Формирование творческих способностей в процессе внеурочных работ по общеэстетическому направлению.

Формирование творческих способностей в процессе внеурочных работ по общеэстетическому направлению.

(выпускная квалификационная работа)

Оглавление

Введение ………………………………………..…………………………….… 3

Глава 1. Психологические основы формирования творческих способностей

1.1 Понятие о способностях в психологии………………… ………..…………6

1.2 Виды способностей……………………………………….…………………. 10

1.3 Способность и личность………………………………….……………………….13

1.4. Понятие творчество…………………………………………………………16

Глава 2. Особенности формирования творческих способностей в процессе внеурочной деятельности

2.1 Задачи внеурочной деятельности в свете ФГОС…………………………..23

2.2 Направление и виды деятельности во внеурочной работе.……………………………………………………………………………….26

2.3 Формы внеурочной работы по общеэстетическому направлению……………………………………………………………………..30

Глава 3. Обобщение опыта формирования творческих способностей в процессе внеурочной работы

3.1 Опыт организации внеурочной работы в школе…………………………..37

3.2 Опыт организации внеурочной работы по эстетическому направлению.45

3.3 Результативность……………………………………………….………..….52

Заключение……………………………………………………………………………………………….54

Список использованной литературы………………………………………………………….

Список приложений.

Приложение А Программа внеурочной деятельности по эстетическому направлению

Приложение Б Фотоколлаж итоговой выставки работ по «Квиллингу».

Введение.

В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. В России активизировалось исследование проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные понятия изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; исследуются творческое мышление и творческие способности.

3 стр., 1222 слов

Развитие творческих способностей учащихся через композиционную деятельность

... знание которых необходимо педагогу для практической деятельности в этом направлении. - Выявление наиболее эффективных форм, методов развития творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусства. Объект ... Вопрос, который рассматривается в данной работе, один из самых актуальных в педагогике сегодня. Это вопрос о развитии творческих способностей человека, об его одаренности. И ...

Развитие творческих способностей младших школьников является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для того, чтобы творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия: прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность; воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей с друг другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

В соответствии с ФГОС второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет 10 часов в неделю. Во внеурочной деятельности имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество. Ученые и методисты XX века (К.Б.Бархин, А.И.Воскресенская, П.О.Афанасьев, С.И.Абакумов, Е.Е.Соловьева) считали, что основная задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы пробудить в ребенке творческую активность и дать ему возможность самостоятельно выразить эмоции и чувства, рождающиеся в процессе обучения и воспитания. С точки зрения педагога В. А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

Развитие творческих способностей — важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать программу, нацеленную на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по общеэстетическому направлению.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника.

Предмет исследования: программа организации внеурочной работы в школе в системе, нацеленная на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей будет эффективным, если при реализации программы учитывать следующие педагогические условия:

— организация творческой деятельности коллектива младших школьников с соблюдением таких этапов, как стартовая беседа, планирование, подготовка, проведение работы и его анализ;

— создание ситуации успеха;

— организация работы в малых группах;

— планирование коллективных дел в русле общей цели воспитания — всестороннего развития личности.

11 стр., 5362 слов

Педагогическая деятельность как творческий процесс

... творческого процесса. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по данному вопросу. 2. Рассмотреть педагогическую деятельность. 3. Составить урок по развитию творческой деятельности учащихся. Наиболее интересным в человеке является присущая именно ему способность ...

В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

— проанализировать психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме развития творческого интереса во внеурочной деятельности;

— выявить особенности внеурочной деятельности младших школьников в свете ФГОС;

— изучить своеобразие творческих способностей и их формирование в младшем школьном возрасте;

— теоретически обосновать и разработать программу развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности и определить ее эффективность.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, апробация программы, нацеленной на развитие творческих способностей младших школьников, диагностические методы.

Новизна исследования: изучены, проанализированы и уточнены термины: «внеурочная деятельность», «творческие способности»; теоретически обоснована программа развития творческих способностей во внеурочной деятельности по общеэстетическому направлению.

Практическая значимость: разработаны конспекты занятий по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности на основе модульных технологий.

База исследования:

Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Глава 1. Психологические основы формирования творческих способностей

1.1 Понятие о способностях в психологии

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.

Термин «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, определяется в литературе неоднозначно.

………….

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу мы смогли сформулировать определение творческих способностей как способностей к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество. Рассматривая организацию внеурочной деятельности по эстетическому направлению, мы выяснили, что под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Определили, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:

15 стр., 7477 слов

Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе ...

... внеурочной работе учителей начальной школы? Объект исследования - использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности. Предмет - условия использования здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе ... реализации здоровьесберегающих технологий во внеурочной работе учителей начальной школы. .Разработать конспекты внеурочных занятий для младших школьников в области сохранения и ...

-спортивно-оздоровительное;

-духовно-нравственное;

-общеинтеллектуальное;

-общекультурное, художественно-эстетическое;

-социальное.

Также определили, что существуют разные формы внеурочной деятельности: словесно-логические формы, образно-художественные формы, трудовые формы внеурочной работы, игровые (досуговые) формы работы, психологические формы.

Выяснили, что сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени.

Изучив опыт работы выделили сложности возникшие в процессе организации внеурочной деятельности в ОУ в условиях перехода на ФГОС. Определили условия успешной реализации внеурочной деятельности школьников:

-Во время проведения кружков необходимо использовать разные формы работы.

— Каждая минута, проведённая в школе, должна давать ребёнку положительный опыт общения, позволяет проявить себя как активную, творческую личность, расширяет его представления об окружающем мире.

— При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

— Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, развивающее творческую личность. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного приобретения на процесс развития творческой личности ребенка.

Школа после уроков — это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Внеурочная деятельность направлена на формирование непосредственно творческих способностей через разнообразные формы и методы. Эстетическое направление во внеурочной деятельности ставит перед собой эту цель приоритетной.

В результате изучения практики школы по реализации внеурочной работы согласно ФГОС мы еще раз практически убедились в действенности используемых программ.

Следовательно задачи данной работы реализованы. Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать программу, нацеленную на развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по общеэстетическому направлению, достигнута.

Основной целью в процессе организации кружковой работы по всем направлениям являлось создание таких форм работы, которые бы были интересны и познавательны детям. Возможно, время будет диктовать изменения и современная школа должна своевременно реагировать на это и вносить корректировки в систему внеурочной работы. Только тогда современная школа будет современной и востребованной.

Таким образом, мы планируем не останавливаться на достигнутом, а продолжать работу в данном направлении.

Список использованной литературы

1. Аболин J1.M. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, психологические механизмы и пути повышения. Автореф. дис. . д. психол. н. — М., 1989.

3 стр., 1237 слов

Педагогические условия формирования нравственных ценностей у ...

... особенности и условия формирования нравственных ценностей у младших школьников. 4. Изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников во внеурочное время. Методы исследования. В ходе написания работы использовались теоретические методы ...

2. Абульханова Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.299 с.I

3. Аганисьян В.М.Учебный диалог как психологический фактор развития эвристического мышления. Автореф. дис.д. психол. н СПб.,1999,- 36 с.

4. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Пер. с фр. М.: МЦНМО, 2001. — 127 с.

5. Азарян А.Г. Регуляционное влияние прошлого опыта субъекта на его творческую деятельность. Дис. .к. психол. н. — М., 1988.

6. Базисный учебный план общеобразовательных организаций РФ./ [электронный ресурс] // режим доступа: articles/detail/?catalogue_id=12&item_id=2881.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. // Вестник образования. – 2009. – №3. – С. 8-12.

8. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания [текст] / И. З. Гликман.- М.: 2002- 214с.

9. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников — / В.И. Максимова, Москва,2007.-253с.

10. Ротенберг B.C. Две стороны одного мозга и творчества // Интуиция, логика, творчество. М.: Наука, 1987. — С. 36 – 54

11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-416 с.

12. Рубинштейн С.JI. Принцип детерминизма и психологическая теория мышления // Психологическая наука в СССР. М. Педагогика, 1959. — С. 315-

13. Вульфов, Б. З., Поташник, М. М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы [текст] / Б. З. Вульфов, М. М. Поташник. — М. : Просвещение, 2003.

14. Евладова, Е. Б., Логинова, Л. Г., Михайлова, Н. Н. Дополнительное образование детей [текст] / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. — М.: 2002.

15. Мещерякова В.В., Савинова С.В. Повторение и контроль знаний./ Мещерякова В.В., Савинова С.В., – М: Издательство “Глобус” 2012 – 58с.

16. Ротенберг B.C., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. -М.: Наука, 1984.- 176 с.

17. Программа по внеурочной деятельности Вахрушева А.А., Данилова Д.Д., Раутиана А.С., Тырина С.В. Издательство Москва: Баласс, 2009 г.

18. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2007.-№4.-С.69-142

19. Нравственное воспитание в начальной школе: школа и нравственное воспитание личности // Завуч начальной школы.-2007.-№6.-С.47- 125

20. Бобунова, Н. А., Шайдулина, М. З., Бродецкая, Е. Л., Щеглова, Е. В. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [электронный ресурс] // >21. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [текст] / Б. М. Бим-Бад.- М.: 2002.

22. Выдыш, С. Л. Сущность внеклассной воспитательной работы [электронный ресурс] //

23. Савельева, Ф. Н. Нравственный идеал как центр воспитательной системы школы [электронный ресурс] // .