Содержание
ВВЕДЕНИЕ ______________________________________________________3
Глава I. Проблема семейного воспитания в психолого-педагогической литературе____________________________________________________6
1.1. Обзор отечественной и зарубежной психолого-
педагогической литературы по проблеме___________________________6
1.2. Воспитательная функция родителей в процессе
социализации подростка ________________________________________9
1.3. Факторы семейного неблагополучия и их влияние на
социализацию подростка _______________________________________13
Выводы по главе I_________________________________________________23
ГЛАВА 2. Изучение влияния семейного воспитания на
социализацию современного подростка_______________________________24
2.1. Организация и проведение исследования______________________24
2.2.Программа коррекции негативного семейного воспитания
в процессе социализации подростков_____________________________30
2.3. Динамика результатов эксперимента__________________________35
Выводы по главе II________________________________________________44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ___________________________________________________46
ЛИТЕРАТУРА ___________________________________________________50
ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________54
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой работы «Влияние семейного воспитания на социализацию современного подростка» представляет актуальность в связи с необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к вопросам семейного воспитания, коррекции и профилактики противоправных проявлений среди несовершеннолетних в связи с тревожным положением в мире детства
Нестабильность социально-экономической в политической жизни значительно расширяет спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, активно стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство.
Влияние семейного воспитания на успешную социализацию младших школьников
... в процессе семейного воспитания. Объектом данного исследования является процесс социализации младшего школьника. Предмет исследования: влияние стилей семейного воспитания на успешную социализацию младшего школьника. Цель исследования: выявить, какие стили семейного воспитание влияют на успешную социализацию младшего ...
Среди них:
— кризисные явления в семье — нарушение структуры и функций семьи, падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, жестокое обращение с детьми;
— резкое снижение уровня социальных гарантий для детей в жизненно важных сферах духовного и физического развития;
— дистанцирование школы от детей с трудными судьбами;
— резкий поворот в ценностных ориентациях общества, снятие многих моральных запретов;
— влияние асоциальных криминалистических групп в микросреде.
Все это ведет к значительному росту в последнее время социальной дезадаптации детей, которая проявляется в утрате социальных связей с семьей, школой, отчуждении от труда, резком ухудшении нервно-психического здоровья детей, увеличении процента ранней подростковой алкоголизации, возрастании количества малолетних правонарушителей.
Не уменьшается число родителей, лишенных родительских прав. Как следствие, дети из этих, ставших асоциальными, семей вынуждены проживать в крайне неблагополучной семейной обстановке, без родительской опеки и заботы, быть предоставленными самим себе. Не случайно число несовершеннолетних, не имеющих родителей и совершивших правонарушения, увеличилось в 2004 г. на 24 % по сравнению с 2003 годом (с 25 тыс. до 31 тыс. человек), из них больше половины(18,7 тыс.) в настоящий период проживают в детских домах и школах-интернатах.
Кроме того, в настоящее время среди несовершеннолетних увеличилось число правонарушений. В основном это те подростки, родители которых не занимались воспитанием детей, вели паразитический образ жизни, жестоко относились к свои детям.
Министерство образования РФ, социальной защиты совместно с МВД инициировало принятие Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ [2]. И этот документ – руководство к действию не только работников милиции, но работников социальной службы, образования.
Цель данной работы – раскрыть и проанализировать влияние семейного воспитания подростков на их социализацию.
Объект исследования — подростки с девиантным поведением из группы “риска” из среднего общеобразовательного заведения МОУ СОШ № 12 г.Арзамаса.
Предмет исследования: семейное неблагополучие в контексте подростковой отклоняющегося поведения.
Гипотеза: отклоняющееся поведение подростков является результатом неблагополучного семейного воспитания, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить соответствующую литературу, раскрывающую сущность проблемы влияния семейного воспитания на социализацию современого подростка.
2. Раскрыть и проанализировать факторы семейного воспитания, оказывающие влияние на формирование личности подростка, его поведенческие тенденции.
3. Провести исследование влияния семейного воспитания на социализацию современного подростка с описанием применяемых методик.
Изучение влияния стилей семейного воспитания на психическое развитие подростков
... неблагоприятные стили семейного воспитания с нарушениями взаимоотношений подростка с родителями: – потворствующая гиперпротекция – доминирующая гиперпротекция – гипопротекция – эмоциональное отвержение – повышенная моральная ответственность – жестокое обращение с ребенком Авторитарный стиль воспитания Авторитарный стиль ...
4. Разработать программу коррекции негативного семейного воспитания в процессе социализации подростков.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; анализ и обобщение передового педагогического опыта; наблюдение; индивидуальные и групповые беседы, анкетирование, тестирование, изучение психологической, педагогической документации; методы математической статистики.
Теоретическая значимость обобщены подходы к проблеме влияния семейного воспитания на социализацию современого подростка в трудах отечественных и зарубежных авторов, раскрыты факторы семейного воспитания, оказывающие влияние на формирование личности подростка, его поведенческие тенденции и определенна воспитательная функция родителей в процессе социализации подростка.
Практическая значимость работы состоит в теоретическом обосновании и практической разработке программы деятельности социального педагога по реабилитации и профилактики девиатного поведения подростков.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
При написании работы использовано 55 источников……
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /Под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995
2. Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательных функций // Семья как объект социальной политики. -М.: ПСИ АН СССР, 1986.
3. Архангельский В. Н. и Волжина О. И. Положение семей в Российской Федерации. Из материалов научного доклада Научно – исследовательского института семьи//Вопросы статистики. № 2 2003.
4. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. — М.: « Просвещение», 1991.
5. Бюллетень Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. Департамент проблем семьи, женщин и детей. — М., 2000 -№ 1. С. 80
6. Васильева М. Беда, которая вернулась. Снова на улице беспризорные дети// Изд. «Первое сентября» — М., 2002. С. 80
7. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. Гамезо и др. — М.: 1984
8. Введение в психологию /Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: Академия, 1997. – С.424-426.
9. Выготский Л.С. Собр. соч., — М., 1992. т. 25.
10. Гаврилова Т.П. Учитель и семья школьника. – М.: Знание, 1998. – С.5.
11. Государственная служба социальной помощи семье: Сборник материалов из практики работы. — М.: Комитет по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РФ, 2000.
12. Детский психолог. Брошюра. N 13. Южное отделение Российской Академии образования. Ростов — на — Дону, 1996.
13. Ди Снайдер. Для подростков, или Как найти свое место в жизни. Аст — Пресс. М., 1997.
14. Дружинина А. Д. Лучшие психологические тесты. Харьков, 1994.
15. Добсон Дж. Исчерпывающие ответы: родителям о детях (пер. в с английского Чигиревой М. Б., Чупровой А. Н.) 587 с., СПб, Мирт, 2000
16. Дубровина И. В. Рабочая книга школьного психолога. Международная педагогическая академия. М., 1995.
17. Ильина С.В. К проблеме экспериментального исследования паттернов детско – родительских отношений взрослого пациента (тезисы доклада).// Международная конференция памяти А.Р.Лурии, тезисы докладов. М., МГУ, 1997.
Принципы и механизмы работы с детьми, страдающими социальной дезадаптацией
... не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков. В силу того, что сложившаяся ... и здоровья условиями проживания) в безвыходное положение; * формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; * выполнение ...
18. Казакова В. Психология. Высшая школа. М., 1989.
19. Коменский Я. О. Материнская школа//Вопросы педагогики. № 4. 1994. С. 34.
20. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1979. – 175 с.
21. Кондратьев М.Ю. Типологические особенности психосоциального развития подростков // Вопросы психологии. – 1997. – № 3. – С. 69 — 78.
22. Коррекционно – развивающая направленность обучения и воспитания трудных подростков. Сборник научных трудов. – М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1999.
23. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 512 с.
24. Кузин В. С.. Психология. Высшая школа. — М., 2000. с. 81
25. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. — Киев, 1981 год.
26. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков, Л.: Просвещение, 1983.
27. Макаренко А.С. Книга для родителей. Л.: « Лениздат», 1981.
28. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей, — М., Просвещение, 1967. с. 88
29. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. — М., 1999. С. 34
30. Материалы Третьей Всероссийской конференции по планированию семьи « Репродуктивное здоровье и сексуальное воспитание молодежи» (Материалы конференции. 13-14 ноября 2001).
– М., 2003.
31. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблема образа Я в ситуации социального перелома // Вопросы психологии. – 1995. – №5. – С.61-68.
32. Немов Р. С. Психология. Просвещение. М., 1990.
33. Поливанова Л.Б. Психологическое содержание подросткового возраста// Вопросы психологии N5 1992.
34. Психология современного подростка/Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Педагогика, 2000.
35. Петровский А.В., Ярошевский М., Психологический словарь, М.: Изд. политической литературы, 1990.
36. Платонов К.К. Психологический практикум. М., 1980.
37. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. (Серия « Практикум по психологии» )– СПб: Издательство « Питер»,2000.
38. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688 с.
39. Практическая психодиагностика. Методики и тексты: Уч. пособие/ Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 1998. – 672 с.
40. Раттер М. Помощь трудным детям. Прогресс. – М., 1987. С. 134
41. Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности //Вестник СПбГУ, сер.6, вып.3. –1995. – №20. – С.74-79.
42. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн. 2. – С.119-210.
43. Руководство по предотвращению насилия над детьми /Под ред. Н.К.Асановой.-М.: Владос, 1997.
44. Синельникова А.Б и Борисова В.А. Семья: проблемы, перспективы/Статистический вестник. № 12, 2002. С. 44
45. Толстой Л. II. Поли. coop соч. -М.. 1936. — Т. 2. С. 190-195
46. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (о психологии родительской любви).
— М.: « Педагогика», 1986.
47. Урунбасарова Э. А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки, — М., 1999. с. 76
Психологический практикум с детьми дошкольного возраста
... характер. В этих вопросах еще не отражается познавательная активность ребенка, поэтому нередко, не дослушав ответ, ребенок отвлекается. Потребность задавать вопросы возникает у детей при разных обстоятельствах: ... я родился? И т.д. Дети какого возраста обычно задают такие вопросы? При каких обстоятельствах у дошкольников появляется потребность задавать вопросы? Ответ Вопросы типа «Кто.?», «Что.?», ...
48. Урунтаева О. В. Диагностика психического развития детей подросткового возраста. – М., 1998. . 546
49. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. — М.-Л., 1950. Т. 8
50. Фромм А.. Азбука для родителей. Л.: 1991.
51. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Педагогика, 1989. – 169 с.
52. Фролов С.С. Социология. – М.: Наука, 1994. — 256 с.
53. Шинина Т.В. Особенности семейного общения как условие успешной социализации детей // Мат-лы Междун. конф. «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов-на-Дону, 30 октября -1 ноября 2003 г.).
– Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского госуниверситета, 2003. – С.333.
54. Шинина Т.В. Психолого-педагогическая культура родителей как фактор психического развития и социализации детей // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. – М.: Прометей, 2003. – С.758-759.
55. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. – 1998. — №6. – С.54-58.