Формирование педагогических способностей

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

БИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра психологии

Контрольная работа на тему

Формирование педагогических способностей

Выполнил: студентка I курса

гр. Б ОЗО, факультета ПД

Большова Л.Я.

Проверил: Буторина О.Г.

2010 год

Содержание

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Сущность педагогических способностей

1.2 Структура педагогических способностей

1.3 Профессионально важные качества учителя

1.4 Стиль педагогической деятельности

Глава 2. Практическая часть

2.1 Самопрезентация личных и профессиональных качеств

2.2 Тренинг «Развитие творческих способностей педагога»

2.3 Игры, тренинги

Список литературы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Сущность педагогических способностей

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся. На основе анализа психологической литературы по проблеме способностей можно выделить следующие признаки наличия способностей к какому-либо виду деятельности.

На сегодняшний день существуют различные подходы к определению способностей Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. Согласно развиваемой им и его сотрудниками концепции, врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей, называемые задатками. В связи с этим сперва рассмотрим соотношение понятий: способности, задатки, гениальность и талант на основе общей структуры способностей. Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей.

Талант и гениальность являются уровнями способностей. Талант — это высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность — высшая степень проявления творческих способностей.

Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации:

3 стр., 1339 слов

Способности к педагогической деятельности

... Способности, Задатки ,-Направленность личности,   Мотивация, Педагогическое мастерство       Цель работы:   Изучить способности к педагогической деятельности ... овладеть педагогическим мастерством. Весьма важным является наличие таланта, но, как и любой, талант педагогический встречается ... это единственный человек, который большую часть своего времени занимается воспитанием и ...

— Общие способности — такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;

— Специальные способности — система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.

Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности — это особенности личности, а педагогические умения — это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.

Отечественные исследователи педагогических способностей на основе положений С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова в 60-е гг. прошлого века выделили целый набор педагогических способностей. Круг педагогических способностей очень велик. Он охватывает всю структуру педагогической деятельности. Психологи и педагоги, исследовавшие профессиограмму учителя, выделяют различные способности учителя. В исследованиях Н.В. Кузьминой раскрыты такие способности, как:

— педагогическая наблюдательность,

— педагогическое воображение,

— педагогический такт,

— распределение внимания,

— организаторские способности.

Ф.Н. Гоноболин перечисляет и раскрывает следующие способности, необходимые учителю:

— способность понимать ученика;

— способность доступно налагать материал;

— способность развивать заинтересованность учащихся;

— организаторские способности;

— педагогический такт;

— предвидение результатов своей работы и др.

Н.Д. Левитов выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:

— способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме;

— способность понимать учеников, базирующаяся на наблюдательности;

— самостоятельный и творческий склад мышления;

— находчивость или быстрая и точная ориентировка;

— организаторские способности, необходимые как для обеспечения систем работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.

— Дидактические способности — способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль;

— Академические способности — способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.).

3 стр., 1289 слов

Структура педагогической деятельности. Педагогическая психология

... Однако, как и во всех профессиях, подлинный успех в педагогической деятельности возможен только с развитием подлинно педагогических способностей. Под педагогическими способностями принято понимать определенное сочетание психических свойств личности, являющееся условием ...

— Перцептивные способности — способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.

— Речевые способности — способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.

— Организаторские способности — это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.

— Авторитарные способности — способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

— Коммуникативные способности — способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.

Перечисленные педагогические способности позволяют успешно осуществлять все стороны педагогической деятельности.

Так, педагогическое воображение особо значимо для конструктивной деятельности — оно выражается в «проектировании» будущих знаний учащихся, умении находить заранее подходящие методы и методики. Оно выражается также в «проектировании» характера, привычек учащихся как в учебной, так и в воспитательной работе, в формировании коллектива в целом. Именно педагогическое воображение помогает учителю осуществлять развивающее обучение и воспитание.

Педагогический такт проявляется в коммуникативной стороне педагогической деятельности. Как мы уже отмечали выше, это способность к установлению правильных отношений с учениками, учителями, родителями, чувство меры в отношениях (в меру требовательность, в меру доброта), что позволяет устранять предупреждать конфликтные ситуации.

Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер.

Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы учителя.

От педагогических способностей учителя, от его личностных качеств зависит достижение педагогом высокого мастерства в обучении и воспитании детей.

1.2 Структура педагогических способностей

В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.

Сначала коротко рассмотрим некоторые аспекты педагогической системы, разрабатываемой Н.В. Кузьминой.

Система представляется как множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями.

Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.

Структурные компоненты — это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем. В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и функциональные компоненты.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Функциональные компоненты — это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности.

Н.В. Кузьмина рассматривает совокупность способностей педагога в качестве важнейшего фактора развития и формирования способностей учащихся. В связи с этим в структуре педагогических способностей ею выделяются два ряда признаков:

— Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.

— Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т.е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.

Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т.е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом).

Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога. Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности:

— Чувство объекта.

— Чувство меры или такта.

— Чувство причастности.

Уровень сформированности перцептивно-рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как «хорошей», т.е. помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и «плохой», т.е. подсказывающей неверные решения.

Таким образом, перцептивно-рефлексивные педагогические способности «специализируются» на анализе взаимодействия между субъектом профессионально-педагогического творчества и учащимся, за которого он отвечает.

Второй уровень составляют проектировочные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профессиональном становлении.

Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности к способам создания продуктивных технологий учебно-воспитательного воздействия на учащихся в целях формирования у них искомых качеств, т.е. достижения искомых конечных результатов.

Многочисленные психолого-педагогические исследования, проведенные Н.В. Кузьминой, показали, что саморазвитие педагогов обеспечивается достаточно высоким уровнем сформированности у них таких общих способностей, как:

Гностические способности состоят в специфической чувствительности педагога к способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего ему саморазвитие даже при попадании в неблагоприятную среду.

6 стр., 2580 слов

Кейс №25. «Педагогическая ситуация» и «педагогическая задача», ...

... деятельности, а не личность. 3. Вовлекать учащихся в коллективную работу. 4. Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку. Кейс №26 Сущность, цели, средства, условия педагогической ... мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности.  2. ... может гордиться. 4. «Правильная позиция». Педагог помогает выработать ребёнку правильное ...

Проектировочные педагогические способности состоят в особой чувствительности педагогов к конструированию «педагогического лабиринта», т.е. того педагогического маршрута, по которому нужно вести учащегося от незнания к знанию, чтобы ему было не просто интересно, но и полезно, экономно и глубоко, трудно и легко, напряженно и «творчески».

Конструктивные педагогические способности состоят в особой чувствительности к тому, как построить предстоящее занятие, встречу, урок во времени и пространстве, чтобы продвинуться на пути к искомому конечному результату: с чего начать, какую систему заданий-задач предложить, как организовать их выполнение, как провести оценивание.

Коммуникативные педагогические способности проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия и обеспечиваются:

— способностью к идентификации, т.е. отождествлению себя с учащимися;

— чувствительностью к индивидуальным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способностям);

— хорошей интуицией, которая является важной характеристикой творческого мышления, проявляемой в антиципации, т.е. в предвосхищении искомого педагогического результата, уже при выборе стратегий воздействия;

— суггестивными свойствами личности или способностью к внушению.

Организаторские педагогические способности состоят в особой чувствительности педагога:

— к продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся с объектами деятельности и познания в учебное и внеучебное время;

— продуктивным-непродуктивным способам организации взаимодействия учащихся в группах и коллективах;

— продуктивным-непродуктивным способам обучения учащихся самоорганизации;

— продуктивным-непродуктивным способам организации собственного взаимодействия с учащимися;

— продуктивным-непродуктивным способам самоорганизации собственной деятельности и поведения.

Существенен вывод исследователей школы Н.В. Кузьминой, что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие способности включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития. Кроме того, выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: педагогические способности, которые либо помогают, либо нейтральны, либо мешают педагогической деятельности.

1.3 Профессионально важные качества учителя

А.К. Маркова выделяет три основные стороны труда учителя: собственно педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность учителя. К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся:

— педагогическая эрудиция;

17 стр., 8223 слов

Психологические особенности личности учителя начальных классов

... основные профессиональные качества личности учителя: ) умственные; ) дидактические (способность и умение перерабатывать материал науки в материал учебного предмета, доступный учащимся; применять и развивать систему эффективных методов обучения; обеспечивать обратную связь ...

— педагогическое целеполагание;

— педагогическое (практическое и диагностическое) мышление;

— педагогическая интуиция;

— педагогическая импровизация;

— педагогическая наблюдательность;

— педагогический оптимизм, педагогическая находчивость;

— педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.

В разрабатываемой в настоящее время модели личности учителя в контексте той же схемы «деятельность — общение — личность» выделяются пять профессионально значимых качеств, выявляющих две группы педагогических способностей (по Н.В. Кузьминой)

1) Проектировочно-гностические способности:

— педагогическое целеполагание;

— педагогическое мышление.

2) Рефлексивно-перцептивные способности:

— педагогическая рефлексия;

— педагогический такт;

— педагогическая направленность.

Ниже рассмотрим более подробно рефлексивно-перцептивные способности учителя.

Проблема познания педагогом личности учащегося является жизненно актуальной. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, что если педагог хочет воспитать человека, то он должен, прежде всего, узнать его во всех отношениях, понять особенности личности обучаемого (Ушинский К.Д., 1974).

Именно с уровнем познания педагогом личности учащегося, с адекватностью и полнотой познания в существенной мере связана результативность педагогической деятельности. Как явствует из исследований С.В. Кондратьевой, для педагогов низкого уровня продуктивности характерно восприятия лишь внешнего рисунка поступка, без проникновения в истинные цели и мотивы, в то время как педагогов высокого уровня продуктивности отличают отражение устойчивых интегративных свойств личности, выявление ведущих целей и мотивов поведения учащихся, объективность оценочных суждений.

Рефлексивно-перцептивные умения педагога образуют органичный комплекс познания собственных индивидуально-психологических особенностей, оценивание своего психического состояния, а также осуществление разностороннего восприятия и адекватного познания личности учащегося.

Как и любые умения, они основаны на системе соответствующих знаний (закономерностей и механизмов межличностного познания и рефлексии, возрастной психологии детей, подростков, юношей) и определенных навыков.

В структуру навыков входят три типа:

— социально-перцептивные навыки;

— рефлексивные;

— интеллектуальные.

Последние предполагают автоматизацию способов решения отдельных педагогических задач на самопознание и познание личности учащегося.

В свете современных исследований (А.А. Бодалев, Г.А. Ковалев) имеется прямая связь между полноценностью, когнитивной сложностью, дифференцированностью Я-концепции субъекта и отражением им личностных особенностей других людей. Познание личности учащегося может существенно затрудняться в случае плохой осведомленности педагога об особенностях своей собственной личности, о своих сильных и слабых сторонах, установках, индивидуальных особенностях реагирования в различных педагогических ситуациях. Стереотипное восприятие учащихся усиливается при столкновении с различными трудностями в работе. Так, чем больше трудностей испытывает педагог в своем педагогическом общении и деятельности, тем менее ответственными, менее заинтересованными, менее осознанно выбирающими профессию ему представляются учащиеся, с которыми он работает. Здесь проявляется своеобразная психологическая защита, когда обилие субъективных трудностей в собственной педагогической деятельности объясняется внешними, якобы объективными причинами: «трудный контингент», «безответственные личности», «случайные для профессии люди», «лентяи» и т.п.

23 стр., 11207 слов

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках ...

... 4.2 Приемы активизации познавательной деятельности 4.3 Методы активизации познавательной деятельности учащихся Глава 5. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения. Заключение Литература Введение Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу ...

Психологическая структура деятельности педагога включает следующие компоненты:

Проектировочные умения, заключающиеся в планировании своего курса, в предвидении возможных затруднений со стороны учащихся при усвоении данного курса, в нахождении методов и методических приемов, необходимых для преодоления трудностей учащимися, в определении наиболее рациональных видов деятельности учащихся, способствующих успешному овладению знаниями, умениями и навыками, в умении корректировать свою деятельность, исходя из реакции учащихся на преподавание, в выборе иллюстративного материала по всему курсу, в дифференциации подхода при обучении учащихся.

— осуществлять перспективное планирование стратегических, тактических и оперативных задач и способов решения;

— предвидеть возможные варианты решения системы педагогических задач в течение всего образовательного времени, на которое ведется планирование;

— намечать результаты, которые необходимо достичь к окончанию выполнения той или иной работы;

— научить учащихся ставить и реализовывать цели самостоятельной работы;

— ставить цель учебной работы, планировать ее достижение, предусматривать возможные трудности;

— проектировать содержание учебного предмета;

— проектировать собственную педагогическую деятельность.

Конструктивный компонент деятельности педагога включает: отбор и разработку композиции содержания информации; проектирование деятельности учащегося, в процессе которой необходимая информация может быть усвоена; проектирование собственной будущей деятельности и поведения для эффективного взаимодействия с учащимися. В связи с этим преподаватель должен уметь: отобрать материал для занятия, выделить узловые понятия и закономерности в нем, найти правильное соотношение фактического и теоретического материала на данном занятии, планировать логические переходы от одного этапа занятий к другому, расположить теоретический материал от легкого к более сложному, сделать выводы по данной теме и осуществлять переход к последующей, композиционно строить занятия, не похожие друг на друга и др.

— отбирать и структурировать материалы во вновь разрабатываемые учебные предметы;

— отбирать и композиционно структурировать содержание учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии;

— проигрывать разные варианты построения занятия в условиях системы предписаний, технических средств обучения, определенного времени, в течение которого должна быть решения конкретная задача, отбирать формы организации, методы и средства обучения;

— конструировать новые педагогические технологии обучения, осуществлять контроль за учебной деятельность учащихся.

Организационный компонент включает в себя организацию информации в процессе ее сообщения учащимся и организацию различных видов деятельности учащихся таким образом, чтобы результаты соответствовали целям системы собственной деятельности и поведения в процессе взаимодействия с учащимися. Взаимодействие предполагает объединение, интеграцию членов взаимодействующей группы и воздействие на группу педагога-организатора, обеспечивающего эту интеграцию. Интеграция является организаторской деятельностью, направленной на учет, контроль, установление индивидуальной ответственности и т.д.

В связи с этой стороной деятельности педагог должен уметь организовывать свое время, индивидуальную работу учащихся, коллективную деятельность учащихся, осуществлять взаимодействие с учащимися в учебной работе и т.д.

— организовывать групповую и индивидуальную работу учащихся с учетом всех факторов;

— организовывать индивидуальные и проводить деловые учебные игры, дискуссии, тренинги;

— управлять психическим состоянием учащихся на учебных занятиях;

— диагностировать познавательные возможности и результаты познавательной деятельности;

— оценивать результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному;

— организовывать усвоение учебного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям учащихся;

— осуществлять коррекцию учебной деятельности.

Коммуникативный компонент, характеризующийся взаимоотношениями в коллективе, рассматривается в двух аспектах: а) взаимоотношения по горизонтали (педагог — учащийся) и б) взаимоотношения по вертикали (руководитель педагогической системы — партнер по деятельности).

— строить взаимодействие учащихся и педагога в зависимости от целей, содержания, форм организации, методов обучения;

— индивидуально воздействовать на учащегося в ходе фронтального изложения учебного материала;

— устанавливать доброжелательные доверительные взаимоотношения с учащимися;

— вырабатывать единое мнение о правильном выборе действия, поведения;

— мотивировать участников педагогического процесса к предстоящей деятельности.

Гностический компонент является своеобразным стержнем всех вышеназванных. Он включает в себя изучение и анализ особенностей процесса и результатов собственной деятельности, изучение и анализ деятельности и способности воздействия на других людей с учетом их возрастных и типологических особенностей.

— извлекать новые знания из различных источников, из исследования собственной деятельности;

— самостоятельно работать с различными источниками информации;

— выделять главное, существенное при отборе и структурировании учебного материала и изложении его;

— анализировать педагогические ситуации; формулировать педагогические задачи;

— добывать новые знания, необходимые для их продуктивного решения, анализировать решения и результаты, сопоставлять искомый результат и реальный;

— логически рассуждать и проводить логические вычисления;

— осуществлять поисковую, эвристическую деятельность;

— изучать, обобщать и внедрять передовой опыт.

1.4 Стиль педагогической деятельности

Стиль деятельности — это взаимосвязанная совокупность индивидуальных особенностей, способов и характера осуществления определенной деятельности, как правило, предполагающей взаимодействие с людьми и выступающей как динамический стереотип.

А.К. Маркова выделяет следующие наиболее характерные четыре стиля деятельности учителя.

1. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам планирует свою работу; для урока он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Деятельность учителя высоко оперативна: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Деятельность учителя характеризуется интуитивностью, повышенной чувствительностью в зависимости от ситуации на уроке, личностной тревожностью, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся такой учитель чуток и проницателен.

2. Эмоционально-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает учебный материал, не упуская закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность учителя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлективностью. Учитель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. Учитель повышенно чувствителен к изменениям ситуации на уроке, личностно тревожен, но чуток и проницателен по отношению к учащимся.

3. Рассуждающе-импровизационный. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Учитель отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке, у них отсутствует демонстрация самолюбия, характерна осторожность, традиционность.

4. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель этого стиля отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях.

Также выделяют индивидуальный стиль. Он проявляется:

— в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);

— характере реакций на те или иные педагогические ситуации;

— выборе методов обучения;

— подборе средств воспитания,

— стиле педагогического общения;

— реагировании на действия И поступки детей;

— манере поведения;

— предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;

— применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.

Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Самопрезентация личных и профессиональных качеств

Цель программы. Обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации.

Задачи программы.

1. Обучение умениям и навыкам установления контактов.

2. Обучение этике делового взаимодействия.

3. Помощь в обретении собственного речевого стиля.

4. Обучение языку телодвижений.

Самое главное в эффективной самопрезентации — добиться того, чтобы у объекта самопрезентации в момент расставания с субъектом возникло ощущение, что без дальнейшего сотрудничества никак не обойтись, возникла своего рода зависимость. Чтобы владеть ситуацией общения в полной мере — субъект должен владеть широким спектром знаний, умений и навыков. Практически никогда не достаточно при завязывании сотрудничества иметь лишь специальные, профессиональные способности, опыт, но и необходимо иметь определенный набор личных качеств. Исходя из контекста нашей программы, можно предложить следующий набор данных качеств:

— умение быстро и точно распознавать свойства и состояние конкретного человека;

— умение располагать к себе мимикой, пантомимикой, интонациями и риторическими оборотами;

— умение связно объяснить, ненавязчиво показать конкретному человеку те новые возможности, которые он получит после начала сотрудничества;

— умение показать навыки делового взаимодействия с тем, чтобы продемонстрировать свою способность ценить своё и чужое время, оптимальным образом организовывать деловую деятельность.

На развитие этих умений, а также на получение соответствующих знаний, которые призваны, с одной стороны, способствовать развитию определенных умений и навыков в дальнейшей самостоятельной деятельности клиента, а, с другой стороны, призваны помогать клиенту в анализе конкретных ситуаций и составлении программы собственных действий.

Все занятия по программе «Самопрезентация личных и профессиональных качеств» происходят в виде традиционного семинара-тренинга, то есть происходит чередование:

а) изложения проблемного материала, обсуждения его и

б) закрепления этого материала в виде разнообразных тренинговых мероприятий.

К особенностям (то есть тому, что не является неспецифическим при проведении семинаров и тренингов) занятий по данной программе можно отнести следующее:

— использование видеоаппаратуры для записи эпизодов тренинга;

— использование учебных видеоматериалов;

— выдача вспомогательных печатных материалов (образцы листков самопрезентации, перечни необходимых упражнений и пр.) и материалов, репрезентирующих ситуацию семинара-тренинга.

По окончании каждого семинара-тренинга в рамках программы «Самопрезентация личных и профессиональных качеств» каждому участнику по его желанию выдается справка о том, что он прошел этот семинар-тренинг.

Вся программа состоит из четырёх этапов, причем каждый из них обладает высокой степенью самостоятельности, направлен на решение независящих от содержания других этапов проблем, то есть парциален. При желании клиент может сделать заказ на свое участие не во всей программе, а только в некоторых этапах либо же в одном.

На один этап отводится 5 часов времени с одним перерывом.

Каждое занятие (этап) состоит из четырех-пяти шагов. Продолжительность одного шага составляет около одного часа. Каждый шаг состоит из двух составляющих: просвещающей и реализационной — примерно по 30 минут каждая. В просвещающей части выдается определенная информация, закрепление которой происходит в реализационной части.

Первый этап посвящен изучению языка телодвижений: смысла отдельных жестов, смысла комбинаций жестов, контекстного смысла, а также того, как наилучшим образом располагать к себе людей.

Второй этап направлен на совершенствование вербальных возможностей клиентов: развитие акустических характеристик речи, владение интонациями и риторическими оборотами.

Третий этап направлен на изменение стереотипа общения и установления социальных контактов, а именно на развитие умения и навыков самоотдачи в общении и вообще во взаимодействии с другими людьми, то есть на переход от своих проблем и потребностей к интересам партнера.

Четвертый этап полностью посвящен этике деятельности профессионального и организационного плана: тому, как наилучшим образом презентовать себя заочно, навыкам деловой этики, аксессуарам делового человека и пр.

Программа занятий

Первый семинар-тренинг. Язык тела: понимание жестов других людей, расположение к себе своими.

1) Знакомство, вступительное слово (10 мин.).

2) Первый шаг: изучение жестов рук.

а) Защитные жесты: рассказывается о видах защитных жестов (перекрещение рук, ног и др.), производится закрепление материала в виде анализа поз присутствующих, упражнения «Закрыться разными способами» и анализа разыгрываемой игры.

б) Жесты доминирования: рассказывается о видах жестов доминирования (поворот кисти при рукопожатии, выставление пальцев и др.), закрепление (аналогичное предыдущему).

в) Жесты прикосновений: рассказывается о видах и значениях жестов прикосновений (потирание носа, глаза, собирание и др.), закрепление.

г) Прочие жесты рук: то же.

3) Второй шаг: изучение различных положений головы, корпуса и ног.

а) Защитные жесты: рассказывается о видах защитных жестов (отворачивание и др.), закрепление.

б) Жесты головы: рассказывается о видах жестов головой (наклонения, поворачивания), закрепление.

в) Зональное расположение, направление и наклоны корпуса: рассказывается о смыслах движений корпуса, закрепление.

г) Другие положения корпуса.

4) Третий шаг: другие жесты, движения и сигналы.

а) Манипулирование различными предметами: рассказывается о смысле манипулирования теми или иными предметами (очками, сигаретами и т.д.), закрепление.

б) Движения глаз: рассказывается о смысле направленностей взгляда, открытости-закрытости глаз и пр., закрепление. в) Движения, связанные с процессом ухаживания: рассказывается о пользе знания и умения использовать движения ухаживания в некоторых случаях самопрезентации, закрепление.

5) Четвертый шаг: отзеркаливание и другие способы расположения к себе.

а) Демонстрация открытых поз: повторение видов защитных жестов, обучение открытым жестам и позам, закрепление.

б) Выражение заинтересованности: повторение жестов, отражающих незаинтересованность и заинтересованность, рассказывается о комбинациях жестов заинтересованности, закрепление.

в) Отзеркаливание: рассказывается об отзеркаливании жестов партнера как наиболее успешном способе расположения к себе, закрепление (все разбиваются на пары и играют в отзеркаливание).

6) Пятый шаг (занимает все время от конца четвертого шага до конца тренинга): разыгрывание ситуаций реального тренинга.

Используется система жетонов. Ведущий является заказчиком определенной услуги (к примеру, за какое-то время решить арифметическую задачку) и выбирает из присутствующих «менеджера» (то есть того, кто будет выбирать конкретного исполнителя/исполнителей).

«Менеджер» должен, исходя из рода задачи (ведущий описывает задачу только в общих чертах) и способностей присутствующих выбрать исполнителя/исполнителей. С каждым присутствующим «менеджер» проводит собеседование в течение одной минуты. В случае удачного выполнения задачи ведущий даёт «менеджеру» какое-то количество жетонов, которое он сам, исходя из договоренности с исполнителями и распределяет.

За 10-15 минут до конца семинара-тренинга все присутствующие на нем высказывают свое мнение о нем и о своих успехах и неудачах в процессе разыгрывания ситуаций.

Второй семинар-тренинг. Риторика: обретение собственного речевого стиля.

1) Знакомство, вступительное слово (10 мин.).

2) Первый шаг: развитие акустических характеристик речи.

а) Рассказывается об основных проблемах, связанных с дефектами речи: тихая речь, нозальность, неиспользование грудного резонатора и др.

б) Каждый участник рассказывает какое-либо стихотворение; после каждого выступления ведущий анализирует акустические характеристики речи выступившего, предлагает упражнения по самосовершенствованию.

в) Производится игра «Кубок обладателей хорошего голоса»:

попарно зачитывается один и тот же прозаический текст (отрывок из Эклесиаста).

3) Второй шаг: использование разных интонаций при психологическом воздействии на другого человека.

а) Рассказывается о методах психологического воздействия и соответствующих им интонациях: внушение, убеждение, доказательство, приказ, изменение состояния.

б) Все участники разбиваются на пары. Для каждой пары находится тема для обсуждения, по которой имеются противоречия. В течение 10 минут (по две минуты на каждый метод) происходит спор с использованием интонаций, присущих одному из методов психологического воздействия.

в) Происходит совместное обсуждение того, в каких ситуациях приемлемы те или иные методы.

4) Третий шаг: особенности построения излагаемого материала.

а) Рассказывается о различных стилях построения излагаемого материала: драматический, сатирический, детективный, трагедический, стиль триллера, любовный, комедический, исторический, стиль боевика, эссеический, научный, фантастический, философский, патетический, идеологический, документальный.

б) Каждый участник по очереди рассказывает содержание какого-либо рассказа или повести (одного для всех — к примеру «Муму» Тургенева).

Перед рассказыванием каждый участник выбирает один из 16-ти стилей и вслух мотивирует свой выбор.

5) Четвертый шаг: аналогичен пятому шагу предыдущего семинара-тренинга, только весь упор при «устройстве на работу» делается на стилевом построении рассказа о себе, своих способностях.

6) Пятый, заключительный шаг: каждый участник должен рассказать о прошедшем семинаре-тренинге в том стиле, который он выбрал и заявил.

Третий семинар-тренинг. Власть дающего: «Я никогда ничего не беру, а только даю!»

1) Знакомство, вступительное слово (10 мин.).

2) Первый шаг: техники, снижающие эмоциональное напряжение.

а) Рассказывается о девяти факторах, помогающих/мешающих снижению эмоционального напряжения в общении (даны положительные и отрицательные полюса):

+

давать выговориться партнеру

вербализация эмоционального состояния (своего и партнера)

подчеркивание общности

интерес к проблемам партнера

подчеркивание значимости партнера

немедленное признание своей неправоты

предложение конкретного выхода

обращение к фактам

спокойный, уверенный темп речи

мешать этому

игнорирование его

подчеркивание различий

игнорирование их

принижение партнера

оттягивание признания, поиск виноватого

переход на личности, на «вообще»

избегание, убыстрение

темпа речи

б) Участники разбиваются на пары, в каждой происходит на протяжении 5 минут обсуждение какой-либо спорной темы: о погоде, о политике, о воспитании детей и т.д. Затем каждый сам себя оценивает по каждому фактору (+, — или 0) и рассказывает, что ему помешало использовать все факторы.

3) Второй шаг: мотивация достижения.

а) Рассказывается о том, что такое мотивация достижения и почему это хорошо.

б) Составление проективных рассказов с использованием категорий мотивации достижения.

4) Третий шаг: «Что можно дать собеседнику?»

а) Происходит коллективное обсуждение того, что можно дать в разговоре собеседнику интересного, его захватывающего,

б) Обучение «искусству фишек»: участники садятся в круг и начинают по очереди «двигать фишки», то есть интересные, неожиданные или по-новому поданные идеи или мысли, которые на какое-то время заставляют собеседника всерьез задуматься, отвлечься на какое-то, пусть и небольшое время. Все присутствующие оценивают идею по тому «фишка» она или нет. Тот, кто выдвинул «нефишку» — выбывает из игры. Последние два игрока объявляются «фишечниками года». В зависимости от времени игра может повториться.

5) Четвертый шаг: аналогичен пятому шагу первого семинара-тренинга, только со спецификой «давания».

Четвертый семинар-тренинг. Этика профессионала: профессионалом не только быть, но и выглядеть.

1) Знакомство, вступительное слово (10 мин.).

2) Первый шаг: Внешний вид делового человека.

а) Рассказывается о современных требованиях к внешнему виду делового человека: одежда, походка и т.д.

б) Закрепление материала: походки, манеры двигаться и др.

3) Второй шаг: Аксессуары делового человека.

а) Рассказывается об аксессуарах делового человека и об искусстве пользоваться минимумом их.

б) Обсуждение.

4) Третий шаг: этика делового общения.

а) Рассказывается об этике делового общения: разговоры по телефону, назначение визитов, приветствия и прощания и т.д.

б) Разыгрывание ролевых ситуаций для закрепления материала.

в) Обсуждение.

5) Четвертый шаг: самореклама.

а) Рассказывается о том, как найти в себе самые хорошие качества и забыть о недостатках.

б) Все участники по очереди рассказывают о своих достоинствах. Происходит обсуждение — какие качества являются абсолютными достоинствами, а какие — относительными или сомнительными.

в) Рассказывается о способах заочной самопрезентации: рассылание визиток, листков самопрезентации (резюме), а также о способах размещения рекламного материала и способах подачи.

г) Каждый участник составляет себе листок самопрезентации, после чего происходит совместное обсуждение листков самопрезентации.

2.2 Тренинг «Развитие творческих способностей педагога»

Задачи:

1. Осознание участниками своих личностных особенностей и творческих возможностей;

2. Овладение приёмами преодоления сомнений, уверенности в своих силах;

3. Создание в группе атмосферы психологического комфорта.

«Аллитерация имени» (упражнение)

Участники садятся в круг так, чтобы хорошо видеть друг друга. Условия игры: каждый участник придумывает себе прилагательное — положительное качество, которое начинается с той же буквы, что и его имя. Ведущий начинает: «Меня зовут интересная Ирина». Второй участник продолжает: «Я представляю вам интересную Ирину, меня зовут ласковая Лена». Так продолжается до последнего участника, который называет всех.

Принятие групповых правил

После знакомства ведущий рассказывает о задачах тре-нинга, знакомит с правилами работы в группе: умение слушать друг друга — говорите по существу — проявляйте уважение — каждый говорит за себя, от своего имени.

«Космическая скорость» (упражнение)

Инструкция: «Передать в кругу, в любом порядке, кроме соседа справа и соседа слева мяч, но так, чтобы мяч побывал у каждого члена команды один раз.» Усложнение: сделать то же самое на время.

После завершения упражнения все садятся в круг и выражают своё состояние на момент начала работы и её окончания.

«Символьный тест»

Инструкция: «Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего. А сейчас фигуру, которая вам нравится больше всего из оставшихся» (всё участник должен делать быстро, не задумываясь).

А) Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

Б) Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.

В) Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.

Г) Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.

Д) Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

«Процедура творческого определения значения» (упражнение)

Значение слова — это те ассоциации, которые конкретная личность с ними связывает.

— Что слово «творчество» означает или подразумевает?

— Назовите несколько вещей, которым слово «творчество» не относится.

— Назовите несколько вещей, для понимания которых можно использовать слово «творчество».

— С чем связано слово «творчество»?

— С чем не связано слово «творчество»?

— На что похоже слово «творчество»?

— Чем отличается слово «творчество»?

— Может быть, что-то повлияло на ваше понимание слова «творчество»?

— Как именно вы могли бы передать свое понимание слова «творчество» другому человеку?

— Каким слово «творчество» кажется вам сейчас?

— Как ваше определение слова «творчество» помогает вам быть свободным? достигать успеха в жизни?

Упражнение на учение образному видению слова

Мимикой и пантомимикой передать смысл слова «грусть», «мужество», «солнце», «свежий воздух» и т.п.

«Рассказ из слов» (упражнение)

Все по очереди произносят по одному слову и нужно, чтобы слова образовывали предложения так, чтобы мы могли составить небольшой рассказ. При этом слова мы говорим без обдумывания. Каждый человек добавляет только одно слово, подходящее по смыслу.

Задача ведущего состоит в том, чтобы заставить фантазию участников работать.

«Пространственные объекты» (упражнение)

Тренировка участников создавать в воображении объекты из пустого пространства и исследовать их.

Ведущий ведет себя так, как будто у него в руках чашка кофе. Отпивает из нее, потом передает участнику, и тот ее исследует: у чашки должны быть вес, температура, ощущение поверхности и т.д. Как она выглядит? как звучит? Каждый участник по очереди описывает подробности, почувствовав чашку как реальную

«Категории слов» (упражнение)

Это упражнение тренирует способность распознавать и менять логические уровни, а также быстро думать.

Каждый участник по очереди говорит два слова. Первое слово должно относиться к той же категории, что и второе слово предыдущего участника. Второе слово произвольное. Например: ведущий говорит: «Спелое яблоко» — второй участник: «Апельсин зелёный» — третий: «Оранжевый шарф» и т. д.

«Коллаж» (упражнение)

Участники делятся на 2-3 подгруппы. Каждой подгруппе даётся лист картона, на котором приклеена половинка картинки или открытки. Инструкция: «Вам даётся 5 мин, чтобы завершить шедевр. С помощью полученных картинок, создайте общий коллаж».

«Источник» (релаксация)

Сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моём голосе. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Дыхание спокойное и ровное, спокойное и ровное.

Закройте глаза и установите связь со своим источником творчества. Большинство людей видят довольно постоянное место или образ, откуда приходят творческие импульсы. Например, это может быть большой яркий шар, или энергия вверху, на небе, или бурлящий океан… Войдите в контакт с ним, что бы это ни было. Пообщайтесь с ним, проясните любые огорчения, связанные с ним. Выясните, что нужно или желательно. Установите систему, с помощью которой можно будет при необходимости использовать этот источник…

Вы чувствуете, как тело становится лёгким-лёгким. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы полны сил и энергии.

«Открытка коллеге» (упражнение)

Даны ключевые слова: ум, доброта, красота, здоровье. Используя эти слова, подпишите открытку коллеге, сидящему слева от вас.

«Если бы я был…, то…» (рефлексивная технология)

Участникам предлагается идентифицировать себя с каким-либо явлением природы, животным, деревом, цветком, человеком и завершить фразу «Если бы я был…, то…» Каждый предлагает свой ответ.

Подведение итогов работы участниками тренинга. «Вручение» подарков-открыток участниками тренинга друг другу.

2.3 Игры, тренинги

1. Познакомимся с увлекательными играми, которые помогут развивать память. За каждую игру Вы будите получать какое-то количество баллов, в конце занятия мы их посчитаем и узнаем хорошая ли у Вас память.

Игра 1: Нам потребуется 2 «одинаковых » рисунка с некоторыми отличиями. В начале показываем первый рисунок (30-50 сек.), затем второй; после чего предлагаем найти различия по памяти и записать их на листке.

Игра 2: Показываем картинку с предметами стоящими на столе (10- 20 сек.), убираем картинку и предлагаем вспомнить, в какой последовательности предметы упали бы со стола, если бы мы наклонили его в какую-либо сторону. Напишите названия падающих предметов на листке.

Игра 3: Две картинки с различными предметами: легкими и тяжелыми, гладкими и шершавыми, мокрыми и сухими. Первая картинка: представьте, что Вы находитесь в этой комнате и дотрагиваетесь до каждого из предметов. Почувствуйте на ощупь все предметы; затем показываем вторую картинку: посмотрите на рисунок и определите, чем он отличается от предыдущего. Какие предметы переставлены местами? Вам будет легче, если Вы вспомните, как дотрагивались до предметов. Напишите название этих предметов на листке.

Игра 4: Для этой игры понадобятся палочки ( не более 10 штук).Я брошу палочки на стол сосчитать Вы их не успеете, поэтому постарайтесь их как бы » сфотографировать». Бросьте палочки на стол и через 1-2 секунды накрыть их листом. Скажите сколько палочек на столе.

Игра 5: Для этой игры понадобится 30-40 палочек. Выложим на столе 1-3 геометрические фигуры, сложенные из палочек через 1-2 секунды накрываем их листом и просим выложить их. Затем сравниваем с образцом.

Теперь считаем количество баллов за каждую игру:

45- 50 баллов; Поздравляем! У Вас отличная память.

35- 44 балла; у Вас хорошая зрительная память.

30- 34 балла; у Вас нормальная зрительная память. Обратите внимание на допущенные ошибки.

15- 29 баллов; не огорчайтесь. Тренируйте свою зрительную память, Вы обязательно улучшите ее.

2. — Многие из вас знают забавные фразы, в которых каждое слово начинается с одной и той же буквы или слога. К примеру: «Четыре черненьких, чернявеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж». В этой фразе каждое слово имеет буквы «ч» и «р».

Придумайте свою такую же веселую фразу. Работу следует начинать с «Орфографического словаря», в котором надо выбрать слова, начинающиеся на одну и ту же букву и близкие по сюжету.

— А теперь давайте поучимся сочинять разные истории. Возьмем два любых слова, далеких друг от друга по смыслу. Желательно, чтобы одно обозначало какого-нибудь животного, другое — предмет. К примеру, кошка и балалайка. Попробуем их соединить с помощью предлогов, используя различные падежи. «Кошка на балалайке», «Балалайка над кошкой», «Балалайка перед кошкой», «Кошка с балалайкой», «Кошка около балалайки», «Кошка из-под балалайки» и др.

Каждая из этих фраз может быть положена в основу для выдумки какой-нибудь ситуации. К примеру, «Кошка в балалайке» — интереснейшая тема! Зачем она туда залезла? Может, там сделала себе жилище? Не исключено, что она напроказничала и спряталась от возмездия в музыкальный инструмент: никому в голову не придет искать ее там.

Возьмите пару далеких по смыслу слов и, исходя из наиболее интересных их соединений, придумайте собственный сюжет.

3. Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово — уже четвертое в этой цепочке — передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.

4. Берется несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

Задание формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

5. Концентрация может производиться на внешних материальных объектах, на органах тела или на мыслях. Можно завести будильник и задать время концентрации от минуты до получаса в каждом из последующих упражнений по концентрации. Следует задать время, принять соответствующую позу, расслабить мышцы и выбрать объект концентрации. Если мысли начнут переключаться с одного объекта на другой, нельзя резко бороться с этим, переутомляться, одергивать себя, встряхивать головой, отгоняя посторонние мысли. По мере того, как мысли уходят в сторону, надо мягко возвращать их к цели концентрации. Важно, чтобы в течение отпущенного времени мысль уходила «в сторону» не более трех раз.

6. Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина).

Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например до 4х4) или количество «мух», в последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно.

7. Инструкция: «В тексте допущена опечатка — пропущено одно коротенькое слово. Из-за этого одно из предложений противоречит смыслу всего текста. Найдите это предложение и исправьте опечатку. К примеру:

«Многие знатные вельможи смирились с потерей своего влияния на государственные дела. Чтобы устранить всесильного министра, они устраивали заговоры, в которых были замешаны даже мать, жена и брат короля. Но Ришелье беспощадно подавлял сопротивление вельмож, заключал их в тюрьму и многих казнил. Некоторые знатные феодалы укрывались от гнева Ришелье в своих замках. Отсюда они давали отпор королевским чиновникам и войскам. Ришелье приказал срыть укрепленные замки дворян». (История средних веков. 6 кл. М., 1985.)

Эти упражнения направлены на развитие критичности мышления.

8. Описывается какая-либо необычная ситуация, например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («Забыл закрыть дверь», «Залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные («Прилет марсиан»).

Побеждает тот, кто назвал больше разнообразных причин.

Задание направлено на широту мышления, всесторонний анализ.

9. Выбирают одного из участников — «разведчика». Ведущий произносит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты).

В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается).

Его задача — обнаружить все перемены.

10. Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно — два — три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

Задание предназначено для организованности и повышения четкости, умения отвлекаться от мелочей.

11. Закройте листом бумаги правую часть (Блок 2) таблицы и, прочитав слева пословицу (Блок 1), догадайтесь, какой управленческий принцип положен в основу и сформулируйте его.

Блок 1. Народная мудрость.

Блок 2. Управленческий принцип.

1. У семи нянек дитя без глазу.

1. Принцип единоначалия.

2. Сухая ложка рот дерет.

2. Необходимость материального стимулирования.

3. Красна изба не углами, а пирогами.

3. Эстетичность новой техники тоже играет роль, однако определяющим фактором является ее производительность.

4. Взялся за гуж — не говори, что не дюж.

4. Выполнение обязательств.

5. Один в поле не воин.

5. Бригадная форма организации.

6. Назвался груздем — полезай в кузов.

6. Ответственность руководителей за порученное дело.

7. Один ум хорошо, а два лучше.

7. Коллегиальность в управлении, демократический подход.

8. Цыплят по осени считают.

8. Ориентация на конечные результаты.

9. Что посеешь, то и пожнешь.

9. Роль технической специальной подготовки.

10. Лежачего не бьют.

10. Необходимость помощи нерентабельным предприятиям.

11. Зри в корень.

11. Функционально-стоимостный анализ.

12. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

12. Принцип основного звена.

13. Не говори «гоп» пока не перескочишь.

13. Досрочная сдача строительных объектов не оправдывает недоделок.

14. В лес дрова не возят.

14. Правильный выбор места строительства промышленных объектов. Или — «встречные» перевозки.

15. Один за всех, все за одного.

15. Сочетание единоначалия и коллегиальности.

16. Каков поп, таков и приход.

16. Роль руководителя важна.

17. Что с воза упало, то пропало.

17. Рациональная организация хранения грузов в пути.

18. Долг платежом красен.

18. Контроль рублем.

19. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

19. Необходимость сочетания производственной и экономической деятельности.

20. Своя рубашка ближе к телу.

20. Местничество.

12. Если вы хотите отделаться от страхов, ставших препятствием на вашем пути, примите метод визуализации, который может помочь вам в этом случае. Итак, уделите приблизительно одну минуту на то, чтобы видеть, слышать, ощущать этот страх, его источник на экране перед вашим внутренним взором. Варьируя условия, заметьте, в какой ситуации этот страх возрастает. Теперь спросите себя, что вы можете сделать для того, чтобы избавится от этого страха. Опять же прибегайте к логике, отвечая на этот вопрос. Пусть ответ каким-то образом сам появится для вас на экране. Наконец, закончите визуализацию тем, что ваш страх становится меньше и исчезает совсем. Используйте с этой целью любые подходящие образы. Можно представить себя стреляющим в образ своего страха, которые при этом взрывается. Когда к вам придет ощущение того, что страх рассеян, медленно вернитесь в нормальное состояние.

13. Участнику нужно действовать в следующей ситуации. Надо Давать урок по творчеству Маяковского. Необходимо мобилизовать себя к уроку, следуя схеме. Мысленно пробежать конспект Урока. Если не возникло желание преподавать эту тему, нужно попытаться найти в теме, в плане урока что-нибудь привлекательное. Представить себе класс, как вы входите, начинаете говорить… После того, как мысленно воспроизведена общая логика стимулирования творческого самочувствия перед уроком, предлагается проиграть все это.

Учитель должен «владеть своим вдохновением» (К.С. Станиславский).

Представьте, что сегодня нет желания давать урок. Нужно мобилизовать свое творческое самочувствие перед общением, действуйте в ситуации «если бы»: «Если бы я был в хорошем настроении, я торопился бы в класс» и т.п. Почувствуйте потребность в энергичном движении, ускорьте шаг, вы в хорошем настроении, у вас немало педагогических планов, рука ощущает тяжесть портфеля, в нем хорошие учебные пособия. Вы идете по коридору, улыбнитесь доброжелательно детям, вспомните интересные, привлекательные для вас моменты будущего урока… войдите в класс, начинайте урок. Эти задания сопровождаются контролем за мышечным напряжением.

Упражнение продолжается на нескольких занятиях и предлагается в качестве систематической самостоятельной работы над собой.

Участникам предлагается составить конспект урока дома, а на занятиях, опираясь на этот конспект, вызвать в себе творческое самочувствие и начать урок в хорошем, продуктивном состоянии.

14. Предлагается начать объяснять новый материал (в роли учеников — коллеги).

Слушатели фиксируют жесты и оценивают их. Таким образом, прорабатываются все типичные педагогические жесты: во время работы у доски, вызова ученика и т.д. Одновременно проводятся занятия по мимике. Участники делятся на пары и дают друг другу мимические задания (не менее десяти каждый), затем меняются ролями. Это задание повторяется на других занятиях.

15. Предлагается испытать себя в следующих ситуациях.

1) Представьте, что вы классный руководитель и вам необходимо сразу после уроков мобилизовать класс на сбор металлолома.

2) На школьном вечере ученица 9 класса отказалась танцевать с одноклассником, ученица ответила на его приглашение грубо — поговорите с ней.

3) Девятиклассник отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нужна, — вы стараетесь его переубедить.

4) На перемене старшеклассник обидел второклассника — поговорите со старшеклассником.

Список литературы

1. Акмеология: Учебник / Под ред. А.А. Деркача. М., 2002.

2. Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения).

Кн. для учителя. М., 1994.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1995.

4. Гоноболин Ф.Н. О педагогических способностях учителя. М., 1964.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2002.

6. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995.

7. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.

8. Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб. метод. пособие. М., 1999.

9. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.

10. Кумекер Л., Шейн Дж. С. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителя. М., 1994.

11. Левитес Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит. М.; Воронеж, 2001.

12. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960.

13. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

14. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы).

М., 1994.

15. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. 3-е изд., испр. и доп. М., 2001