Особенности развития личности интеллектуально одаренных детей

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИМ.А.ШОЛОХОВА

Факультет психологии

Курочкина Надежда Николаевна

Особенности развития личностиинтеллектуально одарённых детей

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент А.Н.Елизаров

Электросталь

2004

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3Глава 1. Развитие личностиинтеллектуально одаренных детей как предмет психологическихисследований………………………………………7 1.1 Развитие личности как предмет психологическихисследований……………………………………………………………..……….7 1.2 Развитие личности ребенка как предметпсихологических исследований…………………………………………………………………….11 1.3 Психологические особенности развития личностиинтеллектуально одаренных детей…………………………………………………………………..20 1.4Социально-психологические проблемы развитияличности интеллектуально одаренных детей…………………………………………..26  Выводы………………………………………………………………………….35 Глава2. Эмпирическое исследование специфики развития личности интеллектуальноодаренных детей……………………………………………35 2.1. Программа исследования…………………………………………………35 2.2 Результаты исследования………………………………………………….402.3. Обсуждение результатов …………………………………………………472.4. Анализ результатов методами математической статистики………..48 Выводы……………………………………………………………………..……54Рекомендациипо использованию полученных результатов на практике…………………………………………………………………………55Заключение………………………………………………………………………56Списоклитературы…………………………………………………………….58 ПриложенияВведение

Актуальна и мало изученапроблема адаптации и агрессивности одаренных детей. Мы рождаемся агрессивными. Уже первый крик ребенкаагрессивен. Первая хватка младенца агрессивна, как и у  маленькой обезьянки, которая повисает на шеесвоей матери. Первое общение является агрессивным: ребенок плачем сообщает отом, что он голоден, что ему больно и т.д. Также развитие личности ребенканапрямую связано с процессом адаптации. Этот процесс неразделим с самимпонятием жизнь: немыслима жизнь без адаптации и равно адаптация не существуетвне жизненного цикла организма. В последние годы проблема дезадаптации иагрессивности одаренных детей вызывает острую потребность у  родителей и учителей в информации о том,каким способом помочь одарённому ребёнку, находящемуся в изоляции, какпреодолеть боязнь социальных контактов, как справляться с асоциальнымповедением, как научить одарённых детей управлять собой, изменять себя,противостоять обстоятельствам, как сделать так, чтобы одаренный ребенок могполноценно жить, добиваться успехов, полностью реализовать свойинтеллектуальный потенциал, а главное ощущать радость жизни. Зная особенностиразвития одаренного ребенка, родители, воспитатели и учителя могут помочь емубезболезненно адаптироваться в социуме. Боязнь социальных контактов приводит кизоляции ребенка. В последние годы  средиодаренных детей стало больше изолированных детей. Причины могут быть разные: ицелевая ориентация общества и долгие часы, которые дети проводят закомпьютером, путешествуя в Интернете и очень часто личный пример родителей.

14 стр., 6665 слов

Одаренные дети: особенности их развития и воспитания

... знания. Ж.-Ж. Руссо, напротив, полагал, что ребенок одарен от природы, и цель педагога - не мешать его развитию. Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью решения ... рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы «одаренный ребенок». В значительной мере она связана ...

         В нашейдипломной работе анализируются различные взгляды отечественных и зарубежныхпсихологов на проблему развития личности одаренных детей. Прослеживаютсяотдельные возрастные периоды становления личности современного ребёнка.Исследуются психические особенности, связанные с особым строением личности испецификой развития  интеллектуальноодарённого ребёнка. Также исследуются социально-психологические проблемы, возникающиеу одарённого ребёнка в результате несоответствия особенностей его   развития и тех требований, правил, стандартов, которые предоставляет к немусоциум.

          На основе полученных данных мы разработали рядрекомендаций для учителей и родителей по психологической поддержке одаренныхдетей, по поиску баланса между социальными запросами общества и специальнымипотребностями, возможностями и интересами одаренного ребенка.

Проблема исследования:

Проблема агрессивности иадаптации одарённого ребёнка в микросоциуме не являлась до сих пор предметоммногостороннего исследования в отечественной психологической науки, хотянеобходимость углублённого изучения данной проблемы не вызывает сомнений.

Цель исследования:

Выявить специфику особенностей развития личности  интеллектуально одаренного ребенка и наосновании этих особенностей вскрыть сущность проблем дезадаптации иагрессивности.

Задачи исследования:

1.    

Анализ литературы отечественных изарубежных психологов.

2.    

Формулирование исследовательскойгипотезы

3.    

Подбор методик с целью проверкигипотезы

4.    

Осуществление эмпирическогоисследования.

5.    

Анализ полученных данных методамиматематической статистики

6.    

Обсуждение полученных результатов ивыводы по итогам исследования.

7.    

Разработка рекомендаций поиспользованию полученных данных на практике.Объект исследования:

Интеллектуально одаренные дети.

Предмет исследования:

Психологические особенности развития личности интеллектуальноодаренных детей.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... целостную картину всего того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал ...

Гипотезы исследования:

1.    

Интеллектуально одаренные детиявляются в целом более агрессивными по сравнению с детьми, которых не относят кинтеллектуально одаренным.

2.    

Интеллектуально одаренные детиявляются в целом более дезадаптированными в социуме по сравнению с детьми,которых не относят к интеллектуально одаренным.Выборка:

1.        

Учащиесяинтерната для одаренных детей «Интеллектуал» г. Москвы – 23 учащихся 8 класса,из них 10 девочек и 13 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет).

2.        

Учащиесяобщеобразовательной школы №1 г. Электростали – 27 учащихся 8 класса, из них 15девочек и 12 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет).Методический инструментарий:

1.    

Для исследования степениагрессивности детей использовался опросник «Диагностики показателей и формагрессии» А. Басса и А. Дарки. (32).

2.    

Для исследования степенидезадаптированности детей в социуме использовался многоуровневый личностныйопросчик «Адаптивность» (24).

3.   

Определениетого, какого ребенка можно отнести к интеллектуально одаренным детям, а какогонет, осуществлялось с помощью диагностики уровня интеллектуальных способностейдетей учителями, которые использовали специальный опросник, составленный намина основе рейтинговых шкал Рензулли-Хартмана. (54).

Практическая значимостьнастоящегоисследования заключается в воз­можности использованияполученных в ходе экспериментального исследования данных для

•  

создания условий эффективного взаимодействия учителя с одаренными детьми,способствующего проявлению и развитию познавательной активности последних в учебной деятельности и вне ее;

•  

проведения педагогом-психологом перцептивного тренинга, направленного на формирование в классе обстановки понимания, взаимного доверия и форми­рования у одаренного ребенка необходимых социальных навыков;

•  

совершенствования перцептивного, коммуникативного и    педагогического    общения,   осуществляемого    по    субъект-субъектной схеме илежащего в основе взаимодействия учителя с одаренным ребенком;

•  

Организация комплексаскоординированных служб (социальных, педагогических, психологических,медицинских) для  групп риска одаренныхдетей и их семей.

Теоретико-методологической основойисследования явились фундаментальные положения по вопросамразвития личности, нашедшие отражение в трудах психологов Б.М. Теплова, С.Л.Рубинштейна, Б.Т. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Н.С. Лейтеса, Л.И. Божович, Л.С.Выготского, В.С. Юркевича, Э. Ландау и К. Тэкэкс и др.

Глава 1.Развитиеличности интеллектуально одаренных детей как предмет психологическихисследований

1.1          

. Развитие личности как предмет психологическихисследований

Термин «личность» прошел немалый путь и претерпелзначительные изменения. В русский язык он вошел с негативной окраской, со значе­нием,диаметрально противоположным современному: «личная обида, хула, падающая прямов лицо, оскорбление лица, намек на человека» (22, с. 259).

14 стр., 6725 слов

Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...

... исследования: процесс развития психологических особенностей личности и музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. Предмет исследования — психологические особенности личности и музыкальной деятельности учащихся ... и продолжен. Противоречия. - Недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся как субъектов деятельности учения, так и преподавателей как субъектов деятельности обучения - ...

Нопараллельно развивалось и другое значение термина, близкое к современному.

Проблема развития личности неоднократно затрагиваласьклассика­ми отечественной психологии. К ней обращались такие выдающиеся уче­ные, как Л.С.Выготский, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Анань­ев и др. Так, Л.С. Выготский считал, что проблема развития личности является наивысшейпроблемой всей психологической науки. Он выде­лил 4 основные закона, по которымпроисходит развитие ребенка. Это цикличность, неравномерность,«метаморфозы» и сочетание процессов эволюции и инволюции. Некоторые их этих законов применимы нетоль­ко к психическому развитию, но и кразвитию личности ребенка в це­лом (Выготский Л. С, 2000).

С. Л. Рубинштейн связывает развитие личности с развитиемпотреб­ностей, способностей, мотивационной сферы, сознания, самосозна­ния,деятельности человека и т. д. Он разделяет понятия формирова­ния (где большуюроль играет воспитание и влияние среды) и развития личности (гдеподчеркивается момент спонтанности).

Развитие лич­ностиопосредовано ее делами, практической и теоретической деятель­ностью. «Линия,ведущая оттого, чем человек был на одном этапе сво­ей истории, к тому, чем онстал на следующем, проходит через то, что он сделал. В деятельности человека, в егоделах, практических и теоре­тических, психическое, духовное развитие человека нетолько прояв­ляется, но и совершается. В этом ключ к пониманию развития лично­сти» (36, с. 255).

В словаре социально-психологических понятий под развитиемлич­ностиподразумевается процесс последовательного развертывания свойств, качестви характеристик, присущих человеку как индивиду и члену общества ипроявляющихся в его деятельности, общении и взаи­модействии с другими людьми(14, с. 87)

Каждый этап развития личности опосредован ведущим типомдеятельности, характерным для данного возрастного периода и тесно связан­ным спсихическим развитием индивида.

Личность- сложное образование, которое приобретается человеком в социокультурной средев процессе взаимодействия с другими людьми в ходе совместной деятельности иобщения. Степень сформированности различных личностных образований, их развитиево многом определяет жизненный путь индивида. Вместе с тем личностноестановление определяется комплексом различных факторов: биологических,социальных, когнитивных и других. Развитие характеризуется количественными икачественными изменениями, порождаемыми внешними и внутренними условиями. Такизвестный психолог Б.Г.Ананьев пишет: ‘Человеческое развитие обусловленовзаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной,биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленноговоздействия общества на формирование личности), собственной практическойдеятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложнуюструктуру развития’ (1, с.44-45).

Личностьявляется предметом изучения многих психологических исследований. Пути ееформирования изучались многими авторами в отечественной психологии(Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, Я.Л.Коломинский,А.В.Захарова, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, Н.Л.Менчинская, В.С.Мерлин, А.В.Петровский,Д.И.Фельдштейн, Г.А.Цукерман, В.Э.Чудновский, Д.Б.Эльконин и др.).

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно- ... При ограниченной возможности младенца к проявлениям активности бытовые процессы наполняют его жизнь разнооб­разными стимулами - сенсорными, эмоциональными, удовле­творяя потребность в ...

Нередкокрасной нитью в различных трудах психологов проходит мысль о том, чтоличностные особенности оказывают существенное влияние на развитие другихпсихологических феноменов. Исследователи высших способностей отмечают, чтоодаренность может существенно повлиять на становление личности. Автор концепциитворческой одаренности А.М.Матюшкин в частности пишет, что можно рассматривать’одаренность как общую предпосылку творчества в любой профессии, в науке и вискусстве, как предпосылку становления и развития творческой личности,способной не только к созданию нового и открытию новых законов, но и ксамовыражению, к самораскрытию в произведениях литературы и искусства; личностине только решающей, но ставящей проблемы перед человеком и человечеством’ (23,с. 158).

Создатели концептуальных моделей одаренности включают личностныефакторы в ее структуру (А.М.Матюшкин, Дж. Рензулли, Дж. Фельдхьюсен, К.Хеллер).

Личность развивается в связи с возникающими в ее жизнивнутренними противоречиями. Они обусловлива­ются ее отношениями к окружающей среде,ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом.Но внешние противоречия, приобре­тающие даже конфликтный характер(например, кон­фликты между ребенком и родителями), сами еще не становятсядвигателем развития. Только интегрируясь, вызывая в самом индивидепротивоположные тен­денции, вступающие между собой в борьбу, они стано­вятся источникомего активности, направленной на раз­решение внутреннего противоречия путемвыработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредствомдеятельности, приводящей к образованию новых свойств и качеств личности.

Диалектический характер развития находит свое выражение встановлении как отдельных сторон личности, так и ее психической жизни в целом.

      Растущая личность стремится к новомуположению, новым видам общественно значимой деятельности (в школе, вне школы, втрудовом коллективе и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новыеисточники своего развития.

Развитие личности характеризуется борьбой множествапротивоположно направленных тенденций.

Противоречия разрешаются путем выработки более совершенных  способов регуляции взаимодействияразвивающегося индивида с окружающей средой: характеризующихсядинамической стереотипией, гибкой стабиль­ностью. Такими способами являются обобщенные зна­ния, умение решать различные задачи, возникающие в жизни личности, системы обобщенных и обратимых опе­раций, применяемых в различных ситуациях.Выработка их характеризуетпоступательное движение личности от низших  к высшим уровням ее интеллектуального раз­вития. Обобщения складываются и в развитии мотивационной сферы личности, обеспечивая устойчивуюлоги­ку ее поведения в изменяющихсяжизненных ситуациях.

Движущие силы развития сами развиваются в ходе этого процесса,приобретая на каждом его этапе новое содержание и новые формы своегопроявления. На начальных этапах развития противоречия между различ­нымитенденциями, возникающими в жизни личности, ею не осознаются, они для нее еще несуществуют. На более поздних этапах они становятся предметом сознания и самосознания личности,переживаются ею в форме, неудовлетворения,недовольства собой, стремления к преодолению противоречий. Новое возникает встаром посредством деятельностисубъекта.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на ... 2-а вида разделения труда: Вертикальное разделение – иерархия: выработка и проведение в жизнь главных перспективных направлений деятельности организации, т.е. высшее руководство; оперативное управление – составление ...

Обучение и воспитание содействуют не только успешномупреодолению возникающих в жизни личности внутренних противоречий, но и ихвозникновению. Вос­питание ставит перед личностью новые цели и задачи, которые осознаютсяи принимаются ею, становятся це­лями и задачами ее собственной деятельности. Возни­кают расхождения между ними и наличным у личности уровнем овладения средствами их достижения, побуж­дающие ее к самодвижению. Создавая оптимальные ме­ры этих расхождений, обучение и воспитаниеуспешно формируют новые действия инеобходимые для них мо­тивы, помогаютличности находить соответствующие требованиямобщества и ее собственным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельности, к самоутверждению. Таким образом, подлинноеуправление развитием личности требует знания этой сложной его диалектики, необходимогодля того, чтобы содействовать разреше­ниювнутренних противоречий в нужном   направлении.

Если обобщить определения понятия «личность», существующиев рамках различных психологических теорий и школ (К. Юнг, Г. Олпорт, Э.Кречмер, К. Левин, Ж. Нюттен, Дж. Гилфорд, Г. Айзенк, А. Маслоу и др.), томожно сказать, что личность традиционно понимается как «… синтез всеххарактеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется иизменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде» и «… взначительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данногоиндивида».  Итак, можно сказать, что личностьчеловека – это социальное по своей природе, относительно устойчивое иприжизненно возникающее психологическое образование, представляющее собойсистему мотивационно-потребностных отношений, опосредующих взаимодействиясубъекта и объекта.

1.2. Развитие личности ребёнка как предмет психологических        исследований

На каждом этапе онтогенетического развития человекприобретает ряд личностных качеств и свойств, которые в дальнейшем являютсяфундаментом для возникновения новых образований личности.

Каждыйэтап развития личности опосредован ведущим типомдеятельности, характерным для данного возрастного периода и тесносвязан­ным с психическим развитием индивида.

В раннем возрасте уже создаютсяпредпосылки для формирования личности. Примерно с 1,5 лету ребенка начинаетформироваться самосознание: малыш разглядывает себя в зеркале иузнает свое отражение, Начинает произносить местоимения «я», «мне», стараетсяповлиять на действия других людей. Как отмечают многие авторы (О. М. Смирнова, Л.Ф. Обухова, Б. Уайт и др.), в этом возрасте у детей развивается спо­собностьк эмпатии. Это проявляется в стремлении малышей утешить того,кто плачет, обнять и погладить явно расстроенного сверстника или значимоговзрослого.

В раннем возрасте ребенок с большой легкостью заражаетсячувствами окружающих его людей. Понаблюдениям Федьдштейна Д.И. уже ссередины второго года жизни у наиболее общительных детей может возникать чувство симпатии по отношению ксверстникам. Малыши начинаютсочувствовать, помогать друг другу, а иногда готовы поделиться сластями.(41, с.155)

13 стр., 6322 слов

Особенности психического развития детей с умственной отсталостью

... и коррекция отклонений в развитии детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации. Немаловажна роль семьи, ... недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом». .1 Олигофрения, ее этиология и распространенность Олигофрения (oligophreniae: греч. ...

По мнению американскихпсихологов и других авторов, у детей в возрасте от 1,5 до 2 летначинается фор­мирование нравственных норм поведения. Детиболезненно реагируют на сломанные игрушки, запачканную одежду, грязные руки и т. д.Усва­ивая нравственные нормы, малыши пытаютсяпонять, как необходимо вести себя всвоем окружении, какие паттерны поведения являются пра­вильными, а какие нет.

Дети раннего возрастапривыкают к звучанию своего имени. «Ребе­нок очень рано идентифицируется сосвоим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имячеловека ложится в основу его лич­ности» (14, с. 149).

К 3 годам ребенокзавершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новоесоциальное положение, выделяя свое «Я», осознавая свою «самость», ставя себя впозицию субъекта. С этого узлового рубежа начинается новый уровень социальногоразвития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он,вычленив (но еще не осознав) свое «Я», начинает все более активно вступать в отношенияс другими людьми — взрослыми и сверстниками. В период с 3 до 6 лет, осознавсвое «Я» среди других, ребенок стремится примерять себя к другим, активновоздействовать на ситуацию; он овладевает социальным опытом, социальнозафиксированными действиями, их социальной сущностью, которая и определяетразвитие его социализации — индивидуализации.

Показательно, что к 6годам у детей отчетливо проявляется способность ставить себя па место другогочеловека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, по и чужую точкузрения.

У шестилетнего ребенкапоявляется ориентация на общественные функции людей, нормы их поведения исмыслы деятельности, что при одновременном развитии воображения и символикиобостряет его потребность в познании объектов внешнего мира, значимых вобществе, вновь на новом уровне выдвигает на первый план позицию «я вобществе». Освоив в игровой деятельности отношение к вещам, делам, ребенокстремится реализовать свои новые возможности в предметно-практическойдеятельности, что актуализирует на данном промежуточном рубеже значение учебнойдеятельности. Наличие именно в 6 лет этого своеобразного рубежа проявляется, вчастности, в качественном отличии ценностных ориентации пятилетних детей отшестилетних. Данные показывают, что у ребенка в 5 лет отсутствует субъективноеотношение к социальным ценностям, осознанное понимание их смысла, их оценка.Пятилетние дети находятся в узком кругу интимно-личностных отношений,ориентируются в основном на знакомые, окружающие их предметы и близких людей.Они не могут указать значимое, привлекательное для них в других, у них несформировано еще отношение к детскому коллективу, нет понимания смысла ценностиобщественного труда. (37, с.89)

У шестилетних ребятпоявляется более широкое понимание социальных связей, вырабатывается умениеоценивать поведение других детей и взрослых. Шестилетний человек осознает своюпринадлежность к детям.

3 стр., 1460 слов

Влияние воспитательного стиля матери на развитие личности ребенка

... концепцию шизофреногенной матери, иллюстрирующую как личностные особенности матери могут повлиять на развитие личности ребенка. По мнению исследователей шизофреногенная мать – деспотичная, властная женщина, которая эмоционально ... ответственность за него возлагается на мать. Если раньше передача ребенка кормилице, воспитание его другими людьми или даже передача его в интернат воспринимались как ...

         Ж.Пиаже считает, что эта способность появляется у ребенка только послеседьмого-восьмого года жизни. Однако эти исследования были проведены в 20-егг., на швейцарских детях. Повторений на современных российских детях теста Ж.Пиаже подтвердило конкретно-историческую обусловленность личностного развития(берется макет горной гряды, в разные точки которой помещается кукла, и ребенкаспрашивают, что может увидеть кукла в разных местах. Если у ребенка не развитаспособность ставить себя на место другого, то он не может отыскать, что видиткукла, находясь в определенной точке, а при развитости этой способностидостаточно точно рассказывает об этом), показав, что сложная способностьставить себя на место другого (психологически означающая способность приниматьв расчет точку зрения другого человека) обнаруживается уже у детей 3—4 лет,достигая высокого уровня в конце пятого года жизни. (27, с. 204-205)

На рубеже между 5—6годами у ребенка формируется определенное понимание и оценка социальныхявлений, ориентация на оценочное отношение взрослых через призму конкретнойдеятельности.

Следующий периодстановления личности связан с осознанием своего места в системе общественныхотношений, появлением у ребенка в 6—9 лет начало творческого отношения кдействительности. Происходит формирование произвольности психических процессов,внутреннего плана действий, рефлексии собственного поведения, что обеспечиваетк 9 годам развитие потребности ребенка в получении признания других людей,требуя развертывания системы взаимоотношений с ними, новой социально значимойдеятельности.

Между 9 и 10 годаминачинается новый уровень социального развития, фиксируемый в позиции «я иобщество», когда ребенок пытается выйти за рамки детского образа жизни, занятьобщественно важное и общественно оцениваемое место. На данном узловом рубеже онне только осознает себя субъектом, но испытывает потребность реализовать себякак субъекта, приобщаясь к социальному не просто на уровне понимания, но ипреобразования.

До  9 лет  ребенок  развертывает свои  отношения  в среде знакомых  людей, теперь же  он стремится  вступить в  широкий   круг общественных    отношений.  По данным Кузьминой Н.В.  главным критерием оценки ребенком себя идругого в это время становятся нравственно-психологические     особенности личности, проявляющиеся вовзаимоотношениях  с  окружающими. (14, с. 194) Именно на этомрубеже появляется своеобразный кризис самооценки,  что отражается  в  бурном росте негативных самооценок десятилетних по сравнению суравновешенностью  позитивных  и негативных  суждений  о себе в 9 лет. От 6 до 10 лет  возрастает число детей, мотивирующих своюучебную    деятельность    чувством    долга:     в 10 лет уменьшаетсячисло детей, которые хотят учиться, так как им это не интересно, не нравится.Подростковый период с 10 до 15 лет связан с возникновением самосознания какосознания себя в системе общественных отношений, развитием социальнойактивности и социальной ответственности, обостряющих потребность подростка вобщественном признании, что при отсутствии реальных возможностей утвержденияновой социальной позиции обусловливает в итоге развертывание предметно-практическойдеятельности. Поэтому в 15 лет и вычленяется очередной промежуточный рубежсоциального движения — «я в обществе».

6 стр., 2729 слов

Развитие личности ребенка

... способствующих эффективной амплификации развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Цель исследования: разработать педагогические условия амплифицированного развития личности ребенка дошкольника средствами игры ... направлено на формирование у детей необходимых элементарных представлений о мире, опыте социального общения, развития у детей творческой и познавательной активности, ...

Так, есличетырнадцатилетнего подростка больше всего интересует самооценка и принятие егодругими, то у пятнадцатилетнего основное место занимают вопросы развития способностей, выработки умений,интеллектуального развития. В этом плане показательна и динамика отношения ксвоему будущему.

Изучение особенностейналичного «Я» и желаемого «Я» показывает, что если в 14 лет (первое полугодие)и наличное и желаемое «Я» относятся к деятельности по усвоению нормвзаимоотношений, то уже в 15 лет (первое полугодие) и желаемое, и наличное «Я»четко переориентированы на предметно-практическую деятельность. От 15 до 17 летидет развитие абстрактного и логического мышления, рефлексии собственногожизненного пути, стремления к самореализации, что обостряет потребностьюношества занять позицию какой-либо социальной группы, определенные гражданскиепозиции, обусловливая появление нового поворотного узлового рубежа социальногодвижения — «я и общество».

Все рассматриваемыерубежи фиксируют те уровневые изменения в социальной зрелости, в процессесоциализации — индивидуализации, которые обеспечивают развитие позициирастущего человека как субъекта отношений субъект-объектных исубъект-субъектных, становление его «Я» не только в обществе, но и наиболееактивное положение «Я и общество». Именно эта позиция «Я» по отношению кобществу обеспечивает максимальные возможности социального созревания,определяя новые уровни развития личности, так как здесь происходит не толькоутверждение в «мире вещей», но подлинное утверждение социальной сущности в«мире людей».

Разноуровневое состояниесоциальной зрелости, фиксируемое главными узлами развития личности, отражаетсяв трех этапах онтогенеза.

I. До 3  лет,    когда на доступном  ребенку    уровне происходит его  социализация  (и условная индивидуализация) в форме освоения наличия других.

II. С 3 лет,  когда ребенок,  осознав свое  «Я»,  проявляет  первые   моменты   самоутверждения,   самодетерминации   («я сам»),   вступает в  отношения  «я и другие», осваивает нормы человеческихотношений, фиксирует и пытается   (с 6лет)  ориентироваться на оценку общества.

III. С 10 лет, когда подросток стремится утвердить свое  «Я» в  системе    общественных    отношений.  Этот этап социализации отличается не только наиболее выраженной  индивидуализацией,    но   и   самодетерминацией,  самоуправлением  растущего человека,  не просто ставшего субъектом, но иосознающего себя им.

Названные  крупные уровни   социального  движения образуют  базовые основания для превращения  психических процессов  в  системообразующие свойства  личности, для  нового  развития   имеющихся  количественных   и  качественных     показателей,   определенного   усложнения целей  и  мотивов, имеющих  свои  возможности развития, т. е. для достиженияболее высокой ступени такого особого системного образования,  как личность, в которой  фиксируется процесс социализации —индивидуализации   как   единства   противоположностей. Поэтому   выделение  уровней   социального    движения, находящихся  между собой  в отношении  органичной целостности,  позволяет наиболее  полно  раскрыть суть развития личности, ступени повышения ее организации. Наиболее  крупными  ступенями   социального   развития личности в период от рождения    до зрелости выступают два блока,   которые    можно    обозначить как фазы  становления личности. На  первой фазе   (от 0 до 10 лет) — фазе    собственно    детства — происходит  становление   личности  на  уровне еще   неразвитого самосознания. Навторой фазе (от 10 до 17 лет) — фазе подросткового возраста — наблюдаетсяактивное формирование самосознания растущего человека, выступающего всоциальной позиции общественно ответственного субъекта. При этом речь идет обособом понимании ответственности не просто за себя, а ответственности за себя вобщем деле, ответственности за это общее дело и за других людей, не в плане«самоактуализации»…, а в смысле актуализации себя в других, «выходя запределы самого себя» (36, с. 240-242), когда «Я» вовсе не растворяется всистеме взаимосвязей людей в обществе, а, напротив, обретает и проявляет в немсилы своего действия.

Выделенные фазыохватывают определенные циклы развития личности, фиксируя результат этой формысоциального развития — становление позиции ребенка в системе общества иреализацию этой позиции. Изучение поуровневого развития растущего человека какличности имеет продуктивное значение, требуя углубленного исследования по многимлиниям. Так, важно проникнуть в суть такого явления, как, условно говоря,«растяжка» периодов онтогенеза во времени: первый период длится 1 год, второй —2 года, третий — 3 года, четвертый — 4, пятый — 5 лет…

Перспективнымпредставляется рассмотрение личностного развития через мотивы ребенка,свидетельствующие о степени развития его социальной зрелости,— от мотива,характеризующего стремление заявить о себе, о своем наличии, до мотива принестипользу другим людям.

В то же время изучениецелостного процесса становления личности предполагает раскрытие егоособенностей и механизмов внутри отдельных периодов, на уровне микропроцессов,когда функциональная активность (3, с. 103) не только приводит к повышению     качества     функционирования     </s