Технология формирования эффективной управленческой команды

Введение

Глава 1. Построение эффективных групп и команд

§1.1. Роль командной работы в организации

§ 1.2. Понятие команды

§1.3. Типы команд

§1.4. Определение потребности в командной работе

§1.5. Исследование эффективности групп и команд

Глава 2. Этапы формирования команды

§ 2.1. Фаза энергетического толчка и рождения группы

§ 2.2. Фаза подъема

§ 2.2.1. Авторитарный лидер

§2.2.2 Кризис развития

§ 2.3. Акматическая фаза

§2.4. Фаза надлома

§2.5. Инерционная фаза

§2.6. Фаза обскурации

§ 2.7. Жизнь после смерти. Элитарная иерархия

§ 2.7.1. Лидер

§ 2.7.2. Ближняя элита

§ 2.7.3. Нижняя элита

§ 2.7.4. Низшие руководители

§ 2.7.5. Рядовые

§ 2.7.6. Отверженные

Глава 3. Социально-психологические особенности создания эффективной управленческой команды

§ 3.1. Формирование деятельностно-ориентированной сплоченности

§ 3.1.1.Ограничения эффективной работы коллектива

§ 3.2. Личностные ресурсы, обусловленные темпераметром

§ 3.3. Технология формирование команды

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Квалифицированный персонал является одним из ключевых факторов успешного развития любой компании. Особое значение приобретает обеспечение человеческими ресурсами в периоды активного роста и развития компании. Последние несколько лет отмечены ростом в большинстве секторов российской экономики, и в этих условиях компаниям становится все труднее привлекать готовых специалистов с рынка труда. Растущий спрос на рынке труда приводит к повышению затрат на оплату труда и другие формы компенсаций привлекаемым сотрудникам. Но даже, если удается нанять сотрудника требуемой квалификации далеко не всегда человек, пришедший со стороны, «вписывается» в организацию, ведь у каждой компании свои требования к персоналу, уникальный климат и стиль ведения дел. Реальным выходом из проблемы кадрового дефицита может стать целенаправленная работа по развитию персонала в соответствии со стратегией компании. Под развитием мы будем понимать определение требований к сотрудникам необходимых для успешной работы в настоящее время и в перспективе, оценку и обучение персонала в соответствии с этими требованиями, отслеживание и закрепление результатов обучения.

В настоящее время специалистами по управлению персоналом применяется большое количество разнообразных подходов к развитию персонала, разработанных в основном западными компаниями и адаптированными для российских условий.

13 стр., 6389 слов

Психология формирования управленческой команды

... организация работы с персоналом через призму формирование управленческой команды, обусловлено не только философией компании, но и организационной структурой предприятия, а также командой как ... команды рассматриваются с учётом специфики организационной культуры, фаз жизни организации. Книга «Менеджмент на практике. Управление персоналом. Управление производством. Управление качеством. Опыт компаний ...

Общая схема этих подходов хорошо известна:

1. Построение профиля требований к должности. При этом содержание профиля может варьироваться от перечня узкопрофессиональных знания и навыки в соответствии с существующими бизнес-процессами, до базовых управленческих компетенций, отвечающих долгосрочной стратегии компании.

2. Проведение оценки в соответствии с профилем. В зависимости от целей оценки используются различные методы: профессиональное тестирование, аттестационная комиссия, ассессмент и др.

3. Определение соответствия сотрудника требованием профиля должности, выявление и анализ несоответствия (Gap-анализ).

4. Планирование действий по преодолению несоответствия квалификации/компетенций сотрудников требованиям к должности (сочетание различных видов обучения, включая аудиторное, дистанционное и обучение на рабочем месте).

Поддержка и закрепление результатов обучения.

5. Измерение результатов, оценка эффективности развития персонала – определение изменения степени соответствия сотрудников требованиям к должности, измерение бизнес-показателей работы компании, подразделения, сотрудника.

Однако, зачатую практическое применение эти подходов вызывает затруднения, связанные с отсутствием в компаниях налаженных технологий и процедур планирования и проведения мероприятий по развитию персонала. Но даже, если все необходимые кадровые процедуры спроектированы, возникает вопрос трудоемкости их поддержания и администрирования. Эффективным решением позволяющим сформировать в компании гибкие и надежно работающие процедуры развития персонала, отвечающие долгосрочной стратегии и оперативным задачам компании, является информационная система «Развитие персонала», которая позволяет полностью автоматизировать процессы профилирования должностей, оценки и обучения персонала с использованием широкого выбора HR-технологий. Данная система может быть интегрирована с существующей корпоративной системой кадрового учета или кадрового модуля ERP-системы.

Актуальность проблемы. Нестабильность экономической, социальной, политической и производственной среды, стремительное развитие научно-технического прогресса, высокая конкурентность и рискованность ставит руководителей коллективов и организаций перед необходимостью адаптации к изменяющемуся контексту управленческой деятельности. Выход многих предприятий из государственного сектора экономически, образование новых негосударственных структур повышает степень личной ответственности руководителя за деятельность сотрудников и организации. Возросшая интенсивность, интеллектуальность, эмоциональная напряженность труда современного руководителя с одной стороны, требования эффективного функционирования структуры организации, грамотного отбора и расстановки сотрудников, создания эффективных рабочих команд, с другой стороны, привели к тому, что современная управленческая деятельность все теснее смыкается с научно-психологическими знаниями и, следовательно, будет тем успешней, чем эффективней психологическая наука включается в управленческую практику, в деятельность организации в целом.

2 стр., 973 слов

«Психологическая подготовка персонала». коммерческая организация ...

... обеспечения деятельности персонала. Задачи производственной практики: 1. Подготовиться к углубленному изучению общих профессиональных и специальных дисциплин и написанию выпускной квалификационной работы. 2. Изучить организацию ... адаптации сотрудников организации; - проведение психодиагностического исследования, направленного на оценку психологической адаптации сотрудников организации; - ...

В связи с этим для теории и практики психологии управления становится актуальной проблема обеспечения успешности деятельности руководителей предприятий и организаций в новых условиях, а для психологической науки — выявление и изучение психологических факторов детерминирующих результативность деятельности и особенности функционирования личности в условиях изменений внешней и внутренней среды, разработка методического инструментария, позволяющего повысить эффективность труда менеджера посредством психологического обеспечения его деятельности.

Изучение литературных источников по проблемам психологического обеспечения деятельности (Арзамаскин Ю.Н., Гандер Д.В., Деркач А.А., Дмитриева М.А., Калинчук Л.В., Караяни А.Г., Никифоров Г.С., Корнеева Л.Н., Селезнев В.Н., Уваров Л.Н., Черных И.И.) позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на большой интерес к этой проблеме в психологической теории и практике она не может быть отнесена к числу достаточно разработанных.

Среди исследователей психологического обеспечения деятельности менеджера пока нет единой точки зрения па понимание его сущности, особенностей. Недостаточно уделено внимания взаимосвязи с такими феноменами как самоутверждение, самосознание, потребности личности, психологические защиты личности, социализация, развитие личности и др. Таким образом, возникло противоречие между объективной потребностью в социально-психологическом обеспечении деятельности менеджера и его недостаточной разработанностью. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования. Практическая актуальность и недостаточная теоретическая разработанность социально-психологического обеспечения деятельность менеджеров и послужили причиной избрания ее в качестве цели диссертационного исследования.

Научное направление представляет собой совокупность концептуально–методических разработок в области повышения профессионализма деятельности кадров управления через систему их непрерывного образования. Теоретико–методологическую базу исследования составляют положения и выводы психологической и педагогической науки.

В работе впервые выделены и систематизированы базовые закономерности деятельности кадров управления и разработаны инновационные технологии повышения ее эффективности и культуры современного коллектива. Представлены авторские технологии диагностики и коррекции профессиональных качеств команды и их оптимального развития в процессе непрерывного образования. Это исследование осуществлено на основе междисциплинарного подхода и синтеза данных социально–психологических, медико–психологических, психофизиологических, психолого–педагогических, социально–политических наук.

Практическая значимость работы заключается в создании системы нормативных положений и методических рекомендаций по организации психолого–акмеологической службы, систем компьютеризированного мониторинга, средств дистантного обучения, использования проблемно–развивающих, интенсивно–игровых, рефлексивно–тренинговых инновационных технологий непрерывного образования.

6 стр., 2786 слов

Характеристики эффективной команды. Механизмы формирования управленческих ...

... группе. Эффективная деятельность в команде Среди факторов, влияющих на эффективность команды выделяют следующие: размер группы; состав; групповые нормы; сплоченность; групповое единомыслие; конфликтность; статус членов группы; роли членов группы. ... Рассмотрим некоторые из них. . Размер. На этапе формирования команды проекта руководителю ... Современным организациям нужны ...

Глава 1. Построение эффективных групп и команд

Вопрос о команде в организации можно рассматривать в этом смысле точно так же, как и вопросы о росте профессионализма и квалификации сотрудников, о необходимости проведения маркетинговых исследований или новой рекламной кампании, о возможности получения нового кредита и т.п. Если с работой прекрасно справляется малоквалифицированный персонал, нет необходимости организовывать для него дополнительное обучение. Если клиенты стоят к вам в очередь, нет необходимости заказывать маркетинговое исследование, по крайней мере, ориентированное на краткосрочную перспективу.

Команда — это просто еще один из возможных ресурсов для прорыва организации на новый уровень развития. Но так же, как и другие ресурсы, он хорошо срабатывает и дает полноценный эффект лишь тогда, когда применяется к месту и ко времени. Не всякий кредит даст эффект, но только тот, который получен вовремя под имеющиеся возможности, и который (для наших современных условий) сопряжен с возможностью быстрого оборота средств.

Хорош для организации и не всякий классный профессионал. В управлении уже давно описана проблема overqualified, которой страдают и многие современные российские фирмы, которые даже секретаря для работы на телефоне стараются подобрать при возможности с двумя высшими образованиями. Однако, высоко профессиональные специалисты будут работать без интереса и инициативы и постоянно смотреть на сторону, если работа не предъявляет им требований, соответствующих их уровню подготовки.

То же самое произойдет и с командой — это тот ресурс, который имеет мощный потенциал, когда создается к месту и ко времени, но та же команда окажется просто модной штучкой, когда она создается ради самой себя……………………….

Заключение

Решать все проблемы реструктуризации предприятия в одиночку, ориентируясь лишь на свои силы, вероятно, не способен ни один руководитель, поэтому генеральному директору так необходимо сформировать компетентную и работоспособную антикризисную команду. Для этого он должен обладать хорошими организаторскими способностями, т.е. ориентироваться на конкретный результат деятельности, быть способным планировать и проектировать, уметь создать команду и руководить ей. Эти качества проявляются также в создании эффективной системы взаимодействий и обмена информацией, распределении задач и ответственности за их исполнение, в умении поддерживать в группе рабочую атмосферу, в способности менять стиль руководства в зависимости от возможностей, ресурсов и состояния рабочей группы и всего коллектива.

Практика реструктуризации показывает, что этот процесс очень трудный и длительный, и нет примеров, когда бы этот процесс шел гладко, без перебоев. Этот сложный процесс должен начать и закончить первый руководитель. При распределении обязанностей в команде руководителю важно знать особенности ее членов. Если члены группы солидарны и в состоянии противостоять негативным внешним влияниям, то группу можно охарактеризовать как прочную.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Влияние прочности группы на результат ее деятельности очень велико, однако оно может быть как позитивным, так и негативным, в зависимости от того, какую позицию займет команда или ее лидер по отношению к своей деятельности или фирме.

Особое значение для деятельности команды имеет число ее членов. Численность группы влияет на готовность ее отдельных членов к определенным усилиям, на прочность группы и т.д., а также на результаты деятельности всей команды.

Труд в маленьких группах приносит больше удовлетворения, так как не только совпадение взглядов членов группы и окружения, но и определенная стабилизация посредством групповых норм поведения и распределения ролей сильнее формируют чувство солидарности и совместного влияния.

Способности членов команды должны соответствовать характеру труда. Если нужно согласовать между собой разные способности, то гетерогенность (разнородность) группы скорее всего важнее, нежели ее численность. Численность влияет также на производительность отдельных ее членов. У работника, входящего в группу из пяти человек, она выше, чем у члена группы из тридцати человек. В малочисленных группах меньше потребность в руководстве со стороны авторитетной личности, если внутри группы достигнута кооперация труда.

Оптимальное число членов команды первого руководителя – шесть–восемь человек, при условии учета вышерассмотренного влияния и принимаются в расчет навыки отдельных членов команды в той или иной области деятельности.

Если члены команды хорошо чувствуют себя в группе и настроены на продуктивную работу, то создаются благоприятные условия труда, в том числе :

• необходимая информация поступает в неискаженном виде и оперативно попадает к тому сотруднику, который в ней нуждается;

• участники в полной мере осознают общую цель и стремятся к ее достижению;

• потенциал каждого члена группы оптимально используется, дополняя возможности других;

• личные недостатки быстро выявляются и нивелируются;

• всемерно мотивируется рост производительности труда;

• из допущенных ошибок извлекают уроки;

• инициатива и помощь, идеи и энергия, которые поступают извне, оптимально интегрируются внутри группы;

• если один из членов начинает испытывать неуверенность или какие-либо трудности, это быстро фиксируется и компенсируется;

• все члены обладают необходимыми знаниями и навыками.

Только создав хорошую команду единомышленников, можно быть уверенным, что сложные задачи реструктуризации будут решены. Но при этом необходимым условием является активное участие первого руководителя от начала этой работы до ее конца. Руководитель осуществляет управление предприятием на основе своего видения. При этом его видение не нейтрально, а всегда окрашено личными характеристиками, такими как ценности, стремления, предпочтения.

Так, инициативный и склонный к принятию риска директор поведет предприятие по пути, полностью отличным от того, по которому бы предприятие повел руководитель, ищущий стабильности и избегающий риска. Первый будет ориентировать предприятие на выпуск качественной наукоемкой продукции и на формирование новых рынков. Второй предпочтет работать на более стабильных рынках, проверенных временем и стандартизованной продукцией.

На руководителе фокусируются ожидания коллектива и цели организации. Он становится их носителем. От искусства руководителя внедрить их в жизнь зависит его авторитет, власть и положение. Прогрессивный руководитель должен быть не только формальным лидером в силу своего положения, но и неформальным. Неформальное лидерство обеспечивает доверие и лояльность коллектива – качества, которые так необходимы в период реформирования предприятия.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...

Практика показывает, как только первый руководитель ослабляет инициативу – сложные процессы тормозятся или прекращаются вовсе. Только энергия первого руководителя зажигает команду и весь коллектив в целом, направляя на конечные цели реформирования предприятия.

Список используемой литературы

1. Н. К. Беляевский, Н. Н. Реузов, Д. Н. Реузов. Статистика торговли. — Москва: Финансы и статистика, 2001г.

2. А. Дейян, Анна и Лоик Троадек. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. Москва: Прогресс, 1999г.

3. А. Дейян. Реклама. Москва: Прогресс, 2000г.

4. Э. Дж. Долан. Микроэкономика. — С. Петербург: АО СПБ, 2002г.

5. Е. Г. Ищенко. Внешнеэкономическая деятельность предприятий. Новосибирск: Сибирь, 2002.

6. Ф. Котлер. Основы маркетинга. С. Петербург: Коруна, 1994.

7. П. А. Кох но, В. А. Микрюков. Менеджмент. Москва: Финансы и статистика, 2003г.

8. А. Кульман. Экономические механизмы. Москва: Прогресс, 1999.

9. К. Макконнелл, С. Брю. Экономикс. Москва: Республика, 1993.

10. В. С. Липатов. Методы исследования трудовых процессов. Москва: МКУ, 2003.

11. Э. Мате, Д. Тиксье. Матетиально-техническое обеспечение деятельности предприятия. — Москва: Прогресс, 1994.

12. Ю. М. Осипов. Основы предпринимательского дела. Москва: Тригон, 2002.

13. В. Хайер. Как делать бизнес в Европе. Москва: Прогресс, 2000г.

14. Ж. Шандезон, А. Лансестр. Методы продажи. Москва:

Прогресс, 1994.

15. Дж. М. Эванс, Б. Берман. Маркетинг. — Москва: Экономика, 1993.

Периодические издания

1. Н. Чайковская, В. Катков Управление персоналом#3, 2000

2. Л. Кириллов Управление персоналом #6, 2000

3. Е.Н.Емельянов, С.Е.Поварницына. Источник: Консалтинг-Центр ШАГ

4. Е. Комаров, Академик Международной академии информатизации, профессор Источник: Трудовое право #4

5. Анатолий Чернов Источник: Ведомости, 12 августа 2003

6. Алексей Корольков, Компания WebSoft;Алексей Матвеев, Компания Титул Групп Источник: «Кадровый вестник»

7. Александр Литягин, Президент Кадрового Клуба. Источник: Персонал