Формирование внимания школьников

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогической

литературы по проблеме исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. Проблемы внимания в трудах зарубежных и отечественных

психологов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. Особенности внимания младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . .

3. Причины неуспеваемости младших школьников . . . . . . . . . . . . . .

Глава 2. Экспериментальные исследования свойств внимания. . . . . . . . . .

1. Организация и методы исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. Анализ результатов исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3. Рекомендации по развитию внимания младших школьников . . . .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

БИБЛИОГРАФИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

ПРИЛОЖЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3

7

7

11

42

45

45

55

76

82

85

90-96

ВВЕДЕНИЕ

Процесс обучения в школе включает не только усваивание сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных процессов. Часто главная причина больших затруднений в усвоении и использовании нового учебного материала учащимися состоит не только в пробелах предшествующего этапа обучения, но и в неразвитости познавательных процессов. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития внимания. Вот почему проблема развития внимания является актуальной. Недостаточное развитие свойств внимания ведёт за собой множество ошибок при письме, чтении, расчётах.

Проблемой внимания занимались многие отечественные психологи:

Л.И.Божович, М.В.Страхов, П.Я.Гальперин, особый вклад в теорию внимания внёс Николой Фёдорович Добрынин. Проблему внимания младших школьников занимались такие психологи как О.Ю.Ермолаев, Т.М.Матюрина, Т.А.Мешкова.

17 стр., 8162 слов

Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками

... младших школьников в коллективе. Предмет исследования - зависимость межличностных отношений младших школьников от типов темперамента. В исследовании можно выдвинуть следующую гипотезу: тип темперамента младшего школьника оказывает влияние на развитие ... в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. Психологами доказано, что успешность обучения тесно ...

Проблема нашей дипломной работы заключается в понимании роли, при-чинной обусловленности, взаимосвязи уровня сформированности внимания младшего школьника с успешностью обучения.

Объектом исследования являются свойства внимания младшего школьни-ка.

Предмет исследования – влияние уровня сформированности внимания на успешность обучения младшего школьника.

Решение проблемы понимания роли, причинной обусловленности, взаимо-связи уровня сформированности внимания младшего школьника с успешностью обучения, — явилось целью нашего дипломного исследования.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Диагностировать уровень произвольного внимания и его свойств млад-ших школьников.

3. Изучить успешность учебной деятельности учащихся.

4. Провести анализ влияния уровня сформированности внимания младшего школьника на успешность обучения.

5. Разработать рекомендации учителям начальных классов по целена-правленному развития внимания младших школьников.

Гипотезой дипломного исследования явилось положение о том, что суще-ствует взаимосвязь между уровнем сформированности внимания младшего школьника и успешностью обучения школе.

Для решения поставленных задач и проверки гипотез был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих теоретический анализ общей и специальной психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, эксперимент, наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности и документов, методы математической статистики по обработке экспериментальных данных, качественный анализ результатов работы.

В психодиагностической части исследования была использована методика С.Д.Забрамной на диагностику уровня развития свойств произвольного внимания.

Исследования проводилось в три основных этапа. Первый этап (1999-2000 гг.) включал анализ психологической, педагогической литературы по теме иссле-дования, определение проблемы. Второй этап (2000г.) состоял в проведении экс-периментальной работы, количественном и качественном анализе полученных результатов.

Практическая значимость исследования состоит в апробации методики С.Д.Забрамной на диагностику уровня развития свойств произвольного внимания.

Надёжность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными методологическими и теоретическими позициями, адекватностью ме-тодов исследования его цели, задачам и логике, апробацией методики в форме пилотажного исследования, применением дополнительных сведений о биологический и социальных условиях развития школьников, обоснованным применением статистической обработки получаемых данных, представительностью выборки, количественным и качественным анализом полученного фактического материала.

5 стр., 2050 слов

Особенности индивидуализации обучения младших школьников, различающихся ...

... основу индивидуализации обучения младших школьников. 3. Определить особенности познавательного и личностного развития младших школьников, различающихся по типу темперамента. 4. Выявить особенности индивидуализации обучения младших школьников, различающихся по типу темперамента. Методы исследования: 1. Анализ теоретических ...

Эмпирическая база исследования. Объём выборки – 20 испытуемых в возрасте 8 лет (11 мальчиков и 9 девочек) средней общеобразовательной школы № 1176 Севастопольского района г. Москвы (традиционная система обучения).

Структура дипломной работы. Исследование содержит введение, две гла-вы, заключение, список литературы и приложение. Во введении обосновывается актуальность темы, определяется проблема дипломного исследования, его объ-ект и предмет, формулируется гипотеза, цели и задачи исследования, раскрыва-ется практическое значение работы. Первая глава «Теоретический анализ психо-лого-педагогической литературы по проблеме исследования» состоит из трёх па-раграфов и раскрывает сущность различных точек зрения на проблему внимания в психологии, нейрофизиологических исследованиях, видов и свойств внимания, особенностей внимания у младших школьников, психологические особенности групп неуспевающих школьников. Вторая глава «Экспериментальные исследова-ния свойств внимания» состоит из трёх параграфов. В ней представлены плани-рование исследования, организация и описание методов, результаты диагностики в виде таблиц первичных данных, анализ полученных в исследовании результатов, их статистическая обработка, а также рекомендации по развитию внимания младших школьников для учителей начальных классов. Заключение содержит основные выводы по теоретическому и экспериментальному исследованию. Библиография содержит 62 источника. В приложении представлен стимульный материал к апробированной методике……..

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Акимова М.Н., Индивидуальные особенности внимания и основные свойства нервной системы / Автореф. конд. дис. М., 1972.

2. Амоношвили Ш.А. Здравствуйте дети! Просвещение. М., 1986.

3. Амоношвили Ш.А. Как живете, дети! Просвещение. М., 1986.

4. Баскакова И.Л. Изучение внимания школьников. – Москва-Воpонеж, 1995

5. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психологической диагностике.К., 1989.

6. Буляов М.И. Беседы о детской психиатрии. Просвещение, М.,1986.

7. Возростная и педагогическая психолгиия / Под ред. Гамезо М.В., Ма-тюхиной М.В., Михальчик Т.С. Просвящение, М., 1984.

8. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М., 1981.

9. Волков С.И., Столярова Н.Н. Развитие познавательных особенностей детей на уроках математики. «Начальная школа» № 7, 1993.

10. Выгодский Л.С. Детская психология. Сбор. соч.: т. IV, М., 1984.

11. Выгодский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрас-те. В кн.: Хрестоматия по вниманию. М.,1976.

12. Гльперин П.Я. К проблеме внимания. В кн.: Хрестоматия по внима-нию. МГУ, М., 1976.

13. Гальперин П.Я., Кобылицкая С.Я. Экспериментальное формирова-ние внимания. МГУ, М. 1974.

14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1997

15. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л., 1991

8 стр., 3986 слов

ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТУДИИ И СЕМЬИ.

... слова изучено не достаточно. Это и определило тему исследования «Творческое развитие младшего школьника в условиях взаимодействия студии и семьи». Актуальность нашего исследования определяется ... природная способность к творчеству заложена в каждом человеке. Развитию теории и практики формирования творческой активности школьников способствовали исследования отечественных ученых: В.И. Андреева, В.В. ...

16. Гребцова Н. И. Развитие мышления учащихся//Начальная школа, 1994, № 11, с. 24 – 26.

17. Гpигоpенко Е.А., Рутман Э.М. Диагностика готовности к школе по по-казателям устойчивости внимания. // Вопpосы психологии. – 1990. — № 1. – С.68-71.

18. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Просвеще-ние,

1956.

19. Еpмолаева О.Ю. и дp. Внимание школьника. – М., 1987.

20. История педагогики. Часть 2 С XVII в. до середины XX в.: Учебное

пособие для университетов/А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 1998

21. Казаков В.Г. Кондратьева Л.Л. Психология. – М., 1989.

22. Каменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Том 1. Вели-кая

дидактика. – М., 1978.

23. Калинина И. Г. Развитие внимания на уроках математики в малоком-плектной школе//Начальная школа, 1993, № 10, с. 60 – 63.

24. Ковалев С. В. Перепрограммирование собственной судьбы. М.,2000, 784с.

25. Коломинский, Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986.

26. Крутецкий. Основы педагогической психологии. М, 1972. 255 с.

27. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986

28. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьни-ков. – М.:

Просвещение, 1968

29. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск, 1999. 384 с. /Библиотека практической психологии/

30. Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974

31. Марютина Т. М., Мешкова Т. А., Гавриш Н. В. О связи свойств внима-ния и успеваемости у учащихся вторых классов//Вопросы психологии. 1988, №3.

32. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. – М.:

Педагогика, 1975

33. Нартова-Бочавер С. К., Мухортова Е. А. Скоро в школу! М., 1998. 128 с.

34. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994.576с

35. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2006

36. Общая психология под ред. Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986

37. Оконь В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968

38. Педагогическая энциклопедия. Том 1. – М., 1968

39. Понаpядова Г.М. О внимании младших школьников с pазличной успе-ваемостью. // Вопpосы психологии. – 1982. – № 2. – С.51-59.

40. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.

41. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрей-тер, В.Л. Романова. – М., 2000.

42. «Психология младшего школьника», под ред. Е. И. Игнатьева. М., 1960.

43. «Развивающие игры с элементами «логики» для первых классов на-чальной школы//Психологическос обозрение, 1996, №2(3), с. 47-52.

44. Рибо Т. Психология внимания//Хрестоматия по вниманию. М.: 1976.

45. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

46. Рогов Е. И. Психология познания. М., 1998, 176 с.

47. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.

48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 2001

49. Рудовская Н. В. Развитие наблюдательности у детей на уроках ма-тематики//Начальная школа, 1992, № 2, с. 35.

50. Руссо Жан-Жак Эмиль, или о воспитании. – СПб, 1955

3 стр., 1418 слов

Психологические основы профессионального развития личности

... процесс профессионального развития. Идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека легли в основу разработанной нами концепции, в которой фактором развития являются внутренняя ... труда: модели адаптивного поведения, в основе которой лежит первый способ существования человека, и модели профессионального развития, основанной на втором способе жизнедеятельности. ...

51. Сереброва И. В. Развитие внимания и логического мышления на за-нятиях по математике//Начальная школа, 1995, № 6, с. 51 – 53.

52. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М., 1995

53. Страхов И.В. Внимание и структура личности. – Саратов, 1969

54. Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. М. 1976.

55. Узнадзе Д. Н. Установка человека //Хрестоматия по вниманию. М. 1976.

56. Ушинский К. Д. Собр. соч., т. 6. М.—Л., 1949.

57. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. Том

1. – М., 1979

58. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991, 288 с.

59. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М.,1993. 191с.

60. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

61. Эльконин Д. Б. Психологические условия развивающего обуче-ния//Обучение и развитие младших школьников. М., 1970.

62. Энциклопедия психологических тестов-3. М., 2000. 360 с.