Оглавление
Введение………………………………………………………………………………5
Глава 1. Теоретические основы проблемы заикания в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………………6
1.1. Этиология, симптоматика и патогенез заикания………………………………6
1.2. Современные подходы к коррекции заикания у детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………….20
Глава 2. Самооценка заикающихся детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического исследования…………………………………………30
2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования. Характеристика испытуемых……………………..………………………………………………..…..30
2.2. Содержание методики исследования. Количественный и качественный анализ результатов…………………………………………………………………..37
Глава 3. Формирование самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………….57
3.1. Теоретические основы, цель, задачи и ведущие направления логопедической работы по формированию самооценки у заикающихся детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………….57
3
Введение
Основным назначением речи являются мышление и коммуникация. На сегодняшний день заикание – это самое распространенное нарушение речи, которое появляется в раннем возрасте в период активного ее формирования. В разные времена в литературе встречались разные толкования того, что представляет собой заикание, каковы его механизмы и пути коррекции. Это объяснялось и уровнем развития науки, и позициями, с которых специалисты смотрели на этот дефект. И.А. Сикорский определял заикание как «…внезапное нарушение непрерывности артикуляции, вызванное судорогой, наступившей в одном из отделов речевого аппарата, как физиологического целого». Г.Д. Неткачев считал, что «заикание есть страдание чисто психическое, выражающееся судорожными движениями в аппарате речи, расстройством координации почти всех составных частей этого аппарата, сопровождаемое и вызываемое навязчивыми мыслями, навязчивым страхом и эмоциями стыда, гнева и огорчения». В. А. Гиляровский давал следующее определение: «Заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая передается по наследству в качестве рецессивного признака». М.Е. Хватцев определял заикание как «…своеобразное, по преимуществу реактивное (функциональное дискоординационное) расстройство речи. Внешне проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в сфере эмоциональной и волевой» [19]. Таким образом, заикание – это проблема, которая до сих пор остается открытой, а необходимость ее разрешения нарастает с каждым днем. Это нарушение речи, возможно, возникло со времени ее появления. Было предпринято немало попыток устранения заикания, и методы восстановления речевой функции бывали самыми неожиданными. Причиной тому могли быть недостаточные знания этиологии заикания, его патогенеза, поэтому методы коррекции использовали в большинстве случаев наудачу и часто безрезультатно.
Особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста
... коррекционно-педагогической деятельности, направленной на развитие речи у слабослышащих детей. Объект: речь детей с нарушением слуха. Предметом является особенности развития речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста. Материалы курсовой работы могут быть ...
Заикание – это нарушение, которое не только оказывает влияние на речь, но и психологически воздействует на человека. Оно трудно устранимо, и, исчезнув в детском возрасте, оно может возобновиться в подростковом. Это внесет дополнительные переживания в жизнь ребенка. Поэтому необходимо не только тщательно исследовать историю возникновения, причины, механизмы этого нарушения, но и искать эффективные пути разрешения этой проблемы, которая должна рассматриваться с позиций разных наук: логопедии, психологии, психиатрии, психотерапии.
Большое значение в логопедической работе по устранению заикания имеет формирование самооценки, так как еще в дошкольном возрасте оно может травмировать психику ребёнка, мешать речевому общению, затруднять взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. В своей работе я постараюсь дать определение самооценки, определить ее связь с заиканием, и дать рекомендации по работе над самооценкой заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: самооценка заикающихся детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию самооценки дошкольников с заиканием.
Гипотеза исследования: предположение о том, что формирование самооценки у дошкольников, страдающих заиканием, может осуществляться логопедом во взаимодействии с психологом или на междисциплинарной основе. В ходе этого процесса и логопед, и психолог решают свои основные коррекционные задачи – в частности, направленные на формирование самооценки.
Задачи исследования: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и формирования самооценки у дошкольников с данной речевой патологией.
Методы исследования:
-анализ психолого-педагогической литературы по проблеме заикания и самооценки детей с заиканием.
-эксперимент, связанный с получением статистических данных до и после апробирования серии методик.
………….
Список использованной литературы
1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова).
— М.: Эребус, 1993.
2. Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.
3. Богомолова А. И. Устранение заикания у детей и подростков. Из опыта работы. — М.: «Просвещение», 1977.
Подготовка преподавателя при проведении практических занятий ...
... к максимальной мобилизации собственных возможностей в учебные центры ФПС приобретаются современные учебно-тренировочные комплексы. Современные учебно-тренажёрные комплексы позволяют на практических ... разработки конкретного занятия представляет собой создание модели предстоящей учебно-познавательной деятельности студентов по овладению профессиональными знаниями и дидактической деятельности ...
4. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Книга для логопедов. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Детство–Пресс, 2003.
5. Гончарова Н. Театрализованные игры в коррекции заикания: из опыта работы.//Дошкольное воспитание, 1998 № 3.
6. Дьякова Е.А. Особенности чтения вслух у взрослых заикающихся // Журнал «Дефектология», 2000 — № 6.
7Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., 1998
8. Кён Р. Заикание (Кён Р. Заикание, шепелянье, захлебывание, картавление и прочие пороки речи. Сущность, предотвращение и излечение этих недостатков. — М., 1878.)//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты).
Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997.
9. Лагузен X. Способ излечения заикания (- СПб., 1838)// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты).
Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997.
10. Либманн А. Патология и терапия заикания и косноязычия. (- СПб. – 1901)// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты).
Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997.
11. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
12. Миронова С. Планирование занятий с заикающимися детьми.// Дошкольное воспитание, 1978 — №8.
13. Неткачев Г. Д. Заикание (Неткачев Г. Д. Заикание. Его сущность, причины, происхождение, предупреждение и лечение в детском возрасте и у взрослых. Новый психологический способ лечения. — М., 1909. //Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты).
Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997.
14. Неткачев Г. Д. Клиника и психотерапия заикания. (- М., 1913.) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты).
Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997.
15. Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам: Кн. для логопеда.— М.: Просвещение, 1995.
16. Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М., «Просвещение», 1973.
17. Сикорский И. А. О заикании. (- СПб., 1889. //Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты).
Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997.
18. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.
Учебно-исследовательская практика студента
... и профессионального циклов; Овладение коммуникативными навыками; Содействие процессу развития интереса студентов к выбранному профилю обучения, повышение учебной мотивации. Содержание практики Подготовительный ... → СПиП→ КПОДиЛ На сайте кафедры клинико-психологических основ дефектологии и логопедии отражено: История создания кафедры; Преподаватели кафедры; Учебная работа; Научная работа; Аспирантура. ...
19. Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты).
Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
20. Чевелева Н. А. Исправление речи у заикающихся школьников. — М.: Просвещение, 1966.
21. Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе лечения логоневрозов (Руководство по психотерапии / Под ред. В. Е. Рожнова. — М., 1974.
22. Шуберт М. Е. К психопатологии, клинике и лечению заикания (Прихогигиенические и неврологические исследования. — М., 1928. — С. 208-217. 406.)//Хрестоматия по логопедии (и