Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .4

ГЛАВА 1.ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА ИГРЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ И

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 7

1.1 .Теоретические основы игровой деятельности 7

1.1.1. История возникновения игры 7

1.1.2. Сущность, теории и функции игры 10

1.1.3. Понятие игровой деятельности и особенности её формирования

в детском возрасте 19

1.1.4. Классификация видов игр 25

1.1.5. Мотивационно-личностные аспекты игровой деятельности 29

1.2. Эмоциональное сопровождение игровой деятельности 32

1.2.1. Понятие об эмоциях в научной психологической литературе 32

1.2.2. Проявление эмоций и чувств во время игры 36

1.3. Самоактуализация личности в игровой деятельности 39

1.3.1. Понятие о самоактуализации в гуманистической психологии 39

1.3.2. Роль игры в процессе самоактуализации личности 41

1.4. Социально-психологические особенности и значение игры взрослого

человека 42

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ 53

2.1. Методологические принципы организации исследования 53

2.2. Организация эмпирического исследования 54

2.3. Методы эмпирического исследования 57

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРЫ

ВЗРОСЛЫХ 62

3.1. Общие результаты эмпирического исследования. Игра как вид

деятельности 62

3.2. Представления об игре как составной части структуры жизнедеятельности личности 72

3.3. Результаты корреляционного анализа 77

3.3.1. Взаимосвязь эмоцинальной направленности с особенностями игровой деятельности личности 77

3.3.2. Взаимосвязь развития личностных свойств с характеристиками игровой деятельности 79

3.4. Факторный и регрессионный анализ эмпирических данных 81

ВЫВОДЫ 86

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 90

ПРИЛОЖЕНИЯ 93

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется отсутствием эмпирических исследований, посвященных игровой деятельности взрослых. Между тем, словом «игра» обозначаются самые различные, порой мало схожие между собою явления. В четырехтомном словаре русского языка отмечается семь основных значений этого слова. Это деятельность, занятие людей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта (спортивные игры, военная игра).

Это исполнение музыкальных произведений (игра на скрипке) и исполнение сценической роли (актерская игра).

2 стр., 692 слов

Основные виды деятельности. 1. Игровая деятельность не создает ...

... решении практических задач педагогической деятельности. Форма обучения требует конкретных способов взаимодействия педагога и учащихся. · Часто ученые в своих исследованиях по проблемам педагогической ... Продолжает занимать большое место и после окончания школы. 3. Трудовая деятельность – главный вид деятельности. Основной отличительный признак этого вида – создание продуктов, необходимых для ...

Это преднамеренный ряд действий, преследующих определенную цель, интриги, тайные замыслы. Мы говорим об игре воображения, игре природы, игре слов, игре случая, игре судьбы.

В сущности, то, что человек не может не пройти стадию детства, объясняет и значение игры в его развитии. Не случайно игра является, по словам Л. С. Выготского, «…в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте». По единодушному мнению психологов, игра — ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы и которые влияют в дальнейшем, на судьбу взрослой личности.

Изучением игровой деятельности занимались З.Фрейд, Э.Берн, Э.Эриксон, Й. Хейзинг, Л. Витгенштейн, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.П.Зинченко, Д.Н.Узнадзе, Б.Г.Ананьев и другие ученые. Однако, эмпирических работ, посвященных особенностям игр взрослых людей, явно недостаточно.

Между тем, игра проникает во все сферы жизни современного общества: ширится сеть казино и игровых клубов, компьютерные игры овладевают умами миллионов людей, олимпийские игры вовлекают тысячи участников, за которыми наблюдают миллионы телезрителей. Массы людей играют в лотереи в надежде сиюминутного обогащения. Карточные игры остаются атрибутом проведения

досуга многих и многих. Растет популярность экстремальных игр и видов спорта, где на карту ставится человеческая жизнь. Функционируют сотни профессиональных и любительских театров.

В значительной мере игрой считают и соответственно ведут себя по определенным правилам политики, бизнесмены, модельеры. Женщины называют войну игрой мужчин, а мужчины, в свою очередь, считают погоню за модой женской игрой. Традиционно, флирт и ухаживание являются брачными играми мужчин и женщин.

Перед психологами возникает задача рассмотрения игры как полноценной сферы жизнедеятельности взрослых людей. Попытки очертить контуры данной проблемы и послужили мотивом выбора изучаемой тематики и рассмотрения ее как достаточно актуальной.

Объект исследования — взрослое население Ивановского областного центра, имеющее отношение к игровой деятельности.

Предмет исследования — социально — психологические особенности игровой деятельности личности.

Цель исследования: изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека.

Исходя из цели работы, были сформированы следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме.

2. Подобрать исследовательские методики, соответствующие задачам, провести сбор эмпирических данных на основе выработанных гипотез.

3. Обработать полученные эмпирические данные с применением методов

статистического анализа.

4. Проанализировать результаты эмпирического исследования, сформулировать

соответствующие выводы.

Основная гипотеза исследования. Игра взрослого человека является важной частью его жизнедеятельности и связана с его эмоциональными и характерологическими особенностями.

14 стр., 6725 слов

Введение. 1.Теоретические аспекты исследования психологических ...

... и продуктивного преподавания музыки. Объект исследования: процесс развития психологических особенностей личности и музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. Предмет исследования — психологические особенности личности и музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. ...

Теоретическая значимость. Несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных детской игре, теоретических и философских аспектом игровой деятельности взрослых, эмпирических исследований, посвященных игре взрослого человека, а также связи взрослой игровой деятельности с личностными и эмоциональными особенностями практически не было. В восполнении этого теоретического пробела и заключается теоретическая значимость проведенного исследования.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть полезны при изучении психологии личности, а также деятельностного подхода студентами психологических специальностей. Кроме того, они могут быть использованы психологами в психотерапевтической практике для организации сеансов игровой терапии, в изучении причин и последствий различного рода игровых зависимостей, а также в спортивной психологии.

Научная значимость. Полученные в исследовании материалы являются существенным дополнением теории деятельности личности, поскольку игровая деятельность рассматривается не только в сугубо детском периоде развития, но и в контексте жизнедеятельности зрелой личности.

Методы эмпирического исследования. Основным методом эмпирического исследования было психологическое тестирование и анкетирование. Применялись следующие психодиагностические методики: методика диагностики самоактуализации личности (А. В. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина), методика диагностики эмоциональной направленности личности, авторский опросник по изучению специфики игр взрослого человека. Обработка данных производилась с использованием компьютерной программы SPSS-13.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Теоретические основы игровой деятельности 1.1.1. История возникновения игры

История возникновения игры как способа решения затруднений в деятельности, передачи информации о реальной деятельности для обучения, средства для состязания, развлечения и эстетического совершенствования человека интересовала как отечественных, так и зарубежных философов, педагогов и психологов, этнографов, историков.

В древних культурах игра составляет необходимую часть представления и действия, направленного на поддержание порядка бытия в глобальном смысле. Это проявляется во время праздников смены времен года и в театрализованных обрядах, связанных с жертвоприношениями……..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенному исследованию, отметим, что оно носило широкий, и, по сути, разведывательный характер. Мы полагаем, что основные параметры игровой деятельности взрослого человека были нами предварительно описаны. Было показано, что игра — важнейшая часть жизни взрослого человека, а около половины людей играют в какие-либо игры или наблюдают за ними, хотя и преследуют при этом разные цели.

4 стр., 1926 слов

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ...

... формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека [11]. Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно ... – развитие координационных способностей и ловкости. Предмет исследования - подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития координации движений и ловкости. ...

Современное состояние дел в экономике и культуре России, на наш взгляд, вносят существенные коррективы в игровую сферу деятельности. Призванная быть наиболее светлой, эмоциональной частью бытия человека, игра зачастую становится средством наживы, обогащения, ведет к эскапистскому уходу от действительности, в частности, в виртуальный мир. В то время как спорт из реальной игры превращается в коммерциализированное шоу.

Между тем, еще Аристотель заметил, что счастье — это игра физических и духовных сил. Она есть и была условием и фактором развития личности, самоактуализации ее потенциала. Нельзя стать человеком творческим, автономным в общественном бытии, спонтанным в проявлениях и понимающим себя вне участия в игровой деятельности, вне внесения элементов игры в другие сферы жизни.

В целом, мы полагаем, что цель нашего исследования достигнута, хотя ответы на поставленные вопросы ставят перед исследователями множество новых. Это касается анализа игровой деятельности в конкретных видах игр, более ясное понимание позиции наблюдателя и участника игры. В работе существенно просматривается тендерный аспект игровой деятельности, который требует специального рассмотрения в дальнейшем. Преемственность детских и взрослых игр в контексте социализации и культурации личности также нуждается в дополнительном изучении в целях формирования полноценной личности общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М,, 1977. — 380 с.

2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. для учителя. — М., 1994. — 144 с.

3. Бельчиков ЯМ. Деловые игры // Наука и техника. 1984. № 5. — С.46-54.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих _ взаимоотношений.-Екатеринбург: ЛИТУР, 2000.

5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М., 1968.

6. Бюлер К. Очерки духовного развития ребенка.- М, 1936.

7. Валлон А. Психическое развитие ребенка.-М., 1968.

8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психики. 1966. № 6. — с.75

9. Гордеева А. В. Увлеченность компьютерными играми: психологический аспект. Доступно по адресу (ссылка от 20.10.2005): URL:// www.psynet.by.ru/texts/gordeeva2.htm

Ю.Горский В.А., Попова Г.Н. Дидактическое обеспечение деятельности педагога

дополнительного образования. — М.: ИД ЗАО «ВИТЯЗЬ», 2003. — 88 с. 11.Гросс К. Душевная жизнь детей. — Спб, 1906. — 93 с. 12.Додонов Б.И. Типы эмоциональной направленности людей и тенденции

структурирования их эмоциональной сферы / Вопросы психологии, 1972, №1. 13.Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. Пс.труды в 2-х т., М.,

1986. 14.3инченко В.П., Мамардашвили М.К. Об объективном методе в психологии/

Вопросы философии. -1977. №7. 15.Изард К. Эмоции человека. М., 1980. 16.Ильин М.П. Игра как социальное поведение. Доступно по адресу (ссылка от

24.12.2005): URL: isito.ru/library/authorsAlyin/consumption/ 12.htm 17.Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий.-СПб, Питер, 2004. 18.Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. -СПб., Питер, 2005. 19.Кон И. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 254 с.

5 стр., 2195 слов

Деловая игра «Игровые технологии и шоу-технологии в воспитательной работе».

... в чистом виде. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции: ► развлекательную – основная функция игры – удовольствие учащегося от самого процесса деятельности; ► коммуникативную – игра позволяет учащемуся войти в реальный контекст ...

20.Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. — М.: Политиздат, 1990. —

493 с. 21.Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. — М.: Экономика, 1989. — 175 с. 22.Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения. — М.: Педагогика, 1983, т. 1.-319 с. 23.Маклаков А.Г. Общая психология.-СПб., Питер, 2004. 24.Маслоу А. Мотивация и личность.- зе изд., СПб., Питер, 2006. 25.Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. — М., 1982. — 68 с. 26.Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. -М.,

Просвещение, 1966. 27,ОЖоннор К. Теория и практика игровой психотерапии. 2-е изд. -СПб.: Питер,

2002. 28.Педагогическая технология /Сост. Н.Е. Щуркова. — М., 1992. — 140 с. 29.Первин И.Б. Воспитательные возможности коллективной деятельности

школьников // Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и

формировании личности школьника. Материалы научно-практической

конференции. — М.:ЦС ПО РСФСР, 1983. — С.68-75 ЗО.Пидкасистый П.И. Педагогика. — М.: Педагогика, 2002. — 608 с. 31 .Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии:

Учеб. пособие. — М.:МПУ, РПА, 1996. — 268 с. 32.Платон. Сочинение.В 3-х томах. -М., 1968-1972, Т.З, ч.2, с.283, 287 33.Плеханов Г.В. Письма без адреса (цит. Из Краткого психол. Словаря

«Психология», М., 1997).

34.Прутченков А.С. Учи и учимся, играя. Игровая технология экономического

воспитания школьников. — М.: Межд. Пед.Акадения, 1997. — 122 с.

I

35.Разин А.В. Энергия игры // Энергия. 2005, № 11. С. 58-63. 36.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. — СПб., Питер, 2002. 37.Селье Г. «Когда стресс не приносит горя», М., 1992, с. 104-109, 116-135. 38.Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. — М., 2000.-512 с.

39.Технология игровой деятельности: Учебное пособие. — Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина. — Рязань: РГПУ, 1994. — 120 с.

40.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. — М.; Л., 1948-1950.

41.Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М, 1992.

42.Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: «Прогресс-Академия», 1992.-464 с.

43.Хрупкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб.-метод. пособие для преподавателей — М.: Высш. шк., 1991. — 320 с.

44.Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

45.Шмаков С.А. Игры учащихся — феномен культуры. — М.:Новая школа, 1994. -238 с.

46.Шмаков С.А., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. — М., 1994. — 244 с.

47.Штайнер К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. -СПб.: Питер, 2003.

48.Штерн В. Психология раннего детства.(цит. По Обуховой Л.Ф. Детская

— психология. М., 1995)

49.Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры. — М., 1966. — 24 с.

50.Эльконин Д.В. Психология игры. — М.,1978. — 380 с.

51 .Эриксон Э. Детство и общество — М., 1992.