Дети группы риска

Введение

В настоящее время категория «детей группы риска» является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.

В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику. Выявление и профилактика различных отклонений у подростков группы риска необходимо по трем причинам.

Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний.

Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются многие нервные и психические заболевания.

В-третьих, естественное для этого возраста расширение сферы социальных отношений дает подростку новый социальный опыт, овладеть которым очень сложно.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме проблемы детей группы риска в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью, особенно в условиях современного общества, когда имеется множество факторов приводящих взрослого, подростка и ребенка к депрессии, как на физическом, так и на психологическом уровне.

Законодательство РФ предполагает, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви, моральной и материальной обеспеченности. Если бы это положение исполнялось в полном объеме, то в обществе не было бы проблемы детей группы риска [3].

Обострение социально-экономической ситуации в стране, резкое ухудшение экологической ситуации в целом и множество иных факторов привели наше общество к увеличению роста числа детей «группы риска». По статистике 15 процентов российских детей не посещают школу — это те, кто составляет группу риска.

Большая часть из них имеет особенности физического, психического, социального развития, к которым, как правило, относят проблемы со здоровьем, трудности в воспитании и обучении, ограничение возможностей физического развития, сиротство и другие. Поэтому важнейшим приоритетом современной государственной политики в отношении детей с особенностями в развитии считается обеспечение гарантии их прав на выживание, развитие и защиту [2].

8 стр., 3701 слов

Педагог-психолог Сурикова н.В. Школы №1861 юао города Москвы ...

... групп риска: дети с трудностями произвольности и самоорганизации, гипертимные дети, астеничные, дети – синтетики, правополушарные и, так называемые, «застревающие». Дети, ... благоприятной обстановки. Неуверенные дети- проблема таких детей в том, что ... реакциями взрослого. Тревожные дети задают множество уточняющих вопросов, часто ... слабым местом гипертимных детей. С другой стороны, они, как правило, ...

Объект исследования — подростки группы риска.

Предмет исследования — личностные особенности подростков группы риска.

Цель работы — рассмотрение понятия подростки «группы риска» и выявление их личностных особенностей.

Задачи:

. Раскрыть суть понятия подростки «группы риска»

. Проанализировать причины попадания детей в «группу риска»

. Изучить личностные особенности подростков «группы риска»

1. Подростки «группы риска» и их личностные особенности

.1 Сущность понятия «дети группы риска»

В настоящее время категория «детей группы риска» (имеется в виду риск для общества, который они создают, и риск потери ими жизни, здоровья, возможностей развития) является предметом исследования различных отраслей научного знания, вследствие чего имеет междисциплинарный характер изучения, обусловливающийся сложностью и многогранностью этого явления.

В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций «детей группы риска». В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности в обучении, психическом развитии, социальной адаптации, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, социализации в целом.

Дети группы риска — это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

Первыми рассмотрим подростков с явлениями психической неустойчивости. Термин «психическая неустойчивость» многозначен. Они описываются под разными названиями: «безвольные», «повышенно — внушаемые», «с неустойчивым настроением».

К ним относятся остаточные явления раннего органического поражения ЦНС ребенка с «органическим» инфантилизмом, психогенно обусловленное аномальное формирование личности при дефектах воспитания в условиях безнадзорности. У этих детей отличается отсутствие чувства долга, неспособность тормозить свои желания, подчиняться требованиям школьной дисциплины. Они быстро теряют интерес к занятиям и постоянно нуждаются в стимуляции извне (поощрение, напоминание, перемена видов деятельности).

Мало способные к волевому усилию, при затруднениях в учебе они нередко уходят с уроков, катаются на городском транспорте, играют в футбол. Побеги из школы и дома являются одной из основных форм защитной реакции, хотя в значительной мере служат удовлетворением инфантильных потребностей.

Нарушения поведения у подростков с психической неустойчивостью связаны с аномалией развития по типу эмоционально — волевой, личностной незрелостью. Психологическое исследование выявляет негрубую недостаточность интеллектуальной сферы как в плане ее общей незрелости, так и недостаточности отдельных функций.

4 стр., 1813 слов

Невротические расстройства, психогенные реакции у умственно отсталых ...

... эмоциональности и внушаемости. Так как умственно отсталые дети и подростки отличаются несамостоятельностью и особенной внушаемостью, то и риск возникновения у них кратковременных истерических реакций или ... псевдодементность. Он отличал первую от второй по отсутствию истерической реакции, естественности поведения, по затруднениям при выполнении более сложных задач, по производимому впечатлению более ...

Подростки «группы риска» с преобладанием явлений аффективной возбудимости. Центральное проявление их школьной дезадаптацией — аффективные разряды, направленные на сверстников и взрослых. Склонность к разрешению конфликтов путем агрессии делает такого подростка опасным для окружающих. Данные педагогических характеристик и психологического исследования указывают на педагогическую запущенность, недостаточную сформированность общих знаний и представлений, отставание в речевом развитии, выраженное отрицательное отношение к учебе, установку на физический труд. Все это относится к социальным факторам. К биологическим факторам, способствующим аффективной возбудимости, относится ускоренный половой метаморфоз с бурным физическим ростом. В генезе аффективной возбудимости определенное место принадлежит легкой органической недостаточности нервной системы. Декомпенсация поведения по типу аффективной возбудимости является как бы «болезнью роста».

Подростки с ЗПР. Важность проблемы, рассмотрения подростков с ЗПР, определяется как рядом трудностей в поведении, часто возникающих у этих детей в подростковом возрасте и нуждающихся в лечебно-педагогической коррекции, так и необходимость дифференциации трудовой подготовки.

Нарушения поведения обнаруживают связь с различными видами неполноценности ЦНС, отсюда нарушение познавательной деятельности, эмоциональная незрелость, отклонение темпа полового созревания.

В формировании нарушений поведения бесспорная роль принадлежит социальному фактору, неблагоприятным условиям воспитания и окружения, неадекватным условиям обучения, явлениям микросоциальной и педагогической запущенности.

Значительная часть нарушений имеет и половые различия в расторможенности влечений: у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек — повышенная сексуальность.

Формирование нарушений поведения тесно связано и с явлениями педагогической запущенности.

Анализ нарушений у подростков с ЗПР подтверждает мнение о роли благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации поведения.

Детей без отклонений в развитии ЦНС можно разделить на следующие категории:

1.дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

.дети из неблагополучных, асоциальных семей;

.дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

.дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей требуется особое внимание специалистов, комплексный подход с целью нивелирования неблагоприятных факторов и создания условия для оптимального развития детей. [5]

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

1.2 Причины попадания детей в «группу риска»

ребенок психологический подросток риск

Для решения вопросов оказания психологической и социально-педагогической помощи и поддержки детям и подросткам необходимо четко представлять себе контингент таких детей и их психологическую характеристику.

Основными причинами попадания детей в группу риска являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

.пьянство одного или обоих родителей;

.асоциальное поведение одного или обоих родителей (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);

.устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

.сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;

.убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем;

.отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);

.оставление малолетних детей одних без пищи и воды;

.отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;

.побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д. [5]

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка, и его жизни.

Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

У детей возникают значительные отклонения как в поведении так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта — нарушение социализации в широком смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.).

30 стр., 14564 слов

Представления родителей подростков о характере своего ребенка

... - изучение представлений родителей подростков о характере своего ребенка. Задачи: 1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме представлений родителей подростков о характере своего ребенка, раскрыть основные понятия. ... степени находятся рядом с ребенком, чем раньше, и сам ребенок мало рассказывает своим родителям о своей жизни [30]. Поэтому многие родители замечают изменения, которые ...

[5]

Характеристика неблагополучных семей, т.е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна — это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентиров.

Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы.

В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами давно доказано, что большинство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается») в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их воспитывали в детстве.

Остановимся на самом главном факторе, который влияет на образ жизни ребенка и его психическое развитие: родительский дом — отец, мать, другие взрослые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ребенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он наблюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, подражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится завоевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их ценности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного детьми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознательная программа «наследие предков», заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье.

3 стр., 1184 слов

Вальце М. Основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками ...

... психологического сопровождения детей и подростков группы риска, проживающих в учреждениях интернатного типа. Авторская модель условий проживания и развития детей и подростков группы риска Нами разработана ... Необходимость использовать потенциал всех реалий Сущность психологического сопровождения детей и подростков группы риска состоит в использовании потенциала воздействия всех реалий, определяющих ...

Длительное проживание в асоциальных семьях, где царят насилие и отчуждение, приводят к снижению у детей эмпатии — способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны.

Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношениями родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об этом не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родители которого занимают низкое социальное положение, не работают, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в антисанитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жизнью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, выросших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая самооценка, они не верят в себя, в свои возможности.

1.3 Психологические особенности «детей группы риска»

В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика «детей группы риска». И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.

Дети, воспитывающиеся в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки детства, характеризуются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается такими психотравмирующими факторами, как изъятие ребенка из семьи и помещение его в разного рода учреждения (больница, приемник-распределитель, приют временного пребывания, санаторий и т.д.).

Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними [5].

Подробнее рассмотрим подростковый возраст. Подростки группы риска характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения).

В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека. Для нормального развития подростков необходимы определенные условия:

5 стр., 2176 слов

ПОДРОСТКИ «ГРУППЫ РИСКА» И ИХ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ .ИЗУЧЕНИЕ ...

... сформулирована тема исследования: «Личностные особенности подростков группы риска». Цель исследования: теоретически обосновать проблему личностных особенностей подростков группы риска. Объект исследования: подростки группы риска. Предмет исследования: личностные особенности подростков группы риска. В соответствии с целью, объектом и ...

.информация о современной жизни; они имеют право и должны получать достаточно достоверную информацию по всем волнующим подростков вопросам, проверять ее и анализировать (секс, уголовное право, наркотики и алкоголь, религия, секты, молодежное движение и т.д.);

.сочетание свободы и ответственности в деятельности; подросткам необходимо конструктивное взаимодействие со взрослыми, принятие выработанных правил в школе, семье, обществе;

.принятие себя (своего физического Я, характера, особенностей, эмоций и т.д.);

.обучение навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства) [5].

Характеристика современных детей группы риска в подростковом возрасте дает малооптимистичную картину, но специалист, работающий с ними, должен уметь четко видеть перспективы их будущего и помочь им сделать первые шаги к изменению себя. По данным социологических и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности:

.проекция на себя неудачной жизни собственных родителей;

.эмоциональное отвержение подростков со стороны родителей и одновременно их психологическая автономия;

.среди социально одобряемых ценностей у них на первом месте — счастливая семейная жизнь, на втором — материальное благополучие, на третьем — здоровье; в то же время эти ценности представляются подросткам недоступными; высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт — один из источников стресса;

.«подкрепление» потери ценности образования для подростков группы риска — те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел (имеет машину, гараж и т.д.); о реальных путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;

.повышенный уровень тревожности и агрессивности;

.стремление к «красивой», легкой жизни, удовольствиям;

.искажение направленности интересов — свободное времяпрепровождение в подъезде, на улице — только подальше от дома, ощущение полной независимости (уходы из дома, побеги, ситуации переживания риска и т.д.).

Психологи (Л.С. Выготский и др.) выделили основные группы главных интересов подростков. К ним относятся:

6 стр., 2623 слов

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПОДРОСТКАМ ГРУППЫ РИСКА

... с детьми и подросткам группы риска. Предметом исследования является социально-педагогическая помощь подростками группы риска. Целью курсовой работы является исследование социально-педагогической помощи подросткам группы риска. ... то, что педагогическая деятельность имеет профессиональный и непрофессиональный уровни. Непрофессиональной педагогической деятельностью занимаются, как правило, родители и ...

.эгоцентрическая доминанта — интерес к собственной личности;

.доминанта усилия — тяга подростков к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.;

.доминанта романтики — стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.

Продолжение этих изменений в подростковом возрасте мы находим в трудах Д.Б. Эльконина, который выделил симптомы развития. К ним относится возникновение трудностей в отношениях со взрослыми (негативизм, упрямство, безразличие к оценке их успехов, уход из школы, уверенность в том, что все самое интересное происходит вне школы и т.д.).

Подростки начинают вести дневники, тайные тетради, в которых они свободно, независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства. Появляются особые детские компании (поиски друга, кто может понять), что приводит к возникновению неформальных подростковых сообществ.

По данным А.Л. Лихтарникова у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными, ответами подростков группы риска об основных показателях счастья являются: еда, сладости (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительского попечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можно интерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростков обнаружено в нормальных семьях.

Опыт переживания одиночества подростками группы риска составляет 70%. Выхода из состояния одиночества не видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять и т.д.).

При работе с подростками группы риска следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Здесь понятие «беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями. [3]

Таким образом, можно сказать, что подростковый возраст является трудным этапом развития личности. Именно в этот период могут возникать неблагоприятные особенности личности, свойственные представителям группы риска.

7 стр., 3427 слов

Коррекционная работа с подростками Подростки « группы риска»

... со сверстниками может быть проявлением аномального развития личности. Говоря о «группе риска» среди подростков, необходимо выбрать критерии, которые помогли бы психологу-прак­тику понять, может ... алкоголизмом). К наследственному фактору, делаю­щему вероятным возникновение этих расстройств у детей, прибавляются непредсказуемость семейной ситуа­ции, ее чреватость неприятными неожиданностями. 2. ...

2. Изучение личностных особенностей подростков группы риска

.1 Методики изучения личностных особенностей подростков «группы риска»

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко.

Методика диагностики общей коммуникативной толерантности, предложенная В.В. Бойко, позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.

Согласно автору методики, коммуникативная толерантность, или толерантность в общении, подразделяется на ситуативную, типологическую, профессиональную и общую. Уровень ситуативной толерантности определяется отношением человека к конкретному партнеру по общению (супругу, коллеге, случайному знакомому), типологической — отношением к собирательному типу или группе людей (представителям какой-либо национальности, профессии, социального слоя).

Профессиональная коммуникативная толерантность проявляется в рабочей обстановке, во взаимодействии с теми людьми, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности (клиентами, пациентами).

Общая коммуникативная толерантность обусловлена жизненным опытом, свойствами характера, нравственными принципами и в значительной мере предопределяет другие формы коммуникативной толерантности.

В приложении 1 представлены пункты опросника, сгруппированные в 9 шкал. Бланк предъявляется респондентам без названий шкал.

Методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера.

Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля: низкий, средний или высокий коммуникативный контроль. Согласно М. Снайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

Тест имеет деление уровней коммуникативного контроля по следующим градациям: низкий уровень коммуникативного контроля — личность характеризуется высоким уровнем импульсивности в общении и взаимодействии с окружающими, низкой дифференцированностью поведения, что вызывает раскованность во взаимодействии с партнерами по общению; средний уровень коммуникативного контроля — личность характеризуется сдержанностью и низкой эмоциональностью в общении, искренностью и непосредственностью при взаимодействии с окружающими; высокий уровень коммуникативного контроля — личность характеризуется достаточно высоким уровнем эмоциональной сдержанности и контроля своего поведения при взаимодействии с окружающими. Текст и интерпретация результатов находятся в приложении 2.

Методика уровень субъективного контроля

Наибольшее распространение в нашей стране получила методика УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой являются Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд. В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных но типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.

Такой подход в целом представляется оправданным. Не оправданным же является категоричное утверждение, которое делают не только эти, но и другие авторы о том, что американская психология личности, американская традиция исследования локуса контроля основывается на представлении о его универсальности. Это подтверждение было бы справедливым, если его относить к самому Дж. Роттеру. Оно даже было бы справедливым и в более общем смысле, но лишь употребленное в прошедшей форме. Действительно, и у Дж. Роттера, и в американской психологии 1960-70-х годов локус контроля по большей части рассматривался как универсальная, трансситуативная характеристика. Однако в настоящее время уже не редкостью являются исследования локуса контроля в ситуациях достижения или неудач, в области профессиональной или учебной деятельности и т.д.

Другое наше замечание состоит в следующем. Мы все же полагаем, что, несмотря на значимость ситуативного момента, локус контроля является интегральной и достаточно общей личностной характеристикой. Выделения в концептуальном плане различных областей проявления локуса контроля, а в методическом плане — различных субшкал, очевидно, целесообразно. Однако излишнее дробление вряд ли обосновано, т.к. оно выхолащивает саму концептуальную идею локуса контроля и снижает практический потенциал этого понятия. Может быть, ситуативная доминанта в исследовании ответственности и возможна, но это будет уже иная теоретическая концепция. И для нее надо искать иное название, отличное от концепции локуса контроля.

Опросник УСК состоит из 44 пунктов. Существует два варианта ответов. При одном варианте ответы даются по 6-баллыюй шкале: от -3 до +3. Причем ответ «-3» означает полное несогласие с пунктом шкалы, а ответ «-3» — полное согласие. При другом варианте ответы даются в традиционной для тестовых опросников форме: «Да — Нет». Текст опросника, ключ и описание шкал находятся в приложении 3.

2.2 Результаты исследования личностных особенностей подростков «группы риска»

С целью изучения личностных особенностей подростков «группы риска» было проведено эмпирическое исследование среди учащихся МБОУ COШ №16 г. Невинномысска. Объектом исследования выступили подростки 8-9 классов.

Практическое исследование было проведено в двух группах подростков: экспериментальной (15 подростков группы риска) и контрольной (15 подростков без отклонений в поведении).

В исследовании были использованы следующие методики.

. Диагностика коммуникативной установки (В.В. Бойко).

. Диагностика самоконтроля в общении (М. Снайдер).

. Диагностика уровня субъективного контроля личности (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина. А.М. Эткинд).

Как показало исследование, высокий уровень самоконтроля в общении проявляется только у 20% подростков группы риска. Большая часть подростков отличаются неустойчивостью поведения, наличием деструктивных форм общения (рис. 1).

Рис. 1. Выраженность уровня самоконтроля в общении

В экспериментальной группе на высоком уровне часто проявляются завуалированная жестокость, негативный опыт общения и открытая жестокость. Это связано с тем, что часто подросток общается со сверстниками такого же типа, что препятствует развитию навыков конструктивного общения с другими людьми.

Из рисунка 2 видно, что завуалированная жестокость проявляется у 73% подростков экспериментальной группы и у 20% подростков контрольной группы.

Рис. 2.Выраженность завуалированной жестокости

Открытая жестокость также выражена больше у подростков группы риска (рис. 3).

Они не скрывают и не смягчают свои негативные оценки по поводу большинства окружающих. Оценивают людей резко, однозначно и в категоричной форме.

Рис. 3. Выраженность открытой жестокости

Негативные оценки по поводу окружающих могут быть объективно обоснованы подростками. Обоснованный негативизм, выражающийся объективно обусловленными отрицательными выводами о некоторых типах людей и сторонах взаимодействия, характерен для большинства подростков экспериментальной группы (рис. 4).

Рис. 4. Выраженность обоснованного негативизма

Негативный опыт общения как показатель социальной ситуации развития характерен для большинства подростков экспериментальной группы. У подростков контрольной группы уровень негативного опыта общения невысокий.

Интегральная шкала оценивает суммарный балл по всем шкалам. Если испытуемый набрал выше общего среднего (33), то это свидетельствует о наличии у него выраженной негативной коммуникативной установки (рис. 5).

Рис. 5. Выраженность негативной коммуникативной установки

Как видно из рисунка 5, негативные коммуникативные установки четко выражены в экспериментальной группе у 53,3% исследуемых, что на 40% выше, чем у подростков контрольной группы.

Как видно из рисунка 6, в целом уровень субъективного контроля в группе подростков группы риска низкий практически по всем показателям. Показатель обшей интернальности (Ио), характеризующий субъективный контроль над любыми значимыми ситуациями, в этой группе на 60% ниже, чем в контрольной. Испытуемые в этой группе отмечают, что большинство важных событий в их жизни происходит не по их инициативе, а являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т.д., они не чувствуют ответственности за эти события и не проявляют ее. Необходимость постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение к себе приводит к снижению активного отношения к жизни: собственные ценности, принципы и ориентиры не формируются.

Рис. 6. Выраженность уровня субъективного контроля

На основе проведенного корреляционного анализа личностных особенностей подростков группы риска были сделаны следующие выводы.

. Самоконтроль в общении у этих подростков связан с завуалированной жестокостью и интернальностью в отношении здоровья и находится с этими показателями в прямой зависимости. Чем выше самоконтроль в общении, тем ниже интернальность в области неудач.

. Завуалированная жестокость напрямую связана с негативным опытом общения. Чем выше завуалированная жестокость, тем ниже обоснованность негативизма.

. Открытая жестокость находится в прямой зависимости от негативного опыта общения, общей интернальности. Чем выше открытая жестокость, тем ниже интернальность в области достижений.

. Негативный опыт общения связан с интернальностью в межличностных отношениях прямой зависимостью. Для подростков группы риска характерны низкий самоконтроль в поведении и общении, негативные коммуникативные установки.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов, воспитателей и практических психологов по оказанию психолого-педагогической помощи подросткам группы риска.

Заключение

На основе изученного материала можно сделать вывод, что организация обучения и воспитания «детей группы риска» должна осуществляться всесторонне, только тогда она будет эффективна. Основными направлениями деятельности психолога являются оптимизация общения «детей группы риска» со сверстниками и взрослыми, формирование у них чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой.

Большая роль в работе с детьми «группы риска» отводится социальному педагогу. Социальному педагогу важно знать о материальных и жилищных условиях подопечных, ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям. Немаловажным компонентом деятельности социального педагога является своевременное формирование у детей социально значимых межполовых отношений, так же социальный педагог организует правовое просвещение среди педагогов, учащихся, разъясняя им их права и обязанности.

Завершая разговор о «детях группы риска», уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.

Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно — житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

Список литературы и других использованных источников

1.Александрова Ю.В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей. — Современный гуманитарный университет, 1999.

2.Астапов В.М., Обучение и воспитание детей «группы риска». — М., 1996. (1)

.Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска». — М., 2006. (2)

.Божович Л. Личность и се формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 2002.

.Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. — Союз, 2002.

.Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. — М.: Просвещение, 2003.

.Казанская В. Подросток. Трудности взросления. — СПб.: Питер, 2006.

.Казанская В. Подросток. Социальная адаптация. — СПб.: Питер, 2011.

.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. — Сфера, Юрайт-М, 2001.

.Корнилова Т., Григоренко Е., Смирнов С. Подростки групп риска. — Питер, 2005

.Кондрашенко В.Т., Игумнов С.А. Девиантное поведение у подростков. Диагностика. Профилактика. Коррекция. — Аверсэв, 2004 г.

.Личко А.Н. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — М.: Медицина, 2003.

.Невский И.Л., Колесова JI. C. Подростки «группы риска» в школе. — М., 1996.

.Ольшанский В.Б. Личность и ее социальные ценности. Социология в России: В 2 т. — М., 2005. — Т. 1.

.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Учебное пособие. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998.

.Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. — Учеб. пособ.-СПб; Изд-во СПб ун-та, 2001.

.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 частях. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. — Юрайт, 2012

.Сакату X. Психологические особенности детей группы риска. — М., 2000.

.Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. — М.: Педагогическое общество России, 2003.

.Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. — Академический Проект, Гаудеамус, 2007

.Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. — М., 2008. (5)