Содержание
Введение 3
1. Теоретические и методологические аспекты речи в психологии 5
1.1. Анатомо-физиологические механизмы речи 5
1.2. Виды речи 10
1.3. Восприятие и понимание речи 14
1.4. Развитие и расстройства речи 15
2. Формирование речевого этикета у детей 19
2.1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка 19
2.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве 24
2.3. Задачи и содержание обучения связной речи 28
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Введение
Речь – психофизиологический процесс, реализующийся в общении, опосредованный языком. В физиологии человека и животных нет, пожалуй, более сложного вопроса, нежели вопрос о том, что же обусловило ту высочайшую ступень развития, которой достиг человек в способности к речеобразованию по сравнению даже с самыми высокоорганизованными животными.
Весьма значительный вклад в решение этого вопроса был сделан великим русским физиологом И.П. Павловым. Он показал, что в основе специфики развития человека и животных должны лежать различия тех сигналов, которые способен оценивать мозг. Такими исключительными для мозга человека сигналами являются слова, эти «сигналы сигналов», посредством которых осуществляются обобщения и абстракции, характеризующие «специально человеческое высшее мышление» [2, с.154.
Слово обеспечивает огромный диапазон и качество восприятия внешнего мира и самовыражения, возможность передачи информации другим людям об окружающей среде и собственных состояниях за счет звуковых конструкций, несущих эмоциональную и смысловую нагрузки 10, с.24.
Таким образом, речь является разноэлементным психофизиологическим процессом. Этот процесс основан на работе различных анализаторов (прежде всего слухового), с помощью которых происходит опознание и порождение речевых сигналов.
Только благодаря развитию фонематического слуха (слуха, обеспечивающего восприятие и понимание фонем данного языка), человек способен к анализу и синтезу звуков речи.
Цель работы: описать формирование речевого этикета детей.
Данная цель решается с помощью раскрытия следующих задач.
1. изучить анатомо-физиологические механизмы речи;
2. определить виды речи;
3. описать процесс восприятия и понимания речи;
развитие связной речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию ...
... Развитие связной речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинкам». Проблема исследования: каковы методы развитие связной речи дошкольников в процессе обучения рассказыванию по сюжетным картинкам Цель исследования: определение особенностей развития связной речи. Объект исследования: процесс развития связной речи ... игрушки, животного, портрета человека, интерьера и конкретно ...
4. раскрыть сущность развития и расстройства речи;
5. раскрыть понятие связной речи и ее значение для развития ребенка;
6. выявить особенности развития связной речи в дошкольном детстве;
7. обозначить задачи и содержание обучения связной речи.
1. Теоретические и методологические аспекты речи в психологии
1.1. Анатомо-физиологические механизмы речи
Развитие органов звуковой речи проходило одновременно с общим физическим и психическим развитием человека как вида. Одной из биологических предпосылок развития способности произнесения членораздельных звуков служило наличие у человекоподобных предков людей гораздо большей, чем у других животных, подвижности губ и языка, которая в дальнейшем все более увеличивалась. Увеличение подвижности губ и языка было обусловлено целым рядом анатомических изменений: укорачиванием и расширением нижней челюсти, так что форма ее постепенно превращалась из остроугольной в подковообразную; развитием подбородочного выступа (являющегося местом прикрепления некоторых мышц, задействованных в речевых движениях); уменьшением стыков и др. Благодаря этим изменениям произошло увеличение свободной полости рта, что, в свою очередь, обеспечило увеличение подвижности языка и возможность более совершенного резонирования звука, производимого вибрацией голосовых связок гортани, от чего прежде всего зависят различные звуковые гласные.
Следует отметить, что системы, обеспечивающие речь, могут быть разделены на две группы: периферические и центральные. К центральным относятся определенные структуры головного мозга, а к периферическим – голосовой аппарат и органы слуха.
Голосовой аппарат (рис. 1) состоит из трех основных систем: органов дыхания, гортани, полости рта и носа. Органы дыхания обеспечивают ток воздуха, заставляющий вибрировать голосовые связки гортани, колебание которых и создает звуковую волну. К органам дыхания относятся легкие и приводящие их в движение мышцы, в том числе диафрагма (грудобрюшная ……..
Список использованной литературы
1. Балонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. – Л.: Наука, 1976. – 218с.
2. Вартанян И.А. Звук – слух – мозг. Л.: Наука, 1981. – 176 с.
3. Гельфанд С.А. Слух: введение в психологическую и физиологическую акустику: Пер с англ. – М.: Медицина, 1984. – 352с.
4. Клинке Р. Физиология слуха / Основы сенсорной физиологии./Под ред. Р. Шмидта. – М.: Мир, 1984. С. 202-205, 213-216.
5. Кузьмин Ю.И., Ильина Л.Н. Этапы становления речи у детей. / / Сенсорные системы, 1999, том 13, №1, с.20-28.
6. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. – М.: Просвещение, 1977. – 176с.
7. Николаенко Н.Н., Егоров А.Ю. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности. / / Физиология человека, 1998, том 24, №2, с.33-39.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к проблеме развития творческих способностей человека, разработанные зарубежными и отечественными ... пророчествовать. Творец не имеет должного опыта ни в одной из наук, но имеет свое особое назначение. Предпосылки творчества содержатся в ...
8. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 190 с.
9. Слуховая система / Под ред. Я.А. Альтмана. – Л.: Наука, 1990. – 620с.
10. Ткаченко О.П. Николаенко Н.Н. Взаимодействие полушарий мозга в обработке речевой информации. / / Журнал эволюционной биохимии и физиологии, 1997, том 33. — №2.
11. Физиология человека./Под ред. Шмидта Р и Тевса Г.: В 3 т. – М.: Мир, 1996, Т.1. – 323с.
12. Хризман Т.П. Развитие функций мозга ребенка: энцефалографические исследования. – Л: Наука, 1978. – 127с.
13. Шеперд Г. Нейробиология: В 2 т. – М.: Мир, 1987, Т.1. С. 393-497.
14. Колосовская А.В. Обогащение мотивов речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения: Дис… канд. пед. наук /Московский педагогический государственный университет (МПГУ).
– М., 2000. – 185 с.
15. Халезова Н.А. Преемственность в обучении речевому этикету детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в процессе изучения русского (родного) языка: Дис… канд. пед. наук /Московский государственный открытый педагогический университет (МГОПУ) . – М.: 2000. – 212 с.
16. Белашова Л.А. Педагогические условия формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 : – М., 2004. – 189 c.
17. Анисимова Т.В. Деловое общение: речевой аспект. Волгоград, 2000.
18. Алксеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. Высш. и сред. Пед. Учеб. Заведений. 3-е изд., стереотип. – М., 2000.