Формирование связной речи у детей с умственной отсталостью

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3

Глава 1.Особенности формирования связной речи детей с умственной отсталостью……………………………………………………………………..….6

1.1. Характеристика связной речи детей с умственной отсталостью..…………6

1.2.Развитие связной речи на уроках чтения….………………………………..10

Глава 2.Особенности формирования связной речи детей с умственной отсталостью на уроках чтения……………………………………………….…15

2.1. Характеристика детей с умственной отсталостью………………….……..15

2.2. Приемы работы по формированию связной речи………………………..17

Заключение……………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………………26

Приложения………………………………………………………………………29

Введение

Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей. Напомним, что речь у ребенка с умственной отсталостью появляется не только значительно позже, но и характеризуется специфическим недоразвитием всех компонентов речи от фонематического до семантического ее уровней. Характерными являются нарушения, затрагивающие этапы и составляющие речевого высказывания. В этой связи речь умственно отсталого ребенка не может качественно обеспечивать коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения, что обедняет все виды его деятельности. Отсутствие речевой инициативы и выраженная дефицитарность речемыслительных средств способствуют возникновению у умственно отсталых детей речевого негативизма, замкнутости, стереотипии и штампов в использовании одних и тех же речевых конструкций.

Известно, что развитие связной речи неразрывно связано с развитием мышления. Недоразвитие первой значительно осложняют ход и качество мышления ребенка, что неизбежно проявляется не только в когнитивной, но и социально-эмоциональной сфере. Продолжая мысль о взаимосвязи мышления и речи необходимо подчеркнуть, что нарушения познавательной деятельности затрудняют анализ ситуации общения, использование имеющегося речевого опыта, его применение в новых условиях коммуникации, хотя этот опыт ребенок легко использует в привычных для него ситуациях. Кроме того, потребность в общении у умственно отсталого ребенка заметно снижена из-за несформированности познавательного интереса к событиям и явлениям окружающей среды.

18 стр., 8868 слов

Особенности речевого развития младших школьников с умственной отсталостью

... основы формирования и совершенствования речевой деятельности умственно отсталых старшеклассников. Выявлены условия реализации дифференцированного подхода к формированию связной письменной речи учеников начальных классов (В. В. ... дать краткий ответ. Нормы речевого развития: первый год жизни.: 2 месяца. Ребенок произносит отдельные звуки, первые спонтанные вокализации, направленные ко взрослому (чаще ...

Одной из причин нарушений в общении у детей является недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Эмоции умственно отсталых детей отличаются недостаточной дифференцированностью, с характерной нестабильностью и резкими перепадами в настроении. Эмоциональные реакции ребенка бедны, их проявления носят «полярный» характер, а его оценки в большинстве случаев неадекватны ситуации, что устойчиво влияет на все формы социальных контактов с окружающими людьми.

Нарушения общения в совокупности порождают проблемы связанные с успешностью социальной адаптации. Затруднения в установлении контактов с людьми как в сфере делового, так и личного общения, становятся причиной неуверенности, беспокойства, неудовлетворенности индивида собой и окружающим миром. Такое состояние усугубляет существующие и может стать причиной новых конфликтов, что осложняет деятельность человека, его отношения с окружающими людьми.

Таким образом, очевидна необходимость обучения детей с недостатками интеллекта технологиям общения, направленного формирования у них коммуникативных умений и навыков

Актуальность выбранной темы определяется сразу несколькими моментами:

· особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с умственной отсталостью до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными;

· в практике коррекционной педагогики полностью не решены организационные вопросы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью;

· содержание коррекционной педагогической работы с детьми с умственной отсталостью недостаточно полно и подробно проработано в методическом плане.

Цель работы:

выявить приемы формирования связной речи у детей с умственной отсталостью на уроках чтения.

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

1. Ознакомиться с развитием связной речи детей с умственной отсталостью.

2. Выявить особенности развития связной речи детей с умственной отсталостью на уроках чтения.

Объект — связная речь детей с умственной отсталостью.

Предмет — совершенствование связной речи детей с умственной отсталостью на уроках чтения.

Глава 1. Особенности формирования связной речи детей с умственной отсталостью.

1.1. Характеристика связной речи детей с умственной отсталостью.

1.4 Особенности речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта

Связная речь — наиболее сложная форма речевой деятельности. Она характеризуется особыми присущими только ей признаками. Связная речь носит характер систематического последовательного изложения. Связное сообщение представляет собой развернутое высказывание. Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания. Которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно……..

25 стр., 12408 слов

Использование сказкотерапии как метода психокоррекции агрессивности ...

... наблюдение, изучение документации. Глава 1. Современное состояние проблемы агрессивности детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 1.1 Особенности агрессивного поведения у детей дошкольного возраста В данной главе мы разберемся с ...

Заключение

Выводы по I главе

1.1.

Умственная отсталость — это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это недоразвитие, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Таким образом, дети с задержкой психического развития из-за недоразвития интеллектуальной деятельности испытывают трудности при овладении связной речью, их речь развивается аномально, запаздывает в своем развитии и имеет ряд особенностей.

Умственно отсталые школьники испытывают особые трудности при обучении. Коррекция нарушений речи у умственно отсталых детей является более длительным и более сложным процессом, чем у нормальных детей.

1.2.

Нарушение всех компонентов языка у детей с УО затрудняет формирование у них связной речи. Эти трудности усугубляются рядом других недостатков: слабостью осмысления материала, недопониманием логики событий, нарушением временных связей, соскальзыванием с темы, ведущим к образованию побочных ассоциаций, быстрой истощаемостью мотивов к речи. Поэтому необходимо проводить коррекционную работу, направленную на развитие связной речи. Одним из приемов развития связной речи является обучение пересказу.

Таким образом, работа над формированием связной речи осуществляется в три этапа:

1. Подготовительный;

2. Основной;

3. Заключительный.

Выводы по II главе

2.2.

В результате проделанной работы над связной речью учащиеся должны научиться правильно, логически и грамматически верно пересказывать различные тексты, уметь в зависимости от ситуации воспользоваться нужным видом пересказа.

Развитие связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью должно быть теснейшим образом связано с развитием анализа, синтеза, сравнения, обобщения, особенно при отработке операций внутреннего программирования. Каждая из операций порождения связного высказывания вначале формируется самостоятельно, изолированно, на простых заданиях, постепенно операции объединяются в целостный процесс порождения связного текста.

Список литературы

1. Ахутина Т.В. Порождение речи // М.: Академия, 1998.- 230с.

2. Бине А., Симон Т. Ненормальные дети // Издание подгот. Вал. А. Луков, В. А. Луков. — СПб, 1999.- 418 с.

3. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР // Автореф. Канд. Дис. М., 1983.

4. Волкова Л.С. Хрестоматия по логопедии Нарушение детской речи и их

устремление в учебно-воспитательные процессы I т. // М., 1997.- 560 с.

5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики //Под ред.А.М. Матюшкина // М.: Педагогика, 1983. — 368 с.

6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи // М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 471с.

7. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов //М.: ACT: Астрель, 2005. — 351 с.

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития ...

... По мере того как в ходе развития изменяются и содержание и функции речи, ребенок, обучаясь, овладевает формой связной контекстной речи. Появление связной контекстной формы речи объясняется новыми задачами и характером общения ...

8. Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности // М.: Изд-во: АСТ, 2007. — 318 с.

9. Дмитриева Е.Е. Об особенностях общения с взрослыми детей с ЗПР// Дефектология — 1988, №1.

10. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии // М., 1973

11. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей — олигофренов// М.: Просвещение, 1970. — 205 с.

12. Жинкин Н.И. К вопросу о развитии речи у детей // Советская педагогика, 1954, № 6 — 22с.

13. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. 2 изд. — М.: Просвещение, 1980. — 398 с.

14. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности // Москва — Воронеж, 2001. — 320с.

15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика для студ. высш. Учеб. Заведен.// М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с.

16. Ковшиков В.А., Демьянов Ю.Г. О речевых нарушениях у детей с ЗПР// Научно-теор. конф. ….Дефектология, 1967.

17. Кузнецова Г.В. Особенности речевого развития умственно отсталых дошкольников // Дефектология, 1976, №3. — 78 с.

18. Кучинский Г.М. Диалог и мышление // Минск, 1983. — 190 с.

19. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Методическое пособие для учителя-логопеда // М.: Владос, 2001. — 224 с.

20. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей: Учеб. Пособие // МГУ, 1985. — 137 с.

21. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия //М., «Просвещение», 1967. — 95 с.

22. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность // М.: Просвещение, 1969. — 214с.

23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. Науч. — исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. СССР //М.: Педагогика, 1986. -144с.

24. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. Вузов // Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской // М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

25. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология, 1994- №1. 30 с.

26. Лурия А.Р. Язык и сознание // Под редакцией Е.Д. Хомской // М: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 320 с.

27. Мальцева Е.В. Особенности нарушения у детей с ЗПР // — Дефектология, 1990-№6, 10 с.

28. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов// Под ред. В.В. Воронковой // М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.

29. Основы специальной психологии: Учеб. Пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений // Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой // М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 480 с.

30. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие // В.Г. Петрова, И.В. Белякова // М.: Академия, 2002. — 160 с.

31. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы // М.-1977

32. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда // Каше Г.А // М.: Книга по Требованию, 2012. — 171 с.

33. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология»// 3-е изд., перераб. и доп. // М.: Просвещение, 1986. — 192 с.

2 стр., 606 слов

Установите соответствия между возрастом и стадиями развития психики и речи

... Установите соответствия между возрастом и стадиями развития психики и речи 1. Первая стадия (первые 6 недель жизни ребенка) 2. Вторая стадия (с середины 2 ... переключение, отвлекаемость, объем В) типизация, агглютинация, гиперболизация Установите соответствия между последовательностью развития мышления в онтогенезе и формами мышления 1. Первая стадия        а) ...

34. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя// Мн.: Нар. Асвета, 1989.- 64 с.

35. Слепович Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития // Мн.: Нар. Асвета, 1989. — 68с.

36. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) // Е.Ф. Соботович // М.: Классикс стиль, 2003. — 160 с.

37. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний: Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей // М.: Просвещение, Владос, 1995. — 18 с.

38. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений // М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.