ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 21. Философские аспекты психоаналитического учения 1. Коперниковский переворот замыслы и итоги 2. Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа 3.Психоанализ 3.Фрейда 71.4Развитие взаимоотношений между философией и психоанализом 102. Происхождение и сущность религии в свете психоанализа 1. Случай и суеверие. Невроз и религии 2. Происхождение религии 162.3. Табу как форма социальной регуляции 182.4 Теория атеизма 20Заключение 21Список литературы 22ВВЕДЕНИЕНаправление, в котором шло развитие этого затянувшегося на несколько десятилетий спора, недвусмысленно показывает, что за столкновением различных точек зрения скрываются мотивы, далекие от простого стремления установить истину.
Энергичные усилия апологетов религии по переоценке личности и учения основателя психоанализа свидетельствуют о том, что в наши дни вопрос об атеизмеФрейда вышел за рамки чисто академических споров и приобрел ярко выраженное идеологическое звучание.
Проблема религии занимает особое место в социальной философии психоанализа. Фрейд обращался к ним неоднократно только в специальных работах, но и в исследованиях обще психологического и социально-философского характера. Определив религию как проецированную во внешней мир психологию , Фрейд поставил вопрос о необходимости изучения ее глубоких истоков, берущих свое начало в особенностях функционирования человеческой психики.
Этот метод, по его мнению, должен раскрыть земные, человеческие основы мифов о рае и аде, добре и зле, боге и бессмертии. Таким образом, генеральную задачу психоаналитического изучения Фрейд видел в том, чтобы превратить метафизику в мета психологию, т.е. свести учение о сверхчувственной реальностик общей теории человеческой психики. Фрейд считал, что религия — это не просто массовая иллюзия, но иллюзия, по своему происхождению и функциям схожа с неврозом навязчивых состояний. Как и невроз, она возникает вследствие подавлении первичных природных влечений и, подобно неврозу, с помощью стереотипных действий иритуалов создает сложную систему психологических компенсаций, помогающий людям приспособится людям приспособиться к невыносимым условиям своего существования. Очевидно, здесь Фрейд обнаружил известную наблюдательность.
Емуудалось выяснить интересные параллели между ритуализмом невротика и верующего, а именно символизм, стереотипность, принудительнось совершаемых действий, иллюзорность лежащих в их основе идей. Но, разумеется, главным пороком религиоведческой концепцииФрейда был ее полный антиисторизм.
Глава 2. Зигмунд Фрейд и психоанализ
... организму, психологияэтого не может. Для психологии противоположность полов постепенно ... Изучение того, как рассматривать с продуктивных позиций чувство зависти, или чувство неполноценности, или чувство неадекватности, является в конце концов главной задачей становления личности. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОАНАЛИЗ ... изменений. Женская сексуальность, согласно Фрейду, представляет собой разочаровавшуюся ...
Она покоилась на сложной цепи историко-психологических параллелей, в основе которых лежало размывание граней между нормой и патологией, психологическим и социальным. Полагая, что основное ядро человеческой психологии неизменно, Фрейд считал возможным уподоблять психику ребенка и дикаря, дикаря и невротика, невротика и ребенка. Религиоведческая концепция Фрейда, таким образом, представляет собой крайне запутанное и противоречивое явление.
Собственно здесь исталкиваются с парадоксальным несоответствием между мировоззренческой позицией ученого и ее теоретическим обоснованием, между характером поставленных проблеми методами их решения, между субъективными намерениями и объективным результатом его исследовательских усилий.1. ФИЛОСЛФСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ 1.
Коперниковский переворот замыслы и итоги
Сегодня вряд ли кому-либо придет в голову оспаривать важность поставленных Фрейдом проблем.
Привлечение внимания научной общественности ксложной и малоисследованной стороне психической жизни человека, не осознаваемой им, но отнюдь не пассивной, действительно имело большое теоретическое ипрактическое значение. По существу отмечает А.Е. Шерозия это означало попытку найти особую форму модификации человеческой психики за пределами сознания и сделать ее предметом объективного наблюдения.
Благодаря этому вкачестве предмета психологии стала выступать психика во всех своих возможных формах ее проявления, как в сознательной, так и наяву, как в норме, так и впатологии. Проблема, таким образом, поставлена точно и своевременно, но найти нужный ключ к ее решению Фрейду, к сожалению, не удалось. Психоанализ представляет собой крайне противоречивое учение, вкоторой факты сосуществуют с домыслами, язык строгой науки совмещается с языком иносказаний и образов.
Причем, в большинстве случает позитивные моменты не даныв теории Фрейда в чистом виде. Они сплошь и рядом затемнены и искажены терминологическими ухищрениями, произвольными заключениями и непроверенными гипотезами. Фрейд не раз называл психоанализ своим детищем. Поэтому, рассматривая религиоведческие воззрения Фрейда в рамках общей теории психоанализа, нельзя не коснуться тех вех его жизни и творчества, которые оказали непосредственное влияние на их оформление и развитие. 2. Исходные мировоззренческие установки основателя психоанализа Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 г. во Фрейбурге, провинциальном городке на окраине Австро-венгерской империи, в семье мелкого торговца.
Фрейд рос в семье, в которой религиозные традиции и обычаи уже утратили силу. Под влиянием отца в мальчике пробудилась любовь к книгам истрасть к знаниям. В гимназические годы мировоззрение З. Фрейда формировалось под влиянием идей рационализма и естественнонаучного эмпиризма.
Решающую роль вформировании мировоззрения Фрейда сыграло изучение естественных наук. Еще вгимназические годы Фрейд познакомился с учением Ч. Дарвина, составившего целую эпоху в истории научного знания. В 1873 г. он поступил на медицинский факультет Венскогоуниверситета и через восемь лет получил степень доктора медицинских наук. Под руководством Э. Брукке Фрейд осуществил несколько оригинальных исследований, способствующих оформлению материалистической теории нейронов.
Теория высших психических функций Л.С. Выготского
... переживаний. Далее нужно отметить следующее. В культурно-исторической теории психического развития человека, созданной Л.С. Выготским в конце ... методом – понимание, истолкование этих переживаний. §1 Теория высших психических функций Все помыслы Выготского были сосредоточены на ... как благодаря этим структурам развивается система высших психических функций. Эта программа успешно выполнялась им совместно ...
Он был убежден, что органом психики является мозг и психические процессы существуют вне разрывной связи с физиологическими. Академическая карьера, несмотря на успешную исследовательскую работу, была для него закрыта. Крушением творческих планов усугублялось тяжелым материальным положением семьи. Пройдя стажировку вВенской народной больнице, Фрейд открыл врачебный кабинет и занялся лечением неврозов. Однако очень скоро он обнаружил, что не располагает ни теорией, ни эффективными методами, необходимыми для борьбы с этим распространенным, но совершенно не изученным заболеванием.
Затруднения Фрейда были естественным отражением общих трудностей науки его времени. Страстное желание как можно скорее найти новое терапевтическое средство, энтузиазм, отчаяние, нетерпение Фрейда прекрасно отражает история скокаином 1883 г действие которого он изучал на себе и близких. ЭкспериментыФрейда нанесли серьезный ущерб здоровью некоторым его добровольным испытуемых. Начальный этап научной деятельности Фрейда совпал с расцветом вневрологии физико-химического направления исследователей.
До тех пор пока Фрейдзанимался собственно нейрофизиологией, гистоанатомией и органической невропатологией, методологические принципы физико-химического подхода вполне себя оправдывала. Но, как только он приступил для изучения высших форм психической деятельности, ограниченность подобных методов сразу дала о себе знать. Медики вспоминает Фрейд в последствии были воспитаны в духе исключительно высокой оценке анатомических, физических и химических методом.
Коценке психического метода они не были подготовлены, т.е. они отнеслись к нему безразлично или отрицательно. Мало чем могла помочь Фрейду и психология, которая делала свои первые шаги. Фрейд искал таинственную причину неврозов почти полтора десятилетия. В 1885 г пройдя по конкурсу на место приват-доцента неврологии вВенском университете, Фрейд получил возможность поехать на стажировку в Париж, во всемирно известную клинику Сальпетриер, которую возглавлял крупнейший невропатолог Жан Мартен Шарко. Мысль Шарко о том, что причины функциональных психических расстройств следует искать не в анатомии, а впсихологии, глубоко запала в сознание Фрейда. Натолкнувшись на книгу доктора Ипполита Бернгейна Внушение и его применении в качестве терапии, он попытался применить гипноз в целях лечения больных.
В ряде случаев гипнотическое внушение вело к полному исчезновению у больных истерических симптомов. Особенно поразил его эксперимент с пациенткой, которой в состоянии гипнотического сна было приказано по пробуждению открыть зонтик, что она и сделала.
На вопрос, зачем она открыла зонтик, пациентка смущенно ответила, что хотела удостовериться ее ли зонтик. Однако вскоре он убедился, что лечение гипнозом дает нестойкий результат и затрудняет понимание природы нервно-психологических заболеваний. Поэтому под гипнозом необходимо заставить больного вспомнить, заново пережить итем самым разрядить подавленный психический импульс, вызвавший болезнь.
Обобщивнакопленный материал, Фрейд пришел к выводу, что организм располагает постоянным количеством энергии психической энергии. Если эта энергия своевременно и беспрепятственно не реализуется, если она задерживается или подавляется, то возникает эквивалентный по силе патологический импульс. Смысл предложенного состоял в том, чтобы разрядить патогенный заряд психической энергии. Эта работа подводила итого многолетним изысканиям Фрейда. 1.3.Психоанализ 3.Фрейда. Для рассмотрения основных вопросов реферата необходимо провести разграничение основных понятий, используемых в ходе работы. Психоанализ от греч. psyche-душа и analysis-решение — часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З.Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.
Психоанализ о кино и кино о психоанализе
Таким образом, смысл изображения зависит от тех кадров, которые ему предшествуют в фильме, а их последовательность создает новую реальность, не являющуюся простой суммой использованных элементов. Р. Леенхардт добавлял, что следует также принимать в расчет длительность каждого изображения: короткая длительность подходит для забавной улыбки, средняя – для безразличного лица, долгая – для выражения ...
Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, вособенности сексуальных, вытесняется из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного которое мыслится как область господства сексуальных стремлений и под всякими масками и облачения ми проникает всознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. Вдействии таких вытесненных комплексов видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов истерий, и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе анализе можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их путем беседы или соответствующих действий, а именно предоставить им возможность отреагировать.
Сторонники психоанализа приписывают сексуальному либидо центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений ку довольствию или к неудовольствию. Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях 1.психоанализ- как метод психотерапии 2.психоанализ- как метод изучения психологии личности 3.психоанализ- как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии. Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться кн ему как мировоззренческой системе. Врезультате творческой эволюции З. Фрейдрассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами Оно ид ,Я эго и сверх-Я супер-эго. Под Оно ид понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее нио реальности, ни об обществе.
Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я эго. Эгоследует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго — посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой.
Кфункциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов исходящих от ид. Особое значение придавалось сверх-Я супер-эго, которое служит источником моральных ирелигиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом.
Если ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то супер-эго -продукт влияний, исходящих от других людей.
Оно возникает в раннем детстве связано, согласно Фрейду, с комплексом Эдипа или Электры и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью.
Психоаналитическая философия, по Фрейду
... бессознательное, совсем необязательно погружать человека в гипнотическое состояние, достаточно лишь умело использовать его ассоциации. Разнообразные наблюдения самого Фрейда, ... Согласно представлениям ... философия, ... жизнь индивидуума. И наконец, Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным . Коллективное бессознательное ...
ЕслиЯ эго примет решение или совершит действие в угоду Оно ид, но в противовес сверх-Я супер-эго, то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх- Я часто действует жестоко, даже садистски.
От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я эго спасается с помощью специальных защитных механизмов — вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления.
Сублимация — один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на не сексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество. УчениеФрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, преисподнюю психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием инеосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта.
Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом свободных ассоциаций. Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения исексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы ссылка на Юнга и назван — либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов.
Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом.
Исследуя свои собственные сновидения, Фрейд пришел к выводу, что сценарий сновидений при его кажущейся нелепости нечто иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах -символах этой формы ночной жизни. Идеяо том, что на наше повседневное поведение влияют не осознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге Психопатология обыденной жизни 1901 . Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти.
По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе Остроумие и его отношение кбессознательному 1905 шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы. Схемапсихосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение клицу противоположного пола, рассматривается Фрейдом в Трех очерках по теории сексуальности 1905 . Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх. Впериод первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления ксмерти Тонатос как антипод Эросу, по Фрейду, этот инстинкт включает в себя иинстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготениек смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводиласьв ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения. 1.4.
Фрейд З. Психопатология обыденной жизни
... сопротивления собственному исцелению". Фрейд утверждает, что повышение бессознательного чувства вины может сделать человека преступником. "У ... Психоанализ быстро превратился из чисто медицинского метода лечения неврозов в общефилософскую концепцию. После Фрейда взгляд на человека ... оригинальную систему анализа этого вида душевной жизни человека, доказал, что психология является отражением мыслительных ...
Развитие взаимоотношений между философией и психоанализом
Многие западные, да ироссийские исследователи утверждают, что психоаналитическое учение Фрейдаосновывается на фактах клинического наблюдения за истерическими больными ирассмотрении основателем психоанализа собственных сновидений.
Истокипсихоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических концепциях конца XIX века. Что касается философских идей, то они не оказали никакого влияния на Фрейда, ибо он не только с предубеждением относился к абстрактным размышлениям философов, но ифактически никогда не обращался к философским трактатам. Другие исследователи считают, что некоторые философские идеи вполне могли оказать воздействие на становление различных психоаналитических концепций. Среди философов, размышления которых о человеке дали толчок к формированию ученияФрейда, называются имена Аристотеля, Платона, Шопенгауэра, Ницше и др. Теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как ученого, впервые открывшего сферу бессознательного и, тем самым, совершившего переворота науке.
Подобные представления являются распространенными, но весьма далекими от истинного положения дел. Так для некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской философии, было характерным признание существование неразумной души, неразумной жизни, протекающей таким образом, что человеку становятся неподвластны чувства. В ведийской литературе Упанишад говорится о пране, представляющей собой жизненную энергию, которая является изначально бессознательной.
Буддийское учение также исходит из признания наличия несознательной жизни. Будучи знакомым с философией Платона, Фрейд мог почерпнуть оттуда представления обессознательном, т.к. Платон размышляет опроблеме неосознанного знания человека.
Да и другие темы, развиваемые в рамках древнегреческой философии и вплотную примыкавшие к проблеме бессознательного, будь то сновидения или побудительные мотивы деятельности человека, не могли не заинтересовать основателя психоанализа.
Не случайно, при обосновании или оправдании своих психоаналитических постулатов он, хотя и не часто, прибегал кавторитетам Эмпедокла и Аристотеля.
Вфилософии XVII-ХVIII столетий на передний план осмысления выдвинулись вопросы, связанные с пониманием природы психики, определением ролии места сознания в человеческой жизни.
Учение З. Фрейда о бессознательном. Конфликт инстинкта и разума
... Говоря о неврозах как о проявлении негативного влияния бессознательных импульсов на человеческий разум и нормальную жизнь человека, Фрейд говорил, что корень зла нужно искать в самом ... и табу, которые направлены в область бессознательного. Отсюда большое количество неврозов, развитие глубокого чувства вины у каждого человека и отказ от собственных желаний. На формирование философских взглядов Фрейда ...
Одним из основных был вопрос о том, следует ли рассматривать человеческую психику как наделенную исключительно сознанием, можно ли допустить наличие в ней чего-то такого, что не обладает свойствами сознательности, или же часть процессов, происходящих автоматически, бессознательно и спонтанно, следует вынести за пределы психической жизни человека. УР. Декарта 1596-1650 этот вопрос решался однозначно он провозгласил тождество сознательного и психического, считая, что в психике человека нет и не может быть ничего, кроме сознательно протекающих процессов.
Максима я мыслю, следовательно, я существую становится отправной точкой его философии. Это не значит, что, абсолютизируя силу разума и сводя все психическое к сознательному, Декарт не признает существования страсти человеческой души. Напротив, в трактате Страстидуши он предпринял попытку осмысления проблемы.
В этом трактате Декарт не только осуществляет классификацию страстей, но и пишет о борьбе, происходящей между низшей частью души, названной им чувствующей, и высшей ее частью — разумной. Однако он считает, что части души не имеют принципиальных различий и, поэтому, душа фактически одна. При этом между двумя частями души нет никакой борьбы, поскольку разум является предопределяющим. Борьба в душе человека происходит лишь тогда, когда одна и та же причина вызывает страсть, оказывающую влияние на тело.
В этом случае человеческая страсть вызывает как бы бессознательное движение тела, в то время как душа сдерживает их. Против абсолютизации власти разумного начала в человеке выступил Спиноза 1632-1677 ,считавший, что люди скорее следуют руководству слепого желания, чем разума. В противоположность картезианской философии Спиноза выдвинул положение, согласно которому влечение или желание есть сама сущность человека. Эти представления о соотношении разума и страстей, сознания и влечений человека нашли свое отражение в работах ряда философов, высказывавших сомнение по повод утех или иных положений картезианской философии. Одним из таких философов был Юм 1711-1776 , который выступил против расхожих представлений, что любое разумное существо сообразует свои помыслы с разумом. Юм предпринял попытку доказать, что, во-первых, сам по себе разум не может служить мотивом волевого акта, и, во вторых, этот разум отнюдь не препятствует протеканию аффектов.
При этом Юм полагал, что в принципе разум и аффекты не могут противостоять друг другу или оспаривать друг у друга приоритет вуправлении волей человека и, следовательно, нет необходимости говорить ока кой-либо борьбе между ними В рассуждениях Спинозыи Юма много сходного с тем, что позднее было выражено в психоаналитическом учении Фрейда.
Это, прежде всего, положение о том, что в жизнедеятельности человека предопределяющую роль играют его бессознательные желания или влечения, нежели сознание, разум.
Кроме того, спинозовская трактовка желаний и влечений человека в качестве его самой сокровенной, основополагающей сути целиком и полностью разделяются основателем психоанализа. Наряду с проблемой соотношения разума исластей важное место в философии XVII-XVIII веков занимал вопрос о взаимосвязях между сознательными и бессознательными восприятия ми, идеями и суждениями, который относится к философскому пониманию природы человеческого познания.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст... Сон – малая смерть ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...
Декартпризнавал наличие у человека неясных и темных восприятий, возникающих в силу двойственного происхождения восприятий как таковых, ибо согласно картезианской философии одни из них возникают в теле, другие в душе человека. В свою очередь Спинозаразличал ясные и смутные идеи. Вфилософии Лейбница 1646-1716 эта проблема рассматривалась через призму так называемых малых перцепций, незаметныхвосприятий. Согласно его взглядам трудно объяснить возникновение сознательных представлений и идей, если не допустить существование чего-то такого, что не характеризуется свойством сознательности, но тем не менее дремлет в человеческой душе. Способ рассуждения о необходимости признания бессознательного и аргументация, к которой прибегают Лейбниц и Фрейд, во многом идентичны.
Проблемабессознательного, облаченная в форму рассмотрения возможности существования неосознанных представлений, находит свое отражение в философии Канта 1724-1804 .Кант замечает, что мы можем сознавать, что имеем представление, хотя и не осознавать его. На этом основании он различает два вида представлений смутные и ясные. Кант не сомневается не только в наличии у человека смутных представлений, но и в существовании чувственныхсозерцаний и ощущений, что сфера смутных представлений учеловека довольно обширна, в то время как доступные сознанию ясные представления не столь многочисленны. Размышленияо проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских работах XIX века. В этот период намечается иосуществляется переворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классической философии к иррациональному пониманию бытия человека в мире. Одним из философов, отстаивающих иррационалистическую линию в философской мысли, былШопенгауэр 1788-1860 . В своем главном труде Миркак воля и представление 1819 он выдвинул учение, согласно которому началом всего сущего является бессознательная мировая воля, а первым актом сознания — представление.
В воле находится источник спонтанного развития, именно эта необузданная и неуправляемая сила дает толчокк созиданию всех реалий жизни.
Что касается познания человеком окружающего мира, то, в понимании Шопенгауэра, лишь, посредством представления этот мир становится доступным человеческому сознанию.
Таким образом, сознательная интеллектуальная деятельность человека составляет лишь нечто побочное, не имеющее никакого принципиального значения для познания как такового, поскольку разум способен постичь только явления, а не саму суть происходящего.
Всеоказывается детерминированным бессознательной волей. Аналогичных взглядов придерживается и Ницше 1844-1900 . Как и Шопенгауэр, он исходил из того, что в основе мира лежит бессознательная воля, дающая начало всему сущему. Исходя из этого, бессознательное в философии Ницше кладется в основу, как познавательных процессов, так и всей человеческой деятельности. Для объяснения всех проявлений жизнедеятельности людей он вводит понятие воля квласти, трактуя ее в качестве природно данного, бессознательного инстинкта каждого человеческого существа.
Конфликт между личностью и культурой как главная проблема психоанализа З.Фрейда
... характеру являются не только сознательными, но и бессознательными и предсознательными. В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы ... забывчивость, пристрастие, раздражение. З. Фрейд рассматривал человека как систему нужд, а общество – как систему запретов, табу. Актуальность темы. Зигмунд Фрейд посвятил множество работ изучению ...
Сознание же вторично и вообще исчезает, уступив место автоматизму. Философия Шопенгауэра и Ницше оказала большое влияние на формирование психоанализа. Однако, рассуждения Шопенгауэра иНицше о приоритете бессознательного над сознанием и рассмотрении бессознательного в качестве важного, определяющего элемента человеческой жизни импонировали Фрейду, который поставил всю эту проблему в центр своего психоаналитического учения. Таким образом, еще до Фрейда многие философы обращались к проблеме бессознательного иих идеи, несомненно, оказали влияние на становление психоаналитического ученияФрейда и, хотя Фрейда чаще рассматривают как психиатра, его философского наследия нельзя недооценивать.
Э. Фромм в своей работе Психоанализ ирелигия писал Фрейд, последний великий представитель рационализма Просвещения и первый, кто показал его ограниченность. Он осмелился прервать песни триумфа, которые распевал чистый интеллект, Фрейд показал, что разум — ценнейшееи человечнейшее из качеств человека — сам подвержен искажающему воздействию страстей . 2.
Происхождение и сущность религии в свете психоанализа
Случай исуеверие.
Невроз и религия Постулировав детерминированность любых психических феноменов ивозможность при правильном истолковании предвидеть их дальнейшие последствия,Фрейд не мог не заметить, что в роли предсказателя будущего психоанализа весьма напоминает наукообразное суеверие. Фрейд считал суеверие результатом проекции, т.е. перенесения человеком вовне несознательных мотивов своего поведения.
Смутно ощущая внутреннюю обусловленность своих поступков, но не находя им удовлетворительного объяснения, суеверный человек, подобно параноику, начинает помещать их источник во внешний мир. Этот механизм, по мнения Фрейда, лежит в основе любых форм суеверия, в том числе самого массового и устойчивого суеверия человечества -религии. Фрейд пытается найти земное ядро туманных религиозных представлений, свести небесное к земному. Он видит в религии мистифицированную психологию, которую наука должна очистить от груза священных наслоений.
Продуктивность этого метода была блестяще доказанаФейербахом в работах Происхождение христианства и Лекции о сущности религии. Фрейд, видевший в религии лишь проекцию внутри психических процессов, допустил ошибку — антропологизировал и психологизировал религию. Сторонники психоанализа нередко утверждают, что, введя понятие бессознательного, Фрейд революционизировал религию.
На самом же деле приоритетв этом вопросе принадлежит отнюдь не Фрейду. За полвека до него Фейербах в Лекции о сущности религии писал, что предметом религии является не только внешняя природа, но внутренняя природа человека. Тайна религии есть в конце концов тайна сочетания сознания с бессознательным. Человек со своим Я или ссознанием стоит на края бездонной пропасти, являющейся, однако, не чем иным, как его собственным бессознательным существом, представляющимся ему чужим. Чувство, охватившее человека, перед лицом этой пропасти и изливающееся в словах изумления что я такое? откуда? зачем по сути дела, и есть религиозное чувство, чувство того, что Я ничто без некоего Не-Я , перед которым человек испытывает такую же зависимость и страх, как и перед неуправляемыми стихиями природы.
Поэтому нередко среди верующих часто встречаются люди, для которых культ, как привычная форма поведения, является основой связывающей нитью срелигией. Сопоставляя ритуализм невротика и верующего, Фрейд писал о том, что легко видеть, в чем состоит сходство невротика со священнодействием религиозного ритуала в угрызениях совести при неисполнении в полной изоляции запрещение мешать и добросовестном выполнении мелочей . 2.2. Происхождение религии Размывание границ между индивидуальным и общественным, психологическим и социальным, нормой и патологией, здоровью и болезнью, послужило методологической предпосылкой для широкой серии историко-психологических параллелей, легших в основу психоаналитической концепции происхождении религии.
В работе Тотем и табу Фрейд считал, по собственному определению, попытался разработать с помощью психоанализа проблему народов которая вела непосредственно к происхождению важнейших культурных установлений, государственных порядков, нравственности и религии, а также и к запретам кровосмесительства и веления совести. Фрейд был хорошо знаком с современной ему историко-религиоведческой и этнографической литературой по проблеме тотемизма. Правда, ни одна из этих теорий не удовлетворяла Фрейда, ибо, с его точки зрения, все они были слишком рациональными.
Психологические теории связывали возникновение тотемизма с верой в духов, со страхом перед демонами, т.е. по существу, отожествляли тотемизм с анимизмом. Критикуя подобный подход к проблеме тотемизма, Фрейд проявил известную проницаемость.
Согласно Фрейду, все существующие теории не раскрыли глубинных истоков тотемизма, и, чтобы восполнить этот пробел, он берет на себя смелую попытку осветить при помощи психоаналитического метода то, что оставалось темным и сомнительным в психологии народов.
В основе исследования сущности и природы тотемизма у Фрейдаположена идея о принципиальном сходстве явлений общественной и индивидуальной психологии. В душевной жизни народов пишет он должны быть открыты подобные процессы и связи, какие были выявлены при помощи психоанализа уиндивидуума. В каждом цивилизованном человеке, утверждал Фрейд, сидит дикарь. И это утверждение не было для основателя психоанализа простой метафорой.
Каждыйчеловек, по мнению Фрейда, от рождения несет в себе груз архаического наследия человечества, который включает не только предрасположения, но и идейное содержание, следы воспоминаний, опыта прежних поколений. Согласно Фрейду, отложившееся в бессознательной сфере психическое наследие прошлого не остается бездейственным. Оно постоянно дает осебе знать, проявляясь во множестве замаскированных форм. Наиболее явственно это архаическое прошлое обнаруживается себя в моменты, когда контроль со стороны сознания ослабевает.
Таким состоянием, присущий всем людям, является сон. Поэтому первым местопребыванием прошлого в духовной жизни человека Фрейд считал именно сновидения. Фрейд рассматривает сон как пример регрессии, возвращения кпрошлому, как форму возрождения древних инстинктивных импульсов, как реставрацию первобытного нарциссизма. Другим местонахождением прошлого Фрейд считал детство.
Аналогиямежду зарей цивилизации и детством человека, между дикарем и ребенком, приобрела широкую популярность в начале ХХ веке среди представителей общественных наук, механически переносивших диалектику эволюции биологических видов в область социального развития. Суть ее состояла в том, что ребенок впроцессе роста вкратце повторяет путь духовного развития человечества, последовательно двигаясь от до логических религиозно-магических форм мировосприятия к современному научному мышлению. В период детства человек, по мнению Фрейда, должен проделать огромный путь от каменного века до участия всовременной цивилизации.
Третьим прибежищем прошлого, согласно Фрейду, является болезнь. Взгляд на психическое расстройство как на регрессию, возвращение психики на более низкие ступени развития не был оригинальным. Эту идей еще в начале ХХ века отстаивал немецкий психолог-идеалист К.Г. Ка рус. Позднее аналогичную точку зрения развивали и другие ученые. Суммировав и доведя эти идеи до логического конца, Фрейд пришел к прямому отожествлению ненормальности с первобытностью. Фрейд утверждал, что основной комплекс невроза заключается в отношении кродителям, находящимся во власти инцестуозных желаний, т.е. является тем самым комплексом, который присущ любому ребенку и должен быть преодолен в процессе его роста и развития. Круг, как видно, замкнулся. Цель аналогий и уподобления привелаФрейда к следующему поскольку основные характеристики табу и невроза навязчивости совпадают, а психологический механизм невроза известен, то он решает по аналогии с табу смоделировать механизм действия табу. Опорными пунктами фрейдовской концепции происхождения тотемизма стали психоаналитическая трактовка детской сексуальности, концепция происхождения трапез и теория циклопической семьи. Согласно Фрейду, табу призвано обуздать сексуальные, агрессивные, эгоистические влечения и импульсы. Вот здесь и пролегает демаркационная линия между табу и неврозом. 2.3. Табу как форма социальной регуляции Главная причина неудачи Фрейда на ниве исторического религиоведения коренится в изначальной заданности его концепции, возникшей до инезависимо от изучения конкретно-исторической реальности. Осуществить эту задачу без насилия над фактами было невозможно.
Произвольность в отборе и интерпретации эмпирического материала дает себя знать уже в первых очерках Тотема и табу, посвященных анализу первобытной татуации. Это явление впервые было обнаружено в конце ХV111 веке английским мореплавателем Куком в Полинезии.
Позднее аналогичные формы социального регулирования были открыты у многих народов мира. Само понятие табу имеет двойственный смысл святой запретный и означает категорический запрет. Фрейд исследование сущности табу начинает с уже известного тезиса о сходстве религии и невроза, иллюстрируемого на этот раз на материале первобытной табуации. Взглянув под таким углом зрения на табу, Фрейд приходит кмнению о том, что табу является очень древним запретом, наложенным кем-то извне каким-нибудь авторитетом и направленным против сильнейших вожделений людей. Сильное желание нарушить его остается в бессознательном. Но как бы ни велико было сходство, табу все-таки не невроз.
Вотличие от невроза оно имеет не сексуальное, а социальное происхождение, т.е.инициировано социальными влечениями, которые произошли от слияния эгоистически хи эротических компонентов.
Анализу психологических механизмов возникновения функционирования института первобытного табу Фрейд посвящает два очерка Боязнь инцеста и Табу и амбивалентность чувств. Понимание табу, согласно Фрейду, является результатом уподобления его навязчивым.
И тем и другим присущи немотивированность — их происхождение неизвестно, рациональное обоснование отсутствует принудительность — их соблюдение происходит как бы помимо воли и желания индивида способность к сдвигу — табуированныеобъекты могут передавать свои опасные свойства другим предметам и лицам ритуализм — соблюдение и особенно нарушение запрета обычно сопровождается сложным магическим действием церемониала.
Постепенно различные виды табу все теснее срастались с религиейи, в конце концов, растворились в системе религиозно-нравственных предписаний изапретов.
Кажущаяся произвольность и иррациональность табу объясняется не доминирующей ролью бессознательного, а условиями и предпосылками, вызвавшими кжизни эту форму социальной регуляции. Указание Фрейда на бессознательный, амбивалентный характер табу, безусловно, заслуживает внимания, хотя эти свойства и не имеют того универсального значения, которое им придает психоанализ.2.4. Теория атеизма Завершая обзор религиоведческой концепции Фрейда, следует сказать о его понимании психологической природы атеизма.
В своих работах он исходил из идей параллелизма индивидуального и исторического развития. Если религия вырастает из трудностей прохождения Эдипова комплекса, то атеизм, по мнению Фрейда, коренится в их продуктивном преодолении. Психоанализ — писалФрейд научил нас видеть интимную связь между отцовским комплексом и верою вбога, он показал нам, что личный бог психологически не что иное, как идеализированный отец, и мы наблюдаем ежедневно, что молодые люди теряют религиозную веру, как только рушится авторитет отца. Так, например, категорически отрицая идею богодуховенностирелигии, Фрейд в то же время склонялся к выводу о врожденном, обусловленномЭдиповым комплексом характере религиозной потребности.
Клеймя религию как коллективный невроз навязчивости, как массовую иллюзию, он одновременно видел в ней спасительное средство от индивидуальных форм невротизации. Но в психоанализе теологи нашли для себя не только наукообразное обоснование религиозного иррационализма и пессимизма, но и мощное подспорье в своей практической деятельности.
В истории науки немало примеров, показывающих, что личное неприятие религии, не опирающее на научные основы, либо остается частным фактором биографии, либо вырождается в нигилистическое бунтарство, не имеющих сколько-нибудь серьезных общественных последствий. Более того, лишенный позитивного содержания религиозный нигилизм сам является разновидностью превратного сознания и потому рано или поздно превращается вразновидность сексуальной религии, из которой теологи охотно черпают для своих систем новые идеи и аргументы.
Именно эта судьба была уготована Фрейду, который помимо воли с течением времени из убежденного защитника разума превратился вапостола веры, попирающий разум, из социального реформатора, освобождающих человечество от вековых иллюзий и заблуждений в творца псевдонаучного мифа, ставшего в наши дни опорой идеологической реакции.
Заключение
Религиоведческая концепция З. Фрейда представляет собой смесь реальных фактов и откровенных домыслов, истины и заблуждения, науки имифотворчества. Акцентируя внимание на тех сторонах психоаналитического учения, которые работают на религию, они в тоже время фальсифицируют атеистические аспекты творчества Фрейда.
Среди множества стремлений и желаний, возникающих первоначально на подсознательном еще уровне, в сфере бессознательного главную роль играет, поФрейду, половой инстинкт.
Социальные нормы, культура в целом, ограничивают произвол индивида, вводя его поведение в определенные границы, нарушение которых несет угрозу совместной жизни людей. Подавление мощных природных влечений и порождает религию, в которой Фрейд видит общечеловеческий навязчивый невроз религия есть не что иное, как иллюзорное исполнение древнейших, сильнейших, навязчивых желаний человечества, которые остаются неудовлетворенными и вытесняются в сферу бессознательного.
Религия, таким образом, выступает как способ защиты индивида от враждебного ему как индивиду социального начала — той узды, которая сдерживает его природные инстинкты, ограничивает его эгоистические, агрессивные, сексуальные стремления. Но это способ, который основывается на создании и использовании иллюзий, когда желаемое принимается и выдается за действительное. Фрейд полагает, что лучше прекратить манипулирование символическими масками истины.
Его идеал — человечество, которое отреклось от всех иллюзий и благодаря этому сумело сносно устроиться на земле! Антиисторизм, непонимание социальной природы религии свели на нет научную ценность его исследований. Современные теологи в психоанализеФрейда нашли для себя не только наукообразное обоснование иррационализма ипессимизма, но и мощное подспорье в своей активной деятельности. Акцентируя внимание на тех сторонах психоаналитического учения, которые работают на религию, они в тоже время фальсифицируют атеистические аспекты творчества Фрейда.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫЗ. Фрейд. Я и Оно. Хрестоматия по истории психологии. М 1980.З. Фрейд. Психология бессознательного. Сборник произведений. Составитель М. Г. Ярошевский. М 1989.З. Фрейд. Лекции по введению в психоанализ. М 1997.З. Фрейд. Остроумие и его отношение к бессознательному. Страх. Тотем и табу. М 1998.С. Цвейг. Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд. М 1990.Белик А.А. Культурология Антропологическиетеории культур М. РГГУ, 1999. Религия и общество Хрестоматия по социологии религии М. Аспект-Пресс, 1996.Попова М.А. Фрейдизм и религия М. Наука, 1985. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. -М. Философия, 1985.П. С. Гуревич.
Бессознательное как фактор культурной динамики Вопросы философии. 2000. 10А. И. Жеребин. О прошлом и будущем одной иллюзии Вопросы философии. 2000. 10.