Содержание
Введение 3
Глава I Психолого-педагогические аспекты исследования ценностных ориентаций 6
1.1 Изучение ценностных ориентаций в психологии 6
1.2 Изучение ценностных ориентаций у предпринимателей 24
Выводы по Главе I 30
Глава II Эмпирическое исследование ценностных ориентаций предпринимателей 31
2.1 Методы и методики 31
2.2 Выявленные ценности 34
Выводы 40
Заключение 41
Библиографический список 42
Приложения 47
Введение
В связи с изменившейся социально-экономической ситуацией в современном российском обществе сформировалась новая социальная группа, которая в общественном сознании определяется таким термином, как предприниматели. Активность представителей этой группы оказывает большое влияние на экономическую и политическую жизнь страны, поэтому осмысление психологических механизмов регуляции активности предпринимателей становится все более актуальным.
Одним из основных регуляторов поведения и деятельности отдельной личности, социальной группы и общества в целом являются ценностные ориентации. Это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общее отношение к миру и к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Проблема изучения ценностей и ценностных ориентаций современного человека представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания – философии, социологии, психологии, педагогики, культурологи и пр. В психологии она в том или ином аспекте рассматривалась в различных психологических подходах (З. Фрейд, Э. Шпрангер, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Шостром, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и др.).
Отмечена чрезвычайная сложность системы ценностных ориентаций личности, сложность ее детерминации социальным. Набор ценностей, которые усваивает индивид ему «транслирует» общество, при этом кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей. В последние десятилетия вследствие нескольких острых социально-экономических кризисов в России произошли изменения в ценностных ориентациях россиян: в структуре жизненных приоритетов произошел переход от направленности на самоутверждение и альтруистические ценности к направленности на деловую активность и прагматические ценности. В связи с этим чрезвычайный интерес представляет анализ структуры и динамики ценностных ориентаций предпринимателей.
особенности ценностных ориентаций у предпринимателей.
... регуляции активности предпринимателей становится все более актуальным. Одним из основных регуляторов поведения и деятельности отдельной личности, социальной группы и общества в целом являются ценностные ориентации. Это сложный социально-психологический ...
Актуальность исследования обусловлена широким распространением предпринимательства как вида профессиональной деятельности среди россиян в последние десятилетия в связи с переходом России к «рыночным отношениям», его массовым характером и вследствие этого высокой степенью влияния, оказываемого предпринимательством как социально-демографической и социально-экономической стратой на развитие экономики и других сфер жизни общества. Также актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что предпринимательство представляет собой сравнительно новый в масштабах исторического развития нашего общества феномен, и в связи с его быстрым и стремительным распространением недостаточно изучены особенности системы ценностных ориентаций предпринимателей как центрального личностного образования, выражающего их отношение к социальной действительности и являющегося основным регулятором их деятельности. Кроме того, социально-экономические преобразования последних лет в России и в мире влекут за собой неизбежные изменения в системе ценностей общества, социальных групп и отдельной личности. В особенности это относится к предпринимательству, как развивающемуся явлению, подверженному серьезным изменениям даже в своих сущностных характеристиках. Поэтому, несмотря на существование значительного числа работ, посвященных исследованию психологии предпринимателей, проблема ценностных ориентаций предпринимателей далека от разрешения, что также подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Объект исследования – ценностные ориентации взрослого человека.
Предмет исследования – особенности ценностных ориентаций предпринимателей.
Цель исследования: изучить особенности ценностных ориентаций у предпринимателей.
Гипотеза исследования: ценностные ориентации предпринимателей имеют свои особенности.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме ценностных ориентаций и их особенностей у предпринимателей.
2. Подобрать репрезентативные методики исследования ценностных ориентаций предпринимателей.
3. Провести исследование ценностных ориентаций предпринимателей.
Практическая значимость. В ходе настоящего исследования изучены особенности системы ценностей лиц, занятых в сфере предпринимательства, установлены характерные для них ценностные ориентации. Полученные данные способствуют пониманию направлений общего психосоциального развития предпринимательства как социально-демографической и социально-экономической группы и могут быть использованы для совершенствования системы профессионального отбора, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере предпринимательства, позволят повысить качество оказания им психологической помощи с целью профилактики стресса и эмоционального выгорания.
Формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников ...
... материале Объект исследования: формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников Предмет исследования: Формирование ценностно-смысловых ориентаций старших дошкольников по средствам сюжетно-ролевой игры Цель исследования: Дать теоретическое обоснование формирования ценностно-смысловых ориентации старших дошкольников ...
База проведения исследования: Союз предпринимателей Челябинской области.
Выборку исследования составили 50 взрослых испытуемых, занятых в сфере малого и среднего бизнеса.
Структура дипломной работы включает введение, теоретическую часть, эмпирическую часть, заключение, библиографический список из 56 источников и 5 приложений. Работа иллюстрирована 8 таблицами.
Глава I Психолого-педагогические аспекты исследования ценностных ориентаций
1.1 Изучение ценностных ориентаций в психологии
Понятие ценностных ориентаций введено в психологии как аналог философского понятия ценностей, и четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует. В наиболее общем смысле под ценностными ориентациями личности понимают ее направленность на те или иные ценности. Понятие «ценность», в свою очередь, имеет множество определений, как очень широких и общих, так и узких, сводящих его содержание до одного из явлений мотивационного процесса. Так, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта. В более общих определениях «ценность» рассматривается в нескольких аспектах:
— Ценность – как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.
— Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры, человеческих поступков.
— Социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей.
Чешский исследователь Я. Гудачек указывает на два основных значения понятия «ценность»:
1. Ценности в смысле объективно существующих предметов, событий, идей, свойств материальных и духовных продуктов и т.д., в сущности которых заключается атрибут ценности и которые существуют независимо от субъективных оценок людей;
2. Ценности в смысле значимости (ценности, конкретной ценности или системы ценностей) для индивида.
Значимость ценности для индивида можно понимать в трех значениях:
а) качества вещей, к которым направлены усилия человека, или которые удовлетворяют его потребности;
б) положительно оцениваемые индивидом объекты;
в) критерий, на основании которого оцениваются разные объекты.
Ценности охватывают жизнь человека и человечества в целом во всех их проявлениях и сторонах, в том числе познавательную сферу человека, его поведение и эмоционально-чувственную сферу. Осознавая собственные ценностные ориентации, свое место в мире, человек размышляет над смыслом и целью своей жизнедеятельности. Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна………………
Заключение
Проблема ценностей и ценностных ориентаций представляет актуальность для современной психологии. Структура ценностных ориентаций современного человека представлена иерархической системой материальных, духовных, социальных и прочих ценностей, содержание и динамика которых зависят от социальных обстоятельств, индивидуальных и возрастных особенностей личности и субъектной активности человека. Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей.
Человеческие ценности в социальной психологии
... дальнейшей работе. 2. Явные пути влияния ценностных ориентаций на социальную психологию Сам выбор предмета исследования свидетельствует о ценностях социального психолога. И нет ничего ... является предметом исследования социальной психологии. Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе. В отличие от общей психологии, социальная психология исследует не просто психические ...
В ходе настоящего исследования было выявлено, что первые по значимости места в системе ценностных ориентаций предпринимателей занимают материально обеспеченная жизнь и ценности достижений и соответствующие им ценности-средства (ответственность, сдержанность, эффективность в делах, аккуратность).
Вместе с тем, система ценностей предпринимателей имеет гендерные особенности: у предпринимателей-женщин наиболее часто встречаются семейные, родительские и альтруистические ценности, у предпринимателей-мужчин – карьера, социальный статус и профессиональный рост.
Мы полагаем, что знание этих особенностей будет способствовать совершенствованию системы профессионального отбора, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в сфере предпринимательства, позволит повысить качество оказания им психологической помощи с целью профилактики стресса и эмоционального выгорания.
Библиографический список
1. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности [текст] / В.Г. Алексеева // Психологический журнал. – 1984. – т. 5. – № 5. – С. 63-70.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды [текст] : в 2-х т., Т. I / Б.Г. Ананьев. – М. : Педагогика, 1980. – 232 с.
3. Андреева, В. Г. Социальная психология [текст] : учебное пособие / В.Г. Андреева. – Изд. 2-е, стер. – М., 1988. – 432 с.
4. Анурин, В. Ф. Ценностные ориентации и их влияние на формирование потребностей [текст] / В.Ф. Анурин // Социология высшей школы. Подготовка специалистов для народного хозяйства. – Сборник научных трудов. – Горький, 1982. – С. 116-129.
5. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения [текст] / М.И. Бобнева. – М., 1978. – 312 с.
6. Бубнова, С. С. Методика диагностики ценностных ориентации личности [текст] / С.С. Бубнова. – М., 1995.
7. Бубнова, С. С. Принципы и методы исследования ценностных ориентации личности как системы с нелинейной структурой [текст] / С.С. Бубнова // Психологическое обозрение. 1997, № 1.
8. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта [текст] / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова // Вопросы психологии. – 1993. – т. 14. – № 5. – С. 99-105.
9. Выжлецов, Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития [текст] / Г.П. Выжлецов // Социально-политический журнал. – 1996 – №1. – С. 86-99.
10. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности [текст] / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб. : Питер, 2000. – С. 256-269.
11. Гудачек, Я. Ценностная ориентация личности [текст] / Я. Гудачек // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. – С. 102-109.
12. Додонов, Б. И. Эмоция как ценность [текст] / Б.И. Додонов. – М., 1978. – 272 с.
13. Дробиницкий, О. Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия [текст] / О.Г. Дробиницкий. – М., 1967. – С. 44-45.
Психологии личности и общей психологии С.Т.Джанерьян
... ценностных ориентаций (Д.А.Леонтьев). Понятия жизненного и личностного смыслов. Механизмы смыслообразования (Д.А.Леонтьев). Тема 7. СПОСОБНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОДУКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ Развитие представлений о природе способностей в отечественной психологии ...
14. Дружинин, В. Н. Психология [текст] : учебник для экономически вузов / В.Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2002. – 672 с.
15. Журавлева, Н. А. Динамика ценностных ориентации личности в условиях социально-экономических изменений [текст] / Н.А. Журавлева // Мир психологии. – М., 2004. – 226 с.
16. Завалишина, А. Н. Методологический аспект смысложизненной ценности профессионального труда [текст] / А.Н. Завалишина // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: материалы VIII-X симпозиума: в 2 ч. / под ред. А.А. Бодалева [и др.]. – М. : Смысл, 2008. – Ч.1. – 2008. – 328 с.
17. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности [текст] / А.Г. Здравомыслов. – М., 1986. – 222 c.
18. Истомин, И. Н. Ценностные ориентации в системе регуляции поведения [текст] / И.Н. Истомин // Психологические механизмы регулирования социального поведения. – М., 1979. – С. 252.
19. Киселев, Г. С. Смысл и ценности нового века [текст] / Г.С. Киселев // Вопросы философии. – 2006. – № 4. – С. 12.
20. Климов, Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа [текст] / Е.А. Климов // Психологический журнал. – 1993. – т. 14. – № 4. – С. 130-136.
21. Козлов, А. А. Ценностные ориентации молодежи [текст] / А.А. Козлов Е.А. Гришина, И.М. Ильинский // Молодежь России : тенденции, перспективы. – М. : Молодая гвардия, 1993. – С. 167-189.
22. Кон, И. С. В поисках себя [текст] / И.С. Кон. – М., 1984. – 148 с.
23. Кричевский, Р. Л. Психология малой группы [текст] / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М., 1991. – 207 с.
24. Лазурский, А. Ф. Очерк науки о характерах [текст] / А.Ф. Лазурский. – М., 1995. – 271 с.
25. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность [текст] / А.Н. Леонтьев. – М., 1975. – 304 с.
26. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций [текст] / Д.А. Леонтьев. – M., 1992. – 17 с.
27. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13-25.
28. Ломов, Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений [текст] / Б.Ф. Ломов // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М., 1989. – С. 6-23.
29. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [текст] / Б.Ф. Ломов. – М., 1984. – 448 с.
30. Маслоу, А. Самоактуализация [текст] / А. Маслоу // Психология личности : Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982. – С. 108-118.
31. Момов, В. Человек, мораль, воспитание (теоретико-методологические проблемы) [текст] / В. Момов. – М., 1975. – 163 с.
32. Моральные ценности и личность [текст] / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М., 1994. – 176 с.
33. Мясищев, В. Н. Структура личности и отношение человека к действи-тельности [текст] / В.Н. Мясищев // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – С. 35-38.
34. Надирашвили, Ш. А. Установка и деятельность [текст] / Ш.А. Надирашвили. – Тбилиси : Мицниерба, 1987. – 361 с.
35. Наумова, Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения [текст] / Н.Ф. Наумова. – М., 1988. – 199 с.
Рекламный текст и психология речевого воздействия
... граждан образованных давать - целью одной ограничиваться не может воспитание.1 Темой «Рекламный текст и психология речевого воздействия» следует называть лишь ту, которая содержит нечто новое, все прочие ... передачи в полноте и ясности наиболее верен он - диалог. Инициативы энергии ее, личности способностей творческих развитию и упражнению способствующими средствами всеми по возможности по-правилу ...
36. Психологическая теория коллектива [текст] / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. – 239 с.
37. Психология. Словарь [текст] / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Изд. 2-е. – М., 1990. – 494 с.
38. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии [текст] / С.Л. Рубинштейн. – Изд. 2-е. – М., 1976. – 416 с.
39. Самарцева, О. К. Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы [текст] / О.К. Самарцева, Т.А. Фомина // Материалы международной научной конференции. – Иваново : ИвГУ, 1999. – С. 57-60.
40. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [текст] / Под ред. В.А. Ядова. – Л., 1979. – 263 с.
41. Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия [текст] / В.Ф. Сежантов. – М., 1990. – 360 с.
42. Современная западная социология: Словарь [текст] / Под ред.. – М., 1990. – 432 с.
43. Сунцова, Я. С. Ценностно-смысловые ориентации и удовлетворенность профессиональной деятельностью [текст] / Я.С. Сунцова // Смысл жизни и акме / под ред. А.А. Бодалева [и др.]. – М. : Смысл, 2008. – 328 с.
44. Тугаринов, В. П. Теория ценностей [текст] / В.П. Тугаринов. – Л., 1968. – 124 с.
45. Фейдимен, Дж. Теория и практика личностно-ориентированной психологии [текст] : в 2-х т. – Т. 2. / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. – М., 1996. – 208 с.
46. Философская энциклопедия / Под ред. В.Ф. Константинова : в 5-ти т. – Т. 5. – М., 1970. – 740 с.
47. Франкл, В. Человек в поисках смысла [текст] : Сборник / Под общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. – М. : Прогресс, 1990. – 368 с.
48. Фрейд, З. Я и Оно: труды разных лет [текст] / З. Фрейд : в 2-х т. – Т. 2, — Тбилиси : Мицниерба, 1991. – 425 с.
49. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности [текст] / Э. Фромм. – М., 1994. – 447 с.
50. Фромм, Э. Психоанализ и этика [текст] / Э. Фромм. – М., 1993. – 415 с.
51. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность [текст]: в 2-х т. – Т. 2 / Х. Хекхаузен ; Под ред. Б.М. Величковского. – М., 1986. – 408 с.
52. Шерковин, Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы [текст] / Ю.А. Шерковин // Психологический журнал. – 1982. – т. 3. – № 5. – С. 135-145.
53. Шостром, Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор [текст] / Э. Шостром. – Минск,1992. – 128 с.
54. Шпрангер, Э. Два вида психологии [текст] / Э. Шпрангер // История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса) : Тексты. – Изд. 2-е / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М., 1992. – 364 с.
55. Ядов, В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности [текст] / В.А. Ядов // Методические проблемы социальной психологии. – М. : Наука, 1975. – 416 с.
56. Яницкий, М. С. К проблеме аксиологической типологии личности [текст] / М.С. Ясницкий // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – Выпуск 3. Часть 1. – СПб., 1997. – С. 391- 398.
Приложения
Приложение 1
Ориентационная анкета Б. Басса
Инструкция: По каждому вопросу возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Из ответов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «больше всего».
Этика и психология — ответы на госы
... реализацией способностей личности. 59 3.Ответственен ли человек за свой моральный облик? Обоснуйте свой ответ. 59 Тема ... имеет тесную связь с науками о человеке - психологией, культурологией, педагогикой, историей). Уже первые античные философы (Пифагор, ... жизни. Именно нравственные ценности (счастье, любовь, сострадание, смысл жизни, нравственный долг, достоинство, честь, добродетель) и составляют ...
2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего стоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «меньше всего». ………..