развитие творческих способностей подростков в условиях детского музыкального театра

Введение

Главная цель любой воспитательной системы — формирование творчески активной и самостоятельной личности. Творчество необходимо развивать и воспитывать, чтобы со временем оно стало жизненной установкой подрастающего человека, которая позволяет ему увидеть новое в знакомом и близком и не бояться столкнуться с новым и неизвестным. Рассматривание творчества как процесса дает возможность выявить способности к творчеству и условия, облегчающие и стимулирующие этот процесс, а также оценивать его результаты.

Актуальность процесса развития творческих способностей объясняется тем, что с одной стороны их развитие является основополагающим фактором целостного гармоничного процесса развития самой личности человека, с другой стороны, стимулирование творческих способностей детей, подростков предопределяет во многом весь ход дальнейшей самореализации человека. По словам Б.М.Неменского, «будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, — такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 — 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим» [45, c.14].

Развитие творческой личности школьника, а также создание условий для его самоопределения и самореализации — одна из задач, поставленных Законом Российской Федерации «Об образовании». В статье 75 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается: «…образование детей и взрослых должно быть направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых… образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [68, с.129].

Эта образовательная задача нащла отражение в «Концепции художественного образования Рос­сийской Федерации до 2025 года» (Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403 «О концепции художественного образования в Российской Федерации»), где художественное образование рассматривается на государственном уровне как значимая сфера человеческой деятельности, жизненно необходимая как для развития российского общества, так и каждой личности.

Различными аспектами развития детей и подростков, в том числе и в сфере формирования творческих способностей, следует назвать работы Теплова Б.М., Рубинштейна Л.С., Немова Н.С., Лука А.Н., Запорожец А.В., Ветлугиной Н.А., Выготского Л.С. и др. Занимались исследованиями педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-хгодов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» — В.Н.Шацкой, Н.Л.Гродзенской, М.А.Румер, Г.Л.Рошалем, Н.И.Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... существующими возрастными предпосылками музыкально-творческого развития личности дошкольника и недостаточной ориентацией на них в практике музыкального воспитания; - потенциальными возможностями детей в проявлении музыкально-творческих способностей и их реализацией; Обозначенные противоречия ...

Благодаря этим исследованиям в теории существуют два взгляда на то, нужна ли помощь взрослого в развитии творческих способностей. Одни исследователи (В.Глоцер, Б.Джеферсон) утверждают, что «любое вмешательство педагога в процесс творчества ребёнка вредит индивидуальному выражению личности». Они считают, что творчество детей возникает спонтанно, интуитивно. Следовательно, роль педагога в данном случае должна заключаться в том, чтобы уберечь детей от ненужных воздействий со стороны и тем самым сохранить самобытность и оригинальность их творчества.

Другие исследователи (А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова и другие) тоже признают интуитивность и самобытность детского творчества, но вместе с тем считают нужным разумное влияние взрослого. Таким образом, задачу развития творческого потенциала, творческих способностей детей можно решить путем создания комплекса педагогических условий, обеспечивающих активизацию креативных ресурсов личности средствами искусства.

В работах Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей, выделяется особая роль театрализованных игр. Это обусловлено родством данных игр с театром, являющимся синтетическим видом искусства. Синтетическая природа театра дает представление об особенностях художественного отражения действительности в искусстве, воспитывает и развивает эмоциональную сферу ребенка, развивает общую культуру и личность в целом.

Так Л.С.Выготский определяет драматизацию, или театральную постановку, как самый частый и распространенный вид детского творчества. А.Н.Леонтьев относит игры-драматизации к своеобразной «предэстетической деятельности» ребенка. Оставаясь игрой, они развивают творческие способности и представляют собой специфический вид художественной деятельности.

Игра, по определению С. Л. Рубинштейна, — «совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотивов» [57, с.485]. Это самый короткий путь эмоционального раскрепощения и снижения уровня психологической напряженности, снятие зажимов, заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению — путь через игру, музицирование, сочинительство, фантазирование.

Влияние театральной деятельности на становление и развитие личности исследовали психологи, педагоги Л.С.Выготский,А.В.Луначарский, Ш.А.Амонашвили, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, Ю.И.Рубина, А.П.Ершов. Они доказали специфику художественно-творческой деятельности ребенка в различных сферах искусства в зависимости от возрастного развития .

В подростковом возрасте актуальны проблемы самосознания, вопросы отношения в системе «я и мир», акцентируется задача социокультурной самоидентификации личности, вопросы ценностных смысложизненных ориентиров в современном мире. Возникает необходимость получения целостного представления о мире и ощущения себя в нем. В этот возрастной период, когда активны процедуры самосознания, театр работает для разрешения проблемы «я и мир». Как отмечают ученые, подростковый возраст по своим психолого-педагогическим характеристикам является наиболее театральным.

24 стр., 11645 слов

Использование музыкально-игровых методов для развития художественно-творческих ...

... деятельности можно развивать художественно-творческие способности. Объект: развитие художественно-творческих способностей ... развития собственной личности; · формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки; · формирование навыков самостоятельной художественной деятельности, восприятия этой деятельности ...

Переходный возраст, время полового созревания, характеризуется повышением и обострением эмоциональной возбудимости. Эмоциональность подростка-исполнителя является необходимым условием в театральной деятельности в связи с тем, что процесс создания спектакля требует повышенной чувствительности, отзывчивости и быстроты эмоционального действия. Именно эмоциональное воздействие обеспечивает мобилизацию учащихся, побуждение их к действиям, активизирует их интеллектуальную и творческую активность.

Театральные подмостки предлагают воспитаннику проявить свои способности, свою индивидуальность, свой талант, постигая язык музыкально-сценического искусства. Через живое слово, звуки, краски, формы, ритмы, движения, подросток вовлекается в творческую деятельность. Сближение и соединение музыки, пластики, театра, хореографии, изобразительного искусства в единый процесс помогает учащимся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии, способствует снятию напряжения, помогает воспитанникам излечиться от утомляемости за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, делает его живым и увлекательным, наполняет интересным содержанием.

Музыкально-театральное искусство, несомненно, является одним из факторов успешной социализации ребенка и заключает в себе большой потенциал для развития личности. Разнообразие тематики, средств выражения и изображения, эмоциональности музыкально- театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей .

Проблемам развития личности в подростковом возрасте посвящены исследования многих ученых: В.А.Аверина, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, В.Ю. Лешера, Б.Т.Лихачева, Р.С. Немова,С.Т. Шацкого,Э. Шпрангера, Д.Б.Эльконина. Тем не менее, до сих пор не изучена специфика воспитательных возможностей театральной студии для подростков, не выявлены условия и способы активизации ее влияния на развитие их творческих способностей.

Таким образом, в последнее время в науке накоплены значительные знания по развитию творческих способностей личности, но изучение проблемы развития творческих способностей подростка в музыкально-театральном искусстве требует педагогических исследований и решений. Это обусловило выбор темы бакалаврской работы — «Развитие творческих способностей подростков в условиях детского музыкального театра».

Объект исследования — творческие способности учащихся подросткового возраста.

Предмет исследования — развитие творческих способностей подростков в условиях детского музыкального театра.

Цель исследования — изучение форм и методов развития у учащихся подросткового возраста творческих способностей в процессе занятий в детском музыкальном театре.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи исследования:

-проанализировать психолого-педагогическую литературу, посвящённую проблеме развития творческих способностей ;

— раскрыть сущность творческих способностей;

-выявить факторы развития творческих способностей;

— рассмотреть историю развития детских театров;

-обозначить особенности развития творческих способностей в подростковом возрасте;

— рассмотреть формы и методы творческого развития подростков в условиях занятий в детском музыкальном театре;

— определить педагогические условия организации музыкально- театрализованной деятельности.

Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы исследования

1.1. Развитие детского театра в историческом аспекте

Синтетический характер театрального искусства является эффективным и уникальным средством творческих способностей учащихся, благодаря которому детский театр занимает существенное место в общей системе художественно-эстетического воспитания детей и юношества.

Исследователь проблем современного и «старинного» детского театров А. Никитина [48], анализируя широкий круг работ (среди которых особый интерес представляют труды Н. Сац, выдающегося деятеля детского театра ХХ века), утверждает, что детский театральный цех начал складываться и развиваться с древнейших языческих культов — архаического обряда инициации. Дети проходили через определённые испытания, тем самым, вступая во взрослую жизнь, открывая тайны племенной культуры. Обряд инициации — это грандиозный спектакль, складывающийся тысячелетиями, который тщательно готовился взрослыми и разыгрывался детьми. Суть его в том, что ребенок умирает, его душа возвращается к предкам и возрождается вновь, как новый человек — взрослый.

«Спектакль» разыгрывался в сложных, специально выстроенных декорациях. Обряд требовал сложной костюмировки и грима, символизирующий перерождение, переход из одной жизни в другую. Также в обряде было сложное звуковое оформление. Прежде всего, это «голоса предков», которых в обряде передают звучание тростниковых дудочек и трещоток.

Обряд инициации у разных племен и народов проходили дети разного возраста от 9 до 15 лет. В процессе обряда инициации дети приобщались к культуре своего народа, перенимали представления о картине мира. Здесь не приходится говорить об искусстве как таковом, оно еще не выделялось из культа. Определить временные и пространственные границы такого явления, как детский театр, достаточно сложно. Но нельзя не отметить, что во все века детское театральное творчество было тесно связано с образованием и передачей культурных традиций, верованию и мировоззрению своего народа.

В Европе от Средних веков до Нового време­ни дети принимают участие в самых разных типах театральных представлений: религиоз­ный театр, театр гуманистических школ, про­фессиональный театр, народные детские труппы, придворные увеселения. Во все времена дети участвовали в церковных представлениях. В религиозных представлениях дети представляют хоры ан­гелов, играют персонажей религиозной истории, которые соответствуют им по возрасту, маль­чики играют роли молодых женщин. Рели­гиозные спектакли играются публично и способствуют единению христианского мира. Личностные свойства учеников-артистов, которые формируют в средневековом театре их наставники, — это ориентация на христианские ценности, способность переживать религиозные состояния, искренность веры в Бога [63, с. 18].

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

В нача­ле XV века формируется близкий религи­озному школьному театру театр гумани­стических школ. Здесь играют юноши из знатных семей, спектакли устраиваются для лучшего изучения античного наследия. Иная цель спектаклей — пышный празд­ник, на котором богатые и знатные семейства могут продемонстрировать красоту своих от­прысков в «дорогой оправе» костюмов, декора­ций и учености. В это же время в Англии, Испании детей участвуют в нарождающемся профессиональном театре. Эти дети — только мальчики — вырастают в театральной среде и с раннего детства обуча­ются профессии [71]. Эпоха гуманизма обусловила больший интерес к личности ученика, его способностям, чем архаика и Средневековье.

В России традиции школьного театра начали складываться в первой половине XVII века в училищах, которые создавали «братства», выступавшие за национальную самобытную культуру, язык, литературу и бытовой уклад. Одна из таких братских школ в 1615 году стала едва ли не первой славянской высшей школой — Киево-Могилянской академией.

В конце XVII и начале XVIII века в духовных академиях на кафедрах пиитики и риторики к декламациям, диалогам и постановкам спектаклей обращались с тем, чтобы обогатить методику обучения, облегчить понимание сложных понятий, облекая их в образную форму. Вместе с тем участие в театральных представлениях считалось разумным и полезным занятием в часы досуга. Вошли в историю русского театра школьные спектакли студентов Хирургической школы. Она стремилась к массовости театрального искусства, хотела сделать театр доступным для населения города и близлежащих деревень. В конце 1690-х годов в Москве, в стенах Славяно-греко-латинской академии возникает театр, который в игровой, наглядной форме знакомил семинаристов с сюжетами священной истории и прививал будущим проповедникам навыки общения с аудиторией.

В середине XVIII столетия театральные постановки являлись важной составной частью элитарных учебных заведений России: в Петербургском сухопутном шляхетском корпусе, например, отводились специальные часы для «обучения трагедиям», сценическое искусство преподавалось в Шляхетном корпусе, Московском университете, Духовных коллегиях и семинариях. Школьный театр Смольного института

способствовал решению целого ряда учебных задач: обучение живой разговорной речи; приобретение известной свободы в обращении; «приучение выступать перед обществом в качестве ораторов, проповедников».

В последней трети XVIII столетия в России зарождается детский домашний театр, создателем которого русский просветитель и талантливый педагог А.Т. Болот. Его перу принадлежали первые в России пьесы для детей -«Честохвал», «Награжденная добродетель», «Несчастные сироты» [64, с.16].

В первой половине XIX века театральные ученические коллективы получают широкое распространение не только в столичных гимназиях, но и в провинциальных. Из биографии Н.В. Гоголя известно, что учась в Нежинской гимназии будущий писатель не только успешно выступал на любительской сцене, но и руководил театральными постановками, писал декорации к спектаклям [22, с.278].

6 стр., 2890 слов

Мелик-Пашаев А. — А.С. Пушкин и психология художественного ...

В. Шекспир, этот полубог мирового театра, жил при королеве Елизавете. Его творчество часто называют вершиной Елизаветинской поры и не ... сентября 1835 г.) Эти два описания — счастливая находка для психологии искусства: они позволяют сопоставить два разных состояния человеческой души, две ... разрослась, Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их как дети. А вдали Стоит один угрюмый их товарищ, Как старый ...

В конце ХIХ — начале XX века в педагогике утверждается осознанное отношение к театру как важнейшему элементу нравственного и художественно-эстетического воспитания. В эти годы в отечественной науке (В.М. Соловьев, Н.А.Бердяев и др.) начинает утверждаться мысль о том, что творчество в различных его выражениях составляет нравственный долг, что именно творческий акт вырывает человека из рабского принудительного состояния в мире, поднимает его к новому пониманию бытия[8,61]. Н.Н. Бахтин рекомендовал учителям и родителям целенаправленно развивать в детях «драматический инстинкт», считая, что в игре можно проявить себя одновременно и автором пьесы, инсценируя свои любимые сказки, и режиссером, и актером, играя за всех действующих лиц своей пьесы.

Проблема «театр и дети» нашла отражение в резолюции

Первого всероссийского съезда деятелей народного театра (1916).

В ней отмечалось, что драматический инстинкт, заложенный в самой природе детей и проявляющийся с самого раннего возраста, должен быть использован в воспитательных целях. Поэтому необходимо «чтобы в детских садах, школах, приютах, школьных помещениях при детских отделениях библиотек, народных домов и т.п., было отведено надлежащее место разным формам проявления этого инстинкта, соответственно возрасту и развитию детей, а именно: устройство игр драматического характера, кукольных и теневых представлений, пантомим, а также хороводам и другим групповым движениям ритмической гимнастики, драматизации песен, шарад, пословиц, басен, рассказыванию сказок, устройству исторических и этнографических процессий и празднеств, постановкам детских пьес и опер» [14, с.59]. Учитывая серьезное образовательное, этическое и эстетическое значение школьного театра, было рекомендовано включение детских праздников и спектаклей в программу деятельности школы, возбуждение ходатайств перед соответствующими ведомствами о выделении специальных средств на устройство школьных спектаклей и праздников.

В спорах и опытах 20-х годов рождается некото­рое представление о том, в чем польза театра для детей. Разумеется, многие размышления имеют отношение, прежде всего, к педагогике. Исследователи отмечают, что театр помогает ребенку входить в коллективную работу, развивает чувство партнерства и товарищества, волю, целеустремленность, терпение (отметим, в частности опыт выдающегося украинского педагога В. Сухомлинского [62]).

А. Макаренко, разворачивая строительство колонии-коммунны, показал, что любительские постановки могут быть средством воспитания малолетних преступников [35]. В. Сорока-Россинский с помощью театра активизировал и развивал ин­теллектуальные и одновременно образ­но-творческие способности ребенка, пробуж­дал интерес к литературе [7]. Детские театрализованные постановки педагог С.Т.Шацкий рассматривал как важное средство нравственного перевоспитания «детей улицы», их приобщения к ценностям культуры [52, с.386-390]. Он считал, что «потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство — не забава, так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребенка» [7, c.7].

5 стр., 2051 слов

Развитие творчества у детей по технологии Вальдорфской педагогике

... его преобразовании. В становлении способности к творчеству ребенка особая роль принадлежит изобразительной деятельности, которая в программах ДОУ занимает большое ... лекции в университете по философии, литературе, а также психологии и медицины. В это же время он ... трудового аспектов образования. б) Широкое дополнительное просвещение (музеи, театры и др.) в) Межпредметные связи. г) Обязательные предметы ...

Попытка обоснования театральной работы с детьми с психолого-педагогической точки зрения была предпринята Л.С. Выготским. Ученый охарактеризовал основные составляющие детского театрального творчества [15, c.8]:

— его ценность, которая заключается не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе: «ребенок — плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом, а не конечным результатом»;

— участие вспомогательных видов творчества (технического, декоративно-изобразительного, словесного) для стимулирования творческого воображения и его воплощения;

— использование импровизационных форм работы с детьми, которые будят творческую мысль и фантазию: «… гораздо ближе к детскому пониманию пьесы, сочиненные самими детьми или сочиняемые и импровизируемые ими в процессе творчества»;

— организация театрального творчества таким образом, чтобы ребенок был заинтересован процессом игры, получал удовольствие.

Интерес представляют методические разработки Г.Л. Рошаля, который в основе работы с детьми видел принципы, стимулирующие творческую фантазию и воображение: «каждая вещь может быть элементом игры», «все в природе играет с человеком, умеющим играть». В своей программе педагог выделяет следующие составляющие: свободную игру; осознание природы и вещей через игру; навыки в жесте в отношении к вещам; ритмизацию тела .

С 30-х г. XX века театр, где играют дети, становится исключительно феноменом педагогическим, что отражается на его развитии и до сегодняшнего дня. В практике 50-60-х годов утверждается важнейший педагогический принцип школьного театра — необходимость подчинения его работы общим задачам и целям воспитания, которые связывались с идейным и нравственным воспитанием.

На школьной сцене утверждается литературно-драматическая композиция. Она дает возможность охватить широкий круг проблем при ограниченной возможности ставить пьесу полностью. Эта сценическая форма сочетает более или менее развернутое сценическое действие (фрагменты драматического произведения) с элементами художественного чтения.

С 70- 80-х годов XX века начинается необычайный подъем активности детского театрального движения, набирают силу многообразные формы детской театральной деятельности. Педагогами и режиссерами детской театральной самодеятельности серьезно обсуждаются вопросы: что важнее — процесс занятия или результат (спектакль, композиция, требующие публичного исполнения), нужно ли добиваться исполнительской грамотности от участников художественной самодеятельности или занятия в кружке должны стать отдыхом и развлечением. Возникают разнообразные формы театров, развиваются фестивали, ориентированные на показ театральных коллективов. В 1990 году в Москве проходит Первый Московский Международный фестиваль театров, где играют дети, который существует и сегодня.

7 стр., 3174 слов

Психология театра

... психологии искусства, психологии театра и психоло-гии творческих процессов. Способности к актерскому творчеству в системе художественных способностей личности. Актерское творчество и эмпатия. Актерское творчество ... индивидуального стиля деятельности. Показатели различных стилей руководства. Тема 5. Психологическтй портрет актера. Психологический портрет актера. Психология роли. Проблема ...

Бурное развитие детского театра на рубеже XX-XXI веков, его стремление к объединению и самоосмыслению происходит по двум основным направлениям: театр как обучающая и развивающая среда; театр, где играют дети, как осуществление поиска новой театральной эстетики. Театр, где играют дети, осмысливается как собственно педагогическая проблема, актуальная в образовании, ориентированном на сохранение и воспроизводство культурного опыта поколений, осознаётся как целостное и автономное явление [59, c. 6].

Таким образом, история детского театра насчитывает не одно столетие, постоянно изменяясь, трансформируясь, приобретая новые формы и смыслы. Детский театр и сегодня продолжает претерпевать изменения, занимая особое место в системе воспитательной работы. Театральное творчество, вооруженное приемами театральной педагогики, становится пространством, где складывается уникальная творческая ситуация. Через мощное театральное средство — сопереживание детский театральный коллектив становится эффективным средством влияния на образовательный и воспитательныйпроцесс.

1.2 Сущность и характеристика творческих способностей

творчеМножество педагогов, ученых, исследователей высказывали разнообразные точки зрения на способности и их классификацию. Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода[17, с.58].

В отечественной психологии ведущим остается определение Б. М. Теплова, который выделил основные признаки способностей:

— индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

— это только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

— это те особенности, которые не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но которые могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков[65, с.9].

Понимая под способностями такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности, Теплов Б. М. ставит вопрос о том, что успешное выполнение какого-либо вида человеческой деятельности может быть обеспечено не отдельной способностью, а лишь тем своеобразным их сочетанием, которое характеризует данную личность. Причем эти отдельные способности, по Теплову Б. М., не просто рядом расположены и независимы друг от друга, а каждая из них может изменяться, приобретать качественно другой характер, что зависит от наличия и уровня развития других способностей.

Теплов Б.М. подчеркивает, что возможность успешного выполнения человеком той или другой деятельности может быть осуществлена только через другое понятие. Таким понятием является «одаренность», понимаемая как «то качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Хотя «она и не является единс……..

Список использованной литературы

1. Адлер А. Наука жить / Альфред Адлер ; [пер. с англ. Е. О. Любченко (с сокращ.)]. — Киев : Port-Royal, 1997. — 63 с.

4 стр., 1633 слов

Формирование творческих способностей в процессе внеурочных работ ...

... термины: «внеурочная деятельность», «творческие способности»; теоретически обоснована программа развития творческих способностей во внеурочной деятельности по общеэстетическому направлению. ... творческих способностей 1.1 Понятие о способностях в психологии Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности. ...

2.Алиева Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития // Психологический анализ учебной деятельности М.: ИП РАН. 1991

3. Арябкина И.В. Формирование эстетической культуры учащихся детских школ искусств в процессе музыкально-театральной деятельности // Искусство и образование, 2010.№5 (67).

С. 89-94

4. Балл Г. А. Психология в рациогуманистической перспективе: избранные работы / Балл Г. А. — К. : Изд-во Основа, 2006. — 408 с5. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей — Л:1961;

6.Бахтин Н.Н . “Театр и его роль в воспитании”. Сб. “На помощь семье и школе”. — М., 1911.

7. Белых Г. Г. Республика ШКИД / Белых Г. Г. — М. : Школьная библиотека, 2005. — 462 с.

8. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999. С. 54

9. 40. Богданова О.А. Театр как пример коллективной творческой деятельности (Дополнительное образование и воспитание детей) /О.А. Богданова// Методист.-2006.-№3.-с.54-55.

10. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983.

11.Букатов В.М. Реализация общедидактических требований как условие художественно-творческого развития подростков на театральном отделении школы искусств: Дисс… канд. пед. наук / НИИ художественного воспитания АПН СССР. — М., 1988

12.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. — М., 1968

13. Вильсон Гленн. Психология артистической деятельности: таланты и поклонники / Гленн Вильсон ; [пер. с англ.]. М. : «Когито-Центр», 2001. — 384 с.

14. Всероссийский съезд деятелей народного театра в Москве. Постановления школьной секции съезда. // Школа и жизнь. 1916. № 2.

15. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М., 1991. — 96 с.

16. Выготский Л.С. Педагогика подростка. — М.: Профит, 1994

17. Гаганов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации. — М., 1998

18. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию.М., 1995. С. 37.

19. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность. — М.: Прометей, 1993. — 306 с

20. Голубовский, Б. Г. Пластика в искусстве актера [Текст] / Б. Г. Голубовский. — М. : Искусство, 1986. — 192 с

21. Давыдов В. Г. Педагогика искусства: Методология и методика. Исторический и мировой опыт. Духовное содержание. Учебные планы: Учебник. / Давыдов В. Г. — Киев, Москва, 1997. — 237 с

22. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. — М.-Л, 1948.

23. Дружинин В.Н. Психология общих способностей/ Изд. 2-е, расшир., доп. — СПб.: Издательство «Питер»,

24. 7. Ершов, П. М. Искусство толкования [Текст]: в 2-х частях / отв. ред. А. П. Ершова. — Дубна : Изд. центр «Феникс», 1997. — Ч. 1: Режиссура как практическая психология. — 352 с.

25. 8. Ершов, П. М. Сочинения: В 3 т. [Текст] / отв. ред. В. М. Букатов. — М.: Горбунок, 1992. — Т. 1.: Технология актерского искусства. — 288 с.

26. Ершова, А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя [Текст]: пособие для учителя / А. П. Ершова, Б. М. Букатов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МПСИ; Флинта, 1998. — 232 с.

27. Зограф Н. Вахтангов / Зограф Н. — М.-Л. : Искусство, 1939. — 231 с.

28. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. — М.: УРАО, 1997.

29. Кон И.С. Психология ранней юности — М.: Просвещение, 1980

30. Кочетов, А.И. Формирование творческой личности. — М., 1993. — 167с.

31. Левин В.А. Воспитание творчества. — М.: Пеленг, 1992

32. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников. — М., 2000

33. 10. Лихачев Д. С. Заметки и наблюдения. Л.: Советский писатель, 1989.

34. Лук, А.Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978. — 128 с.

35. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / Макаренко А. С. — Киев : Радянська школа, 1985

36. Маслоу А. Мотивация и личность / Абрахам Маслоу — СПб. : Евразия, 1999. — 105 с. (с сокращ.)

37. Матюшкин А. М., Снек Д. А. Одаренные и талантливые дети // Вопросы психоло­гии. 1982. № 4.

39. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М.: Знание, 1981

40. Мир детства, Подросток — М.: Просвещение, 1982

41. Музыкальное образование в школе [Текст] : учеб. пособие для студ. педвузов / Л. В. Школяр, В. А. Школяр, Е. Д. Критская и др.; под ред. Л. В. Школяр. — М. : Академия, 2001. — 232 с.

42. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456 с.

43. Накишова Е.Ю. Хоровой театр детей и подростков как художественно-педагогическое явление // Образование и наука. 2011. №3. С. 71-80

44. Некрасова Л.М. Театральная педагогика: становление и развитие. — Научные школы в педагогике искусства. М.: ИХО РАО, 2008, с. 143-150.

45. Неменский, Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. — М.: Изд-во УРАО, 2000. 186 с

46. Немов Р.С. Психология. — М.: Просвещение, 1990. кн. 1

47. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. — М.: Владос, 2001

48. Никитина А. Б. Культура древних цивилизаций. Игры. Упражнения. Открытые уроки. (Мировая художественная культура) Учебно-методическое пособие. Международный союз книголюбов / Никитина А. Б. — Москва : 2000. — 347 с.

49. 16. Никитина, А. Б. Ребенок на сцене [Текст]: научно-методическое пособие. — М. : ВЦХТ 2003. — 160 с.

50. Петрова Л.М. К вопросу о развитии творческого потенциала школьников средствами театрального искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2008. №2. С. 110-114.

51. Пирогов Н. И. Быть и казаться // Избранные педагогические сочинения. М., 1953. С. 98.

52. Пирогов Н.И. Избранные педагогич. сочинения — М., 1953.

53. Пономарев, Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976 1.2

54. Развитие творческой активности школьников. Под ред. Матюшкина А.М.-М.,1991.-160с.

55. Рубина Ю.И.и др. Театральная самодеятельность школьников. Основы педагогического руководства. М.:1983.

56. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — М., 1957

57. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

58. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973

59. Рябинина И.Г. О школьном театре. [Школ. музыкально-драматический театр «Эльф» Москвы] — М. : Классный руководитель, 2002. №6.

60. Степанов Е.Н.: Воспитательный процесс: Изучение эффективности. Методические рекомендации — М.: Сфера, 2003

61. Соловьев Вл. Общий смысл искусства // Чтение о Богочеловечестве.

62. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / Сухомлинский В. А. — Киев : «Радянська школа», 1974. — 287 с.

63. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / [под ред. А. Б. Никитиной]. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 288 с.

64. Тебиев Б.К. и др. Тульский театр. Историко-искусствоведческий очерк. — Тула, 1977.

65. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. — М. 1961

66.Туник, Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: УПМ, 1997. — 48 с.

67. Туник, Е.Е. Тест Торренса Диагностика креативности. — СПб.: Иматон, 1998. — 170 с.

68.Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». М.: Перспектива, 2013.

69.Формирование творческой личности. Сост.: Кочетов А.И., Пархоменко В.П. — Мн., 1993

70. Франкл В. Человек в поисках смысла / Викотр Франкл [пер с нем.]. — М. : Прогресс, 1990. — 368 с.

71. Чернова А. Все краски мира, кроме желтой / А. Чернова. — М. : Искусство, 1984. — 284 с.

72. Чуйкова, С.Л. Воспитание творческой личности школьника в условиях учебно-воспитательного комплекса. — М., 1995. — 158 с.

73. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одарённость» \\ Психологический журнал. — 1983. — №5

74. Шпрангер Э .«Психология юношеского возраста»