Девиантное поведение, как феномен

Психология отклоняющегося поведения (девиантное или деструктивное поведение).

Большунова Лариса Николаевна

18.02.06

В конце будет зачет.

Литература:

Клейберг «Психология отклоняющегося поведения»

Кондрашенко «Психология девиантных подростков»

Короленко, Донских «Семь путей к катастрофе»

Короленко, Дмитриева «Психосоциальная аддиктология»

Братусь, Сидоров «Корни алкоголизма»

Завьялов «Пьющий мужчина»

Вопросы:

  1. Понятие девиантного поведения.
  2. Исторические подходы в понимании отклоняющегося поведения.
  3. Концепции девиантного поведения.
  4. Социокультурные аспекты отклоняющегося поведения.

Понятие девиантного поведения.

Первое место — сердечно-сосудистые заболевания.

Второе место — онкология.

Третье место — отклоняющееся поведение (алкоголизм, наркомания и т. д.).

Это очень актуальная тема. И многие заняты в решении этой проблемы.

Форм отклоняющегося поведения огромное количество (фанатизм, религиозный фанатизм, музыкальный, спортивный, проблема конформизма, аутизма).

Суицид молодеет на глазах.

Что понимается под девиантным поведением? Вобщем-то любое отклонение и от правовых норм в том числе.

Хотя у всех разное толкование этого понятия.

Девиантное, отклоняющееся, деструктивное поведение — это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам в результате чего эти нормы ими нарушаются.

(толковый словарь)

Девиантное поведение — это поведение, выходящее за пределы индивидуальных вариаций, считающихся нормальными, принятыми и допустимыми в обществе.

Понятие норма весьма подвижно.

Под девиантным поведением понимается как отдельный поступок конкретного человека, так и массовое социальное явление.

Исторические подходы в понимании отклоняющегося поведения.

Истоки и причины девиантного поведения.

Отклоняющееся поведение изучали, прежде всего, социологи.

У истоков изучения отклоняющегося поведения стоял Дюркгейм, который ввел понятие «аномия».

Аномия — это состояние разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, которая вызывается резкими изменениями, скачками. Это состояние. При котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе нормативного поведения.

14 стр., 6811 слов

1. Биологические, социальные и психологические механизмы отклоняющегося поведения. Сущность понятий девиантного и делеквентного поведения

... норма нарушена), девиантное поведение подразделяется на следующие категории: во-первых, это аномальное поведение, отклоняющееся от норм ... «аддиктивную личность». Психология и лечение зависимого поведения. Зависимое (аддиктивное) поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою ... действий чаще всего эгоистические. Дюркгейм ввел понятие «аномиз» — тип социально-психологической изоляции ...

Монография Дюркгейма «Самоубийство» популярна и по сей день.

Девиация — это отклонение.

Роберт Мертон считает, что причинами девиации, является рассогласование между культурными целями общества и легализованными способами их достижения.

Если общество декларирует, а легальных способов достижения нет — человек будет использовать нелегальные способы достижения.

Способы аномического приспособления.

Классификация способов аномического приспособления по Мертону:

  1. Конформизм — это всегда соответствие. Единственный неаномичный, неотклоняющийся способ поведения.
  2. Новатор (инновация) — изобретательные люди, соглашаются с культурными целями общества: «богатейте, процветайте». Но способы достижения нелегальные.
  3. Ритуализм — отрицают цели данной культуры, но соглашаются использовать одобряемые средства достижения.
  4. Ретритизм или отступление. Отвергают как цели, так и средства. Пример, бомжи, бродяги. Человек, который нигде и никогда.
  5. Мятеж — стремление заменить старые цели и средства на новые.

В 1939 году известный психолог Сазерленд формулирует, что девиантному поведению обучаются в интеракции.

Если человек значим — мы многое перенимаем из его поведения, манер и т. д.

Причины отклоняющегося поведения.

  1. Люди предрасположены к определенным типам отклоняющегося поведения по своему биологическому складу (на этой позиции стоял итальянский врач-психиатр Чарльз Ламброзо).
  2. Особенности строения тела (Кречмер и Шелдон) и аномалии половых хромосом (Прайс и Уиткин).
  3. Психологическое объяснение девиации. Обоснование связано с умственными дефектами, психопатией, слабоумием, как бы запрограммированностью поведения. На этих позициях стоял Зигмунд Фрейд.
  4. Теория фокального (фокусного) взросления Джона Коулмена. Согласно данной теории взросление имеет квантовую природу, трудности возникают в определенных точках развития подростка. Поведение подростка в этом возрасте нестабильно, с низким уровнем самоконтроля.

Концепции девиантного поведения.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным ... , психическая зависимость, т. е. стремление к употреблению психоактивных веществ с целью получения ... принятого решения осуществление этой программы и достижение необходимого результата, снимающего потребность, ...

Первая концепция: «Биологическая трактовка природы и причин девиантного поведения».

Чарльз Ламброзо обосновал связь между анатомическим строением человека и преступным поведением.

Термин «криминальный тип» ввел именно Ламброзо.

Теория Ламброзо критиковалась.

В 60-х годах Уильям Пирс пришел к выводу, наличие лишней Y-хромосомы у мужчины обуславливает предрасположенность к насилию. Это генетическая мутация.

В 70-х года Айзек, изучая заключенных, пришел к выводу, что экстраверты более склонны к совершению преступлений, чем интраверты.

Д/З сообщение о понятии «созависимость», историография и формы проявления созависимости. И в каких формах она проявляется.

И какие-нибудь тесты.

04.03.06

Социологический подход.

Это исследования социологов начала XIX — конца XX веков. Учеными выявлена связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей.

Рассогласование целей, декларированных обществом и легализованных средств достижения этих целей. Как следствие появляется отклонение.

Также любая перемена жизни является источником отклоняющегося поведения.

Психологический подход.

  1. Школа американского психолога Вильяма Скотта, рассматривает критерии способностей субъекта к адаптации.
  2. Теория изучения конфликтов, происходящих в сознании личности. Первым начал заниматься конфликтами в сознании Фрейд (Оно, сверх-Я, Я).

    Наличие этого конфликта приводит к отклоняющемуся поведению. Позитивные выходы в конфликте сознания: сублимация (спортсмен становится тренером), компенсация. Согласно Адлеру младенец появляется с двумя базовыми чувствами: чувство неполноценности и стремление к совершенству, и второе — социальное чувство общности (стремление установить значимые социальные отношения).

  3. Поведенческий подход к пониманию девиантного поведения. В данном подходе акцент переносится на неадекватное социальное научение. Это подход американских и канадских психологов. Из-за того, что поведение проявляется в интеракции, то поведение можно подкреплять или «притормаживать» путем поощрения или «наказания».
  4. Гуманистический подход. Рассматривается отклонения в поведении как следствие потери ребенком согласия со своими собственными чувствами и невозможность найти смысл и самореализацию в сложившихся условиях воспитания. Олдпорт, Роджерс и др. Влияет микросоциум (семья) и школа. ПРИМЕР: Авторитарное отношение не позволяет развиваться самостоятельности. Ребенок не знает, как себя вести, в какой ситуации.
  5. Эмпирический подход. Опытный подход, когда начинается диагностирование различных форм поведения. Выявляется причина, почему это есть и на основе этого прописывается определенный симптомокомплекс. Симптомокомплексы: аутизм, депрессии и др. На основе данного подхода, для описания типов отклонения используется термин «синдром», как устойчивое образование в структуре личности.

Типы синдромов:

2 стр., 565 слов

Структура личности. Теоретические подходы

... Олпорт, А. Маслоу). 8. Факторный подход к структуре личности. 9. Поиск смысла жизни и самосозидание ... защиты. Структура личности. Теоретические подходы 1. Понятие личности в системе человекознания. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность» и ндивидуальность ... невербальное общение. Воображение и творческое мышление, творческая личность 1. Общее представление о воображении. Виды воображения ...

  • нарушение поведения: деструктивность, непослушание, вспыльчивость, безответственность, наглость, ревность, навязчивость. (Вирджиния Сатир «Как строить себя и свою семью»)
  • нарушение личности: чувство неполноценности, плаксивость, избегание общения, тревожность. Это следствие определенных стилей воспитания или при патологических нарушениях личности (алкоголизм).
  • незрелость: неуклюжесть, пассивность, рассеянность, нервный смех, мастурбация. Психологическая незрелость проявляется в неуверенности в себе. Невозможно, чтобы нас любили все. Обращение внимания на то, что кто-то тебя не любит, говорит о психологической незрелости.
  • асоциальные тенденции. Наличие плохих товарищей, конформность поведения, преданность асоциальным группам, прогулы.

Факторы генезиса девиантного поведения.

9 стр., 4106 слов

Проблемы отклонения социального поведения личности в условиях российского общества

... претерпевает серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. 2. Проблемы отклонения социального поведения личности в условиях российского общества К основным формам ... цели, вытекают следующие задачи: - раскрыть сущность девиантного поведения человека; - рассмотреть проблемы отклонения социального поведения личности в условиях российского общества; - выявить пути преодоления ...

Факторы, как условия и причины:

  1. Индивидуальный фактор. Действует на уровне психобиологических предпосылок. Затрудняет психологическую адаптацию индивида.
  2. Педагогический фактор. Проявляется в дефектах школьного и семейного воспитания. В семье воспитывается (должно воспитываться) ответственность за тот или иной поступок.
  3. Психологический фактор. Раскрывает неблагоприятные особенности взаимодействия индивида со своим ближайшим окружением. Френсис Гальтон: «Почему при одинаковых условиях (близнецы в одной семье) получаются различные личности?» Так и не смог ответить. Просто человек избирателен к влияющей среде. Один выбирает одно, другой — другое.
  4. Социальный фактор. Определяется социальным, экономическим, политическим условиями существования общества.

Социокультурные аспекты отклоняющегося поведения.

Всему миру и индивиду свойственно отклоняться от оси своего существоания. Возникает что-то новое. И сначала это новое воспринимается в штыки, а затем это может даже стать нормой.

И многочисленные формы при этом отклонении говорят о наличии конфликта между тем, что предлагает общество и новообразования личности.

Виды социальных отклонений:

  1. Культурные и психические отклонения.
  2. Индивидуальные и групповые отклонения. Индивидуальные отклонения — когда индивид отвергает нормы субкультуры. Сумеет победить группу — поведет ее за собой. Проиграет — «погибнет». Групповые отклонения — это конформное поведение индивида, попавшего в группу.
  3. Первичные и вторичные отклонения. Первичное — это поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В этом виде, совершаемые проступки настолько незначительны, что не классифицируются обществом, как отклоняющееся поведение. Вторичное — отклонение, которое социально определяется, как девиантное. Это может быть первичное, которое становится закономерностью. ПРИМЕР: Ребенок впервые попробовал спиртное — первичное. Продолжение этого становится вторичным отклонением.
  4. Культурно осуждаемые отклонения. ПРИМЕР: Каннибализм. У некоторых народов — достижение. У других — преступление.
  5. Культурно одобряемые отклонения.
  • Сверхинтеллектуальность. Как способ поведения распространяется на ограниченное количество социальных статусов, когда общество может «простить» какие-то поведенческие отклонения. ПРИМЕР: Эйнштейн играл на скрипке по ночам. Причем не умел, но это его стимулировало. Никто не жаловался.
  • Особые склонности. Ясновидение, экстрасенсорные способности. Проявляются на узких, специфических участках деятельности.
  • Сверхмотивация. Многими психологами интенсивная мотивация воспринимается как компенсация за неуспешность, лишения и отвержение, перенесенные в детстве и юности. ПРИМЕР: Высокая мотивация Наполеона из-за одиночества в детстве. Был отвержен матерью.
  • Личностные качества. Черты характера, помогающие достичь возвышения личности. Целеустремленность, толерантность, креативность, деловые качества (то есть качества лидера).
  • «Счастливый случай». Большие достижения — это не только яркий талант и желание, но и способность проявления их в определенное время в определенном месте.

11.03.06

11 стр., 5179 слов

Гендерные особенности социальных представлений молодежи о полоролевом поведении личности.

... высокий уровень объяснения для рассмотрения гендерных особенностей социальных представлений молодежи о полоролевом поведении личности. Изучением социальных представлений в отечественной и зарубежной психологии занимались ... и девушек с собой []. В последние десятилетия наблюдается кризис маскулинности. Нормы маскулинности изображают «настоящего» мужчину как несокрушимый монолит. «Мужчина, - пишет ...

Личность. Диспозиция поведения. Модели девиантного поведения.

Вопросы:

  1. Сущность понятия социальной нормы
  2. Диспозиционное поведение личности
  3. Уровни проявления отклоняющегося поведения

Сущность понятия социальной нормы.

11 стр., 5092 слов

Социальные нормы как регуляторы поведения личности

... данную тему «Социальные нормы как регуляторы поведения личности» далее по тексту. 1. Понятие социальных норм Социальные норма - это предписания, которые являются общими указаниями для социального действия. Социальные нормы находятся в сложных ...

Социальная норма — это совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью осуществления деятельности, установленного образа.

Социальные нормы — полифункциональны и пронизывают все стороны нашей жизни.

Суть социальной нормы — это регулирование сознания и поведения. Происходит согласно принятой в обществе системы ценности.

Нормы возникают тремя способами:

— стихийно

— планомерно-сознательно

— смешанно

Свойства социальной нормы.

Основное свойство социальной нормы — всеобщность, то есть все ей должны подчиняться (в идеале), но в жизни есть отклонения.

Имущие обычно имеют — права, а неимущие — обязанности.

Свойства социальной нормы:

  1. Объективность отражения действительности.
  2. Однозначность, то есть непротиворечивость.
  3. Историчность, то есть преемственность.
  4. Относительная устойчивость.
  5. Динамичность.
  6. Оптимальность.
  7. Организующая, регулирующая способность.
  8. Превентивность (приведение в соответствие с должным).
  9. Коррекционно-воспитательная способность.

Социальные нормы задают топографию, как личности, так и общества.

Когда происходи процесс превращения существующих общественных норм в личные убеждения, внутренние мотивы поведения — это означает, что человек совершает и оценивает акты своего поведения с точки зрения этих норм. Поэтому социальные нормы действенны в том случае, если они становятся компонентом сознания индивидуума, то есть выступают как добровольные самообязательства.

Диспозиционное поведение личности.

Поведение личности характеризуют три составляющие:

  1. Акт поведения
  2. Способ поведения
  3. Диспозиция поведения

Акт поведения — это конкретный элемент поведения, который можно наблюдать и оценивать.

Способ поведения — это типичное для данной личности поведение.

Диспозиция поведения — это готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, поступку, действию и их последовательности.

Диспозиционное поведение — предрасположенность к готовности к реагированию на воздействие, идущее из внешней среды.

Диспозиционное поведение — это внутриличностно детерминированный способ поведения. Все развитие человека, его социальное поведение зависит от внутренних условий и от приобретенных в процессе взаимодействия и общения различных диспозиций.

Исследователи отмечают, чем раньше формируется диспозиционное поведение, тем позиция человека в жизни становится более стабильной.

Все социальное поведение личности регулируется диспозиционным поведением.

Уровни проявления отклоняющегося поведения.

Социальная практика позволила выделить модели девиантного поведения на личностном, ситуационном и средовом уровнях.

Личностная модель (уровень).

В данной модели рассматриваются особенности личности, связанные с социальной позицией (статус), с социальной ролью и диспозициями в группе.

Личностная модель девиантного поведения характеризуется самовыражением личности через ее объективацию, то есть вынесения внутреннего во внешнее.

Ситуационная модель (уровень).

Ситуация — это совокупность обстоятельств реальной социальной действительности, фона, на котором разворачиваются какие-то события, действия, причем эти обстоятельства должны служить стимулом к действию и поступкам.

Четыре ведущих фактора данной модели:

  1. Социальный статус человека.
  2. Его роль, как субъекта деятельности.
  3. Характер выполняемой деятельности.
  4. Ценностные ориентации.

Исходя из них можно назвать типы:

Социально-статусные взаимоотношения

Ролевые взаимоотношения

Средовая модель (уровень).

В психологии и педагогике социальная среда рассматривается как условие формирования личности. Социальная среда — это своеобразный показатель интериоризации культуры, это показатель уровня социального развития.

Окружающая социально-психологическая обстановка влияет на девиантов посредством общественного мнения, закона, других социальных групп, но в то же время девиантное отношение, поведение людей способны формировать окружающую их среду. Окружающая среда способна, как нивелировать (снимать), так и динамизировать девиантное отношение и поведение.

Все перечисленные выше модели взаимосвязаны между собой.

01.04.06

Типология отклоняющегося поведения

Вопросы:

  1. Краткая характеристика форм и видов отклоняющегося поведения.
  2. Бродяжничество, как социальное аутсайдерство.

Формы отклоняющегося поведения.

Аддиктивное поведение. Выражается в стремлении к уходу от реальности, путем изменения своего психического состояния, посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, сопровождающихся развитием интенсивных эмоций.

Антисоциальное поведение. Основной чертой такого поведения является совершение действий, противоречащих этике и морали. Безответственность, игнорирование законов и прав других людей.

Суицидное (суицидальное) поведение. Выражается в повышенном риске совершить самоубийство.

Конформистское поведение. Характеризуется отсутствием самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженностью к официальным точкам зрения, приспособленчеством, некритичным следованием указаниям лиц, обладающих властью. Человек, который не держит своей позиции.

Нарцистическое поведение. Существенной его особенностью является «концепция грандиозности», которая проявляется в фантазиях и действиях, повышенная чувствительность к оценкам других людей и отсутствие достаточного чувства сопереживания.

Фанатическое поведение. Выражается в слепой приверженности какой-либо идее, доктрине, нетерпимости к любым другим взглядам, что может сопровождаться действиями насильственного (брутального) характера. Брутальность — это вспышки агрессии.

Религиозный фанатизм.

Спортивный фанатизм.

Музыкальный фанатизм.

Аутистическое поведение. Характеризуется затруднением социальных контактов, оторванностью от действительности, погруженностью в среду мечтаний и фантазий.

Происходит, когда реальная действительность становится слишком травмирующей для человека.

Бродяжничество, как социальное аутсайдерство.

Социальные аутсайдеры — это люди, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались в самых низших его слоях.

Это — «несостоявшиеся люди», «пропавшие».

Выделяют две основные характеристики бродяжничества:

  1. Отсутствие определенного места жительства.
  2. Существование на нетрудовые доходы.

Бродяжничество — это тоже отклоняющееся поведение, так как они ничего не производят, а только потребляют, паразитируя в обществе.

Классификация форм бродяжничества:

  1. Бродяги, для которых это источник существования. «Истинные бродяги».
  2. Престарелые и инвалиды, из-за нехватки пенсии на лекарства и оплату жилья.
  3. Профессиональные нищие, для которых это доходный бизнес.
  4. Те, кто этим подрабатывают, то есть не постоянно, фрагментарно.

Бродяжничество приносит вред:

— являются разносчиками болезней

— преступность

— алкоголизм

— существенное государственное финансирование.

Причины бродяжничества:

Объективные причины:

— жилищные условия

— социально-экономическая и политическая ситуация

— стихийные бедствия

Субъективные причины:

— обусловлены психологическими особенностями личности

— жизненными установками

Среди бродяг выделяют тех, кто:

— уклоняется от ответственности

— не хотят работать

— «бродячие» строители (шабашники)

— потерпевшие фиаско на работе или в семье

— ставшие жертвами пропаганды и собственной романтики

— люди с отклонениями в психике

В настоящее время около 2 000 000 детей в России нигде не учатся и не живут постоянно.

15.04.06

Аддикции

Вопросы:

  1. Общее понятие об аддикции. Понятие фиксации.
  2. Факторы возникновения аддиктивного поведения.
  3. Этапы формирования аддиктивного поведения.

Общее понятие об аддикции. Понятие фиксации.

Аддикция произошло от англ. addiction — склонность, пагубная привычка, зависимость.

Аддиктивное поведение выражается в стремлении уйти от реальности, искусственно изменяя свое психическое состояние, ограничивая его каким-то одним видом активности.

Развитие аддиктивного поведения начинается с фиксации. Любая фиксация формируется на основе последовательного чередования специфических психологических состояний, при которых переживания напряжения, эмоциональной боли, чувства одиночества, сменяется сильным положительным ощущением и запоминается путь приобретения этого опыта устранения неприятностей.

То есть фиксация — это желание снова и снова пережить состояние избавления от стресса и напряжения.

В конце концов, эта фиксация вытесняет все вокруг. Человек уже знает, как быстро и просто устранить сложности жизни или ситуации. Включается эта память.

Фиксация необходима для запуска аддиктивного процесса, с помощью которого будущий аддикт достигает желаемого психического состояния. Реализация аддиктивного желания приводит к постепенному развитию сверхценного отношения к этому агенту, навязчивости и насильственности, что изменяет всю жизнь аддикта.

Фиксация всегда сопровождается эмоциональным подъемом, эйфорией, релаксацией, чувством психологической свободы. Фиксация всегда сковывает внимание аддикта, он лишен истинного переживания и сострадания.

Человек внешне нормален, но внутри него уже живет аддиктивная личность, со своими особенными взглядами, принципами, желаниями и т. п.

Факторы возникновения аддиктивного поведения.

Развитие аддиктивного поведения определяется сложной системой факторов (причины, условия), обусловленными как внешними воздействиями, так и внутренними характеристиками. Первые характеристики — это личностные характеристики (ограниченность интересов, низкий внутренний контроль, внутренняя напряженность, социальная инфантильность, низкое самоуважение, низкая переносимость фрустраций).

В таких ситуациях всегда возникает желание «решить» проблему с помощью прибегания к помощи «агента».

Лазарус вводит термин «копинг», способность разрешать трудные ситуации и овладевать ими.

Напряженные моменты в жизни естественны, но у каждого свой путь решения.

Два типа «копинга», как способов выхода из ситуаций:

  1. Проблемно-центрированный копинг. Человек предпринимает разнообразные действия с целью найти выход, то есть он занимает активную позицию. Берет на себя ответственность за принимаемые решения.
  2. Эмоционально-центрированный копинг. Здесь человек полностью поглощен своим эмоциональным состоянием и «плывет» по течению.

В зависимости от типа «копинга» и разные инструменты выхода из сложностей.

Эмоционально-центрированный копинг — мифологическое мышление, доверие своему мнению, а не реальности.

ПРИМЕР: Рождаются ригидные установки: «Все должны меня любить…», «Я не имею права на ошибку…», «Жизнь проживаются набело и исправления не допускаются…»

Для проблемно-центрированного копинга характерно логическое мышление, основанное на анализе фактов.

Это важно, какой форме копинга мы обучим детей, а это зависит во многом именно от того, каким типом копинга пользуемся мы, как родители, в своей жизни.

Второй фактор — наличие аддиктивной субкультуры.

Реклама учит, что «хорошая» жизнь неразрывно связано с приемом алкоголя.

Третий фактор — аддиктивная ориентация общества.

Все ориентирует покупателя на потребительское поведение.

Только один товар, а все остальное человека не интересует — привязка к одному товару.

Герой радуется уже факту обладания товаром.

Четвертый фактор — условия детства, семейного воспитания и влияния семьи.

Речь о стилях воспитания, которые влияют на становление личности. Отсутствие тепла и любви повышает потребление алкоголя в будущем.

Пятый фактор — воспитание у ребенка стойких чувств вины, стыда, покинутости, униженности, неполноценности.

Шестой фактор — психические травмы в детстве (физическое и сексуальное насилие над ребенком).

29.04.06

Черты аддикта, характерные для всех форм аддиктивного поведения:

  1. Сниженная переносимость к фрустрации. У такого человека проблемы с ответственностью.
  2. Комплекс скрытой неполноценности, хотя внешне человек проявляет некое превосходство над другими.
  3. Внешняя социабельность, но возникает страх перед полноценными продолжительными социальными контактами.

Пять этапов формирования (развития) аддиктивного поведения:

1.

Этапы формирования аддиктивного поведения.

13.05.06

Алкоголизм

Вопросы:

  1. Исторические корни алкоголизма.
  2. Социокультурные аспекты алкоголизма.
  3. Факторы алкогольной зависимости.
  4. Формы и эффекты алкогольной зависимости.
  5. Мотивация приема алкоголя.
  6. Стадии алкоголизма.
  7. Личностные изменения при алкоголизме.

Исторические корни алкоголизма.

Проблема актуальна во всем мире и во все времена. Проблема молодеет на глазах.

Алкоголь, как социальное явление и алкоголь, как заболевание — в этих двух направлениях рассматривается это явление.

Алкоголь — похититель рассудка (это уже с древних времен).

8000 лет назад люди выявили такие особенности алкоголя. Папуасы, не умея добывать огонь, уже умели вырабатывать алкоголь.

В Древней Греции пьяниц убивали, как взбесившихся собак. Позже перестали убивать (их стало много), но окружали всеобщим презрением.

Чрезмерное употребление алкоголя никогда не приветствовалось.

«Аль» «как» «голь» — самая тонкая суть вещи в переводе с арабского (что у трезвого на уме, то у пьяного на языке)

Спирт от слова «спира» — дышу.

В 6−7 веке был получен арабами чистый спирт. А первую бутылку водки получил араб Рагез в 860 году.

Коран вообще запрещает употребление алкоголя.

Потом путем возгонки вина и в Европе научились производить алкоголь. По легенде,

впервые это сделал итальянский монах Валентиус.

Распространение алкоголизма на Руси связано с политикой господствующего класса. Спиртные напитки и табак всегда было в ведении государства.

Костомаров доказал, что в Древней Руси пили очень мало, причем напитки не превышали по содержанию спирта 5%, так что это миф о «пьяной Руси».

При Иване Грозном начинается легализация алкоголя и продажа ее государством.

Но вскоре начинают вводить ограничения, чтобы снизить проблему алкоголя.

С 1894 года — установлена государственная монополия на производство алкогольных напитков.

В социальном плане алкоголизм — это неумеренное потребление алкоголя, спиртных напитков, приводящее к нарушению норм поведения в быту, в сфере трудовой деятельности, а в масштабах страны к заметному ущербу для здоровья и благосостояния населения, а также к экономическим потерям.

То есть человек запил  перестает приносить блага обществу и разрушаются социальные и семейные отношения, а это — основа государства.

В медицинском плане алкоголизм — это заболевание, вызванное систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся патологическим влечением к ним, развитием психической (непреодолимое влечение) и физической (появление абстинентного синдрома при прекращении употребления) зависимости.

Абстиненция — нехватка. Абстинентный синдром = синдром отнятия.

В 1849 году алкоголизм, как заболевание выделил немецкий ученый Гус.

В 1959 году Зинин описал, что такое абстинентный синдром. С тех пор наличие абстинентного синдрома стали считать критерием алкоголизма, как болезни.

Социокультурные аспекты алкоголизма.

К данному аспекту (культурному) относятся:

  • культурно сформированные ожидания, которые обуславливают эмоциональные следствия алкоголизации, тем самым, формируя характер влечения.
  • традиции и ритуалы, алкоголь употребляется в контексте различных социальных событий.

Пьянство — это условно-рефлекторное ситуационное употребление алкоголя. Оно символизирует социальную солидарность, рассматривается как релевантное (равноправное) отношение между полами и глубинный социальный обмен между мужчинами.

Это взращивается на почве культурных традиций и обучение происходит в основном в семье (микросоциуме).

Дисфункциональные и функциональные факторы алкоголизма:

  1. Алкоголь — всегда составная часть ритуала. Многие люди из бизнеса говорят, что проведение переговоров и обсуждение условий обычно происходит не в офисе, а в сауне, за столом (во время релакса).
  2. Употребление алкоголя связано с облегчением межличностных контактов. Почему подростки пьют перед дискотекой (снимается напряжение).

    Аддикты ощущают напряжение, а алкоголь снимает все это.

  3. Алкоголь является формой протеста против общества. Рассматривается как способ снятия стрессреакции.

Факторы алкогольной зависимости.

В формировании алкогольной зависимости важнейшую роль играют три фактора:

  • биологический, рассматривается, как наследственная предрасположенность.
  • психологический, данный фактор является предпосылкой развития алкоголизма и связан с наличием в структуре личности какого-либо дефекта, изъяна, затрудняющего социальную адаптацию (врожденный или приобретенный дефект).

Четыре типа личности, подверженные алкогольной зависимости по Холлу:

— лица с завышенной самооценкой, уверенностью в собственной непогрешимости

— агрессивные, асоциальные, жестокие, неустойчивые эмоционально, легко

фрустрирующие.

— неприспособленные, беспомощные, склонные к невротическим реакциям

— странные, с чертами депрессивности и параноидальности (тревога, страх).

  • социальный (культурные предпочтения, традиции, обычаи, семья).

— низкий образовательный и культурный уровень человека

— отношение к употреблению спиртных напитков (может быть легенда о

целебных свойствах алкоголя)

— политические аспекты (когда внедрение пьянства выгодно государству)

— микро- и макросреда (то есть окружение человека и его влияние)

Формы и эффекты алкогольной зависимости.

В алкогольной аддикции выделяют две формы зависимости:

  • психическая зависимость — стремление получить от алкоголя субъективно приятные ощущения, переживания и повысить настроение. Психическая зависимость формируется первой. Появляется в тех случаях, когда алкоголь принимается в качестве релаксирующего средства. Человек уже начинает принимать алкоголь при всех стрессовых ситуациях.
  • физическая зависимость. При злоупотреблении алкоголем формируется физическая зависимость, для которой характерны следующие признаки:

— повышенная толерантность (переносимость количества алкоголя)

— невозможность удержаться от выписки

— потеря контроля

— явление алкогольной абстиненции

У физической зависимости есть существенный признак — утрата рвотного рефлекса, как защитной реакции организма.

Физическая зависимость от алкоголя выражается в количественном и качественном отношении.

Какие эффекты дает нам алкоголь ?

  1. Эффект ожидания, связан с повышением настроения.
  2. Своеобразный допинг-эффект, связан с чувством прилива сил, подъема, затем сменяются чувством апатии, сонливости.
  3. КЭФ-эффект (эйфоризирующий эффект), дает ощущение благополучия, как физического, так и психического.
  4. Транквилизирующий (успокаивающий) эффект, снимает напряжение.

На фоне психической и физической зависимости у человека формируется устойчивый алкогольно-наркоманический синдром.

Мотивация приема алкоголя.

  1. Атерактическая мотивация, желание человека смягчить, снять тревогу.
  2. Субмиссивная мотивация, человек не способен отказаться от предлагаемого ему алкоголя, тенденция к подчинению и зависимости.
  3. Геденестическая мотивация, стремление к наслаждению, то есть принимают для того, чтобы получить удовольствие (повышение настроения).
  4. Мотивация с гиперактивацией поведения, с целью повышения тонуса и самооценки, появляется состояние возбуждения.
  5. Псевдокультурная мотивация, определяется атрибутивными свойствами алкоголя, то есть принятие «по случаю» и иногда этот мотив связан с гиперкомпенсацией неполноценности, комплекса.

Течение алкоголизма:

1-я стадия начинается через 5−10 лет пьянства

2-я стадия — 5−15 лет

3-я стадия — последняя

1-я стадия — церебрастеническая стадия или начальная стадия.

Показатель: психологическое влечение к алкоголю сочетается с привыканием. На этой стадии соматические расстройства не носят стойкий характер и исчезают с прекращением употребления алкоголя.

2-я стадия — стадия физической зависимости или энцефалопатическая стадия. Глубинные выпадения памяти, снижается критика к своему состоянию, эмоционально упрощаются, появляются раздражительность, вспыльчивость, циничны в поведении, раскаяние носит поверхностный характер.

Выражены соматические нарушения: цирроз печени, токсический гепатит, снижение половой функции, снижение сопротивляемости организма.

3-я стадия — конечная. Тяжелые психические и соматические расстройства. Ригидность поведения. Наблюдается усыхание мышечной массы тела. Алкогольные галлюцинатозы и психозы. Заканчивается эта стадия летальным исходом.

Суицид

Самоубийство — это добровольный акт лишения себя жизни, для которого характерны способность субъекта к выбору конечной цели деятельности (самоуничтожения) и внутренние усилия, необходимые для ее осуществления. Главным в самоубийстве является заинтересованность индивида в наступлении собственной смерти.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector