(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ») 2

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ОмГПУ»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Психология развития»,

модуль 1. «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности».

Направление подготовки 50 400.62 Психолого-педагогическое образование.

Профиль подготовки:

Специальная психология и педагогика.

Омск, 2011

Составитель:

к.пс.н., доцент Манапова Е.И./____________

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года и рассмотрена на заседании кафедры общей и педагогической психологии

«30» августа 2011 г. Протокол № 1

Заведующий кафедрой:

док.пс. наук, профессор Антилогова Л.Н._/____________

(подпись)

Рабочая программа утверждена на заседании учебно-методической комиссии факультета психологии и педагогики по направлению Психолого-педагогическое образование.

«31» августа 2011 г. Протокол № 1

Председатель учебно-методической комиссии:

к.ф.н, доцент, декан факультета психологии

и педагогики Пашкин В.С._______________

(подпись)

Курс: 1

12 стр., 5798 слов

Психология и педагогика. Рабочая программа

... Специфика педагогического подхода к личности. Психолого- педагогические закономерности формирования личности. Социальная педагогика о педагогической среде воспитания и развития человека. Раздел 4. Психология и ... за счет переноса деятельной активности в другую область интересов. Психология и педагогика. Рабочая программа - Стр 2 Конфликт внутриличностный – состояние неудовлетворенности человека ...

Форма обучения: очная

Семестр: 2

Трудоемкость: 3 зачетных единицы (108 часов)

Количество аудиторных часов: 34

Из них: лекций — 14

лабораторных занятий — 20

Количество внеаудиторных часов — 74 (38 ч. самостоятельная работа студентов +36 ч. экзамен)

Форма промежуточной аттестации: экзамен

Дисциплина «Психология развития» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению 50 400.62 — Психолого-педагогическое образование.

Цель дисциплины: сформировать у студентов систему профессиональных компетентностей бакалавра через освоение знаний о психическом развитии человека в онтогенезе, возрастных особенностях, задачах и резервах развития в разные возрастные периоды.

Задачи курса:

  • содействовать усвоению студентами основных категорий и понятий психологии развития;
  • сформировать представления о детерминантах, механизмах, закономерностях и других основополагающих аспектах психического развития, без которых невозможно осуществлять профессиональную практическую деятельность;
  • обеспечить понимание особенностей психического развития в разные возрастные периоды;
  • обеспечить умение понимать и анализировать проблемы развития, объяснять их и давать им профессиональную оценку;
  • развивать практические навыки и умения осуществлять психологическое сопровождение психического развития ребенка;
  • способствовать профессиональному и личностному развитию и самообразованию бакалавра.

Ожидаемые результаты:

Освоение дисциплины направлено на формирование у бакалавра в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности следующих компетенций:

2 стр., 895 слов

Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии

... Предмет и объект возрастной физиологии человека и психологии.Выполнил Студент гр. БЗ 113 СТГ ... давление крови определяется концентрацией минеральных веществ (солей). В крови человека она равна 0,9 %. Даже незначительное изменение осмотического давления ... счет нервной и гуморальной регуляции. Главным кроветворным органом у человека является красный костный мозг. В нем находятся стволовые клетки, ...

  • ОПК-1 Способность учитывать общие, закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
  • ОПК-2 Готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
  • ОПК-3 Готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

а) знать:

‑закономерности, детерминанты, механизмы и движущие силы психического развития;

‑основные периодизации психического развития человека;

‑теории психического развития;

‑основы организации психологического исследования возрастных особенностей развития человека,

‑основные подходы к диагностике психологических особенностей развития на разных возрастных этапах.

б) уметь:

‑давать психологическую характеристику особенностей развития человека на разных возрастных этапах;

‑самостоятельно анализировать психологические особенности развития на разных возрастных этапах в целях организации образовательного процесса;

‑определить педагогические условия развития человека в соответствии с его возрастными особенностями;

‑обоснованно давать прогноз относительно результатов возрастного развития в определенной образовательной ситуации и определять зону ближайшего развития.

— различать возрастную норму и отклонения от нее в психическом развитии с целью оказания своевременной психолого-педагогической помощи и поддержки ребенку и его семье.

в) владеть:

методами анализа возрастных особенностей психического развития человека в целях организации образовательного процесса.

Бакалавры приобретут:

  • знания о закономерностях, детерминантах, механизмах и движущих силах психического развития; понятии возраста и основных возрастных периодизациях; теориях психического развития; основах организации психологического исследования возрастных особенностей развития человека; основных подходах к диагностике психологических особенностей развития на разных возрастных этапах.
  • умения давать психологическую характеристику особенностей развития человека на разных возрастных этапах; самостоятельно анализировать психологические особенности развития на разных возрастных этапах в целях организации образовательного процесса; определять педагогические условия развития человека в соответствии с его возрастными особенностями; обоснованно давать прогноз относительно результатов возрастного развития в определенной образовательной ситуации и определять зону ближайшего развития; различать возрастную норму и отклонения от нее в психическом развитии с целью оказания своевременной психолого-педагогической помощи.
  • овладеют следующими компетенциями: способностью учитывать общие, закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях; готовностьюприменять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях; готовностью использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Материал отбирался в соответствии с требованиями государственного стандарта и теми вопросами, которые выносятся на итоговый государственный экзамен. Предпочтение отдавалось теоретическим вопросам психологии развития, имеющим полемический характер и многообразную трактовку в научной литературе. В то же время, материал, касающийся особенностей развития человека на разных возрастных этапах, представляется кратко в виде трех эпох: раннего детства, детства и подростничества. Здесь предполагается осветить лишь основные характеристики, поскольку в дальнейшем (на других курсах) знания по этим вопросам будут дополняться и расширяться в таких дисциплинах как «Психология дошкольника», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подростков».

Междисциплинарные связи

Предшествующими дисциплинами являются: общая психологии, психобиология развития.

Полученные знания по данной дисциплине могут быть использованы студентом в дальнейшем при изучении дисциплин: психология детей младшего школьного возраста, психология подросткового возраста, психолого-педагогическая диагностика, специальная психология, педагогическая психология, психология семьи.

Образовательные технологии

В программе данного учебного курса предусмотрено использование предметно — ориентированных, личностно — ориентированных и информационно-коммуникационных технологий обучения. В учебном процессе предполагается использование активных и интерактивных форм проведения занятий: имитационные, ролевые игры; дискуссионный разбор ситуаций, мультимедийные образовательные продукты и др.

Текущая аттестация качества усвоения знаний

Текущая аттестация проводится путем накопительной оценки выполнения заданий на семинарских занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студента.

Проверка качества усвоения материалов и самостоятельно изучаемых студентами научных монографий, статей и учебных пособий проводится в различных формах: устные выступления на практических занятиях (реферативные обзоры, дискуссии), лабораторные работы (психологический практикум), выполнение тестовых и творческих заданий.

Использование балльно-рейтинговой системы оценки достижений позволяет оценить индивидуальную динамику формирования компетенций бакалавра в соответствии с видом профессиональной деятельности см. Технологическую карту.

Промежуточная аттестация качества усвоения знаний

Студентам предлагаются тестовые задания для проверки сформированных знаний, умений, а также компетенций. Все задания из обязательной части должны быть выполнены на минимальном установленном уровне качества. Кроме того промежуточная аттестация включает оценку работы студента в течение освоения курса, т. е. оценку выполненных самостоятельно работ.

В ходе экзамена проверяются ожидаемые результаты освоения учебного курса.

Тематический план дисциплины

Раздел (модуль) дисциплины

Всего часов (в трудоемкости)

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов, включая индивидуальные консультации

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторные занятия

Раздел 1. Теоретические основы психологии развития человека

40

8

10

22

1.

Психология развития: предмет, задачи, методы и понятийный аппарат.

8

2

-

6

2.

Детерминанты, закономерности, механизмы и движущие силы психического развития.

8

2

2

4

3.

Основные теории психического развития.

6

-

2

4

4.

Возраст и возрастной кризис.

8

2

2

4

5.

Периодизации психического развития.

10

2

4

4

Раздел 2. Развитие человека в онтогенезе

32

6

10

16

6.

Раз­витие человека в пренатальном периоде и в эпоху раннего детства.

12

2

4

6

7.

Развитие человека в эпоху детства.

10

2

4

4

8.

Развитие человека в эпоху подростничества.

10

2

2

6

ИТОГО:

72

14

20

38

Основное содержание

Раздел 1. Теоретические основы психологии развития человека

Лекция 1. Психология развития: предмет, задачи, методы и понятийный аппарат (2 часа)

Предмет, теоретические и практические задачи, структура психологии развития и ее связь с другими науками. Понятие «развитие», области развития: физическая, когнитивная, психосоциальная. Пути развития: филогенетический и онтогенетический; Основные свойства развития: необратимость, закономерность, направленность. Цели развития: модель потребного организму будущего (по Н.А. Бернштейну); достижение биологической, социальной и личностной зрелости (по Б.Г. Ананьеву), поиск смысла жизни (по В. Франклу), достижение индивидуальности. Л.С. Выготский о преформированном (изначально заданном) и непреформированном (непредопределенном) типах развития. Методологические принципы психологии развития: детерминизма, системности, объективности и развития. Основные методы: анамнез (краткая история развития ребенка), эксперимент, наблюдение и др.

Лекция 2. Детерминанты, закономерности, механизмы, и движущие силы психического развития (2 часа).

Факторы, определяющие психическое развитие: среда, наследственность, активность личности. Проблема детерминации психического развития. Социологизаторский и биологизаторский подходы к детерминации развития Социо-культурный фон (среда) развития как одна из детерминант развития, как условие нормального развития человека. Роль врожденных особенностей, наследственности в судьбе человека. Природные предпосылки развития: строение организма, совершенствование его функций. Созревание, рост и старение как биологические процессы развития. Взаимосвязь развития и созревания. Понятие возрастной нормы.

Закономерности развития: гетерохронность, сензитивность, неравномерность, интеграция психики.

Механизмы развития: идентификация, интериоризация, отчуждение, компенсация, подражание, рефлексия (два последних — по Слободчикову).

Роль и значение этих механизмов в жизни разных людей и на разных этапах развития.

Движущие силы развития: противоречие между социальной ситуацией развития (средовый фактор) и отношением ребенка к ней (фактор активности); соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций; сотрудничество ребенка со взрослым; смена типов ведущей деятельности и др.

Лекция 3. Возраст и возрастной кризис (2 часа).

Понятие возраста. Биологический (физиологический), хронологический (паспортный, календарный) и психологический возраст. Возрастные ступени, принятые в отечественной и зарубежной психологии. Структура возраста: социальная ситуация развития, место ребенка в системе общественных отношений, задачи возраста, ведущая деятельность, новообразования.

Два типа возрастов: критический и стабильный. Понятие «возрастной кризис» с точки зрения Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева.

Лекция 4. Периодизации психического развития (2 часа).

Проблема периодизации развития. Требования к критерию по Л.С. Выготскому. Классификация периодизаций. Периодизации, построенные на основе внешнего критерия (В.Штерн, Р. Заззо, К. Гетчинсон и др.).

Периодизации, построенные на выделении какой-либо одной стороны развития (П. Блонский, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Клаперед, Колберг и др.).

Периодизации, построенные на основе выделения внутренней сущности онтогенеза Д. Эльконин, Д. Фельдштейн, Слободчиков, Э. Эриксон и др.

Периодизация психосексуального развития человека (по З. Фрейду): Периодизация психосоциального развития (по Э. Эриксону. Стадии когнитивного развития по Ж. Пиаже. Периодизация Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского.

Раздел 2. Развитие человека в онтогенезе

Лекция 5. Раз­витие человека в пренатальном периоде и в эпоху раннего детства (2 часа).

Пренатальное развитие как предпосылка возрастного развития. Этапы внутриутробного созревания: образование зародыша, развитие эмбриона; развитие плода.

Оценка приспособительных возможностей новорожденного (шкала Апгар).

Понятия «эпоха раннего детства», «новорожденность». Кризис новорожденности как промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни.

Основные характеристики младенчества: границы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, центральные новообразования. Физическое и физиологическое развитие младенца. Потребности. Безусловные рефлексы: пищевые, оборонительные, ориентировочные. «Комплекс оживления». Развитие познавательных процессов: восприятие, память, речь, мышление. Развитие движений и действий на основе восприятия. Хватание как первое целенаправленное действие ребенка. Функциональные действия, действия-игры. Эмоциональное развитие. Кризис одного года.

Основные характеристики раннего детства: границы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования возраста. Физическое развитие. Развитие ведущей деятельности — предметно-манипулятивной. Зарождение новых видов деятельности в раннем детстве. Развитие речи, восприятия, воображения, памяти, мышления. Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста. Зарождение самосознания. Кризис трёх лет.

Лекция 6. Развитие человека в эпоху детства (2 часа).

Понятие «эпоха детства». Общая характеристика дошкольного возраста как этапа развития. Физическое развитие дошкольника. Игра как ведущая деятельность дошкольника. Изобразительная деятельность, восприятие сказок, элементарный труд, обучение и их значение для развития дошкольника.

Особенности памяти как ведущего психического процесса. Особенности восприятия, памяти, мышления и речевого развития дошкольника. Особенности эмоциональной и мотивационно-волевой сфер. Соподчинение мотивов. Самосознание дошкольника. Кризис семи лет.

Особенности младшего школьного возраста как этапа развития. Анатомо-физиологические особенности младшего школьника. Физическое развитие. Учебная деятельность как ведущая. Развитие познавательных процессов у младших школьников. Переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Развитие анализа, внутреннего плана действий и рефлексии. Развитие восприятия, внимания, памяти.

Психосоциальная область развития младшего школьника: произвольное поведение, развитие навыков общения, изменения межличностных отношений. Проблема адаптации к школе.

Лекция 7. Развитие человека в эпоху подростничества (2 часа).

Понятие «эпоха подростничества». Основные характеристики подросткового возраста: границы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования. Физическое и физиологическое развитие подростков. Личность подростка. Рост самосознания. Развитие рефлексии и ее значение для формирования личности в подростковом возрасте. Развитие самооценки и формирование Я-концепции. Особенности ценностно-смысловой и мотивационно-потребностной сфер личности подростка. Интеллектуальное развитие. Особенности развития речи. Подростковый сленг и его функции.

Проблема кризиса подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии. Основные задачи и типичные проблемы подросткового возраста. Типичные подростковые поведенческие реакции. Подростковые акцентуации характера.

Особенности юношеского возраста как этапа развития. Возрастные задачи развития.

Физическое развитие. Особенности познавательной сферы. Особенности эмоциональной сферы. Кризис встречи со взрослостью. Особенности самосознания в юности (специфика структурных компонентов самосознания по В.С. Мухиной. Особенности общения в юношеском возрасте: расширение сферы общения и растущая индивидуализация. Общение со сверстниками: приятельство, дружба, любовь. Общение со взрослыми. Создание семьи и профессиональное самоопределение.

Лабораторные занятия:

Лаб. 1. Детерминанты, закономерности, механизмы и движущие силы психического развития (2 часа).

Вопросы и задания для самоподготовки:

  1. Условия, источники, движущие силы и факторы развития.
  2. Основные закономерности и механизмы психического развития ребёнка. Систематизируйте ваши знания по теме занятия, заполнив предложенную ниже таблицу.

Факторы развития

Условия развития

Источники развития

Движущие силы

Механизмы развития

Закономерности развития

Литература:

Основная:

  1. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — 2-е изд. — М.: Сфера, 2006, 2008. — 464 с.
  2. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. — 12-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 638 с.
  3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт: МГППУ, 2010, 2011. — 460 с.
  4. Психология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальностям психологии / Т. Д. Марцинковская [и др.]; под ред. Т. Д. Марцинковской. — 4-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2008. — 528 с.

Дополнительная:

  1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии: научно-популярная литература / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2006. — 222 с.
  2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. — 2-е изд. — М.: Пед. о-во России, 2009. — 509 с.
  3. Манапова, Е. И. Возрастная психология: Практикум / Е. И. Манапова. — Омск: ОмГПУ, 2005. — 431 с.
  4. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн.: учеб. для студ. пед. вузов / Р. С. Немов. — 4 изд. Кн.2: Психология образования. — М.: Владос, 2007 — 606 с.
  5. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология: учебное пособие / Е. А. Сорокоумова. — СПб.: Питер, 2007. — 208 с.

Лаб. 2−3. Основные теории психического развития (2 часа).

Вопросы и задания для самоподготовки:

  1. Теории онтогенетического развития психики в зарубежной психологии (Ст. Холл, К. Бюлер, В. Штерна, 3. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже и др.)
  2. Теории психического развития в отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев и др.)
  3. При подготовке к занятию заполните нижеследующую таблицу и на ее основе создайте презентацию по одной из теорий психического развития:

Название теории (концепции) и ее автор

Какие проблемные вопросы развития пытается решить автор?

В чем автор видит специфику детского развития?

Достоинства данной теории

Недостатки данной теории

Конспектирование научных работ:

Законспектируйте основные идеи Л.С. Выготского по проблеме возрастного развития (см. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии: научно-популярная литература / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2006. — 222 с.).

Литература:

Основная:

  1. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — 2-е изд. — М.: Сфера, 2006, 2008. — 464 с.
  2. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. — 12-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 638 с.
  3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт: МГППУ, 2010, 2011. — 460 с.
  4. Психология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальностям психологии / Т. Д. Марцинковская [и др.]; под ред. Т. Д. Марцинковской. — 4-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2008. — 528 с.

Дополнительная:

  1. Веракса, Н. Е. История возрастной психологии. Детская психология: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. Дошкольная педагогика и психология, Педагогика и методика дошкольного образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Академия, 2008. — 304 с.
  2. Крайг, Г. Психология развития: научное издание / Г. Крайг, Д. Бокум; ред. Т. В. Прохоренко. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 939 с.
  3. Манапова, Е. И. Возрастная психология: Практикум / Е. И. Манапова. — Омск: ОмГПУ, 2005. — 431 с.
  4. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн.: учеб. для студ. пед. вузов / Р. С. Немов. — 4 изд. Кн.2: Психология образования. — М.: Владос, 2007 — 606 с.
  5. rsl.ru/ru/s3/s331/s122/d1312/d1… - Обзор психологических ресурсов Интернета — РГБ.

Лаб. 4. Возраст и возрастной кризис (2 часа).

Вопросы и задания для самоподготовки:

  1. Понятие «возраст» и его структура. Акселерация и ретардация развития.
  2. Стабильный и критический возраст. Проблема возрастного кризиса. Структура кризиса.

Конспектирование научных работ:

Законспектировать работу Л.С. Выготского «Проблема возраста». (Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии: научно-популярная литература / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2006. — 222 с.).

Литература:

Основная:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Академ. проект: Альма Матер, 2006. — 701 с.
  2. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. — 12-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 638 с.
  3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт: МГППУ, 2011. — 460 с.
  4. Психология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальностям психологии / Т. Д. Марцинковская [и др.]; под ред. Т. Д. Марцинковской. — 4-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2008. — 528 с.

Дополнительная:

  1. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии: научно-популярная литература / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2006. — 222 с.
  2. Манапова, Е. И. Возрастная психология: Практикум / Е. И. Манапова. — Омск: ОмГПУ, 2005. — 431 с.
  3. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн.: учеб. для студ. пед. вузов / Р. С. Немов. — 4 изд. Кн.2: Психология образования. — М.: Владос, 2007 — 606 с.
  4. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология: учебное пособие / Е. А. Сорокоумова. — СПб.: Питер, 2007. — 208 с.
  5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. — 5-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2008. — 384 с.

Лаб. 5−6. Периодизации психического развития (4 часа).

Вопросы и задания для самоподготовки:

  1. Проблема периодизации психического развития.
  2. Зарубежные периодизации развития (З.Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л. Колберг и др.).
  3. Отечественные периодизации развития (Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков и др.)

Конспектирование научных работ:

Законспектировать работу Д.Б. Эльконина «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте».

Литература:

Основная:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Академ. проект: Альма Матер, 2006. — 701 с.
  2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — 2-е изд. — М.: Сфера, 2008. — 464 с. или 2006. — 464 с.
  3. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. — 12-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 638 с.
  4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт: МГППУ, 2011. — 460 с.
  5. Психология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальностям психологии / Т. Д. Марцинковская [и др.]; под ред. Т. Д. Марцинковской. — 4-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2008. — 528 с.

Дополнительная:

  1. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — 4-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2007. — 368 с.
  2. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии: научно-популярная литература / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2006. — 222 с.
  3. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. — 2-е изд. — М.: Пед. о-во России, 2009. — 509 с.
  4. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн.: учеб. для студ. пед. вузов / Р. С. Немов. — 4 изд. Кн.2: Психология образования. — М.: Владос, 2007 — 606 с.
  5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. — 5-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2008. — 384 с.

Лаб. 7−8. Раз­витие человека в пренатальном периоде и в эпоху раннего детства (4 часа).

Вопросы и задания для самоподготовки:

Основные характеристики пренатального развития

  1. Развитие ребенка в период младенчества.
  2. Психическое развитие в раннем детстве.

Литература:

Основная:

  1. Крайг, Г. Психология развития: научное издание / Г. Крайг, Д. Бокум; ред. Т. В. Прохоренко. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 939 с.
  2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — 2-е изд. — М.: Сфера, 2008. — 464 с.
  3. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. — 12-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 638 с.

Дополнительная:

  1. Волков, Б. С. Детская психология в вопросах и ответах [Мультимедиа]: 511 советов педагогам и родителям / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Равновесие, 2009.
  2. Манапова, Е. И. Возрастная психология: Практикум / Е. И. Манапова. — Омск: ОмГПУ, 2005. — 431 с.
  3. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология: учебное пособие / Е. А. Сорокоумова. — СПб.: Питер, 2007. — 208 с.
  4. rsl.ru/ru/s3/s331/s122/d1312/d1… - Обзор психологических ресурсов Интернета — РГБ.

Лаб. 9−10.Развитие человека в эпоху детства (4 часа).

Вопросы и задания для самоподготовки:

  1. Дошкольный период психического развития.
  2. Особенности физического, когнитивного и психосоциального развития в дошкольном возрасте.
  3. Кризис семи лет. Типичные нарушения психического развития в младшем школьном возрасте.
  4. Особенности развития в младшем школьном возрасте.

Литература:

Основная:

  1. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — 2-е изд. — М.: Сфера, 2008. — 464 с.
  2. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. — 12-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 638 с.
  3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт: МГППУ, 2011. — 460 с.
  4. Психология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальностям психологии / Т. Д. Марцинковская [и др.]; под ред. Т. Д. Марцинковской. — 4-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2008. — 528 с.
  5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. — 5-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2006, 2008. — 384 с.

Дополнительная:

  1. Веракса, Н. Е. История возрастной психологии. Детская психология: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. Дошкольная педагогика и психология, Педагогика и методика дошкольного образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М. Академия, 2008. — 304 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — 4-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2007. — 368 с.
  3. Волков, Б. С. Детская психология в вопросах и ответах [Мультимедиа]: 511 советов педагогам и родителям / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Равновесие, 2009.
  4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии: научно-популярная литература / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2006. — 222 с.
  5. Выготский, Л. С. Лекции по психологии: научное издание / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 2006. — 144 с.
  6. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн.: учеб. для студ. пед. вузов / Р. С. Немов. — 4 изд. Кн.2: Психология образования. — М.: Владос, 2007 — 606 с.
  7. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология: учебное пособие / Е. А. Сорокоумова. — СПб.: Питер, 2007. — 208 с.

Лаб. 11. Развитие человека в эпоху подростничества (2 часа).

  1. Категория «подростничество» в психологии.
  2. Основные характеристики подросткового и старшего школьного возраста.
  3. Подростковый и юношеский кризис.

Литература:

Основная:

  1. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — 2-е изд. — М.: Сфера, 2006, 2008. — 464 с.
  2. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. — 12-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 638 с.
  3. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт: МГППУ, 2011. — 460 с. или М.: Высшее образование, 2007. — 460 с.
  4. Психология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальностям психологии / Т. Д. Марцинковская [и др.]; под ред. Т. Д. Марцинковской. — 4-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2008. — 528 с.
  5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин; науч. ред. Е. И. Николаева; пер. с англ.: В. Квиткевич, Ю. Мирончик. — 12-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 814 с.

Дополнительная:

  1. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. — 2-е изд. — М.: Пед. о-во России, 2009. — 509 с.
  2. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн.: учеб. для студ. пед. вузов / Р. С. Немов. — 4 изд. Кн.2: Психология образования. — М.: Владос, 2007 — 606 с.
  3. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология: учебное пособие / Е. А. Сорокоумова. — СПб.: Питер, 2007. — 208 с.
  4. Хухлаева, О. В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология» / О.В. Хухлаева. — 2-е изд., испр. — М.: AcademiA, 2005. — 160 с.
  5. rsl.ru/ru/s3/s331/s122/d1312/d1… - Обзор психологических ресурсов Интернета — РГБ.

Основные понятия (тезаурус)

Акцентуации характера, анамнез, ведущая деятельность, возраст, возрастной кризис, гетерохронность, дошкольник, детерминанты развития, зона ближайшего развития, игровая деятельность, игра манипулятивная, игра сюжетно-ролевая, идентификация, идентичность, интериоризация, «комплекс оживления», «комплекс Эдипа», «комплекс Электры», латентный период развития, младенчество, младший школьник, новообразование возраста, новорожденность, норма возрастная, онтогенез, отчуждение, периодизация развитии, подростничество, предметная деятельность, пренатальный период развития, преформированное развитие, продуктивные виды деятельности, психическое развитие, пубертатный период развития, раннее детство, речь автономная, рост, сензитивный период развития, сенсомоторный интеллект, созревание, соподчинение мотивов, социальная ситуация развития, уровень актуального развития, филогенез, эгоцентризм.

Организация самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа организуется в соответствии с технологической картой учебного курса, методическими рекомендациями по выполнению заданий для самостоятельной работы.

Преподаватель определяет темы самостоятельной работы, ее формы и объем, разрабатывает и подбирает учебно-методическое обеспечение, составляет график консультаций, осуществляет индивидуальную педагогическую поддержку в выполнении студентом самостоятельной работы, оценивает ее результаты.

Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятельной и исследовательской работы студентов, которая включает:

— самостоятельное изучение тем (разделов) курса, обеспеченных литературой

— углубленное изучение отдельных тем курса с использованием дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.

Самостоятельная работа студентов предполагает:

  • работу с лекционным материалом и подготовку к семинарским занятиям;
  • выполнение заданий для самостоятельной работы;
  • самостоятельное изучение отдельных аспектов содержания дисциплины;
  • выполнение аналитических и творческих заданий.

Типовые задания для самостоятельной работы по данной дисциплине ориентированы на формирование у студентов компетентности в психологии развития.

Примерный перечень заданий для самостоятельной работы студентов:

  1. Написание рефератов на предложенные темы.
  2. Анализ первоисточников.
  3. Аннотирование научной и методической литературы.
  4. Составление глоссария.
  5. Выполнение творческих заданий по темам.
  6. Написание сравнительно-аналитических материалов.
  7. Решение психолого-педагогических задач
  8. Разработка индивидуальных проектов.

Сопровождение самостоятельной работы студентов может быть организовано в следующих формах:

— согласование индивидуальных планов (виды и темы заданий, сроки предоставления результатов) самостоятельной работы студента в пределах часов, отведенных на самостоятельную работу);

— консультации (индивидуальные, групповые) по оказанию помощи при разработке плана или программы работы над индивидуальным проектом;

— промежуточный контроль хода выполнения задания;

— оценка результатов выполнения заданий.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

а) основная литература:

  1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г. С. Абрамова. — М.: Академ. проект: Альма Матер, 2006. — 701 с.
  2. Крайг, Г. Психология развития: научное издание / Г. Крайг, Д. Бокум; ред. Т. В. Прохоренко. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2007. — 939 с.
  3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. вузов / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. — 2-е изд. — М.: Сфера, 2006, 2008. — 464 с.
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Соц. педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. — 12-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 638 с.
  5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учеб. для студ. вузов / Л. Ф. Обухова. — М.: Юрайт: МГППУ, 2011. — 460 с.
  6. Психология развития: учеб. для студ. вузов, обучающихся по специальностям психологии / Т. Д. Марцинковская [и др.]; под ред. Т. Д. Марцинковской. — 4-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2008. — 528 с.

б) дополнительная литература:

  1. Веракса, Н. Е. История возрастной психологии. Детская психология: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. Дошкольная педагогика и психология, Педагогика и методика дошкольного образования / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Академия, 2008. — 304 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. — 4-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2007. — 368 с.
  3. Волков, Б. С. Детская психология в вопросах и ответах [Мультимедиа]: 511 советов педагогам и родителям / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Равновесие, 2009.
  4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии: научно-популярная литература / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 2006. — 222 с.
  5. Выготский, Л. С. Лекции по психологии: научное издание / Л.С. Выготский. — СПб.: Союз, 2006. — 144 с.
  6. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. — 2-е изд. — М.: Пед. о-во России, 2009. — 509 с.
  7. Манапова, Е. И. Возрастная психология: Практикум / Е. И. Манапова. — Омск: ОмГПУ, 2005. — 431 с.
  8. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн.: учеб. для студ. пед. вузов / Р. С. Немов. — 4 изд. Кн.2: Психология образования. — М.: Владос, 2007 — 606 с.
  9. Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология: учебное пособие / Е. А. Сорокоумова. — СПб.: Питер, 2007. — 208 с.
  10. Хухлаева, О. В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология» / О.В. Хухлаева. — 2-е изд., испр. — М.: AcademiA, 2005. — 160 с.
  11. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям психологии / Д.Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. — 5-е изд., стер. — М.: AcademiA, 2008. — 384 с.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

  1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. [Мультимедиа]: учебник. Т.1. Вопросы психологии: учеб. для вузов / Л. С. Выготский. — М.: Равновесие, 2009. — эл. опт. диск (CD-ROM): цв., зв. — (Учебники для высшей школы).

    — Систем. требования: Pentium-233, CD-ROM, Windows 9x-XP, Sound Cart.

  2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 т. [Мультимедиа]: учебник. Т.4. Детская психология: учеб. для вузов / Л. С. Выготский. — М.: Равновесие, 2009. — эл. опт. диск (CD-ROM): цв., зв. — (Учебники для высшей школы).

    — Систем. требования: Pentium-233, CD-ROM, Windows 9x-XP, Sound Cart.

  3.  — библиотека психологического форума «Myword.ru», содержит более двух тысяч электронных книг по психологии, сборники тестов.
  4.  — каталог образовательных интернет ресурсов.
  5. http://www.psylist.net/ — Сайт ориентирован на студентов психологических факультетов. Цель в том, чтобы помочь студентам найти ту необходимую информацию, которая нужна для сдачи экзаменов, зачетов, найти то, что требуют в университетах от студентов. Это — методики, тесты, интерпретации к ним, стимульный материал, ответы на вопросы к экзаменам, труды знаменитых психологов.
  6. rsl.ru/ru/s3/s331/s122/d1312/d1… - Обзор психологических ресурсов Интернета — РГБ.
  7. http://www.univertv.ru/psihologiya_razvitiya — Видеколлекции по психологии развития.
  8. http://www.koob.ru/kraig_bokum1/kraig_bokum_psihologia_razvitija — Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. Электронная версия.

Технологическая карта преподавателя

Преподаватель (уч. степень, уч. звание, должность, Ф.И.О)

К.пс.н., доцент Манапова Е.И.

Уровень / ступень образования с указанием шифра, названия направления и профиля

Бакалавриат.Направление подготовки 50 400.62 Психолого- педагогическое образование.

Профиль: Специальная психология и педагогика.

Наименование дисциплины / курса

Психология развития /1 курс

Код дисциплины в учебном плане

3.1.2.3

Количество зачетных единиц / кредитов

3

б) для дисциплин с формой промежуточной аттестации в виде экзамена

Код формируемой

компетенции

Виды учебной деятельности студентов

Продукт текущей аттестации

Аудиторная или внеаудиторная

Баллы

(максимум)

Текущая аттестация

1

ОПК-1 (Способность учитывать общие, закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях).

Выполнение

тематического теста

Уровень освоения пройденного материала (знания).

аудиторная

20

2

ОПК-2 (Готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях).

Оценивание возрастного развития ребенка (контрольная работа)

Уровень умения делать психологическое заключение о возрастном развитии ребенка на основании использования кач. и кол. методов исследования.

внеаудиторная

30

3

ОПК-3 (Готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов).

Диагностика возрастных новообразований

(контрольная работа)

Навыки составления диагностического пакета и диагностики возрастных аспектов развития.

внеаудиторная

20

Всего в ходе текущей аттестации:

70

Премиальные баллы

1

ОПК-1,

ОПК-2,

ОПК-3.

Активная работа на практических занятиях и систематическая подготовка к ним.

Навык устного выступления и изложения материала; демонстрация знаний, умений и навыков в области психического развития человека

аудиторная

10

Всего премиальных баллов:

10

Промежуточная аттестация

Экзамен

20

Итого по дисциплине:

100

Приложения к технологической карте:

а) критерии оценивания;

б) методические рекомендации для преподавателя, студента;

в) задания для студентов.

Приложения к технологической карте

Приложение 1

Критерии оценивания работ бакалавра, представленных для промежуточной аттестации

  1. Выполнение тематического теста — 20 баллов:

до 88% правильных ответов — 20 баллов;

до 73% правильных ответов — 17 баллов;

до 53% правильных ответов — 12 баллов;

менее 53% правильных ответов — 0 баллов.

  1. Оценивание возрастного развития ребенка (контрольная работа) — 30 баллов:

— правильно определены те сферы, где следует искать особенности возрастного развития — 5 баллов;

— правильно подобраны и использованы качественные и количественные методы исследования возрастного развития — 10 баллов;

— профессионально грамотно проанализированы полученные результаты сделаны выводы о развитии ребенка, включая прогноз относительно результатов возрастного развития -10 баллов;

— письменное заключение структурировано по областям и сферам развития -5 баллов;

  1. Диагностика возрастных новообразований (контрольная работа) — 20 баллов:
  • самостоятельный выбор предмета исследования, правильное определение цели, задач и методов — 5 баллов;
  • составление диагностического пакета методик, соответствующих цели и возрастным особенностям обследуемых -7 баллов;
  • наличие письменного анализа результатов диагностики с правильными выводами о сформированности возрастного новообразования -8 баллов.
  1. Активная работа на практических занятиях — 10 баллов:
  • устное выступление на занятиях, участие в групповой дискуссии по предложенным ситуациям, дополнение ответов других -1−3 баллов;
  • все контрольные задания по темам (тематический контроль) выполнены с положительной оценкой — 1 балл;
  • систематическая подготовка к практическим занятиям:
  1. наличие соответствующих записей в тетради — 1 балл;
  2. выполнение всех практических заданий — до 2 баллов;
  3. имеет все конспекты первоисточников, предусмотренных в заданиях к практическим занятиям — до 2 баллов.
  • не было пропусков занятий — 1 балл.

Приложение 2

Методические рекомендации для преподавателя

При организации и проведении занятий по психологии развития преподавателю необходимо:

1. Иметь в виду, что лабораторные работы методически простроены следующим образом: даются темы занятий, вопросы и практические задания для самоподготовки, основная и дополнительная литература по заданной теме. При этом в основной литературе указываются страницы и краткое содержание того, что там раскрывается, а в дополнительной только исходные данные без конкретизации, если книга в целом представляет интерес, и с указанием страниц, если в работе содержится разный по тематике материал.

  1. По ходу изучения возрастных этапов развития рекомендуется совместно со студентами систематически заполнять нижеследующую таблицу.

Основные характеристики возрастов

Название возраста

Хронологические границы возраста

Ведущая деятельность

Новообразования

Ведущий психический процесс

Название кризиса:

Название кризиса:

  1. Иметь для использования на занятиях следующие таблицы (наглядный материал):
  • Полный жизненный цикл (по Э. Эриксону);
  • Схема периодизации детского развития (по Д.Б. Эльконину);
  • Схема периодизации развития личности (по А.В. Петровскому);
  • Периоды повышенной чувствительности к вредоносным факторам в пренатальном развитии и наиболее вероятные области их воздействия.

4. Особо следует обратить внимание на такие сложные и объемные по содержанию темы как теории и периодизации психического развития. Чтобы студенты могли рассмотреть и усвоить такую большую по объему информации, можно занятия проводить в форме мини-конференции или показа видео-презентаций. Но в обоих случаях следует заранее оговорить со студентами основополагающие вопросы, которые должны найти отражение в их материалах.

5. Практиковать на лабораторных занятиях для закрепления материала групповой анализ ситуаций, дискуссии и др. методы активного обучения.

Приложение 3

Методические рекомендации для студента

При самостоятельном изучении вопросов дисциплины «Психология развития» студенту необходимо:

1. Подобрать учебную литературу по заданной теме, прочитать и осмыслить информацию. Записать в тетрадь основные положения изучаемого вопроса в виде тезисов. Выписать основные понятия, новую для себя терминологию, найти ее толкование. Рекомендуется выписывать и ФИО ученых с тем, чтобы знать кто и с какими вопросами психологии развития был связан.

2. Следует иметь в виду, что при подготовке к лабораторным занятиям даются темы занятий, вопросы и практические задания для самоподготовки, основная и дополнительная литература по заданной теме. При этом в основной литературе указываются страницы и краткое содержание того, что там раскрывается, а в дополнительной только исходные данные без конкретизации, если книга в целом представляет интерес, и с указанием страниц, если в работе содержится разный по тематике материал.

  1. По ходу изучения возрастных этапов развития рекомендуется систематически заполнять нижеследующую таблицу.

Основные характеристики возрастов

Название возраста

Хронологические границы возраста

Ведущая деятельность

Новообразования

Ведущий психический процесс

Название кризиса:

Название кризиса:

  1. При изучении проблемы психического развития рекомендуется обратить внимание не только на название теории и ее автора, но и проанализировать, какие проблемные вопросы развития пытался решить автор, в чем он видел специфику развития.
  2. При изучении факторов, условий, источников, движущих сил и механизмов развития обратить внимание на многообразие и разноплановость точек зрения, систематизировать их.
  3. Конспектировать все предлагаемые в заданиях первоисточники с тем, чтобы иметь представление о том, насколько актуальны эти вопросы в настоящее время, каковы тенденции современных научных исследований в этой области. Старайтесь сформулировать свое отношение к прочитанному, уточняйте то, что осталось для вас неясным, требующим разъяснения.

Приложение 4

Задания для студентов

  1. Контрольная работа по определению уровня развития ребенка.

Задание:

  • Выберите возраст, с которым вы намерены работать, подберите кандидатуру ребенка, которого будете обследовать.
  • Определите те сферы, где следует искать особенности развития в данном возрасте.
  • Подберите методы и методики, которыми воспользуетесь для определения уровня развития конкретного ребенка.
  • Проведите обследование ребенка и обработайте полученные результаты.
  • Проанализируйте полученные результаты, сделайте выводы о развитии ребенка, включая прогноз его развития.
  • Напишите и предоставьте на проверку преподавателю структурированное письменное заключение.
  • Контрольная работа по диагностике возрастных новообразований.

Задание:

  • Определите, какое именно возрастное новообразование вы хотели бы изучить. Сформулируйте цель вашей диагностики и задачи.
  • Подберите методы исследования и кандидатуру ребенка, которого будете обследовать.
  • Составьте пакет диагностических методик, соответствующих цели и возрастным особенностям конкретного испытуемого;
  • Проведите диагностику возрастного (-ых) новообразования (-ий).
  • Сделайте письменный анализ результатов диагностики с выводами об уровне сформированности возрастного новообразования.

Технологическая карта студента

Студент _________________________________________________________

Факультет Психологии и педагогики___________________________________

Направление 50 400.62 Психолого- педагогическое образование_______________

Профиль Психология образования. Специальная психология и педагогика. Психология и социальная педагогика._________________________

Курс ____1_____________________________________________________

Группа _________________________________________________________

Наименование дисциплины / курса

Психология развития

Количество зачетных единиц / кредитов

3

Виды учебной деятельности студентов

Форма отчетности

Баллы

(максимум)

Сроки сдачи

Полученный

балл

Подпись преподавателя

Текущая аттестация

1

Выполнение

теста (срез текущих знаний)

контрольная работа

20

В день написания

2

Оценивание возрастного развития ребенка

контрольная работа

30

За две недели до начала сессии

3

Диагностика возрастных новообразований

контрольная работа

20

До конца ноября

Всего в ходе текущей аттестации:

70

Премиальные баллы

1

Активная работа на практических занятиях и систематическая подготовка к ним.

Устное выступление на занятии, письменная подготовка к занятию (записи в тетради), конспекты первоисточников,

Отметки преподавателя о выполнении текущих заданий и посещаемости.

10

К началу сессии

2

Всего премиальных баллов:

10

Промежуточная аттестация

Экзамен:

20

Итого по дисциплине:

100

Технологическая карта выдана

«__» _____________ 20__ г.

Преподаватель ____________________________ / _________

Уч. ст., уч. зв. Ф.И.О. преподавателя. Подпись

Студент ___________ / ________

Ф.И.О. студента. Подпись

28

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector