Отношение к себе и самооценка у младших школьников с задержкой психического развития

Введение……………………………………………………….3

Глава I. Психологический феномен «отношения к себе» в трудах

отечественных и зарубежных исследователей……………………6

1.1. Понятие «отношение к себе» и его психологическая структура……….6

1.2. Я-концепция в различных психологических теориях…………………16

1.3. Развитие Я-концепции у детей младшего школьного возраста………26

Глава II. Эмпирическое изучение отношения к себе детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития………………..41

2.1. Описание методов использованных для выявления отношения к

себе……………………………………………………………………….41

2.2. Анализ результатов, полученных в ходе диагностики………………..56

Выводы.………………………………………………………………………72

Список литературы………………………………………………………………

Введение

Актуальность темы. Одним из важнейших достижений современной цивилизации является возрастание автономии личности, усиление её самоактуализации. И не случайно современная психология рассматривает проблему отношения к себе как одному из наиболее актуальных. Это обусловлено тем, что процесс формирования личности как практически значимая цель всегда составляет социальный заказ для психологической науки.

Данное исследование посвящено изучению особенностей отношения к себе у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста как основе личностного развития. Именно в этом возрасте происходит подчинение и переподчинение мотивов, формирование рефлексии, дальнейшее развитие самооценки и уровня притязаний.

Проблема отношения к себе в некоторой степени нашла своё отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых .

Психологический аспект рассматривался в трудах Л. С. Выготского, А.Н.Леонтьева, А. А. Бодалёва, В. В. Давыдова, С. Л. Рубинштейна, И. И. Чесноковой, В.В. Столина, А. Шерозия, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, А.М. Прихожан, Л. А. Запорожец, О. М. Анисимовой, Г. В. Морозовой, Л. Я. Гозмана, Ю. Е. Алёшиной, Е. Ю. Худобиной, У. Джемса, Т. Шибутани, К. Роджерса, Р. Бёрнса, А. Маслоу, К. Юнга, Э. Эриксона и других.

В трудах Д. И. Фельдштейна, А.В. Захаровой, Л.В. Бороздиной, О.Н. Молчановой, М.Ю. Маховой, Е.Ю. Худобиной, О.М. Анисимовой, З.В. Кузьминой и других изучались рефлексия, самооценка, уровень притязаний как самостоятельные образования. Феномен «отношения к себе» не рассматривался .

2 стр., 758 слов

КОРРЕКЦИЯ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 6 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ ………………………………………………….. 10 1.1. Проблема школьной неуспешности в психолого-педагогической литературе ………………………………………………………………………… 10 1.2. Особенности школьной неуспешности у младших школьников …. 18 ГЛАВА II. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ...

Философский аспект рассматриваемой проблемы исследовался в работах И. С. Кона, А. Г. Спиркина, Ф. Т. Михайлова, О. Г. Дробницкого, Д.Е. Фролова, В.И. Малкина, С.Ф. Анисимова и других. Одни из них отождествляют понятия «самооценка» и «самоотношение», другие считают их разными аспектами одного и того же явления.

Педагогический аспект отражен в трудах А. И. Донцова, В.Н. Столетова, Н.М. Неупокоевой, В.П. Киселёва, А. Коссаковски и других, которые рассматривали феномен «отношения к себе» как результат воспитательного процесса без учета особенностей личностного роста.

Структура самоотношения и его взаимосвязь с другими личностными образованиями исследовались И.И. Чесноковой, К.К. Платоновым, Н.Н. Обозовым, В.К. Мерлиным, А.М. Прихожан, Л.А. Запорожец, М.И. Лисиной, Л.Я. Гозманом, Ю.Е. Алёшиной, А.Шерозия, А. В. Захаровой, Г.В. Морозовой, Т. Шибутани, У. Джемсом, Р. Бёрнсом, Э. Эриксоном, К. Роджерсом, Х. Ремшмидтом и другими. При этом возрастная динамика самоотношения младших школьников не изучалась.

Проблема отношения к себе в младшем школьном возрасте детей с задержкой психического развития еще не получила своей разработки и освящения в специальной литературе.

Объект исследования — детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Предмет исследования – отношение к себе и самооценка у младших школьников с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, освещающую сущность «Я-концепции»

2. изучить отношение к себе детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

3 проследить динамику отношения к себе у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

4. разработать коррекционную программу формирования адекватного отношения к себе у младшего школьника с задержкой психического развития.

Гипотеза исследования:

У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития не адекватное отношение к себе в силу не «зрелости» личности.

Методологическую основу исследования составили: — положения философии и психологии о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развития — личностно-деятельностный подход.

5 стр., 2189 слов

Психология младшего школьника

ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В.В.Давыдов В существующих работах и монографиях вы найдете, что ребенок младшего школьного возраста наглядно мыслит, найдете, каков у него объем внимания, как повышается наблюдательность. Вы найдете, что с первого по четвертый класс у ученика ряд психических свойств усиливается, увеличивается и развивается. Это, разумеется, верно. Но остается совершенно неизвестным, ...

Практическая значимость определяется возможностью использования полученных в результате эксперимента данных в практике обучения и воспитания младших школьников с задержкой психического развития……..

Список литературы

1. Абрамова Г.С. О том, что такое Я-концепция, концепция другого человека и как их изучать // Абрамова Г.С. Практикум повозрастной психологии. – М.,1998. – 90-141.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / общ. ред и вступ. ст. В. Я. Пилиповская .- М : Прогресс 1986.

3. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,1968.

5. Вочков И. Природа самопознания // Школьный психолог. – 2000 — №36 с. 77-78.

6. Выготский Л.С. Психология и педагогика детской дефектологии // Хрестоматия по возрастной педагогической психологии. – М., 1980.

7. Гордеева Г.В. Роль близкого взрослого в становлении образа «Я» у детей с задержкой психического развития /Г.В. Гордеева, Г.А. Мишина // Дефектология. – 2005. — №1. – с. 47

8. Деревянкина И.А Эмоциональный мир детей с задержкой психического развития. // Дошкольное образование. – 2004. -№14. с. 5

9. Джеймс У. Психология. М., 1991.

10. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Академия 1989.

11. Зейгарник Б.В., Теория личности в зарубежной психологии: Учеб. пособие для вузов по специальности «Психология». – М . издательство МГУ 1982.

12. Егоров И.В. развитие Я-концепции у детей младшего школьного возраста. //Начальная школа. – 2002. — №3 с.17

13. Иванова Н.Я. Смысл жизни личности как ее практический способ бытия. Вологда, 1987, Деп. В ИНИОН, №17012

14. Калашникова М. Б. Учет возрастной сензитивности при организации коррекционной работы с младшими школьниками задержкой психического развития. //Психология наука и образование. – 2002. — №2. с. 67

16 стр., 7727 слов

Психология личности 4

Понимание поведения человека во всей его многоплановости сложная задача. Часто одинаковые поступки двух индивидуумов в одно и то же время или одного и того же человека в разные периоды времени вызываются разными причинами. Сравним для примера мотивы двух людей, пытающихся разгромить клинику, в которой делают аборты. Возможно, первого обуревают религиозные чувства, в то время как второго могли ...

15. Комченко А.К. Цели образования //Комченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб., 2002. с. 88-134.

16. Кон И.С. Открытие «Я». М.,1978

17. Кон И.С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. Т.2. №23

18. Кон И.С. Какими они себя видят? М., 1975

19. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.,1986

20. Лисина М.И Проблема онтогенезе общения / НИИ общая и педагогическая психология АПНСССР – М .: Педагогика 1986.

21. Маслоу А. Психология бытия: Приложение тест по оценке уровня самоактуализации личности (Н.Ф. Калина).

– М.: «Ре фл-бук» 1997

22. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Избр. психол. труды. М.,1996.

23. Мудрик А.В. Время поисков и решений. М, 1990.

24. Мудрик А.В. В поисках своего «Я» // Семья и школа. 1998. №10

25. Новоприходько А.К. К проблеме соотношения образа «Я» и самосознания // Вопросы психологии, 1992, №12

26. Пантелеева С.Р., Столин В.В. Методика исследования самоотношения (МИС) // Вестник. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. – 1989. — №1. – с 77-80.

27. Пилиповская В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. – М.,1985

28. Питяков М. «Образ-Я» //Школьный психолог. – 2001. -№43. с. 45

29. Платонов К.К. К теории личности. М.,1978

30. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / ред. И.В. Дубровиной. М., 1998.

31. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие. /Под ред. А.А. Крылова. – СПб: изд-во СПб университета,1997.

32. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. – М.:ТЦ «Сфера».1997.

33. Прихожан А.М. Психологический справочник для неудачника и как обрести уверенность в себе. Кн. для учащихся. М.: Просвещение 1994.

34. Психология формирования и развитие личности. М.,1989.

35. Психология детства. Практикум. / под ред. А.А. Реана. – М.,2004. с.62

36. Рабочая книга школьного психолога. /под ред. И.В. Дубровиной. М..1991.

37. Раусте фон Врихт М.Л. // Проблема психологии личности. Совр.- финский симпозиум. – 1982. с.104

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I. Направленность личности педагога и типы педагогов Одним из основных профессионально значимых качеств личности педагога является его «личностная направленность». Выбор, главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В.Кузьминой, три типа направленности: истинно педагогическую; формально педагогическую; ложно педагогическую. Только первый тип направленности ...

38.