Гендерные роли

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Иными словами, гендер обозначает те культурные и социальные значения, которые приписываются биологическим различиям между мужчинами и женщинами, которые характеризуются маскулинностью и фемининностью соответственно.

Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.

Со временем пол человека из биологической характеристики трансформировался в характеристику социально-психологическую. Таким образом, возникло понятие «гендер».

В 1958 работавший в университете Калифорнии (Лос-Анжелес, США) психоаналитик Роберт Столлер ввел в науку термин «гендер» (социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол»).

В 1963 он выступил на конгрессе психоаналитиков в Стокгольме, сделав доклад о понятии социополового (гендерного) самоосознания. Предложение Р.Столлера о разведении биологической и культурной составляющих в изучении вопросов, связанных с полом, и дало толчок формированию особого направления в современном гуманитарном знании – гендерным исследованиям.

Американская исследовательница Дж. Скотт в середине 1980-х гг. продолжила исследования с понятием гендера, которое хотя и не завоевало всеобщего признания, но, во всяком случае, получило весьма широкую популярность. В отличие от термина «пол» («sexsus»), обозначающего чисто биологические отличия мужчин и женщин, и термина «род» («genus»), обозначающего грамматическое явление, термин «гендер» («gender») в понимании Дж. Скотт, не снимая и не отрицая половых различий, делает упор на те социальные особенности мужчин и женщин, которые возникают у них в результате их общественной деятельности и которые, в конечном счете, определяют своеобразие их социального поведения. Используя это понятие, можно подробнее и детальнее осветить сосуществование мужчин и женщин в обществе, показать соотношение «мужественного» и «женственного» в экономике и политике, в общественной и личной жизни.

Вначале термин «гендер» противопоставлялся категориям «род» и «пол», которые были естественными, природными, стабильными. ‘Гендер» же конструировался, создавался обществом, предписывался институтами социального контроля и культурными традициями. Это был придуманный людьми и постоянно меняющийся (вместе с изменением общества) фактор.

8 стр., 3895 слов

Социальная антропология 3

Социальная антропология Материал из Википедии — свободной энциклопедии Социа́льная антрополо́гия— межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие. Первоначально социальная антропология исследовала представления о человеке как общественном существе, сложившихся в так называемых «примитивных» обществах. К ...

Так половые различия, ранее опиравшиеся только на биологические особенности человека, стали рассматриваться и как «идеологический продукт», как следствие определенных идеологических изменений, как «социальная категория».

По мнению Пушкаревой Н.Л.(российский историк, антрополог, основоположник исторической феминологии и гендерной истории в советской и российской науке), в философии «гендерным концепциям» предшествовали следующие направления:

1) теория социального конструирования . Суть концепции состояла в том, что окружающий нас мир скорее (и в большей степени) “сконструирован» и структурирован людьми, нежели предопределен природой.

2) теория социализации Т. Парсонса и Р. Бейлса — была значима именно тем, что ее авторы призвали исследователей проанализировать, как усваиваются общественные (в том числе половые) роли и как индивид “обучается” им.

3) теория интеракционизма И. Гоффмана поставила ученых перед необходимостью анализа источников и результатов всех социальных взаимодействий (англ. interaction — взаимодействие).

И. Гоффман придал новый смысл понятию идентичности (самосознания) и ввел в общественные науки понятия агентов и институтов социализации, проблему “значимых других” и пр.

Многое из этих концепций позаимствовали сторонники феминизма.Кажущееся естественным различие между мужским и женским не имеет биологического происхождения, заявили они. Лучше всего эту концепцию выражает знаменитый тезис Симоны де Бовуар: «Женщиной не рождаются, женщиной становятся”.

В начале 1980-х годов гендерная концепция, отвоевав свое место под солнцем в социологии,лучше всего иллюстрируется в статье Дж. Скотт “Гендер — полезная категория исторического анализа”. Эта американская исследовательница, блистательный педагог и популяризатор, же предложила видеть в понятии четыре группы “подсистем»:

  • комплекс символов и образов, характеризующих “мужчину” и “женщину” в культуре;
  • комплекс норм — религиозных, педагогических, научных, правовых, политических;
  • социальные институты, которые формируют гендер (семья, система родства, домохозяйство, рынок рабочей силы, система образования, государственное устройство);
  • проблему самовыражения, субъективного самовосприятия и самоосознания личности, т.е. проблему половой идентичности.

В 1990-х годах положение гуманитарного знания этой области изменилось. Во главу понятия становится идея различия и множественности, проблему нетипичного и единичного.

14 стр., 6869 слов

Роль гендерной идентичности в проявлении девиаций в поведении

... одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Гендерная система - это ... полоролевого научения, представители современных направлений гендерной социологии отмечают, что теория гендерной социализации традиционно рассматривает индивида реципиентом, пассивно усваивающим ...

Гендерные роли.

Гендерные роли — одни из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для людей того или иного пола (чаще социального пола или гендера), представителей определённой сексуальной ориентации. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

В широком смысле существует 2 основных гендерных роли:

  1. Феминная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей.
  2. Маскулинная гендерная роль требует от мужчин активности, агрессивности, доминирования, амбициозности.

Так, согласно Б.М. Бим-Баду и С.Н. Гаврову

«Разделение труда по принципу половой принадлежности и традиционной гендерной роли, которые играют мужчина и женщина, распределение, в результате которого внешняя по отношению к семье хозяйственная деятельность была делом мужчин, а домашнее хозяйство – делом женщин, привело к экономической зависимости женщин от мужчин, что нашло отражение в характере распределения обязанностей между ними».

Гендерные различия традиционно считались проявлением внутренних сущностных различий в характерах и интересах женщин и мужчин. Хотя маскулинность/феминность и относящиеся к ним черты считаются противоположными, исследования чётко показывают, что люди, независимо от их биологического пола, в различной степени обладают обоими наборами характеристик.

18 стр., 8756 слов

Влияние фемининности на гендерную идентичность мужчин в периоды юности, взрослости, зрелости

... труда между мужчинами и женщинами и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. При этом гендерные роли и нормы ... обеспечивают существования институциональных, приемлемых для данного пола ролей, для взрослых мужчин и женщин. Лишь очень немногие общества признают ... Сегодня мы можем видеть результат войны за равенство полов: мужчины сдают свои позиции во власть, чаще становятся домохозяйками ...

В настоящее время не существует единой теории социальных ролей как таковой. Гендерные роли, их характеристики, происхождение и развитие рассматриваются в рамках различных социологических, психологических и биосоциальных теорий. Но имеющиеся исследования позволяют сделать вывод о том, что на их формирование и развитие у человека оказывают влияние общество и культура, закрепленные в них представления о содержании и специфике гендерных ролей. А в ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям. Удар по убеждению о том, что мужчины и женщины от природы созданы для выполнения определенных ролей, нанесла Маргарет Мид (M.Mead) в своей книге «Пол и темперамент». Ее наблюдения за жизнью племен в Новой Гвинее убедительно это опровергают. Наблюдаемые ею женщины и мужчины исполняли совершенно различные роли, иногда прямо противоположные принятым для каждого пола стереотипам.

Одна из идей, декларируемых женским движением 70-х годов, состояла в том, что традиционные гендерные роли сдерживают личностное развитие и реализацию имеющегося потенциала. Она послужила толчком для концепции Сандры Бем (S.Bem), в основе которой лежит понятие андрогинии, согласно которой любой человек, независимо от его биологического пола, может соединять в себе традиционно мужские и традиционно женские качества (такие люди получили наименование андрогины).

И это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским и наоборот.

Развивая эту идею, стали говорить о расщепленности, или фрагментарности гендерных ролей. Нет единой роли мужчины или женщины. Каждый человек выполняет ряд разнообразных ролей, например, жены, матери, студентки, дочери, подруги и т. д. Иногда эти роли не совмещаются, что ведет к ролевому конфликту. Конфликт между ролью деловой женщины и ролью матери всем хорошо известен. Сейчас имеются данные о том, что выполнение многих ролей способствует психологическому благополучию человека.

Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу гипотезы о том, что наши гендерные роли формируются культурой. Согласно теории Хофстеда (Hofstede), различия в гендерных ролях зависят от степени гендерной дифференциации в культурах или степени маскулинности или фемининности той или иной культуры. На основании кросс-культурных исследований Хофстед показал, что люди маскулинных культур имеют более высокую мотивацию достижения, смысл жизни видят в работе и способны много и напряженно работать. В ряде кросс-культурных исследований установлено также, что фемининные культуры с низкой дистанцией власти (Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция) имеют личностно-ориентированные семьи, которые способствуют усвоению равенства в гендерных ролях. В то время как культуры с высокой дистанцией власти и ярко выраженной маскулинностью (Греция, Япония, Мексика) — имеют семьи, ориентированные на жесткие гендерные ролевые позиции. Такие семьи способствуют, в конечном итоге, жесткой дифференциации в гендерных ролях.

5 стр., 2068 слов

ОТНОШЕНИЕ В СОЦИУМЕ К РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В АРМИИ

СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЕ В СОЦИУМЕ К РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В АРМИИ 1.1 Женщины в российской армии: история и развитие законодательства…………………………………………………................ 5 1.2 Причины расширения возможности интеграции женского воинского контингента в вооруженные силы………………………......... 10 1.3 Психологические и социальные ...

Гендерные роли зависят не только от культуры, но и от исторической эпохи. И. С. Кон отметил, что традиционная система дифференциации половых ролей и связанных с ними стереотипов фемининности-маскулинности отличалась следующими характерными чертами: женские и мужские виды деятельности и личные качества отличались очень резко и казались полярными; эти различия освящались религией или ссылками на природу и представлялись нерушимыми; женские и мужские функции были не просто взаимодополнительными, но и иерархическими, женщине отводилась зависимая, подчиненная роль.

Из вышесказанного складывается мнение — Для полноценного развития и самореализации человеку необходимо избавиться от ограничений, накладываемых традиционным стереотипом мышления на поведение мужчин и женщин, и которые представляют собой лишь условность. Свобода от подобных стереотипов дает человеку возможность обрести душевное и физическое здоровье и способность жить полной жизнью.

Гендерная асимметрия- непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни. Например, в населении большинства стран женщины составляют более половины (от 51% до 54%), в то время как среди политиков национального и регионального уровней их число значительно меньше.

3 стр., 1345 слов

Женские стереотипы в обществе

Женские стереотипы в обществе Анна Овсеевна Владимирская Для того и необходимо знать навязанные стереотипы, чтобы ловить себя на них, включать волю и сопротивляться. Чтобы и в бизнесе, и в карьере, и в личной жизни быть самими собой. Попробуем разобраться в этих стереотипах, чтобы понять, что они пытаются нам внушить. Вопроса, работать женщинам или не работать, сегодня вроде уже никто не ставит. ...