План
Введение
Глава 1 Активизация познавательной деятельности учащихся младших классов как психолого — педагогическая проблема
1.1 Понятие познавательной деятельности и познавательной активности учащихся младшего школьного возраста
1.2 Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся младших классов
1.3 Особенности познавательной деятельности младших школьников
Выводы по главе 1
Глава 2 Практика активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения
2.1 Обобщение опыта активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках природоведения
2.2 Игра на уроке природоведения как одно из ведущих средств активизации познавательной деятельности у младших школьников
Выводы по главе 2
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
В развитии творческой личности участвует познавательный интерес, который определяет направленность жизнедеятельности личности- главной составляющей в непрерывном образовании человека. В толковом словаре русского языка под редакцией В.В. Розановой сказано :” Интерес- внимание к тому, что нравится, что кажется важным, то, что служит нуждам и потребностям кого-, чего-нибудь”.[1] Следовательно, каждому учителю необходимо планируя урок продумывать и проектировать его таким образом, чтобы у учащихся был вызван познавательный интерес, который должен поддерживаться от урока к уроку. Состояние же познавательных интересов современных школьников таково, что значительно превалирует доля низкого интереса. Причины этого находят в низком престиже знаний, в отсутствии надежного социального заказа на знания, в плохо материальном обеспечении школы.[26]
Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.
Проблемой активизации познавательной деятельности учащихся занимались следующие ученые: М.Н. Кашин, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, И.Ф. Гербарт, В.С. Ильин, Н.А. Менчинская, М.И. Махмутов, Б.П. Есипов, Г.М. Лебедев, Т.И. Шаламова.
Целью нашего исследования явилось рассмотрение методов и приемов активизации познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках природоведения.
Активизация познавательной деятельности младших школьников
... активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов. Выявленное противоречие дало основание сформулировать проблему исследования: каковы психологические условия организации активизации познавательной деятельности. Цель исследования: рассмотрение активизации познавательной деятельности младших школьников Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников. Предмет ...
Объектом исследования является процесс обучения природоведению в начальных классах.
Предметом исследования являются средства активизации познавательной деятельности учащихся.
Цель исследования реализуется в ходе решения следующих задач:
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Дать определение познавательной деятельности на основе анализа научной литературы.
3. Представить методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся младших классов на уроках природоведения.
4. Рассмотреть пути активизации познавательной деятельности младших школьников.
5. Предложить примеры активизации познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения.
Методы исследования: анализ литературы, обобщение опыта работы педагогов-новаторов.
ВКР состоит из введения, двух глав с выводами, заключения, библиографического списка, приложения……….
Библиографический список
1. Анастази А. Психологическое тестирование. 2 книга. М., Педагогика, 1982.
2. Ахметгалиев А. Мотивация деятельности на уроках математики // Математика в школе, 1996. № 2. С. 56 – 60.
3. Бабанский Ю. К. Педагогика. М. «Просвещение» 1988 г.
4. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., 1959.
5. Виноградова Н.Ф.Окружающий мир в 1 – 2 классах: Метод. беседы: Кн.для учителя. – 3-е изд.- М.:Просвещение, 2001. – 64с.:ил.
6. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963. С. 5 – 138.
7. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984. С. 220 – 245.
8. Возрастная и педагогическая психология. // Под ред. А.В. Петровского. М.. Просвещение, 1979. С. 101 – 215.
9. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.
10. Горбунова А.И. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся // Сов. педагогика. 1966. № 3.
11. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Психологические особенности самостоятельной работы школьников с учебником // Психологические проблемы повышения качества обучения и воспитания / Отв. ред. И.В. Дубровина, Б.С. Круглов. М., 1984
12. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. М., 1966.
13. Егорова Л.И. Создание ситуации успеха на уроках. // Математика в школе. 1996. № 6. С. 3 – 5.
14. Замов Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960.
15. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.
16. Зинченко П.И., Середа Г.К. Непроизвольная память и обучение // Сов. педагогика. 1964. № 12.
17. Ипполитов Ф.В. Память школьника. М., 1978.
18. Калмыкова З.И. Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении // Сов. педагогика. 1959. № 7.
19. Кондратенко Труд и талант учителя.
20. Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся. Л., Знание, 1973. С. 17 – 32.
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках ...
... -педагогические основы использования приемов активизации познавательной деятельности обучающихся. Глава 4. Активизация познавательной деятельности учащихся 4.1 Уровни познавательной активности 4.2 Приемы активизации познавательной деятельности 4.3 Методы активизации познавательной деятельности учащихся Глава 5. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках производственного обучения. ...
21. Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. М., 1985.
22. Маркевич В.В. Игры на свежем воздухе. Мн.:Харвест, 2004. – 112с.
23. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., Просвещение , 1983. С. 5 – 79.
24. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., Знание, 1979. С. 5 – 46.
25. Матлин Е.К. Влияние сходства заучиваемых материалов на их усвоение // Вопросы психологии памяти / Под ред. А.А. Смирнова. М., 1958.
26. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972
27. Немов Р.С. Психология. Часть II. М., Просвещение, Владос, 1994. С. 114 – 307.
28. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М. – Нальчик, Эль-фа, 1996. С 25 – 63.
29. Подласый И. П. Педагогика в 2-х т. М. «Владос» 1999.
30. Петровский А.В. Память школьника на уроке и дома // Нар. образование. 1966. № 1.
31. Познавательная активность в системе процессов памяти. М., 1989.
32. Поспелов Н.Н. Пути обучения учащихся операции сравнения // Сов. педагогика. 1979. № 3.
33. Психологический словарь. Ростов-на-Дону «Феникс» 2003.
34. Психологический словарь. // Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.
35. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., Владос, 1996. С. 99 – 243.
36. Середа Г.К. Память и обучение // Вопр. психол. 1967. № 1. С. 115-126.
37. Ситникова Т.В. Приемы активизации учащихся в 5 – 6 классах. // Математика в школе. 1993 № 2. С. 24.
38. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Жиянов Е. Н. Педагогика «Академия» 2002.
39. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966
40. Смирнов В.А., Смирнова И.М. Активизация деятельности учащихся при изучении теории. // Математика в школе. 1992. № 1. С. 17 – 18.
41. Способности и интересы. // Под ред. Н. Д. Левитова, В.А.Крутецкого. М., 1962.
42. Тренина М.С. Беседа как метод обучения и активизации познавательной деятельности учащихся V—VII классов: Автореф. канд. дис. Одесса, 1965.
43. Тренина М.С. Эвристическая беседа как средство активизации познавательной деятельности младших школьников // Нач. школа. 1973. № 10.
44. Финкельштейн В.М. Заинтересовать учеников. // Математика в школе. 1993. № 2. С. 17 – 21.
45. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной Г.И. Л., 1968.
46. Фридман Л.М., Кулагин И.Ю. Психологический справочник учителя. М., Просвещение, 1991. С. 28 – 219.
47. Чуйкова Н.Г. Индивидуальные и групповые задания // Литература в школе. 1981. № 6.
48. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., 1982.
49. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. М., 1980.
50. Шварц Л.А. Роль сопоставлений при усвоении сходного материала // Известия АПН РСФСР. 1947. Вып. 12.
51. Эрдниев П.М. Преподавание математики в школе (из опыта обучения методам укрупненных упражнений).
М., 1978.
52. Эрдниев П.М., Эрдниев Б.М. Теория и методика обучения математике в начальной школе. М., 1988.