Содержание
Введение………………………………………………………………………………………..2
1.Психолого-педагогические особенности подросткового возраста…………………3
2. Цели и задачи воспитательной деятельности…………………………………………6
3. Особенности воспитания подростка в семье и в школе……………………………..9
4. Эстетическое, духовно-нравственное и половое воспитание подростков в современных условиях………………………………………………………………………11
4.1 Эстетическое воспитание подростков в современных условиях………………..11
4.2 Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях…….14
4.3 Половое воспитание подростков в современных условиях…………………….16
Заключение……………………………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………………………. 18
Введение.
Как известно, воспитание – это целенаправленное воздействие на развивающуюся личность с целью сформировать в ней определенные качества. Воспитание подростков, пожалуй, самая сложная задача, которую предстоит решить родителям. Особенности подросткового возраста: растущее стремление к самостоятельности, чувство взрослости, стремление к независимости и самовыражению, преимущество авторитета сверстников перед авторитетом взрослых, — заставляют подростков бунтовать буквально против всего. Естественно родителям, еще недавно бывших главными в жизни своих детей, непросто принять такие изменения.
В разных семьях используют разные методы и стили воспитания, по-разному проводят свободное время и общаются с ребенком, учитывают или не учитывают особенности подросткового возраста… Но, как бы то ни было, воспитание подростков во многом будет зависеть от того, что было заложено в ребенке предыдущими периодами. Кроме целенаправленного и осознаваемого воспитательного процесса, на ребенка влияет атмосфера в семье, социальные условия, ценности и традиции, уровень достатка и образования.
Формирование подростка – непростой процесс, невозможный без адекватного родительского влияния. Воспитание подростков, пожалуй, является одной из самых сложных родительских задач. Это связано и с особенностями переходного возраста, и со стремлением взрослых сформировать у вчерашнего ребенка конкретные личностные качества.
Подростковый период один из самых интересных и сложных в развитии личности. Сложен как и для самого подростка, так и для его родителей. Пожалуй, для родителей даже в большей степени, поскольку им приходится не только принять метаморфозы ребенка, но и помочь ему преодолеть их негативное влияние, а также перестроить характер взаимоотношений с окружающим миром.
Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного возраста
... подростковый возраст (11—15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15—18 лет). . Особенности развития и воспитания, учащихся среднего школьного (подросткового) возраста. Подростковый возраст ... является важной задачей при организации практической деятельности подростков. Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков (организация ...
Воспитание в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.
Данная педагогическая проблема относится к категории вечных. Сколько существует человечество, столько и остается актуальным нравственный вопрос о воспитании подростков.
Я поставила перед собой следующие задачи:
- Узнать психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
- Рассмотреть цели и задачи воспитательной деятельности.
- Рассмотреть особенности воспитания подростка в семье и в школе.
- Рассмотреть эстетическое, нравственное и половое воспитание подростков в современных условиях.
- Психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
Подростковый период в развитии личности является во многом определяющим. В последнее время произошло переосмысление взгляда на то, каким является этот период. Произошел отход от позиции, что это — период бурь и страстей, к тому, что это период становления личности, изменений в психологии подростка.
Подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.
Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. По-видимому, сам процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики и ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности. В самом деле, старые формы и методы объяснения нового материала постепенно становятся непригодными. Если школьник еще недавно охотно слушал подробные объяснения учителя, то теперь подобная форма знакомства с новым материалом часто вызывает у ученика скуку, равнодушие, явно тяготит его. Склонный ранее к дословному воспроизведению учебного материала, учащийся стремится теперь излагать материал «своими словами» и протестует, когда учитель требует от него точного воспроизведения формулы, закона, определения. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство, недисциплинированность.
В 12-13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности. В 14-15 лет возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе и в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.
Периоды детского возраста 2
... на границе препубертатного и пубертатного возраста Из Барта: Особенности грудного возраста. Время и порядок прорезывания зубов. Грудной возраст - возраст ребенка до 1 года. Период грудного возраста характеризуется ... подражательные. Мама – социальная модель поведения + появляется личность папы. Речь: К 1 году 8 месяцев – фразовая речь. Период детского жаргона и физиологическая дислалия (до 4 лет). ...
Другим важным механизмом самосознания выступает личностная рефлексия, представляющая собой форму осознания подростком как своего внутреннего мира, так и понимания внутреннего мира других людей. Ведущее место занимает рассмотрение черт своего характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В это время происходит своеобразный скачок в развитии личностной рефлексии, что выступает как серьезный стимул для самовоспитания подростка. Возрастает критичность детей по отношению к особенностям своей личности.
Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое — не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. До реальной взрослости далеко. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные с взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым.
Старший подростковый возраст характеризуется также выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими колебаниями настроения. Бурные эмоциональные вспышки в старшем подростковом возрасте нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует легкости возникновения депрессивных состояний (вплоть до суицидального поведения).
Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью. Повышенная самоуверенность и безаппеляционность в суждениях сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе. Потребность в общении — желанием уединиться. Развязность соседствует с застенчивостью, романтизм, мечтательность, возвышенность чувств нередко уживаются с сухим рационализмом и циничностью, искренняя нежность, ласковость могут быстро сменяться черствостью, отчужденностью, враждебностью и даже жестокостью. \
Выделяются естественные для этого возраста противоречия в духовном развитии: — непримиримость к злу, неправде, готовность бороться с несправедливостью и неумение разобраться в сложных явлениях жизни. — желание быть хорошим, стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воспитательному воздействию взрослых. — желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это сделать. — потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратится к взрослым. — богатство желаний, разнообразие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении. — презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. — романтическая восторженность и грубые выходки. — удивление перед неисчерпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ.ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА ...
... вания образа жизни, являющегося ценностью для данного человека. Жизненный путь личности – путь становления ее индивидуальности (Рубин-штейн, Ананьев). Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, надо проследить ... отмечал, что на определенном этапе развития личности – на рубеже ее превращения из «элемента», усваивающего в ходе ее первоначального формирования нормы и ценности той ...
Развивающееся самосознание приводит к относительно устойчивой самооценке и определенному уровню притязаний. Достигнутый уровень психического развития, возросшие возможности подростка вызывают у него потребность в самостоятельности, самоутверждении, признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей в плане участия в общественно значимых делах, приводя к развитию такого характерного для этого возраста новообразования как взрослость.
Трудности, связанные с обучением и воспитанием подростков, в том и состоят, что очень важно понять необходимость изменить привычные методы обучения и воспитания, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников, в частности формы контроля за их жизнью и деятельностью. Педагогу приходится отказаться от многих из этих форм и найти какие-то новые методы, приемы и средства учебного и воспитательного воздействия.
Итак, чтобы найти правильные приемы и средства воспитания подростков, надо хорошо знать своеобразие подросткового возраста, особенности физического и психического развития.
- Цели и задачи воспитательной деятельности.
Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.
В самом общем виде цель воспитания как практической деятельности предполагает развитие у человека таких качеств, как:
— собственно субъектность — сформированность жизненной позиции «деятеля», которая предполагает самоопределение человека, его активность и ответственность;
— образованность как способность человека быть адекватным динамичной ситуации, умение работать с расширяющимся знанием в изменяющемся обществе;
— терпимость как принятие ценностей мира и человека, как признание инакомыслия, осознание границ своей свободы и прав другого человека, умение договариваться;
— функциональная грамотность как наличие знания об окружающем мире и языке общения, обеспечивающее человеку возможность стать хозяином своей судьбы.
Иногда в качестве цели воспитания называют и развитие личности человека как субъекта деятельности, включая развитие: интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе и самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, самостоятельности, автономности и ответственности; мотивации самоактуализации, самосовершенствования и др. Однако главной целью воспитания является формирование и развитие подростка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе.
Тема 3. Закономерности развития психики человека в онтогенезе
... психологии: личность, воспитание, обучение, развитие, формирование, учение, ... развития, преемственность в психическом развитии детей, цикличность (спиралевидность) развития психики человека в онтогенезе. Тема 4. Основные теории развития психики человека ... развитие подростка. Характеристика “трудных” подростков и пути перевоспитания их. Акцентуации характера в подростковом возрасте. Развитие личности ...
Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ.
Некоторыми задачами воспитательной деятельности являются:
— дальнейшее развитие познавательных интересов, критического мышления взрослеющего человека в процессе восприятия социальной информации;
— развитие нравственной культуры, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам, воспитание толерантного отношения к людям другой национальности;
— укрепление убеждения воспитанников в том, что добро, милосердие, любовь к людям – это самые высокие ценности человеческой жизни, что никакие социальные условия, в том числе рыночные экономические отношения, не способны их отменить или поставить под сомнение;
— формирование опыта применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, семье, в сфере гражданско-общественной деятельности;
— формирование готовности и способности личности выполнять систему социальных ролей;
— приобщение к мировой, национальной культуре и культуре своего края для развития духовности и культуры;
— историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
— воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям и культуре других народов;
— формирование у детей, подростков и молодежи культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей, подростков и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;
— формирование у детей, подростков и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
— воспитание толерантного отношения, терпимости к человеку независимо от его расовой и национальной принадлежности;
— развитие субъектности, инициативности и самостоятельности в исполнении позитивной социальной роли;
— формирование личности, направленной на совершенствование общества, в котором она живет, умеющей противодействовать асоциальным процессам;
— развитие коммуникативных навыков и формирование толерантного отношения к людям другой национальности и вероисповедания;
— усвоение понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, эмоционально-волевой сферой, творческим самосовершенствованием);
— воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;
— экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе и др.
Формирование и развитие морали
... по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу. Формирование и развитие морали. Проблема нравственного выбора («каким быть?»). ... самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы ...
Также можно выделить три группы воспитательных задач:
Естественно-культурные задачи предполагают достижение определенного уровня биологического созревания, физического и сексуального развития, имеющих некоторые регионально-культурные объективные, субъективные и нормативные различия. Возрастной подход разрабатывает оптимальные условия питания, ухода за ребенком, систему физического и сенсорно-моторного развития, мер коррекции отклонений в развитии, способы стимулирования осознания ценности здоровья, здорового образа жизни; формирует позитивное отношение к человеческому телу, реалистичные каноны женственности и мужественности, адекватное восприятие человеком человеческой сексуальности (с учетом этнокультурных традиций).
Социально-культурные задачи (познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые), с одной стороны, предъявляются к личности различными институтами воспитания, с другой — существуют в виде определенных норм и ценностей в общественной практике. Возрастной подход в воспитании в этом случае определяет знания, умения, навыки, ценности и нормы, необходимые для решения этих задач, фактически выполняя социальный заказ формирования гражданина, семьянина, труженика и т.д.
Социально-психологические задачи относятся к проблеме становления самосознания личности, ее самоопределения в различных сферах государственной, общественной и семейной жизни. Помощь личности в решении этих задач может быть оказана через воспитательное развитие у нее рефлексии и саморегуляции, а также создание условий для адекватного самопознания, личностно-значимой и социально-приемлемой самореализации и самоутверждения. В этом случае необходимо учить человека ставить перед собой цели, адекватные возрастным возможностям и его личностным ресурсам, вносить в них коррективы в связи с изменением объективных обстоятельств, способов сотрудничества, решения проблем, предупреждения и преодоления конфликтов.
Воспитательная задача, не решенная в определенном возрасте, может проявиться через длительный период и вызвать нежелательные изменения в направленности развития личностной сферы человека. Это существенно повлияет на конечный результат воспитания – личностное самоопределение, самоосознание и самооценку личности.
- Особенности воспитания подростка в семье и в школе.
Воспитание в семье — сложный психологический процесс. Известно, что отклоняющееся поведение подростков в определенной мере является результатом столкновения, борьбы разнохарактерных, психологически несовместимых поведенческих стереотипов и ценностей у родителей и детей. Это порождает деформацию семьи в вопросах формирования жизненного мира, образа жизни детей, формирования их Я-концепции.
Современные условия семейного воспитания, влияющие на формирование Я-концепции личности в подростковом возрасте, сегодня зависят от двух групп факторов: 1) социально-экономических, связанных со снижением уровня жизни к наметившимся отрицательным тенденциям в системе социального обеспечения; 2) психологических.
Известно, что успешная социализация детей в большей степени зависит от умения родителей бесконфликтно найти решение проблемы и поддержать единую линию воспитания. Зачастую отсутствие у воспитанников положительного примера своих родителей приводит к усвоению ребенком негативных ценностей и типов поведения (низкий культурный уровень, конфликтность родителей, пассивное отношение к действительности, склонность к алкоголю и т.д.), что, несомненно, влияет и на формирование их Я-концепции. В подростковом возрасте межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, однако, возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости подростка.
Половое воспитание детей и подростков 2
... женщиной направлено на воспитание социально здоровой зрелой личности, способной эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, способной к созданию собственной семьи, осознающей свою половую принадлежность и ... снижения работоспособности.[5, 340] Часто за двигательным беспокойством, повышенной возбудимостью подростков скрывается именно быстрое и резкое наступление утомление, которое сам школьник ...
В качестве основной, выполняющей роль объединяющего, систематизирующего начала, внутренне интегрирующего в этом процессе все другие функции, выделяют формирующую функцию семейного воспитания. В соответствии с этой функцией основным содержанием воспитания в условиях семьи является формирование определенного социального типа личности, обобщенным показателем которого является мировоззренческо-психологическая направленность личности, определяемая семейными установками.
Корректирующая функция семейного воспитания тесно связана с функцией социального контроля, которая заключается в превентивной, психолого-профилактической ориентации семейного воспитания, в стимулировании формирования у подростков социальных качеств личности, особенностей поведения, носящих общественно-полезный характер, в побуждении ребенка воздерживаться от поступков антиобщественного, аморального характера, т.е. поведения, не соответствующего социальным требованиям.
Задачей семейного воспитания становится накопление знаний, способов поведения, форм общения.
Психологический выход за пределы семьи обычно сопровождается усилением воспитательной роли общения со сверстниками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой информации и культуры в воспитании. Происходит смена социальной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а, учение временно отходит на второй план. Все это естественно и обычно имеет место тогда, когда общение подростка с окружающими людьми не ограничивается родителями, когда он не замкнут в кругу семьи и имеет возможность для самостоятельного выхода в свет.
Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи становится для подростка школа. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отношение к подросткам как к детям и предъявляются соответствующие требования. Только тогда, когда они переходят в старшие классы школы, к ним в семье и школе начинают относиться иначе, правила обращения смягчаются и становятся более вольными. Люди, с которыми подростки чаще вступают в общение, — это уже чужие люди, и отношения с ними строятся в основном как официальные.
Для того чтобы время и возможности, имеющиеся в подростковом и раннем юношеском возрасте, были эффективно реализованы, необходимо начиная со средник классов школы изменять соотношение учебных и воспитательных, личностно и интеллектуально развивающих человека задач. Если в начальных классах школы львиная доля времени уходила на обучение — и это нормально, то в средних классах школы и далее время, отводимое на учебные и воспитательные мероприятия, должно стать примерно одинаковым.
Медико-педагогические аспекты полового воспитания детей и подростков
... разной степени. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что половое воспитание необходимо для развития личности человека, потому что «пол» - понятие не только биологическое и ... специалистов в осуществлении полового воспитания и просвещения подрастающего поколения. Мы остановимся лишь на некоторых общих вопросах половой функции человека. Половая функция человека имеет рад особенностей, ...
Основы нравственности и культуры, соответствующие качества личности формируются на занятиях по гуманитарным предметам, также закрепляются в практических, в частности благотворительных, делах. Школьники средних и старших классов в той или иной форме должны заниматься благотворительностью, а школа — включать эти дела в основную программу воспитательной работы.
Формирование развитой личности — это конечная цель воспитания подростка в свете основных задач современного общества. Но эта цель не может быть реализована автоматически, без усилий со стороны. Во-первых, необходимо создать материальные возможности и социальные условия. Во-вторых, создать предпосылки для совершенствования духовно-нравственной составляющей. Кроме того, все усилия должны прилагаться комплексно, в единой системе воспитательного процесса.
Любой человек, как взрослый, так и подросток, постоянно находится включенным в различные формы общественной практики. Одной из таких форм является школа. Подросток, проводя в ней значительную часть времени, потенциально имеет возможность быть охваченным комплексной системой воспитания, которая может сделать существенный вклад в формирование подростка как личности. Основная задача воспитания в школе — духовное развитие и нравственное становление подростка, как личности. Для этого, традиционное авторитарное воспитание, с одной стороны, сохраняются, с другой — воспитывается направленность на поощрение коммуникативности, инициативности, эвристического способа мышления, высокой культуры и гуманности.
4.1 Эстетическое воспитание подростков в современных условиях.
Умение чувствовать красоту делает жизнь человека более осмысленной, богатой, яркой. Однако прекрасное не только доставляет наслаждение, но и радует, вдохновляет на высокие, добрые чувства и мысли, на большие дела и подвиги. Стремление к красивому в поведении, одежде, в быту, понимание красоты творческого труда неразрывно связано с правильными нравственными убеждениями, с воспитанием хорошего вкуса. Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само собой: его надо систематически развивать. Родители не могут оставаться в стороне от решения следующих важных задач эстетического воспитания:
• средствами искусства оказывать благотворное влияние на мировоззрение, нравственные понятия и поведение детей;
• воспитывать способность замечать, понимать красоту в природе и в окружающей жизни;
• развивать эстетический вкус, помогать вырабатывать верные эстетические суждения, оценки;
• развивать художественные способности детей, приобщая их к художественному творчеству.
Если подросток не увидит красоты в малом, он не научится видеть прекрасное и в большом. Если восприятие прекрасного не будет подкреплено деятельным участием ребенка в творении красоты, то такое эстетическое воспитание только приведет к инфантильной восторженности. Если эстетическое не будет соединяться с нравственным, то такой разрыв неизбежно приведет к пустоте и бездумному эстетству.
Чтобы приобщить ребенка к прекрасному, надо самому обладать хорошим вкусом. Но ведь собственный вкус ниоткуда не возьмется, если он не будет развиваться. Если родители приносят в дом искусствоведческую литературу, репродукции, дети не смогут остаться равнодушными к ярким иллюстрациям, особенно если заинтересовать его и рассказом об изображенном. Не может ребенок остаться безразличным к такого рода просмотрам с пояснением. Подросток должен привыкнуть к языку красок, к шероховатой поверхности мазков, к смелым бликам, к разным изобразительным манерам. И этот процесс привыкания и есть процесс образования той основы, на которой складывается свой вкус.
Влияние стилей семейного воспитания на девиантное поведение подростков
... созревания, интенсивность которого подчеркивается понятием «гормональная буря». Обращение к проблеме исследования девиантных подростков ... и патогенных типов воспитания (А.И.Захаров); родительских стилей ... на развитие его личности, на становление ... людьми, перестраивает свою деятельность». [50, с. 277] Переходность подросткового возраста, конечно, включает биологический аспект. Это период полового ...
Обращаясь к такой области научных знаний как эстетика, педагоги учат ребёнка целостному восприятию окружающего мира, сформировать у него эстетический вкус, развить способность к эмпатии, тем самым, научив его переживать и сопереживать, а так же отождествлять культурные ценности в своей жизни с эстетическими идеалами.
Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов — весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию искусства и более развитым чувством переживания прекрасного.
Качественное своеобразие подростковой культуры связано с самоутверждением подростка на основе «торопливого» подражания взрослому. Процесс самоутверждения был характерен для подростка всегда, но складывающаяся сегодня новая социокультурная ситуация меняет сам облик молодого человека. В поведении подростков появляется больше элементов агрессивности, конфликтности. Отношения между молодыми лишены искреннего тепла и привязанности, менее человечные, полные взаимных обид, оскорблений, проявлений жестокости и безразличия. Бездуховность, потребительство, вещизм, равнодушие, асоциальность – вот какую картину можно сегодня наблюдать в молодежной среде. Научно-технический прогресс, оказывающий влияние на «бурное» развитие «событий» б культуре, усиливает, усугубляет обусловленное психологическими возрастными особенностями тревожное состояние подростка. Поэтому протекающий в современных условиях процесс его самовыражения, творческой самореализации нуждается в бережном и терпеливом к нему отношении. Но ни в коем случае не в традиционной опеке. Дело в том, что молодежь в настоящее время активно стремится к самостоятельности, вплоть до создания своего собственного социального пространства. Мы, взрослые, должны оказывать помощь в создании молодежью своей культуры. Подростки быстро, мгновенно реагируют на все новое, стремятся создать свое пространство, но из-за отсутствия социального опыта, социальной зрелости делают это неумело и неуклюже. Из-за нарушенного механизма преемственности поколений подросток переживает чрезвычайно болезненное состояние перехода во взрослый мир. И мы должны считаться с этим фактом, ни в коей мере не ущемляя стремление подростка как можно быстрее стать самостоятельным. Как помочь ему совершить этот «торопливый прыжок», во время которого он, несмотря на большую скорость «передвижения», стремится «схватить» наш опыт. Пока еще он может лишь подражать нам, подражать чисто внешним эффектам, но в то же время уже хочет быть с самим собой. Взрослым нельзя сердиться, обижаться на «ершистость», «колючесть», «грубость» подростков. Они должны смириться с тем, что подросток хочет видеть мир другими глазами. Подростковая культура чрезвычайно разнородна. Подростки – разные. Есть такие, которые открывают для себя мир книжек, кто с головой окунается в жизнь, кто любит спорт, а есть такие, которые предпочитают все свое свободное время проводить дома, на диванчике, есть и такие, которые обожают рок-музыку. А есть такие, у кого уже сложился утонченный художественный вкус. Поэтому процесс самовыражения у одних проходит болезненнее, у других – спокойнее. Нам, вероятно, следует первыми протянуть им руку, руку помощи, терпеливо ожидая, что эти, на первый взгляд, скорее жестокие, чем добродушные, а при более пристальном рассмотрении – столь беспомощные, совершающие свой «торопливый», подгоняемый жизнью «прыжок» в неизвестное будущее существа, называемые подростками, предложат нам свою руку, свое сердце, свою душу в ответ.
Эстетика все больше и больше выходит за пределы искусства и вторгается во все области жизни. Очевидно, что эстетическое воспитание не может ограничиваться художественным образованием. Последнее имеет в виду лишь приобщение подростков к тем или иным видам искусства. Эстетическое же воспитание расширяет границы эстетического развития детей, охватывая и все стороны действительности: природу, домашнюю обстановку, школьную среду, трудовую деятельность, общественную работу и др.
Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
Подводя итоги можно выделить несколько задач эстетического воспитания: во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний, без которых не могут возникнуть тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Вторая задача эстетического воспитания состоит в формировании на основе полученных знаний и развития способностей эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими.
Конечной целью эстетического воспитания является гармоничная личность, всесторонне развитый человек, образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить и понимающий красоту жизни.
4.2 Духовно-нравственное воспитание подростков в современных условиях
В развитии любого общества, его жизнедеятельности важную роль занимает воспитание подрастающего поколения, формирование личности, как гаранта будущих благ цивилизованного общества. В современном обществе все более активно возобновляются поиски путей повышения качества воспитательной деятельности. Одним из таких путей является духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, становление растущей личности.
Человек, как субъект и объект духовной культуры, в своих интересах, ценностях, ориентирах и поступках отражает уровень духовной культуры общества, в котором он живет. В то же время приобщение к духовной культуре развивает его духовные потребности, формирует интеллектуальные, нравственные, эстетические интересы, отражает внутреннее богатство, степень духовной зрелости, т.е. тот уровень качеств личности, который принято называть духовностью.
Развитию внутренней духовности способствует духовно-нравственная устремленность человека, бескорыстная помощь другим, душевная доброта, искренность и стремление к правде. Именно духовность принципиально отличает человека от животных. Последние обладают «психикой» и даже «интеллектом», но вопрос о «духовности» животных не вставал никогда. Духовность как один из экзистенциалов человеческого существования, характеризует бытие как бытие именно человека. «Духовность человека – это не просто его характеристика, а конституирующая особенность», – писал В.Э. Франки.
Духовность – есть свобода, если под последним словом понимается умение сделать верный моральный выбор, поступок, деяние. Свободу нельзя считать вседозволенностью, так как свобода одного человека может ограничивать оную другого. Под духовной свободой понимается свободная воля, свободное действие и свободная личность. Духовность предполагает человечность, стремление к гармонии; уважительное отношение к другим человеческим качествам. Духовность – это постоянное чувство самоконтроля, самопознания, бережное отношение к природе, к обществу.
Значимость духовности в истории человечества осознавалась всегда конкретно исторически, причем наиболее ясно в ответ на кризисные моменты развития культуры и общества. Важным показателем проявления духовности является способность к рефлексии, самопознанию, переосмыслению и корректировке жизненных явлений в соответствии с осмысленными и усвоенными общечеловеческими ценностями и моральными нормами.
Духовное воспитание предполагает развитие в человеке возвышенных потребностей, стремления к самореализации. Молодому человеку, а именноподростку, свойственно стремление к самопознанию, к самосовершенствованию, но часто эти стремления остаются в зачаточном состоянии. Другими словами, у ребенка есть силы и возможности для созидания, но эти силы и возможности могут не получить толчка к развитию.
Нравственное воспитание сводится к развитию способности личности совершать моральные поступки по убеждению, добровольно и сознательно. В основе нравственности всегда лежит несовпадение двух начал — стремления к собственному благу и сознания-ответственности перед другими людьми. Регулирующая роль нравственности нацелена на то, чтобы соединить волю каждого человека с бесчисленным количеством других человеческих воль. Личность должна стремиться к совершенству, поступать по совести, так как, в конечном счете, это помогает человеку жить в согласии и мире с окружающими людьми. Л.С. Выготский подчеркивал, что моральное несовершенство означает не дефект организма и поведения, а недостаток приспособительных к условиям среды условных связей, дефект воспитания.
4.3 Половое воспитание подростков в современных условиях
Половое воспитание можно рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола. Задача полового воспитания — способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции, содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.
Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент полового воспитания.
Важным аспектом полового воспитания является сексуальное просвещение. Опыт стран, где оно широко практикуется, показывает, что тактичное и своевременное информирование о проблемах взаимоотношения полов не влечет в принципе негативных изменений полового поведения подростков и юношей. Этим фактом опровергаются существующие опасения, что информированность в вопросах секса приводит к распущенности. Сексуальное просвещение, начатое на ранних этапах становления личности, предваряет возникающий у детей естественный интерес к данным проблемам, избавляет их от многих заблуждений и травм. Оно способствует предотвращению различных отклонений в психосексуальном развитии, чреватых последующими сексуальными нарушениями и дисгармонией семейных отношений.
Можно выделить некоторые принципы полового воспитания подростков:
- принцип единого подхода к половому воспитанию со стороны родителей, педагогов и медицинских работников, проявляющийся в общности взглядов на необходимость полового воспитания, его цели, средства, методы и содержание методов в зависимости от возраста воспитуемых;
- принцип дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания, предполагающего учет пола детей, их возраста, степени психологической и моральной подготовленности как детей, так и родителей, их интеллектуального уровня;
- принцип правдивости, заключающийся в достоверности информации, которую получают дети;
- принцип индивидуального подхода, проявляющийся в «адресном характере информации», которая должна быть адаптирована для конкретного ребенка с учетом принципа дифференцированного и поэтапного характера полового воспитания;
- принцип сочетания нравственной атмосферы и гигиенических условий (невозможно воспитать в ребенке качества мужественности или женственности, если условия, в которых живет ребенок и окружающая его обстановка не соответствует им).
Заключение.
В ходе исторического развития человечества и педагогической науки понимание теории и практики воспитания претерпело существенные изменения. На данном этапе социального развития общества воспитание предполагает:
- передачу социального опыта человечества и мировой культуры
- непосредственное воспитательное воздействие на человека или группу людей
- организацию жизни и деятельности воспитанника
- создание условий для саморазвития личности воспитанника, и т.д.
В целом воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.
Организация воспитательного процесса и реализация поставленных целей и задач осуществляется посредством различных институтов воспитания: семьи, школы, средств массовой информации и прочих. В процессе воспитания человека главной целью является формирование всесторонне и гармонично развитого человека, способного к самостоятельной жизни и деятельности в современных условиях. В связи с этим осуществляется умственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое и другие направления воспитания.
Поставленные перед процессом воспитания цели могут быть решены различными способами, но эффективность их решения зависит от следующих факторов:
- совокупного применения методов, приемов и воспитательных средств
- учета индивидуальных особенностей воспитанника
- условий и обстоятельств проведения воспитательного процесса
Список литературы.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
- Краевский В. В. Общие основы педагогики. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2003. — 256 с.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В. Дубровиной. – Екатеринбург, 2000.
- Бондырева, С. К. Духовность (психология, социология, семантика) / С. К. Бондырева. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. — 144 с
- Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. — М.: Просвещение, 2009. — 23 с.
- Бондаревская Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания // Педагогика. 2007, № 3. С. 3-14.
- Хаптанова Т.Г. Формирование мотивационной сферы сексуальности подростков//«Педагогика».- 2002. — №3. – М.: Педагогика
18