Сложение и вычитание в пределах 10 в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Содержание

Введение 3

I. Особенности сложения и вычитания в пределах 10 в массовой

школе и специальной (коррекционной) школе VIII вида

1.1. Методика сложения и вычитания в пределах 10 в массовой школе 7

1.2. Методика сложения и вычитания в пределах 10 в

специальной (коррекционной) школе VIII вида 17

II. Особенности усвоения сложения и вычитания в пределах 10 учащимися в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида

2.1. Цель, задачи, содержание и методика проведения констатирующего эксперимента 28

2.2. Особенности овладения учащимися 1 классов навыками

сложения и вычитания в пределах 10 33

III. Обучения учащихся 1 класса сложению и вычитанию чисел в пределах 10

3.1. Цель, задачи и методика формирующего эксперимента 42

3.2. Результаты обучающего эксперимента 47

Заключение 54

Литература 59

Приложения

Введение

В качестве наиболее значимого для целей социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями в развитии в теории и практике специального образования выделяется формирование навыка математического счета, которые помогают адаптироваться ребенку в обществе и направлены на достижение детьми и подростками социального комфорта и равноправия в обществе. В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что правильно организованный процесс формирования навыка обучения математическому счету является эффективным средством коррекции недостатков развития умственной деятельности учащихся вспомогательной школы. Формирование навыков сложения и вычитания занимает одно из центральных мест в системе учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе и позволяет решать задачи социальной реабилитации учащихся с умственной отсталостью. Это объясняет социальную актуальность изучаемой нами проблемы.

Изучение особенностей развития детей с умственной отсталостью является предметом многочисленных исследований в отечественной коррекционной психологии и педагогики (Л.С. Выготский, Н.П. Вайзман, Т.А. Власова, Г.М. Дульнев, Х.С. Замский, Д.Н. Исаев, А.Р. Малер, М.С. Певзнер, Г.В. Цикото и др.).

В работах этих и других авторов, прежде всего, рассматриваются особенности психического развития умственно отсталых детей, а также возможности и способы коррекции различных отклонений в развитии, связанные с нарушениями интеллекта. В тоже время следует отметить, что работ в области изучения формирования навыка математического счета, сложения и вычитания в пределах 10 в современной литературе не достаточно, что и определяет научную значимость данной проблемы.

11 стр., 5341 слов

Особенности коррекционного обучения, воспитания детей с нарушениями речи

... с недоразвитием познавательных процессов, замедленным темпом деятельности, недостаточной кратковременной памятью. Характерная особенность произвольного внимания у детей с нарушениями речи заключается в зависимости от ... действий. У школьников с нарушением речи в течение обучения в начальной школе наблюдается недоразвитие всех структурных компонентов произвольного поведенческого акта: запоминание и ...

Практическая значимость объясняется возможностью использования полученных теоретических, а особенно эмпирических результатов на практике формирования навыков математического счета, сложения и вычитания в пределах 10 в процессе обучения ребенка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сформулировать следующую проблему настоящего исследования.

На современном этапе развития социальной и научной мысли констатируется, что исследований в области изучения умственно отсталых детей и подростков в коррекционной школе достаточно много. Этот факт обусловлен тем, что, и в отечественной, и в зарубежной коррекционной психологии и педагогики данной проблеме уделяется достаточно пристальное внимание. Однако проблема формирования навыка математического счета, сложения и вычитания в пределах 10 умственно отсталых школьников в настоящее время рассматривается в научной литературе не достаточно.

Цель исследования – изучение проблемы сложения и вычитания в пределах 10 в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Объект исследования — навык сложения и вычитания в пределах 10 у умственно отсталых школьников.

Предмет исследования — формирование навыка математического счета, сложения и вычитания в пределах 10 у умственно отсталых школьников в процессе обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Гипотезы исследования:

Организация специального обучения детей младшего школьного возраста с диагнозом умственная отсталость, помогает решать проблемы этих детей в процессе освоения ими навыками сложения и вычитания в пределах 10, выраженные в таких аспектах как пересчет, пересчитывание числа по 1, умении определять основные свойства ряда натуральных чисел и состава чисел.

Задачи исследования:

1.Проанализировать современное состояние проблемы формирования навыка сложения и вычитания в пределах 10 в специальной коррекционной школе VIII вида.

2. Эмпирически изучить основные характеристики развития навыка счета, сложения и вычитания в пределах 10 у детей с умственной отсталостью в возрасте 7-8 лет.

3. Составить и апробировать программу формирования навыка счета, сложения и вычитания в пределах 10 у детей с умственной отсталостью в возрасте 7-8 лет.

Методологической основой работы являются концептуальные разработки Т.А. Власовой, Л.С. Выготского, Х.С. Замского, В.А. Лабунской, А.Р. Малера, М.С. Певзнера, С.А. Рубенштейна, Г.В. Цикото и др.

Экспериментальная часть исследования проводилась в несколько этапов:

Первый этап – проведение констатирующего эксперимента с группой младших школьников, выделение контрольной и экспериментальной группы.

Второй этап – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы обучения сложению и вычитанию в пределах 10 умственно отсталых школьников на уроках математики.

17 стр., 8379 слов

Одаренные дети и особенности их обучения в дополнительном образовании

... проблема исследования "Одаренные дети. Особенности их обучения в дополнительном образовании". Цель: изучение психолого-педагогических аспектов и методических особенностей обучения одаренных детей в ... ассоциативно-рефлекторная + развивающая. Ориентация на личностные сферы и структуры: СУД(способы умственных действий) + СУМ(самоуправляющий механизм личности) + СТК(сфера творческих качеств). Характер ...

Третий этап – проведение повторного контрольного исследования в экспериментальной и контрольной группе. Анализ, обработка, обобщение и интерпретация результатов экспериментального исследования. Определение эффективности разработанной нами программы.

Методы исследования — эксперимент, беседа, наблюдение, методы обработки данных, интерпретационные методы, теоретический анализ литературы.

В выборочную совокупность исследования составили 20 детей младшего школьного возраста. Первую группу испытуемых составили школьники с нормальным развитием (10 человек), а вторую – дети с диагнозом умственная отсталость (10 испытуемых).

У испытуемых с умственной отсталостью, учащихся 1-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида № 804 г. Москвы, была выявлена неосложненная форма умственной отсталости без выраженных нарушений эмоционально-волевой сферы и без грубых выпадений функций анализаторов Возраст испытуемых 7-8 лет…..

Литература

1. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах / Под ред. М. А. Байтовой. — М., 2004. – 335 с.

2. Василевская В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. — М., 2005. 120 с.

3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 2003.

4. Вопросы изучения и обучения глубоко умственно отсталых уча-щихся вспомогательной школы. — М., 2006. 67 с.

5. Вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. — М., 2004. 135 с.

6. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок / Под ред. Л.С. Выготского и И.И. Данюшевского. — М., 2005.

7. Граборов А. Н. Вспомогательная школа. — СПб., 2005. 386 с.

8. Занков Л. В. Очерки психологии умственно-отсталого ребенка — М., 2005. 176 с.

9. Изучение, обучение и воспитание детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М., 206. 67 с.

10. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985.

11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Книга для учителя. — М., 1993.

12. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет. — М., 2002.

13. Кузьмина — Сыромятникова Н.Ф. Методика обучения арифметике во вспомогательной школе. – М.: Учпедгиз, 1949.

14. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. — М., 2005.

15. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развития обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. — 1994. — №3.

16. Методика начального обучения математике/Под ред. Л.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1972. – 320 с.

17. Михайлова З.А. Математика от 3-х до 7. – М., 2004.

18. Моро М.И., Пышкало А.И. Методика обучения математике в I-III классах. – М.: Просвещение, 1978.

19. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Математика, учебник для I класса трехлетней начальной школы. – М.: Просвещение, 1986.

4 стр., 1600 слов

Особенности понимания сезонных изменений в природе умственно ...

... Соколова Н. Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников М., 2002. 6. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1995. 7. Горощенко В. П., ... 2 ребят (10%) смогли по отдельным методикам показать средний результат. Эти данные показывают, что для того, чтобы у детей сформировались представления о сезонных изменениях в природе, ...

20. Обучение математике детей с нарушениями в развитии/ Под ред. В.И. Черновой. – Хабаровск, 2003.

21. Певзнер М.С. Дети – олигофрены. – М., 2004.

22. Перова М.П. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. – М.: Гуманит. изд. «ВЛАДОС», 2001.

23. Перова М.П. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, 1996.

24. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 класс/ Под ред. В.В. Воронковой. — М.: Гуманит. изд. «ВЛАДОС», 2001.

25. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М.: Просвещение, 2006.

26. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2001.

27. Эк В.В. Состояние знаний и навыков по арифметике у бывших учеников вспомогательной школы. //Дефектология, № 4, 1970. с. 39-44.