Детские неврозы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДЕТСТВА

КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Исследовательская работа по дисциплине:

Психология детей с Эмоционально-волевыми расстройствами

Выполнила студентка группы № 21

Ф.И.О.: Ефимова Алёна Константиновна

Направление «Специальное (дефектологическое) образование»

Профиль: «Дошкольная дефектология»

Форма обучения: очная

Проверила: старший преподаватель Пискун О.Ю.

Новосибирск 2014

Содержание:

Глава 1 Рефлексивный анализ…3

Глава 2 Психолого-педагогическая характеристика неврозов…4

2.1 Определение неврозов…4

2.2 Классификационные диагностические системы…4

2.3 Патогенез неврозов…5

2.4Причины детских неврозов…6

Глава 3 Психолого-педагогические подходы работы с детьми с неврозами…8

3.1 Индивидуальная работа…8

3.2 Применение психотерапии изобразительного творчества…8

3.3 Игровая терапия…11

Список источников…13

Глава 1 Рефлексивный анализ

Книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».

Книга произвела очень сильное впечатление. Автор сумел передать чувства и переживания ребёнка, лишённого материнской ласки и вынужденного пребывать под присмотром бабушки-деспота. Книга правдивая и откровенная. Очень часто встречающаяся картина в современном мире. Пожилая женщина нуждается в лечении, но как и все сумасшедшие, отказывается это признавать. В доме постоянно на ровном месте возникают скандалы и сцены. Муж равнодушен к происходящей картине и соглашается со всем, что твердит бабушка. Он бежит от реальности, и точно так же, как и жена ненавидит свою жизнь, терпит все происходящее. Саша же только и мечтает о встрече с мамой. Самое страшное, когда детей, лишенных здоровья, нуждающихся в еще большем внимании, лишают еще и материнской ласки. Дети не должны думать о болезнях и смерти. Самое важное, что мы должны для них делать-это дарить любовь, заботу, чтобы ребенок меньше задумывался над своими проблемами. Самое страшное-это равнодушие и тирания, очень ярко описанные в данном произведении.

8 стр., 3626 слов

Глава 1. Творчество как психолого-педагогическая проблема…

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………. 1.1 Психология и педагогика творчества………………… 1.2 Роль уроков математики в развитии творческих способностей младших школьников………………………………………………………………. Глава 2. Практическая часть………………………………………… 2.1 Опыт развития творческих способностей учащихся на уроках математики в СОШ………………………………………………………………. 2.2 Развитие творческих способностей младших школьников на ...

Книга «Белое на Черном» — Рубен Давид Гонсалес Гальего

Страшная реальность, одним словом. Невероятно ужасно и катастрофически невыносимо осознавать, что это все так и есть и все это происходит в нашей стране. Люди жестоки по природе своей и с этим никто ничего не хочет делать. Мы в России и тут холодно. Холодно во всех пониманиях этого слова. Холодно относятся к детям и людям в целом, чем-то отличающимся от нас. Мы не любим думать о том, что кому-то тяжело, гораздо тяжелее, чем нам. Мы любим думать лишь о себе и о том что находится от нас на расстоянии вытянутой руки. Равнодушие и жестокость идут бок о бок в этой книге. Для контраста с российской действительностью, автор рассказал о своей поездке в США. О том, что там к инвалидам относятся не как к людям с ограниченными возможностями, а как к людям с повышенными потребностями. Для таких людей там создаются действительно удобные условия для жизни, им помогают. Человек должен быть человеком, он должен развиваться, личностно расти, радоваться, получать эмоции, удовольствие от жизни, любить реализовывать свои способности в обществе, вне зависимости от своих особенностей. Человек после школы не должен попадать в дом престарелых, Человек не должен ждать своей смерти. Человек, каким бы он ни был должен Жить.

Глава 2 Психолого-педагогическая характеристика неврозов

2.1 Определение «невроз»

Невро́з, психоневро́з, невроти́ческое расстройство — в клинике: собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению. Клиническая картина таких расстройств характеризуется астеническими, навязчивыми и/или истерическими проявлениями, а также временным снижением умственной и физической работоспособности.[1] Понятие «невроз» было введено в медицину в 1776 году шотландским врачом Уильямом Кулленом.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития ...

2.2 Классификационные диагностические системы

Классификация дестких неврозов по А.И.Захарову:

1. Невроз страха. Пример, девочки 6-ти лет описывает данный вид невроза.

Мы знаем, что, когда возникают такие состояния, чаще всего речь идет о страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех детей в возрасте 5−6 лет. … Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями; но только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная атмосфера… А если ребенок и прежде был беспокойным, то подобное беспокойство резко усиливает возрастной страх смерти, и вот вам набор невротических страхов, как у этой девочки (боязнь лифта, пожара, огня, болезни, машин и т. д.).

Все эти страхи мотивированы, по существу, одним: боязнью, что может что-то случиться. В своем максимальном выражении это «что-то» означает смерть: от пожара, болезни и т. д. Источником подобных страхов была мать, тревожная по характеру, и всего этого боявшаяся в детстве. [2, c.69−70]

2. Неврастения.

«Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями». [2, c.69−70]

3. Истерический невроз.

«Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем возрасте». Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности, но причина — та же. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада, но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно — ведь ребенок не понимает смену логики родителей. «Главное отличие: ребенок не хочет быть таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не может сделать, это происходит помимо его воли». [2, c.69−70]

3 стр., 1463 слов

Счастливые дети разведённых родителей

Николай Николаевич Нарицын …Именно потому, что при разводе супруги не могут зачастую подойти к «разделу» ребенка грамотно, и считается, что развод родителей для детей непременно становится психотравмой. На самом же деле дети наверняка спокойно отнесутся к этому, если столь же спокойно воспринимают этот факт сами родители. Но в том-то и беда, что развод при наличии детей происходит уже на такой ...

4. Невроз навязчивых состояний.

Обычно проявляется в более старшем школьном возрасте. Состояния, при которых ребенок испытывает потребность совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как тики, однообразные движения, или респираторные явления.

Корни этого невроза — те же, семейные отношения, вернее их нарушения. Повышенная требовательность родителей, требовательность — ради требований, принципиальность — вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей. [2, c.69−70]

2.3 Патогенез неврозов

Основная причина возникновения неврозов — психическая травма. Возникновение невроза нередко связанно не с прямой реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а длительной переработкой сложившейся ситуации и неспособностью адаптироваться к новым условиям. Другими словами, для развития невроза, кроме психической травмы, необходимо наличие своеобразной структуры личности. По И.П.Павлову в патогенезе неврозов важная роль принадлежит воздействию на центральную нервную систему чрезмерных по силе или длительности внешних факторов, вызывающих срыв высшей нервной деятельности.

Патофизиологические расстройства при неврозах мы можем прокомментировать динамикой следующих понятий, связав их главным образом с клиникой: 1) перенапряжение процесса возбуждения; 2) перенапряжение процесса торможения; 3) «сшибка» процессов возбуждения и торможения; 4) нарушение билатеральной регуляции; 5) развитие фазовых состояний; 6) изменение нервно- психической реактивности и приспособительных функций организма; 7) образование патодинамических и вместе с тем относительно устойчивых церебральных нарушений, проявляемых клинической картиной невроза. Возбудимость — наиболее ранний ответ в онтогенезе при действии ограничений и интенсивных раздражителей у стеничных, активных по природе детей. [2, c.125]

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

Человек в психоанализе Содержание Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.2 Эрос в психоаналитике 8 2.3 Деструктивность в психоанализе 10 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» 12 Заключение 15 ...

2.4Причины детских неврозов

В качестве факторов, предрасполагающих к развитию невроза выделяют как психологические факторы (особенности личности, условия ее созревания и воспитания, становления взаимоотношений с социумом, уровень притязаний), так и биологические факторы (функциональная недостаточность определенных нейромедиаторных или нейрофизиологических систем, делающая больных уязвимыми к определенным психогенным воздействиям).

Различные психоаналитические теории представляют невроз и его симптоматику в основном как следствие глубинного психологического конфликта. Предполагается, что такой конфликт формируется в условиях сохраняющейся долгое время социальной ситуации, которая препятствует удовлетворению базисных потребностей человека или представляет угрозу для его будущего, которую он пытается, но не может преодолеть.

Зигмунд Фрейд считал, что невроз образуется в результате противоречий между инстинктивными влечениями (Оно) и запрещающим Сверх-Я, представляющим собой мораль и законы нравственности, заложенные в человека с детства. [4]

Карен Хорни считала, что невроз возникает как защита от таких неблагоприятных социальных факторов, как унижения, социальная изоляция, тотальная контролирующая любовь родителей в детстве, пренебрежительное и агрессивное отношение родителей к ребёнку.

Чтобы защититься, ребенок формирует три основных способа защиты: «движение к людям», «против людей» и «от людей». Движение к людям преимущественно представляет собой потребность в подчинении, в любви, в защите. Движение против людей — это потребность в триумфе над людьми, в славе, в признании, в успехе, в том, чтобы быть сильным и справляться с жизнью. Движение от людей представляет собой потребность в независимости, свободе, в отдалении от людей. У каждого невротика есть все три типа, однако один из них доминирует, таким образом можно условно классифицировать невротиков на «подчинённых», «агрессивных» и «обособленных». Карен Хорни уделяла много внимания не только проблемам, порождаемым противоречиями между этими тремя способами защиты, но и проблемам, порождаемым самими защитными тенденциями[3, с. 112].

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр. нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

Глава 3 Психолого-педагогические подходы работы с детьми с неврозами

3.1 Индивидуальная работа

Основные методики индивидуальной работы представлены в виде разъясняющей, рисуночной, игровой и гипносуггестивной психотерапии. Схематично можно наметить следующую последовательность задач:

1) контакт с ребенком, его успокоение;

2) уменьшение остроты личностной реакции на невротическое заболевание;

3) эмоциональное отреагирование и снятие реакций страха;

4) разрешение невротического конфликта;

5) укрепление психофизиологических возможностей;

6)устранение патологических стереотипов реагирования, в том числе защитного типа поведения, принятие себя и других через сбалансированную и более зрелую систему оценок и суждений;

7 стр., 3311 слов

Психотерапия неврозов

План: Введение Психотерапия при непсихотических расстройствах: Психотерапия при неврозах (общие вопросы, закономерности психотерапевтического процесса) Психотерапия реактивных состояний. Психотерапия расстройств личности и поведения у взрослых Психотерапия при психотических расстройствах Психотерапия при психозах Заключение Термин «невроз» ввел в медицинскую практику в 1776 г. Шотландский врач W. ...

7) обучение навыкам адаптивного взаимодействия. [2, с.163]

3.2 Применение психотерапии изобразительного творчества

Рисунки как вид творчества являются преломлением в сознании ребенка окружающей его действительности. У дошкольников отражение реальности скорее символично, чем натуралистично, так как они изображают предметы и людей в соответствии со своими возрастными представлениями. Изобразительная деятельность является не только средством связи между развивающимися мышлением и эмоциями, но и естественным стимулом для воображения. Практическая ценность рисования состоит в предоставлении ребенку дополнительных возможностей для невербального выражения идей. В качестве особого языка познания рисование выступает как своеобразный вид коммуникации ребенка с окружающей его социальной действительностью.

Дети с неврозами больше чувствуют и понимают, чем могут выразить это словами. Вербализация их чувств и мыслей не всегда возможна при конфликтных отношениях в семье, недостаточной отзывчивости родителей и тревожно-мнительном способе переработки жизненных неудач. Несвойственная ребенку, вынужденная задержка эмоций, накопление переживаний подобно эмоциональному тормозу препятствует раскрытию творческих возможностей, снижает уверенность в своих силах и жизненную активность. В результате изобразительное искусство способно играть значительную роль в восстановлении душевного равновесия, способствуя освобождению подавленной эмоциональной и творческой энергии и одновременно выступая в качестве средства эстетического воспитания. В изучаемых семьях родители нередко считают игру и рисование несерьезными занятиями, односторонне заменяя их вербальным научением. Поэтому рисунки, сделанные детьми во время лечебных занятий, помогают им увидеть творческие возможности ребенка и оценить его спонтанную созидательную активность.

Рисование — не только невербальный способ коммуникации, но и средство развития самостоятельности. Рисуя, ребенок может остаться один на один со своими мыслями и лучше разобраться в своих переживаниях. Полезно наблюдение за поведением ребенка при рисовании. Успокоение психомоторно возбудимых детей говорит о преимущественно функциональном характере их нарушений. При рисовании по заданию может проявиться неуверенность в своих силах, и ребенок должен преодолеть психологический барьер, чтобы выполнить задание врача. Анализ свыше тысячи рисунков детей с неврозами, выполненных спонтанно и по заданию врача, показал следующее. Дома мальчики чаще всего изображают машины, корабли, транспорт, затем идут батальные сцены, девочки же чаще рисуют природу, дом, людей, животных, т. е. имеет место обычная тематика рисунков. Выполненные по заданию врача дома и на приеме рисунки на тему «улица», «двор» в подавляющем большинстве являются однофигурными композициями, т. е. дети изображают только себя, отражая тем самым свои проблемы общения, в том числе непринятие со стороны сверстников. В рисунках на тему «детский сад» дети изображают себя в присутствии одного или нескольких сверстников, помещая себя на периферии группы. В рисунках на тему «школа» большинство детей изображают себя в одиночестве, реже с находящимся рядом взрослым (педагогом).

Сверстники фигурируют на рисунках только в 1/3 случаев и обычно находятся в центральной позиции по отношению к больному. Все это подтверждает наличие у детей с неврозами проблем общения. [2, c.167]

Диагностические возможности заключены в рисуночной пробе «семья», позволяющей уточнить отношения в семье. В первом варианте ребенок изображает себя и остальных членов семьи в четырех комнатах, расположенных в двух этажах, — по одному в комнате. При анализе рисунка имеют значение характер размещения членов семьи и то, кто из них находится рядом с ребенком. Обычно это эмоционально близкое лицо. Во втором, основном варианте дети рисуют семью, не получая каких-либо инструкций. Анализ проводится в отношении состава изображенной семьи, структурной и цветовой композиции рисунка. Иногда дети «забывают» нарисовать одного из членов семьи. Обычно это малозначимое для ребенка лицо или брат (сестра), вызывающий чувство ревности. Представляет интерес и включение в семью других лиц — знакомых, родственников, врача. Подобная тенденция чаще проявляется при наличии большой или неполной семьи.

Чаще всего изображают себя в середине рисунка, т. е. между родителями, больные истерическим неврозом. Они же, в отличие от других детей, рисуют себя выше и крупнее родителей. Все это подчеркивает эгоцентризм, повышенное самомнение и претенциозность больных с истерическим неврозом. При конфликте родителей дети чаще рисуют себя между ними, как бы объединяя семью. Вне конфликта они (кроме детей с истерическим неврозом) рисуют себя преимущественно справа или слева от обоих родителей. При конфликте с матерью или отцом ребенок чаще рисует себя рядом, т. е. «устраняет» конфликт. Таким образом, в рисунках может отражаться не только фактическое положение, но и установка на более приемлемый характер отношений в семье. При дополнительном задании нарисовать и врача его большей частью помещают рядом с отцом, отождествляя с ним по признаку пола. Определенный интерес представляет и цветовая композиция рисунка при использовании красного, зеленого, синего и черного цветов. В ней не удается выделить ощутимого преобладания цвета в окраске ребенком своей фигуры и фигур родителей. Исключением является синяя окраска туловища отца детьми с истерическим неврозом (55%).

Подобная окраска указывает на восприятие отца как источника эмоционального успокоения, привязанности и любви. Следует отметить и сравнительно более частое окрашивание своего туловища черной краской у больных неврозом навязчивых состояний, что подчеркивает их пессимизм, чувство одиночества и изолированности от окружающих. В половине случаев дети с неврозами используют цвет окраски туловища, общий с тем из родителей, на которого они походят внешне или характером. У девочек это выражено только в отношении матери. В отношении идентификации детей с родителями вопрос обстоит сложнее. Если у мальчиков трудно обнаружить связь между выбором при опросе роли отца и общей с ним окраской туловища, то каждая вторая девочка использует один цвет, если она выбирает при опросе роль матери, т. е. идентифицирует себя с ней. Следовательно, общая окраска туловища может служить признаком идентификации только в ограниченном числе случаев. Отсутствует общая окраска туловища с родителем, к которому привязан ребенок. Еще большее разнообразие в палитре красок наблюдается при изображении на рисунке лица. При контрольном воспроизведении рисунка в большинстве случаев меняются расположение фигуры больного и окраска его туловища. Таким образом, данная рисуночная проба носит вариативный характер. Однако она может в известных пределах дополнять клиническое обследование и создавать повод для беседы о семейных отношениях. Испытываемые детьми страхи по заданию врача рисуются дома. Анализ рисунков показывает, что чаще всего они связаны с воображаемыми персонажами или событиями, ассоциируемыми с неожиданным воздействием (испугом), насилием (агрессией), уродством (метаморфозой), болезнью (несчастьем) и смертью (концом).

В общем виде речь идет о страхе того, что может случиться. В его основе лежит страх изменения, иначе — страх «не быть собой» в результате действия трансформирующих психику сил. У подростков это может быть и страх потери самоконтроля, достигающий своего апогея в страхе сумасшествия — неконтролируемого сознанием распада и уничтожения «я». В более широком аспекте страх изменения мотивирован страхом потери человеческого облика, т. е. страхом исчезновения себя как индивида и как личности. [2, с.198]

3.3 Игровая терапия

Игровая терапия основана на естественной для детей потребности в игре, являющейся важнейшим условием правильного, гармоничного развития ребенка, в том числе воображения, самостоятельности, навыков адаптированного взаимодействия с людьми. Игровая терапия подразумевает организацию игры как терапевтического процесса и требует эмоциональной вовлеченности врача, его гибкости и способности к игровому перевоплощению. Игровая терапия и внушение являются основой психотерапии у детей, ее движущей силой. Игровая терапия находит свое успешное применение как самостоятельная методика психотерапии, так и в сочетании с другими методиками. Выше уже говорилось о ее возможностях как завершающей стадии семейной и рисуночной психотерапии. При комбинации разъясняющей, игровой и суггестивной психотерапии прием проходит в следующей последовательности: беседа — спонтанная игра — направленная игра — внушение. Спонтанная игра как неформальная часть приема снимает напряжение, возникающее при беседе, повышает интерес к лечению и представляет своеобразную разминку перед направленными играми. У дошкольников на приеме преобладает игровой компонент, у младших школьников время беседы и игры приблизительно одинаково, в подростковом возрасте значительно возрастает доля обсуждений. Игра проводится в кабинете врача, где имеются коврик и стеллажи с игрушками. Набор игрушек включает неподвижных кукол для детей первых лет жизни, для более старших — кукол-петрушек, надеваемых на пальцы или на руку (кукольный театр), маски, кегли, бубны и небольшой барабан, детскую посуду, разборные конструкции и т. д. В кабинете находится большое горизонтальное зеркало, в котором дети могут видеть себя во время игры. С помощью небольшого количества кукол можно воспроизвести практически неограниченное число игровых ситуаций. В качестве тем для игры используются сказки, стихи, рассказы, придуманные истории, фантазии детей, содержание сновидений или реальные события. [2. с.199]

Список источников:

  1. Неврозы // Большая медицинская энциклопедия. — Т. 16. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1981. — С. 251.
  2. Захаров А. З. // Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. — Ленингр.: ЭКСМО-Пресс, 2000, С. 448
  3. Хорни К./ Наши внутренние конфликты // Хорни К. Самоанализ- М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.- С. 212
  4. Википедия-свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. /. — Электрон. журн. — режим доступа к журн.: https://ru.wikipedia.org

13