Первичная и вторичная травматизация детей вынужденных мигрантов

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………..………………………………………..………3

ГЛАВА 1. ТРАВМАТИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ……………………5

1.1. Понятие «травма» и «травматизация» как психологический феномен…..5

1.2. Теории травматизации. Фазы травматизации……….…………………….12

1.3. Травматизация в жизни вынужденных мигрантов………………………..21

1.3.1. «Миграция» и «вынужденная миграция» в современном мире…21

1.3.2. Психология вынужденных мигрантов……………………………24

1.3.3. Первичная и вторичная травматизация при вынужденной миграции………………………………………………………………………….30

Выводы по главе 1…………………………………………………………………………………….31

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА, ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………35

2.1. Организация и этапы исследования………………………..………………35

2.2. Краткая характеристика выборки………………………………………….36

2.3. Обоснование выбора методик………………………………………………37

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРВИЧНОЙ И ВТОРИЧНОЙ ТРАВМАТИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ВЫНУЖДЕННЫХ МИГРАНТОВ………………………………………………40

3.1. Анализ данных по показателям уровня тревожности………………………………………………………………………40

3.2. Анализ данных по показателям детских страхов…………………………42

3.3. Анализ эмоционального состояния………………………………………..44

Выводы по главе 3.………………………………..……………………………..45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

Список использованных источников……………………………………………50

Приложения………………………………………………………………………54

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Проблема травматизма, как научная проблема, возникла в начале 20-го века. Психологические исследования травматизма проводились такими зарубежными учеными как Андерсен В., Бингем У., Гоклен М., Зельц О., Майлс Г., Марбе К., Мюнстерберг Г., Ньюболд М., Слокомб Г., Фармер Э., Фрейд 3., Шорн М. и другими.

Вместе с тем, в таком сложном явлении как травматизм есть еще немало неизученных сторон, которые требуют дальнейшего исследования. Практически остаются неизученными процессы, связанные с возникновением травматизма, созданием психологических условий по его предупреждению, что обуславливает актуальность данной темы.

Для нашего региона проблема травматизации стоит наиболее остро в связи с разворачивающимися на территории Донбасса военными действиями. Стоит отметить, что ребенок, как самая чувствительная часть социума, особенно подвержен негативным последствиям всей происходящей ситуации. Дети невольно стали свидетелями боевых операций на Донбассе. Они видели танки и другую военную технику, а также ранения их знакомых и даже убийства. Многим пришлось укрываться от взрывов в убежищах и просыпаться от свиста снарядов, что не может не оказывать влияния на их психику. Многие семьи были вынуждены покинуть свой город и переехать, что для маленького ребенка является новой травмирующей ситуацией.

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... состояний (Кризисном Центре) Московского НИИ психиатрии. Эти исследования связаны, прежде всего, с именем профессора А.Г. Амбрумовой. ... ставят себя в ситуацию, в которой они вынуждены страдать. В конце концов, они искупают свою ... комплексная служба диагностики, превенции и терапии кризисных состояний. Анализ теорий суицидального поведения (психопатологической, социальной, психологической) приводит ...

Исходя из всего сказанного, целью нашего исследования стало выявление особенностей первичной и вторичной травматизации детей дошкольного возраста.

Объектом исследования выступает травматизация как психологический феномен.

Предметом исследования являются особенности первичной и вторичной травматизации детей дошкольного возраста, проявившиеся в эмоциональной сфере ребенка

Данное исследование базировалось на нескольких предположениях:

Гипотеза . В эмоциональной сфере детей вынужденных мигрантов с первичной и вторичной травматизации имеются значимые отличия в сторону негативизации по сравнению с детьми родителей не переживших вынужденной миграции.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ существующих подходов к исследованию травматизации в отечественной и зарубежной психологии.

2. Провести экспериментально-психологическое исследование особенностей эмоционального состояния детей дошкольного возраста, имеющих первичную и вторичную травматизацию.

3. Провести анализ и интерпретацию собранных данных.

4. Сделать выводы.

Для реализации цели исследования использовались следующие методы: теоретические методы: анализ и синтез данных из литературных источников; эмпирические методы: использовался пакет психодиагностических методик: «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой, «Выбери нужное лицо» (Р.Тэммл, М.Дорки, В. Амен), «Паровозик» (Велиева С.В.); статистические методы: t-критерий Стьюдента.

Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть использованы для составления программы коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих травматизацию, обусловлено ситуацией военного конфликта.

Новизна исследования. Детская травматизация является недостаточно изучена в ситуации военного конфликта.

ГЛАВА 1. ТРАВМАТИЗАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ

1.1. Понятие «травма» и «травматизация» как психологический феномен

В широком смысле под травмой понимается повреждение тканей организма человека или животного с нарушением их целостности и функций, вызванное внешним воздействием [4]. В повседневной жизни люди используют данное понятие для обозначения ушибов, переломов, ожогов, обморожений и т.п. — т.е. физических повреждений. Однако исследователи в области психологии в своих работах чаще рассматривают психологическую травму как отдельный феномен, имеющий ряд специфических особенностей.

5 стр., 2277 слов

Исследование готовности детей дошкольного общеобразовательного ...

... работы с детьми. Объектом данного исследования являются дети дошкольного возраста двух старших групп с ОНР. В каждой группе по 10 человек. Предмет исследования – процесс формирования готовности к ... работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей. В современной методике ...

Близким к понятию травмы является понятие «травматизм», обозначающее совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени [4]. Соответственно, психологический травматизм — это совокупность психотравм, возникших у людей в ответ на сильное негативное воздействие на их психику и выражающихся, в первую очередь, в повышенном уровне тревожности [39].

По мнению Е.С. Мазур, психологическую травму в самом общем плане можно определить как реакцию личности на стрессовые жизненные события. Такими событиями являются войны, стихийные бедствия, ситуации потери, горя, несчастные случаи и аварии, террористические акты, физическое, эмоциональное и сексуальное насилие, серьезные заболевания и медицинские операции, межличностные конфликты и др. [22].

Другой исследователь — Н.И. Повьякель — совершенствует и приближает к современному пониманию сущность и содержание понятия «психотравма» данного родоначальником психоаналитического направления знания З. Фрейдом. Итак, психотравма (грец. Psyche — душа; trauma — повреждение, сотрясение) — это остаточное явление аффективных переживаний личности, вызванных внешними раздражителями, порождающие психический дискомфорт и оказывают патогенное влияние на личность. С точки зрения данного подхода, психотравма — это любое «сотрясение» психики, которое влияет на функционирование личности и ее дальнейшее развитие [40].

И.А. Погодин определяет психологическую травму как любую лично значимую ситуацию (явление), имеющую характер патогенного эмоционального воздействия на психику человека, психологически тяжело переносимую и способную, при недостаточности защитных психологических механизмов, привести к психическим расстройствам. В данном понятии раскрываются особенности переживания человеком психотравмы, а также возможные последствия этого переживаня [35].

В некоторых исследованиях понятия «психологическая травма» и «психическая травма» принимают за синонимы с разницей лишь в подходе автора (психологический или медицинский).

Однако это два разных явления. Психическая травма — это повреждения (кем-то или чем-то) психики, приводящие к заметному нарушению ее нормального функционирования. Человек перестает узнавать близких, внимание становится неустойчивым, речь характризуется начилием различных странностей, в памяти наступают пробелы, а мышление становится спутанным. При психологической травме нарушений функций психики нет, у человека остаются возможности быть адекватным и успешно адаптироваться к среде [15].?

Таким образом, психотравма как психологический феномен рассматривается двумя, на первый взгляд, взаимоисключающими тенденциями: медицинской и психологической. Обобщенные определения, понимания содержания и сущности понятия «психическая травма», свойственные для представителей медицинского направления знания, были сформулированы Е.М. Черепановой. Пихическая травма понимается ею как событие, которое воспринимается человеком как угроза его существованию, которая нарушает его нормальную жизнедеятельность, становится для него событием травматическим, т.е. потрясением, переживанием особого рода [51]. И.И. Мамайчук, как представитель психологического подхода, определяет психотравму как внешние раздражители, действующие на способность человека адаптироваться к меняющимся условиям [42].

10 стр., 4563 слов

Изучение клинико-психологических особенностей горюющих, перенесших ...

... и социальных задач личности. Скорейшей адаптации личности к последствиям психологической травмы может способствовать своевременная психологическая помощь. Объект исследования: горюющие, перенесшие внезапную утрату близкого человека. Предмет исследования: клинико-психологические особенности горюющих (депрессия, ...

В различных исследованиях психологическую травму рассматривают как событие (Е.М. Черепанова) [51], как патогенное влияние (Д.Еникеева) [15], как внешний раздражитель (И.И. Мамайчук) [24], как переживание беспомощности (Э. Пинус) [15], как подавленные переживания (Ван дер-Колка) [34], как невыносимые разрушительные переживания (Д. Калшед) [12]; как психологический стресс (А.А. Осипова) [27]; в качестве критического состояния (С.Л. Соловьева) [46], или травмы прошлым (Л.А. Китаев-Смык) [14]. Таким образом, единого взгляда на природу психологической травмы в науке не существует.

Н.Д. Левитов исследовал причины возникновения психотравм и в конечном итоге выделил следующие универсальные психотравмирующие факторы: лишения (внутренние и внешние); потери (внешних объектов или внутренних ресурсов); конфликты (внешние и внутренние) [20].

Существует множество вариантов классификации травм, одной из наиболее часто используемых является классификация Л. Терр (рис.1.1).

Основанием данной классификации является частота возникновения травмирующей ситуации и длительность её влияния на человека [50].

Рис. 1.1. Классификация психотравм Л.Терр

Проблема диагностики психологических травм в запросах псхологической практики привела к созданию списка основных признаков психотравмы. До сих пор в науке идут споры по поводу основательности этих признаков, часть исследователей указывает на их необъективность, другие же считают, что субъективность оправдывается спецификой такого сложного явления как психологическая травма. Итак, исходя из практических наблюдений, исследователями были выделены следующие признаки психотравмы:

· Наличие события, которое оценивается как сильный удар. Неожиданная потеря очень дорогого человека, изнасилование, для ребенка — неожиданный развод родителей (при наличии очень тесных эмоциональных связей с обоими) [50].

Критика: значимость события — очень субъективна, зависит от местной культуры и личностных особенностей конкретного человека. Что касается детей, то всякий ли ребенок будет воспринимать как удар изнасилование или развод родителей? Оказывается, нет: данные говорят, что восприятие этого очень индивидуально [15].

· Навязчивость воспоминаний. Среднее время угасания навязчивых воспоминаний у здорового человека — три дня. Если же человек возвращается к пережитому снова и снова, спустя неделю, месяц, а то и годы, причем все новые (да и прошлые события) видятся теперь сквозь призму негатива полученной травмы — это важный признак психотравмы [50].

Критика: длительная навязчивость воспоминаний может говорить не о психотравме, а о привычке человека жить негативными переживаниями и воспоминаниями. Люди с негативным мировосприятием и бех травматизации всё воспринимают через призму негатива [10].

· Вовлеченность. Человек не разделяет себя и ситуацию, которая привела к психотравме, не может от нее дистанцироваться, посмотреть на происшедшее спокойно, со стороны. Воспринимает все лично, думая о ситуации человек думает о себе и наоборот. Он, словно, слился с этой ситуацией [15; 16].

Критика: Неумение отделить себя от происшедшего характеризует чаще незрелую личность с недостаточным уровнем развития произвольности психических процессов, чем человека с психотравмой [36].

6 стр., 2978 слов

Тема 7. Психопрофилактика, психологическое просвещение

... nbsp;    - первая задача - формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии (психологизация социума) [45];       ... человека; раз­работка оптимальных норм труда, отдыха и быта; внедрение в практику мероприятий по укреплению нервно­психического здоровья; повышение значения психогигиенического и психологического ...

· Серьезные затруднения в обычном душевном функционировании, остановка развития личности [38; 50].

Критика: личностный рост у каждого человека происходит индивидульно: для одних характерно активное развитие личности, а для других — пассивный личностный рост идет, который всегда зависит от внешних обстоятельств [41].

· Склонность реализовывать жизненные сценарии, направленные на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действиям) [35; 50].

Критика: аутоагрессия человека может объясняться массой других причин, не имеющих отношения к психотравме (предрасположенность, акцентуированность, принадлежность к социальной группе, пропогандирующей саморазрушение и пр.) [35].

Таким образом, четких критериев психологической травмы в науке до сих пор не установлено, а выделенные в процессе практических наблюдений критерии могут указать лишь на предполагаемое наличие психотравмы.

Свое наибольшее распространение понятие «психологическая травма» получило в рамках теории посттравматического расстройства (кризисная психология).

Психологическая травма в рамках данного подхода рассматривается как переживание дисбаланса между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями побороть их, сопровождающееся чувством беспомощности и незащищенности и вызывающее длительное потрясение в понимании себя и мира. Данная теория рассматривает признаки психологической травматизации человека через понятие «стресс», которое является более изученным и разработанным в психологической науке [1]. Разница между психологической травмой и стрессом представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Различия между понятиями травмы и стресса

Травма Стресс

Сознательность и свобода выбора Отсутствует Присутствует

Основная проблема Состояние оцепенения или фрагментация психики Выбор между борьбой и отступлением

Состояние организма Демобилизация, снижение чувствительности Мобилизация энергии

Таким образом, в рамках теории посттравматического расстройства было выявлено, что травма, в отличие от стресса, всегда существенна, ее последствия затрагивают глубинные слои психики, имеют продолжительное воздействие на тело, разум и психику, в целом на жизнь человека и его самовосприятие. Но станет ли жизненная ситуация травмирующей или стрессовой, зависит от особенностей защитных механизмов человека и от внешней среды — т.е. понятие травмы относительно.

Ряд авторов (Л.А. Китаев-Смык, Е.О. Александров, А. Маслоу и др.) изучали последствия психотравм, вледствие чего разделили их на положительные — полезные или даже приятные, и отрицательные — эмоционально-психические и психосоматические расстройства [14; 23]. По мнению Е.О. Александрова, положительные последствия психотравмы

увеличивают продолжительность жизни человека, а отрицательные — становятся причиной возникновения различных психосоматических заболеваний [1].

8 стр., 3891 слов

Тема 3. Представление о человеке в основных психологических школах ...

... психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, ... субъективных элементов образуются все чувства человека, например, радость – это удовольствие и ... психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм ...

Последствиями травмы являются:

· Посттравматический синдром (PTSD) — совокупность признаков негативных психических последствий психотравмы или сильного стресса. Для синдрома характерны: возбудимость и раздражительность; безудержный тип реагирования на внезапные раздражители; фиксация на обстоятельствах травмирующего события; уход от реальности; предрасположенность к неуравновешенным агрессивным реакциям [47].

· Склонность к суициду (самоубийству).

· Зависимости (алкоголь, наркотики и т.п.).

· Расщепление личности, крайняя форма — диссоциативное расстройство личности, при котором личность человека разделяется, и складывается впечатление, что в теле одного человека существует несколько разных личностей (эго-состояний) [29].

· Перенос агрессора — защитный механизм, заключающийся в проекции агрессиных качеств [32].

· Психосоматические заболевания (по разным оценкам психологов от 80 до 100% психосоматические заболеваний развиваются из травмы) [37].

· Социальные аспекты (отсутствие поддержки, общественное мнение, влияние травмы человека на окружение и т.п.).

На рисунке 1.2 отображены четыре основных способа выхода из травмирующей ситуации [50].

Рис.1.2. Способы выхода из травмирующей ситуации

Блокировака восприятия заключается в том, что человек ощущает себя как будто сквозь туман, при этом качественные и количественные характеристики восприятия снижаются. Замораживание чувств проявляется в ощущении онемения, безучастности и холодности холодность. Осознание себя вне тела возникает у человека, который ощущает, что он покинул свое тело. При этом все происходящие события воспринимается происходящим со стороны. Разделение на субличности или, другими словами — на «роли» с различными личностными особенностями, желаниями, стремлениями и привычками. Личностные роли обычно описывают поле возможностей человека, субличности — поле проблем [21; 50].

Таким образом, в современной психологии не существует точного определения психологической травмы и психологического травматизма. На данный момент также нет широкой классификации данных феноменов, а также не выделены объективные критерии, с помощью которых было бы возможно диагностировать наличие у человека психотравму. В то же время в психологических исследованиях подробно расскрыта тема последствий психологической травматизации и способов ее преодоления.

1.2. Теории травматизации. Фазы травматизации

В науке существует два основных подхода к проблеме травматизации: медицинский и психологический. Сторонники медицинского подхода считают, что психологическая травма у человека подтверждается, когда событие, вызвавшее ее:

1) неожиданно и явно находится за пределами обычного опыта человека;

2) регулярно переживается тем или иным способом;

3) способна вызвать стойкое избегание стимулов, связанных с травмой, или оцепенение общей чувствительности;

4) способна стимулировать стойкие симптомы повышенного возбуждения, не присутствующего до травмы [42].

Таким образом, в медицинском подходе определение психологической травматизации дается через последствия события.

3 стр., 1483 слов

Тема: .Гештальт психология

... 3-5 книг авторов, творчество которых приходится на периоды становления гештальт – психологии и предпосылок гештальт – психологии.  М. Вертгеймера. Главным постулатом Макса Вертгеймера являлось, что первичными ... обнаружил, что два источника света, загорающиеся с разным интервалом, воспринимаются человеком по-разному.Характерной особенностью фи-феномена является то, что ощущение движения ...

Современный психологический подход к сущности понятия «психотравма» черпает свои истоки в определении П.К. Анохина. Психологическая травма — это, прежде всег……..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Александров Е.О. Взорванный мозг. Посттравматическое стрессовое расстройство. Клиника и лечение. — Новосибирск: Сибвузиздат, 2001. — 160 с.

2. Антуфьев С.В. Социальная адаптация мигрантов как фактор стабильности российского общества. — М.: Современная экономика и право, 2004. — 178 с.

3. Беженцы и вынужденные переселенцы в государствах СНГ / под ред. В.И. Мукомеля, Э.А. Паина. — М., 1996.

4. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 1456 с.

5. Бондарева С.К., Колесов Д.В. Миграция. Сущность и явление. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. — 296 с.

6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: МГУ, 1984. — 200 с.

7. Виллер Г. Гештальт-терапия постмодерна: за пределами индивидуализма. — М., 2005. — 489 с.

8. Вынужденная миграция: Научная серия. Международная миграция населения. Россия и современный мир / Под ред. В.А. Ионцева. — М.: МАКС-Пресс, 2001. — Вып. 6 — 159 с.

9. Глазунова С. Социальная помощь мигрантам, находящимся на территории Российской Федерации и некоторым категориям российских граждан. — СПб., 2009. — 179 с.

10. Гримак Л.П. Общение с собой: начала психологии активности. — М.: Книжный дом «ЛИБРИКОМ», 2009. — 336с.

11. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. — М.: Диалог-МГУ, 1999.

12. Калшед Д. Внутренний мир травмы / Перевод с англ. В.Агарков, С.Кравец. — М.: Деловая книга, 2001. — 368 с.

13. Кириллова Е.К. Проблемы вынужденных переселенцев в России: глазами мигрантов // Социологические исследования. — 2004. — № 11. — С. 46-51.

14. Китаев-Смык Л.А. Психологическая антропология стресса. — М.: Академический Проект, 2009. — 943 с.

15. Козлов Н.И. Психологос. Энциклопедия практической психологии. — М.: Эксмо, 2014. — 752 с.

16. Колодзин Б. Как жить после психической травмы. — М., 1992. — 95с.

17. Красинец Е., Кубишин Е., Тюрюканова Е. Нелегальная миграция в России. — М., 2000.

18. Лебедева Н.М., Иванова Е.А. Путешествие в Гештальт: теория и практика. — СПб.: Речь, 2004. — 560 с.

19. Левин П.А. Пробуждение тигра — исцеление травмы / Перевод с англ. Е.С. Мазур. — М.: ACT, 2007. — 316 с.

20. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964. — 343 с.

21. Магомед-Эминов М.Ш. Экстремальная психология. Том 2. От психической травмы к психотрансформации. — М.: Психоаналитическая ассоциация, 2006.

22. Мазур Е.С., Гельфанд В.Б., Качалов П.В. Смысловая регуляция переживаний у пострадавших при землетрясении в Армении // Психологический журнал. — М.: 1992. — №2.

23. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 960 с.

24. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — СПб.: Речь, 2006. — 400 с.

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности ... позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией ...

25. Миграция в постсоветском пространстве: политическая стабильность и международное сотрудничество / под ред. Д.Р. Азраэла, В.И. Мукомеля. — М.: ПРИОР, 2000.

26. Моховиков А.Н. Психическая боль. Природа, диагностика и принципы гештальт-терапии / Гештальт-2004: сборник материалов Московского Гештальт Института. — М.: МГИ, 2004. — С.35-54.

27. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. — М.: Сфера, 2002. — 510 с.

28. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. — М.: Академия, 2005.

29. Патнем Ф.В. Диагностика и лечение расстройства множественной личности. — М.: Когито-Цент., 2008.

30. Перлз Ф. Гештальт-Подход и Свидетель Терапии / Пер. с англ. М. Папуша. — М., 1996. — 240с.

31. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальттерапии. — М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2001. — 384 с.

32. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия / Перевод с англ. Н.Б. Кедровой, А.Н. Кострикова. — М.: Смысл, 2000. — 358 с.

33. Погодин И.А. Базовые иллюзии в персонологии и психотерапии эпохи модерна / Вестник гештальт-терапии (специальный авторский выпуск: «Психотерапия в эпоху постмодерна»).

— Выпуск 5. — Минск, 2007. — С. 8-22.

34. Погодин И.А. Постмодернистская ревизия традиционных психологических ценностей / Журнал практического психолога. — №1. — 2008, С. 9-25.

35. Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб. пособие. — М.: МПСИ, 2008.

36. Погодин И.А. Феноменология некоторых ранних эмоциональных проявлений / Вестник гештальт-терапии (специальный авторский выпуск: «Психотерапия в эпоху постмодерна»).

— Выпуск 5. — Минск, 2007. — С. 66-87.

37. Попов Ю.В., Вид В.А. Современная клиническая психиатрия. — СПб.: Изд-во «Речь», 2008.

38. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. — М.: Институт Психологии РАН, 2008.

39. Психиатрический тезаурус часть 1. Психические расстройства и расстройства поведения, адаптированный для использования в Российской Федерации. — СПб: СПбМАПО, 2009.

40. Психологія особистості: Словник-довідник / За ред. П.П. Горностая, Т.М. Титаренко, Н.Повякель. — К.: Рута, 2001. — 320 с.

41. Психология телесности между душой и телом / Под ред. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. — М.: АСТ, 2007.

42. Решетников М.М. Психическая травма. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006 — 322 с.

43. Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. — М.: Эйдос, 1996. — 63с.

44. Солдатова Г.У. Психологическая помощь мигрантам. — М.: Смысл, 2002.

45. Солдатова Г.У. Психология беженцев и вынужденных переселенцев. — М.: Смысл, 2001.

46. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. — СПб.: Элби, 2003. — 127 с.

47. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: Теория и практика. — М.: Из-дво «Институт психологии РАН», 2009. — 304 с.

10 стр., 4707 слов

Основные положения гештальт-психологии

... организмической саморегуляции». Интерес Перлса больше сосредоточивался не на гештальт-психологии, а на гештальт-терапии. Гешталып-терапия – это сложный синтез из психоанализа, экзистенциальной психологии, бихевиоризма (подчеркивание очевидного в поведении), психодрамы (отреагирование ...

48. Трубицина Л.В. Процесс травмы. — М.: Смысл, 2005. — 218 с.

49. Фрейд З. Исследования истерии // Собр.соч. в 26-ти т. / Под Ред. Решетникова М. и Мазина В. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2006.

50. Хухлаев О.Е. Психологическая травма «сама по себе». Естественный процесс проживания травмы. — М., 2004.

51. Черепанова Е.М. Психологический стресс помоги себе и ребенку. — М.: Академия, 1997. — 96 с.

52. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006.