Особенности психосоциального развития детей дошкольного возраста

Содержание

Введение 3

1. Сущность понятия «неполная семья» и эволюция его развития на современном этапе 6

1.1 Понятие «неполная семья» 6

1.2 Виды неполных семей 11

1.3 Неполная семья как современная социально-демографическая проблема 14

2. Особенности психосоциального развития детей младшего дошкольного возраста в неполной семье 21

2.1 Понятие и виды «психосоциального развития» 21

2.2 Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье 29

2.3 Психосоциальное развитие в дошкольном возрасте 36

3. Экспериментальное исследование различий детей дошкольного возраста из полных и неполных семей 46

3.1. Организация исследования 46

3.2 Результаты четырех этапов исследования 59

3.3 Анализ полученных данных 63

3.4 Выводы исследования 64

Заключение 68

Список литературы 71

Приложение 1 73

Приложение 2 74

Приложение 3 75

Приложение 4 76

Приложение 5 77

Введение

Тема дипломной работы является не только интересной с точки зрения ее изучения, но и актуальной, поскольку семья для ребенка является самой настоящей планетой, на которой он живет, делает свои первые открытия, где он учиться любить и ненавидеть, радоваться и сопереживать.

Но на этой планете, ребенок живет не один, там есть другие члены семьи, которые могут оказывать на него не только положительное влияние, но и негативное воздействие, которое в последствие сказывается на его поведение в целом, ребенок либо растет спокойным, добрым, уравновешенными, либо становится агрессивным, тревожным, замкнутым.

Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков.

Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие).

Учитывая выше изложенное, стоит сказать, что семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Так, если в 1997 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, превысила 25%, то в настоящее время каждая третья семья является неполной. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается около 700 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска.

23 стр., 11136 слов

Психокоррекция негативных отношений родителей к детям с проблемами в развитии

... встаёт задача психолого - педагогической помощи семьям, воспитывающим детей со сложными нарушениями развития, т.к. именно семья для данного контингента детей является связующим звеном с внешним миром. ... мер, предназначенных для реализации им конкретной помощи. Исследованиям семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, посвящены серьезные работы Р.Ф. Майрамяна, В.А. Вишневского, Н.Н. ...

К сожалению, взрослым часто не хватает времени, сил, возможностей

для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. Как правило, в неполных семья сложное материальное положение, которое за собой тянет и психологическую, и педагогическую сторону вопроса. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на особый статус этих семей в нашем обществе. Отрицательные факторы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением. Все это затрудняет решение воспитательных задач в условиях неполной семьи.

Таким образом, целью дипломной работы является исследование особенностей психосоциального развития детей дошкольного возраста, воспитывающихся в неполных семьях.

Цель обуславливает решение следующих задач:

1. Раскрыть сущность понятия «неполная семья» и ее виды.

2. Изучить специфику психосоциального развития детей младшего дошкольного возраста в неполной семье.

3. Провести экспериментальное исследование, направленное на определение различий в психологических характеристиках личности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей.

В свою очередь, объектом исследования стали дети дошкольного возраста из полных и неполных семей.

В качестве предмета исследования легли различия психологических особенностей личности детей из полных и неполных семей.

Гипотеза исследования заключается в том, что дети дошкольного возраста из неполных семей тревожны, агрессивны, уровень развития восприятия низкий, чем у детей, которые воспитываются в полных семьях.

Для выполнения указанной цели и задач исследование строилось на все научном методе познания, предполагающем не только объективность, но и полноту познания исследуемых явлений.

При написании дипломной работы были использованы следующие источники: правовые документы, учебники, методические пособия, научные статьи, монографии, статьи периодических изданий, труды отечественных и современных авторов по рассматриваемому вопросу.

22 стр., 10767 слов

Воспитание ребёнка в неполной семье

... неполных семьях и организация социально-педагогической помощи неполной семье 2.1 Условия для совершенствования процесса воспитания в неполных семьях 2.2 Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании детей ... различные результаты воспитания детей в таких семьях. Методики исследования: Программа социально-педагогической помощи неполным семьям «Моя семья - мое богатство» ...

Практическая значимость выполненной работы заключается в обобщении накопленных знаний в данной сфере, что будет полезным для дальнейших теоретических размышлений и последующего изучения данного направления, а также практического применения, содержащихся в работе материалов.

Выше перечисленные цели и задачи предопределили структуру и содержание данной работы, состоящей из введения, 3-х глав, объединяющих 10 параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов и литературы.

1. Сущность понятия «неполная семья» и эволюция его развития на современном этапе

1.1 Понятие «неполная семья»

В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и социальных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. Все это приводит к тому, что по отношению к семье вовсе не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отмечал американский социолог В. Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно» .

Историческая эволюция семьи как социального института привела к тому, что в современном мире какого-либо единого типа семьи не стало. На протяжении последних примерно 150 лет институт семьи подвергся значительным трансформациям, в результате которых брачно-семейная структура современного человечества стала относительно разнообразной.

Что же касается России, то на долю нашей страны и всего российского общества выпало много испытаний: переход к рыночному типу экономики, который не мог не затронуть, и особым способом трансформировать социальные отношения. Весь этот период происходит расслоение общества, как в материальном, так и в социальном ракурсе. Данную ситуацию усугубляют экономические кризисы, которые еще более повышают градус социальной и политической напряженности в обществе, конфликтами между разными этническими группами. Особенно это наблюдается в последнее время.

И безусловно, данные негативные последствия усугубляют и без того тяжелое положение российской семьи. В результате, российская семья не может в должной мере осуществлять свои основные функции, вследствие чего подрываются основы ее стабильности. –

Постепенное разрушение российской семьи, в свою очередь, приводит к базовым изменениям традиционных ролей членов семьи:

1) повышению коэффициента иждивенчества среди мужчин;

2) изменению структуры занятости у женщин;

3) увеличению малообеспеченных слоев населения .

Но кризис семьи приводит не только к деструктивным изменениям, но и к позитивным: он дает толчок к складыванию нетрадиционных форм, стилей, образцов семейно-брачного поведения, новой ролевой структуры и ценностных ориентаций в этой сфере жизнедеятельности людей . Одной из таких новых форм семьи в условиях сложнейшей демографической ситуации в России является монородительская, или неполная, семья, состоящая из детей и одного из родителей (чаще всего матери).

10 стр., 4615 слов

Семья как фактор развития ребенка

... родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают ... супругов. В неполной семье один из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка. 4. Материнская (внебрачная) семья – мать ... матери, способствующие формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», ...

Рассмотрим, что представляет собой сегодня неполная семья.

Дефиниция «неполная семья» употребляется только в отечественной социологической литературе. В зарубежных исследованиях применяются другие словосочетания для обозначения типа семей, в которых по той или иной причине отсутствует один из родителей.

Обратимся к работам немецких авторов. Данный термин на немецком языке звучит следующим образом: «unvollstaendige Familie» – что в дословном переводе означает «семьи одиноких родителей» . В немецком языке мы можем также встретить термин «einelternfamilie», что означает «семья с одним родителем». Это значение данного термина близко к предмету нашего исследования.

В англоязычной литературе мы встречаемся с термином «one-parent family» – «семья с одним родителем». К такому типу семьи английские исследователи относят:

1) разведенные семьи;

2) вдовые;

3) семьи, имеющие внебрачных детей.

Финские социологи изучению неполных семей уделяют особое внимание. Семья с детьми и одним из родителей на финском языке обозначается термином «Yksinhuoltaja», что в дословном переводе означает «заботящийся в одиночку».

По мнению отечественного исследователя

А. М. Демидова, для финских исследователей одинокие матери/отцы – это, прежде всего, взрослые люди, заботящиеся о детях в одиночку, а уже потом, во-вторых, в третьих, они – разведенные или матери, не состоящие в браке, и тому подобное .

Как видим, в зарубежной литературе семью, которая состоит из детей и одного из родителей, называют «семьей с одним родителем», или моно-родительской семьей.

Таким образом, в отечественной научной литературе мы практически не встречаемся с понятием «семья с одним родителем», а при переводе на другие языки данное понятие обретает несколько иной смысл, чем в него вкладывают отечественные социологи. В отечественной научной литературе употребляется термин «неполная семья».

Следует сказать, что среди российских социологов нет единства в определении качественных характеристик неполной семьи.

Так, по мнению А. Г. Волкова, неполная семья характеризуется следующим образом: «Неполная семья – неполное ядро семьи. Обычно один из родителей с одним или несколькими детьми, не состоящий в браке» . Таким образом, неполная семья представляет собой семью, где внутренние отношения составляют один из родителей и ребенок/дети.

Не вполне соответствующим для исследуемого нами предмета оказывается и определение В. Н. Архангельского: «Неполная семья – это семья с детьми, в которой нет одного или обоих родителей» .

По нашему мнению, В. Н. Архангельский дает расширительное толкование данного термина: в неполной семье внутренние отношения составляют мать или отец, т. е. один из родителей и ребенок/дети.

Проблемы неполной семьи являются предметом исследовательского интереса ученых различных направлений: педагогики, психологии, юриспруденции, демографии и т.д., но и здесь единства по вопросу о содержательном наполнении данного понятия до сих пор нет.

Так, в педагогике неполная семья рассматривается как один из факторов неблагополучного воспитания. Среди трудов советских исследователей считаем необходимым отметить работу В. Я. Титаренко, который рассматривал неполную семью, исходя из воспитательной ущербности, а не в виде нарушения структуры семьи, как это делают другие исследователи .

8 стр., 3567 слов

Социально-педагогическая помощь неполной семье в воспитании детей 2

... неполных семей, технология индивидуальной работыс детьми и подростками из неполных семей, негативные факторы воспитания детей втаких семьях. Одним из основных критериев эффективности семейного воспитания И.Дементьева считает идентификацию детей с родителями, ... поступках, которыесовершает ребенок. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первыеобязанности перед обществом. В семье ребенок рано ...

В психологии неполная семья рассматривается как форма, возникающая в результате разрушения ее привычной структуры – отец, мать и дети; здесь исследуется состояние родителей, взаимоотношения матери и/или отца с ребенком при нарушении структуры семьи.

«С психологической точки зрения, – отмечает А. Б. Синельников, – показателем неблагополучия является не столько доля детей, живущих в неполных семьях в данный момент, сколько число травм, пережитых ими до достижения 18 лет из-за потери одного из родителей» .

В области права первоначально использовался термин «одинокая мать». Этот термин впервые находим в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., где говорится о материальной помощи многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства и учреждения так называемых «материнских» наград . Позже, когда общественное мнение солидаризовалось с желанием женщин родить ребенка вне брака и создать маленькую, но семью, вошло в научный оборот понятие «неполная семья», которое стало употребляться и в правительственных документах. Кстати отметим, что понятие «одинокий отец» в литературе менее распространено, в силу малочисленности в составе неполных семей отцов с детьми.

В исследованиях ученых-юристов неполная семья рассматривается как поставщик несовершеннолетних правонарушителей, что подтверждается данными о повышенном уровне криминогенности среди несовершеннолетних детей, являющихся выходцами из неполных семей. Так, по данным МВД России среди несовершеннолетних правонарушителей, содержащихся в центрах временной изоляции, почти половина были представителями неполных семей .

Демография как наука о народонаселении дает нам некоторые статистические сведения о неполных семьях, в частности, о количестве одиноких матерей (отцов) с детьми в данных переписи населения. Но в указанных сводках неполная семья не является специальным объектом исследования. Так, по данным микропереписи населения 2002 г. в список типов домохозяйств с детьми моложе 18 лет вошли такие типы, которые можно отнести к неполным семьям: матери (отцы) с детьми; матери (отцы) с детьми и одним из родителей матери (отца), с прочими родственниками или не родственниками (или без них).

В последние годы неполная семья во всех обществах развивается как институциональная структура. Если формирование института может не завершиться созданием четкой системы статусов и ролей, тогда мы говорим, что данные социальные связи имеют неполный институциональный статус. То же можно сказать и об образцах поведения в институтах, не получивших должного социального одобрения: этот институт также не полностью развился.

Учитывая выше изложенное, можно сделать вывод о том, что как и другие институты общества, неполная семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций, главными среди которых являются: функция воспроизводства общественных отношений, регулятивная, интегративная, транслирующая, коммуникативная и другие.

22 стр., 10654 слов

Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве

... себе, во многом определяется опытом взаимодействия с матерью и отцом, начиная с первых дней жизни ребенка. У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение часто ... полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с ...

1.2 Виды неполных семей

Как видим, неполная семья предстает как достаточно многообразное социальное явление.

Существуют многочисленные ее классификации, среди которых можно выделить следующие: по полу родителей: отцовские неполные семьи; материнские неполные семьи.

1. Семья, в которой отсутствует мать, а дети находятся на иждивении отца, принято считать отцовской. Они могут возникнуть в результате смерти матери, развода, когда решением суда или по другим причинам дети остаются на воспитании и содержание отца – с одной стороны, или смерти матери – с другой.

Материнские семьи – это семьи, в которой отсутствует отец, а дети находятся на иждивении матери. Возникают такие семьи в результате развода, смерти отца и внебрачного рождения.

2. По количеству поколений: однопоколенные и многопоколенные. Необходимо отметить, что существуют семьи, где, кроме одинокого отца, с детьми проживает один из родителей отца – мать и/или отец или другие родственники. Также существуют семьи одиноких матерей с детьми и проживающих с ними других родственников.

3. По форме институирования.

В зависимости от того, кто является главой и основным кормильцем данной семьи, выделяют:

1) семьи матерей, не состоящих в браке;

2) семьи вдовых и разведенных. Если во втором случае брак родителей заключен через органы ЗАГС, то в первом – регистрация брака через органы ЗАГС отсутствует. Таким образом, основанием для выделения этого типа неполных семей является форма регистрации брака родителей.

4. Фактическое наличие или отсутствие в семье второго родителя.

По данному критерию неполные семьи делятся на:

1) семьи вдовых, где отец или мать умерли;

2) семьи с детьми внебрачного рождения, где отец юридически не установлен и отчество ребенка записано со слов матери;

3) семьи с детьми внебрачного рождения, где дети признаны отцом по собственному желанию или решению суда;

4) семьи разведенных.

Учитывая выше изложенное, можно сделать следующие выводы:

1. Конец 20 века можно охарактеризовать кризисом семьи как социального института.

Этот кризис проявляется в следующих тенденциях:

1) ослаблении родственных связей и преобладании нуклеарной семьи над родственной;

2) увеличении числа одиноких мужчин и женщин;

3) росте занятости женщин в общественном производстве;

4) возникновении новых стилей и форм семейного поведения, означающих зачастую отказ от сложившихся градаций и т. д.

2. Кризис семьи характерен и для российского общества. Разрушение традиционной российской семьи, в свою очередь, приводит к фундаментальным изменениям традиционных ролей членов семьи:

1) повышению коэффициента иждивенчества среди мужчин;

2) изменению структуры занятости у женщин;

3) увеличению малообеспеченных слоев населения.

3. Кризис семьи приводит не только к деструктивным изменениям, но и позитивным: он дает толчок к складыванию нетрадиционных форм, стилей, образцов семейно-брачного поведения, новой ролевой структуры и ценностных ориентаций. Новым явлением в развитии семьи является институализация неполной семьи, состоящей из детей и одного из родителей (чаще всего матери).

9 стр., 4367 слов

Психологические проблемы детей в семьях одиноких матерей

... более строгие требования к спутнику жизни, к отцу ребенка. Обращает на себя внимание тот факт, что чаще матерями-одиночками становятся женщины в возрасте 20-29 лет. Ученые ... с удовлетворением своих прихотей, жертвами которого становятся дети. Наряду с легкомысленными внебрачными семьями встречаются семьи с нежеланными, случайными внебрачными детьми, где мать свои жизненные проблемы, личные ...

4. Классификация неполной семьи может быть осуществлена по следующим основаниям :

1) полу родителей: отцовские или материнские неполные семьи;

2) количеству поколений: однопоколенные, многопоколенные;

3) форме регистрации брака родителей: зарегистрированный

………….

Список литературы

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008

№7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // СПС: Консультант Плюс.

2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // СПС: Консультант Плюс.

3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ; Изд-во Международного университета бизнеса и управления, 2006. 67 с.

4. Демографический энциклопедический словарь. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1985. С. 284.

5. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. М.: «Академия», 2008. 229 с.

6. Кон И.С. Социологическая психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 473 с.

7. Кравченко А.И. Основы социологии: учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений. 3-е изд., испр. Екатеринбург: Деловая книга; М., 2004. 314 с.

8. Маркович Д. Общая социология: пер. с серб.-хорв. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2007. 198 с.

9. Прихожан A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности. (Личностный аспект): Дис. …д-ра психол. наук. М., 1996.

10. Программа развития ребенка-дошкольника. – М.: «Истоки», 1997.

11. Пчелинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М.: Волтерс Клувер, 2014. 69 с.

12. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 2009. 419 с.

13. Социологическая энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 199.

14. Степанов С. С. Большие проблемы маленького ребенка: советы психолога – родителям. — Москва: Педагогика – Пресс, 1995 г. – 168 с.

15. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. С.14.

16. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов и специалистов дошкольного образования: М.: Педагогическое общество России, 1998. 255 с.

17. Гулько Г. В. // Семья в России. 1997. №1. С. 36.

18. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 74.

19. Дементьева И. Ф. // СоцИС. 2001. №11. С. 108-113.

20. Демидов А. М. // СоцИС. 1985. №3. С. 26.

21. Лунякова Л. Г. // СоцИС. 2001. №8. С. 86-95.

22. Мацковский М. С. // Семья в России. 1995. №3-4. С. 11.

23. Нафикова Г.З. Понятие неполной семьи и ее типы // Журнал Вестник Башкирского университета. № 1. том 14. 2009.

24. Синельников А. Б. // Семья в России. 1996. №2. С. 26.

25. Харчев А.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа // Социологические исследования. 2006. № 3.

26. Шаповаленко И.В. «Психология развития и возрастная психология». М.: Гардарики, 2005. 349 с.

26 стр., 12728 слов

Конфликтность в семье в первые годы совместной жизни

... тема конфликтность в молодой семье не получила должной разработки как в отечественной педагогике и психологии, так и в зарубежной ... и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 семей имели 3 детей. В настоящее время, ... тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и ...

27. Образовательный Интернет-ресурс: Электронный ресурс: Колесниченко Е.А. Социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье // >28. Образовательный Интернет-ресурс: Электронный ресурс: Психосоциальное развитие в дошкольном возрасте // >