ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ» 6
§ 2 СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ 11
§ 3. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ 21
§ 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ 26
§ 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Рецензия
на квалификационную работу по программе
дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»
Ивановой Татьяны Витальевны
Рассматриваемая в данной квалификационной работе тема, затрагивающая проблему формирования познавательной активности студентов в высшем учебном заведении и её роли в системе повышения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов, в последнее время становится более актуальной.
Квалификационная работа имеет четкую структуру и состоит из введения, пяти параграфов, заключения, списка используемой литературы и приложения. В приложении представлена анкета.
Во введении автором обоснована актуальность и практическая значимость данного исследования, четко сформулирована цель и задачи исследования, определены методы исследования.
Автор в работе отмечает, что «повышение познавательной активности студентов связано, во-первых, с развитием у обучающихся интеллектуальных и мыслительных способностей, во-вторых, совершенствованием системы организации обучения в вузе», поэтому в теоретической части работы автором представлен анализ психолого-педагогической литературы по вопросу о способах и средствах развития познавательной активности обучающихся.
В работе представлен экспериментальный материал, результаты которого позволили сформулировать практические рекомендации преподавателям, работающими со студенческими группами.
Тем не менее, хотелось бы (скорее, в рекомендательной форме) обратить внимание автора работы, что можно было бы расширить количество обследуемых студентов в эксперименте.
Однако, все отмеченное не умаляет ценности данной квалификационной работы и дает основание утверждать, что исследование Иванова Т. В. заслуживает высокой оценки.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях непрерывного образования, которое осуществляется на протяжении всей жизни человека, повышаются требования к специалисту, к его мобильности и способности непрерывно обучаться в условиях технического перевооружения производства, появления новых профессий, роста информации и расширения масштабов человеческой деятельности. Как известно, объем научной информации удваивается каждые десять лет. Доля интеллектуального фактора в любом виде труда быстро увеличивается.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате выполнения ...
... и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения, умения студента самостоятельно изложить проблему, выявить ... руководитель оказывает консультационную помощь студенту в разработке методологического аппарата исследования, в подготовке плана и графика выполнения курсовой работы, в подборе литературы и определении методов ...
Сложившаяся ситуации предъявляет новые требования к системе повышения уровня профессиональной подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях, к тем формам и методам обучения, с помощью которых развиваются такие необходимые специалисту качества, как самостоятельность, критичность, познавательная активность. Как правило, в условиях традиционного обучения студент выступает как пассивный объект педагогического управления и простой накопитель передаваемых знаний. В этой связи актуальной и острой является проблема формирования познавательной активности студентов. Особая значимость разработки данной проблемы обусловлена значительным снижением активности познавательной деятельностью обучающихся в вузе. Тогда как студент, являясь субъектом образовательного процесса, своей активностью в значительной степени определяет результаты учебной деятельности. Данная проблема привлекает внимание ученых различных специальностей, в первую очередь психологов и педагогов. Изучение психолого-педагогических аспектов познавательной активности студентов представляет одно из мало разработанных, но особо важных направлений в решении задач повышения эффективности учебного процесса и качества подготовки специалистов.
Однако, следует отметить, по проблеме развития познавательной активности студентов наработано множество подходов. Однако в современных условиях их требуется постоянно оптимизировать. Так, активность, сформированная у студента в вузе, будет способствовать в дальнейшем успешной профессиональной деятельности, способностью постоянно обновлять профессиональные знания и своевременно адаптировать самостоятельную познавательную деятельность к меняющимся потребностям своей карьеры.
Педагогика высшей школы исходит из того, что традиционная модель построения учебной деятельности, ориентированная на объяснение со стороны преподавателя, формирует интеллектуальную пассивность, ограничивают творческие способности студента. В результате неэффективно используется учебное время, студенты отучаются творчески применять полученные знания в своей деятельности. В этих условиях вполне очевидно, что интерес преподавателей высшей школы связан с решением вопросов, как организовать учебный процесс, чтобы максимально удовлетворить возросшие требования к качеству подготовки специалистов; как перевести учебный процесс из преимущественно информационного в развивающийся; как сформировать новый стиль мышления у студентов в связи с широким переходом производства на качественно более эффективные методы управления.
Таким образом, развитие познавательной активности студентов в высших учебных заведениях связано, во-первых, с формированием и развитием у студентов мыслительных и интеллектуальных способностей, во-вторых, совершенствованием организации процесса обучения.
В этой связи целью настоящего исследования является выявление зависимости интеллектуальных и мыслительных способностей студентов с познавательной активностью и определении форм и методов активизации познавательной деятельностью обучающихся в высшем учебном заведении.
Условия развития познавательной активности детей дошкольного возраста в семье
... к этапу школьного обучения, то видно, что учителя сталкиваются с таким явлением, как отсутствие интереса к учебе, пассивность учеников, низкая познавательная активность детей, на что ... изменение материального положения в семье; неподготовленность значительной части педагогов к многоцелевой деятельности, позволяющей мобилизовать личностные ресурсы ребенка и семьи; непонимание родителями важности ...
В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1) провести теоретический анализ состояния познавательной активности в структуре учебной деятельности студентов вузов;»
2) раскрыть структуру познавательной активности;
3) изучить психолого-педагогические условия, способствующие активизации познавательной деятельностью студентов;
4) выявить уровни познавательной активности обучающихся;
5) определить уровень интеллектуальных и мыслительных способностей студентов;
6) выявить формы и методы активизации познавательной деятельностью студентов в высшем учебном заведении.
Для решения поставленных в исследовании задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов: обобщение научных источников, наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, психолого-педагогическое тестирование, метод экспертных оценок.
Практическая значимость исследования заключается в разработке практических рекомендаций преподавателям в целях повышения познавательной активности студентов, способствующей оптимизации процесса профессиональной подготовки специалистов.
Исследование проводилось в системе высшего образования на базе Марийского государственного университета в 2006 году города Йошкар-Олы. В опросе участвовало 29 студентов 2 курса физико-математического факультета по специальности «Математика» (10 человек) и аграрно-технологического института по специальности «Переработка мясных продуктов» (12 человек), «Переработка молочных продуктов» (6 человек).
Среди опрошенных большинство составили женщины — 59%, мужчины — 41% в возрасте 19 лет.
§ 1. Психолого-педагогический анализ понятия «познавательная активность».
Проблема познавательной активности является одной из важнейших в современной теории и практике обучения. Целью обучения в вузе является не только вооружение студентов знаниями, умениями и навыками, так и развитие у них познавательной активности, творческих сил, мышления. В педагогической литературе имеется ряд работ, в которых рассматриваются проблемы развития познавательной активности (Б.П. Есипова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, Е.Я. Голанда, П.И. Пидкасистого, И.Т. Огородникова, И.Я. Лернера, Г.И. Щукиной, Л.М. Аристовой, Н.А. Половниковой, Т.И. Шамовой, Р.А. Низамова, А.А.Вербицкого и т.д.).
В психолого-педагогической литературе имеется большое многообразие определений познавательной активности. Так, Л.П. Аристова познавательную активность в учении констатирует при наличии следующих моментов: «избирательность подхода к объектам познания», «постановка перед собой после выбора объекта цели, задачи, которую нужно решить; преобразование объекта в последующей деятельности, направленной на решение проблемы» (3, с.32).
По мнению А.Н. Леонтьева, активность человека, в том числе познавательная активность, побуждается предметом деятельности: «предмет деятельности есть ее действительный мотив» (11, с. 104).
В педагогике понятие «познавательную активность» связывают с учебно-воспитательным процессом, с проблемой выделения, разработкой и реализацией активных методов обучения и воспитания. Так, П.И. Пидкасистый считает, что познавательная деятельность определяется «особенностями преподавания (деятельностью учителя) и спецификой предмета познавательной деятельности — научного знания» (18, с.88).
Учебно-познавательная деятельность студентов
... материала (Попов И. С). К психолого-педагогическим средствам интенсификации познавательной деятельности студентов авторы названного сборника относят высокую самооценку (Лукьянова З. Н); общение ... их влечениями, мотивами, интересом, стремлением к самосовершенствованию. Внутренним источником познавательной активности может выступать также потребность в самосохранении. Внешние источники вытекают ...
Е.И. Степанова отмечает что «в целях повышения познавательной активности студентов необходимо разнообразить формы лекционной работы и проведения семинарских и практических занятий. Традиционная монологическая форма сообщения учебного материала может быть дополнена или заменена диалогической… Углубленное изучение изложенного в лекции материала происходит на семинарских и практических занятиях, на которых степень познавательной активности студента значительно повышается. Здесь требуется не только слушать, но и воспроизводить, пользуясь речевыми средствами выражения мысли» (26, с. 140-141).
Далее автор считает, что «в становлении студента как субъекта познавательной деятельности особая роль принадлежит интеллектуальной активности» (26, с. 140).
Многие авторы (И.Ф. Харламов, Л.П. Аристова, Н.А. Половникова, Т.И. Шамова, Г.И. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) понятие активность отождествляют с деятельностью. По мнению И.Ф. Харламова «познавательная активность есть деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями» (31, с.31).
«Познавательная активность ученика — это готовность (способность и стремление) к энергичному овладению знаниями при упорных систематических волевых усилиях. Она предполагает деятельное отношение к познавательным заданиям, настойчивый осмысленный поиск путей их выполнения» (21, с.25).
В педагогическом словаре Г.И. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров дают следующее определение познавательной активности. «Активность познавательная — деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями» (9, с. 8).
В педагогической энциклопедии Е.С. Махлах различает активность биологическую и человеческую. Так, в биологическом смысле активность — «свойство животных организмов реагировать (в целях удовлетворения своих жизненных потребностей) на внешние раздражители. У человека активность — важнейшая черта: способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности в труде, учении, в общественной жизни, различных видах творчества, в спорте, играх и т.д.» (17, с.61-62).
Ряд исследователей (М.Н. Скаткин, Л.А. Иванова, Л.А. Бережная, В.Н. Лозовский, В.В. Горшкова, Е.С. Туренская) указывают на взаимосвязь активизации познавательной деятельности с процессами мышления. По мнению М.Н. Скаткина, активность личности в учебном процессе может быть внешней (моторной) и внутренней (мыслительной).
Внешняя активность определяется преподавателем, так как ее признаки внешне ярко выражены: студент деятелен, сосредоточен, внимание направлено на один объект или на одно явление. Однако активизация познавательной деятельности обучающегося прежде всего связана с активностью мышления. Внутренней (мыслительной) активности свойственны следующие признаки: напряженность умственных сил, мыслительных действий и операций -анализа, синтеза, сравнения, обобщения; проявление устойчивого внутреннего интереса к изучаемой теме. В образовательном процессе встречаются оба вида активности, при этом внешняя (моторная) деятельность служит, главным образом, средством, способствующим стимулированию внутренней активности и обеспечивающим контроль за ее протеканием.
Способы активизации познавательной деятельности младших школьников
... процесс формирования вычислительных навыков. Предмет исследования – использование дидактической игры при отработке вычислительных навыков. 1. Способы активизации познавательной деятельности младших школьников 1.1. Учебная и познавательная деятельность ... навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы ее организации в школе. М.: Педагогика, 2002. – 178 с. 7. Венгер А.А., Венгер Л.А. Домашняя ...
Таким образом, прочное усвоение знаний зависит от активной работы мысли студента. Данный тезис подтверждается исследованиями Ю.А. Самарина, который указывает, что если студент не просто запоминает содержание прочитанного, а анализирует его, то основные положения прочитанного запоминаются лучше и надолго (цит. по 16, с.36).
Л. А. Иванова считает, что «активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения — это значит прежде всего активизировать их мышление» (7, с. 7-8); «познавательная деятельность — это особый тип мыслительной деятельности, протекающей на продуктивном уровне. Основу ее составляет познавательная активность» (5, с.9).
В.Н. Лозовский указывает на условия активизации познавательной деятельности: «развивать мыслительные способности студента» и «обогащать его память знаниями, стимулирующими новые сферы познавательной активности» (13, с.4).
По мнению В.В. Горшковой познавательная деятельность сопряжена «с внутренним планом действий, в котором фигурируют все значительные и для познания и для развития самой личности процессы: мыслительные, эмоциональные, процессы воображения, восприятия, памяти» (6, с.60).
Е.С. Туренская под познавательной активностью понимает «стремление к умственной деятельно…….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альманах психологических тестов. — М.: «КПС», 1996. — 400с.
2. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творч. саморазвития. — 2-е изд. — Казань: Центр инновац. технологий, 2000. — 608с.
3. Аристова Л.П. Активность учения школьника. — М.: Просвещение, 1968. — 138с.
4. Ахияров К.Ш., Правдин Ю.П. Формирование познавательной активности студентов в обучении: Уч. пособ. — Уфа, 1988. — 80с.
5. Бережная Л. А. Роль некоторых методов обучения в формировании познавательной активности студентов медицинского института //Активизация мыслительно-познавательной деятельности студентов медицинских и фармацевтических вузов: Сб. науч. тр. -Пермь, 1990. — с.8-14.
6. Горшкова В.В. Взаимосвязь познавательной и художественной деятельности в учебном процессе как фактор формирования активности школьников
//Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся:
Межвуз. сб. науч. тр. — Л., 1983. — с. 59-70.
7. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1983. — 160.
Глава Способы активизации познавательной деятельности младших школьников 5
... исследования: 1. Рассмотреть понятие деятельности в педагогике и психологии. 2. Рассмотреть понятие познавательной деятельности. 3. Показать методы и формы активизации познавательной деятельности младших школьников. 4. ... только при введении в методику обучения математики различных способов активизации познавательной деятельности. В ходе написания работы использовались труды таких исследователей как ...
8. Ковалева Г.Е., Кошелева С.В. Учебно-познавательные задачи и их роль в профессиональной подготовке //Актуальные проблемы повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в высшей школе: Межвуз. сб. науч. тр. — Л., 1987. -с.84-90.
9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 176с.
10. Красновский Э.А. Активизация учебного познания //Сов. педагогика. — 1989. -№5.-с.9-15.
11. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии //Вопросы философии. -1972. — №9.-с. 103-105.
12. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. -М.: Знание, 1976.
13. Лозовский В.Н. Пути развития познавательной активности студентов на опыте кафедры физики //Методы активизации познавательной деятельности студентов: сб. науч. ст. -Новочеркасск, 1993. — с. 3-7.
14. Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в школах Татарии //Сов. Педагогика. — 1963. — №5. — с. 10.
15. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. — 4-е
изд. -М.: ВЛАДОС, 2001. — 688с.
16. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1975. — 303с.
17. Педагогическая энциклопедия /Гл. ред. И.Я. Каиров, Ф.Н. Петров. — Т.1. — М.: Изд-во «Сов. Энциклопедия», 1964. — 832с.
18. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. -М.: Педагогика, 1980. -240с.
19. Плеухова Л.Ф., Ситников Ю.К. Познавательная деятельность студентов в условиях компьютерного обучения //Педагогика. — 1999. — №7.-с.34-38.
20. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учеб. для студ. пед. вузов: В 2 кн. — Кн. 1. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 576с.
21. Половникова Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. — Казань, 1968. — 204с.
22. Психологические тесты для деловых людей /Сост. Н.А. Литвинцева. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — 528с.
23. Психология и педагогика: Учеб пособ. для вузов /Отв. ред. А.А. Радугин. — М.: Центр, 2002. — 256с.
24. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Кн. для учителей и воспитателей. -М.: Просвещение, 1980. — 144с.
25. Соколова Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся //Педагогика. — 2001. — №7. — с.32-36.
26. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. — СПб: Алетейя, 2000. — 288с.
27. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: Феникс, 2001. — 672с.
28. Терентьева А.М. Мотивация учения //Основы психологии и педагогики высшей школы. -Новосибирск, 1997. — с.45-51.
29. Туренская Е.С. Некоторые аспекты взаимосвязи познавательной активности учащихся на уроках с их успеваемостью //Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся: Межвуз. сб. науч. тр. — Л., 1975. — с.44-47.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе познавательно-речевой ...
... кто непосредственно осуществляет познавательную деятельность. Таким образом, познание осуществляется человеком на основе познавательной деятельности. Познавательная деятельность - это сознательная деятельность, направленная на познание ... это гносеология. Изучением процесса познания занимается и психология. Познание в психологии обозначается термином «когнитивность», в основе которого способность ...
30. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -512с.
31. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников (дидактические очерки).
— Изд. 2-е, доп. и перераб. — Минск: «Нар. асвета», 1975. — 208с.
32. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. — М.: Педагогика, 1982. — 208с.
33. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб пособ. для студ. пед. институтов. — М.: Просвещение, 1979. -160с.
34. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 144с.
35. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в советской школе. — М., 1996.