Доклад — Психология формирования двигательных навыков

Психология формирования  двигательных навыков

(в применении к  инструментальному исполнительству)

При формировании двигательного навыка можно выделить ряд этапов   (по Е. П. Ильину):

Формирования понятия и представления о двигательном действии в целом. Основные каналы получения информации – зрительный (показ) и слуховой (объяснения).

Представление имеет обобщенный характер и не подкреплено мышечными ощущениями. Ученик понимает цель, но смутно представляет способы ее достижения.

Начальный этап выполнения действия, поиск координаций. Задача этой и следующей стадий – научиться следовать образцу. Особенность этой стадии – вовлеченность многих мышц в движение, что приводит к излишнему закрепощению. В психологическом аспекте отмечается нередко неуверенность, даже боязнь, что усиливает и мышечную скованность. Контроль за правильностью движений осуществляется за счет зрения, помощи учителя; мышечные ощущения слабы и не принимают значительного участия в этом контроле.

На этом этапе отсекаются группы мышц, не принимающие участие в работе. Внутренние ощущения наравне с внешними принимают участие в контроле над движением. Уменьшается чувство неуверенности и боязни, формируется динамический стереотип, хотя ошибки в исполнении еще возможны. Ученик уже понимает способы выполнения действия, но его внимание сконцентрировано в основном на движении и при переключении на обстановку, ситуацию качество действия ухудшается.

Автоматизация действия. Движение выполняется стабильно, контроль за его выполнением – внутренний, а не внешний; зрительный контроль используется по мере надобности. Навык на этой стадии характеризуется минимальным участием сознания, быстротой, стабильностью, прочностью запоминания, устойчивостью к сбивающим факторам; однако и низкой гибкостью, снижением эффективности в новой ситуации.

Формирование умений высшего порядка. Ученик научается изменять детали действия для достижения лучшего результата в изменившихся условиях действия. Т. о., высшим уровнем владения двигательным умением является его вариативность.

Как указано выше, в процессе овладения навыком исключаются ненужные мышечные напряжения, но при утомлении и психическом напряжении даже на фоне упроченного навыка снова могут появиться напряжения ненужных мышечных групп.

9 стр., 4447 слов

Дифференцированный подход к учащимся при обучении двигательным действиям

... движений рук и ног); г) контроль учителя за учениками при освоении движений и контроль за движениями в коллективе ( ... организации занятий по обучению двигательным действиям; 2 исследовать овладение двигательными действиями при дифференцированном подходе. Данная работа ... радуют человека, но одновременно эффективно стимулируют его мышечную деятельность. Ю.Г. Коджаспиров сказал: “Хорошо бы заниматься ...

Формирование навыка происходит нелинейно: успешное продвижение чередуется с периодами остановок и даже спадами. Нередко спад предшествует качественному скачку. При длительном упражнении нередко наблюдается остановка (плато), и требуется время, а также (желательно) смена метода упражнения / работы, чтобы сдвинуться с мертвой точки. При изменении метода тренировки продвижение также начинается не сразу, и даже может произойти временное ухудшение качества действия.

Полезным методом упражнения может быть идеомоторная тренировка (представление движения).

Использование ее уменьшает количество реальных обучающих воспроизведений действия, необходимое для овладения им, и ускоряет это овладение. Вместе с тем, на ранних этапах овладения навыком некоторое время более эффективно реальное воспроизведение, т. к. еще не сформировалось достаточно яркие мышечные ощущения, которые должны составлять основу идеомоторного образа. Идеомоторная тренировка более эффективна в состоянии отрешенности, полусне.

Важную роль в усвоении навыка играет повторение, однако слишком большое количество повторений за один раз отрицательно влияет на процесс заучивания. Лучше большой объем повторений распределять на ряд занятий, нежели давать за один раз.

Очень большое значение имеет правильная организация обратной связи. Пока у ученика не сформируется внутренняя обратная связь, должна быть внешняя. Учитель должен сочетать показ и объяснение допущенных ошибок, создать условия для ее осознания учениками (ошибочное действие противопоставить правильному).

Для экстравертов предпочтительна внешняя обратная связь, для интровертов – внутренняя. На первых этапах контроль должен быть систематическим, на более поздних – эпизодическим, с отсроченной обратной связью. На начальных этапах контроль должен осуществляться над более мелкими элементами движения, позднее – над всем двигательным актом в целом.

Ненужных ошибок следует избегать, т. к. они тоже заучиваются, и даже после переучивания могут в неподходящий момент всплыть (это касается в первую очередь ошибок в заучивании текста, неудобной аппликатуры, явных пороков постановки).

Вместе с тем ошибки должны рассматриваться как ключи, которые, при внимательном рассмотрении и анализе, позволяют сформировать индивидуальный стиль деятельности.

Наиболее эффективным при обучении является сочетание нескольких обучающих методов (показ, описание, непосредственное исполнение).

Вместе с тем данные о сравнительной эффективности сочетаний методов противоречивы. В отдельности самым неэффективным является словесное описание движения.

При большой сложности навыка полезно его изучение «по частям». Объем части должен быть не слишком маленьким (т. к. потребуются значительные усилия по запоминанию соотношения этих маленьких кусочков в целом), но и не слишком большим, чтобы не превысить естественный объем запоминания.

6 стр., 2735 слов

Умения, навыки, привычки

... их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Замечено, что ... навыков относятся навыки чтения чертежей, заучивания, построения доказательств и т. д. Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам рас­пределения и концентрации внимания, наблюдения. Выработка сенсорных навыков ...

Как указывалось  выше, лучше распределенный метод заучивания (понемногу каждый день), нежели концентрированный (много в один день).

При распределенном методе надо учитывать интервалы между сериями повторений, чтобы не исчезал след от предыдущего заучивания. Длительность однократного заучивания и интервалы между ними – индивидуальны для каждого ученика.

Важно не только показать и объяснить ученику то, что требуется, но и дать ему это все воспроизвести, чтобы проконтролировать усвоение (ученик усваивает далеко не все, что ему показали и рассказали).

Важный момент – степень включения осознания навыка в процесс его выполнения. Если эта степень невелика, при концентрации внимания на выполнении действия навык деавтоматизируется. Если же осознание движения включалось в его структуру с самого начала, концентрация внимания на навыке не вредит качеству его исполнения. Это обстоятельство должно быть использовано для подготовки учеников к публичным выступлениям.

Правила выработки навыка К. Прайор:

повышать требования небольшими градациями, чтобы ученик мог получать подкрепления;

в конкретный промежуток времени вырабатывать что-то одно, не формировать поведение по двум критериям сразу;

прежде чем повышать требования, подкреплять то, что есть;

вводя новый критерий (цель), временно понизить старые;

быть впереди обучаемого – если он сделает быстрый скачок, знать, чем заниматься далее;

не менять тренеров «на переправе», придерживаться одной программы выработки навыка;

если процедура выработки не дает нужного результата, искать другую; процедур может быть бесконечно много;

не кончать занятие, не похвалив ученика;

если навык теряется, вернуться к «детскому саду»: быстро повторить весь процесс выработки;

по возможности оканчивать каждую тренировку на высокой ноте и в любом случае останавливаться, будучи впереди ученика.

Литература

Ильин Е. П. Психомоторная организация человека. СПб, 2003.

Прайор К. Не рычите на собаку / Наука и жизнь, 1988, № 4.

9 стр., 4025 слов

Физическое воспитание учеников

... самостоятельным занятиям в свободное время физическими упражнениями, избранными видами спорта; 7. выработка организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи; 8. формирование ... включает в себя качественные и количественные показатели. 4. Формирование физкультурных знаний у учеников 5 – 9 классов В процессе обучения физической культуре у учащихся наряду ...