Сложение и вычитание в пределах 100 в специальной коррекционной школе VIII вида

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы сложения и вычитания в пределах 100 в специальной коррекционной школе VIII вида

1.1. Нарушения интеллекта и понятие «олигофрения» в современной коррекционной педагогике и психологии 7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика умственной

отсталости у детей в возрасте 7-12 лет 19

1.3. Формирование математических понятий у учащихся младших классов в норме и с интеллектуальными нарушениями 28

Глава 2. Эмпирическое изучение проблемы сложения и вычитания в пределах 100 в специальных коррекционных учреждениях VIII-го вида

2.1. Организация и методы исследования 41

2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 45

2.3. Формирующий эксперимент 57

2.4. Анализ результатов контрольного исследования 63

Заключение 74

Литература 77

Приложения 83

Введение

Решение заданий на сложение и вычитание в пределах 100 — это важнейшее средство формирования математических знаний, умений и навыков младших школьников с отклонениями в умственном развитии, но в тоже время – это одна из основных форм изучения математики, а также средство математического развития ребенка с данным видом отклонений. Психолого-дидактический анализ новых технологий обучения ребенка младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта подтверждает, что правильно организованный процесс обучения решению заданий на сложение и вычитание в пределах 100 может быть действенным средством общего развития умственно отсталого ребенка.

Следует также отметить, что многие родители, стараются оставить ребенка с умственным отставанием в развитии дома, считая, что для него это будет менее травмирующей средой воспитания и обучения. Однако не всегда развитие такого ребенка проходит в домашних условиях более успешно, более того, эта среда часто оказывается для него еще более опасной в плане развития (в том числе и познавательной, коммуникативной сферы).

Все это и составляет социальную значимость изучения выбранной нами темы исследования.

Исследование вопросов обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта проводилось многими отечественными учеными, в числе которых, прежде всего, следует назвать Л.С. Выготского, Н.П. Вайзмана, Т.А. Власову, Г.М. Дульнева, Х.С. Замского, Д.Н. Исаева, А.Р. Малера, М.С. Певзнера, С.А. Рубенштейна, Г.В. Цикото, В.Ф. Шалимова и др. В настоящее время педагогическая литература для начальных классов коррекционной школы включает в себя различные концепции развития ребенка младшего школьного возраста при изучении математики. Однако анализ специфики обучения умственно отсталого ребенка навыкам сложения и вычитания в пределах 100 в научной литературе освещен в достаточно обобщенном виде. Этот факт объясняет научную значимость данной работы.

5 стр., 2450 слов

Воспитание детей с задержкой психического развития

... из бумаги и т.д. В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития органического генеза положительная динамика в усвоении школьных умений ... развития у детей рассматриваемой группы выступает несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы ...

Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования теоретических и практических данных нашего исследования при работе педагогов, воспитателей и родителей с детьми с нарушенным интеллектуальным развитием, обучающихся в специальной коррекционной школе VIII-го вида

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, мы можем сформулировать проблему исследования.

На современном этапе развития научной педагогической мысли проблема развития детей с умственными отклонениями в развитии имеет важное значение, как в педагогической, так и в психологической литературе. Однако, как показывает теоретический анализ литературы, в современной науке не хватает теоретических и особенно практических исследований этой проблемы в области обучения ребенка с нарушениями интеллекта математическим навыкам, в частности навыкам сложения и вычитания в пределах 100.

Цель исследования – изучение проблемы формирования навыка сложения и вычитания в пределах 100 в специальных коррекционных учреждениях VIII-го вида.

Объект исследования – навык проблемы сложения и вычитания в пределах 100 в специальной коррекционной школе VIII вида.

Предмет исследования — формирование навыка сложения и вычитания в пределах 100 у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.

Гипотеза исследования: у умственно отсталых детей-учащихся специальной коррекционной школы VIII-го вида формирование навыка сложения и вычитания в пределах 100 возможно только при помощи специально разработанной коррекционной программы, включающей комплексные занятия и упражнения по развитию математических способностей ребенка, реализуемые совместными усилиями педагогов и родителей детей.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические аспекты развития ребенка младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

2. Сформировать комплекс методик и провести констатирующее исследование уровня сформированности математических навыков детей, учащихся начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида.

3. Разработать и апробировать программу формирования и развития навыков сложения и вычитания в предела 100 для детей с умственной отсталостью.

Методологической основой работы являются концептуальные разработки Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, Х.С. Замского, Д.Н. Исаева, Л.В. Кузнецова, В.А. Лабунской, А.Р. Малера, Г.С. Маринчевой, М.С. Певзнера, С.А. Рубенштейна, Г.В. Цикото, В.Ф. Шалимова и др.

20 стр., 9977 слов

Исследование особенностей мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией

... опытно-экспериментальное исследование развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с алалией. Объект исследования: дети дошкольного возраста ... специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на всём дальнейшем развитии ребенка (особенности речевого ... новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает ...

В эмпирическом исследовании приняли участи дети младшего школьного возраста с легкой степенью выраженности умственной отсталостью в количестве 20 человек (9 мальчиков и 11 девочек).

Также нами были опрошены школьники без патологии в развитии в количестве 20 школьников (по 10 мальчиков и девочек).

Возраст опрашиваемых нами детей 8-10 лет.

Этапы реализации исследования:

1. Констатирующий эксперимент – проведение первичной диагностики младших школьников с нарушением интеллекта направленной на выявление степени сформированности математических представлений. Выделение контрольной и экспериментальной группы.

Формирующий эксперимент – разработка и апробирование коррекционно-педагогической программы, направленной на обучение счету, навыкам сложения и вычитания в пределах 100младших школьников с нарушением интеллекта.

Контрольный эксперимент – проведение повторной диагностики в контрольной и экспериментальной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности коррекционной программы.

Методы исследования: эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы сложения и вычитания в пределах 100 в специальной коррекционной школе VIII вида

1.1. Нарушения интеллекта и понятие «олигофрения» в современной коррекционной педагогике и психологии

Интеллект (от латинского слова intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида».

В клинической психиатрии принято выделять две основные формы интеллектуальных нарушений: умственную отсталость (олигофрению) как разновидность дизонтогенеза (В. В. Ковалев) и деменцию. При олигофрении отсутствует нарастание интеллектуального дефекта [26]. Деменция представляет собой распад более или менее сформированных интеллектуальных функций.

Выраженная зависимость оценки уровня когнитивного развития и социальной компетенции от социо-культуральных воздействий делает невозможным установление детализированных клинических критериев степеней умственной отсталости в международном масштабе. Поэтому в МКБ-10 даются лишь общие ориентиры для наиболее адекватной оценки состояния больных. Легкая степень расстройства (F70) диагностируется при тестовых данных IQ в пределах 50-69 баллов, что в целом соответствует психическому развитию ребенка 9-12 лет. Умеренная степень (F71) диагностируется при IQ в пределах 35-49 баллов (6-9 лет), тяжелая степень (F72) – при IQ в пределах 20-34 баллов (3-6 лет), глубокая (F73) – при IQ ниже 20 баллов (ребенок до 3 лет) [43].

Условные разграничения по степени тяжести расстройства в МКБ-10 опираются прежде всего на градации достигаемого больными уровня социального приспособления.

При легкой степени расстройства (дебильность), несмотря на видимую задержку развития, больные в дошкольном возрасте часто неотличимы от здоровых, они в состоянии усваивать навыки общения и самообслуживания, отставание развития сенсомоторики минимально. К позднему подростковому возрасту при благоприятных условиях они осваивают программу 5-6 классов обычной школы, в дальнейшем они могут справиться с посильной работой, не требующей навыков абстрактного мышления, жить и вести хозяйство самостоятельно, нуждаясь в наблюдении и руководстве лишь в ситуациях серьезного социального или экономического стресса. Низкая социальная компетенция резко ограничивает социальный ролевой репертуар.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... гнева является наиболее деструктивной. В этом случае в процессе коррекционной работы желательно научить детей приемлемым способам снятия эмоционального напряжения: 1. перенос гнева на безопасный ... и стилями воспитания в семье. Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях: 1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой ...

При умеренной степени (имбецильность) речевые и навыки самообслуживания в развитии никогда не достигают среднего уровня. Заметное отставание социального интеллекта делает необходимым постоянное умеренное наблюдение. Школьное обучение даже в минимальном объеме маловероятно. Возможно освоение социальных и ручных навыков, самостоятельные покупки, поездки по знакомым местам. В дальнейшем больные могут избирательно общаться и устойчиво справляться с неквалифицированным или несложным трудом в специализированных условиях….

Заключение

Данная работа была посвящена актуальной и интересной проблеме изучения особенностей обучения навыкам сложения и вычитания в пределах 100 в специальной коррекционной школе VIII вида.

Проведенное нами теоретическое и практическое исследование проблемы, позволяет сделать нам следующие выводы.

Умственная отсталость — это качественные изменения психики, личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы.

Олигофрения — группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям непрогредиентных патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Личность умственно отсталых детей характеризуются недостаточным развитием познавательной сферы (мышления, памяти, восприятия, воображения и т.д.), ограниченностью представлений об окружающем мире, примитивности интересов, мотивов и потребностей, снижением активности и целенаправленности деятельности, затруднениями в формировании отношений со взрослыми и сверстниками.

В научной педагогической литературе выделяют важность обучения умственно отсталого ребенка математике, что способствует развитию познавательной сферы и повышает уровень адаптации ребенка в социуме. При этом обучение должно строиться на следующих принципах: последовательность и раздельное изучение первого, второго десятка и первой сотни; сочетание выполнения упражнений с отвлеченными числами и решение заданий практического содержания, используя приемы устных и письменных вычислений; применение наглядных средств обучения; вопросно-ответная форма обучения, которая приносит наибольший дидактический эффект в том случае, если наводящие вопросы педагога способствуют развитию познавательной сферы учеников.

В эмпирическом исследовании приняли участи дети младшего школьного возраста с легкой степенью выраженности умственной отсталостью в количестве 20 человек (9 мальчиков и 11 девочек).

Также нами были опрошены школьники без патологии в развитии в количестве 20 школьников (по 10 мальчиков и девочек).

4 стр., 1813 слов

Невротические расстройства, психогенные реакции у умственно отсталых ...

... физического или умственного напряжения, связанного с отрицательными эмоциями. У умственно отсталых детей такая ситуация создается обычно при поступлении в общеобразовательную школу. При обучении в первых ... окружающим и невозможностью выполнить эти запросы. Нередкая ситуация, приводящая к развитию истерического невроза, -- обстоятельства привлечения к ответственности за совершение антиобщественного ...

Возраст опрашиваемых нами детей 8-10 лет.

В исследовании нами были использованы четыре группы заданий на диагностику умения проводить прямой и обратный счет в пределах 100, умения оперировать математическими понятиями, умения складывать и вычитать без перехода через десяток, умения складывать и вычитать с переходом через десяток.

На этапе констатирующего эксперимента нами было выявлено, что у большинства умственно отсталых школьников наблюдаются низкие результаты развития диагностируемых математических умений. Так по шкале диагностики навыка прямого счета в пределах 100 низкие баллы получили 14 человек (70%), по параметру навыка обратного счета в пределах 100 низкие оценки получили 17 учащихся (85%), столько же детей получило низких оценок и по шкале умения разбить число на десятки и единицы, а по параметру определения большего и меньшего числа в выражениях низкие баллы были выставлены 15 ученикам (75%).

По заданиям сложения и вычитания в пределах одного десятка низкий результат был выявлен у 12 (60%) и 13 (65%) человек соответственно. По двум заданиям на сложение и вычитание с переходом через десяток низкие баллы получили 16 умственно отсталых детей (80%).

По результатам констатирующего эксперимента нами была разработана программа формирующего эксперимента. Цель программы — развитие у детей в возрасте 9 – 10 лет с умственной отсталостью навыков сложения и вычитания в пределах 100.

В программе приняли участие 10 испытуемых.

Повторное тестирование на этапе контрольного эксперимента показало, что наша гипотеза о том, что у умственно отсталых детей-учащихся специальной коррекционной школы VIII-го вида формирование навыка сложения и вычитания в пределах 100 возможно только при помощи специально разработанной коррекционной программы, включающей комплексные занятия и упражнения по развитию математических способностей ребенка, реализуемые совместными усилиями педагогов и родителей детей, нашла свое подтверждение.

Работа по программе позволила улучшить результаты 8 детей (80%) по шкалам диагностики прямого и обратного счета, а также по параметрам сложения и вычитания в пределах одного десятка; 9 учащихся (90%) по параметрам умений разбить число на десятки и единицы и определения большего или меньшего числа. У 6-5умтсвенно отсталых школьников (60%-50%) повысились результаты в решении примеров на сложение и вычитание с переходом через десяток.

В заключении нашего исследования следует отметить, что проблема обучения умственно отсталых школьников, обучающихся в специальной коррекционной школе VIII вида, различным математическим

Литература

1. Азбукин Д.И. Клиника олигофрении. — М., 1996.

2. Айзенберг Б. И., Кузнецова Л. В. Психокоррекционная работа с детьми, имеющими нарушения психического развития: Психотерапия в дефектологии. — М., 1992.

3. Антропов А. П. Математика во вспомогательной школе. — СПб., 2002.

4. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах / Под ред. М. А. Байтовой. — М., 2004.

5. Блейхер В.М. Клиника приобретенного слабоумия. — Киев, 1996.

6. В помощь директору специальной школы/Под ред. Г.Д.Кузнецова – М.: Просвещение, 2002. – 406с.

6 стр., 2721 слов

Проблема формирования навыка социального общения умственно отсталых ...

... развитием (10 человек), а вторую – дети с диагнозом умственная отсталость (10 испытуемых). Глава 1. Современное состояние проблемы формирования навыка социального общения умственно отсталых детей 1.1. Теоретические основы изучения социально общения умственно отсталых детей ... средством коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся вспомогательной школы. Формирование навыков ...

7. Вагановская Н. Д. Формирование количественных представлений у учащихся младших классов вспомогательной школы. – СПб., 2004.

8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2003.

9. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. — М., 2005.

10. Гальперин П. Я., Георгиев Л. С. К вопросу формирования начальных математических понятий. — М., 2000.

11. Государственный стандарт образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: Проект. — М., 1999.

12. Граборов А. Н. Вспомогательная школа. — СПб., 2005. — 386 с.

13. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. — М., 2002.

14. Дементьева Н. Ф. и др. Совершенствование организационных форм социальной адаптации умственно отсталых детей в домах-интернатах. М., 2004. 33 с.

15. Дети с задержкой психического развития. П/р Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984.

16. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб., 1999.

17. Еникеева Д. Д. Пограничные состояния у детей и подростков. М., 1998.

18. Забранная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1993.

19. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. — М., 1995.

20. Занков Л. В. Очерки психологии умственно-отсталого ребенка — М., 2005. 176 с.

21. Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М., 206. 67 с.

22. Инновации в российском образовании: Психолого-педагогическое образование детей с отклоениями в развитии. – М., 2001.

23. Исаев Д.Н.Психическое недоразвитие у детей. – М., 1999.

24. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. — М., 1993.

25. Кербиков О. В., Корлина М. В., Наджаров Р. А., Снежневский А. В. Психиатрия. – Учебник для студентов мед. вузов. — М., 1998.

26. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. — М., 2002.

27. Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1998.

28. Костюк Г. С. О генезисе понятия числа у ребенка // Избранные психологические труды / Под ред. Л. Н. Проколиненко. — М., 1998.

29. Кузьмина-Сыромятникова Н.Ф. Методика обучения арифметике во вспомогательной школе. — М., 2002.

30. Лебединская К.С., Никольская О.С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма. — М., 2002.

31. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М., 2005.

32. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М., 2005.

33. Леонтьев А. Н. Принципы психического развития ребенка и проблема умственной недостаточности// Проблемы развития психики. — М., 2002.

34. Лубовский В. И. Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов. – В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. В 2 т. — М., 2004. Т. 1.

9 стр., 4134 слов

Трудовое воспитание детей с нарушениями умственного развития

... воспитания на личность детей с нарушениями умственного развития и тех практических рекомендаций, которые направлены на развитие личности путем трудового воспитания. 1. Особенности приема и обучения умственно отсталых детей в специальных (коррекционных) ...

35. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1999.

36. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский цент «Академия», 2003. – 208 с.

37. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М., 2005.

38. Маллер А.Р. Социально — трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. — М., 1990.

39. Маринчева Г.С., Гаврилов В.И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. — М., 1988.

40. Мариничева Г.С., Вроно М.Ш. Патология психического развития. – М., 2006.

41. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1997. — 303с.

42. Мачихина В. Ф. Внеклассная воспитательная работа по вспомогательной школе. — М., 1998.

43. Международная классификация болезней (10-й пересмотр).

Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания. / Под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина, — СПб., 1994.

44. Методика начального обучения математике / Под ред. Л. Н. Скаткина. — М., 2002.

45. Модестов А.А. Медико-социальная реабилитация умственно отсталых подростков в детских домах-интернатах. — М., 1996. 21 с.

46. Моро М. М., Пышкало А. И. Методика обучения математике в 1-3 классах. — М.: Вако, 2008.

47. Моро М.М., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по математике. — М.: Вако, 2008.

48. Новикова Л.А. Исследование электрической активности мозга олигофренов. – В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. В 2 т. М., 1956. Т. 1.

49. О работе с глубоко отсталыми детьми во вспомогательной школе: Программно-методические указания. — М., 2003. 24 с.

50. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.; СПб.; Псков, 1999.

51. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б. Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с.

52. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

53. Певзнер М. С. Дети-олигофрены. — М., 2004.

54. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. – М., 2003.

55. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. — М., 2004.

56. Петрова В. Г., Белякова И. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М., 1998.

57. Подростковая психиатрия. П/р В. А. Гурьевой. — М., 2001.

58. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка / Сост. А.Д. Виноградова. — М.: Просвещение, 1995. — 188с.

59. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. — М., 2003. 127 с.

60. Программы вспомогательной школы. — М., 2000.

61. Программы специализированных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей/Под ред. Г.Н.Воскресенского – М.: Просвящение,1996.-363с.

62. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 2006.

4 стр., 1679 слов

Возрастная динамика самооценки умственно отсталых подростков

... работа с умственно отсталыми детьми: Межвузовский сборник науч. трудов. - Шадринск. 2000. С.165. 24. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. – ... исследования: личностная самооценка умственно отсталых подростков. Предмет исследования: возрастная динамика развития адекватности, устойчивости и содержание самооценки умственно отсталых подростков. Задачи исследования: ...

63. Русских В.В. Олигофрения и смежные формы. — М., 2006. 154 с.

64. Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека. — М., 1995.

65. Серов В.В. Общепатологические подходы познания болезни. – Саратов: Саратовский медицинский институт, 2002.

66. Сорокин В.М. Специальная психология. – СПб., 2003.

67. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении).

— М., 2005.

68. Сухарева Г. Е. Стойкие психические нарушения в отдаленном периоде органического поражения мозга. – В кн.: Лекции по психиатрии детского возраста. — М., 2004.

69. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Москва – Томск, 1996.

70. Цикото Г.В. Коррекционная работа с детьми-имбецилами младшего возраста: Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. — М., 1996.

71. Цикото Г.В. Характерные черты развития познавательной деятельности детей-имбецилов: Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М., 2002.

72. Цикото Г.В. Особенности выполнения умственно отсталыми детьми дошкольного возраста игровых задач, требующих восприя-тия цвета // Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе. — М., 2002. С. 92—113.

73. Шалимов В.Ф. Теоретические вопросы клиники интеллектуальных нарушений. – М. 2002.

74. Шевченко Н.Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекции у умственно отсталых школьников. – Екатеринбург: УрГПУ, 1999.

75. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. — СПб.: Образование, 1995.

76. Шишкова М.И. Пути развития коммуникативной функции речи умственно отсталых старшеклассников / М.И. Шишкова // Дефектология. – 1999. – № 6. – С.14 – 17.

77. Шпек О. Люди с умственной отсталостью. — М.: Академия, 2003. -427с.

78. Эфроимсон В. П. Введение в медицинскую генетику. — М., 1998.