Особенности детско-родительских отношений глазами подростка с его разным статусом социальной идентичности

Оглавление

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….………..………3

Глава 1. Проблема формирования социальной идентичности в подростковом возрасте.

1.1. Психологические особенности подросткового возраста………………………………….…6

1.2. Психологические механизмы социализации подростков в семье………………………….14

1.3. Проблема идентичность и ее формирование в подростковом возрасте ……………….…26

Выводы к I главе……………………………………………………………………………………39

Глава 2. Организация и методы исследования особенностей социальной идентичности подростков, с различным отношением к ним родителей

2.1 Программа исследования……………………………………………………………….……..41

2.2 Описание методов исследования……………………………………………………………..42

2.3 Описание выборки………………………………………………………………………………46

Глава 3.Анализ и интерпретация данных, полученных в ходе исследования социальной идентичности подростков, с различным отношением родителей к ним………………………………47

Заключение…………………………………………………………………………………………68

Литература………………………………………………………………………

Введение

Основное влияние на развитие личности человека имеет семья – родители и родственники. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни малой группы, состоящей из родных и близких им людей, серьезно обеднены и обездолены судьбой.

Для подросткового возраста характерно изменение внутреннего мира и самосознания, перестройка психических процессов и свойств личности. Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость до действительно взрослого человека. Центральным моментом в развитии самосознания становится формирование эго-идентичности. Идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования, предполагает восприятие собственной целостности, позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости.

Проблема идентичности, в различных ее аспектах (динамика, структура, виды и т.д.) является одной из основных в современной психологической науке. Термин «идентичность» в русском языке употребляется нечасто и преимущественно в значении «тождественность», однако Э. Эриксон подразумевал под идентичностью также цельность и непрерывность личности. Становление идентичности является важнейшей задачей ее развития.

12 стр., 5996 слов

Особенности гендерной идентичности у подростков с различным уровнем ...

Объект исследования: гендерная идентичность учащегося-подростка. Предмет исследования: особенности гендерной идентичности у подростков с различным уровнем социального интеллекта. Цель исследования: установить наличие особенностей гендерной идентичности у подростков с различным уровнем социального интеллекта. Задачи исследования: .Провести анализ теоретико ...

В настоящее время весьма актуальна проблема взаимоотношений подростков и их родителей. С ней непременно сталкивается каждый из нас. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши. Понятие идентичности аккумулирует в себе процессы структурной и смысловой перестройки самосознания, ярко разворачивающиеся в подростковом возрасте. В этот период складывается не только относительно устойчивое смысловое ядро личности, но и формируются психологические инструменты дальнейшего самоопределения. Подросток, у которого только кристаллизуется образ мира особенно чувствителен к кризисам социального устройства общества, основное угрожающее проявление которых — диффузия и размывание ценностей. Дефицит или неопределенность этих идеальных и осуществимых прототипов является источником кризиса личной идентичности.

В жизни каждого человека его родители играют одну из главных ролей. От отношения отца и матери к своему ребенку во многом зависит процесс формирования его личности. Мировоззрение, становление характера, нравственные основы, отношение к духовным и материальным ценностям в первую очередь воспитываются у детей родителями. А зависит этот процесс во многом от того, как удовлетворяются в семье основные потребности ребенка, насколько правильно с точки зрения его развития и воспитания проявляются родительские позиции. Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что выбранная тема актуальна и важна на современном этапе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что сделанные в ходе исследования выводы, предложения, рекомендации могут быть использованы в работе школьных психологов с детьми подросткового возраста и их родителями.

Идентичность как психологическая проблема разрабатывалась с методологически различных точек зрения. Вопрос об инвариантном и сущностном в человеке всегда был в центре внимания философских исследований (Д. Локк, Д. Юм, М. Хайдеггер, М.М.Бахтин, Н.А. Бердяев, М.К. Мамарлашвили, и др.).

Личностно-индивидуальный срез исследования феномена персональной идентичности затрагивает область субъективного, наполненного уникальными смыслами переживаемого «я» (Т. Бьюджентать. А. Лэнгле, Д.Мадди, А. Маслоу, Р. Мей, К. Роджерс, В. Франкл и др.).

Это направление приближает нас к ключевым темам экзистенции человека: сущность отдельного человека и ее адекватное воплощение в социальной действительности, самоценность и подлинность, тема ответственности и смысла. Исследования в рамках социатьно-психологической проблематики рассматривают идентичность как самоопределение в социально-групповом пространстве относительно многообразных общностей, осознание и переживание принадлежности к ним (B.C. Агеев. Г.М. Андреева, М. Борневассер, М.Г. Ионии, Д.Тернер, Г. Тэджфел, В.А. Ядов и др.).

Подход в контексте теорий возрастных кризисов развития рассматривает идентичность как специфический феномен юности, возрастное новообразование, имеющее свои истоки и направление развития. (Л.И. Божович, А.Ватерман, Л.С. Выготский, Ф. Дольто. И.В. Дубровина И.С. Кон, Д. Марсия, A.M.Прихожан, Н.Н. Толстых, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Э.Эриксон и др.).

15 стр., 7071 слов

Межличностные отношения старших подростков и их социальный статус в классе

... все это стало предметом экспериментального исследования и образовало специальный раздел социальной психологии- изучение групповой динамики (1, 9). В американской социальной психологии нет единой теоретической основы ... от малой группы осмысливались в плоскости социальных построений, но меньше внимания им уделяли в сфере исследования, изучающего своеобразие механизмов межличностных взаимоотношений в ...

В рамках аналитической методологии раскрываются истоки устойчивой и интегрированной самости (идентичности), интрапсихическая логика ее становления (Д. Винникотт, X.Кохут, М. Матер, Р. Лейнг, К. Хорни, А. Штраусе. X. Хартманн).

Этими исследователями была разработана также теория «первичной идентичности», объектных отношений, затронута проблема кристаллизации идентичности в связи с развитием механизмов саморегуляции.

Объектом исследования является социальная идентичность подростков.

Предметом являются особенности социальной идентичности подростков с различным отношением к ним родителей.

Цель данной работы — выявить особенности социальной идентичности подростков с различным отношением к ним родителей.

В ходе исследования реализуются следующие задачи:

1. Выявить психологические особенности подросткового возраста;

2. Изучить процесс формирования социальной идентичности в подростковом возрасте;

3. Рассмотреть механизмы социализации подростков в семье;

4. Провести исследование по изучению социальной идентичности подростков с различным отношением к ним родителей:

1) Исследовать отношение родителей к подросткам.

2) Исследовать социальную идентичность у подростков.

3) Обработать и проанализировать полученные данные.

Методики исследования: Методика «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» — родитель глазами подростка.

Гипотезы: Предположим, что существуют особенности социальной идентичности подростков с различным отношением к ним родителей в зависимости от:

1) Особенностей эмоциональных отношений родителя и подростка,

2) Особенностей общения и взаимодействия,

3) Контроля,

4) Противоречивости / непротиворечивости отношений,

5) Ценностных ориентаций.

В исследовании приняли участие ученики 10-11 классов общеобразовательной школы № 1 г. Светлогорска (60 человек) в возрасте: 14 – 17 лет. …………..

Список литературы

1. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. N 1. С. 131-143.

2. Аринушкина Н.С. «Об определении и типах идентичности»//научно-методический журнал «Мир психологии», № 2, 2004.

3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М.: «Просвещение», 1991.

4. Барлас Т.В. Психологический практикум для «чайников»: Введение в профессиональную психологию. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 176 с. (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 93).

30 стр., 14564 слов

Представления родителей подростков о характере своего ребенка

... характере своего ребенка. Задачи: 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме представлений родителей подростков о характере своего ребенка, раскрыть основные понятия. 2. Подобрать диагностический инструментарий ... 124 человека, 62 подростка (в возрасте от 12 до 15 лет) и их родители. 1. Проблема представлений родителей о характере своего ребенка в современной психологии 1.1 Развитие ...

5. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности — М., 2001.

6. Бендас Гендерная психология, учебник для ВУЗов, 1999.

7. Бодалев А. А. Психология личности – М., 1982.

8. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М., 1968.

9. Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики: Курс лекций. 3-е изд., стереотип. К.: МАУП, 2002. — 168 с.

10. Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромицина Е.Е. Тест подростки о родителях. – М. – СПб.: Фолиум, 1995.

11. Возрастная психология. Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. – 288 с.

12. Детская психология методические указания. Автор сост. Р.П.Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995 – с.32

13. Земска М. Семья и личность: Пер. с польск. Васильева Л.В.: Из-во «Прогресс», 1986.

14. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М.: «Просвещение», 1988 г.

15. Кон И. С. Психология старшеклассника – М., 1982.

16. Кон И.С. Психология юношеской дружбы — М., 1973.

17. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с

18. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение, М.: «Педагогика», 1991.

19. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2007. – 583 с. (Серия «Учебник нового века»).

20. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста — М.,2004.

21. Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журнал Практического Психолога. 1998. № 3.

22. Мудрик А. В. Время поисков и решений, или старшеклассникам о них самих – М., 1990, — 191с.

23. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников – М., 1981.

24. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебн. для студ. педвузов. – М.: Гуматит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.

25. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Психология образования.

26. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. — М., Российское педагогическое агентство. 1996, — 374 с

27. Общая психология. Под ред. Е. И. Рогова. М: Владос, 1995. – 448 с.

28. Орлова Т. Как помочь подростку войти во взрослую жизнь — М., 2005.

29. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М: Академия, 2001. – 512 с.

30. Поливанова Л.Б. «Психологическое содержание подросткового возраста»//Вопросы психологии, 1992

31. Психология и педагогика. М: Центр, 1996. – 336 с.

32. Психология личности: Словарь-справочник / Под редакцией П.П. Горностая и Т.М. Титаренко. – К.: Рута, 2001.

33. Психология подростка. Учебник» под ред. АА. Реана, 2003.

34. Психология. Учебник. Под редакцией А.А. Крылова. М.: «Проспект», 2000. – 584с.

35. Ребенок школьного возраста: Универсальное энциклопедическое издание для родителей/ Худож.А.А. Шуплецов – Мн: 1991

36. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности — Свердловск, 1986.

37. Фромм А. Азбука для родителей, Л.: 1991 г.

38. Хрестоматия по общей психологии. М: МГУ, 1981. – 400 с.

3 стр., 1093 слов

Психология 69

... и человека; психология аномального развития, или специальная психология, исследует нарушения психического развития ребенка. 3. Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества: социальная психология исследует психические ... дисциплин. Важное место в структуре психологических знаний занимает история психологии, в центре внимания которой находятся процессы развития представлений о природе и ...

39. Хухлаева О.В. Психология подростка, 2005.

40. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности, 2001.

41. Чеховских М.И. Психология. Учеб. посб. М.: Новое знание, 2006. – 380с.

42. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

М.: Гардарики, 2005. — 349 с

43. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании — М., Владос, 1995.

44. Шендрика И.Г.. «Кризис идентичности и образование в период взрослости»// «Мир психологии», № 2, 2004.

45. Шихи Г. Возрастные кри