Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей
старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом
1.1. Развитие общение детей в старшем дошкольном возрасте 6
1.2. Особенности развития воображения детей старшего
дошкольного возраста 24
1.3. Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста 31
1.4. Особенности эстетического воспитания старших дошкольников 48
Глава 2. Практика исследования проблемы формирования у детей
старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с
другом на занятиях сюжетного рисования
2.1. Организация и методы исследования 54
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 63
2.3. Программа формирования у старших дошкольников
умения взаимодействовать друг с другом 69
Заключение 82
Литература 85
Приложения 92
Введение
Исследования детей дошкольного возраста показывают, что достаточно большое количество детей в этот период имеет трудности в общении со сверстниками и нуждаются в специальной психологической помощи. В психолого-педагогической практике такие дошкольники характеризуются как дети, имеющие трудности в адаптации в новых условиях, в установлении контактов в группе сверстников и включении детей в совместную деятельность в детском коллективе. Психологическое состояние таких детей часто характеризуется как тревожное, с низким проявлением социально значимых паттернов поведения. Все эти особенности развития ребенка могут оказывать существенное негативное влияние на личность человека и на последующих этапах онтогенеза, что и обусловливает социальную значимость нашего исследовании.
В отечественной литературе проблемы старшего дошкольного возраста рассмотрены достаточно подробно в работах таких авторов как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин. В исследованиях этих и других авторов развитие ребенка в старший дошкольный период рассматривается достаточно подробно. На основе этих исследований в настоящее время в отечественной педагогике и психологии стало появляться значительное количество различных программ воспитания и обучения детей в этот возрастной период (программы М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.Н. Дороновой, Т.С. Комаровой и др.).
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с ...
... ощущать творческую беспомощность, вследствие чего становясь старше, теряет тягу к изобразительному искусству. Современные подходы к развитию изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, к содержанию и методам их воспитания ...
Однако анализ литературы также показывает, что исследований в области формирования у старших дошкольников умения взаимодействовать друг с другом в процессе предметной деятельности явно недостаточно, что и обусловливает научную значимость данной работы.
Результаты исследования могут быть использованы воспитателями детских садов, практическими психологами, социальными работниками, педагогами дополнительного образования, занимающимися психолого-педагогической работой с детьми старшего дошкольного возраста. Это определяет практическую значимость данной работы.
Из всего вышесказанного можно сформулировать проблему нашего исследования. В период старшего дошкольного возраста для детей особую значимость приобретают межличностные отношения со сверстниками. Этот факт предопределяется социальным развитием ребенка в этот возрастной период. Однако, как отмечают исследователи, не всегда уровень и качество этих взаимоотношений в достаточной степени развиты у детей этой возрастной группы. Также следует отметить, что и практических разработок в этой области также недостаточно.
Цель исследования – изучение проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования.
Объект исследования – взаимоотношение детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Предмет исследования – умение старших дошкольников взаимодействовать со сверстниками на занятиях сюжетного рисования.
Гипотезы исследования:
1. Дети старшего дошкольного возраста, попадая в подготовительные группы детского сада, имеют проблемы в общении в группе сверстников, выраженные в высоком уровне тревожности, неуверенности в себе, враждебности, незащищенности, общем низком эмоциональном состоянии детей в группе.
2. С помощью занятий сюжетного рисования можно сформировать у детей старшего дошкольного возраста умение взаимодействовать друг с другом.
Задачи:
1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.
2. Определить и провести научную трактовку основных понятий исследования.
3. Выявить особенности развития социальной сферы и обучения детей старшего дошкольного возраста.
4. Подобрать пакет диагностических методик.
5. Провести анализ полученных результатов.
6. Разработать и апробировать программу формирования у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования.
Методы исследования — эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.
В качестве экспериментальной базы исследования был выбран ДОУ № 2123. Выборочную совокупность исследования составили две группы детей в возрасте 5-6 лет в количестве 40 человек.
Экспериментальная часть исследования проводилась в несколько этапов:
Первый этап – проведение констатирующего эксперимента с группой старших дошкольников, выделение контрольной и экспериментальной группы.
Второй этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы формирования у детей в возрасте 5-6 лет умения взаимодействовать друг с другом при помощи занятий сюжетного рисования.
В практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ...
... практике, но не отвечающие стандартным требованиям Другие средства и методы работы Исследование эмоционально-личностных особенностей ребенка Методика «Метаморфозы» Рисуночные тесты: «Нарисуй человека», «Дом – ... деятельности, разработанный В.А. Новодворской методика Л.Б. Баряевой Младший школьный возраст (7 – 11 лет) Основными видами работы являются: сопровождение адаптации на ...
Третий этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.
Структура и объем работы – дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом
1.1. Развитие общение детей в старшем дошкольном возрасте
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста приводит к новым отношениям дошкольника с ним и к новой ситуации развития.
Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает новые отношения с более широким миром взрослых людей.
Общение ребенка со взрослым усложняется, приобретает новые формы и новое содержание. Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослого и совместной деятельности с ним. Благодаря речевому развитию значительно расширяются возможности общения с окружающими. Теперь ребенок может общаться не только по поводу непосредственно воспринимаемых предметов, но и по поводу предметов только представляемых, мыслимых, отсутствующих в конкретной ситуации взаимодействия. Содержание общения становится внеситуативным, вы-ходящим за пределы воспринимаемой ситуации.
М.И. Лисина выделяет две внеситуативные формы общения, характерные для дошкольного возраста, — познавательную и личностную [49].
В первой половине дошкольного возраста (3—5 лет) складывается внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым. В отличие от предыдущей (ситуативно-деловой), она вплетена не в практическое сотрудничество со взрослым, а в «теоретическое». Обостренная познавательная потребность ребенка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы…………..
Заключение
Наша дипломная работа была посвящена актуальной и с практической точки зрения, еще мало разработанной проблеме изучения формирования у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования.
Теоретическая и экспериментальная части работы помогают нам сделать ряд выводов исследования:
В старшем дошкольном возрасте одной главных особенной развития ребенка является развитие общения детей со взрослыми и сверстниками. Сфера общения и его значимость в этот период приобретает особое значение и является важным условием развитие ребенка. В старший дошкольный период общение детей становится внеситуативно-деловым, выраженным в формах познавательного и личностного контекста формирования ребенка. Особую значимость приобретает общение дошкольников со сверстниками.
В старший дошкольный период продолжает формироваться и воображение. Воображение в этот период приобретает черты целенаправленной, структурированной деятельности в предметной и игровой деятельности. Продукты воображения как деятельности ребенка становятся более качественными.
Старший дошкольный возраст является также и промежуточным периодом между переходом ребенка на новую ступень развития при начале обучения в школе. И хотя учебная деятельность в этот период продолжает опираться на игровую и предметную деятельности, эти дети уже могут постепенно привыкать и к более структурированным учебным формам обучения.
Игра как средство эмоционального развития детей с отклонениями в развитии
... основных качеств игры у детей с отклонениями в развитии 1. Особенности психического развития умственно отсталых детей дошкольного возраста. 2. Особенности развития игровой деятельности умственно отсталых детей Выводы по второй ... Психолого-педагогическая характеристика основных качеств игры 1.1 . Взгляды ученых на игру дошкольника. . Виды игр и их основные качества. . Значение игры для преодоления ...
Обучение и воспитание детей в старший дошкольный период во многом основано на различных программах эстетического воспитания, в которых уделяется внимание развитию познавательной и социальной стороне развития ребенка, и включают в себя комплекс занятий по предметной деятельности (рисование, лепка, и т.д.).
В процессе практического исследования изучаемой нами проблемы нами в качестве экспериментальной базы исследования был выбран ДОУ № 2123. Выборочную совокупность исследования составили две группы детей в возрасте 5-6 лет в количестве 40 человек.
В исследовании нами были использованы следующие методики:
1. Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен.
2. Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек».
3. Диагностическая методика «Выбор в действии»
4. Методика «Эмоциональное состояние в группе».
В ходе констатирующего эксперимента нами была подтверждена первая часть нашей гипотезы о том, что дети старшего дошкольного возраста, попадая в подготовительные группы детского сада, имеют проблемы в общении в группе сверстников, выраженные в высоком уровне тревожности, неуверенности в себе, враждебности, незащищенности, общем низком эмоциональном состоянии детей в группе.
Действительно, по результатам тестирования мы выявили группу дошкольников, у которых был выявлен низкий статус в группе сверстников и отклонения в психоэмоциональной сфере (высокий уровень тревожности, незащищенности в группе, чувства неполноценности, трудности в общении).
На этапе формирующего эксперимента нами было отобрано 8 человек, которые приняли участие в программе формирования у детей умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования.
Цель программы — устранение негативных проявлений во взаимодействии дошкольников друг с другом и коррекция их эмоционального состояния.
Как показало повторное тестирование, нам удалось подтвердить и вторую часть нашей гипотезы — с помощью занятий сюжетного рисования можно сформировать у детей старшего дошкольного возраста умение взаимодействовать друг с другом.
Практически по всем шкалам оценок были получены положительные результаты. У детей снизился уровень тревожности (6 человек показали средние и низкие результаты – 75%), ощущения незащищенности (также у 6 человек – 75%) и недоверия к себе (у всех испытуемых), а также чувство неполноценности (у 7 человек – 87,5%).
Также у старших дошкольников снизился уровень проявления трудностей в общении (также у 7 детей – 87,5%) и повысился статус в группе сверстников (высокий уровень у 3 человек – 37,5%).
В заключении следует добавить, что исследование проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста умения взаимодействовать друг с другом на занятиях сюжетного рисования требует дальнейшего продолжения.
Литература
1. Барышников А.П., Лямин И.В. Основы композиции. Всесоюзное учебно-педагогическое издательство «Трудрезервиздат». – М., 1951. – 191 с.
Общая характеристика детей с задержкой психического развития
... и методика работы по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, способствующая сенсорному, умственному, речевому развитию детей. ББК 74.102+74.3 Издание ... и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 38). ISBN 5-9219-0521-6 В книге описаны особенности познавательной деятельности и речи старших дошкольников с ЗПР ...
2. Барышников А.П. «Перспектива». – М.: Государственное издательство «Искусство», 1955. – 200 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1998.
4. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. — М.,1995.
5. Венгер Л.А., Венгер А.Г. Готов ли ваш ребенок к школе. — М., 1994.
6. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. — М., 2004.
7. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. — М., 2001.
8. Воспитание детей в старшей группе детского сад: Пособие для воспитателя дет.сада/В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др. – М.: Просвещение, 1984. – 288 с.
9. Воспитание дошкольников в игре/Сост. А.Е.Бондаренко,
А.И.Матусик. — М., 2003.
10. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 томах. Т.4. — М., 1994.
11. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. — М.: Айрис-пресс, 2003. — 160 с.
12. Детство: Программа развитии и воспитания детей в детском салу / В.И. Логинова. Т.И. Бабаева, Н.А. Мотки на и др.: Под ред. Т. И. Бабаевой. 3. А. Михайловой. Л. М, Гурович: Изд. 2-е. переработанное, — СПб.: Акцидент. 1999. — 224 с.
13. Диагностика умственного развития дошкольников/Под ред. Л.А.Венгера, В.В.Холмовской. — М., 1998.
14. Дошкольная педагогика. Учебное пособие/Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А.Сохина. — М., 1995.
15. Дошкольникам о художниках детской книги: Кн. Для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/Н.А. Астафьева, В.Т. Воробьева, Н.П. Воробьева и др.; Сост. Т.П. Доронова. — М.: Просвещение, 1991. – 126 с.
16. Дронова О. Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте// Дошкольное воспитание. – 1996. – 142 с.
17. Ермолаева М.В. Психология развития. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – 376 с.
18. Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. — М., 1995.
19. Игры и упражнения в обучении шестилеток / Под ред. Н.В.Седж. — Мн., 2005.
20. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т. Н, Доронова. Л.Г. Голубева. Н.А. Гордова и др. — М. Просвещение, 2002. -143 е.
21. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей шестого года жизни / Т. Н. Доронова, Л.Г. Голубева. 3. А. Гриценко и др.-М., 1998.
22. Изобразительное искусство. Методические указания/ Под ред.Г.Б. Смирнова, С.Л. Савицкого, Н.Г. Козлова. Раздел «Композиция» Н.Г. Козлов. – М.: Просвещение, 1971. – 208 с.
23. Изучение учителем психического развития шестилетних уча-щихся: Метод, рекомендации. — Киев, 1994.
24. Искусство вокруг нас/ Под ред. М.Т. Ломоносова, Л.А. Неменской, О.В. Островской и др. – М.: Просвещение, 1998. – 142 с.
25. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника/Т. И. Алиева. Т. В. Антонова, 0. П. Арнаутова и др. — 2-е издание, испр. и доп. – М.: Издательский лом «Карапуз», 2001.-304 с.
26. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.- 159 с: ил.
СИНДРОМ РАЗДРАЖЁННОГО КИШЕЧНИКА У ДЕТЕЙ. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
... в период бодрствования. Необходимо отметить, что тригерными (пусковыми) факторами в развитии СРК у детей чаще всего являются: перенесённые кишечные и вирусные инфекции (энтеровирусные ... у дизиготных, может свидетельствовать об определённой роли наследственной предрасположенности к развитию заболевания. Большое значение придаётся психоэмоциональному стрессу. Психологические исследования взрослых ...
27. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. — М., 2002.
28. Каруле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе: Из опыта работы подготовительных классов. — М., 1994.
29. Коломинский ЯЛ. Психология детского коллектива. — Мн., 1994.
30. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Психология детей шестилетнего возраста. — Мн., 1999.
31. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. «Красота. Радость. Творчество». Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2002.- 128 с.
32. Комарова Т.С. Обучение детей техники рисования. Изд. 3-е перераб. и доп. — М.: АО «Столетие», 1994. — 152 с.
33. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошк. учреждений. — М.: Мнемозина, 1995. — 160 с.
34. Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников.- М: Педагогическое общество России. 2005.-128с.
35. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателей дет. Сада. — М.: Просвещение. 1985. — 96 с.
36. Кондратенко Т.Л, Котырло В.К., Ладывир С.А. Обучение стар-ших дошкольников. — Киев, 1996.
37. Кондратьева СВ. Педагогическая и возрастная психология. Тексты лекций: В 3 ч. Психология учителя. — Гродно, 1996. Ч. 2.
38. Коротеева В.И. Искусство и ты/Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1997. – 144 с.
39. Косик В.И. Тревоги и заботы национальной школы.//Педагогика. — 1997. — № 1. — С. 64 — 68.
40. Космннскан В.Н.. Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Лаб. Практикум. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. по спец № 2110 «Педагогика и психология (дошкол.)».- М.: Просвещение. 1981- 144 с.
41. Костин В.И. и Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. – М.: «Знание», 1978.
42. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе. — М., 1997.
43. Кряжева H.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.- 208 с.
44. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 176 с.
45. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 190 с.
46. Курчевский В.В. А что там за окном?- М.: Педагогика, 1985.- 144 с.
47. Леонтьев А. Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М., 1998.
48. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у де-тей первых семи лет жизни // Вопросы психологии. — 1998. — № 5.
49. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1996.
50. Лисина М.И., Капчела Г.И. Общение со взрослыми и психо-логическая подготовка детей к школе. — Кишинев, 1997.
Педагогическая концепция целостного развития и воспитания дошкольника, ...
... описывающей возможности педагогического взаимодействия в процессе целостного развития и формирования личности ребенка, выступает концепция целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта деятельности, разработанная М. В. ... личности указал на биосоциопсихологическую природу личности и создал концепцию психологии отношений личности, которая описывала и решала проблемы взаимодействия, общения ...
51. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 1993.
52. Межличностные отношения от рождения до семи лет. — М., Воронеж, 2001.
53. Методика обучении рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. училищ. /Под ред. Н.П. Саккулиной. — М., 1971. — 256 с.
54. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой.- М.: Педагогика, 1979. – 416 с.
55. Мухина В. С. Психология дошкольника. — М., 2005.
56. Мухина B.C. Детская психология. — М., 2006.
57. На пороге школы: метод. Рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 6-7 лет по программе «Радуга» / Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик. Л.Ф. Климанова и др.; Сост. Т.Н. Доронова. -3-е изд. — М.:Просвещение, 2004. -160 с.
58. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М., 1996.
59. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. — М., 1974.
60. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 1996. – 240 с.
61. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. — М., 1998.
62. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1982.- 191 с.
63. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. — М., 1997.
64. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под.ред. М.А.Васильевой. В.В. Гербовой. Т.С. Комаровой. — 2-е изд.. испр.. и доп. – М.: Мозаика-Синтез. 2005. — 208 с.
65. Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей до-школьника. — Киев, 2005.
66. Психология и педагогика игры дошкольника (материалы сим-позиума).
— М., 1996.
67. Психология формирования личности детей дошкольного и
школьного возрастов // Республ. научн. сб. «Психология». — Мн., 1998.
Вып. 6.
68. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддьякова, А.Ф.Говорковой. — М., 2005.
69. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А.Г.Рузской. — М., 2000.
70. Развитие личности и деятельности дошкольника. — М., 1995.
71. Развитие познавательных способностей в дошкольном возрас-те. — М., 2006.
72. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве: Пособие для учителей науч.классов. – М.: Просвещение, 1979. – 183 с.
73. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А.Васильевой. — М., 1996.
74. Руководство практического психолога. Готовность к школе: Развивающие программы / Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1995.
75. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1982. – 208 с.
76. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические уп-ражнения и коррекционные программы. — М., 1995.
77. Сапогова Е.Е. Психологические особенности переходного периода в развитии детей 6—7 лет. — М., 1986.
78. Слепцова И. Основы личностно ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми. // Дошкольное воспитание- 2007. № 3. (74 — 80).
79. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. – 366 с.
Роль дидактических игр в сенсорном развитии дошкольника
... ученые связывали дидактические игры и сенсорное развитие дошкольников. Предметом исследования выступает дидактическая игра как необходимый фактор эффективного сенсорного развития дошкольников. В исследовании ... психологии (Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, ...
80. Смирнова Е.О., Рошка Г. Н. Условия становления произвольного поведения в раннем и дошкольном детстве. — Магадан, 1993.
81. Смирнова Е.О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверст-нику в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. — 1996. — №3.
82. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов и спец. №2110 «Педагогика и психология (дошк.)/ В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – М.: Просвещение, 1985. – 255 с.
83. Умственное воспитание дошкольников. — М., 2002.
84. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов пед.ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд». – М.: Просвещение, 1979. – 303 с.
85. Шорохов Е.В. Композиция: Учеб.для студентов худож.-граф.фак.пед.ин-тов. – М.: Просвещение, 1986. – 207 с.
86. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 2000.
87. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1998.
88. Энциклопедический словарь. Т.2. Государственное научное издательство «Большая советская энциклопедия». – М., 1954.