Формирование межличностных отношений подростков в условиях депривационного синдрома (на примере детей из детского дома)

Оглавление

Введение 3

I Теоретическое исследование проблемы формирования межличностных отношений депривированных подростков в условиях детского дома 6

1.1 Анализ понятия «межличностные отношения» 6

1.2. Депривационный синдром 13

1.3. Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома 20

1.4. Межличностные отношения в системе детских домов 26

II Социально-психологический тренинг как средство коррекции межличностных отношений депривированных подростков в условиях детского дома 34

III Коррекция и развитие межличностных отношений подростков в условиях депривационного синдрома детского дома 45

3.1 Характеристика методов исследования. 47

3.2 Исследование межличностных отношений депривированных подростков (констатирующий этап эксперимента).

54

3.3 Коррекция межличностных отношений депривированных подростков в условиях детского дома (Формирующий этап эксперимента) 57

3.3.1 Анализ и оценка результатов экспериментального исследования 60

Заключение 65

Список литературы 69

Приложение 1 73

Приложение 2 83

Приложение 3 98

Введение

Проблема сиротства в России всегда была актуальной. Всю первую половину XX столетия страну потрясали катаклизмы, которые приводили к повальному увеличению количества детей-сирот. В период с 60-х по 80-е годы это количество уменьшилось, что объясняется стабилизацией в политической и экономической жизни страны, официальной политикой государства. Очередная волна роста количества детей-сирот приходится на начало 90-х годов. На начало 1993 года в Российской Федерации учтено 426,2 тыс. детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2002 году их количество составило около одного миллиона. Сам факт постоянного роста числа детей-сирот ставит изучение проблем межличностных отношений таких детей, в разряд основных. Условия, в которых живут эти дети, тормозят их умственное развитие, искажают развитие личности, мешают нормальному развитию межличностных отношений, препятствуют социальному развитию детей, их адаптации в обществе. Формирование межличностных отношений у детей-сирот тесно связано с процессом жизнедеятельности в условиях детского дома, их депривации от семейных уз (Воздух сиротства, 2005).

19 стр., 9260 слов

Особенности отношений межличностной значимости в условиях общеобразовательной школы

... отношений межличностной значимости в условиях общеобразовательной школы. Объектом исследования являются отношения межличностной значимости. Предмет исследования - особенности отношений межличностной значимости в условиях общеобразовательной школы. Гипотеза исследования: выявленные особенности отношений межличностной ... на развитие отношений межличностной значимости у детей младшего школьного возраста ...

Анализ литературы по данной проблеме показал, что исследования большинства авторов (М.И. Лисина, В. С. Мухина, А. М. Прихожан, Н.Н. Обозов, Л. М. Шипицына, М. И. Буянов, М. В. Дубровина, А. Г. Рузская, Й. Лангмейер, З. Матейчик и др.) затрагивают исключительно межличностные отношения детей младшего школьного возраста, в то время как проблема межличностных отношений подростков, воспитывающихся в условиях детского дома в литературе упоминается крайне редко, что доказывает необходимость более глубокого исследования поставленной проблемы в данной возрастной группе.

Исходя из выше изложенного, определим цель дипломной работы: исследование проблем межличностных отношений подростков в условиях депривационного синдрома детского дома.

Объект исследования: межличностные отношения подростков в условиях депривационного синдрома детского дома.

Предмет исследования: социально-психологический тренинг как метод коррекции и развития межличностных отношений в условиях депривационного синдрома детского дома.

Гипотеза: социально-психологический тренинг является эффективным методом коррекции межличностных отношений депривированных подростков в условиях детского дома.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования, были определены следующие задачи:

Провести анализ проблемы в научной литературе.

4 стр., 1588 слов

комплекс мероприятий, направленных на развитие звукопроизносительной стороны речи у детей раннего возраста в условиях группы детского сада.

... работы: «Развитие звукопроизносительной стороны речи у детей раннего возраста в условиях группы детского сада». Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс ... на развитие звукопроизносительной стороны речи у детей раннего возраста в условиях группы детского сада. Объект исследования – особенности развития звукопроизносительной стороны речи у ...

Провести диагностику межличностных отношений депривированных подростков.

Разработать и апробировать программу коррекции межличностных отношений подростков в условиях депривационного синдрома детского дома.

С помощью качественного и количественного анализа проверить эффективность коррекционной работы.

В своей работе мы опираемся на следующие теории:

1. Теория Н. Н. Обозова о том, что «Межличностные отношения — всегда „субъект-субъектные“ связи» (Обозов Н. Н., 1993, — с. 7.).

Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обуславливается активностью не только одной из сторон).

«…Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности…» (Обозов Н. Н., 1993, — с. 117.).

Поэтому главный критерий — мера, глубина вовлечения личности в отношения.

2. Теория М. И. Буянова о деструктивно-конструктивных отношениях: в условиях эмоциональной депривации ребенок оказывается неспособным к конструктивным социальным контактам. Дефицит опыта общения усугубляет его эмоциональную и социальную депривацию.

В исследовании были использованы следующие методы:

1. Теоретико — аналитический метод: обзор научной литературы по проблеме;

2. Психодиагностический метод, включающий следующие методики:

— Опросник межличностных отношений (ОМО).

Автор Шутц;

— Тест «Общительность»;

— Методика диагностики уровня эмпатических способностей (В. В. Бойко);

— Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении»;

— Опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиен, Н. Эпштейн).

3. Экспериментальный метод, который состоял из констатирующего и формирующего этапов.

4. Коррекционный метод.

5. Статистический метод:

— Непараметрический метод статистики Манна — Уитни.

20 стр., 9860 слов

Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12−13 лет

... влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет. Возрастные категории ... «Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет» Выполнил Шумов ... описаны и проанализированы методы из комплексной психодиагностики подросткового возраста касающиеся развития личности: опросник межличностных отношений (ОМО) и ...

Организация исследования.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МОУ «Детский дом № 1» г. Новосибирска. Всего исследованием было охвачено 20 подростков в возрасте 12−15 лет. Для изучения выдвинутой гипотезы были сформированы экспериментальная (10 человек) и контрольная (10 человек) группы.

I Теоретическое исследование проблемы формирования межличностных отношений депривированных подростков в условиях детского дома

1.1 Анализ понятия «межличностные отношения»

В отечественной психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. И естественно, в первую очередь необходимо упомянуть о В.Н.Мясищеве, который считал, что самое главное, что определяет личность — «…ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями… «(Мясищев В. Н., 1999, — с. 206.).

Анализируя «месторасположение» межличностных отношений в социально-психологической литературе, Г. М.Андреева отмечает, что их рассматривают прежде всего относительно системы общественных отношений: в одном ряду, в основании или на самом верхнем уровне общественных отношений; как отражение в сознании общественных отношений. Сама же она утверждает, что: «…природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающих внутри каждого вида общественных отношений, не вне их…» (Андреева Г. М., 1998. — с. 72.).

Рассматривая межличностные отношения как видовое понятие по отношению к родовому «психологические отношения» (в соответствии с концепцией В.Н.Мясищева), Н.Н.Обозов отмечает: «Межличностные отношения — всегда «субъект-субъектные» связи» (Обозов Н. Н., 1993, — с. 7.).

6 стр., 2966 слов

Влияние компьютерной деятельности на межличностное общение подростков

... межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено Объект исследования: влияния компьютерной деятельности на межличностное общение в подростковой среде. Предмет исследования: межличностные общения в подростковой среде.компьютерный деятельность общение подросток ...

Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью (что обусловливается активностью не только одной из сторон).

Исходя из таких критериев, как глубина отношения, избирательность в выборе партнеров, функции отношений, Н.Н.Обозов предлагает (не претендуя на полноту и законченность) следующую классификацию межличностных взаимоотношений: отношения знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные конструктивные и деструктивные отношения.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчинятся более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщества взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков два других вида отношений, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищиские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста).

В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние, эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не товарищеских отношений, способствуют взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально- личностного характера.

На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личностного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность придти на помощь.

Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы.

1 стр., 437 слов

25 человек личность индивидуальность

25. ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще ... веков используется понятие «личность» - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание. Личность – это врожденные качества человека, развитые и ...

Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени. Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну.

Интерес подростка к сверстникам противоположного пола ведёт к увеличению возможности выделять и оценивать переживания и поступки другого, к развитию рефлексии и способности к идентификации. Первоначальный интерес к другому, стремление к пониманию сверстника дают начало развитию восприятия людей вообще. Постепенное увеличение выделяемых в других личностных качеств и переживаний, способность к их оценке повышают возможность оценить самого себя. Непосредственной причиной для оценки своих переживаний может являться общение с привлекательным для себя сверстником другого пола.

Возникновение чувства любви связанно с несколькими обстоятельствами. Во-первых, это половое созревание, которое завершается в ранней юности.

Во — вторых, это желание иметь очень близкого друга, с которым можно было бы говорить на самые сокровенные, волнующие темы.

В-третьих, это естественная человеческая потребность в сильной эмоциональной персональной привязанности, которой особенно не хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувство одиночества. Установлено, что такое чувство в обостренной форме впервые появляется именно в ранней юности.

Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы, друг от друга и существуют в межличностных отношениях.

Отрочество — период, когда подросток начинает по-новому, оценивать свои отношения с семьёй. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме в стремлении противостоять любым предположениям, суждениям, чувствам тех, на кого направленно отчуждение. Негативизм — первичная форма механизма отчуждения и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

8 стр., 3632 слов

Проблемы личности, общения в российской психологии

... отношения диалога, спора и т.д. Существуют различные теории общения. Множество теорий обуславливаются многообразием человеческого общения и многообразием подходов к проблеме психологии общения. Люди ... человека вступить в контакт с другими людьми. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Ориентировка в личности собеседника. Планирование содержания своего общения: человек представляет ...

Общение, которое выступает источником совершенствования и развития, является конструктивным. Это эффективное и налаженное общение.

Деструктивное общение — это затрудненное общение, неналаженное, расстроенное, нарушенное, неблагополучное, дискомфортное, неэффективное общение. О субъективной природе психологических трудностей общения писали А. А. Бодалев и Г. А. Ковалёв, подчеркивая, что следствием этих «субъективных трудностей» является объективная картина нарушений — недостижение цели, неудовлетворение мотива, неполучение желаемого результата и т. д. Таким образом, затрудненное общение необходимо рассматривать в нескольких плоскостях:

— в качестве социально-психологического феномена, проявляющегося только в ситуации взаимодействия, социального общения;

— как явление объективное, представленное в несоответствии цели и результата, выбранной модели общения и реально протекающего процесса;

— как явление субъективное, заявляющее о себе в различного рода переживаниях человека, в основе которых могут быть неудовлетворенные потребности, мотивационный, когнитивный, эмоциональный диссонансы, внутриличностные конфликты и т. д. (Лабунская В. А., 2001 г.).

Выделяя в структуре личности несколько уровней характеристик (общевидовые, социокультурные, психологические, индивидные), Обозов Н. Н. отмечает: «…Разные виды межличностных взаимоотношений предполагают включение в общение тех или иных уровней характеристик личности…» (Обозов Н. Н., 1993, — с. 117.).

Поэтому главным критерием он считает меру, глубину вовлечения личности в отношения.

Для практического психолога огромное значение имеет психодиагностика межличностных отношений. В настоящее время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих их исследовать. В.Б.Быстрицкас и Г. Т.Хоментаускас (Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования., 1987 г.) отмечают следующие основания для систематизации этих методик:

— на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношений и т. д.);

— на основании задач, решаемых исследователем (выявления групповой сплоченности, совместимости и т. д.);

— на основании структурных особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т. д.);

— на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений и др.).

При этом они отмечают: «…Оценка межличностных отношений в разных подходах опирается на различные психические детерминанты личности… Таким образом, исследователь всегда стоит перед проблемой выбора „глубины“ методики, что требует от него точного осознания того, на механизмах какой психологической реальности построена методика…» (Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования., 1987 г. — с. 181.).

В отечественной социальной психологии содержание термина «общение» принято рассматривать в понятийном словаре теории деятельности. При этом, в общении реализуются и общественные, и межличностные отношения. Кроме того, традиционно принято «…характеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной… Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т. е. в обмене не только знаниям, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания…» (Андреева Г. М., 1998 — с. 82.).

К механизмам познания и понимания относят, прежде всего, идентификацию, эмпатию, аттракцию и рефлексию.

Идентификация представляет собой такой способ познания другого, при котором предположение об его внутреннем состоянии строится на основе попытки поставить себя на место партнёра по общению. То есть, происходит уподобление себя другому человеку. При идентификации с другим человеком усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки. Человек ведёт себя так, как, по его мнению, строил бы в данной ситуации свое поведение этот человек.

Эмпатию можно определить как эмоциональное чувствование или сопереживание другому человеку. Через эмоциональный отклик человек достигает понимания внутреннего состояния другого. Эмпатия основана на умении, одного человека правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Аттракция может быть рассмотрена как особая форма познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Понимание партнёра по общению возникает благодаря формированию по отношению к нему привязанности, дружеского или еще более глубокого интимно-личностного отношения.

Процесс самопознания в процессе общения получил название социальной рефлексии — способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга (Вотчин И. С., 2005 г.).

Общение — это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Помимо взаимной направленности действий людей при общении наиболее важной характеристикой его служит то, что каждый его участник активен, то есть выступает как субъект. Значение указанной особенности общения подчеркивает Т. В. Драгунова (1967), Я. Л. Коломинский (1976).

Для общения характерно также то, что каждый его участник выступает в ходе его как личность. На эту особенность общения обращают внимание А. А. Бодалев (1965), Е. Э. Смирнова (1973) и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломов утверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты», и: «для общения необходимы по крайней мере два человека, каждый из которых выступает именно как субъект» (Проблема общения в психологии, 1981. — с. 8).

Природа межличностных отношений в любых обществах достаточно сложна. В них проявляются сугубо индивидуальные качества личности — как ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества (Лисина М. И., 2001 г. — с. 22−23).

Активность личности, ее деятельность — важнейшее звено в системе межличностных отношений. Именно личностные взаимоотношения представляют собой один из важных факторов эмоционального климата группы, «эмоционального благополучия» ее членов (Выготский Л. С., 1982).

Центральным звеном в структуре личности человека и ее формировании является самосознание и самооценка человека. Все поведение человека, его опыт, развитие личности связаны с самооценкой (Красницкая Г. С., 1997).

В отечественной психологии проблеме развития и формирования самосознания посвящены многие работы: Липкина А. И. Самооценка школьника; Рубинштейн С. Я. Самосознание личности и ее жизненный путь. Изучение самооценки с точки зрения ее роли и функции в целостной структуре личности было начато в отечественной психологии работами Л. С. Выготского, Л. И. Божович.

«Усваивая требования окружающих, вырабатывая собственную оценку окружающего и самооценку, дети постепенно эмансипируются от непосредственного влияния ситуации. Главным стимулом их психического развития с возрастом становится не только стремление получить одобрение окружающих, но и потребность выполнить собственное требование к себе и быть на уровне тех задач, которые они сами перед собой ставят», — отмечает Л. И. Божович (Шипицына Л. М., 2005. — с202.).

Таким образом, можно говорить о том, что межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения. Система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и выступают основой формирования социально-психологического климата в коллективе". Так определяется понятие «межличностные отношения» в «Словаре практического психолога» (Словарь практического психолога, 1998. — с. 378).

1.2. Депривационный синдром

Депривация — психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

В науке данный термин начал использоваться в первой половине XX века в своем самом непосредственном, буквальном смысле — в рамках физиологических исследований, связанных с лишением организма возможности удовлетворять те или иные жизненные нужды (Дефектология. Словарь-справочник, 2005).

Чехословацкие исследователи Й. Лангмейер и З. Матейчик называют депривацией состояние, возникшее в результате определенных жизненных ситуаций, когда субъект лишен возможности удоволетворить свои человеческие психические потребности в достаточной мере и достаточно долгое время. Более лаконичное определение депривации дал крупный английский психолог Д. Хебб, внесший большой вклад в изучение этой проблемы: это состояние, связанное с биологически полноценной, но психологически недостаточной средой (Буянов М. И., 1988).

Несмотря на разнообразие видов депривации, их проявления в психологическом плане содержательно схожи. Как правило, психическое состояние депривированной личности обнаруживается в ее повышенной тревоге, страхе, чувстве глубокой, нередко необъяснимой для самого человека неудовлетворенности собой, своим окружением, своей жизнью. Эти состояния находят свое выражение в потере жизненной активности, в устойчивой депрессии, прерываемой иногда всплесками неспровоцированной агрессии. В то же время в каждом отдельном случае степень депривационного «поражения» личности различна. Решающее значение здесь имеют выраженность и соотнесенность двух основных групп факторов:

1) уровень устойчивости конкретной личности, ее депривационный опыт, способность противостоять воздействию ситуации, т. е. степень ее психологической «закалки»;

2) степень жесткости, модификационной мощности и мера многоаспектности депривационного воздействия.

Частичное ограничение возможностей удовлетворения какой-то одной из потребностей, особенно в случае временной депривационной ситуации, по своим последствиям принципиально менее опасно для личности сравнительно со случаями, когда она попадает в условия длительной и практически полной невозможности удовлетворения этой потребности. И все же однонаправленное депривационное воздействие, каким бы жестким оно ни было, порой может быть в существенной мере ослаблено благодаря полноценному удовлетворению остальных основных потребностей данной личности. В психологии принято выделять следующие виды депривации: двигательная, сенсорная, материнская и социальная. Наиболее интенсивно изучаемым в психологии видом депривации является материнская депривация и, прежде всего, госпитализм — синдром патологии детского психического и личностного развития, являющийся результатом отделения младенца от матери.

Работы Р. Шпица и Дж. Боулби открыли целое направление научных исследований, ориентированных на изучение последствий пребывания ребенка в детском учреждении (дом ребенка, детский дом, интернат) без семьи, без родителей (Прихожан А. М., 2005).

Психическое состояние, традиционно обозначаемое понятием «социальная депривация», является следствием по тем или иным причинам произошедшего нарушения контактов индивида с социумом. Такие нарушения всегда сопряжены с фактом социальной изоляции, степень жесткости которой может быть различной, что в свою очередь определяет меру жесткости депривационной ситуации. Формы социальной депривации различны не только по степени ее жесткости, но и по тому, кто является ее инициатором, кто именно задает депривационный характер отношений группы с широким социумом — она сама или же общество, целенаправленно создавая для решения определенных задач в той или иной мере закрытое от других человеческих сообществ объединение людей. По этому признаку можно выделить:

1) вынужденную изоляцию, когда группа в целом и каждый ее член в отдельности оказываются оторванными от социального окружения в силу сложившихся обстоятельств вне зависимости от их собственного желания или воли общества (например, попавшая на необитаемый остров команда потерпевшего крушение корабля или заблудившаяся в тайге или в пустыне экспедиция и т. п.);

2) принудительную изоляцию, когда вне зависимости от желания людей, а нередко и вопреки их воле, общество сознательно обособляет их, изолируя в рамках закрытых групп (примерами таких сообществ могут быть:

а) группы людей, подвергнутых своеобразному временному остракизму — осужденные в условиях различных исправительных учреждений, подследственные, находящиеся в стенах следственных изоляторов, больные, подвергнутые принудительному лечению от наркомании, токсикомании, алкоголизма, кожно-венерологических заболеваний;

б) закрытые группы, членство в которых (во всяком случае официально) не предполагает какое бы то ни было ущемление в правах и не подразумевает низкий социальный статус человека — солдаты срочной службы в условиях всеобщей обязательной воинской повинности, воспитанники домов ребенка, детских домов, школ-интернатов для «социальных» и реальных сирот);

3) добровольно-вынужденную, или добровольно-принудительную изоляцию, когда достижение какой-то значимой для людей цели связано с неприятной, а нередко и тягостной необходимостью резко ограничить свои контакты с привычным окружением (примером тому могут служить разнообразные профессиональные закрытые группы, а также профессионально-специализированные учебные учреждения интернатного типа, но при этом в определенном смысле элитарного характера — интернаты для особо одаренных детей и подростков, спортивные школы-интернаты, нахимовские и суворовские училища и т. п.);

4) добровольную изоляцию, когда люди по собственному желанию сами объединяются в рамках закрытых групп, не будучи напрямую стимулированы к подобному «социальному затворничеству» требованиями социума (примером такого добровольного выхода из социума могут служить монахи, отшельники, сектанты, отселяющиеся в глухие труднодоступные места и т. д., то есть те, для кого именно отчуждение от общества, разрыв связей с ним воспринимаются как обязательное условие сохранения своей личностности).

В то же время сама по себе социальная изоляция еще не предопределяет фатально социальную депривацию. Так, нередко в условиях, прежде всего, добровольной и добровольно-вынужденной, или добровольно-принудительной изоляции при наличии подлинно значимой для индивида цели нравственного, интеллектуального, профессионального и т. д. становления и развития нередко происходит бурное и крайне продуктивное формирование зрелой, внутренне богатой и духовно стойкой личности и не проявляется какой бы то ни было депривационный синдром.

Если разрушительные для личности последствия двигательной и сенсорной деприваций во многих случаях могут быть с успехом компенсированы как за счет действия внутриличностных компенсаторных механизмов (например, сублимации жизненных потребностей, ограничиваемых двигательной депривацией, через творчество), так и усилиями современного общества (развитие медицины, социальная работа, распространение интернет-технологий и т. д.), то материнская депривация не только представляет серьезную психолого-социальную проблему сама по себе, но и является мощным патогенным фактором в отношении целого ряда серьезных личностных расстройств. По данным отечественных исследователей, «в условиях полной материнской депривации наблюдаются следующие варианты психической патологии:

1) нарушение формирования личности;

2) нарушение психического и интеллектуального развития;

3) психические расстройства" (Микиртумов Б. Е., 2001. — с. 49).

При этом, на практике полная материнская депривация в форме отказа от ребенка, как правило, влечет за собой раннюю социальную депривацию — помещение в закрытое воспитательное учреждение (приют, дом ребенка с последующим перемещением в детский дом и т. п.).

Тем самым, значительно усугубляется патогенное воздействие собственно материнской депривации.

Как отмечают Б. Е. Микиртумов, А. Г. Кощавцев и С. В. Гречаный, «чем раньше возникла депривация, тем тяжелее возникающая патология. Для раннего возраста характерными являются преобладания расстройств эмоционально-волевой сферы, неравномерность отставания интеллектуального развития с преимущественным нарушением развития речи (особенно экспрессивной).

Значительно чаще, чем у семейных детей, выявляются патологические привычные действия, признаки депривационной (апатической или маскированной) депрессии, явление депривационного псевдоаутизма. После 3 лет психическая патология представлена в основном характерологическими нарушениями и задержками интеллектуального развития. Во всех возрастных группах у депривированных детей отмечается малая дифференцированность и поверхностность в общении с окружающими, недостаточность развития высших эмоций: чувства жалости, сочувствия, соучастия, способности сознавать свою вину, испытывать чувства стыда, а также низкая работоспособность, расстройства внимания, памяти…

Характерный для депривированных детей симптомокомплекс в виде недостаточности развития аффективной стороны личности, задержки или искажения формирования психических функций, парааутических проявлений и др. называется синдромом «сиротства» (Микир…

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector