Введение в психоанализ
Перевод Г.В.Барышниковой.
Литературная редакция Е.Е.Соколовой и Т.В.Родионовой
СПб., Алетейя СПб, 1999
СОДЕРЖАНИЕ
Часть первая. Ошибочные действия
Предисловие 5
Первая лекция. Введение
Вторая лекция. Ошибочные действия
Третья лекция. Ошибочные действия (продолжение)
Четвертая лекция. Ошибочные действия (окончание)
Часть вторая. Сновидения
Пятая лекция. Трудности и первые попытки понимания
Шестая лекция. Предположения и техника толкования
Седьмая лекция. Явное содержание сновидения и скрытые его мысли
Восьмая лекция. Детские сновидения
Девятая лекция. Цензура сновидения
Десятая лекция. Символика сновидения
Одиннадцатая лекция. Работа сновидения
Двенадцатая лекция. Анализ отдельных сновидений
Тринадцатая лекция. Архаические черты и инфантилизм сновидения
Четырнадцатая лекция. Исполнение желания
Пятнадцатая лекция. Сомнения и критика
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ НЕВРОЗОВ
Шестнадцатая лекция. Психоанализ и психиатрия
Семнадцатая лекция. Смысл симптомов
Восемнадцатая лекция. Фиксация на травме, бессознательное
Девятнадцатая лекция. Сопротивление и вытеснение
Двадцатая лекция. Сексуальная жизнь человека
Двадцать первая лекция. Развитие либидо и сексуальная организация
«Лекции по введению в психоанализ»
... социально-экономических факторов. Этими же факторами объясняется возникновение неврозов. Следующие три лекции посвящены исследованию ошибочных действий - явлений, “которые, не имея ничего общего с болезнью, наблюдаются у ... неспециалистам в течение двух зимних семестров 1915-1916 и 1916-1917 годах. Третья часть - “Продолжение лекций по введению в психоанализ” - была написана в 1933 году. Итак, ...
Двадцать вторая лекция. Представление о развитии и регрессии. Этиология
Двадцать третья лекция. Пути образования симптомов
Двадцать четвертая лекция. Обычная нервозность
Двадцать пятая лекция. Страх
Двадцать шестая лекция. Теория либидо и нарциссизм
Двадцать седьмая лекция. Перенесение
Двадцать восьмая лекция. Аналитическая терапия
Предисловие
Двадцать девятая лекция. Пересмотр теории сновидений
Тридцатая лекция. Сновидения и оккультизм
Тридцать первая лекция. Разделение психической личности
Тридцать вторая лекция. Страх и жизнь влечений
Тридцать третья лекция. Женственность
Тридцать четвертая лекция. Объяснения, приложения, ориентации
Тридцать пятая лекция. О мировоззрении Библиография
* ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (1916 [1915]) *
ПРЕДИСЛОВИЕ
Предлагаемое вниманию читателя «Введение в психоанализ» ни в коей мере
не претендует на соперничество с уже имеющимися сочинениями в этой области
науки (Hitschmann. Freuds Neurosenlehre. 2 Aufl., 1913; Pfister. Die
psychoanalytische Methode, 1913; Leo Kaplan. Grundzьge der Psychoanalyse,
1914; Regis et Hesnard. La psychoanalyse des nevroses et des psychoses,
Paris, 1914; Adolf F. Meijer. De Behandeling van Zenuwzieken door
Psycho-Analyse. Amsterdam, 1915). Это точное изложение лекций, которые я
читал в течение двух зимних семестров 1915/16 г. и 1916/17 г. врачам и
неспециалистам обоего пола.
Все своеобразие этого труда, на которое обратит внимание читатель,
объясняется условиями его возникновения. В лекции нет возможности сохранить
бесстрастность научного трактата. Более того, перед лектором стоит задача
удержать внимание слушателей в течение почти двух часов. Необходимость
Основы психоанализа. Ошибочные действия
... и его отношение к бессознательному», «Три очерка по теории сексуальности», курсе лекций «Введение в психоанализ» и пр. (подробнее см. Приложение 2) После написания серии книг к ... Зигмунд Фрейд, «Лекции по введению в психоанализ» (1916-1917гг) Введение. Тайны подсознания всегда являлись объектом интереса для всего человечества. Лечение методом психоанализа раз за разом доказывает свою эффективность ...
вызвать немедленную реакцию привела к тому, что один и тот же предмет
обсуждался неоднократно, например в первый раз в связи с толкованием
сновидений, а затем в связи с проблемами неврозов. Вследствие такой подачи
материала некоторые важные темы, как, например, бессознательное, нельзя было
исчерпывающе представить в каком-то одном месте, к ним приходилось
неоднократно возвращаться и снова их оставлять, пока не представлялась новая
возможность что-то прибавить к уже имеющимся знаниям о них.
Тот, кто знаком с психоаналитической литературой, найдет в этом
«Введении» немногое из того, что было бы ему неизвестно из других, более
подробных публикаций. Однако потребность дать материал в целостном,
завершенном виде вынудила автора привлечь в отдельных разделах (об этиологии
страха, истерических фантазиях) ранее не использованные данные.
Вена, весна 1917 г.
З. Фрейд
ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ *
ВВЕДЕНИЕ
Уважаемые дамы и господа! Мне неизвестно, насколько каждый из вас из
литературы или понаслышке знаком с психоанализом. Однако само название моих
лекций — «Элементарное введение в психоанализ» — предполагает, что вы
ничего не знаете об этом и готовы получить от меня первые сведения. Смею все
же предположить, что вам известно следующее: психоанализ является одним из
методов лечения нервнобольных; и тут я сразу могу привести вам пример,
показывающий, что в этой области кое-что делается по-иному или даже
наоборот, чем принято в медицине. Обычно, когда больного начинают лечить
Медицина новейшего времени
... трансплантологии, кардиохирургии, молекулярной генетике, космической и радиационной медицине Связь медицинской науки с практикой здравоохранения, ... ранее такие вмешательства считали несовместимыми с жизнью больного. Было положено начало грудной хирургии и ... часто встречающимся массовым заболеваниям, разработка мероприятий предупредительного лечения. Учение И.П.Павлова позволило проникнуть в сущность ...
новым для него методом, ему стараются внушить, что опасность не так велика,
и уверить его в успехе лечения. Я думаю, это совершенно оправданно, так как
тем самым мы повышаем шансы на успех. Когда же мы начинаем лечить невротика
методом психоанализа, мы действуем иначе. Мы говорим ему о трудностях
лечения, его продолжительности, усилиях и жертвах, связанных с ним. Что же
касается успеха, то мы говорим, что не можем его гарантировать, поскольку он
зависит от поведения больного, его понятливости, сговорчивости и выдержки.
Естественно, у нас есть веские основания для такого как будто бы
неправильного подхода к больному, в чем вы, видимо, позднее сможете
убедиться сами.
Не сердитесь, если я на первых порах буду обращаться с вами так же, как
с этими нервнобольными. Собственно говоря, я советую вам отказаться от мысли
прийти сюда во второй раз. Для этого сразу же хочу показать вам, какие
несовершенства неизбежно присущи обучению психоанализу и какие трудности
возникают в процессе выработки собственного суждения о нем. Я покажу вам,
как вся направленность вашего предыдущего образования и все привычное ваше
мышление будут неизбежно делать вас противниками психоанализа и сколько
нужно будет вам преодолеть, чтобы совладать с этим инстинктивным
сопротивлением. Что вы поймете в психоанализе из моих лекций, заранее
сказать, естественно, трудно, однако могу твердо обещать, что, прослушав их,
вы не научитесь проводить психоаналитическое исследование и лечение. Если же
среди вас найдется кто-то, кто не удовлетворится беглым знакомством с
психоанализом, а захочет прочно связать себя с ним, я не только не посоветую
это сделать, но всячески стану его предостерегать от этого шага.
Психоанализ о кино и кино о психоанализе
... диалогом дополняет иллюзию. Таким образом, часто фильм понимается как визуальная и звуковая репрезентация, максимально верное воспроизведение драмы, которую литература может изложить лишь словами, но которое кино имеет ... фильм – это не просто немой фильм, к которому добавлены звуки и слова, предназначенные лишь для усиления кинематографической иллюзии. Связь звука и изображения гораздо более тесная; ...
Обстоятельства таковы, что подобный выбор профессии исключает для него
всякую возможность продвижения в университете. Если же такой врач займется
практикой, то окажется в обществе, не понимающем его устремлений,
относящемся к нему с недоверием и враждебностью и ополчившем против него все
скрытые темные силы. Возможно, кое-какие моменты, сопутствующие войне,
свирепствующей ныне в Европе, дадут вам некоторое представление о том, что
сил этих — легионы.
Правда, всегда найдутся люди, для которых новое в познании имеет свою
привлекательность, несмотря на все связанные с этим неудобства. И если
кто-то из вас из их числа и, несмотря на мои предостережения, придет сюда
снова, я буду рад приветствовать его. Однако вы все вправе знать, какие
трудности связаны с психоанализом.
Во-первых, следует указать на сложность преподавания психоанализа и
обучения ему. На занятиях по медицине вы привыкли к наглядности. Вы видите
анатомический препарат, осадок при химической реакции, сокращение мышцы при
раздражении нервов. Позднее вам показывают больного, симптомы его недуга,
последствия болезненного процесса, а во многих случаях и возбудителей
болезни в чистом виде. Изучая хирургию, вы присутствуете при хирургических
вмешательствах для оказания помощи больному и можете сами провести операцию.
В той же психиатрии осмотр больного дает вам множество фактов,
свидетельствующих об изменениях в мимике, о характере речи и поведении,
Образ вожатого
... забывайте, что медицинскую помощь должны оказывать врачи. Если вам кажется, что ребенок болен, лучше перестраховаться и отправить его в медпункт. Если дети на 18 дней ...
которые весьма впечатляют. Таким образом, преподаватель в медицине играет
роль гида-экскурсовода, сопровождающего вас по музею, в то время как вы сами
вступаете в непосредственный контакт с объектами и благодаря собственному
восприятию убеждаетесь в существовании новых для нас явлений.
В психоанализе, к сожалению, все обстоит совсем по-другому. При
аналитическом лечении не происходит ничего, кроме обмена словами между
пациентом и врачом. Пациент говорит, рассказывает о прошлых переживаниях и
нынешних впечатлениях, жалуется, признается в своих желаниях и чувствах.
Врач же слушает, стараясь управлять ходом мыслей больного, кое о чем
напоминает ему, удерживает его внимание в определенном направлении, дает
объяснения и наблюдает за реакциями приятия или неприятия, которые он таким
образом вызывает у больного. Необразованные родственники наших больных,
которым импонирует лишь явное и ощутимое, а больше всего действия, какие
можно увидеть разве что в кинематографе, никогда не упустят случая
усомниться: «Как это можно вылечить болезнь одними разговорами?» Это,
конечно, столь же недальновидно, сколь и непоследовательно. Ведь те же самые
люди убеждены, что больные «только выдумывают» свои симптомы. Когда-то слова
были колдовством, слово и теперь во многом сохранило свою прежнюю
чудодейственную силу. Словами один человек может осчастливить другого или
повергнуть его в отчаяние, словами учитель передает свои знания ученикам,
словами оратор увлекает слушателей и способствует определению их суждений и
решений. Слова вызывают аффекты и являются общепризнанным средством
воздействия людей друг на друга. Не будем же недооценивать использование
Наполеон Бонапарт и Александр I
... княжна Святополк-Четвертинская, была его самой большой страстью. Об Александре Павловиче - донжуане - можно судить исчерпывающим образом по донесениям осведомителей венской полиции за то время, когда ... боялась к правде прикоснуться, любила свой внутренний мир, который себе создала. Одним словом, будущая императрица Елизавета Алексеевна была, подобно своему супругу, натурой достаточно сложной ...
слова в психотерапии и будем довольны, если сможем услышать слова, которыми
обмениваются аналитик и его пациент.
Но даже и этого нам не дано. Беседа, в которой и заключается
психоаналитическое лечение, не допускает присутствия посторонних; ее нельзя
продемонстрировать. Можно, конечно, на лекции по психиатрии показать
учащимся неврастеника или истерика. Тот, пожалуй, расскажет о своих жалобах
и симптомах, но не больше того. Сведения, нужные психоаналитику, он может
дать лишь при условии особого расположения к врачу; однако он тут же
замолчит, как только заметит хоть одного свидетеля, индифферентного к нему.
Ведь эти сведения имеют отношение к самому интимному в его душевной жизни,
ко всему тому, что он, как лицо социально самостоятельное, вынужден скрывать
от других, а также к тому, в чем он как цельная личность не хочет признаться
даже самому себе.
Таким образом, беседу врача, лечащего методом психоанализа, нельзя
услышать непосредственно. Вы можете только узнать о ней и познакомитесь с
психоанализом в буквальном смысле слова лишь понаслышке. К собственному
взгляду на психоанализ вам придется прийти в необычных условиях, поскольку
сведения о нем вы получаете как бы из вторых рук. Во многом это зависит от
того доверия, с которым вы относитесь к посреднику.
Представьте себе теперь, что вы присутствуете на лекции не по
психиатрии, а по истории, и лектор рассказывает вам о жизни и военных
подвигах Александра Македонского. На каком основании вы верите в
достоверность его сообщений? Сначала кажется, что здесь еще сложнее, чем в
Научный статус психоанализа
... и до создания психоанализа уже пользовался известностью как нейрофизиолог. Создавая психоанализ, он отказался от сведения психических процессов к ... умозрение. Фрейд является "агностиком" в точном смысле этого слова: он отвергает "гнозис", т.е. интуитивно-спекулятивное постижение трансцендентной ... Религия является наихудшей не в силу одной лишь иллюзорности, но потому, что она претендует на ...
психоанализе, ведь профессор истории не был участником походов Александра
так же, как и вы; психоаналитик, по крайней мере, сообщает вам о том, в чем
он сам играл какую-то роль. Но тут наступает черед тому, что заставляет нас
поверить историку. Он может сослаться на свидетельства древних писателей,
которые или сами были современниками Александра, или по времени жили ближе к
этим событиям, т. е. на книги Диодора, Плутарха, Арриана и др.; он покажет
вам изображения сохранившихся монет и статуй царя, фотографию помпейской
мозаики битвы при Иссе. Однако, строго говоря, все эти документы доказывают
только то, что уже более ранние поколения верили в существование Александра
и в реальность его подвигов, и вот с этого и могла бы начаться ваша критика.
Тогда вы обнаружите, что не все сведения об Александре достоверны и не все
подробности можно проверить, но я не могу предположить, чтобы вы покинули
лекционный зал, сомневаясь в реальности личности Александра Македонского.
Ваша позиция определится главным образом двумя соображениями: во-первых,
вряд ли у лектора есть какие-то мыслимые мотивы, побудившие выдавать за
реальное то, что он сам не считает таковым, и, во-вторых, все доступные
исторические книги рисуют события примерно одинаково. Если вы затем
обратитесь к изучению древних источников, вы обратите внимание на те же
обстоятельства, на возможные побудительные мотивы посредников и на сходство
различных свидетельств. Результаты вашего исследования наверняка успокоят
вас насчет Александра, однако они, вероятно, будут другими, если речь зайдет
о таких личностях, как Моисей или Нимрод.* О том, какие сомнения могут
возникнуть у вас относительно доверия к лектору-психоаналитику, вы узнаете
позже.
Теперь вы вправе задать вопрос: если у психоанализа нет никаких
Направленность и мотивы деятельности личности
... личности выступают следующие основные психологические образования и структуры: потребности, влечения, установки, собственно мотивы, ... а другой -- по книгам, телевидению, газетам); 3) иерархизированность ... мотивы поведения не играют ведущей роли, а выступают в виде «строительного материала» для осознанных побуждений. С другой стороны, влечение является одним из центральных понятий психоанализа, ...
объективных подтверждений и нет возможности его продемонстрировать, то как
же его вообще можно изучить и убедиться в правоте его положений?
Действительно, изучение психоанализа дело нелегкое, и лишь немногие
по-настоящему овладевают им, однако приемлемый путь, естественно,
существует. Психоанализом овладевают прежде всего на самом себе, при
изучении своей личности. Это не совсем то, что называется самонаблюдением,
но в крайнем случае психоанализ можно рассматривать как один из