1. Журналист: манипулятор или медиатор

ЮЖНО-РОССИЙСКТЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

факультет: реклама иPR2 курс 4 семестр

ДОКЛАД

Выполнила: Дзиваян М. Л

Проверила: Межерицкая Н.В.

г. Ростов-на-Дону

2012/13 уч. год

Оглавление

1. Журналист: манипулятор или медиатор 4

2. Базовые функции периодической печати 11

3. Функции радиовещания 12

4. Актуальные функции телевидения 14

5. Медиа — коммуникация как средство социализации личности 16

5.1. Масс-медиа как социальный институт 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: 17

ВВЕДЕНИЕ:

СМИ (также масс — медиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.

Основными функциями СМИ выступают:

  • информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества).

    Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;

  • аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);
  • развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения).

Валентин Васильевич Ворошилов (кандидат филологических наук, профессор кафедры журналистики) в качестве генеральной функции СМИ называет формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни. Иными словами, можно назвать эту функцию ценностно-ориентационной или поведенческой.

7 стр., 3133 слов

Власть как явление общественной жизни 3

... Фамилия ________________________________________ Москва 2010 ТЕМА: Власть как явление общественной жизни. 1. Сущность власти. 2. Объект и субъект ... пространстве. — Регулирующая функция связана с воздействием на поведение людей и политичес­ких институтов, особенно в ... населения. Она представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются ...

В широком смысле журналистика — это вид творческой деятельности человека, где основой профессии является объективное освещение любых сторон реальной действительности. Считается, что основная функция журналисткой деятельности — формирование общественного мнения и создание информационного канала между государством и обществом.

Является ли журналист медиатором (разрешителем споров) или же, наоборот, он их создаёт, манипулируя мнением общества? Попробуем разобраться. Медиа — это помощник, посредник в налаживании коммуникации между людьми, различными социальными и профессиональными группами. Журналист, живущий в концепции медиа, ощущает себя посредником, помогающим соединиться разным группам, заинтересованным друг в друге. Нахожу не случайным сходство данного определения со следующими терминами: медиум - посредник между людьми и духами; медиана — отрезок, соединяющий угол треугольника с серединой противоположной стороны. Поле, на котором работают журналисты-медиаторы — это поле общественного диалога. Манипулятор же, на мой взгляд, звучит менее благородно, но, очевидно, что манипулятивные практики являются основной составляющей в современной масс — медиа:

5 стр., 2214 слов

Психология цветов и отенков

... , происходит со всеми людьми во всем мире. ВНУШАЮЩАЯ СИЛА ЦВЕТА Внутри отдельных основных цветов - красного, синего, зеленого и желтого - с помощью варьирования яркости ... . зеленый 7. голубой 8. синий Предпочитаемый цвет дает представление о сиюминутном состоянии, отвергаемый цвет дает информацию о причинах, которые побуждают совершать ошибки. Например ...

1.1. Особенности манипулятивных технологий на телевидении

В настоящем самым мощным техническим средством манипулирования является телевидение (степень воздействия — 90%).

ТВ воздействует одновременно на важнейшие каналы восприятия — на зрение и слух; телевидение является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ); личностный характер передачи информации («Телезритель знает, что одновременно с ним передачу смотрят миллионы, и, тем не менее, он воспринимает выступление с телеэкрана как обращение непосредственно к нему»; мгновенность передачи информации. Телевидение способно сообщить в аудиовизуальной форме о действии в момент его свершения, что создает эффект присутствия зрителя на месте событий, сопричастности и придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность; простота информационной обработки (новостные и аналитические программы может воспринимать любой человек, не прилагая к этому особенных усилий).

Наиболее популярные манипулятивные приемы на ТВ:

1. Контрастностьшироко применяется в практике телевидения в виде представления потребителям информации противоположных мнений, мнения известной личности среди мнений рядовых авторов. В качестве примера можно привести телепередачи, построенные в форме диалога двух политических противников («К барьеру», НТВ).

Контрастность также может проявляться в использовании цвета. Сочетание красного и темно-синего цветов вызывают удовольствие, сочетание красного и желтого цветов действуют сомнительно, а сочетание красного и фиолетового цветов вызывают негатив.

2. Немаловажным фактором привлечения внимания аудитории к информации является прием повторения. С помощью повторения увеличивается число людей, чье внимание будет привлечено к факту или событию. Таким образом, повторение благодаря феномену внимания становится способом превращения некоторой части потенциальной аудитории в реальную.

9 стр., 4290 слов

Конструирование насилия

... мира. Если феномен насилия необходимо возникает только в результате категоризации и продуктивной работы ... маркеров или индексов, указывающих на феномен насилия. Например, в фильме Такеши Китано «Hana-Ы ... живописи и заканчивая видеосъемкой), либо в эффектах визуализации, т.е. в воображаемых образах ... прямолинейными и упрощенными. По нашему мнению, феномен насилия принципиально не концептуализируется ни в ...

3. Прием «спираль умолчания». Он состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической оппозиции, товара, организации. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из страха оказаться в социально — психологической изоляции или других санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. В результате цепной реакции обеспечивается победа манипуляторов.

4. Значительную роль в формировании установок потребителей информации играет расположение сюжета в блоке информационных сообщений:

а) Эффект очередности информации. Информация, непосредственно направленная на изменение установок, должна предшествовать любой другой, не связанной с решением этой задачи. В итоге лучше всего запоминается та информация, которая располагалась в начале или в конце информационного блока (например, сообщения об украинских президентских выборах всегда располагались в начале новостного блока).

б) Эффект первичности коммуникационного воздействия. Если реципиент получил какое-то важное сообщение, в его сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление.

5. Кроме важности расположения сюжета в блоке информационных сообщений необходимым условием воздействия является речевое построение сообщения:

а) Использование слов, смысл которых легко представить в соответствующих образах и легко связать с жизненным опытом потребителя информации.Например, слово «диктатор» и «уголовный» (однозначно отрицательное значение).

Абстрактные, отвлеченные понятия, слабо связанные с жизненным опытом, непосредственными впечатлениями и ощущениями снижают силу внушения («эмбарго»).

5 стр., 2016 слов

Восприятие информации человеком

... помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека. Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными ... между людьми. Чем сложнее сенсорная информация, тем необходимо большее время для ее восприятия. Скорость восприятия можно увеличить путем упражнений и тренировок. Например, для ...

б) Учет особенностей речевой динамики. Предлагаемое сообщение быстрее доходит до сознания аудитории, если оно произносится достаточно сильным и уверенным голосом, в нем используются разнообразные интонации и паузы. Все эти техники используются ведущими на канале Россия в программе «Время», в результате чего информация воспринимается как достоверная и крайне важная.

в) Подкрепление речевой динамики соответствующей мимикой и жестами. Мимика и жесты меньше поддаются сознательному контролю. Их расшифровка осуществляется сама собой, неосознанно, вызывая некоторое эмоциональное отношение. Психологи также отмечают, что в целях создания благоприятной обстановки для восприятия аудиторией материала и увеличения степени доверия к данному сюжету коммуникаторам желательно избегать отрицательных частиц и слова «нет».

6. Ретроспективный показ фильмов, вызывающих положительные ассоциации с советскими временами, или жефильмы, содержащие элементы насилия.Последние вызывают всплеск насилия и в жизни. Советские фильмы транслируются для того, чтобы отвлечь население от реальных проблем в государстве (часто транслируются «Бриллиантовая рука», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Девчата» и т. д.)

7. Использование приема упрощения при составлении телепрограммы.Это самый эффективный и действенный путь для изменения стереотипов поведения, взглядов и ценностей миллионов жителей России. Доля развлекательных телепередач намного превышает долю передач интеллектуальной направленности (например, на ОРТ доля развлекательных передач за неделю составляет примерно 48% от общего объема вещания, а доля программ интеллектуальной направленности — примерно 17%).

Огромное количество сериалов практически полностью занимают сознание граждан, отвлекая их от реальной жизни и от реальных проблем.

8. Особое место в процессе манипулирования занимают новостииинформационные программы.Используютсяприем фабрикации фактов, дезинформации, замалчивания важной информации и выпячивания малозначительной (принцип демократии шума).

9 стр., 4006 слов

Стилистика газетных заголовков

... использования в текстах новостей информативного типа заглавия объясняется тем, что намеренно стереотипный, стандартизованный заголовок служит как бы первым свидетельством надежности сообщаемой информации ... информация, комментарий, интервью, репортаж, корреспонденция. Информация ... в частности, следующие заголовки: Белоруссия – ... Социо-психолингвистическое исследование текстов радио, телевидения, газеты. - ...

Во время предвыборных кампаний информационная подборка основана на создании и удержании положительного имиджа государства или его руководителей. Приемыссылки на авторитетных экспертовдля подтверждения информации, использование языка как инструмента социальной власти применяются регулярно. Цель всех этих действий одна — прогнозируемая реакция получателей информации.

Наличие в информационной программе прямого диалогас каким-либо политиком или государственным деятелем в большинстве случаев можно рассматривать как имитацию объективности. Острые и неудобные вопросы просто не задаются. В случаях, когда они имеются, чиновник, обладающий психологической подготовкой, часто использует увертки, уклончивые ответы или ответы на совершенно другую тему.

9. Многие телеканалы изобилуют ток-шоу, которые посвящены различным темам — от насилия до оптимального количества детей в семье. Объединяет их ряд свойств: а) ток-шоу предлагают готовые модели поведения, навязывают обществу определенные ценности; б) несмотря на представление различных мнений, непосредственные реакции и эмоции участников, у зрителя создается ощущение наигранности, спланированности, разыгрываемого спектакля; в) хотя ток-шоу предлагают зрителям делиться своими мнениями посредством звонков в студию, часто ведется рейтинг, все ток-шоу заранее отсняты. За подготовкой этих программ обычно стоят профессиональные психологи. В результате влияния ток-шоу снижаются нравственные и моральные нормы, поскольку в них можно увидеть драки и бранные ссоры между участниками (что тоже спланировано, ведь подробности из жизни людей, особенно неприглядные, всегда интересовали массовую аудиторию).

10. Ситуация, в которой берется интервью. Ситуации бывают стандартные (интервью в студии, дома, в кабинете и т. д.), случайные (когда журналисту удается поймать политика, психологически не настроенного общаться) и экстренные (катастрофы, захваты заложников и т. д., когда политик импровизирует перед камерой).Характер передачи:

14 стр., 6665 слов

Функции прецедентных текстов в газетных заголовках

... для восприятия, информативным и одновременно интригующим. Существуют два генеральных способа создания газетного заголовка: первый - это создание «своего», сочиненного пишущим, заголовка; второй - использование для газетного заголовка ...

— прямой эфир. В прямом эфире политик застрахован от искажения своих высказываний, но в то же время он должен проявить себя умелым оратором и не позволить журналисту загнать себя в угол на глазах у телезрителей;

— передача в записи. Если передача дается без купюр, то для политика это даже комфортнее, чем прямой эфир, т.к. постоянное давление отсутствует. С другой стороны, журналист может добавить после официальной записи свои комментарии, на которые политик уже не в состоянии отреагировать. - атмосфера интервью: формальная — неформальная, доверительная — враждебная, агрессивная — доброжелательная и т. д. Атмосфера задает тон дискуссии. Зачастую тон предопределяет дальнейшие оценки зрителей. Если журналист говорит: «А сейчас посмотрите интервью с лидером так называемых патриотов N», то зрителю уже задаются оценочные рамки, и он еще до интервью принимает ту или иную сторону, что лишает смысла весь разговор. Когда журналист представляет «виднейшего деятеля движения X», то зрителю через СМИ дается сигнал благожелательно отнестись ко всему, что скажет данный собеседник.

Телевидение не отражает реальность, а создает ее. Природа визуальных средств информации — развлекать, драматизировать, создавать сны наяву для массового зрителя — влияет на содержание информации. Мир фантазии смешивается с миром факта. Для многих людей то, что появляется на экране телевизора, становится реальностью.

1.2. Особенности манипулятивных технологий в печатной прессе

Согласно многочисленным исследованиям, человек лучше всего воспринимает информацию в письменном виде. Это можно объяснить тем, что у читателя газеты или журнала всегда есть возможность вернуться к прочитанному, обдумать его и сделать выводы. По данным крупнейшего РА brandmedia на долю аудиовосприятия информации приходится 15%, зрительного восприятия — 75%. Следовательно, по степени воздействия на аудиторию пресса занимает второе место (75%) после телевидения (90%).

Пресса в основном настроена на семантическое восприятие аудитории. Семантическая информация настраивает людей действовать в соответствии со своими убеждениями и интересами. Если телевидение, прежде всего, обращается к чувствам и эмоциям зрителя, то пресса — к логике и здравому смыслу человека. Поэтому часто используются такие приемы, как наклеивание ярлыков, перенос положительного/отрицательного образа, ссылок на авторитеты, использование рейтингов и данных опросов общественного мнения.

Прежде всего, читатель обращает внимание на фотографии. Особенно если перед ним цветной журнал. Подбор фотографий зависит от тех целей, которые ставят перед собой авторы материала. Например, подобрать невыигрышное для того или иного политика фото или, наоборот, фото, выгодно показывающее его. Также в качестве манипулятивного приема могут выступать подписи к иллюстрациям. Комментарии к фотографиям могут создать как положительную, так и отрицательную оценку увиденного. В прессе часто используется следующий прием: в лиде (заходе, самом начале статьи) автор дает оценку событию или личности, о которой в ней идет речь, что, естественно, влияет на мнение читателей. Лид «освещает главную тему, наиболее важный элемент сообщения и устанавливает тон повествования». Например, если в лиде будет написано «некая общественная организация протестует против вступления России в ВТО», у читателя создастся негативное отношение к этой группе, т.к., если бы она заслуживала внимания, указали бы ее название, а не упомянули бы о группе пренебрежительным «некая».

Отдельно следует сказать о заголовках. Заголовок на первой полосе, напечатанный крупным шрифтом и выделенный цветом, привлекает внимание читателя. Заголовки бывают разных видов: заголовок-цитата («Ясин считает бюджет «перегретым»), заголовок-интрига («За что берут взятки в московской милиции»), заголовок-резюме («Турецкое правительство предупреждает, что американские базы могут быть закрыты»), заголовок-хроника («Началось строительство газопровода в обход Чечни») и т. д. Поскольку газеты покупаются в спешке, «на ходу», то покупатель ориентируется, прежде всего, по заголовкам, не вчитываясь в содержание. Но когда начинает вчитываться (уже купив газету), то обнаруживает, что броский заголовок далеко не всегда соответствует содержанию. Часто содержание гораздо скромнее заявленной сенсации, а иногда полностью противоречит заголовку. Данный прием следует использовать осторожно, поскольку несоответствие заголовка содержанию статью может подорвать доверие к тому или иному изданию. Например, заголовок «Собчак выгнали с Рублевки» явно указывает на то, что героиня статьи совершила что-то из ряда вон выходящее, но во время прочтения статьи оказалось, что К. Собчак не устраивали соседи, поэтому она сама решила переехать в другое место. Заголовки, как и подписи к иллюстрациям, и лиды являются главными раздражителями для читателя, просматривающего газетную полосу, поэтому они выступают основными объектами внимания манипуляторов в прессе.

Также к манипулятивным приемам в прессе относится расположение сообщения в структуре печатного издания и на полосе. Сообщение, которое должно запомниться, следует располагать в начале, когда внимание читателя еще не успело притупиться, и он способен воспринимать информацию адекватно. Вероятность того, что читатель отложит газету при ознакомлении с первыми полосами, очень мала (если, конечно, ему предложен интересный материал).

Если цель состоит в том, чтобы читатель воспринял сообщение как незначительное, его следует помещать в середине издания. На восприятие материала оказывает влияние его расположение на полосе. Очень трудно понять смысл материала, который раздроблен большим числом фотографий, различных справок и ссылок. Восприятие оказывается перегружено дополнительной информацией, поэтому главный смысл теряется. Если материал большой по объему, нужно обязательно выделять главные мысли, разбивать его на части несколькими фотографиями и подзаголовками, а также выделять основные мысли цветом.

1.3. Особенности манипулятивных технологий на радио

Несмотря на наличие серьезной конкурентной борьбы за внимание аудитории с другими каналами СМИ, радио удается сохранить свою привлекательность. Согласно В.В. Ворошилову, жизнеспособность радио обуславливают его природные свойства, к которым относятся:

1) из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым») для восприятия аудиторией.

2) радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. Ориентированное на слуховое восприятие, радио воздействует на воображение человека.

Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу мышлению и неосознанным эмоциям. В то время как восприятие телезрителя оказывается перегруженным, фантазия — задавленной, а воображение — отключенным, ведь он получает максимально выразительные и экспрессивные сообщения: в цвете, со стереозвуком, в быстром ритме и в объемном изображении. Здесь сложно представить что-то самому.

Среди манипулятивных приемов, используемых на радио, можно выделить:

а) трюизмы — утверждения, которые находятся в строгом соответствии с действительностью. Часто они используются в рекламе на радио, например: «Все мы, конечно, под богом ходим. И все же укорачивать себе жизнь не стоит. Наша новая методика позволяет…» — и дальше следует скрытое коммерческое предложение для курильщиков и алкоголиков;

б) дополнительное свидетельство («стоматологическая практика показала», «специалисты знают»);

в) использование авторитетов («по словам Ф. Киркорова, путешествие в Грецию доставит Вам огромное удовольствие»);

г) расположение сообщения в информационном блоке (лучше воспринимается сообщение, находящееся в начале или конце блока); д) использование тона для предопределения оценок слушателей; е) использование слов, смысл которых легко представить в соответствующих образах (демократия, тиран, свобода);

ж) учет речевой динамики (для лучшего восприятия сообщения предпочтителен высокий темп речи, уверенный голос, использование пауз и интонаций);

з) создание контрастности посредством звукового оформления передач (контраст тихой и громкой музыки, музыки разных направлений. Манипулятивные приемы используются на радио в основном в рекламе (особенно в рекламе медицинских препаратов) и новостях.

1.4. Особенности манипулятивных технологий в интернете.

Данный канал СМИ был создан как способ передачи текстовой информации. СМИ в Интернете начинались с простого дублирования информации (так в 1993 году появилась точная копия газеты Washington Post).

Об особенностях: 1) интернет-вещание доступно из любой точки мира в любое время; 2) в Интернете наблюдается рост ресурсов, которые используют все мультимедийные возможности в рамках одного СМИ. Это дает возможность одному СМИ выступать в роли телевизионного или радиовещательного, а также печатного или иллюстративного издания одновременно; 3) неограниченное количество интернет-каналов и сайтов; 4) неограниченный архив информации; 5) интерактивность (участие в обсуждении различных вопросов).

Можно наблюдать тот факт, что Интернет уже активно используется для влияния на общественное мнение, поскольку он доступен в любое время и может вмещать неограниченное количество информации. Можно выделить следующие примеры манипуляций: а) фабрикация фактов. Например, во время предвыборной борьбы политтехнологи сбрасывают обработанную информацию на «черный» сайт, ее цитируют остальные сайты, а далее ее подает радио- или телеканал, который за это предварительно получил деньги. После этого информационную волну подхватывают другие СМИ и политическая провокация готова; б) использование слухов; в) ссылки на якобы сенсационные новости в виде кричащих и интригующих заголовков; г) размещение на различных сайтах компрометирующих фотографий (часто смонтированных) с едкими комментариями. Все эти приемы способны повлиять на представление о том или ином известном человеке, на оценку события и дальнейшее его восприятие. Проанализировав приведенные выше данные, могу с уверенностью выразить свою позицию к рассматриваемому вопросу — коммуникаторы, журналисты и прочие представители масс — медиа определенно являются манипуляторами, выступая медиаторами лишь тогда, когда это необходимо им в личных целях для позиционирования себя, своего продукта, либо имиджа.

2. Базовые функции периодической печати

Периодическая печать делится на три разновидности: газеты, журналы, повременные издания научных обществ.

Основные признаки периодического издания (кроме регулярности выхода):

  • потенциальная тенденция к продолжению публикации основанного издания без
  • предельного срока его прекращения;
  • единое название всех выпусков;
  • наличие восходящей нумерации годов издания, томов, номеров;
  • наличие редактора (или редактора-издателя) либо редакционной коллегии во главе с главным или ответственным редактором.

Основная задача периодических изданий — формировать общественное мнение. Функция идеологического воздействия, строго говоря, может рассматриваться в системе функции структурирования общественного мнения. Эти функции можно признать системообразующими для периодической печати. Функцияреализации обратной связив системе управления, оказания воздействия на правительство отличается от иных тем, что степень её реализации во многом зависит от «доброй воли» самого правительства, от степени его заинтересованности в достоверной информации о состоянии общества. Но, с другой стороны, и издатель может целенаправленно стремиться к воздействию на правительство.

И само собой, базовые функции СМИ, о которых говорилось ранее.

3. Функции радиовещания

Рассматривая с точки зрения средств массовой информации (печати, радио, телевидения, Интернета), наличие тех или иных функций помогает определить не только их общую смысловую роль в современном мире, но и целевое назначение каждого СМИ в

отдельности. В настоящее время в радиовещании существуют различные классификации функциональных особенностей. В учебнике «Радиожурналистика» под редакцией Александра Аркадьевича Шереля (д-р искусствоведения, проф.) они сгруппированы следующим образом:

1) Информационные. Сюда входят собственно информационная и рекламная функции.

2) Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, общения, воспитательная, организаторская.

3) Культурно-просветительские: просветительская, эстетическая, функция развлечения (рекреативная).

Однако в связи с переоценкой ценностей, произошедших в обществе за последние 15 лет, третья группа функций чаще всего рассматривается не как культурно-просветительская, а как культурно-развлекательная.

На современном радио информацияможет быть представлена по-разному: в официальной форме (информационные и аналитические программы) или в свободном стиле. В последнем случае это могут быть несколько слов сказанных ди-джеем во время информационной паузы или информация, представленная в развлекательных, познавательных программах. Информационная функция оказывает свое воздействие не только на развитие самого радио, но и на слушателя. В этом случае влияние функциональных особенностей происходит в трех направлениях:

они дают возможность аудитории следить за тем, что происходит в мире;

распределяют информацию по степени важности;

формируют информационные предпочтения радиоаудитории.

В целом можно отметить, что информационная функция благодаря своей полифункциональности занимает ведущую позицию среди других функций. Рекламная функциярадио близка к собственно информационной, но содержит в себе столько специфических особенностей, что ее выделяют как самостоятельную. «Реклама помогает ориентироваться слушателю в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность полезного выбора, принятия разумных решений». Тем не менее, необходимо отметить, что рекламироваться могут не только товары и услуги, в которых заинтересованы рекламодатели, но и сами радиостанции. Это может быть и определенный бренд (в нашем случае название радиостанции), и услуги, которые они могут предоставлять (например, программы или пиар-акции).

Тем самым доказывается, что рекламные функции непосредственно связаны с целью продвижения и создания положительного имиджа конкретного радио на медиа — рынке. Кроме того, рекламная функция, также как информационная, предназначена для воздействия на аудиторию. Этот эффект может сказываться на поведении (на выборе той или иной радиостанции), установках (мотивах) почему сделан этот выбор, а так же на «обратной связи».

Благодаря этому, при конкретном рассмотрении рекламных функцийна радио, можно выделить следующие характерные черты.

Во-первых, рекламная функция дает возможность прибыльного развития радиостанции за счет рекламы товаров и услуг. Во-вторых, рекламная функция позволяет менять концептуальные подходы в развитии самой радиостанции (от простого лоббирования и поддержания бренда до полной смены имиджа (формата)).

В-третьих, выполняя рекламные функции, радио способствуют привлечению к себе как реальной, так и потенциальной аудитории. В-четвертых, реклама способствует поддержанию личных контактов между радиожурналистами и аудиторией, что, несомненно, отражается на рейтинговом положении радиостанции. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что рекламная функция на радио по своей значимости фактически не уступает информационной, а в каких-то случаях даже превосходит ее. Вторая группа функций (интегративных), выделяемых на радио, обеспечивает социальное управление обществом. В этом плане радио обладает огромным интеграционным потенциалом. В идеале оно способно поддержать принятую в обществе систему ценностей, уровень культурного самосознания. Тем самым доминантой радиовещания становится «выявление общих для аудитории (общечеловеческих, общенациональных, общеевропейских, общегородских и т. п.) ценностей, обсуждение путей решения общих проблем и противодействие деструктивным, опасным для общества тенденциям».

На сегодняшний день практика показывает, что многим радиостанциям под силу выполнение данной задачи, причем не только информационным радиостанциям, обладающими всеми возможностями для этого, но и радиостанциям, работающим в информационно-музыкальном формате и даже, в какой-то степени, музыкальном.

В целом же, благодаря данной группе функций, радиоканалы способны удовлетворить потребность каждого отдельного слушателя, помогая ему идентифицировать себя как с мировым сообществом в целом, так и с определенной группой людей с их специфическими интересами.

Третья группа функций, имеющих значение в радиовещании, представляют собой культурно-развлекательные функции. В первую очередь они помогают понять различные направления (собственно-культурные, эстетические, просветительные, познавательные, развлекательные и др.), существующие в современной культуре, как определенную систему ценностей нашего общества. Кроме того, они способны сформировать у человека вполне определенные потребности и ориентации.

4. Актуальные функции телевидения

4.1. Информационная функция.

Назначение всех средств массовой информации — удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства. Это относится и к телевидению, которое отличается лишь тем, что способно распространять информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоционально более насыщенно, нежели радио или печатные СМИ. Говоря об информационной функции телевидения, необходимо, вероятно, ограничиться узким и конкретным толкованием самого понятия «информация». Регулярное получение людьми экономической, политической, социальной и культурной информации в современном мире стало нормой жизни. Отсюда проистекает тот факт, что информационные программы являются опорными точками сетки вещания любой телекомпании, а все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Особого рассмотрения требует акцентированное обращение телеинформации к отклоняющимся от нормы событиям: вооруженным конфликтам, катастрофам, природным катаклизмам и т. д. Можно объяснить это явление погоней за сенсационными материалами ради повышения зрительского интереса, поднятия рейтинга и, соответственно, прибыльности вещающей компании. Однако, признавая этот фактор, необходимо отметить и другое. Для любой системы — от технического устройства до биологического организма и человеческого общества важна информация именно об отклонениях от нормы. Машина сообщает об этом включением соответствующего индикатора, живой организм — болевым ощущением. Стремление отражать ненормативные явления в жизни общества можно считать таким «индикатором», «болевым ощущением» социума. Эту информативную функцию и выполняют телевизионные выпуски новостей. Это общемировая практика, которая не допускает подмены информации агитацией. Другое дело — найти необходимую тональность для сообщений о катастрофах и войнах. Мировой стандарт, проверенный десятилетиями: выпуск новостей, невзирая на обилие новостей плохих, не должен оставлять у зрителей настроения подавленности и безысходности. Все хорошо в меру. Для оперативного освещения событий такого рода, о которых, естественно, ничего не известно заранее, необходимы три условия:

профессионализм сотрудников

техническая оснащенность телекомпании

высокий уровень организованности

4.2. Культурно — просветительская функция.

Любая телепередача в какой-то мере приобщает человека к культуре. Даже информационные программы демонстрируют зрителю участников событий, ведущих, их стиль общения, степень грамотности и т. д.

Все это влияет на зрительские установки и напрямую, и как отрицательный пример. В большей степени эталонно воспринимаются ведущие программ. Этот факт, кстати, был и остается поводом для тревоги телевизионных критиков, так как появление множества телеканалов разного уровня породило, в свою очередь, обилие малокультурных и недостаточно грамотных ведущих. Естественно, что культурно-просветительскую функцию ТВ выполняет трансляция любых культурных мероприятий: спектаклей, концертов, кино- и телефильмов. Говоря о приобщении аудитории к искусству посредством телевидения, нельзя, конечно, не отметить некую «неполноценность» такого знакомства с прекрасным, однако, следует признать: для огромного множества людей это едва ли не единственная возможность познакомиться с теми или иными произведениями искусства.

4.3. Интегративная функция

Все СМИ поддерживают нормальное функционирование общества, на которое распространяется их воздействие. Определенная общность людей, составляющих аудиторию телевизионного СМИ, складывается уже из того факта, что некое количество людей сознательно смотрит ту или иную программу. Задача телевидения — развитие этого ощущения сопричастности каждого ко всем. Усиление общих для аудитории ценностных установок (на общечеловеческие, общенациональные и др. системы ценностей), как и противодействие деструктивным в отношении общества тенденциям, должны быть доминантой ТВ, как и любого другого СМИ. И в этом смысле выполнение интегративной функции ТВ значительно усложняется там, где сложен состав зрительской аудитории: в национальном, конфессиональном отношении. Необходим также учет интересов различных социальных и возрастных групп.

4.4. Социально — педагогическая или управленческая функция.

Выполнение этой функции предполагает прямую вовлеченность в ту или иную систему воздействия на население, на пропаганду определенного образа жизни с соответствующим набором политических, моральных и духовных ценностей. Степень этой вовлеченности и мера воздействия ТВ на аудиторию в плоскости выполнения этой функции зависят от той системы, в которой действует данное телевизионное СМИ. Если под системой подразумевается государство, то от характера данного государства, степени его демократичности и т. д.

Впрочем, даже в самых демократических государствах телевидение в значительной части своих программ служит проводником государственной политики. Так, лозунгом Би-Би-Си, например, являются слова: «Сообщать. Поучать. Развлекать».

5. Медиа — коммуникация как средство социализации личности

Освещая данный вопрос, думаю, следует начать с определения понятия социализации — (от лат. Socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Являясь представителями эпохи информатизации, мы не можем отрицать ассимиляции понятий медиа — коммуникации и социализации в целом.

5.1. Масс-медиа как социальный институт

Исследования социокультурной ситуации в постсоветской России показывают, что расширяющееся медиапространство все более активно влияет на общественное сознание как мощное средство информации, культурных и образовательных контактов, как фактор развития творческих способностей личности уже нового тысячелетия. В связи с чем усложняются наши социальные связи и модели постсовременной идентичности, заставляя еще раз обратиться к пониманию таких явлений, как «масс-медиа» и «медиакультура» и их роли в обществе. Медиа (от латинского «media», «medium» — средство, посредник) — это термин XX века, первоначально введенный для обозначения любого проявления феномена «массовой культуры» («mass culture», «mass media»).

Что касается понятия «медиа — культура», то это детище современной культурологической теории, введенное для обозначения особого типа культуры информационного общества, являющейся посредником между обществом и государством, социумом и властью.

Медиа — культуру можно определить как совокупность информационно — коммуникативных средств, материальных и интеллектуальных ценностей, выработанных человечеством в процессе культурно — исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия; она может выступать и системой уровней развития личности, способной воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа и т. д.

Объективные изменения социальной структуры общества, которое отказалось от командно-административной системы управления, переход СМИ к горизонтальному структурированию в условиях становления информационного общества усилили роль масс — медиа как особого социального института. Налицо все соответствующие признаки:

1) внутренне слаженная система функций, выполняемых в обществе и соотносящихся с другими сферами человеческой деятельности;

2) материально — техническая база;

3) кадры (журналисты, сценаристы, режиссеры, редакторы, корректоры, наборщики, инженеры, художники-дизайнеры, телеведущие и др.).

Все это требует особой системы управления, ведь демократия как отражение всей палитры общественных настроений, как доступ к власти широких слоев населения нуждается в сильном, развитом, независимом институте средств массовой информации. Очевидна своего рода парная зависимость: демократия не может существовать без свободной прессы; свободная пресса есть только в условиях демократии.

Заключение:

«Человек не может жить в обществе и быть свободным от него». (Ленин В.И.)

Подводя итог, тем самым, хочу отметить, что мы стоим на пороге нового времени — когда модель поведения не нацелена на удовлетворение первичных потребностей, как это было всегда, теперь нам приходится выбирать актуальные потребности на день, на месяц, на сезон. И всё это на общем фоне значительного ускорения темпа жизни, всеобъемлющих СМИ, непрозрачности власти и постоянной погоне за несуществующими идеалами.

.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector