Глава 1. Теоретические подходы к характеристикам трудового коллектива 2
1.1 Организационная и психологическая структура коллектива 2
1.2 Социально-психологический климат в коллективе 13
1.3 Понятие, структура и функции организационной культуры 24
1.4. Сила организационной культуры и уровни развития коллектива 37
1.5 Конфликтные ситуации в коллективе 46
Глава 2. Обзор методологической базы исследования коллектива 55
2.1 Карта оценки удовлетворенности работой 55
2.2 Инструмент оценки организационной культуры, основанный на теоретической модели «Рамочная конструкция конкурирующих ценностей» (OCAI) 58
2.3 Методика оценки мощности организационной культуры 62
2.4 Шкала глубины конфликта 63
Глава 3. Практическое исследование социально-психологического климата в коллективе 65
3.1 Программа и методика исследования 65
3.2 Анализ результатов исследования 68
Список литературы 71
Приложения 74
Глава 1. Теоретические подходы к характеристикам трудового коллектива
1.1 Организационная и психологическая структура коллектива
Как правило, коллективная трудовая дельность осуществляется в рамках организации. Организация — формальная группа с четко определенными социальными задачами и фиксированной ролевой структурой. Внутри организации в силу деловых или личных причин могут складываться отдельные малые группы. Аналогичные группы возникают и вне рамок организаций для решения конкретных задач.
Малая группа — объединение людей от 2 до 30 человек, которые имеют общую цель и находятся в непосредственном личном контакте, вследствие чего возникают групповые нормы поведения и эмоциональные отношения. Вхождение в ту или иную группу может быть для человека добровольным или обязательным (в силу тех или иных обстоятельств).
Психологическое обеспечение процесса формирования и развития ...
... (часто не поддающихся формулированию), бездоказательно принимаемых и разделяемых членами коллектива. Часто организационная культура трактуется как принимаемые большей частью организации философия и идеология ... др. - о «тупиковости» исследований в этой области). Отсюда и приводящая в замешательство «пестрота», разнородность литературы по организационной культуре. Большинство авторов сходится на ...
Выделяют несколько видов групп по разным признакам. Определение признаков и видов групп важно потому, что разные группы требуют и различных подходов к управлению ими.
Проще всего различить группы по степени организации. Формальные группы существуют в рамках оформленных организаций, имеют свою структуру, иерархию сотрудников, у них есть руководители и лидеры. Неформальные группы возникают вне организаций на основе личных интересов людей, у таких групп нет руководителей, но обычно есть лидер, хотя явного может и не быть.
По длительности своего существования группы делятся на стабильные (функционирующие длительное время, относительно независимо от внешних обстоятельств и решаемых задач, они обычно бывают формальными или близки к ним), временные (организованные на определенное время для решения какой-либо конкретной задачи, они могут быть формальными или неформальными, но обычно имеют структуру) и случайные (объединившиеся из-за случайных обстоятельств, обычно неформальные, не имеют структуры…..
Список литературы:
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 1999.
2. Андреева Г.М., Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004.
3. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. М.: Центр кадровых технологий — XXI век, 2001.
4. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1983.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).
М., 1984.
6. Виханский О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: Изд-во МГУ, 1997.
7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. 2-е изд. М.: Фирма «Гардарика», 1996.
8. Гневко В.А. Менеджмент: социально-гуманитарное измерение. СПб.: Ин-т управления и экономики, 1996.
9. Дафт P.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2001.
10. Дженис И.Л. Огруппление мышления // Практикум по социальной психологии: Хрестоматия / Э. Пайнс, К. Маслач. СПб.: Питер, 2000.
11. Камерон К.С., Куин Р.Э. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. // Под ред. И. В. Андреевой. СПб.: Питер, 2001.
12. Коул М. Культурно-историческая психология. Наука будущего. М.: Когито-Центр, 1997.
13. Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Организационная психология / Сост. и общ. ред. Л.В. Винокура, И.И. Скрипюка. СПб.: Питер, 2000.
14. Литвинов В.Н. Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования./ Материалы научной конференции, вып.2 Рига, 1989.
15. Лутошкин А.И. Как вести за собой. М.: Просвещение, 1986.
16. Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999.
17. Максименко А.А. Организационная культура: системно-психологические описания. Кострома, 2003.
18. Мескон М.Х. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
19. Мильнер Б.З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1999.
20. Ньюстром Д.В. Организационное поведение. СПб.: Питер, 2000.
21. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. / Под ред. В.А. Ядова. Л., 1982.
22. Платонов К.К., Казаков В.Г., Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой и О.И. Зотовой, М., 1979.
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...
... фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности ... позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией ...
23. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект. — Л., 1990.
24. Почебут Л.Г. Организационная социальная психология. СПб.: Речь, 2000.
25. Психология управления. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «Бахрах — М», 2006.
26. Радугин А.А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995.
27. Рамендик Д.М. Управленческая психология: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2006.
28. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Тандем, 1999.
29. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998.
30. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб.: Питер, 2001.
31. Сухов А. Н., Социальная психология, М., 2002.
32. Усманов Б.Ф. Стиль управления: методологические и социологические аспекты. М., 1993.
33. Шакуров Р.Х., Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1982.
34. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.
35. Шекшня СВ. Управление персоналом в современной организации. М.: Интел-Синтез, 1997.
36. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями. М., 1974.
37. Энциклопедический психологический словарь, Общ. ред. Осипова Г. В., М., 1995
38. Юридическая конфликтология, отв. ред. Кудрявцев В. Н., М., 1995.