Формирование мелкой и артикуляционной моторики, особенности мелкой и артикуляционой моторики у дошкольников

Формирование мелкой и артикуляционной моторики (особенности мелкой и артикуляционой моторики у дошкольников)

Содержание

Введение 3

Глава 1.Научно-теоретические основы изучения мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников

1.1.Развитие речи в онтогенезе 7

1.2.Развитие мелкой моторики в онтогенезе 15

1.3.Особенности развития мелкой и артикуляционной моторики у

дошкольников с минимальными мозговыми дисфункциями 21

Глава 2. Экспериментальные обследования особенностей мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с ММД и развития в норме

2.1.Организация констатирующего эксперимента 32

2.2.Анализы результатов обследования 36

Глава 3. Коррекция мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с

минимальными мозговыми дисфункциями.

3.1. Программы коррекции мелкой и артикуляционной моторики у

дошкольников с минимальными мозговыми дисфункциями 45

3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 48

Заключения 56

Список используемой литературы 58

Приложения 63

Введение

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежных исследований частота встречаемости минимальных мозговых дисфункций среди детей дошкольного возраста достигает 5-20%. Минимальные мозговые дисфункции являются последствиями ранних повреждений головного мозга, выражающихся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. Минимальные мозговые дисфункции характеризуются задержкой темпов развития функциональных систем мозга, обеспечивающих те или иные высшие психические функции: гнозис, праксис, внимание, память, речь, письмо, чтение, счет, а также программирование, регуляцию и контроль психических процессов. По общему интеллектуальному развитию дети с минимальными мозговыми дисфункциями находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в обучении и социальной адаптации. Все это и объясняет социальную значимость данной работы.

Изучением развития у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии мелкой и артикуляционной моторики занимались многие исследователи (Л.С.Волкова, Т.Б. Глезерман, Н.Н. Заваденко, Е.М. Мастюкова, Л.С. Панаева, О.В. Тимонина и др.).

22 стр., 10580 слов

Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с общими нарушениями речи

... курсовой работы "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников с ОНР на занятиях по трудовому воспитанию" Цель исследования: Создать и апробировать систему занятий по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОНР средствами ручного труда Объект исследования: Процесс развития мелкой моторики ...

Однако на сегодняшний день можно констатировать недостаточность разработанности данной проблемы в современной научной педагогике и психологии, что и предопределяет научную значимость нашего исследования.

Результаты проведенного нами исследования могут быть использованы специалистами (педагогами, воспитателями, логопедами, психологами) для составления коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста. Это и с составляет практическую значимость нашей работы.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сформулировать следующую проблему данного исследования.

В настоящее время существует достаточное количество общих исследований, направленных на изучение различных сторон личности детей дошкольного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями. В тоже время на сегодняшний день остается не до конца изученной специфика развития мелкой и артикуляционной моторики у детей данной целевой группы.

В связи с этим цель данной работы – изучение мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с минимальными мозговыми дисфункциями.

Объект исследования – личность детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности развитии мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников с минимальными мозговыми дисфункциями.

Гипотеза – уровень развития мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с патологическими нарушениями развивается с отклонениями от нормы и имеет взаимозависимый характер, т.е. чем хуже развита мелкая моторика, тем хуже развита и артикуляция среди детей данной целевой группы. В связи с этим коррекционная работа будет эффективной только при включении в этот процесс занятий по развитию и одного, и другого вида моторики.

Задачи:

1. Провести комплексный анализ литературы по проблеме.

2. Выявить особенности развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста в норме и с минимальными мозговыми дисфункциями.

3. Подобрать пакет диагностических методик для выявления уровня развития мелкой и артикуляционной моторики у старших дошкольников с минимальными мозговыми дисфункциями.

4. Изучить и проанализировать уровень развития мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников выбранной нами целевой группы.

Этапы исследования.

Первый этап – проведение констатирующего эксперимента с группой старших дошкольников, выявление особенностей формирования артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук у детей в норме и с нарушениями в развитии.

Второй этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции формирования артикуляционной и мелкой моторики у детей с ММД.

Третий этап – проведение повторного контрольного исследования в группе детей с ММД. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.

Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, беседа, тестирование, математическая обработка данных эксперимента.

В экспериментальную базу исследования вошли 20 человек детей – старших дошкольников (возраст от 5 до 7 лет).

10 ребят представляют группу детей с нормальным развитием, а еще 10 с отклонениями в развитии речи.

18 стр., 8504 слов

Развитие мелкой моторики руки старших дошкольников

... мелкой моторики руки старших дошкольников. Задачи исследования: 1)проанализировать психолого-педагогический аспект развития мелкой моторики руки старших дошкольников; 2)составить программу психологической диагностики развития мелкой моторики руки старших дошкольников; )проанализировать особенности психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики руки старших дошкольников. ...

Структура дипломной работы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, раскрывается предмет, цель, ставятся задачи, методы работы.

В первой главе представлен обзор литературы по проблеме речевого и моторного развития дошкольников в норме, рассматривается понятие «минимальные мозговые дисфункции», дается характеристика артикуляционной и мелко моторной сферы развития дошкольников с ММД.

Во второй главе представлены методики обследования состояния развития тонкой и артикуляционной моторики у детей с ММД, а также результаты констатитирующего эксперимента.

В третьей главе описан комплексный подход к коррекции нарушений тонкой и артикуляционной моторики у детей с минимальными мозговыми дисфункциями, проанализированы результаты контрольного эксперимента, оценена эффективность разработанной программы.

Глава 1. Научно-теоретические основы изучения мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников

1.1. Развитие речи в онтогенезе

В отечественной педагогике и психологии развитие речи в онтогенезе исследователями изучается по трем параметрам: развитие фонетико-фонематического построения речи, лексико-грамматической стороны и связности речи. Рассмотрим каждый из этих параметров отдельно [7,14,25,55]…………..

Заключение

Проведенное нами теоретическое и практическое исследование развития мелкой и артикуляционной моторики у детей в дошкольный период помогает сделать следующие основные выводы:

1. Артикуляционная моторика – это совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения.

2. Мелкая моторика — это простые и тонкие движения кистей и пальцев рук человека.

3.Минимальная мозговая дисфункция — ММД относится к перинатальным энцефалопатиям, которая подразумевает нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период.

4. Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей в норме и патологии значительно отличаются. При нормальном развитии у детей к концу дошкольного периода развиты все стороны речи, словарь, грамматический строй языка, освоены простые и сложные мелко моторные движения. Дети с отклонениями в развитии имеют затрудненную речь, моторную неловкость, слабо развитые тонкие дифференцированные движения пальцев рук.

В ходе экспериментального исследования нами были опрошены 20 человек. Это дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

10 человек представляли группу ребят с нормальным развитием, а еще 10 – с патологическими нарушениями речи.

В эксперименте нами были применены методики на исследование артикуляционной и мелкой моторики детей дошкольного возраста. Нами были исследованы: общий кругозор ребенка, понимание и связность речи, общее звучание и грамматический строй речи, произношение, а также уровень развития мелкой моторики.

Исследование помогло выявить, что наименее развиты у дошкольников с нарушениями речи следующие функции: связность речи (9 человек имеют низкое количество баллов – 90%), общее звучание речи (10 – 100%), грамматический строй (8 – 80%) и произношение (9 – 90%).

19 стр., 9173 слов

Особенности развития внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи

2 Особенности внимания детей дошкольного возраста 1.3 Особенности внимания детей дошкольного возраста с ОНР Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у дошкольников с общим недорзвитием речи 2.1 Описание, организация ...

По остальным шкалам нарушения были также отмечены, но они не носят такой ярко выраженный характер.

Следует отметить, что у детей с ярко выраженными нарушениями развития артикуляционной моторики, также выражены и отклонения в развитии моторики мелкой.

По результатам тестирования нами была составлена коррекционная программа исследования. Цель программы – развитие артикуляционной и мелкой моторики у дошкольников с минимальными мозговыми дисфункциями.

Программа была построена на основе равномерного применения артикуляционных и тонко моторных упражнений, который по своей сути дополняли друг друга.

Повторное тестирование показало, что у дошкольников с высоким уровнем мелкой моторики повысился уровень развития и моторики артикуляционной (3 человека – 30%), и, наоборот.

Таким образом, в ходе эксперимента нам удалось подтвердить гипотезу о том, что уровень развития мелкой и артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста с патологическими нарушениями развивается с отклонениями от нормы и имеет взаимозависимый характер, т.е. чем хуже развита мелкая моторика, тем хуже развита и артикуляция среди детей данной целевой группы.

В заключение хотелось бы отметить, что, конечно же, исследование по данной проблеме требует дополнительного внимания и изучения, однако, и результаты данного исследования, а также коррекционная программа, могут быть использованы в практической работе специалистами, занимающимися с детьми у которых выявлены минимальные мозговые дисфункции.

Список используемой литературы

1. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей (неврологический аспект) // Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. – 1978. – Т. 78. – № 10. – С. 1441 – 1446.

2. Бадалян Л.О. Невропатология. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 384 с.

3. Белоусова Е.Д., Никанорова М.Ю. Синдром дефицита внимания/гиперактивности // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2000. – № 3. – С. 39 – 42.

4. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. — М., 1991.

5. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. — М.; СПб., 1996.

6. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 96 с.

7. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. — М., 1995.

8. Волкова Л С Панаева Р И , Мастюкова Е М, Гриншпун Б.М и др. Логопедия. — М., 1995. -Т1. -384 с.

9. Воробьева В. К. Особенности связной речи школьников с моторной алалией: Нарушения речи и голоса у детей. — М., 1995.

10. Гаврилушкина О.П., Головчиц Л.А., Егорова М.А. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 1. – С. 79 – 88.

11. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М., 1996.

12. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. – М., 1993.

13. Гриншпун Б.М. Дислалия: Логопедия. — М., 1989.

14. Гуревич М., Озерецкий Н. Психомоторика. — М.-Л., 1990, с. 72-87.

15. Дневник воспитателя под редакцией / Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой — М., 2003.

19 стр., 9482 слов

Исследование процесса развития речи умственно отсталых дошкольников ...

... развиваются и функции речи. Отсутствует не только планирующая или фиксирующая речь, но и сопряженная. У умственно отсталого дошкольника развитие речи существенно отличается от развития речи нормальных детей. Отставание в развитии речи возникает с младенчества ...

16. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха у детей. — М., 1996.

17. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.

18. Журба П.С. Клинико-генетические, ультразвуковые и электроэнцефалографические исследования синдрома гипервозбудимости центральной нервной системы у детей раннего возраста. – М., 2001.

19. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у детей. — М., 1994.

20. Заваденко Н.Н. Минимальные мозговые дисфункции у детей: ранняя диагностика и современные подходы к терапии. – М., 2002.

21. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка дети с гиперактивностыо и дефицитом внимания. – М., 2000.

22. Заваденко Н.Н., Сувормова Н.Ю., Григорьева Н.В. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей современные подходы к фармакотерапии/ Психиатрия и психофармакотерапия. – М., 2000.

23. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т. — М., 1986.

24. Зимина И. А. Обследование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста // 5-е Царскосельские чтения научно-теоретической межвузовской конференции с международным участием. — СПб., 2001.

25. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 1999.

26. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Состояние гиперактивности у детей (клиника, терапия, реабилитация) // Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. – 1978. – № 10. – С. 1544 – 1548.

27. Касатикова Е.В., Ларионов Н.П., Брязгунов И.П. Исследование распространенности показателей внимания и факторов риска для развития синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у школьников // Педиатрия. – 1999. – № 5. – С. 73 – 75.

28. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. — М., 1973, с. 98-108, 165-169.

29. Корнев А. Н. О структурном подходе к фонологии артикуляторной апраксии у детей: Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. — М., 1991.

30. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. и др. Клиническая нейропсихология.- М.: Изд-во МГУ.- 1988.

31. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. — М.: «Олма-Пресс», 2001.

32. Крестинина И.А. Программа как средство включения детей с ММД в образовательный процесс // Дети с проблемами в развитии, — 2004., № 2.

33. Кудрявцев В. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание. № 3, 1989, с. 44-49.

34. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М.: Изд-во МГУ, 1985. – 166 с.

35. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М., 1998.

36. Логопедия: Учебник / Под ред. Л. С. Волковой. — М., 1995.

37. Лопатина Л. В. К вопросу о «стертых формах дизартрии»: Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи. — Л., 1989.

38. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.

39. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж, 2001.

40. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития. — М., 1991.

41. Общая психология. / Под ред. Е.И. Рогова. — М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. — с.448

42. Павлова Л. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. 1984, №1

43. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта, 1998. – 104 с.

5 стр., 2256 слов

Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

... деятельность игра как разновидность художественно-творческой деятельности дошкольников. Виды детского театра. Педагогические условия накопления и обогащения художественно-игрового опыта у детей дошкольного возраста. Развитие способности восприятия художественного образа и творческих ...

44. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2002.

45. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. — М., «Олма-Пресс», 2001

46. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М, 1979.

47. Тржесоглава З. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. – М.: Медицина, 1986.

48. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. — М., 1992.

49. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. — М., 1993.

50. Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. — М., 1997.

51. Халецкая О.В., Трошин В.М. Минимальная дисфункция мозга в детском возрасте // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 1998. – № 9. – С. 4 – 8.

52. Хомская Е.Д. Нейропсихология.- М.: Изд-во МГУ.- 1987.

53. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб., 1999.

54. Шаховская С. Н., Худенко Е.Д. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. — М., 1992.

55. Шашкина Г. Р. Состояние моторики дошкольников с общим недоразвитием речи подготовительной к школе группы. — Ташкент, 1995.

56. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 2001.

57. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М., «Педагогика», 1989

58. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. Учебное пособие. – Кемерово: КемГУ, 1999. – 84 с.

59. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. – СПб.: ГП «Иматон», 1997. – 80 с.

60. Яхно Н.Н., Дамулин И.В., Захаров В.В. Дисциркуляторная энцефалопатия. Москва, 2001, 32 с.