психологическая готовность старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Введение

Проблема психологической готовности старшего дошкольного возраста к обучению в школе, в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей. Психологи, физиологи, педагоги изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества будущей постройки. Проблема психического развития и его диагностики у детей дошкольного возраста была и остается одной из самых актуальных проблем психологии развития.

Понятие «психологическая готовность» разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки. В данное время в психолого-педагогической науке и образовательной практике понятие «психологическая готовность к школе» является широко распространенным и активно используемым самыми различными специалистами. Все же, как в нашей стране, так и за рубежом, единого и четкого определения понятия «психологическая готовность к школе» пока нет, так же как и до конца не установлены надежные и наиболее информативные критерии этой готовности к систематическому школьному обучению. Тем не менее, во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается тот факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Психологическая готовность к школе — это целостное образование, поэтому отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других.

Таким образом, мы считаем, что проблема психологической готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста является значимой и актуальной.

2 стр., 691 слов

Проблема готовности ребёнка к школе. Понятие «готовность». Виды готовности к школе

... ; -психологической (школьная зрелость) Под школьной зрелостью или психологической готовностью к школе понимается достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении. 2 ...

На основе теоретического анализа, нами было проведено исследование, целью которого является, изучение психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Объект исследования готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Предметом исследования является — психологическая готовность детей к обучению в школе.

На основе изученной литературы по проблеме исследования, поставленной цели, выделенного объекта и предмета, нами была сформулирована следующая гипотеза: известно, что за основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Мы предполагаем, что проведение комплекса специально разработанных занятий основанных на игровых методах, будут способствовать повышению уровня сформированности психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1.Провести теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме психологической готовности старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

2.Выявить наиболее слабо развитые компоненты психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста.

3.Разработать и реализовать комплекс специально разработанных занятий основанных на игровых методах, направленных на развитие компонентов психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста 4. Сделать выводы по изученному материалу.

Для достижения целей и решения поставленных задач был применен комплекс методов, таких как теоретический анализ научных источников по проблеме исследования, методы получения эмпирических данных, метод математика-статистической обработки данных. В диагностической части исследования применялись методики:

13 стр., 6121 слов

Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста

... работы «Формирование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста». Цель исследования: формирование психологической готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: деятельность детей ...

1.Ориентационный тест школьной зрелости «А. Керн — Я. Йирасек». 2. Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) (И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е. Н Задорина).

3.Методика «Домик».

4.Методика «Графический диктант».

5.Методика «Лабиринт».

6."Беседа об отношении к школе и учению" (Т.А. Нежнова).

7."Ориентировочный опросник школьной зрелости (Я. Йирасек)".

Теоретико-методологическая основа исследования: при исследовании проблемы психологической готовности старшего дошкольного возраста к обучению в школе мы опирались на работы таких ученых как: Выгодского Л.С., Венгер Л.А., Гуткиной Н.И., Коневой О.Б., Кравцовой Е.Е.; Мухиной В. С., Божович Л.И., Эльконина Д.Б., Ермолаевой М.В., Урунтаевой Г. А и др.

Теоретическая значимость состоит в том, что нами:

1. систематизирована и проанализирована литература по теме исследования;

2.установлено, что с помощью комплекса специально разработанных занятий основанных на игровых методах можно целенаправленно изменить уровень психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Практическая значимость: представленные в работе материалы могут быть использованы психологами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, учителями начальных классов, родителями и студентами. Результаты исследования могут послужить при подготовке к лекционным и практическим занятиям.

Научная новизна исследования заключается в разработке и реализации специально разработанных занятий направленных на развитие компонентов психологической готовности у детей старшего дошкольного возраста.

Организация и база исследования: Базой экспериментального исследования явилось Муниципальное Дошкольное Общеобразовательное Учреждение № 107 «ВундерКит» г. Чита. Выборку составили дети старшего дошкольного возраста, в количестве 29 человек в возрасте 6−7 лет (13 девочек и 16 мальчиков).

19 стр., 9078 слов

Особенности развития и обучения одаренных детей

... развитие одаренности. Во второй главе будут рассмотрены особенности обучения одаренных детей. Подробно будут рассмотрены психологические особенности одаренных детей и актуальность задачи их обучения ... осуществления идеала целостности развития, позволяет школе стать местом развития одаренности ребенка. Для того чтобы школа стала действительным местом развития одаренности ребенка, обучение должно быть ...

Апробация работы: результаты исследования были представлены на XLI научно-практической конференции Забайкальского Государственного университета, г. Чита. В рамках «Молодежной научной весны ЗабГУ — 2014»;

Международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и перспективы развития психологии образования» г. Читы; VII Всероссийской молодежной научно-практической конференции «Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы» г. Читы 2014 г.

Глава I. Проблема психологической готовности ребенка к школьному обучению

1.1 Понятие психологической готовности к школьному обучению

Проблема готовности детей к школьному обучению прежде всего рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности.

В России к данной проблеме одним из первых обратился К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций. Уровень развития психических функций это лишь предпосылка для школьного обучения. Успешность определяется тем, как построен учебный процесс с опорой на эти предпосылки. [25].

Зарубежные психологи определяют понятие школьной зрелости (которое можно рассматривать как синоним понятия психологической готовности) как достижение такой ступени в развитии, когда ребенок «становится способным принимать участие в школьном обучении», или как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими поведенческими характеристиками», которые являются необходимыми для оптимального уровня освоения школьной программы. Психологическая готовность к школе — особый феномен в том смысле, что с ним связан не один возраст жизни человека, а сразу несколько: он знаменует собой конец дошкольного и одновременно начало младшего школьного возраста [14].

Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению рассматривают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка. Если необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т.к. в итоге, несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой, он не может усваивать программный материал и попадает в группу отстающих учеников [6].

17 стр., 8060 слов

Психологическое развитие детей и готовность к школьному обучению

... повышению уровня готовности детей к школьному обучению. В соответствии с целью, предметом, гипотезой и объектом исследования определены следующие задачи: 1. Изучение закономерностей общего развития ... мы использовали три методики определяющие готовность детей к школьному обучению. Глава 2. Психологическое развитие дошкольников 2.1 Психологическое развитие детей дошкольного возраста через игру С ...

Так как в психолого-педагогической литературе пока нет единого понимания психологической готовности к обучению в школе, разные авторы (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Г. Салмина, Й. Шванцара и др.) предлагают различные ее структуры.

Готовность к школе включает ряд взаимодействующих компонентов. Известный чешский психолог Й. Шванцара выделяет такие компоненты как: умственный, социальный и эмоциональный. Немецкий психолог Г. Витцлак относит к таким компонентам определенный уровень умственного развития, способность к концентрации, выносливость, стремление к достижениям, развитие интересов, способностей к обучению (обучаемости), а также социальное поведение. Российские психологи, определяя структуру психологической готовности к школьному обучению, исходят, прежде всего из того, что она — многокомпонентное образование. У начала такого подхода стояла Л.И. Божович, которой были выделены несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе: определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Она указывала, что психологическая готовность состоит из определенного уровня развития мыслительной деятельности и познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Точку зрения Л.И. Божович, разделял А.В. Запорожец, дополнивший психологическую готовность к школе особенностями мотивации личности ребенка, уровнем развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степенью сформированности механизмов волевой регуляции действий.[3]. Болотова А. К, выделяет три аспекта психологической готовности (школьной зрелости): интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью она рассматривает дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости она относит потребность ребенка в общении со сверстниками, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.[37]

23 стр., 11345 слов

Основные причины психологического неблагополучия ребенка, связанные с учебной деятельностью

... испытуемых по уровню мотивационной готовности к обучению в школе Уровень общего интеллектуального развития Учащиеся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности (n=18) "Психологически ... . В младшем школьном возрасте открываются новые возможности для стимулирования психического развития ребёнка через регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями ...

Н.Г. Салмина обращает внимание на уровень сформированности семиотической (знаковой) функции как характеристику интеллектуального развития ребенка и личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Так же она выделяет произвольность, как одну из предпосылок учебной деятельности. Таким образом, можно сказать, что психологическая готовность — это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития сфер: мотивационной, интеллектуальной и сферы произвольности [38].

Существуют расхождения во взглядах на ведущий компонент в структуре феномена. Одни ученые в качестве такового выделяют интеллектуальный компонент, другие — личностный. Можно сделать вывод, что отличительной чертой подхода отечественных психологов к данной проблеме является выделение в качестве ведущих мотивационной и социальной сфер личности ребенка. Обобщая точки зрения разных отечественных авторов, к числу компонентов психологической готовности к школьному обучению можно отнести психомоторную (функциональную), интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.

15 стр., 7352 слов

Адаптационные возможности современной школы для детей с особенностями в развитии

... межпрофессиональном сотрудничестве, направленном на выработку и реализацию единой стратегии развития ребёнка с ОВЗ. Психологическая готовность отражается: в гибкости, стрессоустойчивости педагога, который должен уметь ... школы для детей с особенностями в развитии" Содержание Введение Глава 1. Проблемы адаптации к школе детей с особенностями в развитии 1.1 Социально-психологические особенности детей, ...

Любой из компонентов структуры, как и вся структура в целом, важны как для успешной деятельности ребенка, так и для наиболее быстрой адаптации к новым условиям, т. е безболезненного вхождения в новую систему отношений [45].

Психомоторная (функциональная) готовность. Психомоторная (функциональная) готовность включает те преобразования, которые происходят в детском организме, способствующие повышению его работоспособности и выносливости, большей функциональной зрелости. Среди них в первую очередь требуется назвать:

1) возрастающая на протяжении всего дошкольного детства сбалансированность процессов возбуждения и торможения — позволяет ребенку более длительное время сосредоточивать свое внимание на объекте своей деятельности, способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов;

2) развитие мелких мышц руки и зрительно-моторных координации — создает основу для овладения действиями письма;

3) совершенствование механизма функциональной асимметрии мозга — активизирует становление речи как средства познания и вербально-логического мышления [31].

Интеллектуальная готовность. Шестилетний ребенок может многое. Но не нужно и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна для него.[32]. Опираясь на высшие формы наглядно-образного мышления, которые являются итогом интеллектуального развития дошкольника, ребенок имеет возможность выделять наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. Но все же, даже приобретая черты обобщенности, мышление дошкольника остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями». [28].

В дошкольный период ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебной. Важное значение при этом имеет формирование у ребенка соответствующих умений.

В интеллектуальную готовность входит:

1) известный запас знаний об окружающем мире, причем важен не только их объем, но и качество (правильность, четкость, обобщенность);

2) представления, отображающие существенные закономерности явлений, относящихся к разным областям действительности;

3) достаточный уровень развития познавательных интересов — интерес к всему новому и к самому процессу познания;

4) определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов:

а) сформированность сенсорных эталонов;

б) качества восприятия, подразумевающие планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства;

в) качества мышления включающие, умение выделять и сравнивать существенное в явлениях действительности, находить сходное и отличное, рассуждать, выявлять причины явлений, делать соответствующие выводы;

г) определенная степень децентрации мышления;

д) высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления, позволяющего выявлять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности. Это лежит в основе формирования логического мышления и усвоения научных знаний в школе;

е) сформированность символической функции и воображения;

5) начало формирования произвольности психических процессов. К началу поступления в школу она еще не достигает полного развития: ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать достаточно большой по объему материал, хотя произвольность и начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте;

6) развитие речи. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Для ребенка необходимо уметь находить в словах отдельные звуки, т. е. у него должен быть развит фонематический слух. Кроме того, он должен уметь связно, последовательно, понятно для окружающих давать описание и объяснение, передавать ход своих мыслей.[16].

Эмоционально — волевая готовность. Формирование волевой готовности будущего первоклассника требует к себе серьезного внимания. Так как к шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все же эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты: выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; трудное задание в значительной степени определяет удержание цели и длительность его выполнения. [10].

Достаточный уровень развития у ребенка эмоционально-волевой сферы определяет важную сторону психологической готовности к школе.

Эмоционально-волевая готовность включает в себя:

1) произвольность поведения. Наибольшее число авторов, изучающих психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое внимание. Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, которая позволяет ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Говоря словами автора, игра — школа произвольного поведения [39].

Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Д.Б. Эльконин выделил проявления произвольного поведения как необходимые предпосылки учебной деятельности, обозначив следующие параметры:

· умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия;

· умение ориентироваться на заданную систему требований;

· умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;

· умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Перечисленные параметры развития произвольности, являются частью психологической готовности к школе, на которые опирается обучение в 1-м классе;

2) формирование основных элементов волевого действия: постановка цели, принятие решения, построение плана действия, выполнение его, проявление определенного усилия в случае преодоления препятствия, оценка результатов своего действия. Нужно отметить что, в этот период не все элементы достигают высокого развития;

3) начало развития дисциплинированности, организованности, самоконтроля и других волевых качеств;

4) новый этап формирования эмоциональности детей, по сравнению с более ранними возрастами. Ребенок учится сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций, проявляется устойчивость эмоциональных состояний. Ребенок учится управлять своим настроением, а иногда даже маскировать его.

5) позитивный эмоциональный настрой, положительное отношение к школе, учению, самому себе. [26];

Личностная и социально-психологическая готовность. Подготовка ребенка к школе подразумевает формирование у него готовности принять свою новую «социальную позицию» (Л. И. Божович).

Положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимают особое положение в обществе, по сравнению с дошкольниками. Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. [22].

Так же личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые должны помогать им общаться с одноклассниками в школе, с учителем. Каждому ребенку необходимо уметь адаптироваться к новым социальным условиям (войти в детское общество, действовать совместно с другими и т. д).

Этому структурному компоненту психологической готовности к школьному обучению, уделяется особое внимание. Так как многие авторы считают, что стержне образующим (системообразующим) компонентом, скорее всего, является личностная готовность ребенка. Ее можно описать через анализ мотивационно-потребностной сферы и сферы самосознания личности:

1) формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» — положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав (желание стать школьником).

Непосредственно влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. В итоге у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович, изучавшая психологическую готовность детей к школе, отмечала, что новая позиция ребенка изменяется, становится со временем содержательнее. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни — портфель, красивые разноцветные пеналы, ручки и т. п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою учебную деятельность хорошие отметки. [20].

2) мотивационная готовность — соподчинение мотивов, наличие в поведении общественных и моральных мотивов (чувства долга).

Так же большое место, в формировании мотивационной готовности к школьному обучению, Л.И. Божович уделяла развитию познавательной потребности. Ее новый уровень у старших дошкольников выражается в том, что у них возникает интерес к собственно познавательным задачам. [13].

Н.И. Гуткина рассматривает мотивацию как определяющий компонент

психологической готовности к обучению, а произвольность — как функцию мотивации [17].

В качестве важнейших мотивационных образований дошкольного возраста можно выделить следующие: сознательное соподчинение мотивов, появление новых по своему строению опосредствованных мотивов. Эти новообразования — важнейшая предпосылка школьного обучения.

3) начало формирования самосознания и самооценки. Ребенка отличают глобальное переживание собственной ценности, вера в возможность быть еще лучше, т. е. совершенствоваться. Продуктивная учебная деятельность подразумевает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению. [24].

Социально-психологическая (коммуникативная) готовность. Этот компонент психологической готовности предполагает сформированность двух характерных для рассматриваемого возрастного периода форм общения:

1) вне ситуативно-личностное общение со взрослым, которое формирует у ребенка умение внимательно слушать и понимать его, воспринимать в роли Учителя и занимать по отношению к нему позицию Ученика. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, указанные ошибки стараются исправить.

2) учебная деятельность по сути своей — коллективная. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Качества, необходимые для общения с одноклассниками, помогающие войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность.[35].

Все эти составляющие психологической готовности к обучению достигают определенного уровня сформированности у старшего дошкольника и должны продолжатся развиваться, когда ребенок приступает к систематической учебной деятельности в школе. Это и создает основу для формиров…

Список литературы

1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М.: Педагогика, 2006. — 48 с;

2. Агапова И.Ю., Чеховская В.Б. Подготовка детей к школе. Начальная школа. 2004. — 20 с;

3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — СПб: Питер, 2008. — 400 с;

4. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе?. М.: Знание, 2009. — 189 с;

5. Венгер, Л.А., Домашняя школа М.: Знание, 2009 — 187 с;

6. Венгер, Л.А. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание». М.: Просвещение, 2009. — 289 с;

7. Венгер Л.А., Мухина В.С. Дошкольная психология: Учебное пособие для педучилищ. — М.: Просвещение, 2008. — 335 с;

8. Волков, Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб.: Питер, 2008. — 192 с;

9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — М.: Смысл, 2011. — 224 с;

10. Выготский Л.С. Проблема возраста. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Под ред. Г. В. Бурменской. — 2-е изд. — М.: МПСИ, 2010. — 67 с;

11. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. — 3-е изд. — М.: Академический проект, 2010. — 256 с.;

12. Вьюнова Н.И., Гайдар К. М ., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе -М: Академический проект, 2003.-253с;

13. Гаспарова Е.К. Ведущая деятельность дошкольного возраста. Дошкольное воспитание. 2007. — № 7. — 50 с;

14. Грудненко < person/20 167 556/> Е. В. Психологическая готовность ребенка к школе Издательство: Детство-Пресс < brand/857 838/> 2013. — 176 с;

15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе 4-е изд., перераб. и дополн.- СПб: Питер, 2004 — 208с;

16. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2011. — 208 с;

17. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием. Психологическая наука и образование. — 2010. — № 3. 109 с.

18. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения.- 2-е изд.М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.- 376 с;

19. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача. М.: Просвещение, 2009 — 16 с;

20. Загвоздкин В.К. Эмоциональная готовность к школе — общая задача семьи и ДОУ. Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2013. № 10. — с.48;

21. Земцова Л.И. Готовность к школьному обучению. — М., 2007. — 288 с;

22. Капчеля Г. И., Лисина М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. — Калинин, 2007. — 132 с;

23. Князева, Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе. СПб.: Речь, 2007. — 118 с;

24. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.- 32 с;

25. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — 3-е изд. — СПб.: Речь, 2010. — 152 с;

26. Кравцов Г. Г, Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. — М., 2007. — 254 с;

27. Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия. Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. — 2010. — № 2. 86 с;

28. Куинджи Н.Н. Функциональная готовность ребенка к школе: ретроспектива и актуальность. Вестник Российской академии медицинских наук. — 2009. — № 5. 36 с;

29. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология». М.: Просвещение, 2009. — 335 с;

30. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: Авторский сборник. — М.: Смысл, 2009. — 426 с;

31. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с;

32. Мухина В.С. Что такое готовность к учению?. Начальная школа До и После. — 2010. — № 4. 27 с;

33. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов Под ред. Л. А. Венгера — 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.- 272 с;

34. Нижегородцева Н.В. Системогенетический анализ готовности к обучению. — 2-е изд. — Ярославль: Аверс Пресс, 2012. — 90 с;

35. Овчарова, Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М.: Знание, 2009. — 261 с;

36. Психология развития. Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. — М: ЧеРо, 2005. — 524 с;

37. Пищаева М.В. Денисова С.В. Маслова В.Ю. Готовность к обучению. — Арзамас: АГПИ, 2007. — 80 с;

38. Подготовка детей к школе в детском саду. Под ред. Ф.А.Сохина, Т.В.Тарунтаевой. — М., 2007 — 224 с;

39. Римашевская Л. Г Социально-личностное развитие. Дошкольное воспитание. 2007. — № 6. — 20 с;

40. Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М.: Владос, 2007.- 290 с;

41. Теппер Е.А., Грицкевич Н.Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения. Сибирское медицинское обозрение. — 2011. — Т. 67. № 1. 16 с;

42. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с;

43. Урунтаева, Г. А. Практикум по психология дошкольника: учеб.пособ. для студ. учеб. высш. проф. образования. — 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия». 2012. — 368 с;

44. Чуганова К.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе. — М.: Изд-во Московской открытой социальной академии, 2011. — 60 с;

45. Шульга Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников. Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». — 2012. — № 1.66 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector