Философия жизни

Министерство образования и науки РФ

филиал

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования-

Всероссийского заочногофинансово-экономического института

в г. Туле

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Философия»

на тему: «Философия жизни.Философские аспекты психоанализа»

Выполнил: студент 2 курса

факультета ФиК

специальности ФиК

группы дневной

Сложеникина Ю.С.

№ л.д.09ффб02684

Проверил: Торопов В.П.

Тула 2010 г.

План работы

Введение

1. Философия жизни:общая характеристика и основные положения

2. Философскиеаспекты психоанализа

3. Практикум

Заключение

Список литературы

Введение

Классическая философиявнесла существенный вклад в познание рациональных или рационализируемых формдуховного опыта, которыми она главным образом и интересовалась. Но ведь «всостав» духа, психики человека входит и играет немалую роль нерациональное –бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. Этиформы нерационального, разумеется, не оторваны и даже неотделимы отрационально-рассудочного – от мышления, рассуждения с помощью понятий, отрасчёта и логических процедур и т.д.

Философия пользуетсямножеством категорий, которые помогают осмыслить ценность жизни – «бытие»,«существование», «бессмертие». Однако в ней есть и другой ряд категорий — «смерть»,«небытие», «разрушение». Понять жизнь можно только через их сопоставление.Смерть – ответственный и важный момент жизни. Уже из библейских текстовизвестно: чтобы прийти к вечной жизни, нужно сначала умереть. В свою очередь,жизнь – одна из форм существования материи, отличающая мир организмов от всейостальной действительности. Она закономерно возникает при определенных условияхразвития материи.

Философия ХХ века стала уделятьвсё большее внимание целостности, спонтанности человеческого духовного опыта,специфике и немалому значению его нерациональных элементов. Были измененыакценты в понимании сравнительного значения рационального и нерационального вдуховном опыте, психике человека.

1. Философия жизни: общаяхарактеристика и основные положения

В последней трети XIX в.в Германии и Франции сформировалось течение, получившее общее название «философияжизни». Основное внимание в нём сосредоточено на решении «практических»,социально-этических и вообще ценностных проблем.

4 стр., 1569 слов

Философия психоанализа 2

... сексуальная энергия, но агрессия, стремление к разрушению. 1910 – Первый международный конгресс по психоанализу. Раскол из-за догматизма Фрейда. Современная детская психология отвергает схему Фрейда. Эмигрирует ... сотрудников Фрейда. Юнг впос­ледствии осуществил кардинальный пересмотр ряда поло­жений ортодоксального психоанализа, что и обусловило разрыв между Юнгом и Фрейдом в 1913. В книге ...

Философия жизни — философское течениеконца XIX — начала XX веков, которое выдвинуло в качествеисходного понятия «жизнь» как интуитивно постигаемую целостную реальность, нетождественную ни духу, ни материи.

Базовые идеи этогонаправления были разработаны в трудах Ницше Ф., Дильтея В., Зиммеля Г.,Шпенглера О., Бергсона А.

Предметом новой философиистановится жизнь, действительность как «живой поток»,становление, невыразимое в философских категориях, ориентированных нанауку, исследующую ставшее. Эстетическое переживание полноты ицелостности жизни становится адекватным методом её понимания. Механицизму[1]и редукционизму[2] традиционного рационализма «философияжизни» противопоставляет «органицизм»[3]нового миросозерцания, заменяя категории «бытие»,«материя», «разум» категорией «жизнь»,допускающей широкий спектр интерпретаций. Исходным является понимание жизни какцелостного творчески активного процесса, включающего всю полноту проявленийжизни (от биологических до культурно-исторических форм) и её переживаний (отобыденных до метафизических).

«Философияжизни» была мировоззренческой реакцией на кризис европейских«сциентистских» ценностей, его продуктом и формой проявления. Однако,понятие «жизнь» оказывалось многозначным и неопределенным; поэтомувся философия жизни приобретала нестройный вид. Привычное к строгим ирациональным формам, к точным знаниям и их практической полезности сознаниеевропейца с трудом могло воспринимать специфическую логику философии жизни и ееобщую устремленность «в никуда», отсутствие четкой цели инаправленности.

Свою историческую миссию«философия жизни» начинает с тотальной, радикальной переоценки европейскихценностей, осуществлённой Ницше Ф. (1844-1900).

По его утверждению, европейскаядуховная культура исчерпала свой творческий потенциал, что ипроявляется в господствующем настроении бесполезности и бессмысленности современного мира.Причиной кризиса европейских ценностей является рационалистический морализм,основанный на идее «истинности» потустороннего мира и, соответственно,осуждающий жизнь. Сутью кризиса Ницше Ф. считал исчезновение высшеготворческого типа человека, задающего нормы человеческой жизни. Потребности женизшего типа («массы», «стада», «общества»)предстали в качестве определяющих ценностных ориентиров. Ответственными закризис Ницше Ф. считал опаснейшие антижизненные иллюзии: идею прогресса иидею равенства, поскольку формулой жизни являются неравенство и борьба,достижение высших типов путём высшей дифференциации. Жизнь — иррациональна исамодостаточна, объективна и внеценностна, реализуется как «воля к власти»,как постоянное самовыражение в творчестве новых форм.

«Воля к власти»у Ницше Ф. органически связана с идеей «вечного возвращения»,антитезой концепции линейного развития. В контексте «вечноговозвращения» творчество становится трагической судьбой человека,стремящегося упорядочить мир, в котором обречены любые созданные структуры и порядки.В отличие от «маленьких людей» творцы стремятся не к цели, а кидеалу.

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

... ­ки, которая может обеспечить реальное воплощение в жизнь гума­нистических идеалов, ценностей и норм, открыть широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей. 1. ...

В результатепроизведённой Ницше Ф. радикальной переоценки всех ценностей и формулировкипринципов новой оценки возникает мировоззренческое и методологическоетребование стать «по ту сторону добра и зла», отказаться от моральныхсуждений истории, сконцентрироваться на критике христианской морали веё метафизической основе — трансцендентализме. Основные идеи последнего:социальное равенство «равных перед Богом» людей, духовноесамоусовершенствование, близость к природе, очищающая человека от«вульгарно-материальных» интересов, интуитивное постижение макрокосмачерез микрокосм. Корни трансцендентализма лежат в трансцендентальномидеализме И. Канта. Рационализм и христианская мораль, основанная напринципе «любви к ближнему», осудив жизненные инстинкты какнеразумные и аморальные, становятся способами приручения, «одомашнивания»человека, подавления его жизненности. Культура, таким образом, предстаёт каквыведение из хищного (свободного!) зверя «человек» ручной (цивилизованной)породы домашнего (стадного, общественного) животного. Неординарная личность разрушаетчувство собственного достоинства и морального превосходства общины,подрывает её уверенность в собственных силах.

Старые европейскиеценности рассматриваются как ценностные нормы стагнации, агонии культуры, новыеже ценности порождены восходящей жизнью. Этот процесс Ницше Ф.называет нигилизмом, в нём выражается мужество человеческого духа,необходимое для утверждения идеала «сверхчеловека». Не человечество вцелом определяет тип человека данной эпохи, а, напротив, тип человекаопределяет ту высшую ступень, которой достигло человечество этой эпохи.

Теперь обратимся к идеямзнаменитого французского философа Анри Бергсона (1859 — 1941), которыйпосвятил философии жизни свои многочисленные работы. Бергсон обращает нашевнимание на творческий характер протекания жизни — она, подобно сознательнойдеятельности, есть непрерывное творчество. Творчество есть созданиечего-то нового, неповторимого. Предвидеть новую форму жизни не может никто.Жизнь имеет принципиально открытый характер. Наука же в лице нашего интеллектавосстает против этой мысли, ибо она оперирует тем, что является повторяющимся.Именно поэтому наука (наш интеллект) не может охватить феномен жизни. Это —задача философии, считает Бергсон.

Чтобы подойти к принципувсей жизни, мало опираться на диалектику, здесь надо возвыситься до интуиции. Интуиция,если бы она продолжалась более нескольких мгновений, обеспечила бы согласиефилософов со своей собственной мыслью и согласие между собой всех философов.

Жизнь есть движение,материальность же есть обратное движение; каждое из них является простым.Материя, формирующая мир, есть неделимый поток; неделима также и жизнь, прорезывающаяматерию, высекая в ней живые существа. Из этих двух потоков второй идет противпервого, но первый все же получает кое-что из второго. От этого устанавливаетсямежду ними способ существования, который и есть организация, принимающая переднашими чувствами и нашим интеллектом форму внешних частей по отношению друг кдругу во времени и пространстве.

В самой эволюции жизнизначительную роль играет случайность. Случайными являются формы,возникающие в творческом порыве; случайно разделение первоначальной тенденциина те или иные тенденции; случайны остановки и отступления, а такжеприспособления. Но только две вещи необходимы: I. постепенное накоплениеэнергии; 2. эластичная канализация этой энергии в разнообразных и неподдающихсяопределению направлениях, ведущих к свободным актам.

13 стр., 6079 слов

Духовное одиночество человека в современном мире по рассказу В. Астафьева

... с произведениями его современников. Целью данной работы является анализ духовного одиночества человека в современном мире по рассказу В. Астафьева «Людочка». Задачи работы обусловлены целью и заключаются ... Писатель мог бы (известность позволяла) поселиться и в столице. Но до конца жизни живет в провинции. Сознательность такого выбора В.Астафьев (через объективированную фигуру рассказчика) объясняет ...

Жизнь с самого еепроисхождения есть продолжение одного и того же порыва, разделившегося порасходящимся линиям эволюции. Вся жизнь целиком, и животная, и растительная, вее существенной части, кажется как бы усилием, направленным на то, чтобынакопить энергию и потом пустить ее по податливым, но изменчивым каналам, наоконечности которых она должна выполнить бесконечно разнообразные работы.

А. Бергсон считает, чтодуховную жизнь нельзя отрывать от всего остального мира; существует наука,которая показывает «солидарность» между сознательной жизнью имозговой деятельностью. Постичь жизнь и дух в их единстве может толькоинтуитивная философия, но не наука. А. Бергсон не дает ни четкого описания, нитем более традиционного определения жизни. Но он описывает ее в наиболеесущественных проявлениях и показывает ее сложность и сложность процесса еепостижения.

В философии Артура Шопенгауэра (1788 — 1860) обычно выделяют два характерных момента: этоучение о воле и пессимизм.

Учение о волеесть смысловой стержень философской системы Шопенгауэра. Ошибкой всехфилософов, он провозгласил то, что основу человека они видели в интеллекте,тогда как на самом деле она — эта основа, лежит исключительно в воле, котораяотлична от интеллекта, и только она первоначальна. Более того, воля не толькоесть основа человека, но она является и внутренним основанием мира, егосущностью. Она вечна, не подвержена гибели и сама по себе безосновна, т. е.самодостаточна.

Следуетразличать два мира, в связи с учением о воле:

I. мир,где господствует закон причинности (т. е. тот, в котором мы живем);

II. мир,где важны не конкретные формы вещей, не явления, а общие трансцендентныесущности. Это мир, где нас нет (идея удвоения мира взята Шопенгауэром уПлатона).

В духерассуждений И. Канта об априорных (доопытных) формах чувственности — времени ипространстве, о категориях рассудка (единство, множество, цельность,реальность, причинность и др.) Шопенгауэр сводит их к единому законудостаточного основания, который он считает «матерью всех наук».

Мир, взятыйкак «вещь — в-себе» есть безосновная воля, зримым образом же еевыступает материя. Сущность материи Шопенгауэр видит в связи причины идействия. Шопенгауэр все проявления природы объяснял бесконечным дроблениеммировой воли, множество; ее «объективаций». Среди них находится ичеловеческое тело. Оно связывает индивида, его представление с мировой волей и,являясь ее посланцем, определяет состояние человеческого рассудка. Шопенгауэртвердо заявляет, что свободу следует искать во всем бытии и сущности самогочеловека. Свобода не изгоняется, а перемещается из области текущей жизни всферу высшую. Свобода в своей сущности трансцендентальна. Это значит, чтокаждый человек изначально и принципиально свободен и все, чтобы он ни сделал,имеет в своей основе эту свободу.

Теперьперейдем к теме пессимизма в философии Шопенгауэра. Всякое удовольствие, всякоесчастье, к чему стремятся люди во все времена, имеют отрицательный характер,так как они — удовольствие и счастье — есть в сущности отсутствие чего-топлохого, страдания, например. Наше желание проистекает из актов веления нашеготела, но желание — это страдание по поводу отсутствия желаемого.Удовлетворенное желания неизбежно рождает другое желание и т.д. Страдание — вотто положительное, постоянное, неизменное, всегда присутствующее, наличностьчего нами ощущается.

10 стр., 4823 слов

Проблема человека в философии XX века

... Биологизаторский подход рождает расистские теории. Евгеника. «Выведение» совершенного человека. Социал-дарвинизм пытается объяснить эволюцию общественной жизни биологическими законами естественного отбора и борьбы за выживание. Социал ... условия способствуют более полной реализации личности, её способностей.   Все ли люди – люди? У Б.Ф. Поршнева и Б. Диденко своя точка зрения по этому вопросу. ...

Шопенгауэрположил начало процессу утверждения волевого компонента в европейской философиив противовес сугубо рациональному подходу, сводящему человека до положениямыслящего орудия.

Таким образом, в«философии жизни» отразился процесс кризиса фундаментальных ценностейевропейской культуры, поиска альтернативных ценностных ориентацией.Центром этого поиска стала критика разума, рациональности в качествефилософской основы европейских ценностей, утверждение иррационализма[4] иантисциентизма[5] как мировоззренческогообоснования смысла жизни индивида в условиях кризиса культуры. Основные положения«философии жизни» оказали огромное влияние на развитие философии имировоззрения XX в., на становление и развитие персонализма, психоанализаи экзистенциализма.

2. Философские аспектыпсихоанализа

Психоанализ в его классическойформе был основан 3игмундом Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, когданамечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека,методах и границах познания психической реальности, ставшей объектомпристального внимания и споров философов, психологов, физиологов, неврологов.Из всего многообразия проблем, связанных с осмыслением психической реальности,можно выделить две главные, от правильного понимания которых во многом зависелорешение всех остальных. Это, во-первых, проблема содержания психической реальностии, как более частный аспект ее, вопрос о правомерности сведения психики ксознанию; во-вторых, проблема метода исследования собственно психическихявлений. Возникновение психоанализа как раз и связано со своеобразным видениемФрейдом этих основных, краеугольных проблем, с его попытками их собственнойинтерпретации и разрешения. Первая из этих проблем, вызвавшая оживленнуюдискуссию в конце XIX-начале XX века, имеет свою предысторию, уходящую корнямив философскую мысль предшествующих столетий. Рассуждения о взаимоотношенияхмежду телом и душой, материей и сознанием составляют, как известно, основумногих философских систем прошлого. История развития философской мысли наглядносвидетельствует, что интерес к познанию человеческой души проявляется уже насамых ранних стадиях становления философского знания — в древнегреческой,древнекитайской и древнеиндийской философии.

В основе классическогопсихоанализа лежали идеи не только «описательной», но и«объяснительной психологии». Фрейдовский психоанализ в известнойстепени был попыткой синтезирования двух плоскостей исследования человеческойприроды рассмотрения природных элементов человеческого существа, раскрытияпсихических влечений человека, его внутреннего мира, смысла человеческого поведения и значения культурных и социальных образований для формированияпсихической жизни человека и его психологических реакций. Метод«описательной» и «объяснительной психологии» органическипереплетаются между собой в учении Фрейда, образуя своеобразный метод психоаналитическогоисследования человеческой природы, особый подход к анализу человека.

5 стр., 2252 слов

Проблема человека в современной философии 2

... жизни человек проблематизирует свое существование, определяет смысл своей жизни, выбирает направление жизненного пути. Однако, хотя выбирает всегда сам человек, существует своеобразная "техника" проблематизации человеком своего собственного существования - философия. Именно философия ... пожалуй, замечательное изобретение человеческого рода – культура. Человек понимается, таким образом, не как чисто ...

Фрейд представляетпсихику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного ибессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным.Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное — особаяпсихологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует нарядус сознанием и в значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности,которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической идинамической. При динамической схеме психика представляется как совокупностьтрех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я»(влияющая на личность внешняя реальность).

После сформирования «Сверх-Я» врезультате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психическийаппарат начинает действовать как целое.

Согласно Фрейду, главнымифакторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия ивытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

Фрейд старается выяснитьпроисхождение энергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежитсексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, послечего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательногоуправляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Тиатос» — инстинкт смерти.

Поведение человекаопределяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления —следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другиеобласти. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществилбиологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарнымфизиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблемпсихоанализа — «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителюпротивоположного пола. Переживание этого комплекса определяет направлениеформирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферуиспользования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностныхотношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал вдухе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд — проблемаконфликта человека и общества. По Фрейду, каждый человек стремится кудовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет этиустремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методыпсихоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращаетвнимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявленийприроды и защита от несправедливостей культуры. Фрейд, отрицая ценность религии,предложил переход от религиозной веры к атеизму.

На основе учения Фрейдавозникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжателиА.Адлер, В.Рэйх, Г. Юнг, Э. Фромм.

Э. Фромм подверг критикеортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социальногохарактера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностейчеловека; потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека.Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные егопротиворечия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное иисторическое бытие и т.д. Цель его философии — помочь человеку решить этипроблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизниФромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивомповедения человека, по его мнению, являются страсти.

6 стр., 2713 слов

Психоаналитические концепции человека(Фрейд, Юнг, Фромм)

... культуре, всему человеческому бытию.Преувеличение роли сексуальных влечений в психической жизни человека — один из главных призывов к “раскрепощению чувственности”. Для обозначения самого глубокого уровня психической жизни Фрейд ... индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл ...

3. Практикум

Приведите характерныевысказывания из произведений Ф. Ницше и З. Фрейда и объясните их.

В «Антихристианине»,одном из главных произведений позднего периода творчества Ницше, содержитсямножество идей, которые принято считать классическими для этого мыслителя. Произведения Ницше большейчастью написаны в форме коротких фрагментов, афоризмов.

«Пусть гибнут слабые и уродливые – первая заповедь нашегочеловеколюбия. Надо еще помогать им гибнуть. Что вреднее любого порока? — Сострадать слабым и калекам…Сострадание во много крат увеличивает потери в силе, страдания и без тогодорого обходятся».

Призывом проявлять милосердие к падшим, убогим, недужным пропитанався христианская религия. Ницше был гуманистом и не призывал убивать. Ноон призывал не сострадать “слабым и уродливым”, ибо хилость естьпорочность. В полусгнившем теле, писал Ницше, не может быть здорового духа.Именно в хилости, как ценности, он усматривал порочность христианства исовременной ему культуры. Ницше предложил такую философию, где хилостьвыродится, т.е. элиминирует, в результате чего люди вновь, как встоль чтимой им античности, станут здоровыми и сильными. С этой целью Ницшевоспевает мощь и величие человека, т.е. здоровый дух. Только тот, кто исполненэнергии жизнерадостности, достоин звания Человека. Такой человек видится Ницшев образе Сверхчеловека. Сверхчеловек Ницше – это сильная личность, разорвавшаяоковы «рабской морали», построенной на послушании и восставшая противчеловеческих законов, это аристократ, находящийся вне пределов «стада». Но этоеще и аристократ духа, т.е. широко образованный человек, хорошо разбирающийся вискусстве и способный к глубокому его восприятию.

По Фрейду: «Человек есть животное стадное, он скорее животное орды, особьпредводительствуемой главарём орды». («Массовая психология и анализ человеческого«Я». «Я» и «Оно»).

То,что человек — существо стадное, несомненно. Куда большинство – туда и он сам.Главное, нужен хороший громогласный предводитель и несколько необразованноеобщество, тогда и управлять легче, да и народу не так обидно будет, если чтовдруг сложится не так. Стадному чувству хорошо располагает отсутствие уиндивида самостоятельности и инициативы. Масса, в отличие от одного человека,очень ослаблена интеллектуально, склонна к бурному, подчас слишком бурномувыражению своих чувств, будь то гнев или радость, она выплёскивает своюэмоциональную энергию через действия.

Каждыйотдельный индивид находится во власти установок массовой души, проявляющихся врасовых особенностях, сословных предрассудках, общественном мнении и т. п.

Создается впечатлениесостояния, где отдельное эмоциональное побуждение и личный интеллектуальный актиндивида слишком слабы, чтобы проявиться отдельно, и должны непременнодожидаться заверки подобным повторением со стороны других.

5 стр., 2486 слов

Философия. Билеты (16-20)

... во взглядах С.Кьеркегора, положившего первые камни в основание экзистенциальной философии. В "философии жизни", основы которой заложил еще Ф.Ницше и которая получает дальнейшее ... направления, выдвигающие на первый план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (в интуитивизме), мистическое "озарение", ...

Заключение

Философия XX в. является продолжением развитияфилософии XIX в. и прежде всего ее завершающегоэтапа – немецкой классической философии. Философия была связана ссоциально-экономическими, культурными и научными достижениями своего времени.

Иррационализм тоговремени представлен концепциями «Философии жизни» таких мыслителей, как А.Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, С. Кьеркегор и др. Он стремилсяпоказать особенности гуманитарного знания и неисчерпаемость объектовисследования человека и общества, культуры.

В «философии жизни» напервый план выдвигаются внемыслительные способности человека: чувство, воля илиинтуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источникчеловеческого поведения. Специфика человека в феномене жизни, который сильносближает с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческомплане.

Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного методаисследований бессознательных психических процессов, принципам которого фрейдизмпридавал универсальное значение. Исходя из учения Фрейда о бессознательном,фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениямпервичных влечений.

Список литературы

1. Философия:Учебник для вузов/Под ред.проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 584 с.

2. Хрестоматия поистории психологии. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н. Ждан. М., Изд-во Московскогоуниверситета, 1980, 296 с.

3. Хрестоматия позападной философии: учеб. пособие / сост., авт. предисл. и вступит. ст. Н.И.Фокина; под ред. В.И. Кириллова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

4. Лейбин В.М.Фрейд, психоанализ и современная западная философия. – М.: Политиздат, 1990. –397с.

5. Спиркин А.Г.Философия: Учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2006.

6. Руткевич А.М. ОтФрейда к Хайдеггеру: Критический очерк экзистенциального психоанализа. – М.:Политиздат, 1985. – 175с. – (Социальный прогресс и буржуазная философия).