Формирование метапредеметных компетенций у младших школьников в проектной деятельности

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования метапредметных компетенций у младших школьников в проектной деятельности 9

1.1. Состояние проблемы формирования метапредметных компетенции у младших школьников в психолого-педагогической теории и практике 9

1.2. Проектная деятельность обучения в контексте развития метапредметных компетенций у младших школьников 21

1.3. Модель формирования метапредметных компетенций у младших школьников в проектной деятельности и педагогические условия ее реализации 41

Выводы по первой главе 52

Глава II. Экспериментальная работа по формированию метапредметных компетенций у младших школьников в проектной деятельности 54

2.1. Организация и содержание экспериментальной работы по формированию метапредметных компетенций у младших школьников в проектной деятельности 54

2.2. Методика формирования метапредметных компетенций у младших школьников в проектной деятельности 63

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию метапредметных компетенций у младших школьников в проектной деятельности (или посредством проектной технологии?) 73

Выводы по второй главе 81

Заключение 82

Библиографический список 84

Приложение 91

ВВЕДЕНИЕ

Время не стоит на месте. Изменения, постоянно происходящие в жизни, затрагивают все сферы жизнедеятельности общества. Образование — важная составляющая, необходимая для человека, живущего в современном мире. Жизненные ориентиры диктуют новые цели обучения. Стремительное развитие современного общества диктует необходимость формулирования четких целей образования, которые будут способны учитывать потребности и интересы всех участников образовательного процесса.

Совершенствование системы образования через внедрение федеральных государственных образовательных стандартов направлено на реализацию процесса успешного включения школьников в учебную деятельность.

В рамках формирования у учащихся способности самостоятельно действовать метапредметная компетентность занимает важное место. Особо остро данная проблема стоит на уроках в начальной школе.

4 стр., 1727 слов

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1. Теоретические основы формирования гражданской идентичности младших школьников 1.1. Проблема идентичности личности в науке 1.2. Проблема формирования гражданской идентичности школьника 2. Теоретические основы использования проектной деятельности для формирования гражданской идентичности младших школьников 2.1. Понятие «проектная деятельность» 2.2. Особенности организации проектной деятельности ...

Методологической основой стандарта второго поколения является системно-деятельностный подход, при котором учение направлено на решение задач проектной формы организации обучения. На передний план выходят задачи совершенствования методов и форм проведения учебных занятий. Неотъемлемой частью учебного процесса становятся занятия, основанные на технологичном подходе. Одним из эффективных методов организации учебных занятий в начальной школе является применение метода проектов.

Долгое время вопрос применения проектной технологии не был методически разработан, отсутствовали практические рекомендации по ее реализации. В этом заключалось противоречие между требованиями к результатам образования в соответствии с ФГОС общего образования и практическими результатами внедрения метода проектов в процесс обучения.

В настоящее время данный метод в определенной степени доказал свою эффективность и степень разработанности методического сопровождения существенно увеличилась.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью изучения вопроса применимости существующей методической базы для реализации метода проектов на уроках для реализации возможности формирования и развития метапредметных компетенций у младших школьников.

Объект исследования – метапредметные компетенции.

Предмет исследования – приемы формирования и диагностики метапредметных компетенций у школьников начальных классов в процессе выполнения проектов.

Целью исследования выступает разработка и экспериментальная проверка модели формирования метапредметных компетенций посредством проектной технологии и педагогических условий ее успешной реализации.

Гипотеза исследования: формирование и развитие метапредметных компетенций у учащихся начальной школы при выполнении проектов будет эффективным, если:

— теоретически обоснована, спроектирована и внедрена в образовательную деятельность начальной школы модель формирования метапредметных компетенций у учащихся начальной школы в процессе подготовки и презентации проектов;

— определены критерии оценки уровня сформированности метапредметных компетенций у младших школьников.

5 стр., 2131 слов

Формирование характера.Практическое исследование формирования характера

Оглавление Введение………………………………………………………………...……..3 Глава 1. Теоретическое исследование характера………………………..….5 1.1 Понятие характера………………………………………………………….5 1.2 Физиологическая основа характера ……………………………….……9 1.3Классификация и типология характеров ……………………………..….12 Вывод по главе 1………………………………………………………………23 Глава 2. Практическое исследование формирования характера…….….…24 2.1 Формирование и ...

Задачи исследования:

— провести обзор литературы и Интернет-источников по вопросам организации проектной деятельности в 1-4 классах и формированию метапредметных компетенций учащихся;

— определить особенности компетентностного подхода в образовании и его отличия от традиционного подхода;

— выделить особенности метода проектов и определить возможности проектной технологии для формирования и развития метапредметных компетенций у учащихся начальных классов

— построить модель формирования метапредметных компетенций в процессе выполнения проектов учащимися начальных классов;

— провести экспериментальную работу ,определяющую эффективность предложенной модели;

— провести анализ методики формирования метапредметных компетенций у младших школьников при организации проектной деятельности.

Методологическую основу исследования составили: современные концепции развития общего образования; труды авторов, направленные на определение метапредметных компетенций и выявление возможности проектного метода для их формирования и развития; работы в области определения подходов к результатам образования и их диагностики.

Теоретической основой исследования стали работы А.Ж. Жафярова, А.В. Хуторского, В.И. Колмаковой, В.И. Гордеевой и др.

Вопросам формированию метапредметных компетенций посвящено много работ. Так, Жафяров А.Ж. выделяет сами понятия «компетенция» и «компетентность».

Работы Хуторского А.В. посвящены компетентностному подходу в образовании. Автор ввел понятие образовательной компетенции и выделил ее виды.

Колмакова В.И. рассматривает возможности внеклассной деятельности для формирования метапредметных компетенций.

Гордеева В.И., давая определение метапредметным компетенциям, видит возможность их формирования через организацию исследовательской деятельности учащихся.

Отметим, что авторы рассматривают общие вопросы формирования метапредметных компетенций либо особенности данного процесса на определенных дисциплинах. Особенность настоящего исследования состоит в наличии анализа методических приемов формирования метапредметных компетенций учащихся 1-4-х классов в процессе проектной деятельности. Полученные результаты могут служить методическим сопровождением учителя начальных классов, а так же использоваться при преподавании методики обучения.

24 стр., 11570 слов

Формирование конструкторских умений старших

Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» Институт психолого-педагогического образования Кафедра технологий дошкольного и начального образования ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПОДВИЖНОЙ ИГРУШКИ Выпускная квалификационная работа Исполнитель: Шведов М.М., студент 4 курса ИППО, очного отделения Научный ...

Методы исследования — теоретический анализ; изучение и обобщение; педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились:

Этапы исследования.

Первый этап (2011-2012) – поисково-аналитический – изучение состояния проблемы психолого-педагогической теории и практике; теоретическое осмысление обозначенной проблемы, конкретизация научных идей; формулирование гипотезы исследования; определение цели, объекта, предмета, задач, методики исследования.

Второй этап (2012-2014) – теоретико-проектировочный — разработка модели формирования метапредметных компетенций у младших школьников в проектной деятельности; выбор методов организации исследования и инструментовдиагностики; апробация теоретических положений и публикация текущих результатов.

Третий этап (2012-2017) – экспериментально-обобщающий — совершенствование механизмов формирования метапредметных компетенций младших школьников; обработка результатов экспериментальной работы, внедрение полученных результатов в практику, оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования:

— проведен теоретический анализ, направленный на определение понятий «метапредметные компетенции» и «проектная деятельность»;

— выделены критерии оценки уровня сформированности метапредметных компетенций младших школьников;

— выявлены педагогические условия реализации модели формирования метапредметных компетенций у учащихся начальных классов через организацию проектной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в возможности применения сформулированных в процессе выполнения диссертации положений для организации учебного процесса в начальной школе.

В результате исследования:

— уточнены понятия «метапредметные результаты образовательной деятельности», и «метапредметные компетенции»;

— определены сущность проектной деятельности и ее возможности для формирования и развития метапредметных компетенций младших школьников;

— представлена модель формирования метапредметных компетенций у младших школьников в проектной деятельности;

23 стр., 11392 слов

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у дошкольного возраста с ЗПР

Содержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования социальных навыков у детей дошкольного возраста с ЗПР 1.1 Социальное развитие детей дошкольного возраста 1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР Глава 2. Особенности деятельности социального педагога по формированию социальных навыков детей с ЗПР 2.1 Социально - педагогическая деятельность ...

— выбраны средства диагностики метапредметных компетенций.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе обсуждения на педагогических советах, совещаниях, методических объединениях для работников….

Основные результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях:

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Текущее состояние образования характеризуется развитием личности обучающихся, формированием их навыков к компетентностной деятельности в условиях реальной жизни. Необходимость формулировки результатов образования в виде компетенций обусловлена, прежде всего, требованиями современного информационного общества. Говоря о компетентностном подходе, исследователи оперируют такими понятиями, как «компетенция» и «компетентность», и разночтения в их толковании вносят дополнительные проблемы в понимание сущности компетентностного подхода.

2. Понятие «метапредметные компетенции» трактуется авторами в различных ракурсов.

3. Одним из важных приемов формирования метапредметных компетенций считаем активное применение проектной деятельности.

4. Модель формирования метапредметных компетенций у младших школьников в проектной деятельности содержит четыре взаимосвязанных компонента — целевой, содержательный, организационный, диагностико-результативный.

5. Эффективность процесса формирования метапредметных компетенций у младших школьников в проектной деятельности определяется выбором алгоритма реализации работы над проектом, методических приемов на каждом из этапов проектной деятельности, инструментов диагностики.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

9 стр., 4410 слов

Проектная деятельность младших школьников в образовательном процессе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" (ФГБОУ ВПО "ЧГПУ") Факультет подготовки учителей начальных классов Кафедра педагогики, психологии и предметных методик Курсовая работа по специальности "Педагогика и методика начального ...

1.1. Состояние проблемы формирования метапредметных компетенции у младших школьников в психолого-педагогической теории и практике

Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством образования. И.Г.Гердер определил образование как «возрастание к гуманности» (1774г.).

Г.Ф. Гегель представил данный термин как «внутреннюю потребность человека». Ученый подчеркивал связь философии и образования и считал, что человеку не хватает природных качеств и образование должно выступать как способ духовного развития.

В XX веке место образования стало определяться ролью знаний, умений, профессиональных и личностных качеств людей. Такой подход нашел отражение в концепции постиндустриального общества, теории человеческого капитала, идеи деятельностного общества (В.В. Налимов, В.С. Библер, И.Т.Фролов, Ф.Т. Михайлов, Б С. Гершунский, Д.С.Лихачёв, Е.В.Семёнов, С.Н.Ерёмин, и др.).

Для выделения основных аспектов трактовки понятия образование выделим структурные элементы определения (см. рис.1).

Рисунок 1 – Структурирование термина «образование»…

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящее исследование было направлено на анализ возможных методических аспектов формирования метапредметных компетенций у младших школьников в проектной деятельности.

Теоретический анализ проблем формирования метапредметных компетенций позволил сформулировать несколько выводов:

— формулировка запланированных результатов обучения и их представление в виде компетенций, передача главной роли интересам обучающихся, повышение качества образования диктуют необходимость реализации компетентностного подхода;

— компетентностный подход подразумевает использование понятий «компетенция» и «компетентность»;

— понятие «метапредметные компетенции» пока еще не устоялось в научно-педагогической литературе, хотя попытки дать его определение можно встретить в различных источниках, причем чаще в работах учителей-практиков;

— метапредметные умения являются ключевым компонентом метапредметных результатов процесса обучения, входящих в требования ФГОС НОО;

— применение проектной технологии для развития метапредметных компетенций обусловлено деятельностным характером стандартов нового поколения, основной целью которых является развитие личности ребенка.

18 стр., 8577 слов

Столяренко А. М. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов / А. М. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮН

ПЕДАГОГИКА Рабочая программа дисциплины   по направлению подготовки   072500.62 Дизайн тип ООП академический бакалавриат   Владивосток Издательство ВГУЭС ББК 74.я7   Рабочая программа учебной дисциплины «Педагогика» составлена на базе ФГОС ВПО в соответствии с требованиями ООП 072500.62 «Дизайн».     Составитель: Олешкевич Н.А., доцент кафедры философии и юридической ...

В работе особое внимание уделено вопросам организации проектной деятельности для формирования метапредметных компетенций. Применение проектной технологии обучения позволяет внести в современное образование существенные коррективы, которые заключаются в изменении функции знаний и в способах организации процесса их усвоения.

Усвоение знаний с применением метода проектов перестает носить характер заучивания, многообразие форм поисковой, проектной, мыслительной деятельности позволяет реализовывать данный метод, как продуктивный творческий процесс. В основе учебного проектирования при использовании проектной технологии лежит усвоение и знаний и способов, позволяет развивать метапредметные компетенции.

Существенным отличием данной технологии является выдвижение на первый план развития личности и ее социальной адаптации. Поэтому большое внимание при реализации метода проектов уделяется групповым формам обучения, совместная деятельность. Важное значение при этом уделяется многообразию форм взаимодействия, межличностным отношениям и общению.

В работе представлены педагогические условия реализации разработанной модели формирования метапредметных компетенций учащихся начальных классов в процессе проектной деятельности, среди которых особо стоит выделить организацию самостоятельной деятельности учащихся по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи и т.д.

В рамках данного исследования была раскрыта сущность процесса формирования и диагностики метапредметных компетенций. Выполнен анализ методики оценки уровня сформированости метапредметных компетенций.

Экспериментальная работа проводилась на уроках математики в 4-м классе при решении текстовых задач. Была проведена диагностика формирования метапредметных компетенций у учащихся, а также их готовность к формированию метапредметных компетенций на уроках математики в проектной деятельности. Формирующий этап был предназначен для организации проектной деятельности учащихся 4-х классов по теме «Задачи на движение» в рамках реализации модели формирования метапредметных компетенций у младших школьников в проектной деятельности. Результаты контрольного этапа доказали эффективность предложенной модели.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»

2. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования

3. Аксенова Н. И. Метапредметное содержание образовательных стандартов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 104-107.

4. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст]/ В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2010. – 608с.

5. Аникеева Г.А. Оценивание метапредметных результатов основного общего образования учителем [Текст]/ Г.А. Аникеева// Сборник материалов научной конференции Украина, г.Киев, 2013. – 207 с.

6. Аргунова П.Г. Теоретические аспекты ключевых компетенций [Текст]/ П.Г. Аргунова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — №12-2. – 2013. – С.153-157.

7. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография [Текст]/ Н.М. Борытко. – Волгоград: Перемена, 2001. – 201с.

8. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст]/ Т.С.Васильева// Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.).

— СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.

9. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» [Текст]/ А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2014. — №2. – с.143-152

10. Воронцов А.Б. Риски введения Федерального государственного образовательного стандарта и их возможная минимизация [Текст]/ А.Б. Воронцов. – М.: ОИРО, 2012, 186с.

11. Гинзбург М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет//Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. -М., 1988.

12. Гладун Л.А. Теоретическое исследование понятий педагогической и методической компетентности, компетенций [Текст]/ Л.А. Гладун// Science Time. — №11. – 2014. – С.46-62.

13. Горев П.М.. Утемов В.В. Развитие универсальных учебных действий учащихся основной школы в условиях реализации стандартов нового поколения (ФГОС): Учебно-методическое пособие/ П.М. Горев, В.В. Утемов. – Киров: Издательство МЦИТО, 2015. – 275с.

14. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Т.Е. Демидова, А.П. Тонких. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.

15. Демидова Т.Е., Тонких А.П. Теория и практика решения текстовых задач [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ Т.Е. Демидова, А.П. Тонких. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.

16. Жафяров А.Ж. Философские противоречия в интерпретациях понятий «компетенция» и «компетентность» [Текст]/ А.Ж. Жафяров// Философия образования. — №1(40).

– 2012. – С.163-169.

17. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. Ростов-на-Дону, 2013.-С. 41.

18. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст]/ И.А. Зимняя/ -Ростов-на-Дону, 2013.-С. 41.

19. Зимняя И.А. Формирование и оценка сформированности социальных компетентностей у студентов вузов при освоении нового поколения ООП ВПО: Образовательный модуль. Для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО [Текст]/ И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. – 42 с.

20. Ипполитова Н.В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация [Текст]/ Н.В. Ипполитова// General and Professional Education. – 2012. — №1. – с.8-14

21. Кобзева Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку [Текст]/ Н.А. Кобзева// Молодой ученый. — 2011. — №3. Т.2. — С. 118-121.

22. Ковтун Е.Н. Способы оценки уровня сформированности компетенций [Текст]/ Е.Н. Ковтун//Доклад на семинаре «Совершенствование компетентностного подхода в НИУ СГУ», Санкт-Петербург – Пушкин. – Учебный центр подготовки руководителей, 10-11 июня 2014.

23. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь [Текст]/ А.Ю. Коджаспиров, Г.М. Коджаспирова. – М.: Академия, 2013. – 176с.

24. Козлова И.С. О метапредметной компетентности учащихся в условиях современного образования [Текст]/ И.С. Козлова// Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — №4(30).

–2014. – С.259-262.

25. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей [Текст] / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2011. – 368с.

26. Крившенко Л.П. Педагогика: Учебник [Текст] / Л.П. Крившенко. – М.:Проспект, 2014. – 533с.

27. Куняев, Н. Н. Информационная безопасность как объект правового регулирования в Российской Федерации / Н. Н. Куняев. //Юридический мир. -2008. — № 2. — С. 38 – 40

28. Лукьянова А.В. Модель формирования информационной компетентности учащихся при обучении физике в основной школе [Текст]/ А.В. Лукьянова// Ярославский педагогический вестник. – 2014. — №3 – с.26-30

29. Моро М.И. Учебник математики. 3 класс в 2-х частях / М.И. Моро – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.

30. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов [Текст]/ С.И. Ожегов. – М.: ООО «Издательство Оникс», 2007. – 640с.

31. Подласый И.П. Педагогика. Теория и технология обучения: Учебник для вузов [Текст]/ И.П. Подласый. – М.: Эксмо, 2015. – 343с.

32. Позднякова Е.П. Модель развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — №4-2. — С. 205-206.

33. Пойа Д. Как решать задачу? [Текст]/ Д. Пойа. – М.: Государственное учебно?педагогическое издательство министерства Просвещения РСФСР, 1959.

34. Полякова Т.Н. Метод проектов в школе: теория и практика применения [Текст] / Т.Н.Полякова. – М.: Русское слово, 2011. – 108с.

35. Потехина Е.В. Введение в педагогическую деятельность [Текст]/ Е.В. Потехина. – М.: Академия, 2015. – 110с.

36. Ракитина О.В. Психолого-педагогические условия формирования научно-исследовательских компетенций: Монография [Текст]/ О.В. Ракитина. – Ярославль: ЯГПУ, 2011. – 209с.

37. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов [Текст]/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2012. – 608 с.

38. Скляренко А.Н. Инновационные технологии в обучении: Учебное пособие [Текст]/ А.Н. Скляренко. – М.: Издательство Международного юридического института, 2011 – 432 с..

39. Уэбстер Ф. Теории информационного» общества [Текст]/ Ф. Уэбстер.- М.: Аспект Пресс, 2014.- 400 с.

40. Философский энциклопедический словарь [Текст]/ Под ред. Е.Ф. Губского, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 576с.

41. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи [Текст]/ Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий.- М.: просвещение, 1984.

42. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст]/ А.В. Хуторской// Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157.

43. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении [Текст]: Научно-методическое пособие/ А.В. Хуторской. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. – 73с.

44. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении [Текст]: Научно- методическое пособие/ А.В. Хуторской. – М. Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. – 73 с.

45. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах[Текст]. Методическое руководство/ Л.А. Ясюкова. – СПб: ГМНПП «ИМАТОН», 2013. – 192с.

46. Александровская Э. М., Громбах С. Т. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс]/ Э. М. Александровская, С. Громбах // Сайт педагогов-психологов города Мурманска. – Режим доступа: diagnosticheskij-instrumentarij/25-skhema-nablyudeniya-za-adaptatsiej-i-effektivnostyu-uchebnoj-deyatelnosti-uchashchikhsya-e-m-aleksandrovskaya-st-grombakh-modifitsirovannaya-e-s-eskinoj-t-l-bolbot.html

47. Гордеева В.И. Развитие метапредметных действий при исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы[Электронный ресурс] / В.И. Гордеева – Режим доступа: YangPed2/?p=460

48. Грешилова А.В. Содержание метапредметных компетенций студентов среднего профес- сионального образования [Электронный ресурс]/А.В. Грешилова // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. – 2014. – № 1(13).

49. Гурьянова А.В. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс]/ А.В. Гурьянова// Фестиваль педагогических идей «открытый урок». – Режим доступа: articles/574903

50. Гущин Ю.Ф. Опросник Кеттела-Ясюковой [Электронный ресурс]/ Ю.Ф. Гущин. – Режим доступа: oprosnik-kettela-yasyukovoy

51. Ковалева Е.А. Формирование метапредметных компетенций в преподавании географии в период обновления педагогической деятельности учителя в условиях введения ФГОС второго поколения [Электронный ресурс]/ Е.А. Ковалева — Режим доступа: 10-klass/formirovanie-metapredmetnykh-kompetentcii-vprepodavanii-geografii-v-period-obnovleniia-pe/

52. Колмакова В.И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных компетенций учащихся [Электронный ресурс] / В.И. Колмакова – Режим доступа: sbornikidei/formyivneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na-razvitie-metapredmetnyih-kompetentsiyuchashhihsya.html

53. Ложакова Е.А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности процесса формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в ходе обучения инфоратике [Электронный ресурс]/ Ложакова Е.А. – Режим доступа: vestnik/2011/2011_3/6.pdf

54. Лусканова Н.Г. Анкета школьной мотивации [Электронный ресурс]/ Н.Г. Лусканова. – Режим доступа: praktikum/00173.htm

55. Пасынок Ю.Ю. Новая система оценки качества образования, ориентированная на современные результаты образования (инновационный проект) [Электронный ресурс]/ Ю.Ю. Пасынок// Фестиваль педагогических идей «открытый урок». – Режим доступа: articles/652381/

56. Переслени Л., Фотекова Т. Уровень развития словесно-логического мышления [Электронный ресурс]/ Л. Переслени, Т.Фотекова// Сайт педагогов-психологов города Мурманска. – Режим доступа: diagnosticheskij-instrumentarij/30-opredelenie-urovnya-razvitiya-slovesno-logicheskogo-myshleniya-l-peresleni-t-fotekova.html

57. Сидоров С.В. Образование как ценность, процесс и результат [Электронный ресурс] / С.В. Сидоров// Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: publ/20-1-0-224

58. Страхова З.И. особенности формирования предметных результатов [Электронный ресурс]/ З.И. Страхова// Библиотека методических материалов для учителя Инфоурок. – Режим доступа: osobennosti-formirovaniya-predmetnih-rezultatov-443196.html

59. Толкачева Т.М. Формирование метапредметных компетенций у младших школьников [Электронный ресурс]/ Т.М. Толкачева –Режим доступа: 2013_5/16.pdf

60. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс]/ А.В. Хуторской – Режим доступа: journal/2005/1212.htm

61. Шевченко А.И. Понятие и функции образования [Электронный ресурс]/ А.И. Шевченко. Режим доступа – view_helpstud.php?id=223