домашнего хозяйства, какправило, формирует индивидуалистические стремления и способствует формированиюэгоизма отдельных членов семьи, поскольку бытовые хлопоты в основном ложатся наплечи женщины. Следует отметить, что домашнее хозяйство довольно частоорганизуется нерационально, и это сопровождается негативными последствиями дляженщин: отсутствием условий и времени для повышения своей квалификации,культурного уровня, образования и т.д. Кроме того, многие женщины, получившиеспециальное образование и имеющие специальность, вынуждены заниматься лишьдомашним хозяйством, устраняясь от общественного производства, а часто и отактивной общественной жизни. Следовательно, затраты государства на образованиеостаются не восполненными. Нельзя отрицать и положительную сторону ведениядомашнего хозяйства в семье: все это имеет определенную моральную ценность, но,как известно, женщины выполняют эту функцию без особого внутреннегопризвания и желания и с большой охотой участвуют в производственной иобщественной деятельности даже в том случае, когда материально обеспечены.Ограниченность мелкого домашнего хозяйства приводит не только к экономическимпотерям, но и к отрицательным психологическим последствиям – излишнейраздражительности, чрезмерной озабоченности бытовыми мелочами, ухудшениянастроения, физической подавленности и др. домашнее хозяйство в современныхусловиях будет существовать, играя значительную роль в системе нашего быта.Важным направлением его совершенствования является облегчение труда исокращение затрат времени женщиной за счет создания внутрисемейной кооперации,основанной на подлинном равноправии при соответствующем распределении домашнихобязанностей между всеми членами семьи, в том числе и детьми, которые должнывыполнять посильную работу. Такая ситуация способствовала бы смягчению возникших внутрисемейныхконфликтов и явилась бы тем шагом, который необходим для укрепления отношений.Это особая форма отношений, обеспечивающая такую организацию труда, при которойсовместное участие всех членов семьи обязательно. При кооперации всеобязанности распределяются поровну и предполагают сознательный подход кразделению труда с учетом возраста, склонностей и необходимостивзаимосвязи всех трудовых процессов.
Круг общения у женщин и мужчин
... по сравнению с женщинами среди субъективно значимых для них людей, с которыми они непосредственно ... младшими детьми. По данным А. А. Бодалева , в круге ближайшего общения мужчин людей, занимавшихся одинаковой с ними деятельностью, оказалось на 21–34% больше, чем у женщин. У мужчин ...
В настоящее время распределение домашнихобязанностей не гендерной основе является симптомомпродолжающегося гендерного неравенства и гендерно-ролевой социализации.
Традиционное распределение работ по домуможет также способствовать поддержанию низкого статуса женщин. Ребенкуочевидно, что человек, работающий весь день и обязанный, вернувшись домой,готовить и делать уборку, имеет более низкий статус, чем тот, кто работает весьдень, но кому не приходится выполнять эти обязанности по возвращениидомой. Дети могут тогда сделать вывод,что женщины действительно должны находиться в подчиненном положении, иначе онибы не имели этот более низкий статус.
Традиционное распределение домашнихобязанностей приводит к тому, что у детей появляются гендерные стереотипы и ониовладевают разными навыками, основанными на их гендернойпринадлежности. Когда дети видят женщин и мужчин исполняющими разные роли, ониначинают думать, что мужчины и женщины обладают разными качествами, которыепозволяют им лучше приспосабливаться к этим разным ролям. Затем эти гендерныестереотипы действуют в качестве социальных норм. Другими словами, дети начинаютсчитать, что мужчины и женщины должны исполнять различные роли и обладатьразличными психологическими качествами. В результате они стремятся овладетьразличными навыками, зависящими от их гендера, и, какследствие, могут оказаться плохо подготовленными к многообразным ролям, которыеим, вероятно, придется исполнять в дальнейшем.
Возложение бремени ухода за детьми идомашней работы на женщин также мешает им реализовать свои организационныеи политические возможности.Женщины-управленцы реже выходят замуж изаводят детей, чем женщины не занимающие руководящих постов. Причиной этогоможет быть то, что работающие женщины оказываются неспособными задерживаться напроизводстве, работать по выходным или отправляться в командировки и чащеотсутствуют на работе в вязи с необходимостью ухода за детьми или их болезнью.Кроме того, производственные руководители часто не желают продвигать женщин послужбе, предполагая, что их семейные обязанности и делают их менее преданнымиорганизации. Хорошо известно, что женщины несут большую часть ответственностиза домашнюю сферу, и если изменить это условие, тогда его не станутиспользовать против них на производстве.
Еще одна причина необходимости изменениятрадиционного разделения домашнего труда состоит в том, что конфликты по поводувыполнения домашних обязанностей и ухода за детьми являются основным источникомнапряжения в отношениях между супругами.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
Хотя мужчины и женщины часто соглашаются,что, когда работают оба партнера, должно иметь место более равноправноераспределение обязанностей дома, исследования обнаружили относительно немногопримеров поведенческих изменений в этом направлении. Плекприходит к следующему выводу: имеющиеся в наличии данные показывают, чтомужчины более психологически вовлечены в семейную, чем в производственнуюжизнь, и предполагает, что эта вовлеченность образует основу для расширенияучастия мужчин в выполнении домашних обязанностей и присмотре за детьми. Однакоон признает, что мужчины принимают относительно небольшое участие в этих видахдеятельности. Росс с коллегами установили, что чем выше заработок мужа, темменее вероятно, что он принимает участие в домашней работе и уходе за детьми, ячем выше заработок женщины, тем скорее он будет выполнять эти обязанности. Существуетмнение, что чем больше зарабатывает жена по сравнению с мужем, тем меньшуюответственность она несет за выполнение домашних обязанностей (кроме ухода задетьми).
Дифференциация домашней работы, основаннаяна половой принадлежности, распространена даже в тех случаях, когда ей труднонайти оправдание. Можно предположить множество объяснений, почему мужчины иженщины на словах выступают за более равноправное разделение труда, однакопридерживаются традиционного распределения обязанностей в своей жизни.
Причины несоответствия между установками иповедением:
1.
2.
конкретных домашнихработ.
3.
4.
Шон Берн высказывает несколько предположений, как можноуменьшить несправедливость в распределении домашних обязанностей. Первоесостоит в том, что уменьшение разницы в заработной плате мужчин и женщин можетспособствовать большему участию мужчин в домашней жизни. Второе состоит в том,что в отдельных случаях женщины должны снизить свои стандарты. Третьепредположение заключается в следующем: родителям следует учить своих маленьких сыновейвыполнению домашних обязанностей. Наконец, женщины должны вносить ясность всвои требования, касающиеся участия мужчин в домашней жизни.
Изменение ложных представлений о гендере
Мы окружены культурной средой, котораяпровозглашает, что мужчины и женщины не похожи друг на друга и должны исполнятьразличные социальные роли. Мы привыкли к мысли, что мужчины и женщины – это двепротивоположности, и довольствуемся ею. Подобные идеи настолько распространеныв нашем обществе, что они считаются истиной в последней инстанции ипрепятствуют каким бы то ни было изменениям.
Ложные представления о гендере:
1.
в таких важных областях, как память, интеллект, творчество,аналитические способности, способность руководить и личностные качества необнаруживаются существенные различия. Небольшие различия находят в отдельныхвербальных, математических способностях и пространственном мышлении, но дажекогда гендерные различия, связанные с когнитивными способностями, все-такиобнаруживают, они весьма незначительны, составляя в среднем примерно 5-10%. Исследования гендерных различий вэмоциях, эмпатии, альтруизме, агрессии и способности влиять на других показали,что различия не только малы, но и во многом зависят от гендерных норм,характерных для изучаемой ситуации. Существует три взаимосвязанных причины,обуславливающих то, почему мы считаем, что гендерные различия болеезначительны, чем они есть на самом деле. 1) Наше общество постоянно обращаетвнимание на гендер и провозглашает тысячью различных способов, что мужчины иженщины не похожи друг на друга. 2) Подчеркивание нашим обществом гендерныхособенностей способствует развитию гендерных схем. 3) Большинство социальныхролей исполняется главным образом либо одним, либо другим полом. Женские роли, как правило, требуютиных моделей поведения.
2.
3.
4.
Гендеры разделены, но равнымежду собой. Раздельность гендеров проистекает из:связанного с полом разделения способствуют лучшему приспособлению женщин имужчин к различной деятельности;различного образа жизни мужчин и женщин, обусловленного гендернымиролями. Гендерное неравенство проявляется в болеенизкой оплате труда женщин, их более низком статусе, а также непропорциональномраспределении домашнего труда и ухода за детьми, даже в том случае, когдаработают оба супруга.
5.
Несмотря на напряжение, которое может быть связанно с исполнением множества социальных ролей (работница, жена,мать), женщины, скорее всего, будут продолжат работать вне дома, поскольку они нуждаются в деньгах, социальныхконтактах и/или чувстве самореализации, которое дает им работа вне дома.
Существуетдва основных способа разрушения традиционного порочного круга. Первый из них –это просвещение; надо помочь людям обратить внимание на свои неосознаваемыестереотипные представления и их незапланированное влияние, возможно, частонапоминая об этом в соответствующих ситуациях. Осознав стереотипы, люди смогут,прилагая определенные усилия, сознательно делать скидки на свою предвзятость икорректировать свои мнения, то есть фактически сознательно «пересматривать»свои представления. Проводить такую стратегию нелегко. Для этого человек должениметь искренне намерение одинаково относиться к мужчинам и женщинам, признать,что у него неправильные искаженные преставления, и не забывать следить за ходомсвоих мыслей, чтобы внести в них необходимые коррективы. Даже при наличие самыхлучших намерений этот способ не особенно надежен.
Самый простой способ разрушения порочногокруга состоит в том, чтобы обеспечить присутствие в социальной среде множествапромеров авторитетных женщин, получающих социальную поддержку. Этой средойможет быть группа, организация или общество в целом, но чем чаще встречаютсяподобные примеры, тем сильнее становится их влияние за счет усиления эффектаконсенсуса. По мере того как женщины выступают в таких ролях, а другие людисвоим поведением подтверждают их авторитет, характеристики, типичные для ролейвысокого статуса, начинают казаться возможными и приемлемыми женскимихарактеристиками. Таким образом, другие женщины начинают стремиться к болеевысокому положению и соответственно вести себя, а наблюдатели признают ипринимают тот факт, что женщины компетентны.
Заключение
В заключение можно сказать, что социальнаяпсихология гендера подчеркивает: гендер – этосоциальная норма, к которой мы приспосабливаемся в силу нормативного давления(желания социального одобрения) и