Содержание:
Глава 1. Теоретический анализ проблемы выявления особенностей образа «Я» в контексте временной перспективы у подростков с девиантным поведением 6
1.1. Становление и развитие научного подхода к проблеме психологического времени личности 6
1.2. Временная перспектива как компонент самосознания личности 19
1.3. Условия формирования образа «Я» в подростковом возрасте 31
1.4. Личностные особенности подростков с девиантным поведением 38
1.5. Особенности переживания временной перспективы у подростков 45
Вывод по I главе 50
Глава 2. Исследование особенностей образа «Я» в контексте переживания временной перспективы у подростков с девиантным поведением 52
2.1. Организация и методы исследования 52
2.2. Анализ результатов исследования 55
2.2.1. Констатирующий эксперимент 55
2.2.2. Формирующий эксперимент 60
2.2.3. Контрольный эксперимент 62
Вывод по II главе 67
Заключение 68
Список литературы: 70
Приложение 1. 76
Приложение 2. 77
Приложение 3. 79
Приложение 4. 81
Приложение 5. 82
Приложение 6. 85
Приложение 7. 86
Приложение 8. 87
Введение
В последние десятилетия прогностическая, предвосхищающая функция психики, связанная с построением модели потребного будущего человека, все более привлекает внимание психологов. Исследования в этом направлении проводятся в русле разных подходов, в различных контекстах и с использованием различной терминологии. При обозначении указанного вида психической реальности говорят, например, о временной перспективе, перспективном целеполагании, планировании, построении модели будущего, смыслостроительстве, принятии и реализации намерений в деятельности и т.д.
Интерес исследователей к проблеме временной перспективы личности носит не только теоретический характер, но связан с очевидной зависимостью формирования и трансформации модели собственного будущего человека от микро- и макросоциальных условий конкретного исторического времени, в котором живет субъект. Временная перспектива представляет собой важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических параметров: протяженность, направленность, когерентность (согласованность), эмоциональный фон и другие. Подверженность параметров временной перспективы личности влиянию социальной ситуации жизни конкретного субъекта особенно обостряется в периоды социальных и экономических кризисов, переломных периодов в жизни общества.
Развитие временной перспективы в раннем юношеском возрасте
... личности (особенно в подростковом возрасте) происходит усложнение когнитивной структуры жизненного мира, в том числе расширение временной перспективы. Подросток, юноша ... главе представлены результаты экспериментального исследования временной перспективы в юношеском возрасте, проанализирована динамика временной перспективы. Глава I. Временная перспектива как психологическая проблема Онтогенетическое ...
В условиях перехода российского общества к рыночным отношениям произошли изменения в экономике, политике, социальной сфере, образе жизни и поведении большинства россиян. Наряду с позитивными переменами выявился ряд острых социальных проблем, непосредственно влияющих на становление молодежи. В настоящее время наблюдается ослабление влияния государственных органов на формирование личности, утрачена роль общественных институтов в воспитательно-профилактической работе, ухудшилось благосостояние большинства семей, резко сократились возможности доступного отдыха, отмечен рост насилия, что актуализировало проблему девиантного поведения подростков.
Рост отклоняющегося поведения, распространение алкоголизации и наркомании, жестокость совершаемых преступлений вызывают особую тревогу общественности, прежде всего, потому, что они сопровождаются отрицательными последствиями биологической, генетической и социальной деградацией личности, «выключают» из жизни часть представителей молодого поколения, усугубляют их дезинтеграцию в общество. Масштабы явлений сегодня таковы, что это серьезно угрожает национальной безопасности страны.
В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально значимыми задачами становится сдерживание роста подростковой девиации, повышение эффективности превентивных мер. Вызывают оправданный интерес выявление особенностей подростковой девиации, обусловленной воспитанием, личностными, социально-групповыми, психологическими и иными характеристиками.
В связи с этим становится актуальным определение особенностей переживания временной перспективы личности подростка с нормальным и девиантным поведением. Таким образом, тему работы «Особенности образа «Я» в контексте переживания временной перспективы у подростков с девиантным поведением» можно считать актуальной и своевременной.
Цель данной работы: Выявить особенности образа «Я» в контексте временной перспективы у подростков с девиантным поведением.
Объект исследования — переживание временной перспективы личности.
Предмет исследования — особенности образа «Я» в контексте временной перспективы у подростков с девиантным поведением.
Задачи исследования:
1. Изучить становление и развитие научного подхода к проблеме психологического времени личности.
2. Рассмотреть временную перспективу как компонент самосознания личности.
3. Проанализировать условия формирования образа «Я» в подростковом возрасте.
4. Изучить личностные особенности подростков с девиантным поведением.
5. Охарактеризовать особенности переживания временной перспективы у подростков.
Гипотеза: Мы предполагаем, что существуют особенности образа «Я» и переживания временной перспективы у подростков с девиантным поведением:
— существуют значимые различия в переживании временной перспективы у старших подростков с обычным и девиантным поведением;
— существует взаимосвязь образа «Я» и переживания временной перспективы у подростков.
В работе были использованы следующие методы исследования:
1. теоретические: анализ источников литературы по теме исследования;
2. эмпирические: беседа, наблюдение, разработка коррекционной программы, диагностика с использованием следующих методик —
Психокоррекция подростков девиантного поведения
... комплексного психологического критерия для оценки их противоправного поведения. Поэтому целесообразно отказаться от узкопрагматического подхода к определению отдельных свойств личности подростков-правонарушителей, наблюдающегося в практике следствия, судебно-психологической ...
— метод Ч. Осгуда «Моё будущее»;
— методика «Личностный дифференциал»;
— методика неоконченных предложений Дж. Ньюттена;
— методика «Временные ориентации в ассоциативном эксперименте».
3. методы количественной и качественной обработки данных (F-критерий Фишера, корреляционный анализ по Спирмену).
База исследования: Исследование проводилось в старших классах (9-11) школ № 9 и № 6 г. Рубцовска.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных по результатам исследования рекомендаций в работе с подростками-девиантами школьными психологами, педагогами, социальными работниками.
Структура и объем дипломной работы: общий объем работы составляет 88 машинописных страниц. Дипломная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, 8 приложений, 10 таблиц. Список литературы включает 67 источников.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы выявления особенностей образа «Я» в контексте временной перспективы у подростков с девиантным поведением
1.1. Становление и развитие научного подхода к проблеме психологического времени личности
Проблема времени обладает особым статусом в жизни человека и является одной из центральных тем философской рефлексии. С давних времен мыслителей волновали вопросы о том, реально ли «течение» времени или же это лишь иллюзия человеческого разума, представляет ли время некую первичную, самое себя определяющую сущность или же оно есть нечто вторичное, производное, зависимое от чего-то другого, более фундаментального?………………..
Заключение
Данное исследование посвящено выявлению особенностей образа «Я» в контексте временной перспективы у подростков с девиантным поведением.
Психология образа «Я» как одной из социально-психологических схем личности в теоретико-концептуальном плане в целом опирается на положения феноменологического подхода или гуманистической психологии и в незначительной степени психоанализа. Я-концепция (образ «Я») – это сложный составной образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. Я-концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Личностное время выступает как последовательный синтез психических времен: субъективно переживаемого или времени переживания, происходящего на подсознательном уровне; перцептуального времени — времени созерцаний и впечатлений, происходящего на частично осознаваемом уровне; функционального времени или времени действования, часто происходящего на подсознательном уровне; рефлексивного времени или времени размышлений, происходящего в сознаваемо-дискурсивной форме; и креативного времени или времени творения — озарения, вдохновения, происходящего на надсознательном уровне.
В первой главе данной работы дан теоретический анализ проблемы выявления особенностей образа «Я» в контексте временной перспективы у подростков с девиантным поведением. В ней рассмотрено становление и развитие научного подхода к проблеме психологического времени личности, изучено понятие временной перспективы как компонента самосознания личности, проанализированы условия формирования образа «Я» в подростковом возрасте. Также в первой главе дан анализ личностных особенностей подростков с девиантным поведением и изучены особенности переживания временной перспективы у подростков.
Аддиктивное поведение личности подростков
... Объект исследования: аддиктивное поведение подростков. Предмет исследования: особенности личности подростков в аддиктивном поведении. Цель исследования: изучить аддиктивное поведение личности подростков. Задачи: 1. ... смешением деструктивности аддикции с девиантным поведением подростков и также понимает под аддиктивным поведением поведение, обусловленное «вредными привычками подростков и юношей; (от ...
Во второй главе данной работы представлены результаты исследования особенностей образа «Я» в контексте временной перспективы у подростков с девиантным поведением. Исследование состояло из трёх этапов.
На первом этапе была проведена первичная диагностика и выявлены особенности переживания временной перспективы у подростков с девиантным поведением. При помощи методов математической обработки данных было доказано, что результаты первичной диагностики подростков с обычным и девиантным поведением значимо отличаются. Таким образом, действительно, можно говорить о том, что отношение ко времени, переживание прошлого, настоящего и будущего у данных групп подростков различны.
На втором этапе исследования была разработана программа коррекции переживания временной перспективы личности подростков с девиантным поведением. Программа состояла из 10 занятий по 1,5 часа каждое. Занятия проводились с подростками девиантного поведения — учащимися школы №9.
На заключительном этапе исследования была проведена повторная диагностика с использованием тех же методик, что и в первичной диагностике. В повторной диагностике участвовали только подростки с девиантным поведением участники коррекционной работы. Результаты повторной диагностики сравнивались с результатами этих же ребят в первичной диагностике. При помощи методов математической статистики нам удалось доказать, что результаты диагностики по многим шкалам значимо различаются, т.е. в процессе коррекционной работы нам удалось достичь значимых изменений в переживании временной перспективы подростками с девиантным поведением. Разработанная программа является эффективной и может быть использована в работе с подростками девиантного поведения для коррекции временной перспективы личности.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были выполнены, а цели достигнуты.
Список литературы:
1. Аарелайд А. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени // Известия АН ЭССР. Общественные науки. — № 27/3. — Рига, 1978. — С. 268-280.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Изд-во «Мысль» 1991.-268 с.
3. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. — 304 с.
4. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 452 с.
5. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. — М.: Педагогика, 1980. — 230 с.
6. Ахундов М.Д. Концепции пространства и время. Истоки, эволюция, перспективы. — М.: «Наука», 1982. — 259 с.
7. Бекасов О.Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // Гуманистические проблемы психологической теории. — М.: НОТА-М, 1995. — 326 с.
8. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности // Мир психологии. — 1999. — №3. — С. 141.
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
... закономерностей согласно основам детской психологии, а не других наук или по аналогии с ... социального развития ребёнка, особенности его поведения, взятые в их возрастной целостности. Задачи: ... у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка. Объективность наблюдения достигается при ... отношений с окружающими. Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после ...
9. Березина Т.Н. Жизненный путь личности: осознаваемые и неосознаваемые аспекты // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. — С. 318.
10. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988. — 160 с.
11. Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психологический журнал. — 1997. — ТЛ8. — №2. — С. 58-78.
12. Вудроу Г. Восприятие времени // Экспериментальная психология. — М: Изд-во «Иностранная литература», 1963. Т. 2. — 880 с.
13. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.1. — М.: Педагогика, 1982. — 512 с.
14. Выготский Л.С. Педология подростка. Собр. соч. Т. 4. — М.: Педагогика 1984. — 486 с.
15. Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой. — М.: «Наука», 1988. — 340 с.
16. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. Иркутск, 1998. — 311с.
17. Дмитриев А.С. Ориентировка человека во времени (осознанная оценка коротких интервалов времени) // Успехи физиологических наук. -1980. — Т.11. — № 4. — 47 с.
18. Дроздова А.В. Экзистенциальное время как взаимосвязь вечности и повседневности / Автореф. дис. канд. философ, наук. — Екатеринбург, 1996. — 18с.
19. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. — №18. — 1989. — С. 83-90.
20. Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. — М.: Изд-во МГУ, 1981. — 118с.
21. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. — 236 с.
22. Иванова В.В. Общие вопросы самосознания личности. — М.: Владос, 2003.-218 с.
23. Каган М.С. Время как философская проблема // Вопросы фил. — 1982. — №10. — С. 117-124.
24. Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л. И. Анциферовой. — М.: «Наука», 1988. — С. 216-230.
25. Ковалев В.И. Личностное время как предмет психологического исследования // Психология личности и время. Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научно-теоретической конференции. — Черновцы, 1991. Т. 1. — С. 4-8.
26. Конюхова С.Г. Социально-психологические характеристики подростков с девиантным поведением как специфической социальной группы // Вестник ЕГПУ. — №12. — 2005. — С. 19.
27. Краковский А.П. О подростках. — М.: Педагогика, 1970. — 278 с.
28. Кригер Г.Н. К изучению проблемы структуры самосознания личности в отечественной психологии // Вестник КГУ. — №10. — 2000. -С. 28.
Презентация на тему: Психология как наука
... XX в. Объект психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи и отношения. Задачи психологии •Разработка проблем методологии и истории психологии. •Изучение особенностей ... в исторической жизни общества. •Раскрытие психологических особенностей формирования человека как личности. •Обнаружение закономерностей развития психики детей под влиянием воспитания и обучения. ...
29. Кублицкене Л.Ю. Личностные особенности организации времени / Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1989. — 17с.
30. Кузнецова О.В. Исследование временной перспективы в подростковом возрасте // Молодые ученые московскому образованию. Материалы IV городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М.: РГИУ, 2005. 456с.
31. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет).
— М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. — 162 с.
32. Кулешова Л.Н., Муратов Б.Д. Психологические особенности развития подростков с девиантным поведением // Вопросы психологии. -№11.- 2000. — С. 55.
33. Личко А. Е. Наркотизм (употребление наркотиков) и подростковые наркомании // Психопатия и акцентуации характера у подростков. — М.: Наука, 1977. — № 3. — С. 15.
34. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.-270 с.
35. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. — М.: «Наука», 1978. — 288 с.
36. Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально-исторического бытия // Вопросы фил. — 1979. — № 12. — С. 73-86.
37. Магун B.C. Личность и время: научное освоение новой реальности // Психологический журнал. — 1999. — №2. — С. 178.
38. МасгуговаС. К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы: Дис. канд. психол. наук. — М., 1988. — 124с.
39. Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. — М.: «Наука», 1990. — 355 с.
40. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. — М.: «Наука», 1977. — 192 с.
41. Москвин В.А., Попович В.В. Нейропсихологические аспекты исследования временной перцепции у здоровых лиц // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Сб. докладов под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. — М.: Изд-во РПО, 1998. — С. 160-166.
42. Москвин В.А., Попович В.В. Философско-психологические аспекты исследования категории времени // Credo №6(12).
— 1998. — С. 28.
43. Муладжанова Т.Н., Николаева В.В. Изменение временной ориентации личности в ситуации хронического стресса, вызванного тяжелым заболеванием // Неврология и психиатрия. — Киев: Здоровье, 1986. Вып. 15. — С. 14-17.
44. Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. — М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 367 с.
45. Началджян А.А. Социально-психическая адаптация. — Ереван, 1988. — 424 с.
46. Немов Р.С. Общие основы психологии. — М.: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
47. Овчинникова Ю.Г. К проблеме кризиса идентичности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2000. — №2. — С. 87.
48. Орлов А.Б. Эмпирическая личность и ее структура // Вопросы психологии. — 1995. — № 2. — С. 52.
49. Рабочая книга школьного психолога / И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. М.: Просвещение, 1991. — 344 с.
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. — М.: «Педагогика», 1989. — 448 с.
Психология в системе наук. Отрасли психологической науки и практики.
... соотношения биологического и социального в личности человека – одна из центральных проблем современной психологии. В процессе становления и развития психологической науки были рассмотрены практически все возможные ... следовательно, перед психологией ставятся новые задачи и вопросы, ответы на которые требуют тщательного изучения новых психологических реалий; во-вторых, развитие самой науки, ее методов ...
51. Сорокун П.А. Основы психологии. — Псков: ПГПУ, 2005. — 312 с.
52. Спок Б. Ребенок и уход за ним / Пер. с англ. Н.А. Перовой. — Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1990. — 600 с.
53. Серенкова В.Ф. Типологические особенности планирования личностного времени / Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1991. -21 с.
54. Степанов В.Г.Психология трудных школьников. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 220 с.
55. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Наука, 1983. — 345 с.
56. Толстых А.В. Возрасты жизни. — М.: «Молодая гвардия», 1988. — 294с.
57. Толстых А.В. Формирование и самоопределение личности в исторической динамике поколений: Дисс. …докт. психол. наук в виде научного доклада. — М., 1994. — 86 с.
58. Трубников Н.И. Проблемы времени в свете философского мировоззрения // Вопросы фил. -1978. — № 2. — С. 111 -121.
59. Федотчев А.И. Восприятие, репродукция и оценка времени у школьников // Вопросы психологии. — №3. — 1983. — С. 30.
60. Филимоненко Ю.И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. — СПб.: Издательство С. Петербургского университета, 1997. — С. 63.
61. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. VI. — М.: «Прогресс», 1978. — С. 88-135.
62. Хомик B.C., Кроник А.А. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения // Вопросы психол. — 1988. — №1. — С. 98-106.
63. Цуканов Б.И. Анализ ошибки восприятия длительности // Вопросы психологии. — 1985. — № 3. — С. 149-154.
64. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1987. — 252с.
65. Элькин Д.Г. Восприятие времени. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -312 с.
66. Яковлев В.П. Социальное время. Ростов- н/Д: Изд-во РГУ, 1980. -160с.
67. Ярская В.Н. Развитие понятия времени // Вопросы философии. -1981. — №3. — С. 157-160.