_Тесты модульного контроля

Федеральное автономное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Институт фундаментального образования

Кафедра философии

ФИЛОСОФИЯ

Тестовые задания

Авторы-составители: Н.П. Коновалова, Р.В. Алашеева, И.И. Замощанский, А.М. Конашкова, Т.С. Кузубова, Я.А. Макакенко, В.Т. Маклаков, В.А. Медведев, А.А. Петько, В.М. Селезнев, Н.А. Скоробогацкая

Научный редактор: к.ф.н., доц. Н.П. Коновалова

Тестовые задания по курсу «Философия» для подготовки бакалавров и специалистов. Задания для модульного контроля знаний. – Екатеринбург: УрФУ, 2011. 30 с.

Подготовлено кафедрой философии УрФУ, 2011

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры философии __. __.2011 г., протокол № .

Зав. кафедрой Н.П. Коновалова

Екатеринбург

2011

© Авторы, 2011

Античность

Вариант 1.

1. Задание

То, что вода является первоначалом (фюсис), утверждал …

  1. Анаксимандр
  2. Парменид
  3. Гераклит
  4. Фалес

2. Задание

Идея тождества бытия и мышления принадлежит

  1. Демокриту
  2. Пармениду
  3. Гераклиту
  4. Сократу

3. Задание

То, что первоначалом (фюсис) является огонь утверждал …

  1. Фалес
  2. Анаксимен
  3. Гераклит
  4. Зенон

4. Задание

Высказывание «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» принадлежит. …

  1. Платону
  2. Сократу
  3. Аристотелю
  4. Диогену

5. Задание

В философии Платона Демиург творит космос …

  1. В соответствии с идеями, которые содержатся в нем самом
  2. В соответствии с вечными и неизменными образцами
  3. В соответствии с тем, что представляет ему сила необходимости

6. Задание

Понятие «Логос» ввел в философию …

  1. Гераклит
  2. Фалес
  3. Платон
  4. Диоген

7. Задание

Учение о познании как припоминании (анамнезисе) принадлежит …

  1. Платону
  2. Аристотелю
  3. Пифагору
  4. Сократу

8. Задание

13 стр., 6008 слов

Философия 98

Объект и предмет философии. Специфика философского знания. Объект – философская категория, выражающая нечто существующее в реальной действительности. Предмет - наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их восприятия в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Знание1 – достоверные данные об окружающем мире, которые мы ...

Изречение «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», принадлежит …

  1. Фалесу
  2. Гераклиту
  3. Демокриту
  4. Анаксимену
  5. Гераклиду

9. Задание

В философии Платона познание, которое соответствует восхождению от чувственного восприятия к миру идей, называется …

  1. Дианойя
  2. Ноэсис
  3. Поэсис
  4. Метанойя

10. Задание

Познание вещей с помощью рассудка Платон считает …

  1. Истинным знанием
  2. Мнением
  3. Знанием о началах и причинах

Вариант 2.

1. Задание

Учение о двух мирах: мире вещей и мире идей принадлежит …

Платону

2. Задание

В философии Платона философскому знанию или диалектике соответствует …

  1. Прямое умозрение
  2. Рефлексия
  3. Косвенное умозрение

3. Задание

В философии Аристотеля основой и начальным моментом познания является …

  1. Опыт
  2. Наука
  3. Чувственное восприятие
  4. Искусство
  5. Рассудок
  6. Разум

4. Задание

Античный философ, который связал добродетель со знанием, создав концепцию этического интеллектуализма – это …

  1. Сократ
  2. Парменид
  3. Платон
  4. Аристотель

5. Задание

Школой древнеиндийской философии является …

  1. даосизм
  2. конфуцианство
  3. веданта
  4. неоплатонизм

6. Задание

Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии — это …

  1. Дао
  2. ян
  3. инь
  4. ци

7. Задание

Создателем учения об «идеальном государстве» был …

  1. Платон
  2. Аристотель
  3. Сократ
  4. Пифагор

8. Задание

Первый греческий и вместе с тем первый европейский философ – это …

  1. Фалес
  2. Ксенофан
  3. Зенон Элейский
  4. Платон

9. Задание

Разработка «майевтики» как способа достижения истины связана с именем …

Сократа

10. Задание

Согласно Пармениду бытие есть…

  1. То, что неподвижно, неизменно и умопостигаемо
  2. Иллюзия
  3. Чувственно-воспринимаемый мир
  4. Процесс непрерывного изменения и становления

Вариант 3.

12 стр., 5713 слов

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ   АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ   Таблица 1. УЧЕНИЕ ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА ПЛАТОНА   СРАВНЕНИЕ «МИР ИДЕЙ» «МИР ВЕЩЕЙ»   Состоит из… «Эйдосов», т.е. «идей» как особых сущностей, существующих объективно, независимо от вещей   Конкретных единичных предметов Подлинность Первичное бытие по отношению к «миру вещей» Вторичная реальность, производная от «мира ...

1. Задание

Метемпсихоз – это:

  1. Разновидность психического заболевания
  2. Учение о переселении душ
  3. Учение о качестве духовной жизни

2. Задание

Греческая мысль зародилась в городах Ионии (побережье Малой Азии) и Южной Италии, а своего расцвета достигла в …

  1. Афинах
  2. Спарте
  3. Дельфах
  4. Эретрии

3. Задание

Элеаты утверждают, что изменение невозможно:

  1. Физически
  2. Логически
  3. Реально

4. Задание

Выражение «Душа – это первая энтелехия естественного тела» принадлежит:

  1. Аристотелю
  2. Канту
  3. Платону
  4. Эмпедоклу

5. Задание

Истинное бытие по Платону — это …

  1. Мир эйдосов (идей)
  2. Мир чувственно-воспринимаемых вещей
  3. Мир человеческой души
  4. Космос

6. Задание

То, что познание бытия тождественно познанию начал и причин утверждал …

Аристотель

7. Задание

Основной тезис философии Парменида – это тезис …

  1. Бытие мыслимо
  2. Бытие невозможно мыслить
  3. Небытие есть
  4. Бытие есть
  5. Небытие невозможно не мыслить

8. Задание

«Занебесная область», где существуют идеи в философии Платона носит название …

  1. Герменевтика
  2. Гиперпространство
  3. Гиперурания
  4. Гипериллюзия

9. Задание

К положению «Все есть вода» Фалес пришел …

  1. Наблюдая за водой в ее естественных состояниях
  2. Из метафизического положения, что вода есть «фюсис»

10. Задание

Понятия «бытие» и «небытие» ввел в философию древнегреческий философ …

Парменид

Философия эпохи Возрождения

Задание 1

Родина европейского Возрождения:

  1. Англия
  2. Франция
  3. Италия
  4. Германия
  5. Греция

Задание 2

Хронологические рамки эпохи Возрождения:

  1. 10 – 14 века
  2. 11 – 13 века
  3. 13 – 17 века
  4. 15 – 16 века
  5. 16 – 18 века

Задание 3

Характерные черты мировоззрения эпохи Возрождения:

  1. Теоцентризм
  2. Аскетизм
  3. Гуманизм
  4. Иррационализм
  5. Антропоцентризм

Задание 4

Не являются представителями философии Возрождения:

  1. Паскаль
  2. Монтень
  3. Августин
  4. Руссо
  5. Бруно

Задание 5

Автор произведения «Об истинном и ложном благе»:

  1. Альберти
  2. Валла
  3. Леонардо да Винчи
  4. Макиавелли
  5. Эразм Роттердамский

Задание 6

Основатель гелиоцентристской астрономии:

  1. Аристотель
  2. Кант
  3. Птолемей
  4. Кузанский
  5. Коперник

Задание 7

Макиавелли принаджлежит авторство произведения:

  1. «Государство»
  2. «Государь»
  3. «Политика»
  4. «Похвала глупости»
  5. «Исповедь»

Задание 8

Движение за обновление католической церкви:

  1. Секуляризация
  2. Модернизация
  3. Реставрация
  4. Реформация
  5. Реконструкция

Задание 9

Основатели теории утопического социализма:

  1. Лютер
  2. Мор
  3. Макиавелли
  4. Мюнцер
  5. Кампанелла

Задание 10

Сторонники идеи бесконечности Вселенной:

  1. Аристотель
  2. Птолемей
  3. Коперник
  4. Кузанский
  5. Бруно

Задание 11

Воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, называется…

Задание 12

Учение, отождествляющее Бога и мир, называется…

Задание 13

Представление о том, что центральным телом Солнечной системы является Земля, называется…

Задание 14

Учение о спасении души одной только верой называется …

Задание 15

Социально-этические учения Возрождения о разумном и справедливом устройстве общества объединяются общим названием…

Задание 16

Процесс освобождения всех сфер общественной жизни и личности от религиозного влияния называется…

Задание 17

Система воззрений, утверждающая ценность человека как личности, его право на свободу и развитие своих способностей, называется…

Задание 18

Представление о том, что центральным телом Солнечной системы является Солнце, называется….

Задание 19

Соответствие между учением и сторонником:

  1. Утопический социализм Кальвин
  2. Протестантизм Мюнцер
  3. Религиозный коммунизм Галилей
  4. Гелиоцентризм Кампанелла

Задание 20

Соответствие между произведением и автором:

  1. «Об истинном и ложном благе» Бруно
  2. «Государь» Коперник
  3. «О вращении небесных сфер» Валла
  4. «О героическом энтузиазме» Макиавелли

Задание 21

Соответствие между произведением и автором:

  1. «Утопия» Кузанский
  2. «Речь о достоинстве человека» Кампанелла
  3. «Ученое незнание» Мирандола
  4. «Город Солнца» Мор

Задание 22

Соответствие между понятием и его определением:

Гуманизм

Антропоцентризм

Геоцентризм

Пантеизм

Гелиоцентризм

Учение, отождествляющее Бога и мир

Учение, утверждающее ценность человека как личности, его право на свободу и развитие своих способностей

Представление о том, что центральным телом Солнечной системы является Солнце

Представление о том, что центральным телом Солнечной системы является Земля

Воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания

Философия Нового времени

1. Задание

Теория познания Ф. Бэкона основывается на концепции. …

  1. абсолютной истины
  2. относительной истины
  3. двойственной истины
  4. недостижимой истины

2. Задание

Ф. Бэкон утверждал, что главная цель науки — это. …

  1. общественная польза и улучшение жизни людей
  2. достижение славы и власти
  3. доказательство бытия Бога
  4. раскрытие божественного плана

3. Задание

Бэкон утверждал, что научный метод должен опираться на. …

  1. индукцию
  2. дедукцию
  3. синтез
  4. аксиоматику

4. Задание

Согласно Ф. Бэконону, эмпирическое знание предполагает … .

  1. опыт, опирающийся на эксперимент
  2. обособленное чувственное восприятие
  3. интеллектуальную интуицию
  4. логическую последовательность

5. Задание

Утверждение «знание — сила» принадлежит … .

  1. Бэкону
  2. Декарту
  3. Лейбницу
  4. Гоббсу

6. Задание

Утверждение «Во всем следует сомневаться» принадлежит … .

  1. Декарту
  2. Локку
  3. Спинозе
  4. Гоббсу

7. Задание

Декарт утверждал … .

  1. «Я мыслю, следовательно, существую»
  2. «Я верю, следовательно, существую»
  3. «Я существую, следовательно, мыслю»
  4. «Я чувствую, следовательно, существую»

8. Задание

В своих онтологических воззрениях Декарт исходил из принципа … .

  1. дуализма
  2. монизма
  3. плюрализма
  4. эволюционизма

9. Задание

Декарт считал, что атрибутом материальной субстанции является … .

  1. протяженность
  2. мышление
  3. объем
  4. масса

10. Задание

Согласно Декарту, атрибутом духовной субстанции является … .

  1. мышление
  2. эйдосы
  3. форма
  4. Бог

Немецкая классическая философия

Вариант 1.

1. Задание

Автор «Критики чистого разума» — это …

  1. Гегель
  2. Хайдеггер
  3. Фейербах
  4. Кант

2. Задание

Исследованием вопросов естествознания Кант занимается в период своего творчества, который носит название …

  1. «Критический»
  2. «Докритический»
  3. «Научный»
  4. «Этический»

3. Задание

Кантовский вопрос «что я могу знать?» получает свой ответ в …

  1. «Критике способности суждения»
  2. «Критике практического разума»
  3. «Критике чистого разума»

4. Задание

Априорнае формы — это …

  1. Принципы, которые всецело зависят от формирующего их опыта
  2. Принципы, изначально независимые от опыта
  3. Принципы, которые частично зависят от опыта

5. Задание

Согласно Канту, источником наших представлений о мире является …

  1. Вещь-для-нас
  2. Вещь-в-себе
  3. Явление

6. Задание

В философии Канта вещь-в-себе …

  1. непознаваема
  2. познаваема
  3. познается частично

7. Задание

Согласно Канту, «логическая связь между понятиями» — это …

  1. суждение
  2. умозаключение
  3. логика
  4. связная речь

8. Задание

В философии Канта не существует суждений …

  1. аналитических
  2. относительных
  3. синтетических
  4. синтетических априори

9. Задание

В философии Канта то, что предшествует всякому опыту и является безусловно независимым от него называется …

  1. a priori
  2. a posteriori
  3. qiudditas
  4. ignorantia

10. Задание

Согласно Канту, синтетические суждения — это …

  1. Те, которые обладают всеобщностью и необходимостью
  2. Те, которые формируются на основании опыта и описывают его
  3. Те, которые полагаются в основание науки

Вариант 2.

1. Задание

Кант называет «трансцендентным» …

  1. То, что существует за пределами нашего опыта, и недоступно нашему познанию
  2. То, что предшествует опыту, делает возможным опыт как систематическое эмпирическое знание
  3. То, что соответствует нашему опыту и определяет его

2. Задание

В философии Канта «априорные формы чувственности» — это …

  1. категория
  2. пространство
  3. идея
  4. Идеал чистого разума
  5. время

3. Задание

В философии Канта рассудок судит посредством …

  1. чистых рассудочных понятий
  2. идей
  3. трансцендентальных понятий

4. Задание

В философии Канта правила рассудочной деятельности, которые определяют нашу способность суждения — это …

  1. основоположения
  2. категории
  3. априорные формы

5. Задание

В философии Канта основоположение, которое показывает, что существует трансцендентальный механизм, который позволяет нам мыслить носит название…

  1. «Субъективное единство апперцепции»
  2. «Трансцендентальное единство апперцепции»
  3. «Первоначальное единство апперцепции»

6. Задание

Согласно Канту метафизика…

  1. Возможна как природная склонность
  2. Возможна как наука
  3. Невозможна в принципе

7. Задание

В философии Канта в основании человеческой нравственности лежит идея …

  1. свободы
  2. воли
  3. предопределения
  4. анархии

8. Задание

Разум, создающий принципы и правила морального поведения, Кант называет

  1. «Теоретический разум»
  2. «Практический разум»
  3. «Аналитический разум»
  4. «Абсолютный разум»

9. Задание

Правила, в соответствии с которыми я поступаю учитывая только личный интерес, Кант называет …

  1. «максимы»
  2. «императивы»
  3. «основоположения»

10. Задание

Согласно Канту, «категорический императив» формулируется следующим образом …

  1. Поступай так, чтобы ты всегда относился к другим как цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству
  2. Поступай так, чтобы твоя цель всегда могла оправдать средства
  3. Поступай так, чтобы большинство твоих поступков соответствовало всеобщему законодательству

Вариант 3

1. Задание

Кант предложил следующее обоснование существования Бога:

  1. Моральное обоснование
  2. С помощью аргумента неподвижного двигателя
  3. Онтологическое доказательство

2. Задание

Нравственный поступок, согласно Канту, определяется…

  1. Религиозной верой
  2. Автономной доброй волей
  3. Стремлением человека к счастью

3. Задание

Какое из высказываний принадлежит Канту?

  1. «Я мыслю, следовательно, я существую»
  2. «Верую, чтобы понимать»
  3. «Я ограничил знание, чтобы освободить место вере»

4. Задание

Слова Гегеля «Разум есть душа мира» означают:

  1. Разум есть основа всего сущего
  2. Разум человека конструирует картину мира
  3. За пределами человеческого разума нет иной реальности

5. Задание

Абстрактное и конкретное, согласно Гегелю, различаются как…

  1. Общее и единичное
  2. Теоретическое и фактическое знание
  3. Целое и его «клеточка», одностороннее выражение

7. Задание

Каков смысл тезиса Гегеля «Все, что разумно, действительно, а все, что действительно, разумно»?

  1. Все существующее разумно и тем самым оправдано
  2. Действительность должна стать разумной, а разум способен осуществить себя
  3. Структура мышления полностью соответствует структуре мира

8. Задание

Маркса и Гегеля объединяет…

  1. Принцип тождества мышления и бытия
  2. Мысль о деятельной сущности человека
  3. Одинаковое понимание смысла истории

9. Задание

Ницше положительно оценивал в философии Гегеля…

  1. Принцип тождества мышления и бытия
  2. Мысль о деятельной сущности человека
  3. Волю к обожествлению жизни и вселенной

10. Задание

Нигилизм, согласно Ницше, – это …

  1. обесценение всех высших ценностей
  2. отрицание общепринятых норм морали
  3. отрицание традиционной культуры

11. Задание

Сверхчеловек Ницше – это …

  1. новый биологический вид, следующий за человеком
  2. сильный человек, призванный господствовать над слабыми и неудачниками
  3. идеал философа-художника, творца новых ценностей

12. Задание

Общее в философии Ницше и экзистенциалистов:

  1. мысль о вечном возвращении
  2. идея сверхчеловека
  3. тезис об отсутствии общезначимых высших ценностей

Философия К. Маркса

Задание 1

Маркса и Гегеля объединяет…

  1. принцип тождества мышления и бытия
  2. идея деятельной сущности человека
  3. одинаковое понимание смысла истории
  4. трактовка феномена отчуждения

Задание 2

Отчуждение – это, согласно Марксу…

  1. отпадение человека от Бога
  2. опредмечивание, объективация человеческой деятельности
  3. превращение результатов деятельности в самостоятельную реальность, противостоящую человеку
  4. изъятие имущества для передачи другому лицу, организации, государству

Задание 3

Маркс называл свою философскую концепцию…

  1. историческим материализмом
  2. материалистическим пониманием истории
  3. экономическим детерминизмом
  4. персонализмом

Задание 4

Сознание – это, согласно Марксу…

  1. отражение материального мира
  2. функция высокоорганизованной материи человеческого мозга
  3. субстанция всего сущего
  4. осознанное бытие, функция предметной деятельности

Задание 5

Марксу принадлежат слова:

  1. «Я мыслю, следовательно, существую»
  2. «Умерли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек»
  3. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его»
  4. «Рассудок предписывает законы природе»

Современная западная философия

Задание 1

Представители какого направления современной философии призывали обратиться «к самим вещам»?

  1. Герменевтики
  2. Постмодернизма
  3. Экзистенциализма
  4. феноменологии

Задание 2

Экзистенция с точки зрения экзистенциализма это:

  1. истинное, внутриличностное бытие человека
  2. природное бытие человека
  3. социальное бытие человека

Задание 3

Категория das Man у М. Хайдеггера характеризует отношения в мире:

  1. подлинного бытия
  2. неподлинного бытия
  3. небытия

Задание 4

Продолжите фразу З. Фрейда, характеризующую цель психоанализа: «Там, где раньше было Оно, должно…..»

Задание 5

Установите соответствие инстанций психики по З. Фрейду и их содержания:

a сознательное

1 «голос совести», моральные и социальные нормы, запреты, табу

b бессознательное

2 принцип реальности

c сверхсознательное

3 влечения сексуального характера, принцип удовольствия

Задание 6

Какого мыслителя нельзя отнести к направлению философской герменевтики?

  1. Ф. Шлейермахер
  2. В. Дильтей
  3. Ж.П. Сартр
  4. Г. Гадамер

Задание 7

С точки зрения представителей аналитической философии задача философии состоит в:

  1. в анализе внутреннего мира человека
  2. в анализе метафизических проблем
  3. в анализе языковых и понятийных средств познания

Задание 8

Понимание в герменевтической парадигме это:

  1. Метод рационального познания предмета
  2. Метод непосредственного постижения, целостного переживания уникального бытия
  3. Метод чувственного постижения предмета.

Задание 9

Постмодернизм критикует идею:

  1. логоцентризма
  2. плюрализма
  3. множественности реальности
  4. смерти субъекта

Задание 10

Каких мыслителей нельзя отнести к философии постмодернизма?

  1. Р. Барт
  2. Ж. Деррида
  3. Р.Карнап
  4. Ж. Бодрийар
  5. К. Юнг

Русская религиозная философия

1.Представители славянофильства полагали, что человек в своих поступках прежде всего должен руководствоваться:

  1. личным интересом,
  2. совестью,
  3. правовыми нормами,
  4. логикой.

2. Основная тема, объединяющая всех русских философий, независимо от направлений:

  1. критерии истинного знания,
  2. смысл истории,
  3. судьба России,
  4. доказательство бытия Бога.

3. Основная способность, характерная для человека с точки зрения русской религиозной философии:

  1. разум,
  2. воля,
  3. нравственность,
  4. способность к труду.

4. Основная проблема русской религиозной философии:

  1. бытие,
  2. свобода,
  3. познание,
  4. всеединство.

5. Что было исходным пунктом становления русской религиозной философии:

  1. наука,
  2. богословие,
  3. литература,
  4. практика.

6. Что составляет главную цель человеческих желаний и действий:

  1. общее благо,
  2. индивидуальная польза,
  3. свобода выбора,
  4. истинное знание.

Онтология

1. Задание

Учение о бытии и сущем называется … .

  1. онтология
  2. гносеология
  3. антропология
  4. аксиология

2. Задание

В философии под развитием понимают … .

  1. любое изменение
  2. количественное изменение объектов
  3. изменение качества тел, вещей, предметов
  4. качественное необратимое, направленное изменение

3. Задание

Диалектика представляет собой науку о … .

  1. движении предметов, явлений, процессов
  2. связи между предметами, явлениями, процессами
  3. наиболее общих законах развития природы, общества, мышления
  4. системе философских принципов, законов, категорий

4. Задание

В философии под мерой понимают … .

  1. границу, в которой количественные изменения не вызывают изменений качественных
  2. категорию идеализма, указывающую на пребывание абсолютного определенного понятия
  3. переход вещи из одной определенности в другую
  4. определенную единицу измерения

5. Задание

В философии под качеством понимают … .

  1. определенное сочетание достоинств и недостатков в вещах и предметах
  2. определенность предмета, неотделимую от его существования
  3. главное существенное свойство предметов
  4. совокупность свойств предмета и частей составляющих предмет

6. Задание

Онтология — это учение о … .

  1. бытии
  2. познании
  3. ценности
  4. человеке

7. Задание

Соответствие между понятиями и их определениями

монизм

учение, признающее одно начало мира

дуализм

учение, признающее два начала мира

плюрализм

учение, признающее множество начал мира

гилозоизм

учение, признающее одушевленность мира

8. Задание

Учение, утверждающее одну субстанцию в качестве первопричины мира, называется … .

  1. монизм
  2. дуализм
  3. плюрализм
  4. гилозоизм

9. Задание

Учение, утверждающее два начала мира, называется … .

  1. монизм
  2. дуализм
  3. плюрализм
  4. гилозоизм

10. Задание

Учение, утверждающее множество первопричин мира, называется … .

  1. плюрализм
  2. монизм
  3. дуализм
  4. гилозоизм

11. Задание

Объективная реальность, данная человеку в ощущениях называется … .

Правильные варианты ответа: материя

12. Задание

Раздел философии, изучающий проблемы бытия и сущего называется …

Правильные варианты ответа: онтология.

Гносеология

1. Задание

В западноевропейской философии рационализм развивался на основе метода … .

  1. аналогии
  2. индукции
  3. дедукции
  4. анализа

2. Задание

Соответствие между направлением и его значением

объективный идеализм

сознание — проявление мирового духа

субъективный идеализм

сознание — продукт индивидуального мышления

диалектический материализм

сознание — свойство высокоорганизованной материи

вульгарный материализм

сознание — вид материи

3. Задание

Идеалистическая философия утверждает, что сознание есть … .

  1. вид материи
  2. проявление мирового духа
  3. продукт материи
  4. результат эволюции материи

4. Задание

В философии агностицизм понимается как … .

  1. рассмотрение процесса познания
  2. уверенность в возможности познания мира
  3. отрицание возможности познания мира
  4. рассмотрение объектов познания

5. Задание

В современной теории познания объект познания … .

  1. существует сам по себе
  2. противостоит субъекту познания
  3. является частью самопознающего субъекта
  4. зависит от концептуальной системы познающего

6. Задание

Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она … .

  1. абстрактна
  2. объективна
  3. субъективна
  4. абсолютна

_Тесты модульного контроля — Стр 2

7. Задание

Абсолютизация в познании роли чувственных данных связана с направлением … .

  1. рационализма
  2. сенсуализма
  3. скептицизма
  4. реализма

8. Задание

Абсолютизация в познании роли интеллекта связана с направлением … .

  1. рационализма
  2. сенсуализма
  3. реализма
  4. скептицизма

9. Задание

Форма мышления, отражающая общие закономерные связи, признаки явлений, закрепленные в словах … .

  1. понятие
  2. категория
  3. дефиниция
  4. термин

10. Задание

Последовательность форм научного познания:

  1. проблема
  2. факт
  3. гипотеза
  4. теория

11. Задание

Знание, получаемое с помощью чувств и ощущений в философии называется … .

Правильные варианты ответа: сенсуализм

12. Задание

Знание, получаемое с помощью опытов и экспериментов в философии называется … .

Правильные варианты ответа: эмпиризм

Социальная философия

1. Философское рассмотрение отношений человека и общества представлено в разделе философского знания:

  1. антропология
  2. социальная философия
  3. онтология
  4. аксиология

2. Социальная философия не объясняет

  1. совместную жизнь людей
  2. мотивы поведения индивидов
  3. формы общественной жизни
  4. границы и возможности человеческого познания

3. Обществоведение не занимается

  1. познанием свойств и условий коллективной человеческой жизни
  2. познанием особенностей природной среды
  3. познанием закономерностей общественного бытия
  4. познанием форм организации жизни и деятельности людей

4. Общество – это …

  1. исторически изменяющаяся форма жизнедеятельности людей
  2. социальное окружение людей
  3. добровольное объединение людей
  4. сельская община

5. Понятие «общественное бытие» в философии марксизма означает

  1. социальную реальность
  2. единство материальной и духовной сторон жизни общества
  3. способ производства материальных благ
  4. материальную основу человеческого существования

6. Понимание общественного бытия как живого организма, управляемого божественным законом, раскрывается в …

  1. материалистической философии
  2. религиозной философии
  3. экзистенциальной философии
  4. позитивистской философии

7. В философии Нового времени общество понималось как

  1. совокупность отдельных индивидов
  2. совокупность общественных отношений
  3. система социальных действий
  4. продолжение природы и космических закономерностей

8. «Естественное состояние» общества по Т. Гоббсу, это…

  1. любовь к ближнему
  2. война всех против всех
  3. примирение с действительностью
  4. равновесие любви и ненависти

9. Кому принадлежит высказывание «Сущность человека … есть совокупность всех общественных отношений»?

  1. Гегелю
  2. Марксу
  3. Фейербаху
  4. Веберу

10. Установите соотношение идей и авторов:

  1. Противник идеи прогресса в человеческой истории
  2. Линейная модель движения человеческой истории принадлежит
  3. Описание спиралевидного процесса развития общества принадлежит
  4. Циклическая модель процесса развития общества принадлежит

а) Ницше

б) Августин

в) Маркс

г) Шпенглер

Антропология и этика

1. Мыслителем, сформулировавшим проблему человека в близком к современной постановке виде, был:

  1. Ницше
  2. Маркс
  3. Кьеркегор
  4. Кант
  5. Гасманн

2. К числу наук последнего времени, изучающих человека, относятся (4 позиции):

  1. физиология
  2. акмеология
  3. филология
  4. история
  5. сексология
  6. менеджмент
  7. экономика
  8. экология

3. Науками-лидерами в изучении человека являются (3 п.):

  1. семиотика
  2. лингвистика
  3. эмбриология
  4. социобиология
  5. психология
  6. космология

4. Из числа различных исследовательских измерений человека к собственно философским относятся (2 п.):

  1. эссенциальное измерение
  2. био-медицинское
  3. познавательно-психологическое
  4. футурологическое
  5. темпоральное

5. В исследовании человека философия ориентируется на (3 п.):

  1. привлечение материала конкретных наук;
  2. разработку системы ценностей;
  3. создание образа возможного человека;
  4. историческую ситуацию;
  5. проведение экспериментов;
  6. метод рефлексии

6. В числе базовых характеристик человека следует назвать (3 п.):

  1. способность к самосовершенствованию
  2. чувство юмора
  3. речевую деятельность
  4. игру
  5. ценностные ориентации
  6. общение

7. Соотнесите философские концепции человека и их авторов:

  1. экзистенциализм а) Гуссерль
  2. феноменология б) Шелер
  3. философия жизни в) Бердяев
  4. философская антропология г) Ницше

8. Тема телесности человека нашла отражение в философских концепциях (2 п.)

  1. постмодернизма
  2. аналитической философии
  3. прагматизма
  4. Хайдеггера
  5. философской антропологии

9. Социальные аспекты проблемы человека в филос. рассматриваются в (2 п.):

  1. неомарксизме
  2. постмодернизме
  3. герменевтике
  4. структурализме
  5. феноменологии
  6. психоанализе

10. Соотнесите термины и понятия с философскими концепциями, для которых они характерны (10 п.):

  1. пограничная ситуация а) постмодернизм
  2. виртуальность б) неомарксизм
  3. бессознательное в) философская./биол./ антропология
  4. социальный анализ г) марксизм-ленинизм
  5. понимание д) Хайдеггер
  6. «просвет» бытия е) психоанализ
  7. «жизненный мир» ж) философия жизни
  8. Сверхчеловек з) герменевтика
  9. Позиционность и) экзистенциализм
  10. всесторонне развитая личность к) феноменология