Введение 3
1. Теоретические аспекты управления конфликтами в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) 7
1.1. Понятие конфликта и управления конфликтами 7
1.2. Виды конфликтов в ДОУ 29
1.3. Медиация как технология управления конфликтами 35
2. Анализ управления конфликтами в ДОУ на примере ГБДОУ детский сад № 16 Калининского района Санкт-Петербурга 48
2.1. Общая характеристика ДОУ 48
2.2. Анализ практики управления конфликтами в ГБДОУ детский сад № 16 Калининского района Санкт-Петербурга 53
3. Разработка мероприятий, направленных на внедрение технологии медиации в практику управления конфликтами в ГБДОУ детский сад № 16 Калининского района Санкт-Петербурга 70
3.1. Организация обучения воспитателей основам медиации 70
3.2. Создание в ДОУ центра медиации 76
3.3. Использование технологии медиации в работе с родителями 79
Заключение 86
Список литературы 88
Актуальность исследования. Основа любой организации, это люди (иначе говоря, коллектив).
Без людей деятельность организации невоз-можна. Трудовой коллектив — формальное (формализированное) человече-ское сообщество, объединенное единой деятельностью, направленной на достижение поставленных целей (выпуск продукции, ремонтные работы, научные-исследовательские изыскания).
Сумма условий, окружающая лю-дей в процессе совершения ими совместной работы, определяет и вносит ограничения в способы взаимодействия между ними. Число потребностей, которые возможно удовлетворить при общении, тоже всегда ограничено складывающимися обстоятельствами. Из-за этого в производственных коллективах регулярно возникают ситуации, когда между работниками возникают противоречия, касающиеся широкого круга проблем. Сами по себе противоречия и разногласия могут стать причиной движения творче-ской и научной мысли в нужную сторону. Но если становятся острыми, то способны стать препятствием для успеха совместной работы и приводят к конфликтным ситуациям.
Конфликт в коллективе — это всеми осознаваемое противоречие, сло-жившееся среди членов данного коллектива. Такое противоречие сопро-вождается попытками разрешить его и происходит на фоне эмоций внутри организации или в пространстве, находящимся между соседними органи-зациями. Психологи пока не определились с общепринятым пониманием, в чём состоит сущность конфликта. Часть учёных объясняют его в качестве столкновения, противодействия, противоречия. Другие считают, что кон-фликт, это особый вид общения, ситуация несовместимости или невозмож-ности найти выход, вид конкуренции. Сущностными чертами конфликта являются: наличие противоречий между людьми, их противостояние, от-рицательные эмоции относительно друг друга. Конфликты возникают как в больших фирмах, так и в маленьких компаниях, и могут довести органи-зацию до закрытия. Вследствие этого важно и актуально изучить конфлик-ты в организациях.
Управление конфликтами в педагогическом коллективе ДОО
... Варненского муниципального района Челябинской области. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ... а также отдельные теоретико-практические рекомендации по медиации конфликтов в школьной среде. Не смотря на то, что конфликты в системе образования явление закономерное, имеет ...
Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функ-ций руководителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необ-ходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства лю-дей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных си-туаций.
В настоящее время происходит стратегический поворот управленче-ских подходов большинства организаций, в том числе – дошкольных об-разовательных учреждений (ДОУ), в сторону усиления внимания к управ-лению человеческими ресурсами. Это требует тщательного изучения такой важной составляющей сферы управления персоналом, как психолого-социальная работа, включающая и методы управления конфликтами в коллективе.
В настоящее время современное дошкольное образование пережива-ет сложный период своего развития. Такое положение дел с одной стороны детерминируется возрастающими требованиями общественности к воспи-танию и развитию ребенка. С другой стороны данное положение дел де-терминируется существованием острой проблемы подготовки и сохране-ния квалифицированных специалистов дошкольного образования.
Особенность педагогического коллектива ДОУ заключается в том, что его морально-психологический климат, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив. Психологический климат коллектива педагогов проявляется в настроении его членов, определяет их работоспособность, психическое и физическое самочувствие. Это, в свою очередь, формирует эмоциональный настрой детей. Формальная и неформальная организационная структура педагогического коллектива непосредственно отражается на воспитатель-но-образовательном процессе. В коллектив ДОУ также входит и различ-ный обслуживающий персонал, который выполняет определенную, каза-лось бы, незаметную работу. В то же время, являясь частью коллектива, они вносят свой вклад в формирование морально-психологического кли-мата в ДОУ, тем самым участвуя в воспитательном процессе детей, нахо-дящихся там. Поэтому оптимизация морально-психологического климата в коллективе – это важнейшая практическая задача руководителей ДОУ.
Среди множества социально-психологических проблем, связанных с руководством коллективом ДОУ, особое место занимает проблема регу-лирования различного рода конфликтов, управления конфликтами. Опыт специалистов показывает, что наиболее частыми являются конфликты в сложных коллективах, включающих работников со специфическими, но тесно взаимосвязанными функциями, что порождает трудности в коорди-нации их действий и отношений как в сфере деловых, так и в сфере личных контактов. К числу таких коллективов относится и коллектив ДОУ.
Управление конфликтами в трудовом коллективе 2
... установках людей на самые разнообразные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях. Названые конфликты могут возникать как на уровне микросреде-высшее (общества), ... ресурсов одним будет означать недополучение их другими членами коллектива, что вызовет недовольство и приведет к различным видам конфликта. . Недостаточный уровень профессиональной подготовки. В этом ...
Проблемы конфликтов и поведение человека в конфликтных ситуа-циях исследованы в трудах многих отечественных ученых — А.Я.Анцупова, Н.В.Гришиной, В. Г.Зазыкина, А.С.Кармина, А.И.Шипилова и других. Однако в современных условиях в теории и практике деятельности коллек-тива появились новые проблемы, и они нуждаются в дальнейшем исследо-вании. Недостаточно рассмотрены в литературных источниках и вопросы управления конфликтами применительно к ДОУ. Представляется важным исследование: каковы наиболее эффективные способы управления кон-фликтами в трудовом коллективе ДОУ. Это и составило проблему иссле-дования.
Объект исследования: управление конфликтами.
Предмет исследования: медиация, как технология управления кон-фликтами.
Цель исследования: разработка мероприятий по совершенствованию управления конфликтами в ДОУ на основе медиации.
Гипотеза: медиация может стать эффективным методом управления конфликтами в ДОУ, если:
— создать в ДОУ центр медиации,
— в число медиаторов входят как педагоги, так и родители
— на первоначальном этапе сплотить коллектив медиаторов, проведя сюжетно – ролевые и деловые игры.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические источники по проблеме управления конфликтами для определения современных подходов к про-блеме.
2. Выявить потенциал медиации, как технологию управления конфликтами.
3. Проанализировать внутреннюю среду ДОУ, как среду управ-ления конфликтами.
4. Провести эмпирическое исследование практики управления конфликтами в ДОУ.
5. Разработать мероприятия по совершенствованию системы управления конфликтами в ДОУ.
Методы: изучение и анализ научной литературы, наблюдение, анке-тирование, опрос, изучение педагогического опыта, обобщение собствен-ного опыта работы, математическая обработка экспериментальных дан-ных, сравнительный анализ результатов.
База исследования: эмпирическое исследование проводилось в ГБДОУ детский сад № 16 Калининского района Санкт-Петербурга (ДОУ).
Практическая значимость исследования: сделанные выводы и раз-работанные мероприятия могут использоваться руководителями ДОУ в процессе работы по совершенствованию управления конфликтами в кол-лективе.
Структура работы: данная работа состоит из введения, трёх глав, за-ключения, списка литературы, приложения.
………….
1. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения перегово-ров, разрешения конфликтов — М.: Генезис, 2014. — 172 с.
2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просве-щение, 2013 — 224с
3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 2009. — Разд. IV
4. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. Психологическое со-провождение. ООО «ТЦ Сфера», 2014
Понятие конфликта. Предмет конфликтологии
... конфликтов Типология конфликтов – это попытка классификации объектов в науке конфликтологии. Типология конфликтов по количеству участников Межгрупповой. Это такой конфликт, ... от психологических рамок коллектива, вожака, начальства) стиль ... конфликты могут классифицироваться следующим образом. Групповые конфликты (сущность, взаимосвязь с внутриличностными, способы управления) Групповой конфликт ...
5. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, про-блемы исследования и перспективы развития / Современная конфликтоло-гия в контексте культуры мира. — М., 2011. С. 373-394
6. Божович, Е.Д. Вероятностный характер связи между внутри- и меж-личностной конфликтностью подростков / Е.Д. Божович // Психол. наука и образование. — 2010. — № 2. — C.
7. Бойко М. С. Базовый курс медиации: рефлексивные заметки / М. С. Бойко [и др.] ; под общ. ред. С. В. Лабода. — Минск: Медисонт, 2011. — 316 с
8. Бойко М.С. Служба медиации в Gesamtschule Fischbek // Куток настаўнiка. 2008. № 14(17).
— С. 6–7
9. Бойко М. Медиация — волшебная технология посредничества в кон-фликтах // «Адука-тар» № 2(14), Минск: 2008
10. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагно-стике. – С-Пб, 2011. — 534с
11. Виноградова Г.А. Психологические основы управления педагогиче-скими коллективами: учебное пособие/ Г.А.Виноградова, В.К.Елманова, И.А.Скопылатов.- Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. — 142 с
12. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарики, 2013 – с. 145
13. Галустова, О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: учеб. пособие / О.В. Галустова. — М.: Проспект, 2014. — 216 с.
14. Гилязова Д. Р. Медиация – новая технология управления конфликт-ными ситуациями на предприятии/ Проблемы современной экономики: сборник материалов XXII Международной научно-практической конфе-ренции: в 2-х частях. Часть 2 / Под общ. ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чер-нова. – Екатеринбург: Издательство Уральского института фондового рынка, 2014. – 212 с
15. Гиндина, Е.Д. Генетические основы эмоциональных и поведенческих особенностей у детей подросткового возраста : автореф. дис. … канд. пси-хол. наук : 19.00.01 / Е.Д. Гиндина ; Рос. акад. образования. — М., 2015. — 24 с.
16. Гришина Н.Б. Обучение психологическому посредничеству в разре-шении конфликтов. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: konflictology_ hrestomatia/ch17_all.htm
17. Гусева Н. В. О нравственно-психологическом климате в педагогиче-ском коллективе // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 59-62
18. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании. — М., АСАDЕМА, 2013. – 142 с
19. Зедгенидзе В.Я. Конфликтные ситуации в педагогическом коллективе ДОУ //»Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». – 2009. — №3. – С. 9 – 18
20. Иванова Е.Н. Мифы и легенды о медиации. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: library.phtml?m=1&p=14
21. Ильяшев А.В. Менеджмент. Организация и технология: Учебное по-собие. М.: «МАШИНОСТРОЕНИЕ», 2010 – с. 173
22. Калашников Ю.Д. Конфликты в организации: социально — конфлик-тологический уровень анализа (по результатам экспертного опроса управ-ленческого персонала) // Управление персоналом. — 2004. — №7. — С. 17-22
23. Колесова А.О. Разрешение конфликтных ситуаций в коллективе дет-ского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. — 2013. — №7
24. Конфликтология: Учебник/Под ред. А.С.Кармина.- 4 изд., стер. — СПб.: Лань, 2011.- 448 с
25. Курбатов В.И. Конфликтология [Текст], Ростов-на-Дону, 2014 – с. 163
Ю Конфликтология РПУД
... у студента знаний о предмете, месте и роли конфликтологии в управлении и менеджменте организаций, сущности и методах предупреждения, регулирования и разрешения ... литература 7.2.Дополнительная литература 8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО Программа учебной дисциплины «Конфликтология» разработана для студентов специальности 080504.65 ...
26. Лазарев В.С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под редакцией В.С Лазарева, Т.П.Афанасьевой, И.А Елисеевой, Т.И Пуденко. — М.: Центр социальных и экономических исследований, 2015. — 158 с
27. Левин С. Разрешение конфликтов. От конфликта к сотрудничеству. – М.: Олимп-Бизнес, 2010 – с. 55
28. Менеджмент: Учебное пособие. Автор-составитель Г.Б. Казначевская. Ростов — на — Дону: Феникс, 2012 – с. 90
29. Мета Г. Что такое м