№ п/п | Тема | Содержание | Лабораторное занятие | Самостоятельная работа |
Введение. | Гигиена – наука о здоровье и способах его сохранения. История развития. Значение данной дисциплины для профессиональной подготовки бакалавра специального (дефектологического) образования. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к условиям воспитания, обучения и содержания лиц с ограниченными возможностями здоровья. Знакомство с медицинской и санитарно-гигиенической документацией. | Знакомство с медицинской картой ребенка. Знакомство с «Положением о санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах для детских учреждений (СанПиН 2.4.1201-03)» | Составление словаря терминов: Реактивность, резистентность, рековалесценция, компенсация, субкомпенсация, декомпенсация, интеркурре́нтное заболева́ние, хроническое заболевание. Составление таблицы распределения детей по группам здоровья. | |
Оценка состояния здоровья | Понятия «здоровье человека», «степень здоровья», «здоровый образ жизни». Критерии здоровья. Биологические, психические и социальные факторы, создающие нормальное взаимоотношение между внешней средой и организмом.
Мотивация здорового образа жизни. Адаптационные возможности человека, как потенциал его здоровья. Адаптация к детскому саду, школе, институту, месту работы. Степени адаптации, срыв адаптации, «адаптационная болезнь», ее признаки, необходимая помощь. Адаптационные возможности лиц с ОВЗ. Методы оценки адаптационных возможностей организма человека. Медицинские карты детей. Группы здоровья. |
Лабораторные работы: 1.Оценка состояния здоровья по Апанасенко. 2.Оценка адаптационных возможностей организма по формуле Баевского. Решение кейсов: Определение группы здоровья 1.Кейс: «У мальчика 8 лет физическое и нервно-психическое развитие соответствует возрасту. За последний год перенес одно острое респираторное заболевание. Функциональные пробы в норме. Хроническая патология отсутствует. Определить группу здоровья ». 2.Кейс: «Девочка 10 лет имеет правосторонний грудной сколиоз I степени, уплощение обеих стоп. За последний год дважды болела ОРВИ. После последнего заболевания длительно наблюдалась субфебрильная температура, плохой аппетит и тревожный сон. Хроническая патология отсутствует. Определить группу здоровья». 3.Кейс: «Мальчик 5 лет с астеническим типом телосложения страдает нейросенсорной тугоухостью III-IV степени.
Задержка речевого развития. За последний год перенес двустороннее воспаление легких с последующим затяжным восстановительным периодом. Определить группу здоровья». Защита рефератов: №1. «ЗОЖ — основной фактор сохранения и укрепления здоровья» №2. «Состояние здоровья детей и подростков. Группы здоровья». № 3. «Адаптационные возможности человека, как потенциал его здоровья». |
Подготовка рефератов: №1. «ЗОЖ — основной фактор сохранения и укрепления здоровья» №2. «Состояние здоровья детей и подростков». №3. «Адаптационные возможности человека, как потенциал его здоровья». Занесение результатов собственных исследований в портфолио. | |
Конституция человека и здоровье | Конституция человека – продукт наследственности и среды, реализующей наследственный потенциал. Соответствие образа жизни человека его конституции – залог здоровья. Эндокринная основа конституции. Конституциональные классификации (Гиппократ, Сиго, Э. Кречмер, М.В. Черноруцкий, И.П. Павлов).
Восточная медицина и конституция человека. |
Лабораторные работы (см. практикум): 1.Определение типа конституции по методу М.В. Черноруцкого (работа 8). 2.Определение своей практити (конституции) по Аюрведе. 3.Определение типа конституции с преобладанием тонуса симпатического или парасимпатического отделов нервной системы по индексу Кердо ( работа 15). Защита рефератов: №4. «Конституция человека – продукт наследственности и среды»; №5.«Восточная медицина и конституция человека». | Подготовка рефератов: №4 «Конституция человека – продукт наследственности и среды»; №5 «Восточная медицина и конституция человека» Включение результатов лабораторных работ в портфолио. | |
Гигиена физической культуры | Уровень и гармоничность физического развития как один из показателей здоровья. Двигательная активность – важнейший фактор сохранения здоровья. Мышцы как генератор энергии во всех органах и тканях организма. Гиподинамия и гипокинезия – основа заболеваний сердечно-сосудистой системы. Максимальное потребление кислорода (МПК) как показатель степени жизнеспособности. Оценка физической работоспособности по показателям МПК.
Рациональный двигательный режим для лиц с ОВЗ. |
Лабораторные работы (см. практикум): 1.Освоение методики выявления нарушений осанки (работа 44) 2.Определение у себя формы стопы (работа 45) 3.Определение степени развития своей мускулатуры (работа 42) 4.Определение своих показателей физической работоспособности (работы 64, 66) Защита рефератов: №6. «Двигательная активность, как фактор здорового образа жизни». №7. «Гигиена опорно-двигательного аппарата». Защита исследовательского проекта: № 8. «Исследование осанки и выявление нарушений свода стопы у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разработка рекомендаций». | Подготовка реферата: №6 «Двигательная активность, как фактор здорового образа жизни». №7 «Гигиена опорно-двигательного аппарата». Подготовка исследовательского проекта: №8«Исследование осанки и выявление нарушений свода стопы у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разработка рекомендаций». Составление программы двигательного режима для детей разного возраста, с разными нарушениями здоровья. (см. СанПиН) Пополнение портфолио результатами своих исследований и рекомендациями по физическим упражнениям для укрепления мышечной системы и профилактики нарушений осанки и плоскостопия.
|
|
Гигиена питания | Значение питания для здоровья. Компоненты рационального питания. Вегетарианское питание – преимущества и недостатки. Оздоровительное питание, лечебное голодание. Диета. Питание и хронические заболевания. Ожирение. Питание и телесная красота. Культура и этикет питания. Питание и биоэнергетика. Питание как составная часть обмена веществ и энергии. Методы определения обмена веществ и оценки пищевого рациона. Гигиенические требования к организации питания в дошкольных и школьных заведениях для детей с ОВЗ. | Лабораторные работы (см. практикум): 1.Определение своего основного обмена расчетным способом и с помощью таблиц Гарриса-Бенедикта (работа 48, задание 1- 4). 2. Расчет собственных суточных энерготрат хронометражным методом (работа 48, задание 5). 3.Составление и гигиеническая оценка своего суточного пищевого рациона (работа 49). Решение кейса: По оптимизации питания предложенных детей Кейс: «У юноши 17 лет установлено ожирение, связанное с малоподвижным образом жизни. Гормональный профиль в норме. Отягощенной наследственности не имеет. Суточные энерготраты составляют 1900 ккал, а калорийность пищевого рациона равна 3200 ккал. Скорректируйте суточное меню и режим двигательной активности для нормализации обменных процессов». Занесение заключения по своему пищевому рациону и рекомендаций для его балансировки в портфолио. Защита реферата: №9. «Питание и здоровье». | Подготовка реферата на тему: №9«Питание и здоровье». Составление суточного пищевого рациона для детей разного возраста (см. практикум, работа50).
Работа с литературными источниками по подбору санитарно-гигиенических требований к питанию детей в специальных детских учреждениях. (см. СанПиН) |
|
Гигиена умственного труда. | Оптимальное сочетание работы и отдыха, режим дня. Ритмы человеческого организма и связанный с ним режим дня. Перемена занятий, смена умственной и двигательной работы как предупреждение переутомления. Утомление, переутомление, ранние нервно-психические расстройства. Динамика умственной работоспособности в течение суток, недели, года в различные возрастные периоды. Суммарная дневная нагрузка учащихся. Методы определения умственной работоспособности. Оценка режима дня и расписания занятий в учреждениях для лиц с ОВЗ. | Лабораторная работа: 1. Определение умственной работоспособности объема и продуктивности внимания методом корректурных проб. ( см. практикум, работа 33). Защита рефератов и сообщений: №10. «Гигиена нервной системы» Защита информационного проекта: №11. «Особенности динамики умственной работоспособности у лиц с ОВЗ». Защита исследовательского проекта: №12. «Соответствие расписания уроков гигиеническим требованиям для разных классов в отдельной школе». Занести в портфолио результаты недельной динамики умственной работоспособности студента и мер по оптимизации режима каждого дня. | Подготовка рефератов: №10.
«Гигиена нервной системы» №11. Информационный проект: «Особенности динамики умственной работоспособности у лиц с ОВЗ». №12. Исследовательский проект: «Соответствие расписания уроков гигиеническим требованиям для разных классов в отдельной школе» Практическое задание: Проследить у себя методом корректурных проб динамику умственной работоспособности в течение недели, сделать выводы и предложить меры по оптимизации режима каждого дня. |
|
Профилактика «школьных болезней» методами гигиены. | «Школьные болезни» — близорукость, сколиоз, неврастения, анемия, ожирение и их профилактика. Осанка и ее нарушения. Способы предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Борьба с гиподинамией. Составление рационального режима дня. Гигиена органов зрения и слуха. Офтальмотренаж. Личная гигиена дошкольников и школьников. Принципы и приемы закаливания. Здоровьесберегающие технологии (арт-терапия, аромотерапия, музотерпия и др). | Лабораторная работа (см. практикум): 1.Освоение офтальмотренажа по методикам, предложенным разными авторами (Э.С.Аветисов, Г.Г. Демирчоглян, Корберт, А.И. Дашевский, В.Г. Жданов) (работа 18). Деловая игра по выработке оптимального режима учебно-воспитательного процесса в отдельном классе.
Деловая игра: Во 2-м классе резко стала снижаться успеваемость. Дети жалуются на усталость. Родители отмечают плохой аппетит, тревожный сон, головные боли у некоторых учеников. Задача: Установить причины (рассадка учеников без учета роста, состояния зрения и слуха, плохая освещенность и проветриваемость помещения, недостаток двигательной активности, повышенная умственная нагрузка и т.д.) и разработать санитарно-гигиенические меры по повышению эффективности учебного процесса. Заполнение портфолио упражнениями офтальмотренажа по методикам разных авторов. Защита рефератов и сообщений: №13. «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе». №14. «Технологии коррекционного развития (аромотерапия, пескотерапия, анималотерапия)». №15.«Гигиена зрения». №16. «Гигиена слуха». №17.«Закаливание организма» |
Подготовка рефератов: №13. «Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе». №14. «Здоровьесберегающие технологии коррекционного развития (аромотерапия, пескотерапия, анималотерапия)» №15. «Гигиена зрения». №16. «Гигиена слуха». Составление конспекта по профилактике близорукости, сколиоза, неврастении, анемии, ожирения.
№17.«Закаливание организма» |
|
Вредные привычки и здоровье. | Алкоголизм, табакокурение, наркотики токсикомания – непоправимый ущерб здоровья. Социальное неблагополучие – причина детской наркозависимости. Венерические заболевания, их проявления и влияние на здоровье. Гигиеническое обучение и пропаганда здорового образа жизни в школе. | Защита рефератов: №18.«Алкоголизм, курение, — как социальное зло»; №19. «Наркомания, токсикомания – как социальное зло»; №20.«Проблемы женского алкоголизма»; №21.«Лечение и профилактика венерических заболеваний»; №22.«Вред аборта как социальная проблема»; №23.«СПИД – социальная болезнь XXI века»; №24. «Здоровье студента»; №25.«Влияние стресса на здоровье человека». | Подготовка рефератов: №18. «Алкоголизм, курение – как социальное зло»; №19. «Наркомания, токсикомания – как социальное зло»; №20. «Проблемы женского алкоголизма»; №21. «Лечение и профилактика венерических заболеваний»; №22. «Вред аборта как социальная проблема»; №23. «СПИД – социальная болезнь XXI века»; №24. «Здоровье студента»; №25.«Влияние стресса на здоровье человека». |
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ РАБОТ:
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Темы для самостоятельной работы студентов |
Оценка состояния здоровья. | Рефераты: 1. Тема: «ЗОЖ — основной фактор сохранения и укрепления здоровья» Понятие «здоровье». Факторы, влияющие на здоровье. ЗОЖ – как ведущий фактор для сохранения и укрепления здоровья. Компоненты ЗОЖ и их характеристика. 2. Тема: «Состояние здоровья детей и подростков». Определение понятий: «здоровый», «больной» и «аномальный» ребенок. Группы здоровья детей и подростков и принятые для них критерии. Статистика частоты и характера заболеваемости среди детей и подростков последних лет. 3. Тема: «Адаптационные возможности человека, как потенциал его здоровья». Понятия «здоровье человека», «степень здоровья», «здоровый образ жизни». Критерии здоровья. Биологические, психические и социальные факторы, создающие нормальное взаимоотношение между внешней средой и организмом. Мотивация здорового образа жизни. Адаптация к детскому саду, школе, институту, месту работы. Степени адаптации, срыв адаптации, «адаптационная болезнь», ее признаки, необходимая помощь. Адаптационные возможности лиц с ОВЗ. Метод Р.М. Баевского для оценки адаптационных возможностей организма человека. | |
Конституция человека и его здоровье. | Рефераты: 4. Тема: «Конституция человека» Конституция человека – продукт наследственности и среды, реализующей наследственный потенциал. Соответствие образа жизни человека его конституции – залог здоровья. Конституциональные классификации (Гиппократ, Сиго, Э. Кречмер, М.В. Черноруцкий, И.П. Павлов).
5. Тема: «Восточная медицина и конституция человека» Восточная медицина и конституция человека. Знакомство с Аюрведой. Методика определения конституции по Аюрведе. |
|
Гигиена физической культуры | Рефераты: 6. Тема: «Двигательная активность, как фактор здорового образа жизни». Двигательная активность – важнейший фактор сохранения здоровья. Мышцы как генератор энергии во всех органах и тканях организма. Гиподинамия и гипокинезия – основа заболеваний сердечно-сосудистой системы. Оптимальный уровень двигательной активности в разные возрастные периоды. Особенности двигательной активности у аномальных детей и гигиенические требования, предъявляемые к утренней гимнастике, урокам физкультуры и другим формам физического воспитания в специальных детских учреждениях. Максимальное потребление кислорода (МПК) как показатель степени жизнеспособности. 7. Тема: «Гигиена опорно-двигательного аппарата» Этапы созревания опорно-двигательного аппарата. Формирование осанки и свода стопы. Нарушение осанки. Профилактика нарушений осанки. Плоскостопие и меры его предупреждения. Исследовательский проект: 8. Тема: «Исследование осанки и выявление нарушений свода стопы у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Разработка рекомендаций». Провести оценку осанки и определить плантограмму у детей 5-12 лет (не менее 15 человек каждого возраста).
Дать сравнительную характеристику. Выявить процент нарушений. Разработать рекомендации по устранению нарушений. Результаты представить в виде презентации с диаграммами и иллюстрациями. |
|
Гигиена питания. | Реферат: 9. Тема: «Питание и здоровье». Значение питания для здоровья. Компоненты рационального питания. Вегетарианское питание – преимущества и недостатки. Оздоровительное питание, лечебное голодание. Диета. Питание и хронические заболевания. Ожирение. Питание и телесная красота. Культура и этикет питания. Питание и биоэнергетика. Питание как составная часть обмена веществ и энергии. Методы определения обмена веществ и оценки пищевого рациона. Гигиенические требования к организации питания в дошкольных и школьных заведениях для детей с ОВЗ. | |
Гигиена умственного труда. | Рефераты: 10. Тема: «Гигиена нервной системы» Оптимальное сочетание работы и отдыха, режим дня. Ритмы человеческого организма и связанный с ним режим дня. Перемена занятий, смена умственной и двигательной работы как предупреждение переутомления. Утомление, переутомление, ранние нервно-психические расстройства. Информационный проект: 11. Тема: «Особенности динамики умственной работоспособности у лиц с ОВЗ».
Динамика умственной работоспособности в течение суток, недели, года в различные возрастные периоды. Суммарная дневная нагрузка учащихся. Методы определения умственной работоспособности. Особенности динамики умственной работоспособности у лиц с ОВЗ. Оценка режима дня и расписания занятий в учреждениях для лиц с ОВЗ. Исследовательский проект: 12. Тема: «Соответствие расписания уроков гигиеническим требованиям для разных классов в отдельной школе» Переписать расписание уроков в любой общеобразовательной школе. Провести его анализ и дать гигиеническую оценку. Составить рекомендации для устранения недостатков. Аргументировать свои замечания. Отчет представить в виде презентации. |
|
Профилактика «школьных болезней» методами гигиены. | Рефераты: 13. Тема: «Здоровьесберегающие технологии» Использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий. 14. Тема: «Здоровьесберегающие технологии коррекционного развития». Арт-терапия, музотерпия, аромотерапия, пескотерапия, анималотерапия и др. Их значение для коррекционного обучения. 15. Тема: «Гигиена зрения». Наиболее распространенные нарушения зрительных функций у детей и методы их коррекции.
Профилактика нарушений зрения у детей и подростков. Офтальмотренаж. Гигиенические требования, предъявляемые к освещению учебных заведений и рабочему месту ребенка, к шрифту, яркости и блестскости учебников и учебных пособий. 16. Тема: «Гигиена слуха». Наиболее распространенные нарушения слуха у детей и методы их коррекции. Гигиена органов слуха и профилактические меры для предотвращения отрицательного воздействия шума и других неблагоприятных факторов на слух. Влияние занятий дайвингом на слух. 17. Тема: «Закаливание организма». Закаливание, как основа здоровья ребенка. Виды закаливания. Принципы, приемы и методы закаливания. Значение бани и «моржевания». |
|
Вредные привычки и здоровье. | Рефераты: 18. Тема: «Алкоголизм и курение, – как социальное зло»; 19. Тема: «Наркомания и токсикомания – как социальное зло»; 20. Тема: «Проблемы женского алкоголизма»; 21. Тема: «Лечение и профилактика венерических заболеваний»; 22. Тема: «Вред аборта как социальная проблема»; 23. Тема: «СПИД – социальная болезнь XXI века»; 24. Тема: «Здоровье студента»; 25. Тема: «Влияние стресса на здоровье человека». |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕФЕРАТА
ИНФОРМАЦИОННОГО И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Приступая к выполнению реферата (информационного проекта), студент должен ознакомиться с теоретическим материалом по всем предложенным вопросам. Для ответа на тот или другой вопрос можно воспользоваться основной литературой (учебники, учебные пособия, лекции) и дополнительной литературой. Только после глубокого изучения материала, его осмысления, можно приступить к изложению ответа на вопрос реферата. Теоретические вопросы во всех вариантах составлены так, что для ответа на них от студента требуется изучение значительной части курса. Отвечать на вопросы нужно в логической последовательности, сопровождая ответ, где это необходимо рисунками, схемами, графиками. Информационный проект предполагает более расширенное представление материала с включением результатов научно-исследовательской работы по данной тематике. Поэтому для поиска материалов можно использовать научную литературу и доклады конференций и съездов. Для исследовательского проекта требуется проведение собственных научных изысканий, результаты, которых докладываются затем в виде презентации и могут быть включены в межвузовскую ежегодную научно-исследовательскую конференцию. В информационном и исследовательском проекте могут принимать участие сразу несколько студентов.
Реферат должен быть написан разборчиво на стандартных листах белой бумаги с полями, предназначенными для замечания преподавателя. В конце реферата приводится список использованной литературы (не менее 3-х источников) в следующем порядке: фамилия и инициалы автора (или авторов), полное название книги, место издания, издательство, год издания. При использовании интернета – обязательна ссылка на сайт.
Объем реферата не должен превышать 10 (информационного и исследовательского проекта – 15) листов печатного текста. На титульном листе контрольной работы указывают фамилию, имя, отчество студента, факультет, группу, номер варианта (см. образец).
На странице 1 помещают содержание вопросов всей контрольной работы. Ответ на каждый вопрос необходимо начинать с новой страницы и формулировки самого вопроса.
Литература
а)основная литература
1. Барыкина Н.В. и др. Гигиена детей и подростков — М., Феникс, 2010.
2. Красноперова Н.А. Лабораторный практикум по возрастной анатомии, физиологии и гигиене. – М. Миклош, 2007.
3. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. М., ГЭОТАР – Медиа, 2007.
4. Петленко В.П. Валеология человека: Здоровье-Любовь-Красота. — С.Пб.,1998.
б)дополнительная литература
1. Абрамов С.А. Алкоголизм — как социальное зло. — М.,1987.с.11-17.
2. Айдаралиев А.А. и др. Комплексная оценка функциональных резервов организма. Фрунзе:Илим,1988. 195с.
3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. — М., ФиС, 1987.
4. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М. 1982.
5. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья //Валеология, диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.:Наука,1993,с.33-47.
6. Бальсевич В.К. Здоровье в движении. — М.,1988.
7. Белецкая В.Н. и др. Школьная гигиена. — М.,1983.
8. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. — М.: Физкультура и спорт, 1990.208с.
9. Брегг П. Здоровье и долголетие. — М.ГРЕГОРИ-Пейдж.1996.
10. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. — М.,1991.
11. Вишневская.Л.Я., Данилова Е.А. Пьют родители — страдают дети. — М.Медицина,1977.
12. Гагаев.Г.К., Сомов А.Б. Лечение и профилактика венерических заболеваний. — М. УДН,1987.
13. Григорьева Е. Аборт в судьбе женщины. Сеьмья и школа. — М.1995, №7.
14. Добротина Н.А.,Швец.И.М. Введение в экологию человека. — Нижний Новгород,1994.
15. Здоровый образ жизни: Сущность, структура, формирование на пороге ХХI века /Сост. В.И.Жолдак. Томск,1996.
16. Колбанов А.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. — СПб., 1994.
17. Кардашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков – М., Медицина, 1988.
18. Лисицин Ю.П. Слово о здоровье. М.1993.
19. Макарова Л. Записки нерожденного. Здоровье №10 — М.,1995.
20. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс, профилактика — М.Наука,1981. 278с.
21. Мясников А.Л. Гипертоническая болезнь и атеросклероз — М.Медицина.1965.
22. Родионов А.В., Родионов В.А. Физическое развитие и психическое здоровье. — М.,1997.
23. Смирнов Н.К. Валеология. — М.,1995.
24. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология 5,6,7 кл. — СПб.,1996.
25. Фролова О.Г.,Гранат.Н.Е. Вред аборта. — М. Медицина,1985.
26. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. — М.,1988.
27. Чумаков Б.Н. Валеология. — М.,1997.
Образец.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат
По дисциплине: «Гигиена»
В А Р И А Н Т №
Тема: «……………………………»
Работу выполнил (а) студент (ка)
дефектологического факультета
………группы
Сергеев А.И.
Работу проверил
ФИО преподавателя
Москва 2011