Выпускная квалификационная работа
Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников
1.1 Понятие восприятие
1.2 Виды восприятия
.3 Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста
Вывод
Глава 2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки
.1 Краткая история возникновения игрушки
.2 Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста
2.3 Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста
Вывод
Глава 3 Экспериментальная часть
.1 Условия проведения исследования
.2 Констатирующий эксперимент
.3 Формирующий эксперимент
.4 Контрольный эксперимент
Вывод
Заключение
Используемая литература
Введение
Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка — предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.
Рассматривая игрушку, играя с ней, у ребенка развивается восприятие. Это один из ведущих познавательных процессов дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целостный образ.
Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.
Цель данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
· Уточнить особенности развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
· Изучить способы использования игрушки в старшем дошкольном возрасте.
· Разработать и реализовать систему занятий по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
· В ходе учебно-исследовательской деятельности определить возможности игрушки для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Исследование проблемы восприятия личности воспитателя детьми ...
... вышеизложенное, объектом исследования являются процесс восприятия личности воспитателя детьми старшего дошкольного возраста. Предмет исследования составляют особенности восприятия личности воспитателя старшими дошкольниками. Цель работы - раскрыть особенности восприятия личности воспитателя детьми старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели ...
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. А ведь в будущем ребенок должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.
Игрушка важна для развития личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.
Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.
Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка способствует формированию наблюдательности, пытливости, любознательности.
Таким образом, мы считаем, что наша тема актуальна как для педагогов, психологов, так и для родителей.
Гипотеза: можно предположить, что система занятий с использованием игрушки даст положительный результат для развития восприятия у старших дошкольников.
Глава 1. Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников
.1 Понятие восприятие
Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир, в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
Восприятие — это сложный психический процесс отражения всех свойств и качеств предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Результатом восприятия является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением.[22; 62]
Образ восприятия представляет собой совокупность разнообразных ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного предмета или явления. Однако отдельные ощущения, составляющие образ восприятия, не существуют в нем не зависимо друг от друга. Изменения одного из ощущений в образе влияет на изменение других ощущений, входящих в состав данного образа. Замена или устранение из образа отдельных ощущений изменяет образ предмета или явления в целом.
Существуют основные свойства образа восприятия. К ним относятся целостность, константность, предметность, категориальность. Все эти свойства образа восприятия появляются у человека в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки соответствия образа реально существующим в мире предметам и явлениям.[22; 64]
Целостность восприятия это способность восприятия к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нем. Например, по нескольким буквам мы можем догадаться. Что за слово перед нами.
Восприятие образа физического ‘Я’ у пациентов с тяжелыми ...
... ощущения. Основной жизненной целью становится здоровье. В данной работе рассмотрены вопросы типов психического реагирования и изменения восприятия образа ... психической реальности человека на определенной стадии формирования и развития расстройства. Это, в свою очередь определяется особенностями ... сложно. Если же в такой ситуации оказываются дети или подростки, то психологическая помощь является не ...
Предметностью образа восприятия называется его отнесенность к реально существующим в мире предметам и явлениям. Образ без предмета, к которому он относится, за исключением случаев некоторых иллюзий, не существует.
Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
.2 Виды восприятия
Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия(рис1).
В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
Основой другого типа классификации видов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Отдельно выделяется восприятие человека человеком.
Пространство — это то, что окружает человека. Предметы, расположенные в пространстве, имеют форму, величину, место расположения. Они также характеризуются расстоянием от человека и собственными параметрами: шириной, высотой, глубиной. Восприятия и оценка всего этого с помощью органа зрения называется восприятия человеком пространства. Для того, чтобы ориентироваться в пространстве и в перемещающихся в нам предметах, человек должен воспринимать и оценивать разнообразные происходящие в нем движения.
Предметы, находящиеся в пространстве, происходящие в нем процессы и движение предметов протекают во времени. Для человека очень важно уметь воспринимать и правильно оценивать время.
.3 Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие психические познавательный процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.[6; 5]
Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр фильмов, конструирование, чтения книг, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды деятельности пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.
Ощущение восприятия детей дошкольного возраста
... теоретические разработки по вопросу феноменов и значения восприятия для человека, а также особенности сенсорного развития и свойства восприятия детей дошкольного возраста. 2.Определить и описать наиболее значимые ... для каждой группы – по видам внешних свойств предметов, с которыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетания разных свойств). Воспитатель должен творчески подходить к использованию ...
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, вниманию, воображению.
Особенности восприятия формы и цвета
За весь дошкольный период ребенок осваивает шесть основных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал и многоугольник. Среди множества фигур он учится различать их формы, сначала по образцу, а потом по эталону, который у него закрепляется в образе-представлении.
С пяти лет ребенок может распознавать формы зрительно, узнавать их в любом положении и сочетании, размерах. Действие сопоставление он выполняет уже зрительно, без ощупывания и манипулирования руками. Он обследует предметы внутренними операциями, которые выполняются быстрее, почти мгновенно.
С шести лет ребенок сам начинает обследовать предметы, гибко сочетая внешние и внутренние перцептивные действия, свободно вычленяет существенные детали любой знакомой формы, применяет свои умения к обследованию сложных форм, находит в них знакомые формы и их детали.
При изучении восприятия детей дошкольников удалось установить, что цвет предмета является для ребенка опознавательным признаком лишь тогда, когда форма, более сильный признак, почему-либо не получил сигнального значения (например, при составлении коврика для цветной мозаики).
Эти факты наиболее отчетливо выражены при восприятия ребенком незнакомых предметов. Огромную роль играет и задача, стоящая перед детьми. Если надо выложить из одноцветных фигур узор, дети ориентируются на форму; если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, решающее значение приобретает цвет. Иногда дети ориентируются на оба признака одновременно (З.М. Богуславская).
Особенности восприятия целого и части
Осмысливание предмета по одной несущественной его части называется синкретизмом (Э. Клапаред).
Это восприятие целого, не основанное на его анализе.
Синкретичность восприятия предметов отнюдь не является чертой, свойственной маленьким детям вообще, как это утверждают Э. Клапаред, К. Бюлер, Ж. Пиаже. Она выступает и у более старших детей, когда они воспринимают незнакомые предметы или их изображения (модели машин, схемы, чертежи).
Подобные ошибки особенно часто повторяются при восприятии маленьким ребенком плохо, нечетко изображенных предметов. Тогда любая часть предмета, что-то напоминающая ребенку, становится для него опорной. Не случайно явления синкретизма наиболее часто встречаются при использовании в работе с детьми различных стилизованных изображений, когда художник, нарушив четкость реальной формы предмета, прибегает к утрировке, к некоторым условностям изображения, затрудняющим узнавание даже известных детям предметов.
Особенности восприятия времени
Для ребенка отражение времени — значительно более трудная задача, чем восприятие пространства. Это обусловлено, прежде всего, самой природой времени как объекта познания и его ролью в жизни детей.
Дети старшего дошкольного возраста ориентируются во времени на основе чисто бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена определенному режиму, т.е. распределен по времени, то пяти-, шестилетний ребенок уверенно отмечает утро или вечер. Он различает день и ночь. Если ребенку-дошкольнику трудно вычленить время как объект познания, действующий невидимо, но постоянно в жизни ребенка, то во много раз труднее ему выделить время в давно прошедших событиях, представить себе его длительность, его значение и разместить в последовательном порядке давно минувшие события. Поэтому даже старшие дошкольники считают, что, поскольку бабушка живет уже давно, она, конечно, видела Суворова, Пушкина и даже Петра I. Если ребенку рассказывают, что человек произошел от обезьяны, он совершенно не понимает, что такое те миллионы лет, которые отделяют животного предка от современного человека.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... этом следует определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других ... коррекционной работы желательно научить детей приемлемым способам снятия эмоционального напряжения: 1. перенос гнева на безопасный предмет (резиновые игрушки, мячи, бумажные шарики, музыкальные ...
У дошкольников есть лишь знание настоящего и какое-то смутное представление о прошлом времени. Первой дифференцировкой времени служит введение слов «сначала», «потом», «раньше», «после этого» в рассказ или характеристику события и показ воспитателем смысла временных отношений, которые существенны в данном событии. Знакомясь с часами, их работой, ребенок начинает понимать независимость времени от желания и деятельности человека. В разных видах практики у детей складываются более реалистические представления о времени и его единицах (час, день, сутки).
Особенности восприятия пространства
Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела).
Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени способствует совершенствованию пространственных отношений, направлений. «Чем точнее слова определяют направление, — подчеркивает А.А. Люблинская, — тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка».
Развитие глазомера ребенка необходимо для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи дошкольники решают значительно хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Для этого необходимо обучить детей использовать для решения задач прием наложения одного объекта на другой, добиваясь максимального уравнивания. При обучении детей решению такого типа задач можно изготовить и применить картонную мерку.
Когда дети овладевают умением таким действенным путем соизмерять ширину, длину, высоту, форму, объем предметов, они переходят к решению задач «на глаз».
Но успех будет достигнут, если овладение глазомерными действиями происходит путем включения этих действий в другие, более широкие виды деятельности. Глазомер совершенствуется в конструктивной деятельности, когда ребенок подбирает нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок глины, чтобы ее хватило для лепки всех частей предмета.
Упражняется глазомер дошкольника и в аппликации, рисовании, бытовых действиях и, конечно, в играх.
Вывод
В 6-7 лет познавательная деятельность ребенка приобретает все более сложные формы. Восприятие становиться целенаправленным, развивается наблюдательность. При специальной работе над развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, развитый фонематический слух и музыкальный слух. Ребенок начинает различать и воспроизводить движение мелодии, понижение и повышение звуков, менять темп в пении и чтении стихов.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... к увлекательно-творческим заданиям, интенсивностью мышления, поэтому нужно учить детей активному восприятию, переживанию музыкальных произведений, которые пробуждают в них творческие ... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ...
Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни, встающие перед ним практические задачи, ребенок воспринимает окружающее. Воспринимая, ребенок не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, но рассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается. Восприятие — это форма познания действительности.
Глава 2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки
.1 История игрушки
Появление игрушек связано с тем, что ребенку было не под силу предметы труда взрослого, поэтому ему стали делать маленькие орудия труда земледелия и охоты. Они были изобретены в глубокой древности. При раскопках древних захоронений были найдены игрушки, которые существовали более трех тысяч лет назад. Многие из них представляли миниатюрную копию предметов труда взрослых.
Археологические исследования и различные литературные источники донесли сведения об игрушках древнего мира. В Древнем Египте игрушки делали из дерева, ткани. Сохранились фигурки домашних животных, куклы, мячи. Древние мастера «оживляли» игрушки, пытались передать в них характерные движения, присущие реальному предмету: игрушка-крокодил с открывающейся пастью, тигр, заносящий лапу на жертву и др. А в Греции и Риме игрушки изготовляли из слоновой кости, янтаря, терракоты (куклы, фигурки животных).
Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Существовали игрушки для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания (кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, щиты, мечи).
А также кукла — обязательный атрибут каждого состоятельного дома. Кукла являлась хранительницей домашнего очага. Для нее существовали кукольные дома, которые украшали драгоценными камнями. Эти дома и куклы хранились как фамильные ценности и передавались по наследству.
Игрушки с рождения становились непременным спутником жизни детей. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно соответственно возрасту.
В летописях, относящихся к 12вв., содержится первое упоминание о игрушечном промысле в Новгороде. Расцвет игрушечных промыслов относится к 16-17вв.. В этот период получили развитие народная деревянная и гончарная игрушки. Смысл народной игрушки — развить, занять, повеселить, порадовать ребенка. Самые известные гончарные игрушки появились в селах Гжель, Дымковская слобода, Каргополь, Тула. Не менее известна и Богородская игрушка. Это игрушка, вырезанная из дерева в виде медведей, птичек, лошадок. В Сергиевом Посаде, получившем известность как центр игрушечного царства в России, изготовляли токарные деревянные расписные игрушки, а также игрушки из папье-маше (кони, ярко расписные утки, петухи).
Отсюда также произошла матрешка. Резными деревянными игрушками славилось село Городец (коньки, козлы, быки).
Такую же многовековую историю имеют игрушки в других странах.
Игрушки отличаются большим своеобразием: они отражают особенности быта, культуры и труда того или иного народа, обычаи, верования, а также идеалы воспитания. Так, народные игрушки Азии и Африки изображают богов, добрых и злых духов. Дети северных народов с ранних лет получают для своих игр маленькую нарту, каюк, аркан для ловли оленя и др. Среди этих игрушек были обнаружены еще совсем недавно идолы и божки [11;147].
В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости. Он сочетался с высокой детской игровой культурой. Взрослые с любовью изготавливали игрушки и сохраняли их, передавая от старших к младшим детям. Некоторые древние игры вошли в историю: бабки, горелки, свайка, жмурки, пятнашки. Во многих играх широко использовались особые игровые предметы-игрушки: веревки, чижи, палочки, волчки, биты.
.2 Виды и назначение игрушек для детей дошкольного возраста
Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка — предмет забавы, развлечения, радости, и то же время она — важнейшее средство психического развития дошкольника. Не было случайных игрушек, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно, соответственно возрасту.
Игрушка, несмотря на свои высокие дидактические свойства и художественно-образные достоинства, сама по себе, без активного участия взрослого, не может воспитывать ребенка. Благодаря воспитанию, в частности средствами игрушек, у ребенка формируются способы действий с предметами, знание назначения этих предметов. Игрушка в этом процессе приобретает огромное педагогическое значение.
Образные игрушки
Среди образных игрушек особое место занимает кукла — самая древняя и наиболее популярная игрушка. Обычно куклой называют образ ребенка (взрослого человека) в игрушке, сделанной из мастики, папье-маше, резины, целлулоида, ткани или другого материала. Типаж и размер куклы может быть самым разнообразный, одета она в матерчатый костюм или совсем не имеет платья («голым»).
Руки и ноги её обычно подвижно закреплены, иногда движется голова, и закрываются глаза.
Поскольку кукла изображает человека, она выполнят разные роли, и является как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему захочется, заставляя её осуществлять все свои мысли и желания.
Кукла помогает ориентироваться в форме, величине, материале, цвете, движениях и т.д. Она подвижна, ярка, и этого вполне достаточно, чтобы поглотить внимание малыша и стать одной из любимых игрушек. (см.Рис№1 прилож.)
Игрушки-забавы
Радует и забавляет ребенка всякая игрушка. Однако созданы они для того, чтобы позабавить и развлечь ребенка. Это игрушки-забавы, которые вызывают у дошкольников любопытство, радость, положительные эмоции. Они радуют детей необычными движениями, забавны по сюжету. Игрушки-забавы развивают чувство юмора и любознательность, поддерживают доброе настроение, побуждают детей к изучению их устройства, принципа действия.
Игрушки — забавы — это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки. Народные мастера умели подметить смешные стороны во внешнем виде и поведении человека, животного и показать это в игрушке. Особенно это ярко представлено в игрушках богородских резчиков. Тонкий юмор, заложенный в народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому детей.
Среди игрушек основное место занимают животные, стилизованные под человека: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п. Их можно купать, кормить, водить заручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т.е. действовать как с куклой.
Театрализованные игрушки
Очень важны игрушки, которые используются при постановке спектаклей, в развлечениях — театрализованные игрушки.
Они не являются предметами повседневного пользования, они должны в глазах ребенка быть связаны с атмосферой праздничности, эмоциональной приподнятости. [4; 346.]
Дети наделяют их теми или иными чертами в соответствии с их внешним видом. К ним относятся игрушки: куклы перчаточные, пальчиковые («бибабо»), фигурки персонажей для настольных театров, фигурки и элементы декораций по сюжетам широко известных и любимых детьми сказок и, наконец, элементы костюмов для игры — драматизации, где участвуют сами дети. (см прил. Рис.№12,№13)
Театральная игрушка — одна из самых живых и веселых. С ее помощью взрослый может делать буквально чудеса.
Ребенок охотно подчиняется требованию Буратино идти умываться, чистить зубы и ложиться спать. Малыш, конечно, знает, что за Буратино говорит мама, что ожил смешной человечек только в маминых руках, но слушаться при этом интересно. Поэтому молодые родители могут пользоваться таким приемом, если их малыш не слушается
Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры.
Большую группу дидактических игрушек составляют народные: цветные шары, миски, матрешки, пирамидки, бочонки, башенки. Изготовленные из дерева, ярко окрашенные, они построены на доступных для маленького ребенка действиях (катать, разбирать, собирать, нанизывать, вкладывать).По таким образцам изготавливаются пластмассовые, деревянные токарные игрушки современной тематики, кремлевские башни, башни-ракеты. Сконструированные на основе автодидактизма, они обеспечивают самоконтроль ребенка за выполнением игровой задачи. В этом их особая ценность.[11., с.154]
Спортивные игрушки
Большую роль в развитии движений у дошкольников играют спортивно-моторные игрушки. Такие как мячи, скакалки, обручи, каталки и другие. Особенно следует подчеркнуть значение мяча, играя с которым ребенок проделывает разнообразные движения: качает его, бросает, ловит. Активное движение не только укрепляет мышцы, совершенствует двигательный аппарат, но и также способствует нервно-психическому развитию ребенка (воспитывает волю, внимание).(см.прил. рис.№14,№15,№16)
Технические игрушки
По месту в играх детей близка к образной, сюжетной игрушке техническая, которая знакомит детей с внешним видом, образом предмета, имеющего непосредственное отношение к технике (машины, механизмы, виды транспорта, средства связи), и с характерными для него действиями. [11., с.152]
В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Кроме того, средствами технических игрушек можно развивать некоторые специальные способности к техническому конструированию и изобретательству.(см.прил.Рис№5,№7,№8,№18)
Строительные и конструктивные материалы
Строительные и конструктивные материалы рассчитаны на детское конструирование, техническое изобретательство. В «строительные игры» можно играть бесконечно. Они ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. Всякая результативная деятельность, созданная собственными руками, дает большое удовлетворение.
«Строительство» в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности.(см.прил.рис.№10,№11,№17)
Игрушки-самоделки
В работе детских садов большое место отводится игрушкам-самоделкам, поскольку создаются самим ребенком с заранее определенной игровой целью. Изготовление таких игрушек формирует у дошкольника умение создавать и воплощать замысел, стимулирует творчество, позволяет познавать свойства материала, формирует общественные мотивы поведения. Игрушки-самоделки — это предмет гордости и способ самовыражения ребенка. Самодельные игрушки отличаются многофункциональностью, поэтому особенно интересны малышу. [26., 84с.]
восприятие дети дошкольный игрушка
2.3 Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста
Играя в различные игры с игрушками, дети старшего дошкольного возраста стремятся обследовать и описать предмет. Только к семи годам дети могут систематически планомерно рассматривать предметы. Этим детям уже не нужно держать предмет в руках, они вполне описывают его свойства, пользуясь чисто зрительным восприятием.
Обучая ребенка восприятию предметов и их свойств, мы формируем психические механизмы, которые помогают ребенку познавать окружающий мир, расширять сферу восприятия, включать в его опыт все новые и новые предметы и явления. Механизмы восприятия позволяют ребенку самостоятельно познавать мир, самостоятельно ориентироваться и действовать в нем. Правильный и более полный образ предметов и явлений регулируют действия ребенка и руководит его поведением в соответствии с ситуацией и особенностями предметов. [6; 16]
Для развития восприятия формы, величины, цвета существуют различные игры. Например, такие как: «Разноцветные ленточки», «Что нам привез мишутка».
«Разноцветные ленточки»
Для игры нужны цветные ленточки или полоски цветной бумаги наклеенной на картон.
В этой игру дети учатся различать цветовые тона путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Этот прием позволяет ребенку выделить цвет как отличительный признак предмета и совершенствует зрительное восприятие: у детей формируется устойчивый образ цветового тона.
В этой игре дети приучаются точно и старательно выполнять поручения группы. Это позволяет воспитателю развивать у них чувство ответственности перед другими. Ребенок, выполнивший поручение, получает удовлетворение от одобрения воспитателя и сверстников, приобретает уверенность в своих возможностях. Это особенно важно для робких, неуверенных в себе детей. Наблюдая за действиями сверстников, ребята испытывают интерес и сочувствие к своим товарищам, что очень важно для развития у них сопереживания и доброжелательных отношений друг к другу.
«Что нам привез Мишутка»
В качестве игрового материала используется набольшие игрушки контрастной формы. Это могут быть кубики, шарики, игрушечная посуда, зайчики, цыплята, машинки, куколки-голышки, лошадки. Количество игрушек должно соответствовать числу детей. Кроме того. Для игры нужны плюшевый Мишка, а также машина, велосипед или санки, на которых он поедет.
Цель данной игры — выявить, могут ли дети самостоятельно на ощупь узнавать предмет, как привык ребенок обследовать предмет, находящийся вне поле его зрения, — одной или двумя руками.
Перед играющим ставиться задача — узнать на ощупь, какой предмет попал ему в руки. Решить задачу для ребенка очень важно и интересно, ведь эту вещь Мишутка привез лично ему. Однако, несмотря на сильное желание поскорее узнать, что ему достанется, ребенку приходиться дожидаться своей очереди искать подарок и считаться с другими детьми.
Для развития слухового восприятия подойдет игра «Кто разбудил Мишутку».
В качестве игрового материала используется мягкая образная игрушка — Мишка средних размеров, нарядно одетая. Мишка может быть заменен зайчиком, куклой или котенком
Эта игра учит детей прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их. От детей требуется узнать друг друга по голосам. В этой дошкольники учатся не только различать голоса друг руга, но и управлять своими голосами. Все это имеет большое значение для их развития, ведь слух является основой восприятия не только речи, но и музыки. Известно, что если ребенок не умеет слушать, он не сможет воспринять и воспроизвести даже самую простую мелодию.
Игра эта проста по своему содержанию и близка интересам детей и их опыту — игровому, познавательному и житейскому. Центральное место в ней занимает игрушечный Мишка, который воспринимается ребенком как живой. Звуковая задача адресуется этому персонажу и решается ребенком как бы от его лица. Эта игровая ситуация подсказывает ребенку игровые действия и связанное с ним и решение слуховой задачи.
Выводы
С помощью самых разнообразных игрушек: образных, театральных, музыкальных, игрушек-забав, самоделок, спортивных, строительных, технических у детей развивается восприятие. Игрушки помогают ребенку ориентироваться в пространстве, правильно представлять целостный образ предмета, выделять главные свойства. Поэтому игрушка для развития ребенка имеет важное значение.
Вот те игрушки, которые необходимы ребенку для развития восприятия: наборы для постройки кораблей, лодок, самолетов, храмов; игрушки изготовленные руками ребенка, игрушки звуковые; двигательные; конструктивные; из природного материала.
Игрушка должна быть привлекательной для ребенка и отвечать духовно-нравственным требованиям. Например, кукла, которая выглядит как ребенок. Если ее взять на руки — она смеется, издает звуки плача, гулит, сосет из бутылочки молоко, у нее закрываются глазки. Эта кукла воспитывает материнство у будущей женщины, учит проявлять заботу, доброту, а также эта игрушка поможет ребенку в развитии восприятия, следовательно, и познать окружающий мир с положительной стороны.
Глава 3. Экспериментальная часть
.1 Условия проведения исследования
Опытно-экспериментальная работа проводилась в период преддипломной практики в ДОУ №12 Калининского района в подготовительной группе. Экспериментальная работа состоит из трех частей: констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента. Практическая работа проводилась с 7 детьми, в возрасте 6-7 лет
Наташа
Ксюша
Леня
Маша
Настя
Саша
Сережа
Цель исследования: определить способы использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
1. Подобрать необходимые методы для диагностики восприятия детей старшего дошкольного возраста
2. Провести диагностику для выявления актуального уровня развития восприятия у детей
. Провести серию занятий с использованием игрушки для развития восприятия у детей
. Провести вторичную диагностику восприятия старших дошкольников, для выявления изменений после проведенных занятий
. После анализа поученных данных сделать выводы о влиянии игрушки на развитие воображения старших дошкольников
3.2 Констатирующий эксперимент
Цель проведения констатирующего эксперимента:
установить первоначальный уровень (на время начала исследования) восприятия предмета (игрушки).
Методика №1 «Определение особенностей восприятия»
Описание методики
Для проведения исследования необходимы незнакомые ребенку игрушки, имеющие множество признаков. Перед ребенком поочередно ставят игрушки, которые он рассматривает 1-2 минуты. После этого сказать: «Опиши игрушку». После перерыва 20-30 минут ему вновь предложить: «Опиши игрушку, которую тебе показывали».
Материал: игрушки — матрешка, машина, лев, кукла, дымковская барыня, клоун.
Схема анализа данных:
1. Какие признаки дошкольник называет, сколько и в какой последовательности? Называет ли ребенок материал, из которого изготовлена игрушка?
2. Пытается ли объяснить наличие определенных деталей то или иное действие, состояние, качество?
. Дает ли эстетическую оценку, мотивирует ли ее? Выражает ли дошкольник свое отношение к игрушке, требование к обращению с ней? Объясняет ли свое отношение?
. Использует ли дошкольник сравнения при описании, и какие? По каким признакам ребенок проводит сравнение?
Анализ выполнения задания:
Результат представлен в таблице №1
Таблица №1
Ф.И.О. |
Признаки предмета и его части |
Действие, состояние, качество |
Отношение к игрушки |
Сравнения при описании |
Уровень восприятия |
Наташа |
+ |
+ |
+ |
— |
Ср. |
Ксюша |
+ |
+ |
+ |
— |
Ср. |
Леня |
+ |
+ |
— |
— |
Низ. |
Маша |
+ |
+ |
— |
+ |
Ср. |
Настя |
+ |
— |
— |
+ |
Низ. |
Саша |
+ |
+ |
— |
— |
Низ. |
Сергей |
+ |
+ |
— |
+ |
Ср. |
Наташа рассказала нам про куклу (рис.1).
Ксюша и Маша выбрали матрешку (рис.5).
Леня рассказал о грузовике (рис.4).
Настя рассказала нам про дымковскую барыню (рис.3).
Саша представил нам легковой автомобиль (рис.8), а Сергей описал тигра (рис.2).
С заданием дети справились неплохо, но были некоторые упущения. Например, Леня и Саша не высказали свое отношение к игрушки и при ее описании не использовали сравнение. Настя не назвала действия игрушки, не объяснила наличие определенных деталей.
Очень порадовало, что все дети назвали признаки игрушки: цвет, форму, величину, материал из которого сделана игрушка, части предмета, пространственное расположение деталей.
Вывод: После проведения данной методики видно, что у группы уровень восприятия предмета средний. Это положительный результат, полученный в начале практики.
Методика №2 «Диагностика уровня развития восприятия»
Описание методики
Ребенок должен выполнить задание: просмотреть ряд из 10 игрушек, постараться запомнить, а затем по памяти воспроизвести представленные игрушки, сохраняя порядок следования.
Материал: 10 игрушек
Обработка данных: правильным ответ считается в том случае, когда правильно названа игрушка, обязательно под своим порядковым номером. Показатель 5 и выше считается хорошим.
Результат представлен в таблице №2
Таблица №2
№ |
Ф.И.О. |
Балл |
Уровень |
1 |
Наташа |
5 |
средний |
2 |
Ксюша |
5 |
средний |
3 |
Леня |
4 |
средний |
4 |
Маша |
6 |
высокий |
5 |
Настя |
4 |
средний |
6 |
Саша |
5 |
средний |
7 |
Сергей |
3 |
ниже среднего |
Вывод: по данным методики видно, что уровень восприятия предмета в целом у группы средний.
Методика №3 «Исследование восприятия»
Описание методики
Методика направлена на выявление способности ребенка к дифференцированному восприятию формы. Необходимо предложить ребенку перечислить все игрушки имеющие форму треугольника, круга, овала, квадрата, прямоугольника.
Материал: 8 игрушек
Оценка результатов:
1. Задание не выполнено — восприятие формы нарушено
2. Задание выполнено с 1-2 ошибками — восприятие формы слегка нарушено
. Задание выполнено полностью, самостоятельно и без ошибок — восприятие формы не нарушено
Результат представлен в таблице №3
Таблица №3
№ |
Ф.И.О. |
Восприятие формы |
1 |
Наташа |
Не нарушено |
2 |
Ксюша |
Не нарушено |
3 |
Леня |
Нарушено слегка |
4 |
Маша |
Не нарушено |
5 |
Настя |
Нарушено слегка |
6 |
Саша |
Не нарушено |
7 |
Сергей |
Нарушено слегка |
Обобщающая таблица
Для вычисления уровня восприятия мы взяли такие показатели:
Очень низкий уровень — от 0 до 10
Низкий уровень — от 10 до 30
Средний уровень — от 30 до 50
Уровень выше среднего — от 50 до 80
Высокий уровень — от 80 до 100
Восприятие не нарушено — 60
Восприятие нарушено — 40
Результат представлен в таблице №4
Таблица №4
Дети |
1 методика |
2 методика |
3 методика |
Обобщение |
Наташа |
Ср. |
Ср. |
Не наруш. |
Среднее |
Ксюша |
Ср. |
Ср. |
Не наруш |
Средний |
Леня |
Низ. |
Ср. |
Наруш. |
Низкое |
Маша |
Ср. |
Выс. |
Не наруш |
Высокое |
Настя |
Низ. |
Ср. |
Наруш. |
Низкое |
Саша |
Низ. |
Ср. |
Не наруш |
Низкое |
Сергей |
Ср. |
Оч.низ. |
Наруш. |
Оч. низкое |
Вывод: из данной таблицы видно, что в первой методике высокого уровня не показал ни один ребенок . Во второй методике высокий результат показала Мария, а очень низкий — Сергей. Из третьей методики видно, что восприятие нарушено у троих детей — Лени, Насти и Сергея. Но по общему итогу можно сказать, что у Лени, Насти, Саши и Сергея низкий уровень восприятия и с этими детьми необходимо работать дополнительно.
Диаграмма №1
По диаграмме можно сказать, что в группе 29% детей со средним и 15% с высоким уровнем развития восприятия, а 56% детей с низким уровнем восприятия.
На основе полученных данных, можно сделать вывод, что необходимо проводить занятия с использованием игрушки на развитие восприятия. Особенно надо уделить внимание некоторым детям.
.3 Формирующий эксперимент
Цель: провести занятия с использованием игрушки в экспериментальной группе для повышения уровня развития восприятия детей
Занятие по развитию восприятия №1
«Моя любимая игрушка»
Задачи:
1. Учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта, рассказывать связно, полно, выразительно
2. Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков
. Закреплять правильное произношение звуков [в] и [ф], умение дифференцировать эти звуки на слух и произношение
. Развивать зрительное восприятие
Развивающая среда: игрушки — лисенок, щенок.
Ход
На столе у воспитателя игрушки: рыжий лисенок черный щенок. Воспитатель предлагает посмотреть на симпатичных зверят и рассказать, какие они. Важно, чтобы дети отметили, что лисенок рыжий, хитрый, а щенок черный, простоватый (глупый).
По ходу рассказов воспитатель задает наводящие вопросы.
Ребята а как же зовут наших зверят? По цвету легко догадаться, как их зовут. Конечно же, это Рыжик и Черныш.
Как можно назвать лисенка, чтобы было понятно, что он не белый, не черный, а рыжий?
А я, кажется, догадалась. Лисенок такой ярко-рыжий, как огонь. Его, наверное, зовут Огонек, а щенка зовут Уголек, потому что он черный.
Ребята вспомните, какие у кого дома игрушки, какая самая любимая, и расскажите о ней.
Послушайте и мой рассказ о том, какая любимая игрушка была у меня в детстве. Педагог рассказывает о плюшевом зайке с длинными ушами. О том, какие у него были друзья — мишка, козлик, как они ходили, друг к другу в гости.
Какие любимые игрушки есть у вас дома?
Как вы с ними играете?
Что интересного было в ваших играх?
По этому плану дети составляют рассказы. Каждый рассказ оценивается, в конце выбирается самый интересный.
А теперь постарайтесь подобрать названия предметов со звуком [в]. Скажите в названиях каких предметов имеется звук [ф]. Произнести скороговорку: «Фаня в гостях у Вани, у Вани в гостях Фаня», четко выделяя слова Фаня и Ваня.
Анализ занятия: Очень интересно было послушать Марию, которая рассказывала про своего плюшевого зайку. Маша описала нам игрушку, выделив при этом цвет, форму, размер, пространственное положение. «Мой зайка пушистый, ловкий и быстрый. Он любит морковку. Глаза у него голубые, у него длинные уши и короткий хвостик. Мой зайка серого цвета… »
Остальные ребята справились хорошо, но были некоторые подсказки, о чем надо сказать.
Занятие по развитию восприятия №2
«Сравнение и описание предметов»
Задачи:
1. Учить детей составлять рассказ.
2. Учить сравнивать предметы (игрушки), выделять существенные признаки.
. Развивать зрительное восприятие.
Развивающая среда: Игрушка из дерева, стекла, пластмассы, предметы.
Ход: Воспитатель предлагает назвать детям предметы, которые они видят вокруг себя.
Как мы отличаем один предмет от другого? Дети сравнивают предметы, выделяя существенные признаки.
Предметы отличаются друг от друга по размерам, по цвету и по форме и еще потому, из какого материала они сделаны. Посмотрите, из какого материала сделаны вот эти игрушки? (из дерева).
Как одним словом можно назвать, какие это игрушки? (деревянные).
Назовите, какие предметы делают из дерева?
Воспитатель обращает внимание детей на группы предметов из стекла, пластмассы.
А теперь представите себе, что перед вами стоят две девочки, одинаково одетые, одного и того же роста. Как мы можем их различить? (по именам).
И предметы различаются по именам, названиям. Вот этот предмет, как называется? (Мяч, это игрушка, она круглая).
А теперь поиграем в игру. Каждый по очереди становиться водящим. Водящий придумывает какой-либо предмет и пытается рассказать о нем, называя только его признаки. А остальные должны отгадать, что это за предмет.
Анализ занятия: Ребята охотно отвечали на мои вопросы. Не составило большого труда рассказать о задуманном предмете. Дети справились очень хорошо и были угаданы все предметы. Очень часто дети называли цвет предмета и действия с ним.
Занятие по составлению рассказа «Игрушка» с помощью графического плана
Связный рассказ по серии опорных картинок (пиктограмм)
1. Цвет — какого цвета игрушка
2. Форма — какой формы игрушка
. Мячи — какого игрушка размера
. Детали — назови детали
. Контур — из какого материала сделана игрушка
. Мозайка — как с этой игрушкой можно играть
Игрушка «Грузовик» (примерный рассказ по таблице)
Моя самая любимая игрушка — это машинка. Она ярко-красного цвета, прямоугольной формы. Мой грузовик небольшого размера. У него есть: кузов, кабина, колеса, фары, руль, сиденья, стекло. Кабина у грузовика — металлическая, колеса резиновые, окна стеклянные, а кресла кожаные. Я очень люблю представлять себя шофером, водить свой грузовик, мыть его, ремонтировать, если он сломается.
Вывод: Все ребята справились хорошо с этим заданием. Каждый принес в группу свою игрушку и рассказал о ней. Зотова Ксюша принесла зайчика (рис.№6).
Перлов Сергей и Курочкин Саша рассказали о легковом автомобиле (рис.№7).
Остальные принесли мягкие игрушки (рис.№9).
Немо-таблица помогла ребятам рассказать о своей игрушки, не упустив важного признака. Все рассказывали связно, логично и полными предложениями с эпитетами и примерами из жизни.
Упражнения на развитие восприятия
Упражнение №1 «К каждой фигуре подбери игрушки, похожие по форме»
Игрушки: пирамида, кукла, машина, матрешка, кубик, мяч (см. приложение 1)
Фигуры: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник
С этим упражнением дети справились отлично, не сделав ни одной ошибки. Все ребята выполнили задание без нашей помощи.
Упражнение№2 «Узнай предмет на ощупь»
В мешочек или коробочку положить знакомые для ребенка мелкие игрушки (матрешка, животное, пластмассовая чашка, ложка, машинка и др.).
Завязать ребенку глаза и попросить узнать предметы на ощупь.
Проделав это упражнение можно отметить, что дети обошлись без нашей помощи, а также выполнили задание быстро и без сомнений.
Упражнение№3 «Узнай игрушку по деталям»
Детали: колесо от машины, нижняя часть матрешки, платье от куклы, голова льва, трубка от телефона, чайник от кофемолки, нога от глиняной барыни и др.
Предложив детям такую игру, они быстро сообразили, что необходимо делать. Справились с заданием очень быстро, назвав игрушку, которой принадлежит определенная деталь.
Упражнение№4 «Найди похожие предметы. Что у них похоже»
Предметы: Чайник — ложка, ежик — елка, трактор — поезд, кегли — мячик, пазлы — пирамидка и др.
Проделав упражнение можно сказать, что были некоторые сомнения у Ильина Лени и Перлова Сергея в правильности выполнения задания. Они долго думали и не решались положить рядом похожие иредметы
Упражнение№5 «Узнай по описанию»
— Желтый, маленький, пищит.
— Большая, гудит, фыркает, из железа, помогает людям.
— Ростом разные подружки, но похоже друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.
Играя в эту игру дети отгадывали все предметы, которые были задуманы. Им было легко отгадать игрушку по описанию, так как были названы отличительные признаки предмета.
Упражнение№6 «Кто больше назовет особенностей у этих игрушек?»
Игрушки: Кукла, машина, слон, матрешка, скакалка, обруч, мишка, попугай, енот, лев, паровоз и др.
Это упражнение мы провели с детьми у которых низкий уровень восприятия. Ребята с нашей помощью перечислили все особенности, которые можно было назвать для определенной игрушки.
Выводы: Все занятия и упражнения были очень интересны для детей. Они с удовольствием рассказывали о любимой игрушки и выполняли упражнения с ними. Дети были очень внимательными и наблюдательными. Особенно обращали свое внимание на цвет, форму, величину, пространственное положение игрушки.
.4Контрольный эксперимент
Цель: выяснить изменения в уровне сформированности восприятия игрушки у детей старшего дошкольного возраста после проведения серии развивающих занятий.
Для объективности результата экспериментальной работы диагностирование на этом этапе проводилось по тем же методикам, что и на начальном этапе.( констатирующего этапа).
По результатам повторной диагностики можно так же выделить 3 уровня сформированности восприятия: низкий, средний, высокий.
Результат представлен в таблице №5
Таблица №5
Ф.И.О. |
Признаки предмета и его части |
Действие, состояние, качество |
Отношение к игрушки |
Сравнения при описании |
Уровень восприятия |
Наташа |
+ |
+ |
+ |
— |
Ср. |
Ксюша |
+ |
+ |
— |
+ |
Ср. |
Леня |
+ |
+ |
+ |
— |
Ср. |
Маша |
+ |
+ |
— |
+ |
Ср. |
Настя |
+ |
+ |
— |
+ |
Ср. |
Саша |
+ |
+ |
— |
+ |
Ср. |
Сергей |
+ |
+ |
— |
+ |
Ср. |
Из полученных результатов видно, что восприятие у всех детей осталось на среднем уровне, но по некоторым параметрам некоторые дети показались более высокие результаты в сравнении с предыдущими.
По итогам второй диагностики преобладает средний уровень восприятия игрушки. Порадовала, что у Наташи, Ксюши, Сергея уровень восприятия увеличился.
Результат представлен в таблице №6
Таблица №6
№ |
Ф.И.О. |
Балл |
Уровень |
1 |
Наташа |
5 |
средний |
2 |
Ксюша |
5 |
средний |
3 |
Леня |
5 |
средний |
4 |
Маша |
6 |
высокий |
5 |
Настя |
4 |
средний |
6 |
Саша |
3 |
низкий |
7 |
Сергей |
3 |
низкий |
И на завершающей методики было выявлено только у двоих детей низкий уровень развития восприятия, что очень порадовало. Общие результаты показали, что в целом у детей средний уровень восприятия игрушки. Можно сделать вывод, что благодаря системе занятий с игрушкой у детей развивается восприятие.
Результат представлен в таблице №7
Таблица №7
Дети |
1 методика |
2 методика |
3 методика |
Обобщение |
Наташа |
Ср. |
Ср. |
Не наруш. |
Средний |
Ксюша |
Ср. |
Ср |
Не наруш |
Средний |
Леня |
Ср. |
Ср. |
Не наруш. |
Средний |
Маша |
Ср. |
Выс. |
Не наруш |
Высокий |
Настя |
Ср. |
Ср. |
Не наруш. |
Средний |
Саша |
Ср. |
Низ. |
Не наруш |
Низкий |
Сергей |
Ср. |
Низ. |
Не наруш. |
Низкий |
Также результат можно увидеть на диаграмме №2
Диаграмма№2
Вывод: По данной диаграмме видно, что уровень восприятия у ребят увеличился. В основном преобладает средний уровень восприятия — 57%, 29% детей с низким уровнем восприятия и только 14% с высоким уровнем. Считаю, что работа проделана удачно, так как низкий уровень уменьшился в несколько раз.
Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов
Результат констатирующего эксперимента представлен на диаграмме №1
Диаграмма№1
Результат контрольного эксперимента представлен на диаграмме №2
Диаграмма№2
Вывод
Мы видим, что процентное соотношение двух диаграмм отличается. В первой диаграмме в основном преобладает низкий уровень восприятия у детей — 59%. Во второй диаграмме 57% детей со средним уровнем восприятия. Хочу заметить, что низкого уровня восприятия всего 29% по второй диаграмме. Поэтому можно сделать вывод, что занятия с использование игрушки дали положительный результат в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение
В ходе учебно-исследовательской работы мы установили, что игрушка влияет на развитие восприятия детей старшего дошкольного возраста. Поэтому гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Именно в процессе восприятия складывается богатство образов окружающей действительности, ребенок учиться видеть разные свойства и признаки предметов, устанавливать связи между ними. Правильное представление о действительности обеспечивает ребенку накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, уверенность ребенка в себе, ускоренное физическое и психическое развитие.
Экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №12 Калининского района. В эксперименте приняли участие дети подготовительной группы.
Опытно-экспериментальная работа была проведена в полном объеме, в соответствии с задачами исследования.
Целью данной работы является определение способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Мы определили, что игрушку можно использовать на занятиях, в игровых упражнениях, играх. Во всей этой деятельности у ребенка развивается восприятие.
После занятий и упражнений проведенных с детьми, проявилась положительная динамика: дети стали больше проявлять наблюдательность, называть признаки предмета, стали больше интересоваться чем-то новым. Занятий по развитию речи с использованием игрушки они теперь ждали с нетерпением, чтобы была возможность продемонстрировать сверстникам свои знания и свою игрушку.
Возникали в речи ошибки, которые дети пытались исправить сами. Им это не всегда удавалось, но тем не менее, важно, что они стремились к этому сами.
Дети при рассказывании о игрушки стали больше использовать в своей речи эпитетов. Занятия с игрушкой вызывали восторг у детей и каждый хотел рассказать о своей игрушке.
Для ребенка не важно количество игрушек. Важно, чтобы игрушка в детском саду должна быть представлена во всем ее разнообразии. Должны учитываться многообразные функции игрушек в педагогическом процессе детского сада, необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей.
Используемая литература
1. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! // Дошкольное воспитание.- 2005. — №4. — 98-108с.
2. Абраменкова В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка. — М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. — 640с.
. Алексютина Н.,Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга//Учительская газета.-2000.-№16/17 (25 апр.).
— с.8-9.
4. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, № 3. — 8-15 с.
5. Батурина Е. Игрушки в семье // Дошкольное воспитание, 1974, № 9. — 82 -85с.
. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1998.-240с.
. Борисено М.Г., Лукина Н.А. Диагностика развития ребенка (5-7 лет).
Практическое руководство по тестированию.- СПб.: Паритет, 2007.- 96.:ил.
. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: изд. Центр «Академия», 2006. — 288с.
. Воспитание детей в игре / под ред. Менджерицкой Д. В. — М.: Просвещение, 1979. — 27-36с.
. Горностаева Л. Игрушки в детском саду // Дошкольное воспитание, 1973, № 2. — 20-24с.
. Дошкольная педагогика / под ред. Логиновой В. И., Саморуковой П. Г. — М.: Просвещение, 1983. — 146 — 157с.
12. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. — М.: Просвещение, 1980. — 64с.
13. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. Изгаршевой В. М. — М.: Просвещение, 1987. — 6-13с.
. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2001. — 416с.
15. Линькова Н. П. Игры, игрушки и воспитание способностей. — М.: Просвещение, 1969. — 7-34с.
16. Локшин А. Игрушки древнего мира // Дошкольное воспитание, 1976, № 3.
. Локуциевская Г. Техническая игрушка // Дошкольное воспитание, 1972. № 5. — 18с.
18. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Марковой Т. А. — М.: Просвещение, 1982. — 18-25с.
19. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Современный психологический словарь,- СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК,2007.-634с.
. Мухина В. С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии, 1988, № 2. — 123-128с.
. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 7-е изд., стереотип. — М.: «Академия», 2002.-456с.
. Немов Р. С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. Учреждений средн. Проф. Образования. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-400с.
. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. Учебник. — М.: педагогическое общество России,2001.-442с.
. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Уч. Пособ. Для уч. Завед. Профтехобр. 2-е. изд, перераб и дополн.М.:Высшая шк. 1984
. Урунтаева Г. А. Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. — 2-е изд. М.: Академия, 1997. — 81-85с.
. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 480с.
. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978. — 304с.