Место дисциплины в структуре ООП ВО. Требования к результатам освоения содержания дисциплины 2

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Основной целью изучения дисциплины «Психология экспертно-криминалистической деятельности» является углубление и совершенствование психологических знаний, умений и навыков слушателей, необходимых при производстве различного рода криминалистических экспертиз. Дисциплина «Психология экспертно-криминалистической деятельности» связана с такими дисциплинами учебного плана как: « Юридическая психология», «Социальная психология», «Психология управления», «Организация деятельности оперативных аппаратов ОВД в борьбе с преступностью», «Профилактика правонарушений экспертно-криминалистическими подразделениями»; «Технико-криминалистическое обеспечение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий».

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:

-формирование представлений о психологической структуре экспертно-криминалистической деятельности, психологических основах производства криминалистических экспертиз, сущности судебно-психологической экспертизы;

-совершенствование навыков учета психологических факторов при проведении экспертно-криминалистических исследований, психологических особенностей различных видов преступлений;

-совершенствование профессионально-психологических качеств личности эксперта-криминалиста;

-развитие умений по использованию психологических приемов, направленных на повышение эффективности профессиональной деятельности эксперта-криминалиста.

Место дисциплины в структуре ООП ВО. Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Изучение дисциплины является важной составной частью профессиональной подготовки психолога для эффективного обеспечения психолого-экспертного процесса в экстремальных условиях. Учебная дисциплина предполагает наличие глубоких и прочных знаний о закономерностях и особенностях психологической работы по обеспечению эффективности психолого-экспертного процесса. Раскрывая различные аспекты учебной дисциплины, программа создает для обучающего определенные ориентиры восприятия психологического материала. Обучение организуется путем последовательного введения студентов в ключевые проблемы дисциплины и последующей критической апробации моделей деятельности практического психолога-консультанта в психолого-экспертном процессе на практике.

13 стр., 6365 слов

Юридическая подготовка к психологической деятельности

... В последнее время - важное место в криминалистических исследованиях отводится роли жертвы в развитии самого ... деятельности из чувственного познания. Мысль формируется в образах, понятиях, суждениях и умозаключениях. В современной психологии выделяют ... тяжких противоправных действий. Доминирующим в структуре нравственно-психологического облика потерпевших были такие качества как агрессивность, ...

3.Требования к результатам освоения содержания дисциплины

Перечисленные результаты образования являются основой для формирования следующих компетенций:

Общекультурных:

-пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;

-способностью понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;

-восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей;

-способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, профессиональную квалификацию, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности, адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям и меняющимся условиям профессиональной.

Профессиональных:

— юридически квалифицировать факты, события и обстоятельства. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом.

— обеспечивать соблюдение законодательства субьектами права.

— обеспечивать законность и правопорядок, безопасность личности, общества и государства, охранять общественный порядок.

-способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам;

— способностью описывать структуру деятельности профессионала в рамках определенной сферы (психологический портрет профессионала), прогнозировать, анализировать и оценивать психологические условия профессиональной деятельности;

-способностью проводить психологическую диагностику, прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий;

-владение методиками прикладных психолого-социологических исследований, включая полевые исследования; владение навыками сбора, обработки, интерпретации и анализа первичной информации; умение проводить экспертные опросы и интерпретировать их результаты;

— владение навыками психологической экспертизы и диагностики, готовность участвовать в публичной экспертной деятельности;

Студенты должны иметь представление:

-о психологической структуре экспертно-криминалистической деятельности;

3 стр., 1471 слов

Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...

... Таблица 18 Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций   Модели профессиональной деятельности Модели профессиональной подготовки Образовательные концепции Модель ... ­пают способности — индивидуально-психологические особенно­сти, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей. Различают общие и специальные ...

-о психологических особенностях деятельности эксперта-криминалиста;

-о психологических основах взаимодействия эксперта с другими сотрудниками правоохранительных органов;

-о психологических основах производства криминалистических экспертиз;

-о психологических закономерностях формирования профессионального мастерства эксперта-криминалиста;

-о психологических особенностях отдельных категорий преступников;

-о сущности судебно-психологической экспертизы.

Студенты должны знать и уметь использовать:

-психологические приемы проведения различных следственных действий;

-психологические приемы, направленные на повышение эффективности профессиональной деятельности эксперта-криминалиста;

Студенты должны иметь навыки:

-учета психологических факторов при проведение экспертно-криминалистических исследований;

-учета психологических особенностей различных видов преступлений;

-совершенствование профессионально- важных психологических качеств личности эксперта-криминалиста.

Содержание и методика проведения учебных занятий соответствует концепции учебного процесса в университете.

Структура и содержание дисциплины

Раздел 2. Участие экспертно-криминалистических подразделений в деятельности по собиранию доказательств при проведении следственных действий

Тема 2.1. Психологические особенности участия эксперта-криминалиста в осмотре места происшествия.

Роль эксперта-криминалиста в проведении осмотра места происшествия. Психологические основы осмотра места происшествия. Место происшествия как источник информации о расследуемом событии, его участниках. Психологические особенности осмотра. Незаменимость и неотложный характер. Поисковая и удостоверительная деятельность эксперта при осмотре. Осмотр места происшествия как овеществленная психология участников расследуемого события. Психологический фон преступления и возможности управления экспертом своими психическими процессами и состояниями. Роль профессиональной наблюдательности при проведении осмотра. Психологические основы диагностики следов, оставленных на месте преступления. Использование метода рефлексии при осмотре места происшествия. Моделирование поведения преступника по следам оставленным на месте преступления. Реконструкция преступного события. Влияние возраста, пола, интересов, знаний, опыта, профессиональных умений и навыков на выбор объектов, способов совершения и сокрытия преступлений.

Инсценировки на месте преступления. Виды инсценировок и психологические возможности их разоблачения. Психологические особенности иных видов следственного осмотра.

Тема 2.2. Психологические аспекты участия эксперта-криминалиста в производстве обыска, следственного эксперимента и проверки показаний на месте.

Психологические особенности обыска: принудительный способ проведения, конфликтность, ярко выраженный поисковый и проблемный характер. Психологические основы обнаружения. Психология ищущего. Формирование и реализация поисковых версий при обыске. Эмоциональное воздействие на обыскивающих обстановки обыска и поведения обыскиваемых.Объекты наблюдения при обыске. Оценка произвольных и непроизвольных реакций обыскиваемого. Поведение обыскиваемого как демаскирующий фактор при обыске.Психология прячущего. Объективные и субъективные факторы, влияющие на выбор места сокрытия. Мотивация преступников при изготовлении тайников и хранилищ. Психологические возможности обнаружения демаскирующих признаков.Психология следственного эксперимента. Виды и структура следственного эксперимента. Моделирование объективных и субъективных факторов. Моделирование опытного действия, события или явления. Психологическая подготовка участников следственного эксперимента. Роль эксперта-криминалиста в проведении следственного эксперимента.Психология проверки показаний на месте. Психофизиологические возможности проверки показаний на месте. Особенности топографических (пространственных) восприятий. Топографические ориентиры и опорные признаки. Приемы активизации процессов сохранения и воспроизведения информации. Способы обеспечения объективности показаний подозреваемого. Психологические особенности деятельности эксперта-криминалиста при проведении проверки показаний на месте. Наблюдение за действиями участников и оценка полученных результатов.

Тема 2.3. Психологические основы назначения и производства экспертиз.

Психологические основы организации экспертно-криминалистических исследований. Психологическая подготовка эксперта к проведению экспертно-криминалистического исследования. Познавательная роль экспертных версий. Источники формирования экспертных версий. Формирование экспертной версии как результат творческого мышления эксперта. Этапы формирования экспертной версии. Рефлексивная деятельность эксперта в процессе экспертно-криминалистического исследования. Психологические функции экспертной версии.Внутреннее убеждение эксперта-криминалиста как психологический механизм формирования выводов экспертно-криминалистического исследования. Этапы формирования оценочной деятельности эксперта. Психологические проблемы формирования выводов эксперта-криминалиста. Психологические требования к выводам эксперта-криминалиста.

Тема 2.4. Психологические особенности различных видов преступлений.

Психологические особенности организации работы при раскрытии и расследовании различных видов преступлений. Психологические аспекты поведения лиц, причастных к совершенному преступлению. Психология поведения человека при подготовке к совершению преступления, в момент его совершения и особенности постпреступного поведения. Использование экспертом-криминалистом психологических знаний при определении целей, мотивов, потребностей, навыков, умений, других индивидуальных свойств личности преступника. Способ совершения преступления как важнейший элемент психологической характеристики преступления. Психологические приемы маскировки преступной деятельности.Проблема отличительных особенностей личности преступника. Классификация и психологическая характеристика основных криминальных типов личности. Психологическая характеристика отдельных категорий преступников. Понятие и классификация мотивов преступлений. Значение данных о психологии личности преступника в расследовании различных видов преступлений и проведении экспертно-криминалистических исследований.

Тема 2.5. Судебно-психологическая экспертиза.

Понятие о судебно-психологической экспертизе. Организация судебно-психологической экспертизы, ее цели и задачи. Возможности и виды судебно-психологических экспертиз. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, ее особенности. Определение способности воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания. Психологическая диагностика предрасположенности к аффекту. Диагностика способностей потерпевших правильно оценивать и осознавать характер и значение совершаемых с ними действий, способности оказывать сопротивление. Психологическая диагностика умственной отсталости и отставания в психическом развитии. Установление психических явлений, препятствующих нормальному осуществлению профессиональных функций. Методическое обеспечение судебно-психологической экспертизы.

Лекции

 

№ п/п     Название темы   Объем часов
Очная форма Заочная форма
1. Психологическая характеристика экспертно-криминалистической деятельности.
2. Профессиональные качества личности эксперта-криминалиста и проблемы формирования профессионального мастерства
3. Психологические основы взаимодействия эксперта-криминалиста со следователем и органами дознания.
4. Психологические особенности участия эксперта-криминалиста в осмотре места происшествия.  
5. Психологические аспекты участия эксперта-криминалиста в производстве обыска, следственного эксперимента и проверки показаний на месте  
6. Психологические основы назначения и производства экспертиз
7. Психологические особенности различных видов преступлений  
8. Судебно-психологическая экспертиза  
Итого:

4.4. Практические (семинарские) занятия.

№ п/п Название темы Объем часов
Очная форма Заочная форма
1.   Экспертно-криминалистическая деятельность как объект психологического анализа.
2. Психология личности эксперта-криминалиста, мотивы и цели его деятельности.  
3. Психологические основы организации эффективного взаимодействия эксперта-криминалиста с другими сотрудниками органов следствия и дознания.
4. Конфликты в деятельности эксперта-криминалиста. Типичные конфликтные ситуации и причины их возникновения.  
5. Психологические особенности участия эксперта-криминалиста в осмотре места происшествия.    
6. Психологические аспекты участия эксперта-криминалиста в производстве обыска, следственного эксперимента и проверки показаний на месте.  
7. Психологические основы организации экспертно-криминалистических исследований.
8. Психологические особенности различных видов преступлений.  
9. Классификация и психологическая характеристика основных криминальных типов личности.  
10. Способ совершения преступления как важнейший элемент психологической характеристики преступления.
11. Организация судебно-психологической экспертизы, ее цели и задачи. Возможности и виды судебно-психологических экспертиз.  
Итого:

4.5. Лабораторный практикум – не предусмотрен