МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема:«Влияние родительских отношений на развитие и преодолениетревожностиу детей старшего дошкольного возраста».
Выполнила студентка 6курса
факультетадошкольной педагогики
и психологии Черненко Ю.В.
Научныйруководитель
Педагогика, психология и правоохранительная практика.Взаимосвязь ...
... органам раскрывать преступления. Целью данной работы является выявление проявлений взаимосвязи между педагогикой, психологией и правоохранительной практикой. С целью выполнения поставленной цели возникает необходимость в ... жизни человека. Сознание - это высшая форма психического отражения, в которой проявляются отношения человека к окружающему миру и его социальный опыт. Очень важно, что сознание ...
старший преподаватель кафедры
дошкольной педагогики и психологии,
Серёдкина Н.Д.
Сданана рецензию
…………………….
Допущенак защите
…………………….
Защищена
…………………….
Иркутск 2002
СОДЕРЖАНИЕВведение. – 3-5
Дети-инвалиды в системе семейных отношений
... В данной работе рассмотрена методика социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ В СИСТЕМЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со ... семьям необходимой эмоциональной поддержки, передачи опыта воспитания детей, защиты прав семей и др. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Социальный работник является ...
Глава 1.Теоретические основы развития и преодоления тревожности
у детей в системе родительскихотношений.
1.1.Понятие «родительскиеотношения», виды, критерии. – 6-11
1.2. Влияние родительскихотношений на проявление тревожности
у детей старшего дошкольноговозраста. – 11-16
1.3. Подходы к коррекциитревожности у детей в системе детско-
родительских отношений. – 16 -20
Глава 2.Изучение особенностей развития детско-родительских отношений
в семье (на материалахконстатирующего этапа исследования).
– 21 -30
Глава 3.Коррекционная программа по созданию психолого-педагогических
условий для преодолениятревожности у детей шестого года жизни
в системе детско-родительскихотношений. – 31-39
Заключение. – 40
Библиография. –41-42
Изучение влияния типов родительского отношения на уровень тревожности ...
... используемой литературы Приложения родительское дошкольный тревожность Все дети должны каждый день испытывать радость, и это должно стать целью взрослых» Г. Лендрет Введение Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно ... развития ребёнка. Важнейшей характеристикой развития, его ключевым моментом является та система отношений ребёнка со взрослыми, в которую ребёнок вступает в каждый ...
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
Психологическоездоровье детей зависит от социально-экономических, экологических, культурных,психологических и многих других факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А.Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других) ребёнок как самая чувствительнаячасть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.
В последние годы, как свидетельствуютспециальные экспериментальные исследования, наиболее распространённымиявлениями являются тревожность и страхи у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов,А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Одним из условий, влияющих на проявлениетревожности у детей, как указывают исследователи С.В. Ковалёв, А.И. Захаров, И.Коган и другие, является психологический микроклимат семьи.
Для маленького ребёнка семья – это целыймир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть,радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённыеотношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, таки негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным,открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
По мнению А.Я. Варга, В.В. Столина идругих, родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку,поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностейвосприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Для развития позитивных детско-родительскихотношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблемевоспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).
Поэтому актуальность проблемыдетско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всегоразвития психологической науки и практики. В связи с этим мы решили изучить этутему и раскрыть ее в нашей работе.
Цель исследования –апробировать систему работы по преодолению тревожности у детей.
Объект исследования – детскаятревожность и причины ее возникновения.
Рисунок как метод диагностики и коррекции детей из приёмных семей
... о правах ребёнка, Законом «О правах ребёнка» взят курс на определение детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Для решения ... вступать с ней межличностные отношение. Продолжительная депривация, которая начинается в первый год жизни ребёнка и продолжается до трё ... опеке. С учетом же находящихся на госопеке детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, обучающихся в ВУЗах (607 чел.), ...
Предмет исследования – процесссовершенствования детско-родительских отношений с целью преодоления тревожностиу детей.
Гипотеза: мы предполагаем, что дляустранения тревожности у детей старшего дошкольного возраста необходимоусовершенствовать детско-родительские отношения, а это возможно при условии:
а) создания обстановки эмоциональногокомфорта и психологического благополучия ребенка в семье;
б) изучения особенностей стилейдетско-родительских отношений;
в) комплексного использования средств иметодов психолого-педагогической коррекции в системе детско-родительскихотношений.
В соответствии с объектом и предметомисследования нами были поставлены следующие задачи:
1.Выявить теоретические основы проблемывлияния родительских отношений на развитие и устранение тревожности у детей.
2.Отобрать диагностические методики,направленные на выявление тревожности у детей в системе родительских отношений.
3.Апробировать коррекционную программу поразвитию положительных детско-родительских отношений, выявить ее развивающийэффект.
Методологическая основа:
Методологической основой являютсятеоретические концепции ведущих отечественных психологов: В.С.Мухиной,Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева о закономерностях развития детской психики,понимание дошкольного детства как особого периода в становлении личности. Атакже исследование ряда работ авторов, которые изучали семью и семейныеотношения: Л.Д.Столяренко, С.И.Самыгин, А.В.Петровский, А.И.Захаров,И.М.Балинский, В.Н.Мясищев и другие.
Методы исследования:
1.Анализ справочнойпсихолого-педагогической литературы.
2.Эксперимент (констатирующий, формирующий,контрольный).
3.Количественная и качественная обработкарезультатов.
Практическая значимостьработысостоит в разработке коррекционной программы по преодолению тревожности у детейв системе детско-родительских отношений.
Организация работы:
Экспериментальная работа проводилась в МДОУ№ 43 г. Усолье-Сибирское.
В исследовании принимало участие 30 детей и30 родителей.
Структура и объем работы:
Дипломная работа состоит из введения, трехглав, заключения, библиографии и приложения. Основное содержание изложенона страницах.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ
ТРЕВОЖНОСТИУ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.
1.1.
Понятие«родительские отношения», виды, критерии.
Прежде чем понять сущность влиянияродительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни.
Семья как определённая социальная общностьволновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов вовсе времена. Но на сегодняшний день всовременной науке так и нет единого определения понятия «семья», хотя попыткисделать это предпринимались великими мыслителями много веков назад (Аристотель,Гегель, Кант, Платон и другие).
Соотношение личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку
... родителей и т.п. В частности формирование личности ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от ... на формирование личности ребенка 2. Классификации стилей родительского отношения в зарубежной и отечественной психологии 3. Личностные особенности родителей, влияющие на стиль отношения к ребенку . 22 ГЛАВА ...
В психологическом словаре для родителейнаходим следующее определение семьи:
«Семья – основанная на браке или кровномродстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральнойответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения обусловленыразличием полов и половой потребностью, проявляются в форменравственно-психологических отношений» (40).
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина,«семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная дляоптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) исамоутверждении (самоуважении) каждого её члена» (39, 210).
В социологии семья рассматривается как:
-первичная социальная группа, в которой начинается ипротекает социальная жизнь человека;
-основнойфактор в социализации;
-социальныйинститут, регулирующий различные стороны жизни на основе принципов и правил,принятых в обществе;
-социальнаясистема, все члены которой имеют определённые статус и роли;
-общность,для которой характерна особая система межличностных отношений.
По мнению исследователей, занимающихся проблемами семьи
(И.М.Балинский, А.И. Захаров, И.А. Сихорский и другие), семья может выступать вкачестве положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка.
Положительное воздействие на личностьребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей,не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. Ивместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанестистолько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
По мнению Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина,«семейное воспитание» – это система воспитания и образования, складывающаяся вусловиях конкретной семьи и силами родителей и родственников.
Семейное воспитание – сложная система. Онодолжно основываться на определённых принципах и иметь определённое содержание,которое направлено на развитие всех сторон личности ребёнка. Оно должноосновываться на определённых принципах:
-гуманностьи милосердие к растущему человеку;
-вовлечениедетей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;
-открытостьи доверительность отношений с детьми;
-оптимистичностьвзаимоотношений в семье;
-последовательностьв своих требованиях (не требовать невозможного);
-оказаниепосильной помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы.
Темперамент ребенка и воспитание
... больше продвинется в своих занятиях. Общение. Обсуждайте с ребенком его отношения со сверстниками и близкими людьми, побуждайте его ... его налаживать отношения в коллективе - вы ведь не можете быть рядом с ним постоянно. Побуждайте ребенка анализировать свое ... Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок -"солнце" - обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, ...
Реализация этих принципов будет зависеть иот типа воспитания:
Автократический – когда все решения,касающиеся детей, принимают исключительно родители.
Авторитетный, но демократический – вэтом случае решения принимаются родителями совместно с детьми.
Либеральный – когда при принятиирешения последнее слово остаётся за ребёнком.
Хаотический – управлениеосуществляется непоследовательно: иногда авторитарно, иногда демократически,иногда либерально.
Основойсемейного микроклимата, по мнению исследователей А.С. Макаренко, А.В.Петровского, А.И. Захарова, А.Б. Добрович и других, являются межличностныеотношения, которые и определяют его климат.
Именно по отношению родителей к своемуребёнку, как считает Е.М Волкова, можно предположить, каким он станет вбудущем.
По мнению А.Я. Варга и В.В. Столина,«родительские отношения» – это система разнообразных чувств к ребёнку,поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностейвосприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.
Проблемой влияния родительского отношения кребёнку занимались такие исследователи как А.В. Петровский, А.И. Захаров, И.М.Балинский, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепицкий и другие.
С. Соловейчик считает, что отношенияродителей к ребёнку отличаются высокой психологической напряжённостью имногообразны в своих проявлениях. Наиболее частыми, по его мнению, типамиотношений являются: внимательное, боязливое, тщеславное, сердитое,раздражительное, приспособляющееся, общительное, сенсационное, настойчивое,постоянное, уверенное, обнадёживающее.
П.Ф. Лесгафт выделил шесть позицийродителей по отношению к детям, оказывающих влияние на поведение ребёнка:
1.Родителине обращают внимания на детей, унижают, игнорируют их. В таких семьях детичасто вырастают лицемерными, лживыми, у них часто наблюдается невысокийинтеллект или задержка умственного развития.
2.Родителипостоянно восхищаются своими детьми, считают их образцом совершенства. Детичаще всего вырастают эгоистичными, поверхностными, самоуверенными.
3.Гармоничныеотношения, построенные на любви и уважении. Дети отличаются добросердечием и глубиноймышления, стремлением к знаниям.
4.Родителипостоянно не довольны ребёнком, критикуют и порицают его. Ребёнок растётраздражительным, эмоционально неустойчивым.
5.Родителичрезмерно балуют и оберегают ребёнка. Дети растут ленивыми, социально незрелыми.
6.Родители,на позицию которых оказывают влияние финансовые трудности. Их дети растут спессимистическим отношением к окружающему миру. Если же не влияют, то детиспокойны, скромны.
А.С. Макаренко обращает внимание на такиеотношения в семье как сосуществование, конфронтация, содружество.
В своих исследованиях С.В. Ковалёв выделяетследующие типы семейных отношений: антагонизм, конкуренция, соревнование,паритет, сотрудничество.
Е.М. Волкова рассматривает лишь типыблагополучных семей.
А.В. Петровский выделяет диктат, опеку,паритет и сотрудничество.
Изучив выделенные С.В. Ковалёвым, А.В.Петровским, Е.М. Волковой типы семейных отношений, мы определили следующие:
Копия 2 распр.нарушения у детей
... аутичным ребенком оказалась более эффективной, желательно начинать ее с развития ... смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком. Чтобы работа с ...
Диктат– систематическое подавление инициативы другого.
Опека– отношения, при которых родители обеспечивают своим трудом удовлетворениевсех потребностей ребёнка.
Невмешательство– предполагает сосуществование двух миров: «взрослых» и «детей».
Сотрудничество– предполагает опосредованность межличностных отноше-ний общим целям и задачамсовместной деятельности.
Паритет– ровные «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членовсоюза.
А.Б Добрович выделяет роли ребёнка в семье,определённые для него родителями: «кумир семьи», «мамино сокровище», «паинька»,«болезненный ребёнок», «ужасный ребёнок», «Золушка» (7, 46).
В своих исследованиях А.Я. Варга и В.В.Столин выделили следующие критерии родительских отношений:
1.«Принятие– отвержение».
Принятие: родителю ребёнок нравится таким,какой он есть. Он уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему.
Отвержение: родитель воспринимает своегоребёнка плохим, неприспособ-ленным, неудачливым, по большей части испытывает кребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважаетего.
2.«Кооперация»– родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всем помочьему. Высоко оценивает его интеллектуальные и творческие способности, испытываетчувство гордости за него.
3.«Симбиоз»– родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким ибеззащитным. Родитель не предоставляет ребенку самостоятельности.
4.«Авторитарнаягиперсоциализация» – родитель требует от ребенка безоговорочного послушания идисциплины. Он старается во всем навязать ему свою волю, за проявлениесвоеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальнымповедением ребенка и требует социального успеха.
5.«Маленькийнеудачник» – в родительском отношении имеется стремление инфантилизироватьребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ребёнокпредставляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний.Взрослый старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролироватьего действия.
Анализ литературы показывает, что, несмотряна разнообразие понятий, описывающих родительские отношения, практически вовсех подходах можно заметить, что родительское отношение по своей природепротиворечиво. Е.О.Смирнова и М.В.Быкова выделяют два противоположных момента вродительских отношениях: безусловный (содержит такие компоненты, как принятие,любовь, сопереживание и т.д.) и условный (объективная оценка, контроль,направленность на воспитание определённых качеств).
Таким образом, у нас есть все основаниясделать вывод о том, что взаимоотношения в семье могут носить разноплановыйхарактер. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция,которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводятребенку в семье. Под влиянием типародительских отношений формируется его личность.
Исследования А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия,Д.Б.Эльконина и других показали, что психическое развитие ребенка определяетсяего эмоциональным контактом и особенностями сотрудничества с родителями.
Следовательно, логично рассмотреть вопрос овлиянии родительских отношений на эмоциональное развитие ребенка.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое отношение к окружающему, раскрыть внутренний мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к этому ... способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ...
1.2. Влияние родительских отношений на проявлениетревожности
у детей старшего дошкольного возраста.
Прежде чемрассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских отношений, обратимвнимание на то, что представляет собой тревожность.
В психологической науке имеется значительноеколичество исследований, посвященных анализу различных аспектов проблемытревожности.
Понятие «тревожность» многоаспектно. Всловарях оно отмечается с 1771 г. Существует много версий, объясняющихпроисхождение этого термина. Большинство исследователей сходятся во мнении отом, что рассматривать это понятие надо дифференцированно – как ситуативноеявление и как личностную характеристику.
В психологическом словаре «тревожность»рассматривается как склонность индивида к переживанию тревоги,характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один изосновных параметров индивидуальных различий.
По мнению Р.С. Немова, тревожностьопределяется как свойство человека приходить в состояние повышенногобеспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
В.В. Давыдов трактует тревожность какиндивидуальную психологическую особенность, состоящую в повышенной склонностииспытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе итаких общественных характеристиках, которые к этому не предполагают.
Из определения понятий следует, чтотревожность можно рассматривать как:
-психологическоеявление;
-индивидуальнуюпсихологическую особенность личности;
-склонностьчеловека к переживанию тревоги;
-состояниеповышенного беспокойства.
В состав тревожности входят понятия:«тревога», «страх», «беспокойство». Рассмотрим сущность каждого.
Страх – аффективное (эмоциональнозаострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни иблагополучия.
Тревога – эмоционально заострённоеощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство,так как она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства
Оно проявляется в наличии лишних движений или, наоборот,неподвижности. Человек теряется, говорит дрожащим голосом, либо совсемзамолкает.
Наряду сопределением исследователи выделяют различные виды и уровни тревожности.
Ч. Спилбергервыделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).
Личностная тревожность предполагаетширокий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу(тревожность как черта личности).
Ситуативнаятревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудьконкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку.
А.И. Захаров обращает внимание на то, что встаршем дошкольном возрасте тревожность ещё не является устойчивой чертойхарактера, имеет ситуационные проявления, так как у ребёнка именно в периоддошкольного детства происходит становление личности.
А.М. Прихожан выделяет виды тревожности наоснове ситуаций, связанных:
-с процессом обучения – учебная тревожность;
-с представлениями о себе – самооценочнаятревожность;
-с общением – межличностная тревожность.
Помимо разновидностей тревожности,рассматривается и её уровневое строение.
И.В. Имедадзе выделяет два уровнятревожности: низкий и высокий. Низкий необходим для нормального приспособленияк среде, а высокий вызывает дискомфорт человека в окружающем его социуме.
Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова выделяют триуровня тревоги, связанной с деятельностью: деструктивный, недостаточный иконструктивный.
Тревожность как психологическая особенностьможет иметь разнообразные формы. По мнению А.М. Прихожан, под формой тревожностипонимается особое сочетание характера переживания, осознание вербального иневербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Еюбыли выделены открытые и закрытые формы тревожности.
Открытые формы: острая, нерегулируемая тревожность; регулируемаяи компенсирующая тревожность; культивируемая тревожность.
Закрытые (замаскированные) формытревожности названы ею «масками». В качестве таких масок выступают:агрессивность; чрезмерная зависимость; апатия; лживость; лень; чрезмернаямечтательность.
Повышенная тревожность влияет на все сферыпсихики ребёнка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когни-
тивную.
Исследования В.В. Лебединского позволяютсделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска поневрозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.
Так, какой он, тревожный ребёнок?
Тревожный ребёнок имеет неадекватнуюсамооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытываетзатруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение –приневротического характера, с явными признаками дезадаптации, интерес к учёбеснижен. Ему свойственна неуверенность, боязливость, наличиепсевдокомпенсирующих механизмов, минимальная самореализация.
Одним из факторов, влияющих на появлениетревожности у детей, как указывают А.И. Захаров, А.М. Прихожан и другие,являются родительские отношения.
Приведём подборку исследований зарубежных иотечественных авторов по данной проблеме.
К. Монпард считает, что жестокое воспитаниеприводит к характерологичес- комуразвитию тормозного типа с пугливостью, робостью и одновременным избирательным доминированием; маятникообразное воспитание (сегодня запретим, завтраразрешим) – к выраженным аффективным состояниям у детей, неврастении; опекающеевоспитание приводит к чувству зависимости и созданию низкого волевогопотенциала; недостаточное воспитание – к трудностям в социальной адаптации.
С. Блюменфельд, И. Александренко, Г.Героргиц считают, что родительская гиперпротекция или радикальное пренебрежениеприводит к неустойчивости и агрессивности детей.
П.А. Лесгафт говорил о том, чтонедостаточное и жестокое отношение к ребёнку даёт «злостно-забитый» тип детей,с погруженностью в себя, с неустойчивостью поведения и нарушениями вкоммуникативной сфере; избыточно-заласкивающее – «мягко-забитый» тип сзависимым поведением, холодностью и равнодушием; воспитание по типу «кумирсемьи» – честолюбие, сверхстарательность, стремление быть первым ираспоряжаться другими.
И.М. Балинский считал, что строгоенесправедливое отношение к детям в семье является причиной развития у нихболезненного душевного состояния; чрезмерно-снисходительное отношение –причиной, переходящей через край эмоциональности у детей; чрезмернаятребовательность – причиной душевной слабости ребёнка.
В.Н. Мясищев, Е.К. Яковлева, Р.А.Зачепецкий, С.Г. Файеберг говорили о том, что воспитание в условиях строгих, нопротиворечивых требований и запретов ведёт к возникновению предрасполагающегофактора для невроза, навязчивых состояний и психастении; воспитание по типучрезмерного внимания и удовлетворения всех потребностей и желаний ребёнка – кразвитию истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональностьюи отсутствием самоконтроля; предъявление к детям непосильных требований – какэтиологический фактор неврастении.
Е.Г. Сухарева делает следующие выводы:противоречивое и унижающее воспитание ведёт к агрессивно-защитному типуповедения детей с повышенной возбудимостью и неустойчивостью; деспотическоевоспитание – к пассивно защитному типу поведения с тормозимостью, робостью,неуверенностью и зависимостью; сверхопека, предохранение – кинфантилизированному типу поведения с яркими аффективными реакциями.
Отечественные и зарубежные авторы обращаютвнимание на то, что родители порой строят свои отношения с ребёнком неосознавая, что они просто копируют модель воспитания их собственных родителей(29).
Исследования В.С. Мухиной, Т.А. Репиной,М.С. Лисиной и других указывают, что причиной построения негативного отношенияродителей к ребёнку является незнание психологических особенностей возраста,задач, содержания, форм, методов воспитания ребёнка.
С точки зрения обучения и развития,основными особенностями ребёнка шестилетнего возраста является то, что:
а) ребёнок может произвольно управлять своимповедением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями(А.В. Запорожец).
б) в любом виде деятельности может выйти запределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, одновременноудержать в сознании цепочкувзаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса (Н.Н.Поддъяков).
в) ведущее значение приобретает развитиевоображения (Л.С. Выготский).
Такимобразом, исследуемый материал позволил нам определиться в сущности понятиятревожности и её влияние на личностное развитие ребёнка. Одним из факторов,влияющих на её разрастание, являются особенности родительского отношения кребёнку: строгого, жестокого отношения, стили воспитания, позиция родителей поотношению к ребёнку, отсутствие эмоционального контакта с ребёнком,ограниченность в общении с ним, незнание возрастных и индивидуальныхособенностей малыша.
Для того, чтобы строить позитивные отношенияс ребёнком, важно знать, как это делать. Рассмотрим исследования авторов поданной проблеме.
1.3.Подходык коррекции тревожности у детей
в системе детско-родительских отношений
По мнению отечественных и зарубежных авторов (А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва, Р.В. Овчарова, А.А. Осипова, А.С. Спиваковская, А. Адлер, К. Роджерс, Г.Л. Лэндрэт и другие) очень важна коррекция различныхнарушений эмоциональных состояний и дисгармонии в развитии личности.
Коррекция– этосистема мероприятий, направленных на исправление недостатков психологическогоразвития или поведения человека с помощью специальных средств психологическоговоздействия.
Психологическая коррекция – это такаядеятельность, которая направлена на повышение возможности участия клиента всамых различных сферах (в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми),на раскрытие потенциальных творческих резервов человека.
Психологическая коррекция различается повидам и формам.
По видам: симптоматическая, каузальная; познавательнойсферы; личности; аффективно-волевой сферы; поведения; межличностных отношений.
По формам: индивидуальная;групповая; смешанная; программированная; директивная; не директивная;сверхкороткая; длительная; общая; частная; специальная.
Несмотря на различия в теориях, целях,процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие в целомсводится к тому, что один человек пытается помочь другому.
Р.В. Овчарова, основываясь на причинахнеэффективности родительских отношений, таких как: педагогическая ипсихологическая неграмотность родителей; ригидные стереотипы воспитания;личностные проблемы и особенности родителей, вносимые в общение с ребёнком;влияние особенностей общения в семье на отношения родителей к ребёнку и др.,предлагает в качестве основного метода коррекции когнитивно-поведенческийтренинг.
Когнитивно-поведенческий тренинг осуществляется с помощью ролевых игр ипрограммы видеотренинга.
Обоснование метода: семья – целостнаясистема. И именно поэтому проблемы диады «родитель-ребёнок» не могут бытьрешены только благодаря психокоррекции ребёнка или родителя. Параллельнаяработа позволяет увеличить эффективность занятий.
А.А. Осипова выделяет как средствокоррекции детско-родительских отношений – социально-психологический тренинг.
Под социально-психологическим тренингомпонимается практика психологического воздействия, основанная на активныхметодах групповой работы. При этом подразумевается использование своеобразных формобучения знаниям, умениям, техникам в сфере общения, деятельности и коррекции.
Социально-психологический тренинг – один изметодов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого впроцессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышениекомпетентности в сфере общения, в котором общий принцип активности обучаемогодополняется принципом рефлексии над собственным поведением других участниковгруппы
В процессе социально-психологическоготренинга применяются различные методические приёмы: групповая дискуссия(базовый методический приём), ролевая игра, невербальные упражнения и такдалее.
Е.Б. Ковалёва, исследуя тревожность детей,обратила внимание, что на рост тревожности дошкольника оказывает определённое влияниеэмоциональных детско-родительских отношений. В результате ребёнок находится поддавлением родителей. В качестве коррекции тревожности у детей предлагалавоздействие на его самосознание через уровень его развития.
Методы коррекции органического уровня:фито- и витаминотерапия, упражнения на релаксацию и сосредоточения, обратитьвнимание на режим дня, питание, прогулки, достаточный сон.
Методы коррекции индивидуального уровнясамосознания направлены на стабилизацию эмоционального состояния, на развитиеэмпатии и адекватных защитных проявлений (игровая терапия, окотерапия,деятельная терапия и т.д.).
Методы коррекции личностного уровня:упражнение типа «Вживание в образ», терапевтическое общение, а такжеэффективные проективные методики: рисование страхов, составление рассказов поспециальным картинкам и так далее.
По мнению А.Г. Харчева, семья длядошкольника – «социальный микроскоп», в котором он постепенно приобщается ксоциальной жизни. Нередко в воспитании детей допускаются ошибки, которыесвязаны с неправильным представлением родителей о воспитании ребёнка, незнанияего психологических, возрастных и индивидуальных особенностей, что приводит кнарушениям в системе детско-родительских отношений.
Для того, чтобыскладывался позитивный тип детско-родительских отношений, как считают Т.А.Маркова, Г. Кравцов, Т.Н. Доронов, С.И.Мушен-
ко идругие, надо формировать педагогическую грамотность у родителей. На современномэтапе сл