Алгоритм действий по управлению конфликтом

14. Основные понятия и термины этнологии.

Этнические (межэтнические, национальные, межнациональные) конфликты — конфликты, происходящие между от­дельными представителями или группами в составе различных этно­сов, а в более масштабном виде — между двумя или несколькими эт­носами. Отличительным признаком этнических конфликтов является то, что участвующие в них группы с противоположными интересами различаются по этническому (национальному) признаку.

Этническая (национальная) конфликтология, или этно-конфликтология, является одной из дисциплин, которая занимается из­учением конфликтов в рамках конфликтологии как науки о при­чинах, форме и динамике социальных конфликтов, путях и механизмах их урегулирования.

При описании природы, причин и способов разрешения межэтни­ческих конфликтов в России и за рубежом используется соответству­ющая этнологическая и этнополитическая терминология. Наиболее широко употребляются термины:

Народность — одна из форм общности людей, которая исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процессе сли­яния и консолидации племен, перерастая со временем в этнос.

Этнос — исторически сложившая­ся на определенной территории устойчивая совокупность людей, об­ладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык), психологического склада, а также самосознанием, сознанием своего единства и отличия от других подобных образова­ний.

Суперэтнос — межэтническая общность, имеющая общегосудар­ственный (общенациональный) уровень культурно-исторического единства по исторической судьбе, доминирующей культуре, образу жизни, традициям и т. д., например «американский народ», бывший «советский народ» (по мнению ряда специалистов, к суперэтносу дол­жен быть отнесен и весь многонациональный народ России).

Субэтнос — часть этноса, компактно расселенная на определенной территории и обладающая в силу этого культурной и языковой спе­цификой и элементами общего этнического самосознания. Обычно существование субэтноса связано с осознанием групповых особенно­стей тех или иных компонентов культуры. Субэтносы образуются, как правило, при миграции части этноса, ее обособление может сопрово­ждаться изменением хозяйственной деятельности (поморы), социаль­ного статуса (казаки) и т. п. Наличие субэтносов характерно для мно­гих этносов, особенно значительных по численности или населяющих обширную территорию.

6 стр., 2896 слов

Конфликт как основная категория конфликтологии. Объект и предмет, ...

... человека. 12.Что является объектом изучения конфликтологии: А) Причины возникновения конфликта В) Закономерности возникновения конфликтов С) Конфликты D)Способы разрешения конфликтов 13. Что является предметом изучения конфликтов: А) Конфликты В) Общие закономерности развития ...

Этническая группа — часть этноса, которая в силу ряда причин от­делена от ядра этноса и функционирует вне его, в инонациональной среде. Этнические группы не имеют собственных государственных об­разований, но могут иметь национально-территориальные образова­ния в составе многонациональных государств.

Этническая диаспора — часть этни­ческой общности, дисперсно или фрагментарно расселившаяся вне страны (или какого-либо другого национально-государственного либо национально-территориального образования) своего происхождения.

Нация — исторически сложившаяся на определенной стадии общественного развития устойчивая общность людей, тождественность (идентичность) которой основывается на постоянном воспроизведении себя в качестве особого, отличного от других образования по языку, образу жизни (включая его экономиче­ский аспект), психическому складу, культуре, защите территориаль­ной целостности, отношению к прошлому и иным компонентам его специфики. Возникновение нации исторически связывается с распро­странением грамотности и литературы на родном языке, укреплением этнического самосознания, движением за создание национальной го­сударственности.

Национальность — термин, употребляемый для обозначения на­родностей, наций и других этнических общностей и групп, исключая племена (другой смысл данного термина — обозначение принадлеж­ности человека или группы людей к определенной этнической общ­ности).

Титульная нация — нация, давшая название государству; в Россий­ской Федерации — давшая название республикам (государствам) в со­ставе России (например, татарская нация, удмуртская нация, чечен­ская нация).

Народ (в обычном смысле) — это население государства или входя­щего в его состав территориального образования, в том числе многона­ционального (например, многонациональный народ Республики Та­тарстан).

В более широком научном смысле народ — субъект истории, совокупность тех социальных групп данного общества, которые явля­ются его основной производительной и преобразующей силой, главной движущей силой его общественного развития.

Этническое (национальное) меньшинство — часть этноса, которая консолидировано, с ощущением внутреннего единства проживает в инонациональной среде в государстве или в одном из его регионов в- отрыве от основного массива своего этноса, но ощущает с ним родство и связь по самоназванию, языку, культуре и некоторым другим чертам этнической специфики.

Этническая структура повседневности — образ жизни и бытовой обиход этносов, их структура питания, семейные обычаи и традиции, взаимоотношения с близкими и дальними родственниками, крепость родственных связей, кровные узы и традиции и пр.

Этническая (национальная) психология — совокупность чувств, на­строений, представлений, привычек, традиций, обычаев, а также ха­рактерологических черт, присущих данному этносу.

Этническое самосознание — сознание и чувство принадлежности к своему этносу, осознание его отличия и сходства при соотнесении с другими этническими общностями, важный признак этнической общности, являющийся отражением ее объективного бытия. Внеш­не этническое самосознание проявляется в форме самоназвания этноса. Центральное место в этническом самосознании занимает представление об общности происхождения и исторических судеб, опирающееся на общие генеалогические предания, участие в исто­рических событиях, на связь с родным языком и землей и т. п. Осоз­нание своей этнической принадлежности, идентификация себя со своей этнической общностью, отличной от всех других, пробуждают присущую этническому самосознанию целую гамму чувств: чувство сопричастности к судьбам своей этнической общности, любви к исторической этнической родине, к своему народу, его этническим особенностям, культуре, чувство гордости или тревоги за судьбы своего народа, готовность к жертвам ради его исторического выжи­вания и благополучия.

8 стр., 3749 слов

Формы этнической общности. Этнос и нация

... национальное можно считать итогом, результатом культурно-исторического развития народа. Нация — категория историческая, этнос — скорее, вневременная. Таким образом, можно сделать вывод о том, что нация — это этническое ... и домашний скот. Начинаются военные конфликты, грабежи, захват обжитых территорий. ... интересов. В явлении нации синтезированы этническое (язык, формы материальной культуры, народное ...

Национальная (этническая) идеология — совокупность ценностных идеалов, идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают дей­ствительность с точки зрения интересов определенного этноса или народа (в этническом смысле), нации (в этническом смысле), наци­ональности и направлены на изменение, преобразование существую­щих общественных отношений в интересах этого этноса, народа, на­ции, национальности.

Национальная идея — термин, который имеет ряд интерпретаций, из которых наиболее распространены следующие две: первая — система­тизированное обобщение национального самосознания в его истори­ческом бытии, представленное чаще всего в форме социально-фило­софских или общественно-политических текстов; вторая — краткое обозначение сути национальной идеологии в виде девиза или фразео­логической формулы, содержащей наиболее знаковые ключевые слова данной идеологии (например, применительно к русской националь­ной идеологии XIX века в качестве такой формулы выступало словосо­четание «православие, самодержавие, народность»).

Национально-культурная автономия форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение людей, относящих себя к опреде­ленной этнической общности, находящейся в ситуации национально­го меньшинства на соответствующей территории.

15. Типология этнических конфликтов и их причин. Формы этнических конфликтов

Первопричиной всех этнических конфликтов являются генети­чески и исторически обусловленные этнопсихологические различия отдельных этносов.

По форме проявления принято различать латентные (скрытые) и актуализированные (открытые) конфликты. Латент­ные конфликты могут существовать десятилетиями и более и пе­рерастать в открытые лишь в определенных общественных усло­виях. Латентные конфликты непосредственно не создают угрозы для жизнедеятельности людей, и именно в этой форме конфликты лучше всего разрешать.

Межэтнические конфликты можно также классифицировать по характеру действий конфликтующих сторон: насильственные или ненасильственные. Насильственные конфликты проявляются в форме: региональных войн, т.е. вооруженных столкновений с участием регулярных войск и использованием тя­желых вооружений; кратковременных вооруженных столкнове­ний, продолжающихся несколько дней и сопровождающихся жертвами. Такие столкновения еще принято называть конфлик­тами-бунтами, конфликтами-погромами.

13 стр., 6135 слов

Этнические стереотипы в межкультурной коммуникации

... типы поведения и общения между представителями разных этносов. На основе стереотипов формируется этнический образ — форма описания этноса, в которой выделяются наиболее значимые и типичные свойства, и ... которые основываются на чувственном восприятии своего или чужого этноса. Этнический образ служит эталоном, в ...

Другие конфликты по форме их проявления можно отнести к невооруженным. Среди них выделяются институциональные фор­мы конфликта, когда в противоречие приходят нормы конститу­ций, законодательства, реализующие интересы конфликтующих сторон. Другой формой невооруженных конфликтов являются митинги, демонстрации, голодовки, акции гражданского непо­виновения.

Каждая из указанных форм отличается своими действующими лицами, или основными субъектами конфликта. При институцио­нальной форме главными действующими лицами являются власт­ные структуры, политические партии и объединения, общественные движения, реализующие свои требования через институты власти.

При манифестирующей форме конфликта субъектом высту­пают уже значительные массы людей, поэтому данную форму конфликта называют еще конфликтом «массовых действий».

Если все формы ненасильственных конфликтов имеют своим последствием психологическое напряжение, фрустрацию (чувство безысходности) в этнических группах, их переселения, то на­сильственные конфликты сопровождаются жертвами, потоками беженцев, принудительными депортациями, вынужденными пе­реселениями.

Другой тип классификации конфликтов — по основным целям, выдвигаемым конфликтующими сторонами. В этом случае выделяются статусные этнические конфликты, возникающие в резуль­тате стремления этнической общности повысить свое положение (статус) в федеральной системе. По своей сути конфликты этого типа сводятся к борьбе этнических групп за конфедеративную форму устройства государства. К этому же типу конфликтов можно отнести и этнические движения за создание своих нацио­нальных образований. В первом случае примером такого рода этнического конфликта было стремление Татарстана подняться до уровня союзных республик, а во втором — движение ингушей за создание собственного национально-государственного образова­ния, своей республики.

Этнотерриториалъный тип этнического конфликта предполага­ет притязания и споры этнической группы за право проживать на той или иной территории, владеть или управлять ею. При этом ос­паривается право другого этноса проживать на спорной террито­рии. Современные этнотерриториальные конфликты, как правило, являются следствием этнических репрессий и возникают в ходе реа­билитационного процесса. Другие конфликты этнотерриториального типа возникают в ходе восстановления территориальной ав­тономии (немцы Поволжья, крымские татары) или правовой, соци­альной, культурной реабилитации этноса (греки, корейцы и др.).

К этой же группе относятся социально-экономические кон­фликты, возникающие на основе требования выравнивания уров­ня жизни у представителей разных этносов, вхождения в элиту или прекращения льгот, субсидий и экономической помощи дру­гим народам.

Культурно-языковые конфликты возникают на основе требова­ний оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического меньшинства в частной или обще­ственной жизни. Здесь также возможен компромисс за счет изме­нения культурно-языковой политики при сохранении исходного общества или путем признания территориальной автономии эт­нических меньшинств.

16. Динамика развития этнических конфликтов

Любой этнический конфликт имеет стадиальную динамику развития (поэтапное возрастание степени напряженности).

В период зарождения конфликтной ситуации выдвигаются требования повышения роли языка коренного населения регио­на, национальные движения обращаются к традициям, обычаям, народной культуре, к этнонациональной символике, которые в своей совокупности противопоставляются аналогичным явлени­ям «чуждой» культуры. Эту стадию можно назвать ценностно-символической.

Далее созревание конфликтной ситуации характеризуется стремлением перераспределить властные полномочия в пользу одной этнической группы за счет других групп, изменить этниче­скую иерархию, повысить этнический статус коренных жителей и т.п. На этой статусной стадии конфликта этничность находит свое выражение в форме этнонациональных интересов и стано­вится для местной элиты инструментом давления на центральную власть с целью реорганизации существующего этнополитического пространства в свою пользу.

И наконец, следующая стадия может довести развитие конфлик­та до выдвижения либо территориальных притязаний в рамках данного этнологического государства, либо притязаний на созда­ние новой этнонациональной государственности, на изменение территориальных границ существующего политического простран­ства. На этой стадии этническая группа может прибегнуть к сило­вым действиям, чтобы силой оружия подкрепить свои притязания.

17. Особенности развития этнических конфликтов.

Каждая из стадий развития конфликта характери­зуется соответствующим состоянием, типами и формами практических взаимоотношений этносов. Для пер­вой стадии основным становится состояние межэтнического от­чуждения. Это проявляется в стремлении к этнически однородным бракам, к моноэтническому общению, к минимизации контактов с иноэтнической средой, за исключением неизбежных — профес­сиональных или бытовых. Иными словами, речь идет об увеличе­нии социокультурной дистанции. Отчуждение при этом усилива­ется культурными различиями этносов, их несхожими стереоти­пами поведения. 

По мере развития конфликтной ситуации состояние отчужде­ния перерастает в состояние этнической неприязни, при которой недостатки, просчеты, ошибки в сферах культуры, экономики, политики экстраполируются на соответствующую этническую общность. Состояние неприязни при соответствующих условиях и обстоятельствах довольно быстро может привести к насильствен­ным действиям, которые в обыденном сознании чаще всего и рас­цениваются как собственно конфликт. В этом случае этнический конфликт становится формой политического действия и средством достижения политических целей. В то же время любой этни­ческий конфликт представляет собой одну из разновидностей со­циальных конфликтов наряду с религиозными, расовыми, межго­сударственными. Под этническим конфликтом понимают динамично меняющуюся ситуацию, порожденную неприятием ранее сложившегося положения вещей существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп, и поэтому об этническом конфликте как реальном явлении можно говорить тогда, когда организационно оформляются и приобре­тают определенное влияние национальное движение или партия, ставящие своей целью обеспечение национальных интересов оп­ределенного народа и для достижения этой цели стремящиеся из­менить существующее и прежде бывшее терпимым либо привыч­ным положение в культурно-языковой, социально-экономической или политической сфере жизни. Этнический конфликт — всегда явление политическое, ибо, даже если инициаторы перемен стре­мятся к изменениям ситуации только в культурно-языковой или социально-экономической области, они могут достичь своих це­лей лишь путем обретения определенных властных полномочий.

18. Специфика и формы проявления педагогических конфликтов

Педагогические конфликты имеют свои особенности, которые отличают их от других конфликтов в сфере социального взаимодействия. Среди таких специфических характеристик можно выделить:

  • ответственность педагога за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций, так как любое учебное заведение — это прежде всего доступная возрасту учащихся модель общества, где они усваивают нормы отношений между людьми;
  • участники конфликта имеют разный социальный статус (педагог-учащийся), чем и определяется их поведение в конфликте;
  • разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами педагога” и “глазами учащегося” видится по-разному), поэтому педагогу не всегда легко понять глубину переживаний учащегося, а учащемуся — справиться со своими отрицательными эмоциями и подчинить их разуму;
  • присутствие других учащихся в ситуации столкновения педагога и отдельного учащегося делает их не просто свидетелями, а участниками конфликта, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них. Об этом всегда приходится помнить педагогу;
  • профессиональная позиция педагога в конфликте с учащимся обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы учащегося как формирующейся и зависящей от него личности;
  • всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые, в которые включаются другие учащиеся;
  • конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем разрешить.

Конфликт может выражаться в скрытой и открытой формах. Скрытая форма — это состояние неудовлетворенности, внутреннее несогласие с действиями, решениями руководителя, актива, что может проявляться в формальном исполнении требований, равнодушии, высокомерии, самоизоляции от коллектива, интригах.

Открытая форма может быть активной и пассивной. К активным формам проявления конфликта относятся открытые столкновения: острые ссоры, споры, бунт, драки, отказ выполнять требование, задание, разные формы неподчинения, саботаж, мстительность, агрессивность, аффективные действия. Пассивная форма может выражаться в сознательном уходе в мир фантазий, наркомании, алкоголизме.

Формы выражения конфликта во многом зависят от уровня развития личности, коллектива, возраста участников конфликта, их индивидуального жизненного опыта, личностных качеств, типа конфликта, специфики деятельности коллектива, от стиля управления коллективом.

19. Конфликты в семье: причины возникновения, виды.

Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и др. родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.

Семейные конфликты – одна из самых распространенных форм конфликтов.

По оценкам специалистов, в 80-85% семей происходят конфликты, а в остальных 15-20% возникают ссоры по различным поводам.

Основные особенности: 1. Содержание СК, определяющееся структурой семейных отношений. 2. Разнообразие и специфичность причин возникновения СК. 3. Протекание на повышенном эмоциональном фоне и быстрое «вхождение» в стадию эскалации. 4. СК отличаются весьма разнообразным спектром форм противоборства и разнообразия приемов и способов их разрешения. 5. Особенности СК возникают и определяются особенностями самой семьи, как социального института. 6. Они тесно связаны с основными этапами и кризисными периодами развития семьи. 7. Затяжные СК и некоторые способы его разрешения, в частности развод, как правило, негативно сказываются на состоянии здоровья его участников.

Причины возникновения: — факторы микросреды:

  • ухудшение материального положения семьи;
  • чрезмерная занятость одного или обоих супругов на работе;
  • невозможность нормального трудоустройства супругов или др. членов семьи;
  • длительное отсутствие собственного отдельного жилья;
  • отсутствие возможности устроить детей в детское учреждение и др.

— факторы макросреды:

  • социально-экономическая нестабильность в мире, стране, способствующая снижению уровня внутрисемейной конфликтности;

Виды семейных конфликтов:

1 критерий: «внутреннее содержание», качественно отличающее один тип взаимоотношений от другого (или источник конфликта):

  1. Ценностные (наличие противоположных интересов, ценностей);
  2. Позиционные (борьба за лидерство в семье);
  3. Сексуальные (психосексуальная дисгармония);
  4. Эмоциональные (неудовлетворение потребностей в положительных эмоциях);
  5. Хозяйственно-экономические (противоположность взглядов супругов на ведение домашнего хозяйства);
  6. Прогрессирующие (ведут к росту напряженности, супруги не могут адаптироваться друг к другу);
  7. Созидательные (терпение друг к другу, отказ от оскорблений, унижения и т.д.);
  8. Разрушительные (физические и духовные оскорбления, унижения; итог – взаимное уважение, общение, превращается в обязанность, неприятную);
  9. Привычные (стереотипы поведения).

2 критерий: степени опасности для браков:

  1. Неопасные (при наличии трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва» — внезапно начавшись, могут быстро завершиться);
  2. Опасные (один из супругов должен, по мнению другого, принципиально пересмотреть свою линию поведения);
  3. Особо опасные (приводят к разводам)

3 критерий: степень открытости + поведение:

  1. Открытые, явные (словесное и физическое оскорбление друг друга);
  2. Скрытые (не осознаются и временно не реализуются в поведении супругов).

4 критерий: субъекты конфликта:

  1. Супружеские (весь спектр СК);
  2. Конфликт между родителями и детьми (издержки воспитания, ригидность семейных отношений, возрастные кризисы детей и др.);
  3. Конфликт родственников (авторитарное вмешательство).

20. «Кризисные» периоды в развитии семьи

Период

Описание

Первый

Первый год супружеской жизни

Второй

Появление первого ребенка

Третий

Средний супружеский возраст, конфликт однообразия и монотонности общения

Четвертый

Кризис «ухода из семьи последнего ребенка»

21. Типы конфликтных семей.

1 критерий: стратегия, положенная в основу дальнейшего поведения:

  1. Демонстративный;
  2. Эмоциональный;
  3. Конфликт зависти;
  4. Битва за ресурсы;
  5. Конфликт по сценарию;
  6. Конфликт раздражения;
  7. Супружеская измена.

2 критерий: «супруг-супруга», «родители-дети»:

Даже в благополучных семьях более чем в 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями.

22. Предупреждение и разрешение ск.

Общие пути предупреждения СК, вытекающие из социально-психологических закономерностей развития семьи:

  • Формирование психолого-педагогической культуры, знаний основ семейных отношений;
  • Воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, эмоциональных состояний;
  • Организация семьи на полноправных началах, формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, взаимной ответственности, доверия и уважения;
  • Формирование культуры общения.

23. Экономический конфликт и его характерные черты.

Конфликт – противоборство социальных субъектов, имеющих неравный доступ к ряду необходимых жизненных благ, обеспечивающих благополучие и комфорт в определенной социальной группе или в обществе в целом.

Аспект социального противоборства, основанный на экономических составляющих борьбы: средствах обеспечения, уровня з/п, возможностях в перспективах использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровне цен на различные блага и ресурсы, товары и услуги и региональный доступ к ним.

Экономический конфликт в большей степени имеет объективную составляющую, к которой относятся:

  1. Участник конфликта – человек, организация, или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчет в целях конфликтного противоречия. Участником также может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса.
  2. Объект экономического конфликта – экономическая природа социального взаимодействия в отдельных группах и обществе в целом.
  3. Предмет – неравенство в доступе к материальным благам и удовлетворению экономических интересов.

Экономический конфликт может проявляться между следующими сторонами в рамках:

  1. Отдельного хозяйствующего субъекта:
    1. Ролевой (покупатель-продавец, поставщик-потребитель, наемник-наниматель и т.д.)
    2. Ценностный (неудовлетворенность в уровне потребления, статус, содержание работы).
  2. Конфликтного взаимодействия групп по причине:
    1. Изменений условий работы, оплаты труда, распределения ресурсов, вознаграждений, должностных обязанностей и т.д.
    2. Различие целей;
    3. Стремление перераспределить ресурсы в свою пользу.
  3. Конфликтных отношений между организациями;
  4. Взаимодействия организаций и властных структур, регулирующих предпринимающую деятельность;
  5. Сотрудничество государства и социальных групп, находящихся на государственном обеспечении;
  6. Отношений Федерального центра в регионе в связи с трудностями распределения и перераспределения благ, ресурсов, материальных средств, неравномерности развития отраслей в регионе;
  7. Взаимодействия стран, стремящихся отстоять свои экономические интересы.

Дж. Хиршлайфер выделяет участников:

  1. Истцы и ответчики в суде;
  2. Различные общественные классы;
  3. Политические партии и идеологии;
  4. Администрация и работники;
  5. Претенденты на лицензии и привилегии («поиск ренты»);
  6. Участники картелей, подобны ОПЕК;
  7. Муж и жена, братья в семье и т.д.

В качестве основных групп: государство и общество.

Государство – основной регулятор экономических отношений, выполняющий публичную функцию, в рамках которой оно использует обширный инструментарий административного, налогового, таможенного и др. публично-правовых отраслей законодательства.

Общество – субъект экономических отношений, носитель публичных интересов.

Функции экономического конфликта – воздействие конфликта или его результатов на оппонентов, их отношения и на социальную и материальную среду.

Экономический конфликт конструктивный, если:

  1. Существуют нарушения в работе механизма «обратной связи»;
  2. Отсутствие контроля за выполнением обговоренных условий и договоренностей;
  3. Отсутствия законодательной базы, в которой подробно описывается ответственность за несвоевременное и ненадлежащее выполнение поставленных раннее обязательств;
  4. Существование вступивших в законную силу законопроектов, но «неработающих».

Стадии:

  1. Формирования противоречий;
  2. Перехода потенциального в реальный конфликт;
  3. Конфликтных действий;
  4. Снятия и разрешения конфликта.

24. Теоретические аспекты изучения экономических конфликтов

  1. Меркантилизм – поиск источников происхождения богатства и его увеличение за счет внедрения;
    1. Политика денежного баланса, направленной на увеличение богатства законодательным путем (У. Стаффорд, Де Сантие, Г. Скаруффи).

      Принцип: запрет вывода денег за границу. У. Стаффорд (1554-1612) считал, что решение многих экономических проблем и конфликтов основывается на поощрении хозяйственной деятельности, ограничении импорта, запрещении вывоза благородных металлов.

    2. Система активного торгового баланса и увеличения объема продаж (Т. Манн, А. Серра, А. Монкретьен, Ж. Кольбер, Дж. Стюарт, Дж. Ло) за пределами страны при помощи посреднической торговли и частичного вывоза денежных средств за границу.
    3. Мер по ограждению экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров и повышения ставок налогового обложения с целью увеличения собственного производства товаров, развития промышленности, мореплавания и флота.
  2. Теория физиократии (Ф. Кенэ, А. Тюрго).

    Ее сторонники представляли интересы крупных землевладельцев. Ф. Кенэ (1694-1774) – глава школы физиократов, автор деления общества на три класса: землевладельцев, фермеров и ремесленников; сторонник идеи влияния экономических отношений на благополучие общества, поскольку они влияют на естественный порядок, обеспечивающий его благосостояние; автор концепции природного порядка, основанного на физических и моральных законов государства, охраняющих частную собственность, частные интересы, обеспечивающих воспроизведение и правильные распределения благ.

По мнению Ф. Кенэ, частный интерес одного никогда не может быть отделен от общего интереса всех. Во избежание любых возможных разногласий и недоразумений, необходимо создать четко отлаженный механизм государственного регулирования.

  1. С позиции концепции экономического либерализма как многоуровневого социального явления (А. Смит, Ф. Риккардо).

    А. Смит утверждал, что:

  • Истинный источник богатства – «годовой труд нации и разделения труда – эффективный прием» облегчающий труд, делающий его более результативным;
  • Экономический мир – огромная мастерская, в которой развертывается соперничество между всеми, кто, так или иначе, участвует в создании богатства – продукта совокупного труда всех сфер производства, представителей различных видов труда и профессии;
  • Причина, движущая человеком в стремлении улучшить собственное положение, повысить социальный статус, состоит в том, чтобы «обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие, с целью удовлетворения своих интересов»;
  • Рыночные отношения лучше воздействуют на экономику тогда, когда интересы общества рассматриваются как группа интересов, составляющих его лиц, и частные интересы становятся выше общественных;
  • В основе конфликта – классовая природа общества и экономическое соперничество; конфликт – благо, т.к. служит источником поступательного развития общества;
  1. Концепция народонаселения Т. Мальтуса (1766-1834):
  • При рассмотрении проблемы народонаселения, выявил взаимосвязь между численностью населения и необходимым для его существования жизненными средствами;
  • Причина войн по Мальтусу — «недостаток места и продовольствия», благодаря постоянному стремлению всех живых существ размножаться быстрее, чем это допускает имеющееся количество пищи;
  1. Марксизм (К. Маркс, Ф. Энгельс).

    В рамках направления концепции социально-классового конфликта Маркс рассматривает противоречия между уровнем развития производительных сил и производственных отношений, являющихся источником социального конфликта. Их несоответствие может превратить производственные отношения в тормоз для развития производственных сил, привести к возникновению конфликта.

  2. Маржинализм – новое направление экономической мысли последней трети XIX в., возникшее как реакция на экономическое учение Маркса. Идея – использование крайних величин или состояний, характеризующие не сущность явлений, а их изменений в связи с изменением других явлений. Представители: К. Менгер, Ф. Визер, А. Маршал, Л. Вальрас, Э. Баверк, У. Джевонс и др.

Дж. Кларк (1847-1938) – противник идеи государственного вмешательства в экономику, утверждающий, что доходы в обществе распределяются справедливо.

Дж. Хиршлайфер (1925-2005) характеризовал экономический конфликт как соперничество за ресурсы между сторонами, несущие издержки в связи с попытками ослабить или устранить друг друга.

Г. Седжвик (1838-1900) считал, что конфликт – противостояние частных и общественных интересов, выгод текущего момента и интересов, поколений. Утверждал, что свободная конкуренция обеспечивает эффективное производство богатства, но не дает его эффективного распределения.

  1. Кейнсианство (1883-1946) утверждал:
  • Экономическая наука призвана решать те социально-экономические проблемы, которые общество считает наиболее важными, и рассматривать такие средства решения, которые общество считает возможными;
  • У капиталистической системы отсутствует внутренний механизм равновесия, позволяющий после сокращения совокупного спроса вернуться к прежнему уровню производства и занятости, что способно привести экономическую систему в длительную ловушку депрессии;
  1. Институционализм, возникший в конце XIX – начале XX в. Три этапа развития:
  • 20-30-е гг. ХХ в. (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл).

    Т. Веблен: общество и его конфликтную природу нельзя рассматривать без учета таких особенностей, как порочность капитализма, противоречивость сфер индустрии и бизнеса;

  • 50-60-е гг. ХХ в. (Дж. Кларк, Дж. Гэлбрейт).

    Акцент ставится на констатации социально-экономических противоречий капитализма и на выдвижении предложений по осуществлению реформ рузвельтовского «нового курса». Дж. Гэлбрейт (1909-2006) – необходимость государственного вмешательства в экономику для решения главной проблемы капитализма – противоречия между планирующей и рыночной системами;

  • 70-е гг. – настоящее время (Г. Мюрдаль, Дж. Бокенин, Р. Коуз).

    Обосновывается представление о том, что социальные институты поддаются анализу с помощью стандартных инструментов экономической теории.

  1. Математические модели экономической конкуренции и сотрудничества, построенных с использованием аппарата теории игр и распространившихся во второй половине ХХ в. (Дж. Нейман, О. Моргенштерн).

    Конфликт понимался ими как ситуация, в которой имеется не менее двух участников, экономические интересы которых не совпадают, а действия не являются независимыми.

25. «Организационно-управленческий конфликт»: понятие, типология

Организационно-управленческий конфликт — это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.

Виды организационно-управленческих конфликтов:

1. Конфликт, связанный с распределением статусов и власти.

2. Конфликт, порождаемый проявлением разнообразных дисфункций в организации, обусловленных объективными (ситуация социального изменения), субъективно-объективными (ограниченность ресурсов и необходимость их распределения; различия в целях; усиление специализации подразделений предприятий ) и субъективными (например, нарушение принципов управления; психологическая несовместимость сотрудников, столкновение их целей, установок, интересов, мотивов, потребностей поведения; несоответствие слов, оценок, поступков одних членов коллектива ожиданиям, требованиям других его членов и т.д. ) обстоятельствами.

3. Конфликт, обусловленный неадекватным разделением труда между членами организации и соответственно неадекватной ролевой структурой коллектива.

4. Конфликт, возникающий на базе нарушения формальных и неформальных норм, «правил игры».

5. Нарушение норм и связанный с этим конфликт заложен во многом в недрах системы санкций и стимулов труда, принятой и используемой в организации.

6. Объективным законом функционирования организации является внутренняя ее интеграция, сплочение членов в единое целое. Конфликт между системой стимулов, направленных на повышение интеграции, и антистимулами указанного процесса — один из существенных видов в типологии конфликтов.

К организационно-управленческим конфликтам также относят:

1. Межличностные конфликты:

1.1. Конфликты между руководителем и подчиненным (подчиненными) или конфликты по вертикали.

1.2. Конфликты между сотрудниками организации или конфликты по горизонтали.

2. Так называемые «Функциональные конфликты»:

2.1. Конфликты планирования, возникающие в результате нарушения тактического и оперативного планирования в системе управления персоналом.

2.2. Конфликты организации, имеющие своим основанием нарушение постоянных и временных взаимоотношений между подразделениями.

2.3. Конфликты мотивации, возникающие как следствие нарушения принципов мотивации и просчетов в подборе и расстановке кадров.

2.4. Конфликты контроля, являющиеся закономерным результатом нечеткости критериев контроля, неадекватности стиля управления персоналом конкретным условиям и ситуациям.

3. Конфликты между субъектами взаимодействия:

3.1. Конфликты внутри малых производственных групп (внутригрупповые): между рядовыми работниками; между руководителями и подчиненными; между работниками разной квалификации и возраста.

3.2. Конфликты между малыми группами (межгрупповые).

3.3. Конфликты между производственными группами и управленческим аппаратом.

3.4. Конфликты между совладельцами предприятий (организаций).

26. Специфика проявления организационно-управленческого конфликта

Поскольку конфликты того или иного рода в организации неизбежны, они оказывают серьезное влияние на поведение. Одна из наиболее широко признанных моделей организационного конфликта – модель Луиса Понди.

Л. Понди рассматривал конфликт как динамичный процесс, протекающий по пяти последовательным этапам:

1. Латентный конфликт. На данном этапе конфликта фактически еще не существует, но потенциал для его возникновения, хотя и в скрытой форме, уже есть, поскольку существуют источники конфликта.

2. Осознаваемый конфликт. Этап осознаваемого конфликта начинается тогда, когда одна сторона (человек или группа) понимает, что ее цели из-за действий другой стороны подвергаются угрозе. Каждая сторона ищет причины конфликтности; определяет, почему конфликт возникает; анализирует события, которые привели к нему; разрабатывает сценарий, учитывающий проблемы, возникающие с другими сторонами.

3. Ощущаемый конфликт. В ходе этапа ощущаемого конфликта у сторон, вовлеченных в конфликт, возникает негативное отношение друг к другу. Как правило, каждая группа сплачивает свои ряды, в ней высказываются обвинения в адрес другой группы, на нее возлагается ответственность за возникновение проблемы.

√ По мере того как конфликт нарастает, сотрудничество между группами все более ограничивается, снижается и общая эффективность деятельности организации.

√ По мере того как стороны, вовлеченные в конфликт, участвуют в спорах и доказывают свои точки зрения, реальная значимость вопроса, как правило, преувеличивается.

4. Очевидный конфликт. На этапе очевидного конфликта одна сторона решает, как она будет реагировать на ситуацию или взаимодействовать со стороной, которую она считает источником конфликта, обе стороны пытаются ущемить друг друга и воспрепятствовать достижению целей друг друга. Очевидный конфликт может принимать самые различные формы. Между людьми и группами может возникнуть открытая агрессия /насилие.

5. Современный конфликт также может проявляться в виде отсутствия сотрудничества между людьми или отдельными функциональными направлениями, что может серьезно повредить организации. Если сотрудники не взаимодействуют друг с другом должным образом, организация не сможет достигнуть своих целей.

27. Управление организационно-управленческим конфликтом.

Управление организационно-управленческими конфликтами подразумевает целенаправленное, четко продуманное воздействие на его динамику с целью развития или разрешения противоречий, возникший между участниками той или иной организации. В управлении организационными конфликтами мы должны учитывать два основных направления в этой деятельности – профилактику (предупреждение) и регулирование, разрешение конфликтов.

Одной из основных стратегий предупреждения конфликтов в коллективах организаций является снижение уровня конфликтности тех людей, которые склонны к их разжиганию. Работа по осуществлению данного подхода может идти по двум направлениям:

• коррекция субъективных (внутренних) условий конфликтной личности в ходе индивидуальной работы;

• создание организационно-управленческих условий, способствующих снижению проявлений конфликтности.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности:

1. Выверенная кадровая политика.

2. Высокий авторитет руководителя.

3. Наличие в коллективе высокой организационной культуры.

4. Престиж деятельности и организации.

5. Благоприятный психологический климат.

Алгоритм управления конфликтом:

Первый шаг: изучение причин возникновения конфликта (Наблюдение; анализ результатов деятельности; беседа, изучение документов; биографический метод и др.)

Второй шаг: ограничение числа участников (Работа с лидерами в микрогруппах; перераспределение функциональных обязанностей; поощрение или наказание и т.п.)

Третий шаг: дополнительный анализ конфликта (Опрос экспертов; привлечение медиатора, психолога; переговорный процесс (медиация) и др.)

Четвертый шаг: принятие решения (Административные методы; педагогические методы).

Факторы принятия решения по межличностным конфликтам в организации:

Факторы, ориентирующие на административные средства разрешения конфликта

Факторы, ориентирующие на педагогические способы разрешения конфликта

1. Индивидуально-психологические особенности личности (конфликтная личность).

1. Разногласия, возникшие на основе неудовлетворительных коммуникаций (искаженная информация, неполная информация и т.д.).

2. Амбициозность отношений («нашла коса на камень»).

2. Неосознанные действия субъектов социального взаимодействия, ставшие причиной конфликтной ситуации.

3. Разногласия, затрагивающие высшие мотивы личности (убеждения, идеалы, ценности, принципы и т.д.).

3. Уровень профессиональной подготовки сотрудника не соответствует занимаемой должности, но есть условия для его повышения.

4. Уровень профессиональной подготовки сотрудника не соответствует занимаемой должности, и отсутствуют достаточные условия для его повышения.

Негативные факторы принятия конструктивных решений:

Содержание фактора

Последствия

Одностороннее суждение руководителя о подчиненных (как правило, только о том, как они выполняют его указания)

Мешает понять мотивы конфликтующих и оценить динамику конфликта

Интересы руководителя в конфликте как члена коллектива и как личности

Ошибки в принятии решения из-за субъективной оценки предмета конфликта

Стремление как можно быстрее погасить конфликт

Ошибки в принятии решения, часто приводящие к наказанию «правых» и «виноватых»

Межличностные отношения с конфликтующими (симпатии, антипатии, дружба и т.п.)

Ошибки в принятии решения, проявляющиеся в предвзятом отношении к одному из участников конфликта

К методам управления организационно-управленческим конфликтом относится следующие:

1) четкая формулировка требований.

2) использование координирующих механизмов.

3) постановка единых целей.

4) система поощрения.