Смысложизненные ориентации и базовые убеждения

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 6

1.1. Понятие смысла в гуманитарных науках 6

1.2. Подходы к пониманию смысла в психологии 13

1.3. Деятельностный аспект смысла: смысл в структуре деятельности 23

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ БЕЗРАБОТИЦЫ 31

2.1. Институциональный подход 31

2.2. Когнитивно-мотивационный подход 35

2.3. Биографический подход 38

2.4. Психологические механизмы поведения личности в условиях безработицы 42

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ОСНОВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ 44

3.1. Социально-психологические характеристики выборки 44

3.2. Методы исследования и их обоснование 44

3.3. Результаты исследования и интерпретация данных 49

Заключение 53

Выводы 55

Список литературы 56

Приложение 1 61

ВВЕДЕНИЕ

В психологии понятие «смысл» неразрывно связано, прежде всего, с представлениями о человеке, его личности, жизни и деятельности. Различные психологические школы в зависимости от объекта изучения вкладывают в него свое понимание. Соответственно при рассмотрении понятия «смысл», как психического феномена, необходимо опираться на теоретические и методологические представления, определяющие психологические подходы к пониманию личности. Большинство авторов, в рамках своих теоретических концепций, напрямую не оперируют понятием смысл, и не рассматривают его как единицу анализа. Однако, нас в рассматриваемых теориях, прежде всего, будут интересовать положения, касающиеся факторов, механизмов и условий функционирования личности, которые косвенно или напрямую могут соотноситься с понятием «смысл» как единицей анализа личности и жизнедеятельности человека.

За последние годы произошел значительный сдвиг ценностных установок. Происходит переориентация смысложизненной ценности на профессиональную деятельность и карьерный рост.

Поэтому достаточно актуальным становится вопрос смысложизненных ориентаций у безработных. Ведь безработица — не просто отсутствие работы. Она может выбить кого угодно из колеи. Ее жертвами становятся миллионы рабочих, их семьи, целые городские и сельские районы. Хотя безработица может оказаться созидательным, мобилизующим волю испытанием, большинство прошедших через это говорят, что пережили отчаяние, бессилие и растерянность, особенно если были без работы дольше, чем несколько недель. Причина того, что безработица вызывает у людей ощущение бессилия, кроется в непростой связи, которая существует между осознанием себя как личности и работой как способом зарабатывания на жизнь. Несомненно, работа оказывает глубокое воздействие на нашу жизнь. Годы детства посвящены подготовке к работе, а будучи взрослым, человек тратит на работу треть времени бодрствования. В течение своей рабочей жизни взрослый человек планирует уход на пенсию, после чего также долго адаптируется к нему. Для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным средством обеспечения материальных потребностей в еде, одежде, крыше над головой. Исследования показывают: те, кто не любит свою работу, все-таки предпочитают сохранить ее даже тогда, когда предоставляется возможность жить на иные доходы. Хотя условия труда могут вызывать неблагоприятные последствия, отсутствие работы приводит к неменьшим нарушениям: усиление стресса, семейные конфликты, пристрастие к алкоголю и наркотикам.

12 стр., 5573 слов

Личность дошкольника и психологические условия её формирования

... детского сада, беседа с воспитателем. Глава I. Личность дошкольника и условия её формирования 1.1. Социально психологические предпосылки и условия развития личности ребенка дошкольного возраста В психологии ... противостоящая ему. Леонтьев писал, что личность есть относительно поздних продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека[2]. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в ...

Цель исследования: изучение особенностей смысложизненных ориен-таций ,базовых убеждений и копинг-стратегий безработных людей.

Гипотеза: безработные люди имеют сниженные смысложизненые ориентации и неадаптивные копинг-стретегии.

Объект исследования: смысложизненные ориентации и копинг-стратегии безработных людей.

Предмет исследования: особенности смысложизненныех ориентаций и стратегий поведения у безработных, прикрепленных к Центру занятости п. Белый Яр.

Для достижения поставленных целей необходимо было решить сле-дующие задачи:

1. Оценить современное состояние проблемы в психологической науке.

2. Изучить и исследовать особенности смыложизненных ориента-ций, базовых убеждений и стратегий поведения безработных людей.

3. Интерпретация результатов исследования.

Для достижения поставленной цели и решения задач использовались следующие методы:

1. Копинг – тест Лазаруса

2. Тест смысложизненных ориентаций

Методологической основой исследования стали концепция В. Франкла, который рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни как врожденную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. А также модель копинг-поведения Р. Лазаруса. Исследование проведено в рамках биопсихосоциальной парадигмы.

Теоретическая значимость определяется малой изученностью смысложизненных ориентаций, базовых убеждений и стратегий поведения безработных. Значимость работы заключается в акцентировании внимания на проблеме трудоустройства в небольших населенных пунктах.

18 стр., 8541 слов

Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения ...

... исследования: существует взаимосвязь аддиктивного поведения и социально-психологической адаптированности личности подростка. Цель исследования: установить уровень снижения социально-психологической адаптированности личности подростка под влиянием аддиктивного поведения. Задачи исследования: ... этой проблемы связана с запросами практической психологии, направленной на конкретное оказание помощи в ...

Практическая значимость работы состоит в возможности использова-ния полученных данных для профилактики и адаптации безработных……..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. – М., Наука, 1989. – 248 с.

2. Адлер А. Наука жить. Пер с англ. И нем. –К.: Port-Royal, 1997. –287с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

4. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект пресс, 2000. – 288 с.

5. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. – М., МГУ, 1981. – С. 3-18.

6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. –104 с.

7. Асмолов А.Г. О предмете психологии личности// Вопр. Психол. 1983. №3. С.118-125

8. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. –367с.

9. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б.В., Петровский В.А., Субботский Е.В., Хараш А.У., Цветкова Л.С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности// Вопр. Психол. 1979. №4. С.35-45.

10. Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М.: Изд-во МГУ, 1989. – 213с.

11. Богомаз С.А., Филоненко А.Л. «Я и Другие» в структуре ментальности жителей трех городов Сибири. \\ МатериалыСибирского психологического форума «Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность». Томск, 2004.

12. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности//Вестн. Моск. Ун-та. Сер.14, Психология. 1981. №2. С.46-56.

13. Братусь Б.С. Личностные смыслы по А.Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания//Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева/Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. –М.: Смысл, 1999. С.285-298

14. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии /Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. С.67-91.

15. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста. Киев. 1988, С. 96

16. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций//Психол.журн. 1995. Т.16 №3. С.90-101

17. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Изд-во Моск. Ун-та, 1984. –200 с.

18. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций// Психол.журн. 1995. Т.16 №5. С. 35-48.

19. Выготский Л.С. Мышление и речь./ Общая психология. Тексты. Раздел III «Субъект познания». Вып.1. Познавательные процессы: виды и развитие. Часть 2. Под общей ред. В.В. Петухова. М., 1997. – 514 с.

20. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т5. –368с.

21. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т.1/Пер. с нем. А.В. Михайлова. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. –336 с.

22. Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка//Исследование речевого мышления в психолингвистике/Ред. Е.Ф. Тарасов. М., Наука, 1985. С. 72-85.

4 стр., 1656 слов

Основные стадии эволюционного развития психики по А.Н. Леонтьеву

... у паука регулируется единственным свойством - вибрацией, которое приобрело в процессе эволюции биологический смысл. Анализируя данное пищедобывательное поведение насекомого, А.Н.Леонтьев предположил, что отражение во время этой ... подготовления) вне связи со второй лишена какого бы то ни было биологического смысла. Она бессмысленна, если животное не предвидит последствий действий, совершенных на этой ...

23. Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета (возвращение из изгнания).

–М.: Изд-во УРАО, 2000. –208 с.

24. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание 2-е исправленное и дополненное издание).

– Самара: «Самарский Дом печати», 1998. –296 с.

25. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. –М.: Тривола, 1993. – 303с.

26. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. — М., 1992. С. 3-12.

27. Клочко В.Е. Предмет современной психологии: человекообразование и психологическое обеспечение смысловой педагогики // Образование и социальное развитие региона. –Барнаул, 1995. — № 3-4. –С. 104-113

28. Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психол. журн. –Томск, 1998. -№ 8-9. – С.7-15

29. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самоорганизация личности: системный взгляд. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. –154 с.

30. Круглов Б.С. Социальная направленность личности // Формирование личности старшекласника / под ред. И.В. Дубровиной — М.: Педагогика 1989. С. 12-14.

31. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. Л., 1978.

32. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. – М.: Смысл, 2001. – 527 с.

33. Левин К. Теория поля в социальных науках.: Пер. с англ. – СПб.: «Сенсор», 2000. – 368 с.

34. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.

35. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) — М.: Смысл, 1992. — 16 с.

36. Леонтьев Д.А. Виктор Франкл в борьбе за смысл //В. Франкл. Человек в поисках смысла. — M., Прогресс, 1990. — С. 5-22.

37. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб, Питер, 2000. – С. 372-377.

38. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол., № 3. 1989. С. 11-21.

39. Леонтьев Д.А. Проблема смысла в современной зарубежной психологии (обзор)/ Современный человек: цели, ценности, идеалы. Реферативный сборник, Выпуск 1, — М.: ИНИОН АН СССР, 1988, С.73-100

40. Леонтьев Д.А. Психология свободы: К постановке проблемы самодетерминации личности//Психологический журнал Т.21 №1, 2000.

41. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.

42. Мадди Сальваторе Р. Теории личности: сравнительный анализ / Пер. с англ. – СПб.: Издательство «речь», 2002. – 539 с.

43. Олпорт Гордон В. Личность в психологии. – «КСП+», М.: «Ювента», СПб., 1998, 345 с.

44. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. – М.: Смысл, 2002. – 462 с.

45. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., — М., 1990. — 494 с.

46. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер.с англ./Общ. Ред. Исениной Е.И. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1998. – 480 с.

20 стр., 9805 слов

Понятие структуры личности в советской и зарубежной психологии

... себе влияние культуры и общества в целом. Проблема личности в зарубежных психологических школах Среди многочисленных направлений зарубежной психологии труд­но найти такое, которое в большей или ... Если сравнивать Супер-Эго с понятиями современной социальной психологии, его можно сопоставить с системой соци­альных установок личности. Важная роль Супер-Эго определяется тем, что именно ...

47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Издательство «Питер», 2000. — 712 с

48. Франкл В. Воля к смыслу/Пер. с англ. –М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. –368 с.

49. Франкл В. Доктор и душа. –СПб.: «Ювента», 1997. –287 с.

50. Франкл В. Психотерапия на практике: Пер. с нем. –СПб.: «Ювента», 1999. –256 с.

51. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. Ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

52. Фромм Э. Психоанализ и этика / Пер. с англ. — М., Республика, 1993. – 415 с.

53. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия/Пер. с англ. Т.С. Драбкиной. – М.: Независимая фирма «Класс», 1999. –579 с.

54. Ясперс К. Смысл и назначение истории: пер. с нем. –М.: Политиздат, 1991. – 527 с.