Функции Морали

Министерство науки и образования РФ Российская Академия Предпринимательства Очное отделение Факультет экономики и управления II курс Группа 203 Реферат по предмету Этика и Эстетика. Свойства и функции морали. Моральное сознание.Автор Портянко Никита Научный руководитель Иванов В. Д. Москва 2006 План реферата Предисловие. 1. Мораль и нравственность 2. Функции морали 1. Регулятивная 2. Познавательная 3. Воспитательная 3. Моральное сознание, его структура 11 Заключение 17 Список использованной литературы 18 ПРЕДИСЛОВИЕ В настоящее время в российском обществе происходит определнная переоценка ценностей. Вместо прежней системы ценностей, развиваемой в социалистическом обществе, утверждается новая система.

Однако эти процессы протекают противоречиво, когда вместе с действительными общечеловеческими моральными ценностями начинают насаждаться и ложные псевдоценности.

Наряду с ростом внимания части населения к морали и религии, происходит рост преступности, нигилизма. В обществе получают распространения различного рода учения, отстаивающие культ силы, антиценности сверхчеловека, мистику и аморализм. Поэтому очень важно иметь фундаментальные научные знания о морали и религии.И это особенно существенно для молоджи, не имеющей должного жизненного опыта и нужных знаний, чтобы правильно оценить поступающую информацию.

Современная Россия приобщается к глобальной экономике, вступает в мировой рынок, где действуют определнные нравственные нормы хозяйственной этики. И Россия должна следовать общепринятым нравственным принципам в сфере бизнеса и предпринимательства, если желает быть равноправным и уважаемым партнром.Кроме того, каждая профессия имеет свои нравственные особенности, знание которых и следование которым характеризуют нашу профессиональную культуру и способствуют нашему профессиональному успеху. 1. Мораль и нравственность. Мораль понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, само сознательное и свободное создание существо.

В русском языке существуют два родственных понятия мораль и нравственность. Каково отношение между ними В этике существуют попытки развести данные понятия.Наиболее известна идея Гегеля, который мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего, действительного.

8 стр., 3966 слов

Этика как наука о нравственности, ее предмет и методы. Этика ...

... форма регуляции поведения человека со стороны общества или группы, форма моральной оценки его поведения и деятельности. Это, ... становится близким релевантному понятию «хорошо». Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение ... (1748-1832гг.). Исследуя место и роль морали в человеческом обществе, И. Бентам сделал вывод о том, что ...

Существует ведь большая разница между тем, что люди признают за должное, и тем, что они в действительности выполняют. В русской культуре были предложения вообще не использовать в русском языке слова мораль, которое имеет иностранное происхождение оно происходит от латинского слова moralis, что означает нравственный.В русском языке, как считал И.В. Даль, оно заимствовано от французского слова moralite, которое первоначально означало драматургический жанр в западноевропейском театре в XV-XVI вв назидательная, аллегорическая драма, персонажами которой были персонифицированные добродетели и пороки, вступавшие в борьбу за душу человека.

В.И. Даль считал, что русское слово нравственный нисколько не хуже французского слова моральный.Но ошибаться могут любые учные, в том числе и великие языковеды, каким был В.И. Даль Ведь предлагал он заменить, например, слово горизонт, которое также иностранного происхождения, словом небозм.

Однако в русском языке прижились и слово мораль, и слово горизонт, небозм же остался мертворожднным языковым изобретением Даля. В современном русском языке и в современной этике обычно слова нравственность и мораль рассматривают как синонимы, или же специально оговаривают, если разделяют их по значению. Мы будем в дальнейшим использовать данные слова как синонимы.Дать определение морали нравственности значительно сложнее, нежели дать определение этики, что обусловлено сложностью, многоаспектностью самого предмета.

Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения нравственности 1. Нравственность есть внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.В данном определении мораль сводится к определнным духовным качествам человека, а также к определнным нормам и принципам поведения, т.е. к определнной форме сознания.

Однако здесь не учитывается в должной мере моральное измерение общества, а также практическая нравственная деятельность.Поэтому в русскоязычной советской этике в 70-е годы XX века было предложено другое, более широкое понятие морали. 2. Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию противоположность добра и зла. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать.

Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека. Но как быть с отношением к природе, может ли оно быть нравственным Обладают ли нравственной самоценностью другие, кроме человека, живые существа Нравственная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективистского подхода к морали, который связывает мораль лишь с человеком, с межличностными и общественными отношениями.Поэтому правомочно ещ более широкое определение морали. 3. Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий.

8 стр., 3986 слов

Нервная система как физиологическая основа психической деятельности ...

... Но остаются и возбужденные участки, благодаря чему мозг спящего человека выполняет нужные для организма функции. Условнорефлекторную деятельность коры больших полушарий Павлов назвал сигнальной деятельностью ... целая цепь реакций, система условных рефлексов. Такое явление Павлов назвал динамическим стереотипом. Слово «стереотип» говорит о постоянстве закрепленных реакций, а «динамическим» он назван ...

Данное определение морали и будет нами рассматриваться как основное. 2. Функции морали. Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во заимодействии ее исторически сформированных функций 1. регулятивной, 2. воспитательной, 3. познавательной, 4. оценочно-императивной, 5. ориентирующей, 6. мотивационной, 7. коммуникативной обеспечивает общение людей, 8. прогностической и др. Нетрудно заметить, что перечисленные выше функции морали взаимно перекрещиваются регулятивная функция включает в себя оценочно- императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную упорядочивая общение людей воспитательная функция содержит в себе отчасти оценочно — императивную, мотивационную познавательная ориентирующую и прогностическую и т.д. Поскольку функция регуляции поведения осуществляется не только с помощью требований морали, но и норм права, административных установлений, технических, социально-гигиенических правил и т.п следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой.

Поскольку особенностью морального регулирования поведения людей является его оценочно-императивное содержание, специфической функцией морали можно, вероятно, считать оценочно-императивную, которая отличается нравственную регуляцию от всякой иной, вне моральной.

В нравственном освоении человеком действительности органически сливаются оценка и повеление императив.

В этом смысле мораль представляет собой оценочно-императивный способ освоения человеком действительности, осуществляемый с помощью членения окружающих социальных явлений на добро и зло. Повелевая, мораль оценивает, оценивая, познает.Вот то необычное распределение функций, которое ее отличает, та особая последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию.

Познавательная функция нравственности подчинена функции регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль интересует знание не само по себе как науку, а знание, преломленное в ценностях или освещающее условия морального выбора. Эта функция морали не тождественна научному познанию.Она дает индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентирует его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям и интересам.

Наконец, мораль выступает и как особая форма общения людей, заключающего в себе ценное отношение к социальной среде, обществу и миру. Нравственный контакт людей неизмеримо обогащает опыт их жизни за счет моральных исканий других людей. Общение людей друг с другом оказалось бы крайне неполноценным, даже ущербным, если бы оно было лишено эмоционально-нравственных моментов. Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны.Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует.

Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек — существо историческое — составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены. Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем.Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Каковы будут не только наши права, но и обязанности Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль. Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра — это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали.Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо.

В поле этого стремления и реализуются функции морали 2.1. Регулятивная Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегуляция личности и саморегуляция социальной среды в целом.Особенно ее значение раскрывается по методу от противного общественное единство нельзя создать ни принуждением, ни даже законом.

Отсутствие нравственной перспективы губит самые прекрасные экономические планы. То же и для конкретного человека жизнь бессмысленна без активного личного творения этого смысла так же, как и правильный жизненный путь никто, тебе не укажет, пока ты не выберешь его сам. Так что мораль сродни мюнхгаузеновскому вытаскиванию самого себя за волосы из обывательского болота. Здесь я сам предъявляю себе требования, и сам же их выполняю.Автономия нравственного сознания позволяет нам выбирать линию поведения самостоятельно, не ссылаясь ни на авторитет, ни на закон.

В критических ситуациях нравственность оказывается единственной опорой человека. Как перед смертью — когда дела уже не сделать и тело не спасти — остается спасать свое достоинство. Самые слабые и ненавязчивые регулятивы на поверку оказываются самыми главными они отступают даже перед смертью. 2.2. Познавательная.Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности.

Это не объективно-научное исследование мира как он есть, это постижение не устройства, а смысла явлений. Для человека такое знание ничуть не менее важно. Главная его особенность — человеко мерность. А если суть человека — в поиске своего пути в мире, то нашего мира еще нет, он еще должен появиться благодаря нашим усилиям. Потому на нас ложиться ответственность за себя и за других.Итак, мораль дает возможность постижения человеческой судьбы, но не в качестве закона, а в качестве регулятивной идеи, ориентируясь по которой, можно построить свою жизнь. Это — сверхзадача, это знание того, что с объективной точки зрения знать нельзя.

Ведь жизнь еще не завершена, а мы умудряемся судить о ней, не имея полной и точной информации. Достоверность наших суждений в морали обеспечена, как ни странно, их необъективностью.Чтобы понять нравственный смысл происходящего, надо изначально нравственно к нему отнестись чтобы познать нравственную сущность человека, надо его любить.

Заинтересованный взгляд на мир и людей дает возможность оценить их перспективы, получить целостное представление о смысле их и своей жизни. 2.3. Воспитательная. Мораль, как уже не раз повторялось, делает человека человеком. Потому-то нравственное воспитание всегда считалось основой всякого другого.Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и высшими соображениями. При наличии такой способности к самоопределению человек может не только выбирать соответствующую линию поведения, но и постоянно развивать ее, т.е. само совершенствоваться.

8 стр., 3887 слов

Категории совести в этике

... раскрыть понятие совести; - рассмотреть основные аспекты совести; - рассмотреть понятие совести в соотношении с другими категориями этики. Понятие совести. «Создание внутреннего судилища в человеке есть совесть» Кант Человек в жизни ... Но форма этого сознания такова, что они выступают как долг и ответственность человека перед самим собой. Руководствуясь личной совестью, человек судит свои поступки ...

Все конкретные достоинства, которые мы находим у нравственно воспитанной личности, вытекают из фундаментальной ее способности поступать как должно, исходить из ценностных представлений, сохраняя при этом свою автономию.Следует отметить, что выделение определенных функций морали как и отдельный анализ каждой из них является достаточно условным, поскольку в реальности они всегда тесно слиты друг с другом.

Мораль одновременно регулирует, воспитывает, ориентирует и т.д. Именно в целостности функционирования проявляется своеобразие ее воздействия на бытие человека.А также для успешного функционирования и развития морали важно свободное, не ущемленное проявление всех ее функций, их гармоническая целостность, единство. 3. Моральное сознание, его структура Мораль представляет собой систему, обладающую определенной структурой и автономией.

Важнейшими элементами морали предстают моральное сознание, нравственные отношения, нравственная деятельность и моральные ценности.Нравственное сознание это совокупность определнных чувств, воли, норм, принципов, идей, через которые субъект отражает мир ценностей добра и зла. В нравственном сознании обычно выделяют два уровня психологический и идеологический. При этом необходимо сразу же выделить различные виды нравственного сознания оно может быть индивидуальным, групповым, общественным.

Психологический уровень включает в себя бессознательное, чувства, волю. В бессознательном проявляются остатки инстинктов, естественные нравственные законы, психологические комплексы и другие феномены. Бессознательное лучше всего изучено в психоанализе, основателем которого является выдающийся психолог XX века Зигмунд Фрейд. Существует большая специальная литература, посвящнная проблеме соотношения психоанализа и этики.Бессознательное по большей части имеет врожднный характер, но оно может пред стать и как целая система сформированных уже жизнью комплексов, которые в значительной степени влияют на выбор зла. Психоанализ выделяет в психике человека три уровня Я Эго, Оно Ид и Сверх-Я Супер-Эго, последние два уровня и являются основными элементами бессознательного. Оно при этом часто определяется как подсознательное, а Сверх-Я — как сверх сознательное.

З. Фрейд считал, что с точки зрения обуздания первичных позывов, т.е. с точки зрения морали, можно сказать Оно совершенно аморально, Я старается быть моральным, Сверх-Я может стать гиперморальным и тогда столь жестоким, каким может быть только Оно. Подсознательное часто пред стат субъективным основанием выбора зла. Это глубоко раскрыто ещ до учения З. Фрейда русским писателем Ф.М. Достоевским через анализ психики, действий подпольного человека.

Сам З. Фрейд очень высоко ценил творчество Ф.М. Достоевского и даже посвятил ему отдельную работу Достоевский и отцеубийство.Но подсознательное, его демоническая роль были известны людям с древности.

11 стр., 5455 слов

Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики

...   По своей телесной организации и физиологическим функциям человек принадлежит к животному миру. Жизнь животных определяется инстинктами, ... подчиненных закону долга, и испытывает такое чувство (которое называется тогда моральным чувством), что с ним поступают справедливо или ... природы и никогда не трансцендирует ее. У животного нет совести морального порядка, нет осознания самого себя и своего ...

В христианской культуре подсознательное связывается с первородным грехом, с падшей, извращнной природой человека. Многие писатели уже в XIX веке, самом атеистическом веке в истории человечества, художественными средствами, а затем и учные, в том числе атеист З. Фрейд, научными средствами подтвердили библейское учение о человеке.Как правильно написал православный протоиерей Александр Мень Неудивительно, что многие современные мыслители и учные, даже настроенные враждебно по отношению к религиозному мировоззрению, вынуждены были отказаться от представлений о человеке как о гармоничном и добром существе.

Зигмунд Фрейд и его школа вскрыли это с особенной убедительностью. Психоаналитический метод разверз перед современным человечеством кошмарную бездну его искажнной, извращнной и больной душевной жизни.Фрейд показал, что человеческий разум еле справляется с мутными волнами подсознательных демонических инстинктов, которые трудно изгнать и которые, даже будучи подавленными разумными усилиями, дремлют в каждом из нас, как спора болезнетворной бациллы.

В человеческой душе, действительно, есть это жуткое чувство удовольствия от совершаемого зла, в том числе и по отношению к самому святому — к Богу, к самому себе. И в этой любви к злу, к де монизму проявляется падшая, греховная сущность человека.Психоанализ вскрыл многие реальные не осознаваемые факторы поступков человека, но он преувеличил значимость подсознательного в человеческой психике.

В человеке есть также и сверх сознательные побуждения к добру, к счастью, к самосовершенствованию, к Богу. Этика, в частности христианская этика, сознательно отстаивает положение об определяющей роли в выборе человека осознаваемых ими положительных нравственных чувств, норм, идей, ценностей. Очень важную роль в морали играют нравственные чувства.К нравственным чувствам относятся чувства любви, сострадания, благоговения, стыда, совести, ненависти, злобы и др. Нравственные чувства отчасти являются врожднными, т.е. присущими человеку от рождения, данные ему самой природой, а отчасти они социализуемы, воспитуемы.

Уровень развития нравственных чувств субъекта характеризует нравственную культуру данного субъекта. Нравственные чувства человека должны быть обострнными, чутко и правильно реагирующими на происходящее.Выдающийся моралист XX века Альберт Швейцер писал, например, о совести, что чистая совесть есть изобретение дьявола. Вл. С. Соловьв, как отмечалось, за субъективные основы морали принимал три чувства, которые считал врожднными у человека, и уже потому общечеловеческими это стыд, сострадание и благоговение.

Стыд регулирует отношение человека к тому, что ниже его по ценности, сострадание к тому, что равно человеку по ценности, а благоговение к тому, что выше его по ценности. Вл. С. Соловьв при этом не отрицал и существования объективных основ морали, в частности, общественных е оснований.Современная этика не отрицает первостепенной значимости чувств стыда, совести, сострадания и благоговения для нравственного бытия.

Однако она не сводит к ним все субъективные предпосылки морали. Стыд есть моральное чувство, через которое человек осуждает свои действия, мотивы и моральные качества.Содержанием стыда является переживание вины. Стыд есть первоначальное проявление нравственного сознания и в отличие от совести имеет более внешний характер. Как элементарная форма нравственного сознания стыд, прежде всего, выражает отношение человека к удовлетворению своих природных потребностей.

4 стр., 1860 слов

Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе

... их родители, стремятся походить не на близких им взрослых людей, а на своих сверстников- Пытаясь противопоставить, например, музыкальную ... показать на собственном примере, что значит уважать другого человека. Мы должны дать почувствовать ребенку, что его ценят, ... воспитания. Он постоянно творит себя. Семинарское занятие на тему «Этика служебных отношений в системе «педагог-ученик», «педагог-педагог» « ...

Совесть есть нравственно-психологический механизм самоконтроля. Этика признат, что совесть пред стат личным сознанием и личным переживанием относительно правильности, достоинства, честности и других ценностей добра всего того, что делалось, делается или намечается делаться человеком. Совесть является связующим звеном между нравственным порядком в душе человека и нравственным порядком мира, в котором живт человек.Существуют разные концепции совести эмпирические, интуитивистские, мистические.

Эмпирические теории совести основываются на психологии и пытаются объяснить совесть через приобретнное личностью знание, которое определяет е нравственный выбор.Так, фрейдизм объясняет совесть как действие Сверх-Я, с помощью которого общество контролирует волю индивида. Бихевиоризм рассматривает совесть через дихотомию наказание вознаграждение, когда личность научается исполнять вознаграждаемые действия и избегать наказуемые.

Интуитивизм понимает совесть как врожднную способность морального суждения, как умение мгновенно определить, что является правильным. Русский философ интуитивист Н.О. Лосский считал, что совесть можно назвать голосом Божиим в человеке, который имеет во многом инстинктивный характер.Основа совести писал русский философ есть начало, столь глубинное и столь дал кое от скудости земного бытия, что совершенное опознание его в земных условиях невозможно поэтому приговоры совести поднимаются из тмных недр духа безотчтно и могут быть рационально обоснованы только в простейших случаях.

В мистических теориях совести устанавливается е связь с религиозным опытом. Здесь совесть обычно понимается как невидимая и таинственная сила, присутствующая в человеке и принуждающая его делать то, что является добрым и правильным.Совесть здесь иногда понимается как голос Ангела-Хранителя или даже Самого Бога. Совесть есть осознанный долг совершать конкретные дела в следовании моральному закону.

Надо признать, что в христианской этике, которая также отстаивает мистическое понятие совести, в учении о совести отражн многовековой нравственный опыт, который полезен и верующим, и атеистам. Совесть может быть разных видов различают добрую и совершенную совесть, угасшую и несовершенную совесть. В свою очередь, совершенная совесть характеризуется как активная и чувствительная, несовершенная как спокойная, или потерянная, пристрастная и лицемерная.Воля как субъективная способность к само детерминации очень существенна для нравственности человека, ибо она характеризует человеческую свободу при выборе добра или зла. С одной стороны, этика исходит из того положения, что воля человека изначально отличается своим свободным характером при выборе добра и зла. И в этом отличительная особенность человека, выделяющая его из животного мира. С другой стороны, нравственность способствует развитию данной способности, формирует так называемую положительную свободу человека, как его способность выбрать добро и вопреки собственным пристрастиям или внешнему принуждению.

6 стр., 2663 слов

Этика, учение о морали и нравственности 2

... мораль общества; г) мораль индивида; д) моральное сознание; е) нравственные оценки и ценности; ж) совокупностьправилинормповедения; з) само поведение людей; ... г) вопределениииразработкевозможныхсценариевобщественногоразвития. 12. КакговорилАристотель,юноша–неподходящийслушательдлялекцийпо этике. КакВысчитаете,чтоимелввидудревнегреческиймыслитель?Всегда лиэтикаможетповлиятьначеловека? Я считаю, что ...

В этике были попытки рассматривать волю в целом как основу морали. Так, например, считал Ф. Ницше, попытавшийся предложить переоценку ценностей с точки зрения воли к власти как важнейшей ценности.

Этика А. Шопенгауэра также высоко оценивала волю к власти. Однако волюнтаристская этика Шопенгауэра характеризуется пессимизмом, а этика Ницше нигилизмом.Пессимизм и нигилизм с точки зрения христианской морали есть зло. И подобный аморальный характер волюнтаристской этики в лице двух е выдающихся представителей свидетельствует о том, что одна воля не может рассматриваться как основание морали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Моральное сознание, порождаемое потребностями общественного развития, как средство регуляции общественной жизни людей и их взаимоотношений, призвано обслуживать эти потребности.Будучи формой отражения действительности, моральное сознание, как и другие формы общественного сознания, может быть истинным или ложным, критерием его истинности служит практика. Однако оно обладает некоторыми специфическими свойствами.

Прежде всего, оно способно оказывать активное воздействие на повседневное поведение людей. Моральные представления, принципы, идеалы вплетены в человеческую деятельность, выступая мотивами поступков. В отличие от науки моральное сознание действует в основном на уровне общественной психологии, обыденного сознания.Моральное сознание, моральные знания носят обязательный характер. Моральные чувства, помноженные на теоретические элементы морального сознания, проявляются и, многократно реализуясь в поступках, в конце концов закрепляются в человеке как его нравственные качества, целостные духовно-практические образования, проявляющиеся в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

Какими они станут, зависит от нас. Литература 1. И.Л. Зеленкова, Е.В. Беляева.Этика Учебное пособие. Мн. изд.1995. 2. Этика Под общ. ред. А.А. Гусей нова, Е.Л. Дуб ко. М 2000. 3. Гусей нов А.А Апресян Р.Г. Этика. М 1998. 4. Дробницкий О.Г. Понятие морали.

М 1974. 5. Ролз Джон. Теория справедливости. Новосибирск, 1995. 6. Швейцер А. Культура и этика. М 1973.