профессиональноесамоопределение, внутриличностный конфликт, личностные особенности и особенности поведения в конфликтной ситуации.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования 6

1.1. Понятие конфликта в психологии 6

1.2. Виды конфликта 7

Глава 2. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте 18

2.1. Психологические особенности юношей и девушек 18

2.2. Самосознание, как предпосылка к формированию профессионального самоопределения 29

2.3. Профессиональное самоопределение старшеклассников 33

Глава 3. Исследование внутриличностного конфликта в структуре профессионального самоопределения учащихся 38

3.1. Организация исследования 38

3.2. Анализ результатов исследования 40

3.3. Интерпретация полученных результатов 51

Заключение 53

Библиографический список используемой литературы 55

Приложения (1−2)

Введение

Перемены в экономических и политических отношениях, потрясшие всю систему социальных ожиданий, породили в обществе состояние неопределенности, подчас растерянности и фрустации со всеми её последствиями — депрессией, пассивностью, агрессивностью и т. д. В этих условиях приобретают особую важность и сложность проблемы социализации вступающего в жизнь поколения.

Вступая в XXI век, человечество осознало, что основным ресурсом и потенциалом будущего станет не природный, информационный, а сам человек, его личные цели и ценности, его творческий потенциал, его способности адаптироваться к быстрому меняющемуся времени, его готовность принять вызов новой эпохи. От старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначально. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии. Это сама по себе крайне сложная задача. Еще более она усложняется в настоящее время — переломный исторический период, когда рушатся стереотипы, ценности. Исследований, отражающих современный уровень личностного развития нет. И.В. Дубровина считает, что не все подростки и юноши могут самостоятельно выбрать дальнейший путь обучения из — за тревожности, эмоциональной напряженности, внутренней напряженности при выборе профессии.

7 стр., 3153 слов

Исследование профессиональной направленности личности студентов химического факультета на педагогическую и исследовательскую специальности

... Содержание. Введение Глава 1. Теоретические предпосылки исследования профессиональной направленности личности. 1.1 Процесса профессионального самоопределения личности в ... профессиональной направленностью личности студентов химическогофакультета на профессии педагога и исследователя профессий педагога иисследователя . Объект исследования: профессиональная направленность студентов. Предмет исследования ...

Комиссия ООН по международным гуманитарным вопросам среди факторов мировых перемен (государство, общественное движение, современные технологии, трансконтинентальные корпорации и т. п.) впервые определила молодёжь. Проблема влияния ценностных ориентации, жизненных приоритетов, профессиональных предпочтений, любимых способов проведения досуга, взаимоотношений со старшим поколением, религиозным самоопределением современной молодёжи в последнее время особенно актуальна. Готовность учащегося к профессиональному и личностному самоопределению включает систему ценностных ориентации, явно выраженные профессиональную ориентацию и профессиональные интересы, развитые формы теоретического мышления, овладение методами научного познания, умение самовоспитания. Это завершающий этап созревания и формирования личности, когда наиболее полно выявляются ценностно-ориентационная деятельность подростка.

Именно в период профессионального самоопределения личности достаточно актуален для молодежи внутриличностный конфликт. По мнению Н. В. Гришиной внутриличностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление. С точки зрения В. С. Мерлина психологический конфликт возникает при определенных условиях. Внешние условия должны быть таковы, что «удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности или становится вовсе невозможным или ставится под угрозу». Цель психологического исследования — изучить внутриличностный конфликт в структуре профессионального самоопределения учащихся.

Объект психологического исследования — индивидуально — личностные особенности учащихся.

3 стр., 1443 слов

Конфликт этики личности и этики характера

... конфликт между этикой личности и этикой характера. Кроме того, в своей работе я хочу обратить внимание на первоисточник и настоятельно рекомендую его изучить ... дело, качество, совершенство, потенциальных возможностей, терпение, воспитание, воодушевление. 3. Конфликт этики личности и этики характера Однако после окончания Второй мировой войны ключевое ...

Предмет психологического исследования — профессиональное

самоопределение, внутриличностный конфликт, личностные особенности и особенности поведения в конфликтной ситуации.

Гипотеза исследования — у учащихся лицея, находящихся во внутриличностном конфликте будут преобладать следующие поведенческие аспекты: депрессивное состояние, зависимость, необщительность, избегание конфликтной ситуации, тревожность, подчиняемость.

Рабочая гипотеза — существует взаимосвязь между уровнем депрессивных состояний и преобладающим типом отношений и взаимоотношений учащихся.

Задачи исследования:

1) Провести теоретический анализ литературы по выбранной теме.

2) Изучить уровень депрессивных состояний учащихся лицея.

3) Изучить предрасположенность учащихся лицея к конфликтному поведению.

4) Изучить структуру личности учащихся лицея.

5) Изучить преобладающий тип отношений учащихся лицея к людям в самооценке и взаимооценке.

6) Провести сравнительный анализ и компонентов структуры личности, предрасположенности к конфликтному поведению учащихся лицея.

7) Найти взаимосвязь между уровнем депрессивных состояний и преобладающим типом отношений и взаимоотношений студентов лицея.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

1. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний

Зунге (адаптация Т. И. Балашовой).

2. Методика диагностики предрасположенности личности к

конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной).

3. Методика «р-сортировки» В. Стефансона. Диагностика основных

тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе.

4. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

23 стр., 11036 слов

Воспитательная работа учителя с трудновоспитуемыми учащимися как объект социально-педагогического исследования

... Воспитательная работа учителя с трудновоспитуемыми учащимися как объект социально-педагогического исследования. Лазарева Оксана ... дифференциальной, социальной, педагогической, медицинской психологии. То есть речь идет о ... защита. % подростков переживают внутриличностный конфликт, неустойчивое личностное равновесие из-за ... обследуемый инструкцию к данной методике). Стены к методике "ДАП-П" Наименование ...

5. Методика личностного дифференциала (адаптирована в НИИ им.

Бехтерева).

6. Самооценка депрессии…

Библиографический список используемой литературы

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические

проблемы. -М., 1990.- 394с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.- 471 с.

3. Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб. Для высших учебных

заведений/Г.М. Андреева.-5-е изд., испр. И доп.-М., 2002.-364с.

3. Анцупов Л.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, биография-СПб., 1977.- 408с.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. -

-СПб., 1997.-394с.

5. Братченко С.Л. Межличностный конфликт как общение // Конфликт в

конструктивной психологии. — Красноярск, 1990.- 20с.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.- 378с.

7. Веснин В.Р. Основы менеджмента. — М., 1996.- 390с.

8. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. — М.,

2001.-220с.

9. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб., 2002.- 673с.

10. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. — Л., 1990.-

400с.

11. Дубровина И.В. Мы живем среди людей. — М., 1989.- 301с.

12. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2002.- 232с.

13. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления

кризиса. -М., 1995.- 503с.

14. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. — М., 1990.- 335с.

15. Карташова Л.В., Соломандина Т.О. Поведение в организации. М., 1990.-

504с.

16. Кравченко А.И. Социология менеджмента. — М., 1999.- 500с.

17. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы теоретический

и прикладной аспекты.-М.,-207с.

18. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. Часть 1,2,3.- М., 1992.-

12 стр., 5891 слов

Конфликты и социально-педагогические технологии их решения в малых подростковых группах

... социологии и психологии. Интерес отечественных ученых к проблеме конфликта возрос лишь в последнее десятилетие. Лидирующее положение в изучении конфликта занимают психология, социология ... психологии. - М.: Гуманитарный издательский центр "ВЛАДОС", 1997. - 688 с. 19. Психологический словарь [Текст] / Под общей ред. А.В. Петровского ... Курсовая работа "Конфликты и социально-педагогические технологии их ...

224с.

19. Леевик Л.Е. Методические рекомендации. Роль руководителя в

формировании команды.-СПб.-48Ос.

20. Майрес Д. Социальная психология. СПб., 1999.- 564с.

21. Мескон М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы меденджмента. — М.,

1992.- 680с.

22. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии.-Спб., 2000.-336с.

23. Нечипоренко Л.А. Буржуазная «социология конфликта». — М., 1982.-

275с.

24. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1993.

— 960с.

25. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологиче

ский тренинг. — М., 1999.- 334с.

26. Петровская Л.А. Социально-психологический тренинг как способ

оптимизации перцептивных процессов в группе/Под ред.Г.Н.Андреевой и

А.И. Донцовой.-М., 1981 .-3 80с.

27. Петровская Л.А.Теоретические и методологические проблемы социально-

психологического тренинга.-М., 1982.-282с.

28. Пригожий А.И. Социология организаций. — М., 1980.- 204с.

29. Практическая психодиагностика /Под ред. Райгородского Д.Я.

Самара, 2000.- 345с.

30. Психологический словарь / Под ред.В.В.Давыдова — М., 1983.- 431с.

31. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред.проф.

Лавриненко,-4-е изд.перераб. и доп.-М., 2000.-415с.

32. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. -

Ростов-на-Дону, 1997.- 310с.

33. Скоробогатов И.Б.Совершенствование организации работ с кадрами в

народном хозяйстве.-М., 1982.-457с.

34. Социологический словарь — Минск, 1991.- 502с.

35. Скотт Д. Сила ума. — Киев, 1991.- 284с.

36. Скотт Д. Способы разрешения конфликта. — М., 1999.- 258с.

37. Управление персоналом организации. Учебник. /Под ред. Кибанова А.Я.-

-М., 1997.-295с.

38. Философская энциклопедия — Т-3. — М., 1964.- 483с.

39. Фишер Р., Юри У. Пути к согласию или переговоры без поражения. -

-М., 1990.-342с.

40. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. -

13 стр., 6425 слов

Словарь терминов по психологии

... , а также других черт и качеств.   М Словарь терминов по психологии - Стр 2 Маниакальное состояние -характеризуется немотивированным настроением, ускорением ... , формирование функционально-ролевой структуры группы, сплочение, конфликты; групповое давление и др.  Групповая совместимость -социально-психологическое явление, характеризующее степень эффективности совместной ...

— Красноярск, 1996.- 320с.

41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. — СПБ, 1997ю- 507с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector